Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗОК ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗОК ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВРЕЖДЕНИЯ КОРНЕПЛОДОВ / ПЕРЕВОЗКА ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ / УРОЖАЙНОСТЬ КАРТОФЕЛЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / САМОСВАЛЬНЫЕ КУЗОВА / КОНСТРУКЦИИ ПРИЦЕПОВ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Голиков А.А., Филюшин О.В., Лимаренко Н.В., Успенский И.А., Юхин И.А.

Производство сельскохозяйственных культур, особенно картофеля, является сложной технической задачей для агропромышленного комплекса страны. При этом важно не только вырастить свежий урожай, но и в надлежащем виде донести его до конечного потребителя. На различных этапах производства клубни картофеля получают механические повреждения: при уборке, транспортировке, сортировке и закладке на хранение. Все это не с лучшей стороны отражается на его сохранности. Наиболее значительный вклад в процесс повреждения клубней вносят транспортные работы (особенно загрузка клубней в кузов транспортного средства и их выгрузка). Исходя из этого целесообразным решением является модернизация существующей техники для перевозки плодоовощной продукции. Объект. Лабораторная установка для определения скорости падения клубней из самосвального кузова транспортного средства. Самосвальный тракторный прицеп 2ПТС-4,5. Материалы и методы. Для определения скорости падения клубней применяли средства для видеосъёмки (видеокамера с максимальной частотой кадров - 120 к/с). Полученные данные были обработаны методами математической статистики. Результаты и выводы. В ходе проведенных теоретических исследований и лабораторных испытаний было установлено, что при модернизации самосвального тракторного прицепа 2ПТС-4,5 (установке в кузове транспортного средства регулируемых поперечных перегородок) оптимальным значением величины зазора между боковой поперечной перегородкой и дном кузова можно считать 0,285 м, а для центральной и задней поперечных перегородок - 0,228 м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Голиков А.А., Филюшин О.В., Лимаренко Н.В., Успенский И.А., Юхин И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ON-FARM TRANSPORTATION OF FRUIT AND VEGETABLE PRODUCTS

The production of agricultural crops, especially potatoes, is a complex technical task for the country's agro-industrial complex. At the same time, it is important not only to grow a fresh crop, but also to bring it to the end consumer in the proper form. At various stages of production, potato tubers receive mechanical damage: during harvesting, transportation, sorting and storage. All this is not reflected in the best side of its safety. The most significant contribution to the process of damage to tubers is made by transport operations (especially the loading of tubers into the body of a vehicle and their unloading). Based on this, an expedient solution is the modernization of existing equipment for the transportation of fruits and vegetables. Object. Laboratory facility for determining the rate of fall of tubers from a tipper body of a vehicle. Dump tractor trailer 2PTS-4.5. Materials and methods. To determine the speed of falling tubers, video recording tools were used (a video camera with a maximum frame rate of 120 fps). The obtained data were processed by methods of mathematical statistics. Results and conclusions. In the course of the theoretical studies and laboratory tests, it was found that when upgrading the dump tractor trailer 2PTS-4.5 (installing adjustable transverse partitions in the vehicle body), the optimal value of the gap between the side transverse partition and the bottom of the body can be considered 0.285 m, and for central and rear transverse partitions - 0.228 m.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗОК ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ»

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

9. Корчуганова М. А., Сырбаков А. П. Средства обеспечения пуска тракторных двигателей в условиях отрицательных температур // Вестник ИрГСХА. 2017. № 80. С. 134-142.

10. Шуруев А. В. Предпусковой подогрев - как средство для экономичной и безопасной эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в холодный период года // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. № 5. С. 78-80.

11. Щепелев А. Ю., Лиховидов Д. В., Скребова Е. Г. Альтернативный способ предпускового подогрева двигателя внутреннего сгорания в условиях низких температур // Наука и военная безопасность. 2023. № 1 (32). С. 78-81.

12. Яблочкин А. Б., Гранкин М. Г., Тетенькин А. С. Расчетно-теоретическое моделирование работы системы предпусковой подготовки и облегчения пуска в составе двигателя // Стратегическая стабильность. 2021. № 4 (97). С. 25-29.

13. Development of a method and tools for studying the efficiency of the engine pre-start heater / P. Gamaunov, A. Gamaunov, R. Balberov, S. Fomin // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2022. No 17 (13). P. 1370-1374.

14. Heat transfer properties of engine oils / S. Wrenick, P. Sutor, H. Pangilinan, E. E. Schwarz // Proceedings of WTC2005 World Tribology Congress III. Washington, D.C., 2005. P. 595-596.

15. Zienkevich O. C., Morgan K. Finite Elements and Approximation. New York: Wiley, 1983.196 p.

Информация об авторах Гамаюнов Павел Петрович, профессор ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина», г. Саратов (410054, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Политехническая, 77), доктор технических наук, профессор, e-mail: gamaunovv@yandex.ru Балберов Роман Владимирович, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина», г. Саратов (410054, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Политехническая, 77), аспирант, e-mail: balberovroman@mail.ru

Фомин Сергей Денисович, доктор технических наук, профессор кафедры "Механика" ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (400002, Волгоград, проспект Университетский, 26), тел. 8-927-521-88-55, e-mail: fsd_58@mail.ru

DOI: 10.32786/2071-9485-2023-02-51 IMPROVING THE EFFICIENCY OF ON-FARM TRANSPORTATION OF FRUIT AND VEGETABLE PRODUCTS

A.A. Golikov1, O.V. Filyushin1, N.V. Limarenko1, I.A. Uspensky1, I.A. Yukhin1, A.V. Parshkov2

1Ryazan State Agrotechnological University named after P. A. Kostychev, Ryazan 2 Autonomous Non-Profit Organization of Higher Education «Modern Technical University», Ryazan

Received 10.02.2023 Submitted 14.04.2023

The research was carried out within the framework of the project "Improvement of technologies, means of mechanization, electrification and technical service in agricultural production. Prospects for the development of rural areas", section 1.1. "Improving the efficiency of mobile equipment operation through the development of new designs and improving methods of maintaining its technical condition " (subsection 1.1.5. "Improving the operational performance of transport and technological machines during on-farm transportation of agricultural products in the agro-industrial complex") of the R&D plan of the Federal State Educational Institution of Higher Education for

2021-2025.

Summary

This scientific article is devoted to the problem of obtaining mechanical damage by potato tubers during its transportation in bulk from the field. The design of the dump truck body of the vehicle based on the trailer 2 PTS-4.5 has been developed, which ensures careful unloading of potatoes from it. Theoretical and laboratory tests were carried out to determine the optimal design parameters of the improved body of the dump tractor trailer 2 PTS-4.5.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Abstract

Introduction. The production of agricultural crops, especially potatoes, is a complex technical task for the country's agro-industrial complex. At the same time, it is important not only to grow a fresh crop, but also to bring it to the end consumer in the proper form. At various stages of production, potato tubers receive mechanical damage: during harvesting, transportation, sorting and storage. All this is not reflected in the best side of its safety. The most significant contribution to the process of damage to tubers is made by transport operations (especially the loading of tubers into the body of a vehicle and their unloading). Based on this, an expedient solution is the modernization of existing equipment for the transportation of fruits and vegetables. Object. Laboratory facility for determining the rate of fall of tubers from a tipper body of a vehicle. Dump tractor trailer 2PTS-4.5. Materials and methods. To determine the speed of falling tubers, video recording tools were used (a video camera with a maximum frame rate of 120 fps). The obtained data were processed by methods of mathematical statistics. Results and conclusions. In the course of the theoretical studies and laboratory tests, it was found that when upgrading the dump tractor trailer 2PTS-4.5 (installing adjustable transverse partitions in the vehicle body), the optimal value of the gap between the side transverse partition and the bottom of the body can be considered 0.285 m, and for central and rear transverse partitions - 0.228 m.

Key words: damage, trailer, yield, vehicle, dump truck body, transverse partition.

Citation. Golikov A.A., Filyushin O.V., Limarenko N.V., Uspensky I.A., Yukhin I.A., Parshkov A.V. Improving the efficiency of on-farm transportation of fruit and vegetable products. Proc. of the Lower Volga Agro-University Comp. 2023. 2(70). 429-439 (in Russian). DOI: 10.32786/2071-9485-2023-02-51.

Author's contribution. The authors of this study collected the material, analyzed the data and wrote a manuscript.

Conflict of interest. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. УДК 629.35

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗОК

ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ

А. А. Голиков1, доктор технических наук, доцент О. В. Филюшин, кандидат технических наук, ассистент Н. В. Лимаренко, кандидат технических наук, доцент И. А. Успенский1, доктор технических наук, профессор И. А. Юхин1, доктор технических наук, профессор А. В. Паршков2, кандидат технических наук

1ФГБОУ ВО «Рязанский агротехнологический университет имени П. А. Костычева»,

г. Рязань

2АНО ВО «Современный технический университет», г. Рязань

Дата поступления в редакцию 10.02.2023 Дата принятия к печати 14.04.2023

Исследования проведены в рамках выполнения проекта «Совершенствование технологий, средств механизации, электрификации и технического сервиса в сельскохозяйственном производстве. Перспективы развития сельских территорий», раздел 1.1. «Повышение эффективности эксплуатации мобильной техники за счет разработки новых конструкций и совершенствования методов поддержания её технического состояния» (подраздел 1.1.5. «Повышение эксплуатационных показателей транспортных и технологических машин при внутрихозяйственных перевозках сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе») плана НИР ФГБОУ ВО РГАТУ на 2021-2025 гг.

Актуальность. Производство сельскохозяйственных культур, особенно картофеля, является сложной технической задачей для агропромышленного комплекса страны. При этом важно не только вырастить свежий урожай, но и в надлежащем виде донести его до конечного потребителя.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На различных этапах производства клубни картофеля получают механические повреждения: при уборке, транспортировке, сортировке и закладке на хранение. Все это не с лучшей стороны отражается на его сохранности. Наиболее значительный вклад в процесс повреждения клубней вносят транспортные работы (особенно загрузка клубней в кузов транспортного средства и их выгрузка). Исходя из этого целесообразным решением является модернизация существующей техники для перевозки плодоовощной продукции. Объект. Лабораторная установка для определения скорости падения клубней из самосвального кузова транспортного средства. Самосвальный тракторный прицеп 2ПТС-4,5. Материалы и методы. Для определения скорости падения клубней применяли средства для видеосъёмки (видеокамера с максимальной частотой кадров - 120 к/с). Полученные данные были обработаны методами математической статистики. Результаты и выводы. В ходе проведенных теоретических исследований и лабораторных испытаний было установлено, что при модернизации самосвального тракторного прицепа 2ПТС-4,5 (установке в кузове транспортного средства регулируемых поперечных перегородок) оптимальным значением величины зазора между боковой поперечной перегородкой и дном кузова можно считать 0,285 м, а для центральной и задней поперечных перегородок - 0,228 м.

Ключевые слова: повреждения корнеплодов, перевозка плодоовощной продукции, урожайность картофеля, транспортные средства, самосвальные кузова, конструкции прицепов.

Цитирование. Голиков А. А., Филюшин О. В., Лимаренко Н. В., Успенский И. А., Юхин И. А., Паршков А. В. Повышение эффективности внутрихозяйственных перевозок плодоовощной продукции. Известия НВ АУК. 2023. 2(70). 429-439. DOI: 10.32786/2071-9485-2023-02-51.

Авторский вклад. Авторы настоящего исследования собрали материал, проанализировали данные и написали рукопись.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Введение. Картофель не одно десятилетие играет существенную роль в рационе человека нашей страны. Так, в среднем 1 житель РФ в год потребляет более 110 кг данного продукта. В настоящее время агропромышленный комплекс страны в полной мере способен удовлетворить потребность граждан в картофеле. При этом эффективность его производства не всегда является поводом для гордости, что обусловлено не только низкими показателями урожайности (по данным 2021 г. в РФ - 158 ц/га, в Бельгии -382 ц/га, Германии - 444 ц/га, Нидерландах - 420 ц/га и т.д.), но и высокими потерями (как при уборке урожая, так и при хранении) [1, 7, 9, 11].

Доподлинно известно [3], что клубни картофеля, имеющие механические повреждения, не способны храниться продолжительное время. Срок лежкости при хранении (от даты уборки) согласно ГОСТ 28372-93 составляет не менее 5 мес. для раннеспелых сортов, для поздних - не менее 7 мес. Следовательно, полученный продукт ненадлежащего качества требует оперативной реализации и последующей его переработки.

Согласно результатам исследований ученых ФГБНУ «ФИЦ картофеля имени А. Г. Лорха» [3], в зависимости от технологии проведения уборочных работ показатель «общие повреждения клубней» может варьироваться от 20 % (прямоточная технология) до 66 % и более (поточная технология) [4, 10]. При этом непосредственно на процесс уборки приходится до 10 % от общего числа повреждений (регламентируется агротехническими требованиями на данный вид работ) [8]. Остальное - клубни, получившие механические повреждения при различных перевалочных операциях (загрузка в транспортное средство и выгрузка из него, загрузка во временное хранилище и перегрузка в картофелехранилище и прочее) [2, 6, 12].

Если рассматривать этап внутрихозяйственных перевозок свежеубранного картофеля, то можно выделить следующие причины повреждения клубней [6]:

- перегрузка картофельного вороха из картофелеуборочной машины в кузов транспортного средства (без использования специальных устройств-гасителей);

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- нарушение рекомендуемых скоростных режимов при движении груженых транспортных средств по дорогам с различным покрытием (или без него);

- разгрузка самосвального кузова транспортного средства без использования приемных бункеров пункта послеуборочной доработки (исключением являются саморазгружающиеся ТС, например, картофелевозы БАЛТ, так как в этом случае повреждения клубней минимальны).

Комплексное или частичное решение выявленных проблем позволит существенно снизить издержки производства картофеля и обеспечить получение конкурентоспособного продукта на мировом рынке.

Объект исследования. При осуществлении внутрихозяйственных перевозок применяются преимущественно тракторные прицепы (с опрокидывающимся кузовом, например 2ПТС-4) и автомобили-самосвалы. В редких случаях в картофелеводческих хозяйствах можно встретить специализированную технику - картофелевозовы БАЛТ или Тонар-9591. Осуществление бережной разгрузки продукции (при помощи перегрузочных устройств, например «POM-Over» фирмы Fliegl) в совокупности с устройствами для снижения повреждений клубней при их загрузке в кузов ТС (гасители энергии падения клубней различных типов) существенно повышает эффективность транспортных работ (по данным испытаний снижение повреждений клубней может составить 3-6 % от общей массы перевозимого груза).

Повсеместное распространение специализированной транспортной техники ограничивается лишь одним существенным фактором - финансовыми возможностями агропромышленного предприятия. Для небольших крестьянско-фермерских хозяйств или частных подворий альтернативным решением вопроса снижения производственных издержек является совершенствование имеющихся в наличии универсальных транспортных средств.

С целью снижения повреждений клубней при разгрузке самосвального кузова транспортного средства (без использования перегрузочных устройств) было разработано следующее конструктивное решение (рисунки 1-2).

Рисунок 1 - Заполнение кузова модернизированного транспортного средства: 1 - кузов; 2 - картофель; 3 - поперечные перегородки (боковые); 9 - подающий транспортер картофелеуборочной машины; 10 - поперечная перегородка (центральная)

Figure 1 - Filling the body of an upgraded vehicle: 1 - body; 2 - potatoes; 3 - transverse partitions (side); 9 - feeding conveyor of potato harvester;

10 - transverse partition (central)

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА, НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рисунок 2 - Разгрузка модернизированного кузова транспортного средства: 1 - кузов ТС; 2 - груз; 4 - ось поворота перегородок; ф2, Фз - углы отклонения поперечных перегородок; ф0 - угол опрокидывания самосвального кузова; h - расстояние от верхней точки кузова до осей поворота боковых поперечных перегородок

Figure 2 - Unloading of the upgraded vehicle body: 1 - vehicle body; 2 - cargo; 4 - axis of rotation of partitions; фъ ф2, Фз - deflection angles of transverse partitions; ф0 - tipping angle of the dump truck body; h - the distance from the top point of the body to the axes of rotation of the lateral transverse partitions

Сущность данного решения заключается в том, что внутреннее пространство самосвального кузова разделено тремя поперечными перегородками, открытие которых осуществляется при помощи гидропривода индивидуально.

Рассмотренная выше конструкция позволяет управлять процессом разгрузки самосвального кузова ТС за счет регулировки момента открытия поперечных перегородок, а также углов, на которые они отклоняются (индивидуальная регулировка пропускных отверстий для картофельного вороха, образованных дном кузова ТС и нижними кромками поперечных перегородок).

В зависимости от модели самосвального кузова, выбранной для модернизации, будут меняться характеристики поперечных перегородок и, следовательно, параметры их работы (рисунок 3).

Зная геометрические характеристики кузова, можем без труда установить значения /ц, 1п и hn. Для 2ПТС-4,5 они составят: 1ц = 2,04 м , 1п = 1,02 м, hn = 0,58.

Более сложная задача состоит в определении углов отклонения каждой поперечной перегородки от исходного положения для установления высоты образовавшихся зазоров (пропускных отверстий).

В дальнейших расчетах мы руководствовались правилом, что скорость клубня в момент падения (при ударе о поверхность, на которую производится разгрузка или уже лежащие клубни) не должна превышать допустимые значения (таблица 1) [12].

Таблица 1 - Допустимые значения скорости падения

Table - Acceptable values of the rate of fall

Поверхность / Surface Скорость падения dd, м/с / The rate of fall dd, м/с

Сталь, дерево / Steel, wood 1,9-2,5

Резина / Rubber 5,6-7,5

Клубни / Tubers 2,7-3,6

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рисунок 3 - Параметры модернизированного самосвального кузова ТС: h6.0. - высота основного борта; h6.H. - высота надставного борта; hn - высота боковых поперечных перегородок; Лц - высота центральной поперечной перегородки; Нкуз - высота кузова; L - длина кузова; 1ц - удаленность центральной поперечной перегородки; 1п - удаленность

боковых поперечных перегородок

Figure 3 - Parameters of the upgraded dump truck body of the vehicle: h6.0. - height of the main side; h6.H. - height of the superstructure board; hn - height of lateral transverse partitions; Лц - height of the central transverse partition; Якуз - body height; L - body length; 1ц - remoteness of the central transverse partition; 1п - distance of lateral transverse partitions

Скорость клубня в момент удара о поверхность (лежащие клубни) рассчитывается как [2, 15]:

= Л2 + 2^ • h, (1)

где $н - начальная скорость клубня, м/с; д - ускорение свободного падения, м/с2; h - высота с которой клубень падает, м.

Клубни, расположенные у заднего откидного борта ТС, находятся в покое, следовательно, = 0. В противном случае, начальную скорость клубня находим как [2, 15]:

idH=h^g^l [sinp-f1 • cos р • (l+^)] + tf02,

(2)

где I - внутренняя длина платформы, м; р - угол опрокидывания платформы кузова ТС, град; - коэффициент трения груза о борта и платформу; - начальная скорость груза, м/с; п - коэффициент бокового давления; Ь - ширина платформы кузова ТС, м; Ьд - высота заднего (основного) откидного борта, м.

В качестве примера скорость, с которой клубень ударяется о поверхность пола хранилища при разгрузке 2ПТС-4, может доходить до -Эк = 7,09 м/с [14].

Основываясь на данных таблицы 1, можем сделать вывод о том, что клубни с большой вероятностью будут получать механические повреждения в процессе разгрузки универсального транспортного средства (без применения дополнительных перегрузочных устройств).

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исходя из вышеописанного следует, что дальнейшее определение параметров модернизированного самосвального кузова ТС необходимо выполнять исходя из поставленной задачи - снижения скорости падения клубней до их допустимых значений (таблица 1).

Материалы и методы. Для проведения эксперимента была построена установка, представленная на рисунке 4. Ее характеристики соответствовали габаритным размерам 2ПТС-4,5 (в масштабе 1 : 4) за исключением высоты бункера относительно пола (1,32 м), что соответствует реальному значению (от дна кузова самосвального прицепа до поверхности пола бункера.

Рисунок 4 - Модель лабораторной установки: 1 - бункер; 2 - шток гидропривода; 3 - гидропривод; 4 - кулачковый механизм гидропривода;

5 - поперечная перегородка; 6 - запорное устройство; 7 - откидной борт;

8 - опора лабораторной установки

Figure 4 - Laboratory installation model: 1 - hopper; 2 - hydraulic drive rod; 3 - hydraulic drive; 4 - hydraulic drive cam mechanism;

5 - transverse partition; 6 - locking device; 7 - folding board; 8 - laboratory installation support

Эксперимент проводили в 2 этапа:

-первый - определение скорости падения клубней, расположенных у заднего откидного борта (рисунок 5 а);

-второй - определение скорости падения клубней, отделенных от заднего откидного борта поперечной перегородкой (рисунок 5 б).

При этом удаленность поперечной перегородки от заднего откидного борта изменяли в ходе эксперимента.

Значение скорости клубней в момент удара о поверхность пола получали расчетным путем (рисунок 6).

Для этого производили скоростную видеосъемку, а сам показатель получали по формуле представленной ниже:

х2—х1

^экс = " (3)

где х1 - начальное положение клубня; х2 - конечное положение клубня; t - время, за которое клубень перемещается из точки х1 в х2.

?k?k?k?k?k WQ Р ГГ'ТГУ^ ?к?к?к?к?к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*Т**Т**Т**Т**1* JfJ^J^JJJ/^ J jfjyj TTTTT

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

а

б

Рисунок 5 - Реализация эксперимента: а - выгрузка клубней, расположенных у откидного борта бункера; б - выгрузка клубней, расположенных у поперечной перегородки

Figure 5 - Implementation of the experiment: a - unloading of tubers located at the folding side of the hopper; b - unloading of tubers located at the transverse partition

Результаты и обсуждение. Полученные в ходе первого этапа эксперимента результаты ($экс = 5,08 — 5,11 м/с) подтверждают данные теоретических расчетов = 5,2 м/с при перепаде высот в 1,32 м).

На втором этапе эксперимента определяли влияние параметров самосвального кузова с поперечными подвижными перегородками на скорость падения клубней. В качестве независимых факторов были выбраны:

хг - удаленность поперечной перегородки от откидного борта, м; х2 - угол опрокидывания бункера, град;

х3 - высота зазора между поперечной перегородкой и дном бункера, м. Основываясь на данных, полученных в ходе эксперимента, было построено следующее уравнение регрессии:

Качественные характеристики уравнения регрессии следующие: гух± = 0,92, ГуХ2 = 0,954 и гуХз = 0,972, R2 = 0,9525, А = 0,72 %.

436

Рисунок 6 - Пример расчета скорости падения клубня Figure 6 - An example of calculating the speed of falling of a tuber

у = 4,6819 + 0,1093*! + 0,00718x2 + 1,9407x3

(4)

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Используя выражение (4), возможно рассчитать необходимые параметры модернизированного самосвального кузова ТС - зазоры между поперечными перегородками и дном кузова ТС [13, 16].

В качестве примера были произведены расчеты параметров модернизированного самосвального кузова 2ПТС-4,5. Подставив исходные данные (1ц = 2,04 м, 1п = 1,02 м, ^о = 50°) в выражение (4), получили следующие зависимости:

-для боковой поперечной перегородки:

у= 5,046 + 1,96*3 , (5)

-для центральной поперечной перегородки:

у = 5,157 + 1,94*з. (6)

Построив графики (рисунки 7-8) и проанализировав их, было установлено, что оптимальная высота зазора между боковой поперечной перегородкой и дном кузова 2ПТС-4,5 составляет 0,285 м.

Рисунок 7 - График определения величины зазора между боковой поперечной перегородкой

и дном кузова 2ПТС-4,5

Figure 7 - Graph for determining the size of the gap between the lateral transverse partition

and the bottom of the body 2 PTS-4,5

Рисунок 8 - График определения величины зазора между центральной и задней поперечной

перегородкой и дном кузова 2ПТС-4,5

Figure 8 - Graph for determining the size of the gap between the central and rear transverse partition

and the bottom of the body 2 PTS-4,5

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Для центральной и задней поперечной перегородки самосвального кузова 2ПТС-4,5 данный показатель составляет 0,228 м.

Выводы. Проведенные исследования показали, что модернизация конструкции серийного кузова ТС позволяет снизить повреждения клубней в процессе их выгрузки.

С учетом целесообразности данного решения делаем вывод о том, что изменению могут быть подвержены любые серийно выпускаемые модели самосвальных тракторных прицепов или полуприцепов. При этом для каждой модификации самосвального кузова ТС характеристики поперечных перегородок будут подбираться индивидуально. Рассмотренная методика позволила установить, что для 2ПТС-4,5 оптимальным значением величины зазора между боковой поперечной перегородкой и дном кузова можно считать 0,285 м, а для центральной и задней поперечных перегородок - 0,228 м. В результате этого выгрузка клубней из кузова ТС будет происходить в более благоприятном режиме (скорость падения отдельных клубней не будет превышать 5,6 м/с), что отразится в уменьшении количества поврежденного продукта.

Библиографический список

1. Белоус И. В. Современные технологии хранения картофеля и овощей // Орошаемое земледелие. 2016. № 1. С. 19-20.

2. Большаков Н. А., Дидманидзе О. Н. Повышение эффективности сельскохозяйственных перевозок // Международный технико-экономический журнал. 2021. № 3. С. 104-111.

3. Машинные технологии и техника для производства картофеля / С. С. Туболев [и др.]. Москва : Агроспас, 2010. 311 с.

4. Мелюхин Д. Ю., Абросимов А. Г. Технология производства картофеля // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 13.

5. Определение оптимальной транспортной скорости груженого тракторного прицепа 2ПТС-4 / И. А. Успенский, И. А. Юхин, А. В. Мачнев [и др.] // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2022. № 2 (66). С. 396-404.

6. Охотников Б. Л., Строганов Ю. Н., Егоров В. Н. Обоснование маршрутов движения урожая картофеля после уборки // Известия Международной академии аграрного образования. 2018. № 39. С. 28-31.

7. Протасова Л. Г., Набоков В. И. Состояние производства и качества плодоовощной продукции // Аграрный вестник Урала. 2022. № S13. С. 70-79.

8. Романюк Н. Н., Еднач В. Н., Основин в. Н. Средства механизации для уборки послеуборочной доработки картофеля // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.

9. Санникова Т. А., Мачулкина В. А. Изменение качества клубней картофеля в зависимости от размерной фракции при хранении // Орошаемое земледелие. 2016. № 2. С. 19-20.

10. Технологии и машины для производства картофеля / И. Н. Гаспарян, А. Г. Левшин, И. Г. Голубев [и др.] // Картофель и овощи. 2021. № 9. С. 3-8.

11. Уварова М. Н., Польшакова Н. В., Жилина Л. Н. Региональная политика повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса // Вестник аграрной науки. 2022. № 6 (99). С. 136-142.

12. Успенский И. А., Юхин И. А., Голиков А. А. Исследование причин возникновения повреждений клубней картофеля при их загрузке в транспортное средство / // Техника и оборудование для села. 2019. № 10 (268). С. 26-29.

13. Успенский И. А., Юхин И. А., Голиков А. А. Снижение травмирования корнеклубнеплодов при их перевозке самосвальным транспортным средством // Техника и оборудование для села. 2020. № 6 (276). С. 22-25.

14. Improving the performance parameters of vehicles for intrafarm transport in the agro-industrial complex / N. V. Byshov, S. N. Borychev, I. A. Uspensky [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : The proceedings of the conference AgroC0N-2019. Kurgan: IOP Publishing Ltd, 2019. Vol. 341. P. 012145.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

15. Increasing the safety of agricultural products during its transportation and unloading / N. V. Byshov, S. N. Borychev, A. A. Simdyankin [et al.] // Proceedings of the 4th International Conference on Frontiers of Educational Technologies. Moscow: ACM New York, NY, USA, 2018. P. 176-179.

16. Intra-farm transportation of easily damaged agro food products for sustainable development of agricultures / S. N. Borychev, I. Uspensky, I. Yukhin [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Volgograd, 2022. P. 012048.

Информация об авторах: Голиков Алексей Анатольевич, доцент кафедры технической эксплуатации транспорта Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева (390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1), доктор технических наук, SPIN-код: 8540-7098, AuthorID: 633541, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9955-1544, e-mail: golikov.rgatu@yandex.ru.

Филюшин Олег Владимирович, ассистент кафедры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Рязанский государственный агротехнологический университет им. П. А. Костычева (390044,г. Рязань, ул. Костычева, 1), кандидат технических наук. SPIN-код: 9798-0460, AuthorID: 964482 E-mail: olegfil93@mail.ru.

Лимаренко Николай Владимирович, заведующий кафедрой Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Рязанский государственный агротехнологический университет им. П. А. Костычева (390044,г. Рязань, ул. Костычева, 1), кандидат технических наук, доцент. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9925-5166. E-mail: eeia.rgatu@mail.ru

Успенский Иван Алексеевич, заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация транспорта» Рязанского государственного агротехнологического университета им. П. А. Костычева (РФ, 390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1), доктор технических наук, профессор, SPIN-код: 1831-7116, AuthorID: 458428, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4343-0444, e-mail: ivan.uspenckij@yandex.ru. Юхин Иван Александрович, заведующий кафедрой «Автотракторная техника и теплоэнергетика» Рязанского государственного агротехнологического университета им. П. А. Костычева (РФ, 390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1), доктор технических наук, профессор, SPIN-код: 9075-1341, AuthorID: 649335, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3822-0928, e-mail: yuival@rambler.ru.

Паршков Андрей Викторович - доцент кафедры энергетики технологии и сервиса Современного технического университета (РФ, 390048, г. Рязань, ул. Новоселов, д.35а), кандидат технических наук, профессор, SPIN-код: 5788-1822, AuthorID: 679323, e-mail: parshkov83@mail.ru

DOI: 10.32786/2071-9485-2023-02-52 STRUCTURAL AND CIRCUIT SOLUTIONS OF SOLAR AUTONOMOUS INVERTERS

O. V. Grigorash, E. V. Vorobyev, E. V. Denisenko, P. M. Baryshev

FSBEI HE "Kuban State Agrarian University", Russia, 350044, Krasnodar Received 14.02.2023 Submitted 10.05.2023

The study was carried out with the financial support of the Kuban Science Foundation within the framework of the scientific project No. MFI-20.1/27

Summary

The article analyzes the design and operation features of autonomous solar inverters. A functional scheme of a three-phase solar inverter is proposed, based on a single-phase-three-phase transformer with a rotating magnetic field with improved operational and technical characteristics. The features of its work on voltage conversion and stabilization are revealed.

Abstract

Introduction. One of the ways to improve the energy efficiency of power supply to autonomous consumers of electricity, remote from external energy systems, is the use of solar photovoltaic installations. The solar inverters used in these installations have an impact on the operational and technical characteristics of the power source. Therefore, by improving reliability, efficiency and increasing the service life of solar inverters in the complex, it will improve the characteristics of solar photovoltaic installations. The purpose of the study is to analyze the design and operation features of modern solar inverters and develop a struc-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.