СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
УДК 640.41
DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10308
АССАФ Басем
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва, РФ);
аспирант; e-mail: [email protected]
Основы функционирования гостиничного предприятия в кризисной ситуации
Любой экономический кризис ведет к увеличению рисков, обострению конкуренции и ухудшению финансового положения многих предприятий, работающих в сфере гостеприимства. Помимо внешних факторов, кризис гостиничного бизнеса зачастую спровоцирован слабой системой управления гостиницами, неадекватными взаимоотношениями с клиентами и управлением доходами. Неблагоприятная экономическая конъюнктура вынуждает руководителей гостиничных предприятий пересмотреть стратегию развития, а именно, оптимизировать свою деятельность за счет сокращения издержек и применения маркетинговых инструментов. Те предприятия, которым удается снизить затраты без потери качества предоставляемых услуг, наиболее востребованы и конкурентоспособны в условиях кризиса. В статье рассматривается проблема эффективным управлением предприятием в условиях кризиса с точки зрения некоторых отечественных и зарубежных исследователей, на основе которых автор формируем собственную точку зрения относительно эффективности функционирования гостиничного предприятия в кризисной ситуации. Автор исследует основные тенденции гостиничного бизнеса, проводит анализ гостиничного бизнеса в целом на основе статистических данных России и Сирии, в результате которых можно отметить падение отрасли гостеприимства в обеих странах в связи со сложной экономической ситуацией на международной арене. В статье представлены методы управления гостиничным предприятием в период кризиса. Автором разработана трехуровневая модель функционирования гостиничным предприятиям в период кризиса как в России, так и в Сирийской Арабской республике. Отдельно выделены тенденции гостиничным предприятием в Сирии, связанные с особенностями военных действий внутри страны. Предлагаемая схема реализации поможет улучшить финансовую ситуацию руководителям и управляющим гостиничных предприятий в период кризисных ситуаций. Помимо этого, данная статья будет полезна студентам и аспирантам, обучающимся в сфере туризма и гостеприимства.
Ключевые слова:
гостиничное предприятие, кризисная ситуация, функционирование гостиничных предприятий, гостиничный бизнес
Введение. Экономический кризис затрагивает все направления бизнеса, в том числе и гостиничное дело. Разработка оптимизированного плана развития - основной путь выживания гостиничного предприятия в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры. Проблема развития гостиничного бизнеса в период экономического кризиса стала актуальной задачей для собственников гостиничных предприятий на международном рынке. Таким образом, целью данного исследования является попытка сформировать модель функционирования гостиничным предприятием, которая может иметь место на международном рынке туризма в период кризиса. Обзор литературы по данному вопросу показывает, что в подавляющем большинстве авторы рассматривают проблемы антикризисного управления и эффективного управления предприятия в целом [19]. К примеру, проблемы антикризисного управления рассматривались в исследованиях западных и отечественных ученых.
Одно из определений кризисного управления, о котором говорит Дарлинг: «Управление кризисом определяется как ряд функций или процессов для выявления, изучения и прогнозирования кризисных проблем и излагает конкретные способы, которые позволили бы организации предотвратить кризис или справиться с ним».
Р. Lagadec считает, «чтобы избежать или уменьшить такое непредвиденное воздействие, необходима эффективная практика управления кризисом». К тому времени, когда окружающая среда растет по сложности и неопределенности, она не только требует значительных усилий для обучения со стороны организаций, но также способствует тому, чтобы организации изучали определяющий фактор в своей способности выжить или адаптироваться [13, 15].
Если говорить об отдельной отрасли - в данном случае гостиничном бизнесе, то многие современные исследователи, рассматривая управление гостиничным предприятием в
период кризиса, в частности, российские исследователи А.М. Бабич, Н.А. Зайцева убеждены, что, прежде всего, «следует остановиться на условиях функционирования предприятий гостиничного бизнеса. Во-первых, это меры по увеличению объема продаж за счет формирования новых гостиничных продуктов и изменения ценовых предложений, во-вторых, меры по оптимизации затрат», поскольку эти положения взяты из передового опыта успешных предприятий в отрасли гостеприимства [1]. Данное мнение является, несомненно, актуальным в современном мире, однако стоит отметить, что основной задачей при функционировании гостиничного предприятия в период кризиса является сохранение конкурентоспособности.
По мнению П.А. Туктаровой. важным аспектом, напрямую связанным с возникновением кризисной ситуации внутри гостиничного бизнеса, является «недостаточный уровень профессиональной квалификации работников, который влечет за собой безответственность перед собственниками за последствия управленческих решений и финансовый результат деятельности» [8, с.9].
На наш взгляд, эффективность функционирования гостиничного предприятия в кризисной ситуации заключается в совокупности бизнес-процессов, учета внутренних и внешних факторов воздействия на кризисную ситуацию, а также постоянной оценке эффективности существующей стратегии на уровне организационной структуры, маркетинга, системы управления предприятия в целом.
В настоящий момент формируются новые условия и тенденции, которые во многом определяют эффективность и конкурентоспособность гостиниц в условиях кризиса (табл. 1) [18, с.22; 10; 2, с.56].
Гостиничный бизнес, как и любой другой, зависит от внешних факторов, глобализа-ционных процессов, а научно-технический прогресс, новейшие современные технологии в корне меняют модель поведения потребителей, их предпочтения, а также условия
функционирования предприятий. Стоит отметить, что в парадигме взаимодействия гостиничного предприятия, как с внешними, так и внутренними факторами, возникает кризисная ситуация, причинами которой могут быть:
- качество предоставляемых услуг;
- состояние рыночного спроса;
- цена на услугу;
- материальная база гостиничного предприятия.
- внешние факторы, не зависящие от гостиничного сектора (военные действия, стихийные бедствия и др.).
Таблица 1 - Тенденции развития гостиничного бизнеса
Тенденция Описание
Сервисизация экономики Побуждает представителей гостиничного бизнеса предлагать расширенное содержание предлагаемых гостиничных услуг, усиливать сервисную составляющую в своей работе
Глобализация и интеграция гостиничного бизнеса Создание туристских корпораций и гостиничных цепей. На российском рынке существуют самые известные международные гостиничные бренды («Sheraton», «Marriott», «Hilton», «FourSeasons», отели сети «Accor», «Kempiski» и другие)
Учет особенностей туристского потока Учет с точки зрения неоднородности потока и факторов, его формирующих, позволяет предлагать рынку требуемые по качеству, объему и количеству услуги и бороться с фактором «сезонного спроса» [10]
Глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов Проявляется в наличии широкого ассортимента дополнительных услуг, использовании технологии радиочастотной идентификации RFID, идентифицирующей гостя отеля еще до оказания услуг («TouchPoint» от «OneLabSolutions»), биометрической идентификации, системы электронных замков, использование принципа экологизации при автоматизации систем жизнеобеспечения здания и др.
Усиление долевой экономики По экспертной оценке в будущем гостиницы будут обслуживать, в основном, рынок «люкс» и групповой рынок, в то время как фокус сферы организации частных и бизнес-путешествий устремится на сервисы аренды жилья
Развитие новых форм гостиниц Ярким примером проявления данной тенденции является создание капсульных отелей, впервые открытых в Японии в 1979 году и уже представленных на российском рынке гостиничных услуг в Москве («Воздушный экспресс» «Sleepbox») и Санкт-Петербурге («SimpleHostel»)
Развитие роботизированной техники и внедрение инфракрасных датчиков Например, отель AloftCopertino предлагает гостям услуги робота-посыльного. Общение робота с гостями осуществляется с помощью роботизированного механизма «A.L.O. Botlr» оснащенного поддержкой 4G-связи, WI-FI-модулем и 7-дюймовым планшетом. Использование инфракрасных датчиков помогает персоналу принять решение, например, по необходимости уборки номера
Внедрение инновационных программных продуктов Продукты для гостиничных предприятий - SAAS-технологии («облачные»). Главным преимуществом таких технологий является отсутствие требований к закупке дорогостоящего оборудования и программного обеспечения. Доступ к системе осуществляется при помощи Интернет-браузера из любой точки мира [2, c.56]
Развитие мобильного маркетинга и ориентированность на поколение «милле-ниум» Мобильные приложения успешно используются для оптимизации взаимодействия как с гостями отеля (бронирование, самостоятельная регистрация, заказ питание, такси, другое), так и для внутреннего взаимодействия сотрудников отеля (например, задание на уборку освободившегося номера, а после окончания уборки горничная посылает уведомление о готовности номера к проверке и к заселению гостей)
АссафБ. СЕТЕВОЙ
Основы функционирования гостиничного предприятия ил\/иин 1М
в кризисной ситуации х1х\/пи лпНЫ
ЖУРНАЛ
Анализ состояния гостиничного бизнеса в России и Сирии
Существует оптимистичная статистика, говорящая о том, что в России с каждым годом становится на 10% больше внутренних туристов. Граждане больше путешествуют внутри страны. По другим данным, за счёт сокращения турпотока заграницу на 40%, внутренний туризм вырос на 30%.
Прошедший год показал загрузку столичных гостиниц на 72%. При этом, ситуация в провинции намного хуже: всего 25% номерного фонда востребованы. Так, большинство постояльцев отелей категории четыре и три звезды города Тюмени (80% и 70% соответственно) - это люди, приехавшие сюда в командировку. Во Владивостоке основные клиенты гостиниц предприниматели из различных регионов. Доля въездного туризма в этом городе составляет всего 1,3%, поэтому о больших доходах с туристов говорить не приходится.
По информации компании JLL, цена за номер в Московских отелях категории три звезды снизилась почти на 9% (до 4300 рублей за одни сутки). При этом загруженность номеров осталась практически на уровне прошлого года. Стоимость номера в среднем упала на 8-10%, наполняемость 70% считается сегодня для отельного бизнеса очень прилич-
ным показателем.
Только некоторые отели смогли поднять цены на свои номера. Так, люксовые отели Москвы смогли увеличить свои цены в среднем на 10% (до 15 200 руб.). При этом они смоги не только сохранить уровень загрузки, но даже его увеличить на 8%. Такое произошло из-за скачков курсов доллара и евро по отношению к рублю. Из-за падения рубля, стоимость люксовых номеров в иностранной валюте значительно сократилась (примерно на 40% в долларовом выражении), в связи с чем, многие иностранные туристы стали выбирать отели более высокого ценового сегмента.
В настоящее время в России действует около 3000 гостиниц категории 5 звёзд. В больших городах их доля составляет примерно 15% от общего числа.
В Санкт-Петербурге ситуация на гостиничном рынке пока в целом благоприятная. По данным Cushman&Wakefield, средняя загрузка отелей около 84%, при этом отели высшего ценового сегмента заполнены на 80% (в Москве на 60%). По итогам первого полугодия 2018 года средняя загрузка в отелях Санкт-Петербурга сегмента 5 звезд увеличилась на 9%. Одной из причин могло стать проведение международного экономического форума, на который приехало много гостей из разных стран. Данные подтверждает рис. 1.
"Высший" сегмент (Upper UpScale) г. Санкт-Петербург (5 звезд)
AOR(Py6.)
14 000 Р 12 000 Р 10 000 Р 8 000 Р 6 000Р 4 000 Р 2 000 Р 0Р
62%
51% __________—
100% 90% 80% 70% 60%
50% ОСС (%) 40% 30% 20% 10% 0%
2017
Средняя стоимость (А0(?)
I Прибыль с номера (RevPAR)
2018 (прогноз)
—О— Средняя загрузка (Occupancy %)
Рис. 1 - Аналитика гостиничного рынка Санкт-Петербурга в сегменте 5 звезд [3]
Самыми востребованными направлениями внутреннего туризма кроме Москвы и Санкт-Петербурга являются города-курорты Сочи, Симферополь и город Калининград. Это объясняется относительной невысокой стоимостью авиа и ж/д. билетов по сравнению с более удалёнными от центра регионами.
Если говорить о Сирии, которая является одним из самых красивых туристических стран, то можно отметить, что за последние десять лет прирост туристских прибытий в данной стране составил 241,5 млн. человек, а ежегодные темпы роста приблизились к 4,9%. Важнейшим регионом, показавшим самый большой прирост туристских прибытий, был Ближний Восток, рост составил 10,7%, Европа -4,5%, Восточная Азия и Африка - 6,6% и Западная Азия - 8,8%.
Индустрия гостеприимства обеспечивает более 10% занятости населения в Сирии, в отрасли заняты примерно 310 тыс. человек.
В 2015 г. доходы гостиниц и ресторанов составил 1.760 млрд. сирийских фунтов, в 2010 году этот доход составлял 142 млрд. фунтов стерлингов. С начала кризиса в Сирии в марте 2011 года гостиницы стали терять клиентов и большую часть своих доходов. Многие средства размещения снизили цены на проживание на 60%. Тем не менее, на данный момент загрузка гостиниц не превышает 38% с начала войны. Гостиничный сектор потерял 90% клиентов. Основными проблемами является военные действия, активно продолжающиеся с 2011 года. В период 2010-2016 гг. наблюдается изменение количества гостиничных предприятий в Сирии (табл. 2).
Данные таблицы показывают серьезное падение количества гостиничных предприятий в 2016 году. В результате военных действий, сирийский туризм потерял более 4000 новых рабочих мест. В отличие от этого показателя, количество безработных из сектора оценивается в 38 тысяч человек, которые работали в ресторанах и гостиницах, и 114 тысяч -сотрудники в секторов и предприятий, связанных с туризмом [20].
Таблица 2 - Изменение количества гостиничных предприятий Сирии (2010-2016 гг.) [14]
Год / Кол-во гости- в % к 2010 г.
Показатели ничных предпри- (довоенный
ятий (ед). период)
2010 721 100
2013 413 57
2016 350 49
Таким образом, осложнения на международной арене достаточно сильно сказались на работе как Российских, так и Сирийских гостиниц. Заметно уменьшилось количество клиентов, приезжающих в деловых целях на переговоры, конференции, выставки и т. д. В частности, резко снизилась активность интуристов из стран Западной Европы и Северной Америки, обеспечивавших существенную часть прибыли в высших ценовых сегментах. Методы управления гостиничным предприятием в условиях кризиса Для решения проблем, связанных с проблемами функционирования гостиничных предприятий в условиях кризиса были предложены следующие методы, представленные в табл. 3.
Таблица 3 - Методы управления гостиничным предприятием в условиях кризисной ситуации [12, c. 51-52]
Тактические методы Стратегические методы
1.Перестройка 2. Сокращение 3. Банкротство 1. Объединение 2. Инновации 3. Регуляризация 4. Реструктуризация 5. Сокращение
Первая группа методов включает тактические методы. В свою очередь, тактические методы включают реорганизацию (перестройку), сокращение и банкротство. Данные методы направлены на быстрое улучшение финансовых показателей предприятия, то есть преодоления кризисных последствий. Однако использование этих методов не всегда достаточно, чтобы устранить причины кризиса.
Другая группа методов - стратегические.
Как правило, руководители гостиничных предприятий не сразу смогут увидеть результаты от этих методов, но их использование меняет качественные характеристики, такие как конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность, ориентация на клиента и инновации.
К основным методам можно отнести объединение в рамках одной сети предприятий на разных стадиях развития и распределения и диверсификации видов деятельности. Этот метод может быть рационален, если интеграция приводит к существенной экономии или возможным сокращениям, например, транспортных расходов.
Инновации представляют собой внедрение современных подходов стратегического управления в кризис. Регуляция же, в свою очередь, включает в себя формирование стратегического планирования и управленческой отчетности, создание комбинированной системы финансового контроля и планирования, автоматизированных систем учета и формирование эффективной маркетинговой деятельности. Эти подходы позволяют решить множество проблем, связанных с конъюнктурой рынка и поиском новых клиентов и партнеров на международном рынке.
Реструктуризация - это сложный метод антикризисного стратегического управления, которая стала распространенной в последнее время. Этот способ связан с изменением организационной структуры и системы стратегического управления.
Метод реструктуризации бизнес-процессов ведет к сокращению лишних звеньев и лишних затрат времени и денег, обеспечивает скачкообразный рост эффективности деятельности, таких как эффективность работы, переработка по времени, затраты на производство и т.п.
Сокращение - еще один способ, который может сразу же улучшить показатели деятельности гостиничной отрасли. Это снижение избыточных мощностей и сокращение занятости в ряде служебного персонала в соот-
ветствие с реальным спросом на рынке. Этот метод приводит к значительному сокращению затрат и снижение производственных цен. Например, гостиничный и ресторанный сектор Великобритании насчитывает около 98,3% предприятий, которые имеют меньше чем 50 работников.
Эффективное стратегического управления во время кризиса предусматривает сочетание следующих элементов: профессиональных знаний работников организации, осуществляющей стратегическое управление; опыт антикризисной деятельности [11, с.46].
Успех стратегического антикризисного управления зависит от своевременного выявления кризиса и применение наиболее эффективных методов для его преодоления. Эффективное функционирование в период кризиса осуществляется с применением ряда стратегических и тактических методов стратегического управления в совокупности.
Модель функционирования гостиничного предприятия в кризисной ситуации Период, когда гостиничный бизнес испытывает определенный «застой» - идеальное время для того, чтобы поработать над его оптимизацией. Большинство ведущих экспертов считает, что главной целью подобной процедуры должно стать снижение общих расходов при сохранении прежнего качества обслуживания [7,с.135].
Рассмотрим поэтапный процесс анализа состояния дел при кризисном управлении (рис. 2).
В результате можно выделить следующие этапы:
- анализ данных (включая финансовый, коммерческий и сервисный аудит);
- возможные последствия кризиса для гостиничного предприятия;
- возможные действия для выхода из кризиса;
- потенциальные факторы риска этих действий;
- сроки осуществления «оздоровительных» мер.
Этапы анализа руководителей гостиничного предприятия в условиях кризисной ситуации
Анализ данных
Анализ последствий кризиса для гостиничного предприятия
Анализ действий выхода из кризисной ситуации
Анализ возможных рисков *
Анализ сроков предотвращения кризиса в условиях гостиничного предприятия
Рис. 2 - Этапы анализа состояния гостиничного предприятия в условиях кризиса [4]
Также анализ состояния текущих дел гостиничного предприятия можно произво-
дить с помощью оценочной матрицы (табл. 4), в которой представлены основные «сферы» исследуемого бизнеса, определена исходная степень значимости (удельный вес), где руководитель гостиничного предприятия должен оценить по 10-бальной шкале каждую сферу. «Итог» вычисляется как произведение оценки по шкале и удельного веса. Представим основные критерии с помощью оценочной матрицы.
Таким образом, следует отметить, что «удельный вес» управления является наиболее значимым фактором в период кризиса, который решает проблемы предприятия посредством кризис-менеджмента.
Кризис-менеджментом в бизнесе называют некий комплекс управленческих решений, которые направлены на предупреждение и преодоление негативных явлений предприятия. В кризисное время фактически речь идет об адаптации всей деятельности отеля к новым экономическим условиям.
Таблица 4 - Пример оценочной матрицы для каждой альтернативы [6, с.54]
Потенциал Удельный вес Шкала Итог
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Финансы 0,2 + 0,4
Управление 0,3 + 1,2
Закупка 0,1 + 0,1
Сбыт услуг (продукции) 0,2 + 0,8
Маркетинг 0,1 + 0,6
Кадры 0,1 + 0,3
1 3,4
По нашему мнению, реализацию кризис-менеджмента, который составляет основу функционирования в гостиничном бизнесе в период кризиса, следует разделить на несколько этапов (рис. 3).
Рассмотрим поэтапное проведение мероприятий кризис-менеджмента.
I. Диагностика. Диагностирование состояния дел в гостиничном предприятии производится по четырем группам характеристик. Первое - это базовые элементы ведения биз-
неса: персонал, уровень технологичности, ин-новационности бизнеса и уровень управления. Например, если говорить о команде отеля, интерес должны представлять: организационная структура, ее эффективность, отсутствие дублирующих функций. В частности, руководитель должен знать, сколько человек у него работает в расчете на один номер. Обычно в гостиницах категории «3 звезды» это не более одного человека, а в отелях уровня «5 звезд» показатель может состав-
лять от 1,5 до 2,5 человек в гостиницах delux [17, ^477]. Сравнивая свой показатель со среднерыночным, предприятие понимает, эффективно оно, или нет. Кроме статистиче-
1-ый уровень
ских данных, руководству необходимо анализировать и уровень компетенции персонала, степень удовлетворенности людей своей работой, мотивационные меры.
+
л/
Диагностика
Персонал
Уровень технологичности
Инновации в бизнесе
Уровень управления
Кризис-менеджмент
2
+
Программа выхода из кризиса
Эффективность бизнес-процессов
Издержки
Численность клиентов
Цена услуги Инвестиции
ьг
PR-компания
Удовлетворение клиентов
Степень лояльности клиентов
Конкурентоспособность
Эффективная маркетинговая стратегия
Рис. 3 - Модель функционирования гостиничного предприятия в период кризиса1
II. Программа выхода из кризиса. Вторая ниша, в которой необходимо проводить диагностику в период кризиса, - это эффективность бизнес-процессов в гостиничном предприятии. Существует ряд параметров, по которым можно проанализировать операционную деятельность. Например, насколько издержки, которые несет операционная деятельность, сопоставимы с доходом, который получает отель; в какой мере число людей, занятых на определенном участке, соответствует необходимости; насколько эффективно продаются услуги тех или иных служб гостиничного предприятия [16, ^375]. Приведем следующий пример: стоит проанализировать, правильно ли работают сотрудники в ресторане, предлагают ли гостю вовремя вино и десерт; насколько конфигурация столиков в ресторане соответствует формату тех компа-
Источник: Составлено автором на основе https://www.researchgate.net/publication/313251386_ Organization_Performance_and_Enterprise_Risk_Manag ement
ний (индивидуальные гости, пары, компании из нескольких человек), которые его посещают, и т.п. Здесь речь идет о дополнительных доходах и рентабельности всего бизнеса. Нужно понимать, что неэффективность бизнес-процессов влияет на качество обслуживания, а значит - на удовлетворенность гостей и взаимоотношения с крупными корпоративными партнерами. Само собой разумеется, что гостиничная отрасль порождает солидные инвестиции, которые необходимы для развития, особенно в период кризисной ситуации как внутри страны, так и самого предприятия.
III. PR-компания. Третий уровень диагностики — это рыночные показатели функционирования гостиничного предприятия, удовлетворенность клиентов качеством обслуживания, степень их лояльности к отелю, конкурентоспособность предлагаемых услуг. Исправить ситуацию на этом уровне, если были упущены возможности двух других, значительно сложнее, так как гостиничное предприятие может уже терять свою долю рынка,
что, несомненно, будет сказываться на показателях доходности.
Если негативные явления затрагивают финансовую эффективность гостиничного предприятия, он теряет прибыль, а значит и рентабельность, имеет неадекватные показатели ликвидности. Мероприятия по санации бизнеса направлены на восстановление платежеспособности гостиничного бизнеса. Это и реструктуризация долгов, если есть трудности с возвратом кредитов, повышение ликвидности ресурсов отеля, ликвидация кассовых разрывов, оптимизация затрат.
К PR-компании относят также эффективную маркетинговую стратегию привлечения клиентов с минимальными вложениями и максимальной прибылью. В данном случае при рекламировании гостиничных предприятий имеют место следующие каналы продвижения:
- скидки и акции для постоянных и вновь прибывших клиентов (покупка комплекса услуг с существенной скидкой для клиента) с целью повторных продаж;
- реклама в СМИ;
- сотрудничество с аэропортами, авиакомпаниями, крупными торговыми центрами;
- раздача листовок, флешмоб в людных местах;
- интернет-маркетинг (статейный маркетинг, e-mail-рассылка, ведение деятельности в социальных сетях, контекстная реклама гостиничного предприятия).
Стоит отметить, что ситуация в гостиничной отрасли Сирии, усложненная существующими военными действиями и терроризмом, вынуждает руководителей отслеживать тенденции и внедрять новшества, с тем чтобы привлечь туристов любой ценой. При осуществлении предпринимательской деятельности роль играет бизнес-аналитика и видение, позволяющие интегрировать целенаправленно сформированные услуги и дизайн гостиниц в окружающую среду, в которой они расположены, сочетаясь с культурными, историческими и природными ресурсами места
назначения.
Рассмотрим некоторые тенденции, которые внедряют руководители Сирийского государства в гостиничном секторе в период кризиса, связанный с военными действиями [9]:
- обеспечение бесперебойного электропитания в гостиницах;
- уделение повышенного внимания здоровью и благополучию посетителей;
- эффективный контроль сотрудников в режиме реального времени;
- активное продвижение по службе талантливых сотрудников.
Таким образом, приведенная функциональная модель позволит иметь представление о необходимости мер в период кризиса гостиничных предприятий, базовый набор действий, где каждый отдельный гостиничный бизнес будет, несомненно, иметь свои особенности в зависимости от причин кризиса.
Заключение. Гостиничная отрасль является важным бизнесом в глобальных рамках, а современные тенденции развития и туристический спрос влияют на его модификацию. Многочисленные тенденции подчеркивают важность современного гостиничного бизнеса, поскольку современный турист не удовлетворен только основным предложением в гостиничном обслуживании, но требует дифференцированной и персональной службы, которая становится основным мотивом для поездок. В результате существующего и постоянно растущего разнообразия гостиничных комплексов возрастает конкуренция, в которой необходимо «выживать» предприятиям. К тому же кризисные ситуации вызывают положения экономики страны в целом и внешних международных отношений. В результате функционирование гостиничных предприятий в период кризиса - является основополагающей целью для сохранения ценности отрасли гостеприимства. В рамках данной публикации была попытка сформировать модель управления предприятием гостиничной отрасли в период кризиса, обладающая базовым набором действий, необходимым для улучшения
кризисной ситуации. Применимо к Сирийской Арабской республике, были рассмотрены некоторые тенденции для полноценного осу-
ществления стратегической модели функционирования в период военных конфликтов внутри страны.
Список источников:
1. Бабич А.М., Зайцева Н.А. Влияние финансового кризиса на развитие гостиничного бизнеса // Сервис в России и за рубежом. 2012. №3. С.3-4.
2. Гарейшин Р.З., Ромашкина О.П. Инновационные технологии как насущная необходимость эффективного туристского и гостиничного бизнеса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 6. С. 55-62.
3. Гостиничная статистика и аналитика [Электронный ресурс]. URL: http://umhos.ru/statistics/ (дата обращения: 14.07.2018).
4. Кизян Н.Г., Мелякова Е.В. Направления развития предприятий в условиях кризиса // ПСЭ. 2015. №4 (56). С. 110-112.
5. Лайко М.Ю., Кошелева А.И. Международный опыт и российская практика эффективного управления гостиничными предприятиями // Regional economy and management: Electronic Scientific Journal. 2016. №4. С.3-4.
6. Подсорин В.А. Антикризисное управление. М.: МГУПС (МИИТ), 2016. 154 с.
7. Сарян А.А. Факторы и условия, влияющие на современное состояние туризма // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2014. № 2. С. 134-136.
8. Туктарова П.А. Диагностика банкротства промышленного предприятия в системе антикризисного менеджмента: дисс. ... канд-та экон. наук. Уфа, 2016. 134 с.
9. Туринфо - новости и коммуникации в туризме [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourinfo.ru _(дата обращения: 28.08.2018).
10. Эволюция рынка // Турбизнес: информационно-аналитический журнал. Выпуск «Технологии». 2015. № 8(327). С.12.
11. Business Traveller № 5.ООО «УитнессМедиа», 2015. 100С. URL: businesstraveller.com.ru (дата обращения: 14.09.2018).
12. Groh M. Strategic management in times of crisis // American Journal of Economics and Business Administration. 2014. № 6 (2). p. 49-57.
13. Essays U.K. The three phase model of Crisis. Retrieved from https://www.ukessays.com/essays/management/the-three-phase-model-of-crisis-management-essay.php?vref=1.
14. Journal of Environmental Management and Tourism. Vol. 52. 2016. p.122.
15. Kopia J., Just V., Geldmache W., Bußian A. Organization performance and enterprise risk management // Ecoforum. Vol 6. №1. 2017. P.1.
16. Kobyak V.M., Lvovna I.E. The competitiveness of hotel facilities // Theory and practice. Journal of Environmental Management and Tourism. Vol. VI.2015.№ 2(12). p.374-381. DOI: 10.14505/jemt.v6.2(12).10.
17. Kovaltchuk A.P. Concept and Procedures of Crisis Management in Russian Hotel Enterprises // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. V. 7.№.3. p. 473-480.
18. Romanyuk A.V., Kovaltchuk A.P. Methods to improve economic efficiency of hotel companies in modern conditions in Russia // Scientific Bulletin of Moscow State Institute for Tourism Industry n. a. Yuri Senkevich. 2015.№ 2(34). p. 21-26.
19. Shad K., Fong Woon L. Conceptual Framework for Enterprise Risk Management performance measure through Economic Value Added, Global Business // Management Research. 2015. Vol. 7. №2. p.1.
20. Ассаф Б., Колесниченко Е.А. Гостиничный бизнес: стратегия выживания в условиях войны (на примере отелей Дамаска) // Социально-экономические явления и процессы. № 2.
2017. - С.7-11.
21. Джанджугазова Е.А. Инновационный комплекс маркетинга гостиницы: "семь чувственных нот гостеприимства // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 3. №4. С. 17-27.
22. Колесниченко Е.А., Ассаф Б. Роль индустрии гостеприимства в национальном хозяйстве Сирийской Арабской Республики // Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция». № 2. 2017. - С.166-169.
Basem ASSAF Russian Economic University named after G. V. Plekhanov (Moscow, Russia);
post-graduate student; e-mail: [email protected]
FUNDAMENTALS OF FUNCTIONING
THE HOTEL ENTERPRISE IN A CRISIS SITUATION
Any economic crisis leads to increased risks and competition and deterioration of the financial situation of many enterprises working in the hospitality industry. In addition to external factors, the crisis of the hotel business is often triggered by a weak hotel management system, inadequate customer relationships and revenue management. The unfavorable economic situation forces the managers of hotel enterprises to reconsider the development strategy, namely, to optimize their activities by reducing costs and the use of marketing tools. Those enterprises that manage to reduce costs without losing the quality of services are the most in demand and competitive in the crisis. The article deals with the problem of effective management of the enterprise in the crisis from the point of view of some domestic and foreign researchers, on the basis of which the author forms his own point of view on the efficiency of the hotel enterprise in a crisis situation. The author examines the main trends in the hotel business, analyzes the hotel business as a whole based on statistical data from Russia and Syria, as a result of which we can note the decline in the hospitality industry in both countries due to the difficult economic situation in the international arena.
The article presents the methods of management of the hotel enterprise during the crisis. The author has developed a three-level model of functioning of hotel enterprises during the crisis both in Russia and in the Syrian Arab Republic. Separately, the tendencies of the hotel enterprise in Syria, associated with the teyworte: peculiarities of military operations in the country. The proposed implementa-
hotel enterprise, tion scheme will help to improve the financial situation of managers and man-
crisis situation, agers of hotel enterprises in times of crisis. In addition, this article will be useful
functioning of hotel for students and graduate students studying in the field of tourism and hospi-
enterprises, hotel business tality.
References
1. Babich, A. M., & Zaitseva, N. A. (2012). Vliyanie finansovogo krizisa na razvitie gostinichnogo biznesa [The impact of the financial crisis on the development of the hotel business]. Servis v Rossii I za rubezhom [Service in Russia and abroad], 3, 3-4. (In Russ.).
2. Gareyshin, R. Z., & Romashkina, O. P. (2014). Innovacionnye tehnologii kak nasushchnaya ne-obhodimost' effektivnogo turistskogo I gostinichnogo biznesa [Innovative technologies as an urgent need for effective tourism and hotel business]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo
lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow state linguistic University], 6, 55-62. (In Russ.).
3. Gostinichnaya statistika I analitika [Hotel statistics and Analytics]. URL: http://umhos.ru/statistics. (In Russ.).
4. Kizyan, N. G., & Melyakova, E. V. (2015). Napravleniya razvitiya predpriyatij v usloviyahkrizisa [Directions of development of enterprises in the crisis]. PSEH [PSE], 4(56), 110-112. (In Russ.).
5. Layko, M. Yu., & Kosheleva, A. I. (2016). Mezhdunarodnyj opyt I rossijskaya praktika effek-tivnogo upravleniya gostinichnymi predpriyatiyami [International experience and Russian practice of effective hotel management]. Regional Economy and Management: Electronic Scientific Journal, 4, 3-4. (In Russ.).
6. Podsorin, V. A. (2016). Antikrizisnoe upravlenie [Crisis management]. Moscow: Moscow State Railway University (MIIT), 154. (In Russ.).
7. Saryan, A. A. (2014). Faktory I usloviya, vliyayushchie na sovremennoe sostoyanie turizma [Factors and conditions affecting the current state of tourism]. Innovacii. Menedzhment. Marketing. Turizm [Innovations. Management. Marketing. Tourism], 2, 134-136. (In Russ.).
8. Tuktarova, P. A. (2016). Diagnostika bankrotstva promyshlennogo predpriyatiya v sisteme an-tikrizisnogo menedzhmenta [Diagnostics of industrial enterprise bankruptcy in the system of crisis management]: Thesis for the degree of candidate of Economic sciences. Ufa. (In Russ.).
9. TurInfo - novostii kommunikacii v turizme [Tourist information - news and communication in tourism]. URL: http://www.tourinfo.ru. (In Russ.).
10. Evolyuciya rynka (2015). [The evolution of the market]. Turbiznes: informacionno-analiticheskij zhurnal. Vypusk «Tekhnologii» [Travel business information and analytical magazine. Release Of «Technology»], 8(327), 12. (In Russ.).
11. Business Traveller (2015). Iss. 5. «Witness Media» LTD. URL: businesstraveller.com.ru. (In Russ.).
12. Groh, M. (2014). Strategic management in times of crisis. American Journal of Economics and Business Administration, 6(2), 49-57.
13. Essays U.K. The three phase model of Crisis. Retrieved from https://www.ukessays.com/essays/management/the-three-phase-model-of-crisis-management-essay.php?vref=1.
14. Journal of Environmental Management and Tourism (2016). 52, 122.
15. Kopia, J., Just, V., Geldmache, W., Bußian, A. (2017). Organization performance and enterprise risk management. Ecoforum, 6, 1, 1.
16. Kobyak, V. M., & Lvovna, I. E. (2015).The competitiveness of hotel facilities. Theory and practice. Journal of Environmental Management and Tourism, VI, 2(12), 374-381. doi: 10.14505/jemt.v6.2(12).10.
17. Kovaltchuk, A. P. (2016). Concept and Procedures of Crisis Management in Russian Hotel Enterprises. Journal of Environmental Management and Tourism, 7(3), 473-480.
18. Romanyuk, A. V., & Kovaltchuk, A. P. (2015). Methods to improve economic efficiency of hotel companies in modern conditions in Russia. Scientific Bulletin of Moscow State Institute for Tourism Industry n.a. Yuri Senkevich, 2(34), 21-26.
19. Shad, K., & Fong Woon, L. (2015). Conceptual Framework for Enterprise Risk Management performance measure through Economic Value Added, Global Business. Management Research, 7(2), 1.
20. Assaf, B., & Kolesnichenko, E. (2017). Gostinichnyj biznes: strategiya vyzhivaniya v usloviyah vojny (na primere otelej Damaska) [Hotel business: survival strategy in the conditions of war (on the example of Damascus hotels)]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process [Socioeconomic phenomena and processes], 2, 7-11. (In Russ.).
21. Dzhandzhugazova, E. A. (2015). Innovacionnyj kompleks marketinga gostinicy: "sem' chu-vstvennyh not gostepriimstva" [Innovative marketing mix of hotels: "seven sensual notes of
hospitality"]. Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: looking into the future], 3(4), 17-27. (In Russ.).
22. Kolesnichenko, E. A., & Assaf, B. (2017). Rol' industrii gostepriimstva v nacional'nom hozyajstve Sirijskoj Arabskoj Respubliki [The role of the hospitality industry in the national economy of the Syrian Arab Republic]. Zhurnal «RISK: Resursy, Informaciya, Snabzhenie, Konkurenciya» [Journal of RISC: Resources, Information, Supply, Competition], 2, 166-169. (In Russ.).
Ассаф Б. Основы функционирования гостиничного предприятия в кризисной ситуации // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 112124. DOI: 10.24411/1995-042X^018-10308.
Assaf, B. (2018). Fundamentals of functioning the hotel enterprise in a crisis situation. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 112124. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10308. (In Russ).