Научная статья на тему 'Повышение эффективности уроков физической культуры старшеклассников с использованием элементов самбо'

Повышение эффективности уроков физической культуры старшеклассников с использованием элементов самбо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / САМБО / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION LESSON / SAMBO / HIGH SCHOOL STUDENTS / GYMNASTICS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Иванович, Горбачева Ольга Александровна

Традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватными возможностями целенаправленной его организации. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности учащихся и современной системой образования и физического воспитания. Введение в процесс физического воспитания старшеклассников единоборств в раздел программы гимнастика даст возможность повысить эффективность уроков физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS HIGH SCHOOL STUDENTS USING ELEMENTS OF SAMBO

The traditional system of education and physical education, although it declares the principle of comprehensiveness of the process of physical education, however, does not have adequate opportunities for its purposeful organization. In this regard, there is a contradiction between the requirements for the development of students ' personality and the modern system of education and physical education. Introduction to the process of physical education of high school students in the section of martial arts gymnastics program will make it possible to improve the efficiency of physical education lessons.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности уроков физической культуры старшеклассников с использованием элементов самбо»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ САМБО

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS HIGH SCHOOL STUDENTS USING ELEMENTS OF SAMBO

Горбачев Александр Иванович

учитель физической культуры КОУ ОО "Некрасовская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей""

г. Орёл, Россия Gorbachev Alexander Ivanovich physical education teacher KOU OO " Nekrasov boarding school for orphans and children, left without parental care""

Orel, Russia

Горбачева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor I department «<Theories and methods of physical education and spor»

Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватные/ми возможностями целенаправленной его организации. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности учащихся и современной системой образования и физического воспитания. Введение в процесс физического воспитания старшеклассников единоборств в раздел программы/ гимнастика даст возможность повысить эффективность уроков физической культуры!.

Abstract. The traditional system of education and physical education, although it declares the principle of comprehensiveness of the process of physical education, however, does not have adequate opportunities for its purposeful organization. In this regard, there is a contradiction between the requirements for the development of students ' personality and the modern system of education and physical education. Introduction to the process of physical education of high school students in the section of martial arts gymnastics program will make it possible to improve the efficiency of physical education lessons.

Ключевые слова: урок физической культуры,/, Самбо, старшеклассники, гимнастика, физическое воспитание.

Keyword: physical education lesson, Sambo, high school students, gymnastics, physical education.

Школьный возраст - важный период в развитии физических качеств детей. В это время закладываются основы их физической и умственной подготовленности. Главной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, инициативного подростка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного

/" и и и и

к обучению и к последующей активной творческой деятельности. Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в общеобразовательных школах является урок физической культуры.

Традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватными возможностями целенаправленной его организации. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности учащихся и современной системой образования и физического воспитания.

Сегодня физическая культура должна стать ядром современного образовательного процесса. Её значимость и необходимость как для здоровья и жизнедеятельности, так и для воспитания подрастающего поколения не оспорима. Именно поэтому уже сегодня стандартными предусматривается введение в программу физического воспитания элементов различного рода единоборств, к числу которых относится Самбо. При введении Самбо в вариативной форме появляется возможность творчески использовать программу физической культуре в школе. Более того, это позволяет повысить физическую подготовленность школьников, которые являются будущими воинами и защитниками Родины.

Это обусловлено тем, что единоборства отличаются своеобразной системой движений, которая позволяет владеть телом как гармонически единым организмом, а также способствует развитию физических качеств и выступает в качестве эффективного средства контроля физической и функциональной подготовленности.

Введение в процесс физического воспитания старшеклассников единоборств в раздел программы гимнастика даст возможность повысить эффективность уроков физической культуры.

Самбо - это комплекс физических упражнений, сочетающих общефизическую и специальную подготовку во взаимодействии с психологическими устоями, предполагающими реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствование как физическое, так и духовное. В связи с этим необходимо отметить, что практика единоборств как физкультурно-оздоровительная система насчитывает достаточно много лет. Самбо доступно школьному возрасту без существенных ограничений.

В раздел программы гимнастика включаем модуль Самбо, включающий:

Подраздел «Самбо». Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке; на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего

боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину прыжком. Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов, подхватов, через голову, через спину, через бедро.

Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо: выведение из равновесия: толчком, скручиванием; захватом руки и одноименной голени изнутри; задней подножки; задней подножки с захватом ноги; передней подножки; боковой подсечки; через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки; зацепа голенью изнутри; подхвата под две ноги; через спину; через бедро. Повторение ранее изученных приёмов Самбо в положении лёжа: удержаний и переворачиваний. Ознакомление и разучивание приёмов Самбо в положении лёжа: рычага локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро; узла плеча ногой от удержания сбоку; рычага руки противнику, лежащему на груди (рычаг плеча, рычаг локтя); рычага локтя захватом руки между ног; ущемления ахиллова сухожилия при различном взаиморасположении соперников.

Тактическая подготовка. Игры-задания. Учебные схватки по заданию.

В процессе обучения школьников основам самбо большое внимание уделяется вооружению их навыками безопасных падений. Основная задача упражнений самостраховки и страховки сводится к формированию навыков безопасного приземления при падениях. Упражнения самостраховки необходимо включать в занятие независимо от уровня подготовленности занимающихся.

Навыки самостраховки и страховки партнера играют весьма большое значение как для занятий единоборствами или другими видами физической активности, так и для профилактики бытового травматизма. Падения различают по способу приземления и названия части тела, которая раньше всего соприкасается с ковром (на руки, на ноги, туловище, голову); по направлению движения падающего (вперед, назад, в сторону); по сложности выполнения (прямое, вращательное движение, высота полета, перекатом, прыжком, с партнером или без него).

Безусловно, на первый план выходят обеспечение безопасности занимающихся в процессе занятий, предупреждение возникновения травм, а также положительный эмоциональный фон. Исходя из вышесказанного, в программу были включены материалы по основам самостраховки, удержаниям, переворотам в положении лёжа и основам выведения из равновесия. Тем самым осуществляя базовую подготовку исключающую сложно-координационные действия из вида спорта «САМБО».

Рациональное применение средств самбо в физическом воспитании старшеклассников значительно повысило уровень развития физической подготовленности старшеклассников, тем самым повысив эффективность уроков физической культуры.

Проведя эксперимент, сравнили показатели уровня развития физической подготовленности двух школ Орловской области: Некрасовская школа интернат и Нарышкинская школа интернат. В программу Некрасовской школы интернат включили в раздел гимнастики модуль Самбо. А Нарышкинский интернат занимался по стандартной программе. Табл.1,2.

Таблица 1

Уровень развития физической подготовленности старшеклассников 10-11классов Некрасовской школы интернат

Развиваемое физическое Испытания До эксперимента М±т После эксперимента М±т

качество

Быстрота Бег на 30 м 6,4±0,10 5,7±0,10

Координация Челночный бег 3х10 м 9,4±0,12 8,9±0,09

Выносливость 6-мин. бег 1200,9±21,27 1206,4±23,98

Сила Подтягивание на перекладине 5,8±0,23 6,7±0,28

Силовая Подъем туловища лежа на 15,1±0,72 16,8±0,52

выносливость спине

Сгибание-разгибание рук в 14,5±0,45 13,8±0,47

упоре лежа

Скоростно-силовые Прыжок в длину с места 128,3±1,26 143,4±1,24

качества

Гибкость Наклон вперед из положения стоя 6,9±0,28 7,9±0,37

Таблица 2

Уровень развития физической подготовленности старшеклассников 10-11классов Нарышкинской школы интернат

Развиваемое физическое Испытания До эксперимента М±т После эксперимента М±т

качество

Быстрота Бег на 30 м 6,1±0,14 5,9±0,06

Координация Челночный бег 3х10 м 9,3±0,21 9,3±0,21

Выносливость 6-мин. бег 1196,3±20,47 1197,3±24,28

Сила Подтягивание на перекладине 5,4±0,37 5,5±0,24

Силовая Подъем туловища лежа 14,5±0,54 14,6±0,47

выносливость на спине

Сгибание-разгибание рук 13,7±0,23 12,7±0,23

в упоре лежа

Скоростно- Прыжок в длину с места 129,5±1,65 130,2±1,65

силовые качества

Гибкость Наклон вперед из положения стоя 6,7±0,39 6,6±0,28

Таким образом, анализ результатов тестов отражает высокую эффективность воздействия средств самбо на физическую подготовленность школьников. Это отразилось на темпах повышения физической подготовленности, которые у занимающихся самбо оказались значительно выше, чем у юношей, основным средством в занятиях которых были спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика и лыжная подготовка. Все это позволяет утверждать целесообразность использования самбо как эффективного средства физического воспитания школьников 10-11 классов.

Литература

1. Бальсевич В. К. Теория и технология ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе /В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015 - № 5 - C. 50 -53

2. Чумаков Е. М. Борьба самбо : справочник / Е. М. Чумаков//. — М.: Физкультура и спорт, 2014. —144 с.

3. Купчинов Р. И. Физическое воспитание / Р. И. Купчинов. — Минск : ТетраСистемс, 2006. - 352 с.

4. Модульная программа третьего урока физической культуры/ для 1-11 классов общеобразовательных учреждений / под общ. ред. Е. М. Светловой. - М. : Центр педагогического мастерства, 2012. - С.23-42.

5. Рудман Д. Л. Школа Самбо Давида Рудмана: 1000 болевы/х приемов. Книга 2 [Электронный ресурс] / Д. Л. Рудман, К. В. Троянов. — Москва : 2013. — 288 с. — Режим доступа: https://eJanbook.com/book/97639.

References

1. Balsevich V. K, Lubysheva L i. Teoriya i tekhnologiya orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya v massovoj obshcheobrazovatel'noj shkole [Theory and technology of oriented physical education in mass secondary school]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, training, 2015, no. 5, pp. 50 — 53.

2. Chumakov E. M. Bor'ba sambo [Sambo wrestling]. Moscow, Physical education and sport PubI, 2014, 144p.

3. Kupchinov R. i. Fizicheskoe vospitanie [Physical education]. Minsk, Tetrasystems PubI, 2006, 352p.

4. Svetlova E. M. (ed.). Modul'naya programma tret'ego uroka fizicheskoj kul'tury dlya 1-11 klassov obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Modular program of the third lesson of physical culture for 1-11 classes of educational institutions]. Moscow, Center of pedagogical skills Pub/., 2012, pp. 23-42.

5. Rudman D. L., Troyanov K. V. Shkola Sambo Davida Rudmana: 1000 bolevyh priemov. Kniga 2 [Sambo School: 1000 pain techniques. Book 2]. Moscow, 2013,- 288 p. Available at: https://eJanbook.com/book/97639 (accessed27.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.