Научная статья на тему 'Национальные виды спорта для физического воспитания студентов'

Национальные виды спорта для физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / САМБО / СТУДЕНТЫ / ОБЪЁМ ТЕХНИКИ / БРОСКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PHYSICAL EDUCATION / TRAINING / SAMBA / THE STUDENTS / THE AMOUNT OF TECHNOLOGY / THROWS / THE LEARNING PROCESS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Ирина Петровна

Данная статья показывает, как с помощью национального вида спорта -самбо совершенствовать учебный процесс и расширить возможности системы физического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONALSPORTSFORPHYSICAL EDUCATIONSTUDENTS

This article shows how to use the national sportSamba to improve the learning process and the capacity of physical education students.

Текст научной работы на тему «Национальные виды спорта для физического воспитания студентов»

СПОРТ

УДК 796.814

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

И.П. Афонина

Данная статья показывает, как с помощью национального вида спорта -самбо совершенствовать учебный процесс и расширить возможности системы физического воспитания студентов.

Ключевые слова: физическое воспитание, обучение, самбо, студенты, объём техники, броски, учебный процесс, студенты.

Основные направления модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях и повышения эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста должны быть реализованы через комплекс мер по совершенствованию системы физкультурных и спортивных мероприятий для студентов, а также внедрению рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных занятий физической культуры в системе образовательных учреждений. Реформа высшей школы требует от преподавателей и тренеров углубления знаний, обновления методики преподавания на занятиях по физическому воспитанию и спорту. Самбо входит в число самых массовых видов спорта, развиваемых в РФ, является национальным видом спорта. Тульский государственный университет (ТулГУ) имеет богатые традиции подготовки самбистов на курсе спортивного совершенствования. Применение самбо в учебном процессе позволяет расширить возможности системы физического воспитания.

Цель исследования - оптимизировать процесс физического воспитания студентов средствами самбо.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Определить объём техники, рекомендуемой для освоения атакующих действий самбо на начальном этапе подготовки.

2. Определить основные положения учебной рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» с использованием средств самбо.

Использовались следующие методы: изучение специальной и нормативной документации, анализ и систематизация средств подготовки самбистов.

Прежде чем составлять учебную программу для обучения студентов борьбе самбо, К.В. Троянов [2] считает необходимым определить объём технико-тактических действий, который является основным критерием оценки. Изучение опыта работы ведущих тренеров по дзюдо Я. Коблева, Х. Юсупова, А. Корнеева, А. Миллера, В. Хабирова, по самбо И.В. Портнова, Н.Н. Глушковой, Ю.Ф. Борисочкина, С.Ю. Табакова, П.В. Фунтикова, А.А. Терешка, А.Ю. Хапая, Н.И. Доронкина, анализ методической литературы, собственный опыт работы позволили определить количество технических действий борьбы для студентов Тульского государственного университета (ТулГУ). Рекомендуемый объём технических действий для студентов представлен в таблице.

Рекомендуемый объём технических действий для студентов-

самбистов

№ п/п Рекомендуемые технические действия самбо Учебное время Кол-во единиц

1 Приёмы борьбы лёжа, основные положения партера, удержания, перевороты 80 мин. 10

2 Основные болевые приемы на руки (узел, рычаг), на ноги (на голеностопный сустав, на коленный сустав) 80 мин. 5

3 Основные захваты, способы выведения из равновесия, броски рывком, толчком, скручиванием 80 мин. 6

4 броски через бедро, спину, со стойки или с колен, в падении (варианты захватов) 80 мин. 12

5 Броски через грудь 80 мин. 2

6 Броски за две ноги, варианты переворотов 80 мин. 4

7 Мельницы 80 мин. 2

8 Подножки - передняя, задняя 80 мин. 4

9 Варианты бросков ногами - зацепы, подсечки, посады 80 мин. 11

10 Комбинации бросков: подсечка, бросок вперед, удержание-болевой. 80 мин. 4

Изучение техники начинается с основ самостраховки. На следующем этапе осваиваются упражнения партера, основные способы взятия захватов, выведения из равновесия. Броски со стойки изучаются по мере усвоения материала. Для каждого броска изучаются все варианты

захватов и обязательно выполняются броски в обе стороны. С целью обоснования эффективности данной учебной программы подготовки студентов-самбистов проводился формирующий педагогический эксперимент с тестированием показателей общей и специальной физической подготовленности.

Учебная рабочая программа по самбо для студентов, ее структура, планирование учебно-тренировочного процесса разработана в соответствии основными положениями теории и методики физического воспитания и примерной программы по дисциплине «Физическая культура» [1, 2]. Составлены конспекты лекций по рекомендованной методике самбо и поурочные планы-конспекты, являющиеся основой при проведении практических занятий со студентами начальных курсов по дисциплине «Физическая культура».

Основными задачами учебной программы являются:

1. Знакомство студентов с самбо и создание основ для привлечения их к занятию физической культурой и спортом во внеучебное время.

2. Совершенствование навыков выполнения приемов самбо.

3. Обучение навыкам самозащиты на основе борьбы самбо.

4. Повышение уровня патриотизма студентов, занимающихся национальным и приоритетным видом спорта в стране.

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: о роли физической культуры в развитии личности; об особенностях двигательного режима; об основных составляющих элементах борьбы; о соревновательной деятельности в самбо; о методах физической и технико-тактической подготовки; об основах методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Знать: основы организации физической подготовки; цель, задачи, содержание и формы физической подготовки; средства и методы формирования физических качеств, двигательных навыков и приемов борьбы самбо; закономерности построения учебного процесса по физической подготовке; основы самоконтроля за состоянием здоровья; основы здорового образа жизни.

Уметь: проводить атакующие технические действия самбо, в поединке с дозированным сопротивлением соперника, на результативную оценку в баллах; самостоятельно выполнить разминку; применять на занятиях специальные и подготовительные упражнения; осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья.

Иметь навыки: страховки и самостраховки; выполнения бросков со стойки и в падении, без сопротивления соперника; выполнения основной техники партера без сопротивления.

Учебный материал программы приведен в соответствие с действующей системой подготовки в самбо и предусматривает

последовательный прирост знаний, умений и навыков студентов. Учебная программа по самбо предполагает обязательное включение в занятия специально-подводящих (в целом 94 часа) и корригирующих упражнений (16 часов).

Таким образом, определен объем техники самбо для студентов, рекомендуемый для изучения на начальном этапе подготовки и освоения атакующих действий в рамках учебной программы по физической культуре. Представлены разделы экспериментальной рабочей программы по самбо для студентов ТулГУ В структуру входят: разделы теоретической подготовки, технико-тактической физической подготовки, зачетные и контрольные нормативы, соревновательная практика, обследование функциональных систем организма методом скрининговой электропунктурной диагностики.

Список литературы

1. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ИФК. М.: ФиС. 1977.

2. Примерная программа дисциплины физическая культура / Министерство образования Российской Федерации, 2000. [Электронный ресурс]: http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.02.htm (дата обращения: 07.02.2013)

3. Троянов К. В. Методика начальной подготовки по борьбе самбо в процессе физического воспитания студентов: дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2002. 170 с.

Афонина Ирина Петровна, канд. пед. наук, доцент, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

NATIONALSPORTSFORPHYSICAL EDUCATIONSTUDENTS

I.P. Afoninа

This article shows how to use the national sport- Samba to improve the learning process and the capacity of physical education students.

Keywords: physical education, training, samba, the students, the amount of technology, throws, the learning process, students.

Afoninа Irina Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula state university

Получено 08.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.