Шарипова Х. Р.
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
15.6. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Шарипова Хадича Рустамовна, аспирант
Место учебы: Таджикский национальный университет
Аннотация: В статье рассмотрены подходы к
формированию системы эффективного менеджмента гостиничных услуг. На основе изучения системы менеджмента гостиничных услуг в гостиницах Таджикистана и научной литературы предложены пути их совершенствования.
Ключевые слова: гостиница, гостиничные услуги, менеджмент, гостиничная инфраструктура, стратегический менеджмент
APPROACHES TO THE FORMATION OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF HOTEL SERVICES IN THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Sharipova Khadicha Rustamovna, graduate student Study place: Tajik National University
Annotation: The article examines approaches to the formation of a system of effective management of hotel services. Based on the study management system of hotel services in the hotels of Tajikistan and the scientific literature the author suggests some ways to improve them.
Keywords: hotel, hotel services, management, hotel infrastructure, strategic management
Сфера гостиничных услуг является в настоящее время одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Таджикистана, формирующей определенную часть доходов государства. В последние годы, в связи с повышением уровня жизни населения, развитием деловой активности, внутреннего и въездного туризма, спрос на гостиничные услуги в Таджикистане постоянно повышается.
Менеджмент, являясь разновидностью научнопрактического управления, создает все необходимые условия для реализации теории и практики руководства предприятиями, фирмами, организациями,
функционирующими в условиях рыночной экономики.
Рис. 1.1. Сущность и содержания менеджмента гостеприимство [5]
В настоящее время в экономической литературе существует много разнообразных толкований понятия менеджмента. «Менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли»[2; 3; 4].
Исходя из вышеприведенного определения менеджмента, можно определить менеджмент гостиничного бизнеса как процесс профессиональной деятельности по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.
Таким образом, на наш взгляд, менеджмента гостеприимство можно определить как совокупность методов, таких как:
1. устойчивая корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка услуг;
2. непрерывное стремление к повышению эффективности услуг, к приобретению наилучших результатов;
3. устремленность гостиницы на спрос и потребности рынка услуг, на запросы потребителей туристской услуги и расширения тех видов гостиничных услуг, которые пользуются спросом и могут принести гостинице оптимальную прибыль;
4. необходимость применения модернизированной информационно-компьютеризированной базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений;
5. организация эффективной системы маркетинговых исследований для получения достоверной информации о конъюнктуре рынка гостиничных услуг.
На современном этапе в гостиничной индустрии можно
1
выделить следующие виды менеджмента :
- иностранные управляющие компании и сетевые корпорации;
- топ-менеджмент гостиничных комплексов, предназначаемый руководством организации и структур, в ведении и подчинении которых они находятся;
- совет директоров, выбираемый собранием акционеров гостиницы.
Каждому перечисленных видов менеджмента на практике соответствуют разные по структуре и
1 Дручевская, Лариса Евгеньевна, «Формирование стратегических альянсов в гостиничном бизнесе» тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.05, к.э.н. 2005
203
Бизнес в законе
1 ’2014
результативности системы управления. Это поясняется, в первую очередь, многообразным генезисом самой системы менеджмента. Так, в первом случае - это профессиональные компании, имеющие большой опыт управления отелями в разных странах мира. Как правило, они работают с гостиницами по контракту управления и передают им уже наработанные технологии управления, а также каналы продаж и бронирования. Во втором случае формирование топ-менеджмента начинается с назначения вышестоящей организацией первого руководителя отеля. С ним подписывается контракт, и в дальнейшем он сам формирует собственную команду менеджеров, определяет политику управления. И хотя влияние вышестоящих структур на управление ведомственными гостиницами нельзя недооценивать (контроль над доходностью, рентабельностью, расходованием средств), эффективность управления гостиницей зависит именно от личных качеств, уровня профессионализма и опыта ее первого руководителя. Третий тип менеджмента - это совет директоров (правление), избираемый акционерами гостиницы. Директор назначается для оперативного управления гостиницей, решения же по важнейшим вопросам, касающимся, например, стратегического управления гостиницей, распределения прибыли и т.п., принимаются коллегиально на регулярных заседаниях правления.
В результате исследования гостиницы столицы Таджикистана были выявлены и аргументированы следующие виды систем менеджмента:
1. Система управления гостиницами с присутствием иностранного менеджмента - это система управления высококлассными международными отелями уровня 4-5 звезд, например «Global Hyatt Corporation» (в г. Душанбе имеется гостиница этой сети «Hyatt») и другая сеть гостиниц «Sirena Corporation» в 2011 г. открыл гостиницу «Сирена Душанбе».
Система менеджмента гостиницами данной группы могут быть условно разделены еще на две подсистемы -иностранные системы управления гостиницами, входящим в состав международных гостиничных сетей, и иностранные системы управления независимыми отелями.
Главными формами собственности гостиничных предприятий данной системы менеджмента могут являться - совместные предприятия с участием иностранного капитала, управляемые иностранным менеджментом, а также приватизированные (АО, ООО, ЗАО) и частные гостиницы с копируемым иностранным менеджментом.
2. Система управления гостиницами местного подчинения, находящихся в ведении государственных структур, министерств и ведомств, аэропортов, иностранных посольств и т.п. К этой группе относятся гостиницы «Таджикматлубот», «Вахш», «Душанбе», «Фарханг», «Авесто», «Гостиница хукумата» (Хорог), «Гостиница Программы поддержки развития горных регионов» (Хорог), «Курган-Тюбе», «Нурек», «Ленинабад», «Худжанд», «Истаравшан» и др.
3. Система управления приватизированными (акционерами) - АО, ООО, ЗАО, а также частными гостиницами, находящимся в собственности таджикских юридических или физических лиц (владельцев). К этой группе следует отнести системы менеджмента таких гостиниц как , «Таджикистан», , «Каён 1-2», «Истиклол», «Меркурий», «Вефа-Центр», «ТаджПалас Отель», «Азия Гранд Отель», «Hotel
Meridian», «Marians Guest house» «Тахти Шохи», «SAAF», «Азия», «Мафтуна», «Согдиана» и др.
Таким образом, при исследовании было выявлено, что система менеджмента в гостиницах местного подчинения, находящихся в ведении государственных структур, отстают в развитии системы менеджмента и по удобством номерной обстановке. К тому же гостиницы, которые имеют системы менеджмента
приватизированными (акционерами) - АО, ООО, ЗАО, а также частными гостиницами, развиваются ускоренными темпами. Эти гостиницы работают на основе инновационного и стратегического менеджмента.
Рассмотрим основные цели, характерные особенности системы управления гостиничной индустрии с присутствием иностранного менеджмента.
Главной задачей организации и функционирования данного типа систем менеджмента является готовность поддерживать имидж иностранного стандарта обслуживания. Конечно же, на этом этапе формируются стратегия и тактика ведения бизнеса иностранными гостиничными компаниями, которые в свою очередь находят подержания высоких стандартов обслуживания и содержания материально-технической базы в согласии с принятыми в рамках данной гостиничной цепи правилами, улучшения услуги, как правило, в верхнем ценовом сегменте (отсутствие гибкости в вопросах снижения цены), в использовании особенных методик подбора кадров и контроля качества обслуживания, в постоянном модернизации и расширении перечень услуг, применении программ поощрения постояльцев гостиницы.
Гостиничные услуги анализируемого типа систем менеджмента характеризируются использованием всего спектра инструментов развития услуг на рынок, проведением агрессивной маркетинговой исследований, максимальным использованием каналов сбыта и конкурентных преимуществ сетевых структур. Повышения доходов данных гостиниц реализовывается за счет применения новейших инструментов менеджмента доходов, который позволяет управлять переменных ситуаций рынка услуг, основанных на анализе и прогнозе параметров спроса.
К основным преимуществам рассматриваемого типа систем менеджмента необходимо отнести следующие [1]:
- международное признание бренда, обеспечивающая формирование кредита доверия к гостиницам и возможность гостиничных сетей быстрее и легче входить на новые рынки благодаря набору нематериальных активов и логических навыков, которые они могут представить в пользование любому новому присоединенному предприятию по более низкой цене, чем это требуется от нового (потенциального) участия на рынка;
- Финансирование - потенциал перелива капитала между гостиницами внутри сети для подержания финансовой стабильности и реализация стратегических задач;
- наличие, как правило, прибавочного капитала бронирования - собственной внутрисетевой системы резервирования; кроме того, централизованное резервирование может перераспределять поток клиентов, направляя значительное число клиентов от одного отеля к другому в пределах сети;
- единое управление и общий персонал, обеспечивающий централизованный бухгалтерский учет, маркетинг, проведение исследовательских разработок и развитие инфраструктуры;
- жесткая система контроля и мониторинга всех процедур обслуживания;
- потенциал инвестирования в высококвалифицированный персонал позволяет набирать и сохранять лучший персонал посредством предложения лучших возможностей роста, чем
204
Шарипова Х. Р.
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
другие фирмы, главным индикатором чего является непрерывное инвестирование в подготовку кадров;
- широкий спектр мотивации привлечения и удержания клиентов.
Таким образом, в своём единстве методология управления гостиничным предприятием должна определять последовательность управления им как самостоятельным имущественным комплексом, имеющим типичные особенности организации основной деятельности, развитие, которого находятся в прямой зависимости от экономики страны, в условиях постоянного поиска и внедрения инновационных решений для поддержания и улучшения конкурентных позиций на рынке.
Таким образом, в заключении статьи на основе всестороннего анализа нами предлагаются следующие методологические принципы менеджмента гостиничных услуг:
1. Ранжирование факторов, определяющих особенности деятельности гостиничного предприятия, в частности, характер будущих гостиничных услуг;
2. Стратегически важные факторы формируют структуру сегментов потребления и устанавливают конкурентов на региональном рынке;
3. Сегментация рынка потребителей и анализ конкурентов должны проводиться на регулярной основе в четко определенном направлении;
4. Имущественный комплекс гостиницы должен соответствовать нормам и стандартам, предъявляемым к организации оказания услуг. При временном проживании гости с разными интересами подлежат распределению в организованные группы в соответствии с выбранными условиями пребывания.
Предлагаемый набор услуг гостиничного предприятия может варьироваться, но должен сохранять особенности местного культурного колорита характерного для данной рекреации и народного наследия в целом. Ключевые исторические и культурные традиции определенного региона страны необходимо использовать в элементах дизайна в местах отдыха гостей, дополнять перечень услуг.
Список литературы:
1. Белянский В. П, ,Штыхно Д. А. Глобализация мирового гостиничного хозяйство. Сборник «Двенадцатые международные Плехановские чтения» М: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова 2007
2. Боголюбов B.C. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : Учебно-методическое пособие. -СПб., 2002
3. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в 21 веке: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.
4. Кнышова Е.Н., Белозерова Ю.М. «Менеджмент гостеприимство»: учеб. Пособие/М.: ИД «ФОРУМ»:ИнФрА-М, 2010/ Тебекин, А. В, Касаев Б. С. Менеджмент организации [Текст] : учебник для вузов /. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008.
5. Кнышова Е.Н., Белозерова Ю.М. «Менеджмент гостеприимство»: учеб. Пособие/М.: ИД «ФОРУМ»:ИнФрА-М, 2010, Менеджмент / под общ. ред. А.Л. Гапоненко. — в 2 ч. : часть I. — М. : Изд-во РАГС, Издательский Дом «ИНФРА-М», 2010.
6. Сизых Н.В. Оценка эффективности работы гостиничного комплекса и его подразделений. Система KPI// Гостиничное дело. -2007. - №3.
7. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями: Учеб. Пособие. -СПб.: Издат. Дом СПбГУ, 2005.
8. Camp, R.C. Benchmarking: The Search for Industry Best Practices that Lead to Superior Performance. Milwaukee, Wisconsin: ASQC Quality Press, 1989
Reference list:
1. Belyanskiy V.M., Shtyhno D.A. Globalization of the world economy hotel . Collection of Twelfth International Plekhanov Readings" M .2007
2. Bogolyubov B.C. Financial management in the tourism and hotel industry : Study guide . - SPB. 2002
3. Drucker , Peter F. Management Challenges for the 21 st Century: Tr. with Engl. : Ouch. pos. - M. 2000 .
4. Knyshova E.N., Belozerova Y.M. "Management of Hospitality" : studies. Manual / M. 2010 . Tebekin , A.V. , Kasaev B.S. Organizational Management [Text] : a textbook for high schools / . - 3rd ed. , Rev . and add. - M. 2008 .
5. Knyshova E.N., Belozerova Y.M. "Management of Hospitality" : studies. Manual / M , 2010, Management / General. Ed. AL Gaponenko . - 2 pm : Part I. - M. 2010.
6. Sizykh N.V. Assess the effectiveness of the hotel complex and its divisions . System KPI / / Hospitality . -2007 . - № 3 .
7. Shirokova G.V. Organizational Change Management : Textbook. Allowance. SPb . 2005 .
8. Camp, R.C. Benchmarking: The Search for Industry Best Practices that Lead to Superior Performance. Milwaukee, Wisconsin: ASQC Quality Press, 1989
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Шариповой X. «Подходы к формированию системы эффективного менедлсмента гостиничных услуг в экономике Республики Таджикистан» Актуальность темы обусловлена ее высокой как теоретической, так и практической значимостью. Отличительная черта современного экономического состояния Таджикистана -это продвижение по пути реформ к развитой рыночной экономике. Во многом определяющим сегодня развитие является эффективный менеджмент, обеспечивающий создание необходимых условий для производства товаров и услуг, представляющих ценность для потребителя. Трудности адаптирования к условиям развивающихся рынков и перехода к освоению рыночных возможностей во многом определяются недостаточно эффективным менеджментом предприятий в гостиничном хозяйстве Республики Таджикистан.
Данная проблема, безусловно, мотивирует необходимость в ее основательной теоретической и практической разработке. Таким образом, недостаточная разработанность многих теоретических и практических положений системы эффективного менеджмента гостиничных услуг и высокая значимость вопроса в сегодняшней экономике Таджикистан определили актуальность выбранной темы.
Научная новизна и практическая значимость. В статье обосновывается точка зрения, что менеджмент гостеприимство можно определить как совокупность методов непрерывного стремления к повышению эффективности услуг, к приобретению наилучших результатов, а также устремленность гостиницы на спрос и потребности рынка услуг, на запросы потребителей туристской услуги и расширения тех видов гостиничных услуг, которые пользуются спросом и могут принести гостинице оптимальную прибыль. Кроме того, особое научно-практическое значение имеет совокупность предложенных методологические принципов менеджмента гостиничных услуг.
Заключение. Рецензируемая статья Шариповой X. отвечает требованиям, предъявляемым к научным публикациям, и может быть рекомендована к публикации в периодической печати.
Рецензент:
кандидат экономических наук
Джабборов Ф. А.
205