Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЫГРУЗКИ КЛУБНЕЙ ИЗ ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ САМОСВАЛЬНЫМ КУЗОВОМ'

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЫГРУЗКИ КЛУБНЕЙ ИЗ ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ САМОСВАЛЬНЫМ КУЗОВОМ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ УБОРКА КАРТОФЕЛЯ / ПОВРЕЖДЕНИЕ КЛУБНЕЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ / КАТЯЩИЙСЯ КЛУБЕНЬ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЫПИ КЛУБНЕЙ / КАЧЕНИЕ КЛУБНЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Филюшин Олег Владимирович, Костенко Михаил Юрьевич, Успенский Иван Алексеевич, Юхин Иван Александрович, Ушанев Александр Игоревич

Как известно из проведенных ранее исследований, удельный вес перевозок тракторным транспортом в РФ составляет 50-60% от общего объема внутрихозяйственных перевозок в сельском хозяйстве. Возрастающая потребность в перевозках сельскохозяйственных грузов требует увеличения производительности внутрихозяйственного транспорта, повышения его экономичности, безопасности и комфорта. Уровень повреждений является одним из важнейших факторов, определяющих себестоимость продукции. Известно, что стоимость поврежденной сельскохозяйственной продукции на 30-50% меньше, чем неповрежденной. По данным ряда исследователей потери при хранении поврежденной при транспортировании продукции могут достигать 50-60% от общей массы. Поэтому снижение повреждений на пути следования сельскохозяйственной продукции «поле-потребитель», в частности, на заключительной стадии доставки сельскохозяйственной продукции - разгрузке, является важной народно-хозяйственной задачей. В связи с вышеизложенным нами была сформулирована цель работы: снижение повреждений картофеля на внутрихозяйственных перевозках применением тракторного прицепа с усовершенствованным самосвальным кузовом для минимизации транспортных издержек. При разгрузке катящийся клубень имеет большую кинетическую энергию в сравнение со скользящим. Поэтому для гашения кинетической энергии используется перегрузочное устройство. В результате проведения теоретических исследований ВП транспортного агрегата с усовершенствованной конструкцией самосвального кузова установлено, что клубневой ворох не падает вниз, а поступает на роликовый транспортер (причем ролики снабжены выступами из упругого материала), что в совокупности сводит возможность травмирования плодов при разгрузке к минимуму (не более 1,6 %).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Филюшин Олег Владимирович, Костенко Михаил Юрьевич, Успенский Иван Алексеевич, Юхин Иван Александрович, Ушанев Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROCESS OF UNLOADING TUBERS FROM A TRANSPORT UNIT WITH AN IMPROVED DUMP BODY

When mechanized potato harvesting, about 20-40% of tubers get bruised. As a result of damage to tubers during transportation in dump trucks, the loss of carbohydrates increases by 2.5...3 times compared with transportation in containers; the loss of vitamin C increases by about 10%. Therefore, it is important to assess the quality of potato tubers before laying for long-term storage, which will reduce potato losses. Currently, destructive and non-destructive methods are used to assess the quality of potato tubers. In the first case, the tested tubers are cut into slices to detect damage or are cleaned to remove a certain layer thickness. In the second case, the tubers remain intact. Non-destructive methods for determining damage are most widespread, as they make it possible to automate the processes of sorting tubers. These methods are based on the optical, x-ray, acoustic, electrical and thermal properties of potato tubers. The disadvantage of these methods is that they quantify damage to tubers, but do not give a qualitative assessment. It should be noted that the detection of external injuries is effectively carried out using optical systems, the establishment of internal injuries is difficult due to the concealment of bruises under the relatively intact surface of the tuber. When stored for a long time, internal damage is an additional cause of loss of nutrients and spoilage of potatoes. Thus, a rolling tuber has a greater kinetic energy compared to a sliding tuber. Therefore, an overload device is used to extinguish the kinetic energy. Graph 7 shows that the tuber gradually slows down as it moves through the reloading device. As the angle of the reloading device decreases, the tuber speed will decrease. At the set speed of the tuber, the angle of inclination will be 27 degrees, the number of rollers is 16.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЫГРУЗКИ КЛУБНЕЙ ИЗ ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ САМОСВАЛЬНЫМ КУЗОВОМ»



УДК 631.372 DOI 10.36508/RSATU.2020.45.1.019

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЫГРУЗКИ КЛУБНЕЙ ИЗ ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ САМОСВАЛЬНЫМ КУЗОВОМ

ФИЛЮШИН Олег Владимирович, студент магистратуры 1 курса aushaniev@inbox.ru КОСТЕНКО Михаил Юрьевич, д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры «ТМиРМ» УСПЕНСКИЙ Иван Алексеевич, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «ТЭТ», yuival@rambler.ru ЮХИН Иван Александрович, д-р техн. наук, доцент, зав. кафедрой «АТТиТ», yuival@rambler.ru УШАНЕВ Александр Игоревич, ст. преподаватель кафедры «ТЭТ», aushaniev@inbox.ru Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Как известно из проведенных ранее исследований, удельный вес перевозок тракторным транспортом в РФ составляет 50-60% от общего объема внутрихозяйственных перевозок в сельском хозяйстве. Возрастающая потребность в перевозках сельскохозяйственных грузов требует увеличения производительности внутрихозяйственного транспорта, повышения его экономичности, безопасности и комфорта. Уровень повреждений является одним из важнейших факторов, определяющих себестоимость продукции. Известно, что стоимость поврежденной сельскохозяйственной продукции на 30-50% меньше, чем неповрежденной. По данным ряда исследователей потери при хранении поврежденной при транспортировании продукции могут достигать 50-60% от общей массы. Поэтому снижение повреждений на пути следования сельскохозяйственной продукции «поле-потребитель», в частности, на заключительной стадии доставки сельскохозяйственной продуку-ции - разгрузке, является важной народно-хозяйственной задачей. В связи с вышеизложенным нами была сформулирована цель работы: снижение повреждений картофеля на внутрихозяйственных перевозках применением тракторного прицепа с усовершенствованным самосвальным кузовом для минимизации транспортных издержек. При разгрузке катящийся клубень имеет большую кинетическую энергию в сравнение со скользящим. Поэтому для гашения кинетической энергии используется перегрузочное устройство. В результате проведения теоретических исследований ВП транспортного агрегата с усовершенствованной конструкцией самосвального кузова установлено, что клубневой ворох не падает вниз, а поступает на роликовый транспортер (причем ролики снабжены выступами из упругого материала), что в совокупности сводит возможность травмирования плодов при разгрузке к минимуму (не более 1,6 %).

Ключевые слова: механизированная уборка картофеля, повреждение клубней при транспортировке, катящийся клубень, перемещение насыпи клубней, качение клубня.

Введение Щью оптических систем, установление внутренних

При механизированной уборке картофеля око- поврежДений затруднено из-за скрытое™ ушибов

ло 20-40% клубней получают ушибы. В результа- поД относительно неп°врежденн°й поверхностью

те повреждений клубней при транспортировке в клубня. при Длительном хранении внутренние по-

самосвалах потери углеводов возрастают в 2,5-3 вреждения являются д°полнительн°й причиной

раза по сравнению с транспортировкой в таре, по- потерь питательных веществ и порчи картофеля

тери витамина С увеличиваются примерно на 10%. [3, 4, 5].

Поэтому важно оценить качество клубней кар- 7е°ретические исследования процесса

тофеля перед закладкой на длительное хранение, выгрузки клубней

что позволит сократить потери картофеля. при выгрузке клубней картофеля из кузова

Объект исследований транспортного средства, клубни могут скаты-

В настоящее время применяются разрушаю- ваться по насыпи или скользить по днищу кузова

щие и неразрушающие способы оценки качества из-за ограничений других клубней. В своем дви-

клубней картофеля. В первом случае тестируемые жении клубни приобретают определенную ско-

клубни для выявления повреждений разрезаются р^^ которая будет способствовать увеличению

на дольки или подвергаются очистке со снятием их повреждений. Рассмотрим движение клубня

определенной толщины слоя. Во втором случае по насыпи картофеля (наклонной плоскости) под

клубни сохраняют целостность. Не разрушающие действием силы тяжести [6, 7].

способы определения повреждений получили Воспользуемся теоремой об изменении кинети-

наибольшее распространение, так как они дают ческой энергии

возможность автоматизировать процессы сорти- Т2-Т1=А(с) (1)

ровки клубней. В основу этих способов положены где Т1 - начальная кинетическая энергия клуб-

оптические, рентгеновские, акустические, элек- ня (т =0) Дж'

трические и тепловые свойства клубней карто- Т2 - 'конечная кинетическая энергия клубня,

феля. Недостатком данных способов является то, дж- 2

что они количественно оценивают повреждения А - работа внешних сил Дж

клу^^ но не дают качественной оценки [1, 2]. так как клубень перед выгрузкой находится в

Следует отметить, что выявление внешних по- покое (Т1=0), запишем выражение для кинетиче-

вреждений эффективно осуществляется с помо- ской энергии клубня

© Филюшин О. В., Костенко М. Ю., Успенский И. А., Юхин И. А., Ушанев А.И., 2020 г.

т = т2 =-МЦ?л

1 ,

(2)

где М - масса клубня картофеля, кг;

Vкл - скорость центра тяжести клубня, м/с; J -л момент инерции клубня, кг м2; ы - угловая скорость клубня, рад/с. При исследовании движения клубня введем допущение, что клубень имеет форму шара, тогда момент инерции определяется выражением

/ = -Мт2

(3)

1,2 /Укл\г 9 Т=2МКл + 5МГ \Т)

где L - длина кузова транспортного средства (насыпи в кузове), м;

Ф - угол естественного откоса насыпи клубней картофеля.

Подставив в выражение (1) значения величин из выражений (5), (6 и (7), получим

где г - радиус шара, м.

Так как точка касания шара (клубня) является мгновенным центром скоростей, то можно записать

V =ыг (4)

кл 4 '

Подставив полученные значения в формулу 2, получим

(т) =ТоМУ™ <5)

При качении клубня по насыпи картофеля сила трения всегда приложена в точке контакта и поэтому не совершает работу. Исходя из этого, определим работу силы тяжести . _ г , (6) л(с) — и ' кл

где С - сила тяжести клубня (С=Мд), Н; д - ускорение свободного падения, м/с2; hкл - высота перемещения клубня, м.

Высота перемещения клубня по насыпи зависит от угла естественного откоса насыпи картофеля и длины кузова (рис. 1)

/V = I ят ф (7)

— МУ£ = М -д-1 ■ Бтхр

(8)

Рис. 1 - Общий вид перемещения насыпи клубней картофеля из кузова транспортного средства при разгрузке

Исходя из исследований контактного динамического взаимодействия клубня картофеля с поверхностью, следует, что скорость клубня Vкл должна быть меньше допустимого значения скорости удара Vd (табл. 1).

Таблица 1 - Допускаемые высоты падения и скорости удара клубня

Поверхность Высота падения, м Скорость удара м/с

сталь, дерево 0,3-0,5 1,9-2,5

прорезиненная решетка 0,5-0,7 5,6-7,5

свободный клубень - 3,8-5

несвободный клубень

к=2 0,1-0,2 2,7-3,6

к=1 0,37-0,66 2,7-3,6

к=0,5 0,87-1,6 4,1-5,2

Примечание: к - это отношение радиусов клубней R1 (клубень, который падает) на R2 (клубень, на который падает).

Выразим значение скорости клубня

L=4,08 м (конструктивные параметры самосвального прицепа 2 ПтС-4) в формулу (9), получим:

(9)

Таким образом, получена зависимость скорости скатывающегося по насыпи клубня от длины кузова транспортного средства (рис. 2) Подставив следующие данные: Ф=45 град и

Расчетное значение V =5,61 м/с соответству-

кл

ет только допустимому значению скорости падения клубней на резиновую поверхность (табл. 1).

В противном случае высока вероятность повреждения плода [8].

Следует отметить, что при выгрузке максимальная высота перемещения клубня достигается при определенном угле подъема кузова, что будет соответствовать максимально возможной скорости корнеплода.

Рис. 2- Зависимость скорости качения клубня от длины насыпи

Рассмотрим движение клубня без возможности вращения (при движении насыпи целиком). Аналогично, как и в предыдущем случае, кинетическая энергия скользящего клубня равна

Т = Т2=^М7к2л1 (Ю)

где Укл1 - скорость клубня при поступательном движении, м/с;

При поступательном движении клубня работа внешних сил будет определяться не только силой тяжести, но и силой трения клубня о днище кузова

где а - угол подъема кузова транспортного средства;

F - сила трения (F=fN), Н; f - коэффициент трения клубней картофеля о днище кузова;

N-сила нормального давления(N=Gcosа),Н. С учетом выражений (1), (10) и (11), получим

I

-MV^ = (Мд sin а - fMg cos a)L (12)

Преобразовав выражение (12), получим

Построим график скорости клубней в программе MathCad (рис. 3)

Подставив следующие данные: а=45 град и L=4,08 м (конструктивные параметры самосвального прицепа 2 ПТС-4) и f=0,56 (коэффициент трения скольжения клубня о сталь) в формулу (13), получим:

VKJll = J2 ■ 9,81 ■ 4,08 ■ (sin 45 - 0,56 cos 45) = 4,99м/с

Из анализа соответствующих кузовов транспортных средств определяем: скорость клубней

при сходе с днища кузова прицепа 2ПТС-4 составляет

при качении клубня - около 4,2-5,7 м/с;

при скольжении клубня - 3,8-5,2 м/с в зависимости

от угла подъема кузова.

м/с 8|-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 - угол подъема 45,0°; 2 - угол подъема 34,5°;

3 - угол подъема 23,0° Рис. 3 - Зависимость скорости скольжения клубня от длины кузова прицепа 2-ПТС-4 при разных углах а подъема кузова

Анализ полученных результатов показывает, что кинетическая энергия клубня на момент схода клубня с кузова составляет: для качения - 2,36 Дж; для скольжения -1,875 Дж. Таким образом, катящийся клубень имеет большую кинетическую энергию в сравнении со скользящим. Поэтому для гашения кинетической энергии используется перегрузочное устройство.

При выгрузке клубней картофеля из кузова, оборудованного перегрузочным устройством, клубни на момент попадания на перегрузочное устройство обладают некоторой скоростью [9,10]. При встрече с роликами перегрузочного устройства возникают ударные взаимодействия. Рассмотрим удар вращающегося клубня о вращающийся ролик (рис. 4)

Рис. 4 - Расчетная схема к определению угловой скорости клубня при взаимодействии с вращающимися роликами

Так как ролики перегрузочного устройства находятся на уровне днища кузова и вращаются с встречным направлением по отношению к клубню, применим теорему об изменении моментов количества движения к взаимодействию клубня с роликом. Ударные импульсы клубня и ролика запишутся как:

1г(й)2 ~ Ф:) = 1 Г1 ^^

I2(w2 — w1) = S • r2

(15)

где 11;12 - моменты инерции клубня и ролика соответственно, кгм2;

ы1;ы2 - угловая скорость клубня до удара и после удара, рад/с;

- угловая скорость ролика до удара и после удара, рад/с;

S - импульсы, кгм/с; г1; г2 - радиусы клубня и ролика, м. Так как неударные нагрузки - вес клубня, сила трения, реакции его взаимодействий значительно меньше ударных сил, то ими пренебрегаем.

Приравняв ударные импульсы из выражений (14) и (15), получим

(16)

Скорости точки контакта в момент ударного взаимодействия клубня и ролика соответственно равны:

(17)

(18)

(19)

(20)

Vt = V2 = о)2 иг = wx

U~> = W-j

где У1; - окружная скорость клубня до и после удара, м/с;

и1; и2 - окружная скорость ролика до и после удара, м/с;

По аналогии с поступательным движением запишем выражение коэффициента восстановления для вращательного движения:

к =

U 2 - V2 "i-Vi

w?

cü-i

r7 — tüi

(21)

Тогда окружные скорости клубня и ролика после соударения будут:

(22)

w

2 • r2 — (ú2 • rx — —ko)1 ■ rx + kw1 • r2 Преобразовав выражение (16), получим, hw2 ' r2 ~ Ьш2 ' rl = ' rl ~ hwi ' r2

(23)

Решив совместно выражения (22) и (23), получим угловую скорость клубня после ударного воздействия

(1 + к) ■ wt + (~11 ■ ri + ¡2

■ fe)wi

h ■ r22 - h

скорости и начальной угловой скорости клубня.

Так как направление вращения клубня при движении и ролика противоположны, то после каждого ролика будет происходить замедление вращения клубня, а затем и изменение вращения на противоположное. Это будет способствовать замедлению клубня при переходе его с кузова на перегрузочное устройство, а затем движению клубня со скоростью вращения роликов.

1 - диаметр клубня 40 мм; 2 - диаметр клубня 50 мм; 3 - диаметр клубня 60 мм Рис. 5 - Зависимость угловой скорости клубня от угловой скорости вращения ролика при различных значениях диаметра клубня

При недостаточном количестве клубней на перегрузочном устройстве и малом диаметре клубней возможно вращение клубня между соседними роликами. Рассмотрим условия выхода клубней из зазора (рис. 6)

(24)

Определим изменение угловой скорости ы2 с учетом значений моментов инерции клубня и ролика, коэффициента восстановления в зависимости от угловой скорости вальца.

Анализируя график угловой скорости (рис. 5), можно видеть, что скорость клубня при движении по роликам существенно зависит от их угловой

Рис. 6 - Расчетная схема к взаимодействию клубня картофеля с соседними роликами

На клубень действуют реакции опор и сила тяжести, силы инерции не учитываем, тогда дифференциальное уравнение запишется в виде dVr

(25)

dt ъ тр

где G - сила тяжести клубня, ^=тд), Н; т - масса клубня, кг; д - ускорение свободного падения, м/с2; Fт - сила трения клубня о ролик

г1 г1

fk - коэффициент трения качения клубня о ролик ^=0,5- 0,8 мм;

г1 - радиус клубня, м; ^ - угол между направлением силы тяжести и касательной в месте контакта клубня с роликом,град.

Подставив значения в уравнение (25) и разделив на т,получим

Щ . с ,9соэ^ (26)

Разделим переменные и проинтегрируем

[р Г£ сс^

(27)

Jv0 •'о '1

После подстановки пределов интегрирования получим:

V -Vn = или

v0 = a sinf-Л-—1

\ гг /

t

Í cosf\

V = V0+gt(sm$-fk-^)

(28) (29)

d >

V = V0 + gt[sm(y-<P)-fk-

где t - время взаимодействия, с. Угол ^ зависит от соотношения геометрических показателей клубня и роликов перегрузочного устройства, которые связаны соотношением:

D(1 — sin q>) + с

(30)

sin<p

где d - диаметр клубня,м; D - диаметр ролика, м; c - величина зазора между роликами, м; Ф - угол между углом наклона перегрузочного устройства и касательной в точке контакта клубня с роликом,град.

Соотношение углов для перегрузочного устройства выглядит следующим образом:

Z = Y~<P (31)

где y - угол наклона перегрузочного устройства. Таким образом, подставив выражение (31) в выражение (29), получим:

cos(}' — q>)\

(32)

Построим зависимость скорости клубня от времени нахождения на перегрузочном устройстве для клубня диаметром 50 мм.

Из рисунка 7 видно, что клубень постепенно замедляется при движении по перегрузочному устройству. С уменьшением угла наклона перегрузочного устройства Y скорость клубня будет уменьшаться. При заданной скорости клубня угол наклона составляет 27 градусов, число роликов - 16.

Рис. 7 - Зависимость скорости клубня от времени нахождения на перегрузочном устройстве для клубня диаметром 50 мм

Заключение

Из анализа соответствующих кузовов транспортных средств определяем: скорость клубней при сходе с днища кузова прицепа 2ПТС-4 составляет:

при качении клубня - около 4,2-5,7 м/с;

при скольжении клубня - 3,8-5,2 м/с в зависимости от угла подъема кузова.

Анализ полученных результатов показывает, что кинетическая энергия клубня на момент схода клубня с кузова составляет:

для качения 2,36 Дж;

для скольжения 1,875 Дж.

Таким образом, катящийся клубень имеет большую кинетическую энергию в сравнение со скользящим. Поэтому для гашения кинетической энергии используется перегрузочное устройство.

В результате проведения теоретических исследований транспортного агрегата с усовершенствованной конструкцией самосвального кузова установлено, что клубневой ворох не падает вниз, а поступает на роликовый транспортер (причем ролики снабжены выступами из упругого материала), что в совокупности сводит возможность травмирования клубней при разгрузке к минимуму (не более 1,6 %).

Список литературы

1. Theoretical studies of the damage process of easily damaged products in transport vehicle body during the on-farm transportation / Byshov N.V. and other // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2018. Т. 13. № 10. pp. 3502-3508.

2. Improving the performance parameters of vehicles for intrafarm transport in the agro-industrial complex/ N.V. Byshov et al 2019 IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 341 012145.

3. Increasing the Safety of Agricultural Products During Its Transportation and Unloading / Byshov N.V. and other // (2018) ACM International Conference Proceeding Series, pp. 176-179.

4. Пат. 161488, RU, МПК B60R 9/00; B60P 1/00. Навесное перегрузочное устройство для самосвального кузова транспортного средства / Филю-

шин О.В., Голиков А.А., Успенский И.А., Юхин И.А. [и др.]; - Опубл. 20.04.2016, бюл. № 11.

5. Перспективные направления и технические средства для снижения повреждений клубней при машинной уборке картофеля [Текст] / Н. В. Бышов, С. Н. Борычев, Г. К. Рембалович [и др.] // Техника и оборудование для села. - 2013. - № 8 (194) - С. 22-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Повышение надежности технологического процесса и технических средств машинной уборки картофеля по параметрам качества продукции [Текст] / Г.К. Рембалович, И. А. Успенский, Р. В. Безносюк [и др.] // Техника и оборудование для села. - 2012. - № 3. -С. 6-8.

7. Анализ процесса выгрузки сельскохозяйственной продукции из усовершенствованного кузова тракторного прицепа / С.В. Колупаев, И.А. Юхин, И.А. Успенский и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №08(112). С. 778 -801. - IDA [article ID]: 1121508058. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/58.pdf, 1,5 у.п.л.

8. Бышов, Н.В. Основные требования к техническому уровню тракторов, транспортных средств и прицепов на долгосрочную перспективу / Н.В. Бышов, С.Н. Борычев, И. А. Успенский, И.А. Юхин,

ботка и управление качеством сельскохозяйственной продукции: доклады Международной научно-практической конференции 21 - 22 марта 2013г. - Минск : Изд-во БГАТУ, 2013. - с. 200-202

9. Полункин, А.А. Снижение травмируемости сельскохозяйственной продукции при перевозке транспортными средствами с самосвальными кузовами /А.А. Полункин, О.В. Филюшин, И.А. Успенский, Г.К. Рембалович, И.А. Юхин // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора технических наук, профессора Ф.Х. Бурумкулова / редкол.: Сенин П.В. [и др.]. Саранск: ФгбОу ВО«Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», 2016, С. 376-382.

10. Бышов Н.В. Пути дальнейшей модернизации транспортных средств для АПК / Бышов Н.В., Борычев С.Н., Успенский И.А., Юхин И.А., Рябчиков Д.С., Кулик С.Н. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - №09(123). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/09/pdf/09.pdf, 1,688 у.п.л. - IDA [article ID]: 1221608009. http://dx.doi. org/10.21515/1990-4665-123-009

Н.В. Аникин, С.В. Колупаев, К.А. Жуков / Перера-

ANALYSIS OF THE PROCESS OF UNLOADING TUBERS FROM A TRANSPORT UNIT

WITH AN IMPROVED DUMP BODY

Filushin Oleg V., 1st year master's student

Uspensky Ivan Y., doctor of technical Sciences, Professor, head of the TET Department Yukhin Ivan A., doctor of technical Sciences, associate Professor, head of the Department "Attit" Ushanew Alexander I., the educational master of the Department "TET", aushaniev@inbox.ru Ryazan state agrotechnological University named after P. A. Kostychev

When mechanized potato harvesting, about 20-40% of tubers get bruised. As a result of damage to tubers during transportation in dump trucks, the loss of carbohydrates increases by 2.5...3 times compared with transportation in containers; the loss of vitamin C increases by about 10%. Therefore, it is important to assess the quality of potato tubers before laying for long-term storage, which will reduce potato losses. Currently, destructive and non-destructive methods are used to assess the quality of potato tubers. In the first case, the tested tubers are cut into slices to detect damage or are cleaned to remove a certain layer thickness. In the second case, the tubers remain intact. Non-destructive methods for determining damage are most widespread, as they make it possible to automate the processes of sorting tubers. These methods are based on the optical, x-ray, acoustic, electrical and thermal properties of potato tubers. The disadvantage of these methods is that they quantify damage to tubers, but do not give a qualitative assessment. It should be noted that the detection of external injuries is effectively carried out using optical systems, the establishment of internal injuries is difficult due to the concealment of bruises under the relatively intact surface of the tuber. When stored for a long time, internal damage is an additional cause of loss of nutrients and spoilage of potatoes. Thus, a rolling tuber has a greater kinetic energy compared to a sliding tuber. Therefore, an overload device is used to extinguish the kinetic energy. Graph 7 shows that the tuber gradually slows down as it moves through the reloading device. As the angle of the reloading device decreases, the tuber speed will decrease. At the set speed of the tuber, the angle of inclination will be 27 degrees, the number of rollers is 16.

Key words: mechanized potato harvesting, damage to tubers during transportation, rolling tuber, moving the mound of tubers, rolling tuber.

Literatura

1. Theoretical studies of the damage process of easily damaged products in transport vehicle body during the on-farm transportation / Byshov N.V. and other // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2018. T. 13. № 10. pp. 3502-3508.

2. Improving the performance parameters of vehicles for intrafarm transport in the agro-industrial complex/ N.V. Byshov et al 2019 IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 341 012145.

3. Increasing the Safety of Agricultural Products During Its Transportation and Unloading / Byshov N.V. and

other//(2018) ACM International Conference Proceeding Series, pp. 176-179.

4. Pat. 161488, RU, MPK B60R 9/00; B60P1/00. Navesnoe peregruzochnoe ustrojstvo dlya samosval'nogo kuzova transportnogo sredstva / Filyushin O.V., Golikov A.A., Uspenskij I.A., YUhin I.A. [i dr.]; - Opubl. 20.04.2016, byul. № 11.

5. Perspektivnye napravleniya i tekhnicheskie sredstva dlya snizheniya povrezhdenij klubnej pri mashinnoj uborke kartofelya [Tekst] / N. V. Byshov, S. N. Borychev, G. K. Rembalovich [i dr.] //Tekhnika i oborudovanie dlya sela. - 2013. - № 8 (194) - S. 22-24.

6. Povyshenie nadezhnosti tekhnologicheskogo processa i tekhnicheskih sredstv mashinnoj uborki kartofelya po parametram kachestva produkcii [Tekst] / G.K. Rembalovich, I. A. Uspenskij, R. V. Beznosyuk [i dr.] // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. - 2012. - № 3. -S. 6-8.

7. Analiz processa vygruzki sel'skohozyajstvennoj produkcii iz usovershenstvovannogo kuzova traktornogo pricepa/S.V. Kolupaev, I.A. YUhin, I.A. Uspenskij idr.//Politematicheskijsetevojelektronnyjnauchnyjzhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Elektronnyj resurs]. -Krasnodar: KubGAU, 2015. - №08(112). S. 778 - 801. - IDA [article ID]: 1121508058. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/58.pdf, 1,5 u.p.l.

8. Byshov, N.V. Osnovnye trebovaniya k tekhnicheskomu urovnyu traktorov, transportnyh sredstv i pricepov na dolgosrochnuyu perspektivu /N.V. Byshov, S.N. Borychev, I. A. Uspenskij, I.A. YUhin, N.V. Anikin, S.V. Kolupaev, K.A. ZHukov / Pererabotka i upravlenie kachestvom sel'skohozyajstvennoj produkcii: doklady Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21 - 22 marta 2013g. - Minsk : Izd-vo BGATU, 2013. - s. 200-202

9. Polunkin, A.A. Snizhenie travmiruemosti sel'skohozyajstvennoj produkcii pri perevozke transportnymi sredstvami s samosval'nymi kuzovami /A.A. Polunkin, O.V. Filyushin, I.A. Uspenskij, G.K. Rembalovich, I.A. YUhin // Energoeffektivnye i resursosberegayushchie tekhnologii i sistemy: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati doktora tekhnicheskih nauk, professora F.H. Burumkulova / redkol.: Senin P.V. [i dr.]. Saransk: FGBOU VO«Nacional'nyj issledovatel'skij mordovskij gosudarstvennyj universitet im. N.P. Ogareva», 2016, S. 376-382.

10. Byshov N.V. Puti dal'nejshej modernizacii transportnyh sredstv dlya APK / Byshov N.V., Borychev S.N., Uspenskij I.A., YUhin I.A., Ryabchikov D.S., Kulik S.N. //Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Elektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2016. - №09(123). - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2016/09/pdf/09. pdf, 1,688 u.p.l. - IDA [article ID]: 1221608009. http://dx.doi.org/10.21515/1990-4665-123-009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.