Научная статья на тему 'ОБЗОР НАВЕСНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ УСТРОЙСТВ КУЗОВОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ БЕРЕЖНОЙ РАЗГРУЗКИ КАРТОФЕЛЯ'

ОБЗОР НАВЕСНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ УСТРОЙСТВ КУЗОВОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ БЕРЕЖНОЙ РАЗГРУЗКИ КАРТОФЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВРЕЖДЕНИЯ КЛУБНЕЙ КАРТОФЕЛЯ / РАЗГРУЗКА КАРТОФЕЛЯ / САМОСВАЛЬНЫЙ КУЗОВ / НАВЕСНЫЕ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Юхин И.А., Успенский И.А., Эвиев В.А., Голиков А.А.

Актуальность. Развитие сельскохозяйственного производства неизбежно влечет за собой рост объемов внутрихозяйственных перевозок. При этом несовершенство конструкций применяемой для этой цели техники может существенно повлиять на эффективность уборочно-транспортных работ. Особенно значимой в данном вопросе является потеря товарного вида продукции (преимущественно из-за механических повреждений), поэтому сохранение товарного вида клубней при машинном производстве картофеля приобретает в настоящее время большое значение. Объект. Картофель сорта «Латона». Самосвальный тракторный прицеп 2ПТС-4 с навесным перегрузочным устройством. Материалы и методы. Патентный поиск для определения аналогов и прототипа навесного перегрузочного устройства. Теоретическая составляющая научных исследований выполнена на основе положений, законов и методов теоретической механики и математического анализа с использованием ЭВМ, в том числе с использованием программы MathCAD 14.0. Результаты и выводы. Разработанная конструкция навесного перегрузочного устройства для самосвального кузова транспортного средства была задействована в ходе массовой уборки картофеля в 2021 году. Совокупный экономический эффект по итогам полевых испытаний составил около 200 руб. на тонну перевезенного груза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Юхин И.А., Успенский И.А., Эвиев В.А., Голиков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF MOUNTED RELOADING DEVICES OF VEHICLE BODIES FOR CAREFUL UNLOADING OF POTATOES

This scientific article is devoted to the problem of damage to tubers in the process of unloading them from dump trucks. The analysis of existing technical solutions aimed at minimizing the impact of this negative phenomenon was carried out. The experience of foreign and domestic engineering has been studied. Based on the conducted research, a mounted reloading device for dump tractor trailers was developed and patented. The prototype was used during potato harvesting in 2021, the results of which confirmed its effectiveness. Introduction. Relevance. The development of agricultural production inevitably entails an increase in the volume of on-farm transportation. At the same time, the imperfection of the structures of the equipment used for this purpose can significantly affect the efficiency of harvesting and transport operations. Especially significant in this matter is the loss of the marketable type of products (mainly due to mechanical damage). Therefore, the reduction of tubers in the machine production of potatoes is currently of great importance. Object. Potatoes of the Latona variety. Dump tractor trailer 2PTS-4 with a mounted reloading device. Materials and methods. Patent search for identification of analogues and prototype of a mounted reloading device. The theoretical component of scientific research is based on the provisions, laws and methods of theoretical mechanics and mathematical analysis using computers, including using the MathCAD 14.0 program. Results and conclusions. The developed design of the mounted reloading device for the dump truck body of the vehicle was used during the mass harvesting of potatoes in 2021. The cumulative economic effect according to the results of field tests amounted to about 200 rubles per ton of transported cargo.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР НАВЕСНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ УСТРОЙСТВ КУЗОВОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ БЕРЕЖНОЙ РАЗГРУЗКИ КАРТОФЕЛЯ»

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информация об авторе

Юрченко Ирина Федоровна, главный научный сотрудник отдела «Природоохранных и информационных технологий» Всероссийского научно иследовательского института гидротехники и мелиорации имени А. Н. Костякова (РФ, 127550 г. Москва, ул. Большая Академическая , дом 44, строение 2), доктор технических наук, доцент, ORCID: 0000-0003-2390-1736. Тел. +7 916 328-85-1, e-mail: Irina.507@mail.ru

DOI: 10.32786/2071-9485-2022-02-52 OVERVIEW OF MOUNTED RELOADING DEVICES OF VEHICLE BODIES FOR

CAREFUL UNLOADING OF POTATOES

I.A. Yukhin1, I.A. Uspensky1 , V.A. Eviev2, A.A. Golikov1,

1Ryazan Agrotechnological University named after P. A. Kostychev, Ryazan 2Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista

Received 20.03.2022 Submitted 25.05.2022

The research was carried out within the framework of the project "Improvement of technologies, means of mechanization, electrification and technical service in agricultural production. Prospects for the development of rural areas", section 1.1. "Improving the efficiency of mobile equipment operation through the development of new designs and improving methods of maintaining its technical condition " (subsection 1.1.5. "Improving the operational performance of transport and technological machines during on-farm transportation of agricultural products in the agro-industrial complex") of the R&D plan of the Federal State Educational Institution of Higher Education for

2021-2025.

Summary

This scientific article is devoted to the problem of damage to tubers in the process of unloading them from dump trucks. The analysis of existing technical solutions aimed at minimizing the impact of this negative phenomenon was carried out. The experience of foreign and domestic engineering has been studied. Based on the conducted research, a mounted reloading device for dump tractor trailers was developed and patented. The prototype was used during potato harvesting in 2021, the results of which confirmed its effectiveness.

Abstract

Introduction. Relevance. The development of agricultural production inevitably entails an increase in the volume of on-farm transportation. At the same time, the imperfection of the structures of the equipment used for this purpose can significantly affect the efficiency of harvesting and transport operations. Especially significant in this matter is the loss of the marketable type of products (mainly due to mechanical damage). Therefore, the reduction of tubers in the machine production of potatoes is currently of great importance. Object. Potatoes of the Latona variety. Dump tractor trailer 2PTS-4 with a mounted reloading device. Materials and methods. Patent search for identification of analogues and prototype of a mounted reloading device. The theoretical component of scientific research is based on the provisions, laws and methods of theoretical mechanics and mathematical analysis using computers, including using the MathCAD 14.0 program. Results and conclusions. The developed design of the mounted reloading device for the dump truck body of the vehicle was used during the mass harvesting of potatoes in 2021. The cumulative economic effect according to the results of field tests amounted to about 200 rubles per ton of transported cargo.

Key words: damage, tuber, vehicle, dump truck, speed, self-unloading body.

Citation. Yukhin I. A., Uspensky I. A., Eviev V. A., Golikov A. A. Overview of mounted reloading devices of vehicle bodies for careful unloading of potatoes. Proc. of the Lower Volga Agro-University Comp. 2022. 2(66). 422-430 (in Russian). DOI: 10.32786/2071-9485-2022-02-52.

Author's contribution. The authors of this study collected the material, analyzed the data and wrote a manuscript.

Conflict of interest. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

***** ИЗВЕСТИЯ *****

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: № 2 2022

НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 629.35

ОБЗОР НАВЕСНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ УСТРОЙСТВ КУЗОВОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ БЕРЕЖНОЙ РАЗГРУЗКИ КАРТОФЕЛЯ

И. А. Юхин1, доктор технических наук, доцент И. А. Успенский1, доктор технических наук, профессор В. А. Эвиев2, доктор технических наук, профессор А. А. Голиков1, кандидат технических наук

1ФГБОУ ВО «Рязанский агротехнологический университет имени П. А. Костычева», г. Рязань 2ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова», г. Элиста

Дата поступления в редакцию 20.03.2022 Дата принятия к печати 25.05.2022

Исследования проведены в рамках выполнения проекта «Совершенствование технологий, средств механизации, электрификации и технического сервиса в сельскохозяйственном производстве. Перспективы развития сельских территорий», раздел 1.1. «Повышение эффективности эксплуатации мобильной техники за счет разработки новых конструкций и совершенствования методов поддержания её технического состояния» (подраздел 1.1.5. «Повышение эксплуатационных показателей транспортных и технологических машин при внутрихозяйственных перевозках сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе») плана НИР ФГБОУ ВО РГАТУ на 2021-2025 гг.

Актуальность. Развитие сельскохозяйственного производства неизбежно влечет за собой рост объемов внутрихозяйственных перевозок. При этом несовершенство конструкций применяемой для этой цели техники может существенно повлиять на эффективность уборочно-транспортных работ. Особенно значимой в данном вопросе является потеря товарного вида продукции (преимущественно из-за механических повреждений), поэтому сохранение товарного вида клубней при машинном производстве картофеля приобретает в настоящее время большое значение. Объект. Картофель сорта «Латона». Самосвальный тракторный прицеп 2ПТС-4 с навесным перегрузочным устройством. Материалы и методы. Патентный поиск для определения аналогов и прототипа навесного перегрузочного устройства. Теоретическая составляющая научных исследований выполнена на основе положений, законов и методов теоретической механики и математического анализа с использованием ЭВМ, в том числе с использованием программы MathCAD 14.0. Результаты и выводы. Разработанная конструкция навесного перегрузочного устройства для самосвального кузова транспортного средства была задействована в ходе массовой уборки картофеля в 2021 году. Совокупный экономический эффект по итогам полевых испытаний составил около 200 руб. на тонну перевезенного груза.

Ключевые слова: повреждения клубней картофеля, разгрузка картофеля, самосвальный кузов, навесные перегрузочные устройства.

Цитирование. Юхин И. А., Успенский И. А., Евиев В. А., Голиков А. А. Обзор навесных перегрузочных устройств кузовов транспортных средств для бережной разгрузки картофеля. Известия НВ АУК. 2022. 2(66). 422-430. DOI: 10.32786/2071-9485-2022-02-52.

Авторский вклад. Авторы настоящего исследования собрали материал, проанализировали данные и написали рукопись.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Введение. В настоящее время важнейшей приоритетной задачей дальнейшего развития эффективного производства картофеля является минимизация повреждений и потерь продукции на всех этапах [11, 12, 8, 5].

Как показал анализ источников литературы в зависимости от применяемой технологии уборки картофеля [3], механические повреждения клубней за весь цикл могут достигать 60 % от общего количества, большая часть которых характерна для перегру-

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

зочных операций (перегрузки клубней из картофелеуборочной машины в транспортное средство, разгрузка транспортного средства, перегрузка клубней в пункт послеуборочной доработки и так далее).

Для вывоза свежеубранного картофеля с поля в большинстве случаев используются самосвальные или саморазгружающиеся транспортные средства [9].

Самыми распространенными на территории РФ являются самосвальные транспортные средства. Они способны выполнять большую часть задач сельскохозяйственного предприятия и имеют сравнительно невысокую стоимость (по сравнению со специализированной техникой).

При всех своих положительных качествах данный тип транспортных средств имеет и существенный недостаток - большое количество клубней, получивших механические повреждении при разгрузке кузова [8, 7].

Учитывая геометрические характеристики самосвальных кузовов, а именно возвышение дна кузова ТС над поверхностью, на которую осуществляется разгрузка (табл.ица 1), при отсутствии специализированных устройств (например, приемных бункеров пункта послеуборочной доработки клубней) высока вероятность получения клубнями механических повреждений (данный показатель может достигать от 20 до 25 % объема перевозимой продукции).

Наиболее приспособленными для осуществления внутрихозяйственных перевозок картофеля являются саморазгружающиеся транспортные средства. В данной категории можно выделить кузова с донным транспортером; с выдвигающейся системой; со сдвижным полом. Рассмотрим их более подробно.

Достойным примером отечественных конструкторских разработок является саморазгружающийся кузов БАЛТ «ГРАНД-ПОЛЕВИК». На рынке представлен следующий модельный ряд:

- автомобили БАЛТ с кузовами 15,5 м3, 18,5 м3, 23,5 м3;

- 2-х осные, 2-х скатные прицепы с кузовом 18.5 м3 или 3-х осные, 2-х скатные с кузовом 23.5 м3;

- 3-х осные, 2-х скатные полуприцепы с кузовами 30.5 м3, 37 м3, 43 м3.

Таблица 1 - Допускаемые высоты падения и скорости удара клубня [4] _Table 1 - Permissible drop heights and tuber impact velocities [4]_

Поверхность Высота падения, м Скорость удара dd, м/с

Сталь, дерево 0,18-0,33 1,9-2,5

Резина 1,6-2,8 5,6-7,5

Свободный клубень - 3,8-5

Несвободный клубень

к=2 0,1-0,2 2,7-3,6

к=1 0,37-0,66 2,7-3,6

к=0,5 0,87-1,6 4,1-5,2

Примечание: к - это отношение радиусов клубней Ri (клубень, который падает) на R2 (клубень, на который падает).

Все перечисленные выше модели транспортных средств могут быть опционально оснащены перегрузочным устройством для более бережной выгрузки картофельного вороха (рисунок 1).

Еще одним примером саморазгружающейся техники являются кузова транспортных средств, оборудованных системой WALKING FLOOR.

На отечественном рынке в данном сегменте реализуется продукция компании Cargo Floor. Система «подвижный пол» не только может быть установлена на кузова транспортных средств (рисунок 2), но и использована в складских помещениях.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

а) б)

Рисунок 1 - Автомобиль БАЛТ «ГРАНД-ПОЛЕВИК»: а - донно-ленточный транспортер; б - перегрузочный транспортёр

Figure 1 - BALT GRAND-POLEVIK car: а - bottom-belt conveyor; б - reloading conveyor

Транспортные средства, оборудованные системой WALKING FLOOR, способны осуществлять перевозку различных грузов начиная от строительных материалов и заканчивая продукцией растениеводства.

Компания Fliegl (Германия) выпускает прицепы-вагоны большой вместимости (полная масса полуприцепа с грузом варьируется от 11 до 44 тонн) [10], которые опционально могут оснащаться значительным числом сменных рабочих органов (навесное вентиляторное оборудование для транспортировки опилок, навозоразбрасывающее навесное оборудование, перегружающий шнек и прочее). На рисунке 3 представлен полуприцеп ASW с гидравлическим складывающимся транспортером «POM-Over» с очищающей лентой для перегрузки картофеля, моркови и т.д.

Рисунок 2 - Полуприцеп Fliegl SDS 350: а - система WALKING FLOOR; б - общий вид прицепа

Figure 2 - Fliegl SDS 350 semi-trailer: а - WALKING FLOOR system; б - general view of the trailer

Подача груза к ленте-транспортеру «POM-Over» осуществляется при помощи выдвигающей системы FLIEGL (рисунок 3) исключая необходимость опрокидывания кузова транспортного средства.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рисунок 3 - Прицеп Fliegl ASW: а - выдвигающая система FLIEGL; б - лента-транспортер «POM-Over»

Figure 3 - Fliegl ASW trailer а - the FLIEGL sliding system; б - the "POM-Over" conveyor belt

Применение данного специализированного оборудования позволяет существенно повысить эффективность вывоза сельскохозяйственной продукции с поля. Во-первых, гидравлический складывающийся транспортер позволяет производить выгрузку или перегрузку продукции с минимальными динамическими воздействиями (высота падения клубней при перегрузке или выгрузке устанавливается меньше предельно допустимых значений посредством изменения рабочего положения транспортера «POM-Over»).

Во-вторых, конструкция самого транспортера «POM-Over» позволяет производить дополнительную доочистку сельскохозяйственной продукции. Известно, что при уборке картофеля в зависимости от условий работ (влажность и тип почвы, урожайность, настройки картофелеуборочной машины и т.д.) с поля вывозится большое количество плодородной почвы. В соответствии с агротехническими требованиями, предъявляемыми к процессу уборки, чистота клубней в таре должна составлять 80 % и более, а следовательно, в 1 тонне картофельного вороха может находиться до 200 кг растительных и почвенных примесей. При использовании стандартной транспортной техники весь объем примесей поступает в пункты послеуборочной обработки, а в случае их отсутствия - в закрома картофелехранилищ. В случаях использования прицепа-вагона ASW с лентой-транспортером «POM-Over» почва отсеивается из картофельного вороха и остается возле транспортного средства для последующего ее возвращения на поле. Исходя из вышесказанного следует, что данная специализированная техника будет востребована в средних и крупных картофелеводческих хозяйствах, обладающих обширной и современной материально-технической базой.

Из вышеописанного следует, что специализированная техника позволяет обеспечить высокую эффективность внутрихозяйственных перевозок картофеля при незначительном показателе его повреждений. Применение подобных транспортных средств могут позволить себе крупные сельскохозяйственные предприятия. Мелкие производители, которые собирают до 80 % урожая картофеля в РФ, в своем арсенале преимущественно имеют лишь универсальные модели - тракторные самосвальные прицепы/ полуприцепы. Следовательно, перспективным направлением научных изыскания является совершенствование их конструкции.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Материалы и методы. Для оценки возможности повреждения клубней картофеля при их разгрузке из самосвального кузова транспортного средства произведем соответствующие расчеты [10].

Исходя из исследований контактного динамического взаимодействия клубня картофеля с поверхностью следует, что скорость падения Эк должна быть меньше допустимого значения Э^ (таблица 1).

Определим скорость падения Эк клубневого вороха при его выгрузке из самосвального прицепа:

Эк = ТЭ1+2^Ъ , (1)

где Эн - начальная скорость движения клубневого вороха, м/с; g - ускорение свободного падения; И - высота падения клубней.

В начальный момент времени (в начале процесса разгрузки самосвального прицепа) Э0 = 0, но по мере подъема платформы клубненосный ворох выходит из состояния покоя. Для нахождения скорости падения воспользуемся формулой расчета скорости движения груза по прямоугольному желобу [2]:

«н =

(2)

где 1 - длина платформы, м; в - угол опрокидывания платформы назад, град; ^ - коэффициент трения груза о борта и платформу; Э0 - начальная скорость груза, м/с; п - коэффициент бокового давления; Ь - ширина платформы, м. Ь = 2,22 м; Ид - высота заднего (основного) откидного борта.

Используя технические характеристики тракторного прицепа 2ПТС-4 и выражения (1) и (2), получаем значение Эк = 7,09 м/с. Принимая во внимание данные таблицы 1, имеем, что клубень картофеля в процессе разгрузки самосвального кузова транспортного средства с высокой вероятностью получит механическое повреждение при падении на любую поверхность (в том числе и на лежащие клубни).

Результаты и обсуждение. Для снижения повреждений клубней картофеля в процессе их выгрузки из транспортных средств было разработано универсальное навесное перегрузочное устройство для самосвальных тракторных прицепов [1].

В качестве примера на рисунке 4 представлено навесное перегрузочное устройство, установленное на самосвальный тракторный прицеп 2ПТС-4.

а) б)

Рисунок 4 - Самосвальный тракторный прицеп с навесным перегрузочным устройством: а -кузов в транспортном положении; б - кузов при разгрузке; 1 - транспортер; кузов; 3 - рама прицепа; 4 - гидроцилиндр подъема; 5 - упругие боковины; 6 - откидной борт

Figure 4 - Dump tractor trailer with mounted reloading device: a - body in transport position; б - body when unloading; 1 - conveyor; body; 3 - trailer frame; 4 -hydraulic lifting cylinder; 5 - elastic sidewalls; 6 - folding side.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА, НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рассмотрим преимущества предлагаемого технического решения [10]. Во-первых, навесное устройство позволяет производить выгрузку картофельного вороха как в пункт послеуборочной доработки, так и непосредственно в закрома картофелехранилища. При этом решается главная проблема самосвальных кузовов транспортных средств и полуприцепов - высота падения клубней при выгрузке сводится к минимуму. Во-вторых, ролики навесного устройства имеют гидропривод - что обеспечивает возможность регулировки подачи вороха через частично открытый задний откидной борт без сгруживания. В-третьих, ролики устройства имеют резиновые выступы, с одной стороны, препятствующие повреждению клубней при выгрузке, а с другой, - удерживающие имеющиеся в прицепе почвенные и растительные примеси. И самое главное: предлагаемое устройство имеет сравнительно невысокий вес (в отличие от транспортера «POM-Over», где используется сложная система гидроприводов), и может быть использовано с большинством отечественных прицепов и полуприцепов.

Процесс выгрузки картофеля из прицепа протекает следующим образом. После открытия заднего откидного борта ворох поступает на роликовый транспортер. Благодаря вращению роликов (рис. 5) клубни продвигаются по полотну с дополнительным ускорением. Это особенно важно, если угол наклона транспортера составляет 45 градусов и менее (например, при перегрузке в контейнер с высокими бортами).

Наличие на роликах упругих выступов позволяет бережно отделять почвенные примеси из картофельного вороха (клубни продвигаются по вершинам упругих выступов роликов, а почвенные примеси остаются между ними и удаляются в процессе вращения роликов) [10].

Рисунок 5 - Навесное перегрузочное устройство: 1 - рама; 2 - упругая боковина; 3 - ролики; 4 - клубни; w; - частоты вращения роликов.

Figure 5 - Mounted overload device: 1 - frame; 2 - elastic sidewall; 3 - rollers; 4 - tubers; w; - roller rotation speed.

Если же сравнивать эффективность функционирования данного навесного перегрузочного устройства с аналогичными средствами, например с полуприцепом-самосвалом с донным транспортёром, то получим следующие преимущества:

- скорость выгрузки картофеля при использовании навесного перегрузочного устройства практически сопоставима со скоростью выгрузки из серийного самосвального кузова;

- универсальность модифицируемого транспорта, так как монтаж навесного перегрузочного устройства не требует значительных конструктивных изменений самосвального кузова, а его установка производится оперативно и без привлечения высококвалифицированного персонала.

1

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Самосвальный тракторный прицеп 2ПТС-4 с навесным перегрузочным устройством был задействован в ходе массовой уборки картофеля на полях Рязанской области. Было установлено, что количество клубней с механическими повреждениями уменьшилось с 9 % до 6,5% в сравнении с базовой моделью [6]. Суммарный экономический эффект на 1 тонну перевезенного груза составил 199,73 руб. в ценах 2021 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. В ходе научных изысканий для снижения повреждений клубней при машинном производстве картофеля была разработана конструкция навесного перегрузочного устройства для самосвальных тракторных прицепов отечественного производства.

Целесообразность применения навесного перегрузочного устройства на самосвальном тракторном прицепе «ПТС-4 подтверждена положительным экономическим эффектом.

Библиографический список

1. Aнализ процесса выгрузки клубней из транспортного агрегата с усовершенствованным самосвальным кузовом / О.В. Филюшин, М.Ю. Костенко, ИА. Успенский, ИА. Юхин, A.H Ушанев // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. ПА. Костычева. 2020. № 1 (45). С. 107-114.

2. Зенков Р. Л. Механика насыпных грузов. М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1952. 218 с.

3. Машинные технологии и техника для производства картофеля / С.С. Tyболев и др.; под общ. ред. H. Н. Колчина. М.: Aгpоспас, 2010. 311 с.

4. Саврасова Н.Р. Aнализ контактного динамического взаимодействия клубня картофеля с поверхностью // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. T. 12. №1(2). С. 493-498.

5. Снижение повреждений сельхозпродукции при транспортировке / A.A. Усольцев, A.A. Панова, ИА. Юхин, A.A. Голиков // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. ПА. Костычева. 2021. T. 13. № 3. С. 106-111.

6. Сохранность плодов на внутрихозяйственных перевозках / A.A. Симдянкин, ИА. Успенский, Л.П. Белю, О.В. Филюшин // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2020. № 2 (58). С. 346-356.

7. Успенский ИА., Юхин ИА., Голиков A.A. Исследование причин возникновения повреждений клубней картофеля при их загрузке в транспортное средство // Tехника и оборудование для села. 2019. № 10 (268). С. 26-29.

8. Успенский ИА., Юхин ИА., Голиков A.A. Снижение травмирования корнеклубнеплодов при их перевозке самосвальным транспортным средством // Tехника и оборудование для села. 2020. № 6 (276). С. 22-25.

9. Формирование комплекса картофелеуборочных и транспортных машин / ИА. Успенский, ИА. Юхин, A^. Мачнев, A.A. Голиков // Tехника и оборудование для села. 2021. № 2 (284). С. 27-31.

10. Improving the performance parameters of vehicles for intrafarm transport in the agro-industrial complex. N.V. Byshov et al 2019 IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 341. 012145.

11. Increasing the Safety of Agricultural Products During Its Transportation and Unloading. Byshov N.V. et al 2018 ACM International Conference Proceeding Series. Р. 176-179.

12. Intra-farm transportation of easily damaged agro food products for sustainable development of agricultures. S N Borychev et al 2022 IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 965. 012048.

Информация об авторах Юхин Иван Александрович, заведующий кафедрой «Автотракторная техника и теплоэнергетика» Рязанского государственного агротехнологического университета им. ПА. Костычева (РФ, 390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1), доктор технических наук, доцент, тел. 89038344318, e-mail: yuival@rambler.ru.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Успенский Иван Алексеевич, заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация транспорта» Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева (РФ, 390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1), доктор технических наук, профессор тел. 89036400593, e-mail: ivan.uspenckij@yandex.ru.

Эвиев Валерий Андреевич, профессор кафедры «Агроинженерия» Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова (РФ, 358000, Респ. Калмыкия, г. Элиста, ул. А. С. Пушкина, 11), доктор технических наук, профессор, тел. (84722) 4-10-05, e-mail: uni@kalmsu.ru Голиков Алексей Анатольевич, доцент кафедры технической эксплуатации транспорта Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева (390044, г. Рязань, ул. Костычева, 1), кандидат технических наук, тел. 89155988347, e-mail: golikov.rgatu@yandex.ru

DOI: 10.32786/2071-9485-2022-02-53 CONDITIONS FOR PLACING THE HEELS OF THE COULTER ON THE DEVELOPED SECTION OF THE SEEDERS FOR SOWING SEADS OF SOYBEANS AND MELON

V. A. Tseplyaev, A. M. Magomedov

Volgograd State Agrarian University, Volgograd Received 16.03.2022 Submitted 25.04.2022

Abstract

Introduction. The use of artificial hydrogel granules promotes improved plant development. Granules introduced into the soil absorb moisture, thereby concentrating sources of moisture in the immediate vicinity of the seeds. However, for the rational use of granules, it is necessary to study the issue of introducing hydrogel into the soil. This is directly affected by the placement of the heels on the upgraded coulter. Materials and methods. For the introduction of enriched granules into the soil, we have developed a section of a seed drill for sowing soybean and melon seeds together with hydrogel. The introduction of granules into the soil is provided by a modernized polozovidny coulter with two heels installed on it for the sowing seeds and the introduction of hydrogel into the soil. Mathematically, the conditions for the competent installation of the toe, both in the longitudinal direction and in the transverse direction, were determined. Results and conclusions. According to the results of the study, the conditions for the rational placement of two coulter feet were obtained.

Keywords: seeder section, precision seeding drill, seed sowing, vegetable crops, melons, hydrogel, hydrogel granules, coulter, placement of coulter heels, coulter heels.

Citation. Tseplyaev V.A., Magomedov A.M. Conditions for placing the heels of the coulter on the developed section of the seeder for sowing seeds of soybeans and melon. Proc. of the Lower Volga Agro-University Comp. 2022. 2(66). 430-438 (in Russian). DOI: 10.32786/2071-9485-2022-02-53.

Author's contribution. All the authors of this study were directly involved in the planning, execution or analysis of this study. All the authors of this article have read and approved the submitted final version.

Conflict of interest. The authors declare that there is no conflict of interest.

УДК 631.33.024.2

УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПЯТ СОШНИКА НА РАЗРАБОТАННОЙ СЕКЦИИ СЕЯЛКИ ПРИ ПОСЕВЕ СЕМЯН СОИ И БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР

В. А. Цепляев, кандидат технических наук, доцент А. М. Магомедов, аспирант

Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

Дата поступления в редакцию 16.03.2022 Дата принятия к печати 25.04.2022

Актуальность. Использование искусственных гранул гидрогеля способствует улучшенному развитию растений. Гранулы, внесенные в почву, впитывают в себя влагу, тем самым концентрируя источники влаги в непосредственной близости от семян. Однако для рационального использования гранул необходимо изучить вопрос внесения гидрогеля в почву. На это напрямую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.