Научная статья на тему 'Сущность и принципы организации внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли'

Сущность и принципы организации внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6343
1070
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ОПТОВО-РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко С. А.

В современных условиях хозяйствования для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и эффективного функционирования организаций оптово-розничной торговли необходимо применение самых современных концепций управления, одной из которых, безусловно, является внутренний контроль. В статье рассмотрены предпосылки для создания органов внутреннего контроля, приведены основные понятия контроля, виды контроля, контрольные функции системы управления торговой организацией. Представлена система взаимосвязи внутреннего контроля с различными этапами деятельности организаций. Разработана модель внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли. Предложена техника формирования отдела внутреннего аудита как одной из наиболее оптимальных форм внутреннего контроля для организаций оптово-розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаренко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и принципы организации внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.633.5:658.86/. 87

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

С. А. МАКАРЕНКО,

соискатель кафедры аудита E-mail: svetmakarenko888@mail. ru Кубанский государственный аграрный университет

В современных условиях хозяйствования для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и эффективного функционирования организаций оптово-розничной торговли необходимо применение самых современных концепций управления, одной из которых, безусловно, является внутренний контроль.

В статье рассмотрены предпосылки для создания органов внутреннего контроля, приведены основные понятия контроля, виды контроля, контрольные функции системы управления торговой организации. Представлена система взаимосвязи внутреннего контроля с различными этапами деятельности организаций. Разработана модель внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли. Предложена техника формирования отдела внутреннего аудита как одной из наиболее оптимальных форм внутреннего контроля для организаций оптово-розничной торговли.

Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, виды контроля, внутренний аудит, модель внутреннего контроля, оптово-розничная торговля.

В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность организации в общем и целом зависит от:

— достижения поставленных перед нею целей;

— следования принятым установкам и намеченным ориентирам;

— устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения;

— устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке.

Обеспечить выполнение перечисленных выше требований — задача управления организацией. Организация как система построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций.

В каждой из этих систем можно выделить две подсистемы:

— управляющую;

— управляемую.

Управляющая подсистема должна постоянно получать сведения о состоянии управляемой подсистемы. Для этого должны быть налажены контроль за функционированием управляемой системы и передача информации управляющей подсистеме, т. е. прямые связи между подсистемами — это управление, обратные — это контроль.

Внутренний контроль — часть системы управления. От его оптимальной организации в целом

зависит и эффективность работы экономического субъекта. Посредством внутреннего контроля собственники, совет директоров и исполнительное руководство организации имеют возможность получать необходимую информацию о действительном состоянии объекта управления с целью оценки результатов принятых решений и при необходимости проведения соответствующих коррекций.

Многие авторы рассматривают функцию контроля как обособленную функцию управления. При этом содержание функций планирования, регулирования, учета и анализа достаточно полно отражено в научной литературе, тогда как функция контроля отражается как сопутствующая и детальному изучению у многих экономистов не подвергается.

По мнению автора, контроль выступает неотъемлемым компонентом всех действий и функций управления торговой организацией. Обычно он наиболее выражен в конце их реализации. Он позволяет определить, достигнута их цель или нет, и тем самым «дает санкцию» для перехода к последующим действиям, связывая все звенья цепи управления в единое целое.

Отсюда очевидна высокая значимость контрольной функции. Эффективное управление торговой организацией предполагает больший объем контрольной работы. Поэтому внутренний контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной функцией (рис. 1).

Функции управления Планирование

±

Регулирование

Учет

Анализ

Контроль

Контроль за:

наличием и движением имущества; рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; состоянием выданных и полученных обязательств; целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации и т.д.

Рис. 1. Функции системы управления торговой организацией

Следовательно, контроль в организации является:

— неотьемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

— «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях [5].

Изучая публикации за последние годы, можно сделать вывод о том, что у российских ученых нет единого мнения в определении таких понятий, как «внутренний контроль», «система внутреннего контроля», «внутренний аудит», а многие вопросы теории и практики внутреннего контроля и внутреннего аудита недостаточно исследованы и остаются дискуссионными.

По мнению Л. В. Сотниковой, внутренний контроль представляет собой систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия [15, с. 135].

Аналогичной точки зрения придерживаются В. М. Радионова и В. И. Шлейников, считая, что «внутренний контроль — это независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах» [12, ^ 25].

Отечественным исследователем в данной области В. В. Бурцевым приводится следующее обобщающее определение понятия: «Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном

указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

б) сравнение фактических данных с требуемыми, т. е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;

в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление причин данных отклонений [1, с. 15]».

По нашему мнению, авторы, которые рассматривают внутренний контроль как систему, дают более верное определение. Поскольку «система — это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей [11, ^ 940]», в свою очередь «процесс предполагает последовательную смену состояния в развитии» [11, а 814], что недостаточно полно характеризует внутренний контроль.

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие «внутренний контроль» можно трактовать в широком смысле как составляющую системы управления организацией. Внутренний контроль в узком смысле — один из этапов процесса управления.

Все процессы от выбора цели до непосредственной деятельности находятся в непрерывной связи между собой. Выявить результативность деятельности помогает внутренний контроль. Взаимосвязь внутреннего контроля с различными этапами деятельности организаций можно выразить графически (рис. 2).

«Контролем в организации занимается система внутреннего контроля, которая может

Рис. 2. Система взаимосвязи внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли

иметь различные конфигурации в зависимости от бизнеса организации, структуры ее управления, наличия обособленных подразделений и т. д.» [14, с. 4].

«Система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника предприятия» [7, с. 5].

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам [10].

По мнению автора, система внутреннего контроля организации — это постоянно функционирующая система, направленная на обеспечение выполнения миссии организации и достижения поставленных задач, а также повышающая эффективность системы управления деятельностью организации за счет использования качественной информации, обеспечивающей:

— оперативность принятия управленческих решений;

— своевременное выявление и анализ рисков;

— соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур;

— эффективное использование ресурсов;

— сохранность активов;

— достоверность финансовой и управленческой отчетности.

Для торговых организаций характерен ряд особенностей, которые необходимо учитывать при формировании системы внутреннего контроля:

— массовость, регулярность операций, значительные количественные массивы товарно-денежных потоков;

— доступ к товарно-материальным и денежным средствам достаточно большого количества

физических лиц, что существенно осложняет организацию материальной ответственности и функции системы внутреннего контроля торговых организаций;

— разнообразные направления торговых операций: по источникам поступления и выбытия ценностей (сторонние поставщики, имеющие организационно-правовой статус как юридических, так и физических лиц, склады и подразделения своей системы, внутреннее перемещение товаров, продажа за наличный и безналичный расчет, потери товаров и др.);

— характер сделок купли-продажи (приобретение товаров на условиях комиссии, приобретение товаров у населения за наличный расчет, продажа товаров за наличный расчет через контрольно-кассовые аппараты, продажа товаров в кредит, возврат товаров в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей и др.);

— особенности процесса ценообразования (наличие товаров с регулируемым пределом торговых наценок, применение дисконтных скидок для потребителей, сезонные переоценки товаров и др.).

Особое внимание следует обратить на то что, систему внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли следует ориентировать не на выявление и фиксацию уже свершившихся потерь разного рода, а на их предупреждение с учетом специфики торговой деятельности (планирование, организация, мониторинг деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений).

Для разработки методики формирования системы внутреннего контроля за торговой организацией, ее реорганизации или совершенствования необходимо с учетом конкретных условий иметь четкое представление обо всех ее элементах, определиться с объектами, предметами, субъектами, общими и конкретными формами и методами работы системы внутреннего контроля.

По мнению автора, наиболее глубоким экономическим смыслом наполнено определение «объект внутреннего контроля организации», данное В. В. Бурцевым.

Объект внутреннего контроля организации — это управляемое звено системы управле-

ния организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроля организации включают:

— человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации;

— средства и системы информатизации;

— технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;

— управленческие решения;

— процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение;

— результаты функционирования организации;

— аспекты времени [2].

Следует отметить, что многие авторы [4, 14, 13, 8, 15] выделяют такие элементы системы внутреннего контроля, как:

— система бухгалтерского учета;

— контрольная среда;

— средства контроля.

Можно согласиться с Б. Н. Соколовым, который считает, что помимо вышеперечисленных элементов система внутреннего контроля «для того, чтобы обеспечить действенный контроль» [14, с. 6] должна включать систему оценки рисков. На сегодняшний день происходит трансформация внутреннего контроля в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности организации в целом.

Федеральное правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» выделяет следующие элементы внутреннего контроля:

— контрольная среда;

— процесс оценки рисков;

— информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— контрольные действия;

— мониторинг средств контроля [10].

Элементы системы внутреннего контроля

можно представить в виде схемы (рис. 3).

Предложенная модель практически не отличается от модели внутреннего контроля в организациях других видов деятельности, при этом следует учитывать особенности деятельности, характерные для организаций торговли.

Финансовое состояние торговой организации отражает все стороны ее торгово-финансовой деятельности и прежде всего ее платежеспособность и наличие ликвидных активов, которые представляют собой текущие активы, способные незамедлительно обращаться в денежные средства.

Добиваясь повышения эффективности, торговые организации стремятся увеличить оборачиваемость ликвидных активов, что, соответственно, повышает хозяйственные риски.

Под рисками хозяйственной деятельности организации понимаются возможность утраты ею ликвидности и появление финансовых потерь, связанных с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность организации.

Задача внутреннего контроля оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Поскольку основной задачей торговли является организация распределения и движения товаров из сферы производства в сферу потребления, очевидно, что при организации внутреннего контроля следует акцентировать внимание на правильной организации учета, позволяющей своевременно получать следующую информацию:

— о ходе поступления товаров;

— о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции;

— о состоянии товарных запасов, отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

Деятельность организаций оптово-розничной торговли складывается из отдельных этапов, среди которых можно выделить следующие:

— определение потребности в товарах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— выбор поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;

— заключение договоров на поставку (куплю-продажу) товаров;

— организация комплекса технологических операций (разгрузка товаров, приемка товаров по количеству и качеству, их хранение и перемещение);

—► Контрольная среда

% Стиль и основные принципы управления торговой организацией.

% Организационная структура торговой организации.

К % Распределение ответственности и полномочий.

ч % Кадровая политика.

о % Соответствие хозяйственной деятельности торговой организации требова-

л ниям действующего законодательства

к о I—► Процесс оценки рисков

ЧА % Выявление рисков, имеющих отношение к финансовой отчетности.

% Определение значения рисков.

♦ % Оценка вероятности возникновения рисков.

% Разработка подходов к управлению рисками

К и Информационная система

% Идентификация и регистрация всех правомерных операций.

л —► % Своевременность и полнота операций.

н % Оценка объектов учета.

^ % Своевременность отражения операций

я

и Контрольные действия

« % Сопоставление показателей.

- —► % Анализ.

% Арифметический контроль.

н % Инвентаризация.

и % Ограничение доступа к имуществу и информации

= 1

и Мониторинг средств контроля

♦ > Регулярная оценка эффективного функционирования системы внутреннего

контроля

Источник: разработано автором.

Рис. 3. Модель внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли

— продажа товаров и оказание разнообразных услуг покупателям;

— рекламно-информационная работа.

В процессе осуществления вышеперечисленных операций организации могут столкнуться с такими хозяйственными рисками, как:

— риск случайной гибели имущества, связан с возможной потерей имущества организации (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии;

— риск невыполнения договорных обязательств, определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью;

— экономический риск, возникающий в результате нарушения хода экономической деятельности организации и недостижения запланированных экономических показателей;

— ценовой риск, проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров,

оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций, увеличении стоимости оборудования;

— маркетинговый риск — риск выбора ошибочной стратегии поведения торговой организации на рынке (неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т. д.);

— валютный риск;

— инфляционный риск;

— инвестиционный риск — непредвиденные финансовые потери в процессе инвестиционной деятельности организации;

— риск неплатежеспособности;

— транспортный риск — потери или порча товаров во время их транспортировки;

— риск потери товаров в магазинах, связан с хищениями со стороны покупателей;

— потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения.

Для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности и для своевременного и правильного принятия управленческих решений система внутреннего контроля должна включать совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации оптово-розничной торговли в качестве средств.

Именно такой внутренний контроль позволяет:

— осуществить грамотное и эффективное видение бизнеса;

— обеспечивать выполнение планов, соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

— разрабатывать и внедрять методы защиты и сохранности активов;

— формировать бюджеты;

— прогнозировать экономические показатели работы организации.

Разработка системы внутреннего контроля требует высококвалифицированного подхода, охвата всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, а также детального рассмотрения различных направлений данной системы.

По вопросу классификации внутреннего контроля, как и в определении его сущности, имеются различные взгляды и позиции, эта область еще недостаточно разработана. Нет единства в выборе признаков классификаций, отсутствует комплексность в подходах. Анализируя сложившуюся в рыночной экономике классификацию видов внутреннего контроля, можно убедиться, что не система контроля должна зависеть от деятельности представляющих ее субъектов, а субъекты контроля должны осуществлять контрольные функции в пределах прав, обязанностей и ответственности для достижения целей представляемой ими системы. Это связано с тем, что наиболее существенными и устойчивыми признаками вида контроля служат целевая установка и круг задач, от которых зависит компетенция органа, осуществляющего контроль. Исследования показали, что анализ системы внутреннего контроля позволяет выразить ряд преимуществ такого подхода для торговой организации.

По мнению автора, необходимы уточнения в определении классификации внутреннего контроля торговой организации с учетом расширения экономической свободы данного вида экономической деятельности в современных условиях хозяйствования. Автором была дополнена классификация внутреннего контроля в организациях торговли (см. таблицу).

Научно обоснованная классификация позволяет глубже понять сущность системы внутреннего контроля как категории учетно-контрольного механизма и раскрыть специфические особенности ее составляющих.

В настоящее время практически в любой российской организации применяются те или иные формы внутреннего контроля. Однако в экономической литературе на данный момент нет общепринятого определения понятия «форма внутреннего контроля» и общепризнанных выделений его форм.

Наиболее распространенными формами внутреннего контроля являются:

— служба внутреннего аудита;

— структурно-функциональная форма контроля;

— контрольно-ревизионная служба.

Классификация видов внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли

№ п/п Вид внутреннего контроля Направление

1 Бухгалтерский. В зависимости

Финансовый. от поставленных задач

Правовой. Маркетинговый.

Кадровый. Управленческий. Хозяйственный.

Направленный на обеспечение безопасности торговой организации

2 Полный. В зависимости

Выборочный. Сплошной от уровня контроля

3 За системой бухгалтерского учета. В зависимости

За соблюдением требований учетной и налоговой политики. от объекта контроля

За использованием ресурсов.

За циклами товародвижения (контроль за поставкой товаров, контроль за складским учетом, контроль за финансово-сбытовой деятельностью)

4 Плановый. По характеру контрольных

Внезапный мероприятий

5 Предварительный. В зависимости от времени

Текущий. совершения контрольных

Последующий действий

6 Документальный. В зависимости от источника

Фактический. данных

Автоматизированный

7 По инициативе собственников. В зависимости от инициаторов

По инициативе совета директоров. проверки

По инициативе комитета по аудиту.

По инициативе финансовой службы.

По инициативе инвесторов

8 Корпоративный уровень (компания в целом). В зависимости

Отдельные бизнес-процессы от уровней контроля

9 Хозяйственно-финансовая деятельность торговой организации в целом. В зависимости от уровня значи-

Хозяйственно-финансовая деятельность структурных подразделений мости иерархических структур

торговой организации

Источник: разработано автором.

Несмотря на существенные отличия деятельности вышеуказанных форм внутреннего контроля по выполняемым функциональным обязанностям, данные формы могут использоваться организацией как в сочетании, так и обособленно.

Следует отметить, что на выбор формы внутреннего контроля торговой организации влияют:

— сложность организационной структуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— правовая форма;

— вид товаров и масштабы деятельности;

— целесообразность охвата контролем различных сторон деятельности;

— отношение руководства организации к контролю [3].

Исследования автора показали, что сколь хорошо отлаженной система внутреннего контроля ни была, ее все же необходимо проверять на предмет эффективности. Основными критериями в данном случае будут выступать результативность работы торговой организации и масштабы расходов. По нашему мнению, для организации системы внутреннего контроля в организациях оптово-розничной торговли с учетом специфических особенностей торговой деятельности оптимальным представляется создание отдела внутреннего аудита.

Ключевая функция службы внутреннего аудита заключается в разработке и представлении не только предложений по ликвидации выявленных нарушений, но и рекомендаций по повышению эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства.

«Внутренний аудит должен помогать организации в поддержании эффективной системы внутреннего контроля, оценивая ее эффективность и результативность и содействуя постоянному совершенствованию системы [9]».

Преимущества данной формы внутреннего контроля заключаются в том, что внутренний аудит способен:

— оценивать систему внутреннего контроля в части достоверности информации;

— проводить анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагать методы снижения рисков;

— оценивать соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления;

— повысить инвестиционную привлекательность торговой организации.

Представление о сущности и предмете внутреннего аудита как у зарубежных, так и у российских ученых и практиков в настоящее время неоднозначно. Различие точек зрения в ряде случаев связано с приоритетами тех исследователей, которые занимаются указанной проблематикой.

Известный английский ученый Р. Додж, представивший в России одну из первых работ, связанных с международным аудитом, дает такое понимание внутреннего аудита: «Внутренний аудит является составной частью внутреннего контроля, осуществляется по решению органов управления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности» [6, с. 87].

Аналогичное мнение у Л. В. Сотниковой, которая считает, что «внутренний аудит является одной из составляющих частей внутреннего контроля, одним из наиболее эффективных, но и наиболее дорогостоящих средств внутреннего контроля» [15, с. 218]. При этом автор определяет, что «внутренний аудит представляет собой не форму организации внутреннего контроля, а структуру, дополняющую структурно-функ-

циональную систему, являясь «значительной частью системы внутреннего контроля в целом» [15, с. 225].

А. В. Евдокимова, И. Н. Пашкина рассматривают внутренний аудит как применяемую внутри организации систему контроля, отвечающую за правильность ведения бухгалтерского учета и осуществление внутреннего контроля. Внутренний аудит, по их мнению, проводится работниками данной фирмы. Вне больших организаций проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на основе договора [7, с. 9]

Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение: «внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» [9].

В перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, внутренний аудит определяется как организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля [10].

Целесообразно совместить вышеуказанные определения. По мнению автора, внутренний аудит — это принятая хозяйствующим субъектом в интересах его участников (учредителей) и регламентированная внутренними документами организации форма внутреннего контроля за звеньями управления и различными аспектами функционирования организации, осуществляющая независимую оценку всех аспектов деятельности организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.

Служба внутреннего аудита

Рис. 4. Организационная структура в организациях оптово-розничной торговли

Развитие внутреннего аудита показывает, что в малых и средних торговых организациях, имеющих простую организационную форму, создавать отдел внутреннего аудита нецелесообразно, поскольку затраты на содержание могут превысить экономический эффект от его деятельности. Для обеспечения сохранности имущества средней оптово-розничной компании может работать внутренний аудитор с минимальным набором функций. В крупных организациях оптово-розничной торговли отделы внутреннего аудита должны являться самостоятельными подразделениями. Под крупной организацией оптово-розничной торговли будем понимать организацию, имеющую разветвленную управленческую и организационную структуру.

Обязательность формирования отдела внутреннего аудита до настоящего времени не регламентирована российскими законодательными актами, поэтому цель и задачи внутреннего аудита должны быть установлены непосредственно в системе управления организацией.

При создании современных систем внутреннего аудита необходимо учитывать требования Международного института внутренних аудиторов и его российского партнера — Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов».

Согласно определению, заложенному в Кодексе этики, внутренний аудит — это независимая и объективная консультационная деятельность, направленная на достижение конкретных результатов и улучшений в работе организации. Значит, основные принципы внутреннего аудита — независимость и объективность. Соблюдение этих

принципов полностью зависит от руководства компании.

Для достижения независимости отдел внутреннего аудита должен занимать в структуре торговой компании соответствующее положение, отчитываясь только перед высшим руководством или собранием учредителей, а не находиться в составе, положим, финансового отдела или бухгалтерии. С точки зрения автора, наиболее приемлемым подходом является формирование отдела внутреннего аудита в качестве обособленной и независимой структуры — отдельного структурного звена в системе управления организации.

Результаты исследования доказывают, что отдел внутреннего аудита должен находиться на более высоком уровне системы управления, чем остальные структурные звенья. Таким уровнем является подчинение службы внутреннего аудита в компании совету директоров. Данную структуру называют линейно-функциональной.

Место отдела внутреннего аудита в общей структуре управления организацией оптово-розничной торговли представлено на рис. 4. Именно такой подход соответствует современным принципам корпоративного управления и позволяет достичь высокого уровня независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства, а также при прочих равных условиях максимально использовать потенциал службы внутреннего аудита. Если данный вариант по каким-либо причинам не может быть реализован, следует установить подчинение службы внутреннего аудита генеральному директору управляющей компании (на рис. 4 отмечено пунктирной линией).

Для более глубокого понимания сущности внутреннего аудита в торговле представляется целесообразным определить его структуру и функции в процессе управления торговой организацией. Базовый метод внутреннего аудита содержит следующие ключевые этапы:

— проведение качественного аудита;

— выработку выполнимых и эффективных рекомендаций по устранению выявленных отклонений;

— контроль за выполнением аудиторских рекомендаций.

В разделе 2100 Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита (стандартов) описана сущность работы внутреннего аудита, согласно которому «функция «внутренний аудит» должна проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля, используя систематизированный и последовательный контроль» [9]. Иными словами, названные стандарты разделяют деятельность внутреннего аудита на три составляющие:

— управление рисками;

— контроль;

— корпоративное управление.

Исследования показывают, что внутренний

аудит способен выполнять следующие функции в организациях оптово-розничной торговли:

1) со стороны системы внутреннего контроля:

— оценку достоверности информации в части поступления товаров, выполнения договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, состояния товарных запасов, отгрузки и реализации ценностей и контроля за сохранностью товаров;

— оценку сохранности товаров на всех этапах их движения: при их поступлении, хранении и продаже (отпуск);

— оценку производительности, результативности и рациональности работы подразделений организации (соблюдение договорной дисциплины, рациональный выбор поставщиков, применение рационального товародвижения, выбор эффективной сервисной политики);

— всестороннее обследование и анализ бизнес-проектов;

— рекомендации по совершенствованию деятельности;

2) со стороны системы управления рисками:

— анализ и оценку эффективности системы управления рисками, характерными для торговых организаций;

— разработку методов снижения вышеуказанных рисков;

3) со стороны системы корпоративного управления:

— оценку и ее соответствие базовым принципам корпоративного управления (выбор собственных целей торговой организации, прогноз развития внешней среды, оценка потенциала торговой организации).

Формируя систему внутреннего аудита, необходимо проводить оценку показателей результативного управления. Управление не может быть результативным при низком уровне внутреннего контроля. Служба внутреннего аудита не только поддерживает эффективное функционирование всех элементов системы управления, но и способна выявлять резервы и наиболее перспективные направления развития бизнеса. С помощью службы внутреннего аудита руководство компании может принимать верные решения, опираясь на достоверную информацию, и выявлять пробелы в работе, которые можно вовремя устранить (рис. 5).

Для формирования системы внутреннего аудита в организациях оптово-розничной торговли этапы изучения хозяйственной жизни можно представить в следующей последовательности:

— изучение бизнес-процесса торговой организации (управление закупками, управление транспортировкой, управление складированием, управление реализацией товаров);

— оценка внутреннего контроля (оценка вероятности пропуска системой внутреннего контроля существенной ошибки в виде неправильно оформленного документа или неправильного отражения хозяйственной операции, возможность хищений или иных злоупотреблений материально ответственными лицами организации);

— определение рисков (разработка определенной политики в области риска в целях нейтрализации рисков и уменьшения их последствий);

— описание существующих внутренних контрольных процедур (документирование конкрет-

Оперативное управление

Управление трудовыми ресурсами

Управление материально-технической базой торговли и транс-портно-экспедиционными операциями

Управление товарными ресурсами

Бухгалтерский учет

Регулирование развития торгово-хозяйственных процессов

и а н о

о

И

* I

з И ■& -

® £

8 № В «

Я ч

ев §

&

О

а

о \о

и

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Планирование внутреннего аудита

V

Проверка и оценка информации

Надзор за исполнением рекомендаций

Методы внутреннего аудита

---------->

Обобщение результатов аудита

Процедуры внутреннего аудита

СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«

Я

и

В

и

а

и

И

о

и

N Т

Я и ч

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ев

&

Я

¡ъ

Я

н

Я

Я

&

а

Источник: разработано автором.

Рис. 5. Место внутреннего аудита в системе корпоративного управления торговой организацией

ных примеров выполнения контрольных процедур (устанавливается наличие основного документа (политики, регламента), где определяются порядок и правила выполнения определенного процесса и проверяется выполнение на практике требований, описанных в основном документе);

— оценка степени влияния рисков (учитывается влияние различных факторов риска и определяется вероятность возникновения различных потерь);

— выбор существенных рисков (риски, способные привести к умышленному или случайному искажению финансовых данных и, соответственно, финансовой отчетности, а также к мошенничеству);

— разработка технического задания внутреннего аудита;

— разработка программы внутреннего аудита;

— оценка эффективности организации внутреннего контроля;

— оценка текущей эффективности внутреннего контроля;

— формирование отчета внутреннего аудитора;

— разработка плана корректирующих мероприятий, направленных на предотвращение искажений в деятельности торговых организаций.

С образованием системы внутреннего аудита в организации оптово-розничной торговли меняется общая деловая концепция компании в части ее целей, возможностей, конкурентных преимуществ, желаемого места на рынке. Создать в компании отдел внутреннего аудита — достаточно сложный и далеко не дешевый процесс, требующий соблюдения определенной последовательности действий. Этапы формирования системы внутреннего аудита должны проводить специалисты будущей службы. Техника формирования системы внутреннего аудита в организациях оптово-розничной торговли представлена на рис. 6.

Поскольку одна из основных целей службы внутреннего аудита — это снижение финансовых затрат, компании необходимо обязательно учитывать экономическую целесообразность создания службы в организациях оптово-розничной торговли. Оценка эффективности системы внутреннего аудита — это обобщение показателей ее действен-

| Обследование

организации опгово-| розничной торговли

ности и результативности, при этом необходимо выполнение двух условий:

— потери торговой организации при действующем внутреннем аудите будут меньше, чем при его отсутствии;

— результат функционирования отдела внутреннего аудита будет больше стоимости его внедрения и содержания.

Подводя итог сказанному, важно отметить, что на сегодняшний день складываются благоприятные условия для того, чтобы внутренний аудит продемонстрировал свои широкие возможности и доказал собственную необходимость как собственникам, так и менеджменту торговых компаний. А у собственников и менеджмента компаний может появиться мощный инструмент повышения эффективности бизнеса.

Список литературы

1. Бурцев В. В. Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты // Аудиторские ведомости. 2002. № 8. С. 41—50.

2. Бурцев В. В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 38—50.

3. Бурцев В. В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. С. 320.

4. Волков А. Г., Чернышева Е. Н. Контроль и ревизия: учебное пособие. М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. С. 224.

5. Давыдова В. В., Маршакова М. А. Внутрихозяйственный контроль в системе управления предприятием // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://sisupr. mrsu. ru/2008-1/pdf/09-davydova. pdf.

6. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: пер. с англ.; предисловие С. А. Стукова. М.: Финансы и статистика, ЮНИ-ТИ, 1992. С. 240.

7. Евдокимова А. В., Пашкина И. Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: Дашков и К, 2009. С. 208.

8. Лубков А. Р. Контроль и ревизия: конспект лекций: учеб. пособие, 2007. С. 242.

9. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (стандарты) // в редакции, вступившей в силу с 2010 г. Перевод на русский язык выполнен НП «ИВА».

10. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс, Мир и Образование, 2005. С.1200.

12. Родионова В.М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: учебник. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 320.

13. Сиротенко Э. А. Внутрифирменные стандарты аудита: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. С. 224.

14. Соколов Б. Н., Рукин В. В. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика). М.: Экономика, 2007. С. 442.

15. Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит: учебник / ВЗФЭИ. М.: Финстатинформ, 2000. С. 239.

Вниманию бухгалтеров, экономистов, юристов, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов!

Журнал «Все для бухгалтера»

ISSN 2079-6765

Выпускается с 1996 года. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 76 - 84 с. Периодичность - 1 раз в 2 месяца (с января 2012 г.).

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

33605 72007 45305

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.