УДК: 657.633.5
Демироглу Н.Б.
К.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Якубова Е.
Магистрант, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ
РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
Учетно-аналитическое обеспечение организации осуществляется посредством взаимодействия трех основных элементов: бухгалтерского учета, анализа и контроля.
Данная статья посвящена проблеме эффективной организации внутреннего контроля состояния расчетов с покупателями. Рассмотрены преимущества и недостатки внутреннего контроля, представлены возможности его организации, а также порядок осуществления внутреннего аудита расчетов с покупателями.
Ключевые слова: внутренний контроль, аудит, аудит расчетов, расчеты с покупателями.
Расчеты с покупателями являются предметом особого внимания со стороны руководства предприятия. В нынешних реалиях, при которых предприятия вынуждены функционировать в условиях постоянно обостряющейся конкурентной среды, расчеты с покупателями приобретают особый характер и являются одним из ключевых моментов в вопросах выживания предприятий. Эффективность функционирования предприятия, перспективы развития, а также устойчивость финансового положения во многом зависит от организации расчетов с покупателями. Таким образом, на ряду с обеспечением надлежащего бухгалтерского учета и контроля за ведением расчетов, большую роль играет организация эффективного внутреннего контроля за правильностью учета расчетов с покупателями.
Под внутренним контролем необходимо понимать совокупность процедур, методик, которые приняты руководством предприятия в целях эффективного и упорядоченного ведения хозяйственной деятельности. Внутренний контроль включает в себя сформированные на предприятии методы надзора и проверки за соблюдением требований законодательства, полноты и точности документации бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения распоряжений и приказов.
В настоящее время внутренний контроль состояния расчетов с покупателями в большинстве предприятий обеспечивается путем распределения функций между различными отделами предприятия, определением ответственных лиц за ведение учета расчетов и проверку выполнения условий договоров, а также путем формирования ревизионной комиссии как органа контроля финансово-хозяйственной деятельности организации. Данные методы способствуют контролю за ведением расчетов с покупателями, однако существует большое количество нерешенных вопросов. Так, актуальным остается вопрос целесообразности организации внутреннего аудита в организации при наличии ревизионной комиссии. Будет ли способствовать внутренний аудит эффективности функционирования системы внутреннего контроля?
Хотя многие функции внутреннего аудита и ревизии схожи, они представляют собой дополняющие друг друга различные формы внутреннего контроля. Основной целью деятельности ревизионной комиссии является осуществление контроля соответствия финансово-хозяйственной деятельности организации требованиям российского
законодательства. На наш взгляд, лишь отдел внутреннего аудита представляет собой ту структуру, которая способна осуществлять функции контроля за подготовкой правдивой финансовой информации, оценки эффективности системы внутреннего контроля, выявлять и управлять рисками предприятия, в связи с тем, что внутренние аудиторы имеют возможность выполнять те контрольные функции, которые возложены на руководство предприятия. Следует отметить, что в большинстве стран используются именно отделы внутреннего аудита, что подтверждает их эффективность на практике.
Особую роль имеет внутренний аудит в том случае, когда компания имеет территориально разбросанные филиалы или подразделения, в которых решения принимает местное руководство, а руководству главному необходима достоверная информация об их деятельности для осуществления контроля и оценки принятых решений в целом. В этом случае именно внутренние аудиторы выполняют функцию по обеспечению менеджеров достоверной информацией по защите от ошибок и злоупотреблений, позволяют определить «зоны риска», а также выявить те принципы управления, которые были нарушены. Данные действия дополняются путем обсуждения проблем с высшими органами управления предприятия. Таким образом, можно сделать выводы о том, что существует возможность использования внутренних аудиторов как средство дополнительных ресурсов, которые помогают управляющим органам осуществлять их функции.
Однако, центральной задачей организации внутреннего аудита на предприятии является снижение возникающих в процессе деятельности финансовых потерь. С этой целью организовывается контроль, который предотвращает убытки как на стадии планирования, так и в процессе осуществления текущей деятельности. В современных условиях именно внутренний аудит является наиболее эффективной формой внутреннего контроля. В абсолютном выражении результат действия внутреннего аудита представляет собой сумму экономии потерь, возникающую в связи с функционированием компании.
Эффективность деятельности отдела внутреннего аудита можно определить такими показателями как вероятность обнаружения ошибок и степень зашиты. Под степенью защиты понимается доля снижения убытка, достигаемая путем обнаружения ошибок внутренними аудиторами на предприятии. В процессе осуществления контроля за состоянием ведения расчетов с покупателями, основными видами рисков являются:
^ Договора с сомнительным покупателем;
> Учет счетов покупателей, без фактически произведенной оплаты;
^ Безнадежная дебиторская задолженность — сотрудничество с некредитоспособным
покупателем;
^ Осуществление сделок с неплатежеспособным покупателем;
^ Существенное искажение финансовой отчетности — если резерв под сомнительную
задолженность создан неверно.
Таким образом, основным критерием повышения эффективности контроля состояния расчетов с покупателями является снижение потерь, связанных с возникновением сомнительных и безнадежных долгов.
Создание отдела внутреннего аудита в компании — весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем [3, с. 39]. Служба внутреннего аудита должна быть организована в соответствии со спецификой деятельности предприятия, состоянием внутреннего контроля и системой его управления. Все положения по организации внутреннего аудита и методике его проведения должны быть регламентированы внутренними документами предприятия и отражены в учетной политике.
На службу внутреннего аудита следует возложить следующие функции:
- проверка бухгалтерской и оперативной информации, изучение отдельных статей отчетности, включая детальную проверку операций, остатков по счетам;
- проверка деятельности различных звеньев управления;
- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства;
- разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях;
- специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях;
- проверка наличия и состояния имущества и обязательств;
- оценка используемого программного обеспечения.
В целях обеспечения объективности работы службы внутреннего аудита, необходимо обеспечить ее. В связи с этим, служба внутреннего аудита должна подчиняться только назначившему ее высшему руководству [3, с. 58].
Создание эффективной системы внутреннего аудита позволит:
- сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;
- сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
- обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;
- своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;
Для осуществления внутреннего аудита расчетов с покупателями и заказчиками предприятиям следует использовать единую методику, которая будет определять порядок и сроки ее проведения, а также приемы и процедуры, применяемые при проверке.
Внутренний аудит расчетов с покупателями и заказчиками в целях осуществления оперативного контроля и управления желательно проводить не реже чем два раза в год. В план мероприятий внутреннего аудита расчетов рекомендуется включить:
- Взаимную сверку расчетов;
- Проверку соответствия заключаемых с контрагентами договоров требованиям нормативно-правовых актов РФ;
- Аудит состояния задолженности перед покупателями и подрядчиками;
- Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями;
- Аудит организации налогового учета по расчетам с покупателями и подрядчиками;
- Проверку правильности отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с покупателями;
- Проверку соответствия данных аналитического учета расчетов с покупателями данным синтетического учета;
- С целью реализации данного плана проведения проверки, необходимо осуществить следующие аудиторские процедуры:
- Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг;
- Проверка достоверности фактов оприходования ТМЦ;
- Проверка законности первичной учетной документации;
- Проверка соблюдения графика документооборота;
- Проверка точности регистрации документа в учетных регистрах;
- Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.
Подводя итоги, необходимо отметить, что рекомендуемые в статье принципы организации службы внутреннего аудита и порядок осуществления внутреннего аудита расчетов с поставщиками позволят повысить эффективность действующей на предприятиях системы внутреннего контроля в целом и внутреннего контроля состояния расчетов в частности.
Осуществление внутреннего контроля посредством организации службы внутреннего аудита позволит предприятиям оптимизировать их деятельность, содействуя руководству в выполнении его обязанностей посредством информирования и консультирования, а также свести к минимуму возможность принятия нерациональных, невыгодных управленческих решений и достигнуть приемлемого уровня риска возникновения убытков.
Литература
1. Алтухова Н.В. Унификация процесса сбора аудиторских доказательств во время аудита разных участков бухгалтерского учета / Universum: экономика и юриспруденция. — 2015. — № 3 (14). — с. 3.
2. Бурцев, В. В. Внутренний аудит как форма контроля коммерческой организации / В. В. Бурцев // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 1. — с. 41-48.
3. Писаренко А. Бухгалтерский учет предпринимательской деятельности // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2007. — № 30.3. Внутренний аудит: организация и планирование / Ф. Б. Риполь-Сарагоси, В. Ю. Реутов. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 189 с.