Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ / АНАЛИЗ ОТДЕЛА ЗАКУПОК / ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров А.С.

В последнее десятилетие становится актуальной проблема развития и внедрения инновационных технологий и инновационного менеджмента. Сфера закупочной деятельности не является исключением. Корректно организованные закупки позволяют обеспечить эффективную работу торговой организации. Внедрение инновационных технологий позволяет значительно уменьшить издержки предприятия, укрепить сотрудничество с поставщиками и откликаться на запросы потребителей в сфере качества, своевременности и надежности поставки. Статья отражает результаты анализа закупочной деятельности предприятия, а также предлагает технологии, способные повысить эффективность его управления и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY IMPROVEMENT OF PROCUREMENT MANAGEMENT IN ORGANIZATION BY MEANS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The issue of development and integration of innovative technologies has recently become topical. Purchase processes are not an exception. Accurate procurement organization makes enterprise work more effective. Integration of innovative technologies decreases expenses, enhances cooperation with suppliers and allows the enterprise to give a prompt feedback on consumer’s requests. The article summarizes the results of purchase department analysis and offers technologies able to improve the efficiency of procurement activities.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.С. Лавров, магистрант

Научный руководитель: С.Н. Гагарина, канд. экон. наук Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-1-162-165

Аннотация. В последнее десятилетие становится актуальной проблема развития и внедрения инновационных технологий и инновационного менеджмента. Сфера закупочной деятельности не является исключением. Корректно организованные закупки позволяют обеспечить эффективную работу торговой организации. Внедрение инновационных технологий позволяет значительно уменьшить издержки предприятия, укрепить сотрудничество с поставщиками и откликаться на запросы потребителей в сфере качества, своевременности и надежности поставки. Статья отражает результаты анализа закупочной деятельности предприятия, а также предлагает технологии, способные повысить эффективность его управления и деятельности.

Ключевые слова: повышение эффективности, инновационные технологии, управление закупками, анализ отдела закупок, электронные закупки.

Снабжение товарами - основа коммерческой деятельности в торговом деле. Данная деятельность характерна для каждого экономического субъекта государства [1]. Правильное регулирование закупочной деятельности дает возможность торговому предприятию гарантировать цепочку стратегических достоинств. Прежде всего сюда можно отнести: снижение расходов благодаря совместной де-

ятельности с поставщиками, увеличение конкурентоспособности цепи закупок, воздействие на производственные проекты товаропроизводителей, развитие нового ряда продукции для наибольшего удовлетворения потребительских нужд [2].

Закупочная деятельность взаимосвязана с другими торговыми функциями организаций. Так, ее место четко представлено на рисунке ниже.

Рис. Место

закупочной деятельности в совокупности функций торговой деятельности

Цель улучшения закупочных процессов в торговой организации - важнейшая цель при выполнении процессов внедрения информационных технологий в его деятельность.

В рамках данного исследования проведен анализ закупочной деятельности ООО «НПО Телеметрия».

Организация закупок материальных ресурсов на предприятии централизована, так как сотрудники отдела подчиняются непосредственно руководству отдела. Основные функции руководителя отдела закупок сводятся к следующему: анализ и выбор поставщика; заключение контрактов (количество продукции, выбор условия

поставки, форма расчетов); контроль за деятельностью сотрудников, а также за соблюдением процесса закупки и условий поставки (количество, качество, сроки поставки); организация размещения товаров на складе; проверка поступающей продукции и подтверждение качества.

Выбор поставщика осуществляется в двух направлениях:

1. Выбор из числа компаний, которые уже были поставщиками или являются ими в настоящее время. В этой ситуации выбрать проще, так как такие поставщики уже оценены, специалисты отдела планирования располагают опытом работы с ними, имеют объективные данные о качестве их работы.

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа работы неизвестных ранее компаний. В этом случае проводится сбор информации и проверка потенциального поставщика.

Как правило, по результатам выбора потенциального поставщика, проводится закупка пробной партии. По итогам оценки сроков и качества поставленной продукции, принимается решение о сотрудничестве с поставщиком или отказе от сотрудничества. В тех случаях, когда принято решение о сотрудничестве, оформляется соглашение по качеству с поставщиком и/или договор (контракт), а также поставщик вносится в Матрицу взаимодействия с поставщиками. При регистрации в Матрице, поставщик ранжируется по типу поставляемых материалов и комплектующих.

На предприятии принята единая система оценки для поставщиков всех типов поставки материалов (основной материал, стратегический, проблемный, некритический), включая новых поставщиков. Новые поставщики оцениваются по итогам пробной/первой поставки материалов. Общие требования к переоценке поставщиков носят периодический характер - 1 раз в год. Рекомендуемый период к переоценке поставщиков - 4-й квартал. Оценка поставщиков проводится специалистами ОПиС, под руководством начальника отдела, результаты оценки регистрируются в Матрице взаимодействия с поставщиками. Одобренный перечень поставщиков,

утверждается в рамках совещания МФК не позднее 15 января нового года.

Поставка продукции осуществляется на основании заключенного договора поставки и договора купли-продажи. Поступающая на склад предприятия продукция проходит количественную и качественную приемку. Количественная приемка заключается в проверке соответствия фактического наличия материалов указанному в сопроводительных документах. Первоначальная проверка поступающих извне грузов производится представителем предприятия при прибытии транспортного средства на склад. Здесь проверяется число прибывших мест, целость упаковки, иногда вес груза. Модель стратегического управления закупками, используемая ООО «НПО Телеметрия», включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:

1) стратегическая ориентация - на оптимизацию закупочной деятельности, то есть создание конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности управления поставками. Основа реализации -командная работа и обмен информацией, а также управления закупками в организационной среде компании;

2) долгосрочное планирование, как свидетельство статуса управления закупками и отражение стремления последовательно реализовывать выбранную стратегию. Данный элемент включает разработку, регулярный пересмотр и согласование со стратегическими целями компании долгосрочного плана по закупкам;

3) стратегическое взаимоотношение с поставщиками предполагает совместное стратегическое планирование, согласование целей, бизнес-процессов, инвестиционной деятельности, потребностей конечных потребителей.

Существенным недостатком в закупочном отделе является отсутствие автоматизированной системы управления закупками и поставками. Запросы о закупке продукции возникают из отчетов анализа остатков и продаж по ручному принципу, а также в устной форме работниками технического отдела, что довольно усложняет работу и не всегда объективны. Не стоит забывать о человеческом факторе, ведь

при ведении отчетов и таблиц, сотрудник отдела может допустить ошибку, что в дальнейшем будет требовать поиск проблемы и ее разрешения. Стоит упомянуть способы оплаты, практикующиеся в компании. ООО «НПО Телеметрия» использует только банковские переводы со счета корреспондента, что также замедляет процесс производства продукции со стороны поставщика: больший процент поставщиков производит запрошенные товары только после получения полной суммы за заказ. Такие переводы могут длиться до двух недель. Данный недостаток приходится учитывать при планировании запасами и учитывать при собственном производстве.

Упомянув роботизацию в закупочной в сфере, коммерческие и государственные организации пребывают на ранней вехе осознания того, как внедрить автоматизацию в отдел закупок посредством роботизации. Искусственный интеллект в снабжении применим в определенных случаях, например, предиктивный и прескрептив-ный анализы закупочной деятельности, когнитивные системы поддержки осуществления решений, компьютерная помощь в сфере снабжения, роботизация денежных переводов [3]. Роботизация закупок дает возможность автоматизировать шаблонные задания (контроль заявок на покупку, составление и контроль документов отдела снабжения и рекомендаций поставщиков), принятие и подписание документов, совершение денежных переводов, контроль складских запасов и т.п.). Данное улучшение даст возможность сконцентрировать потенциал на главных стратегических проблемах и интеграции инновационных технологий [4].

Принятие решений о закупках товаров производится по ручному анализу остатков и продаж, что приводит к упущенной выгоде или убыткам, не исключены человеческие ошибки. Электронная система закупок и поставок позволит уменьшить бумажный документооборот, сократит время на закупочные процедуры, минимизирует человеческие ошибки, повысит эффективность всего цикла закупок и поставок товаров [5].

Среди внушительного количества ИТ-инструментов для снабжения товарами можно выделить наиболее эффективные технологии: метод P-D-C-A, метод закупки на электронных торговых площадках, искусственный интеллект; В2В сети для обмена данными; смарт-контракты и ЕЯР-системы нового типа (система блокчейн), система электронных закупок e-purchasing. [6] К основным выгодам, обеспечиваемым электронным снабжением, относятся следующие: мгновенный доступ к поставщикам расположенным в любой точке мира; прозрачный рынок, на котором товары легкодоступны, а условия их получения приемлемы; автоматизация закупок посредством стандартных процедур; существенное уменьшение времени, необходимого для транзакций; снижение затрат, использование аутсорсинга в некоторых видах деятельности по снабжению; интеграция собственной информационной системы с аналогичными системами поставщиков [7].

Итак, исходя из анализа закупочной деятельности организации ООО «НПО Телеметрия», можно сделать вывод о том, какие инновационные технологии могут быть использованы в дальнейшем для улучшения эффективности управления от-

делом и его работы.

Библиографический список:

1. Гагарина, С. Н. Аутсорсинг как метод повышения эффективности управления закупками организации / С. Н. Гагарина, В. С. Жукова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 11-2 (81). - С. 40-43. - DOI 10.24412/2411-0450-2021-11-2-40-43. -EDN WHSKVL.

2. Веденькина, Т. П. Проблемы цифровизации в сфере государственных и муниципальных закупок и заказов / Т. П. Веденькина // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2021. - № 1-2. - С. 247-250. - DOI 10.46554/ScienceXXI-2021.02-1.2^.247

3. Афонина, В. Е. Цифровизация и контроллинг в закупочной деятельности организаций: проблемы и перспективы / В. Е. Афонина, А. Г. Серегин // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 3-2. - С. 10-14.

4. Мидельский, С. Л. Инновационный менеджмент и технологии в эпоху глобализации / С.Л. Мидельский // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. -№ 6-1. - С. 151.

5. Протасов, М. Г. К вопросу об использовании цифровых технологий в контроле за закупочной деятельностью / М. Г. Протасов // Державинский форум. - 2021. - Т. 5. -№ 17. - С. 28-34.

6. Быстрицкая, А. Ю. Совершенствование закупочной деятельности на предприятии / А. Ю. Быстрицкая, Н. И. Шафоростова // Актуальные вопросы экономики и управления: наука и практика. Криулинские чтения: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Курск, 15 мая 2021 года. - Курск: Курский государственный университет, 2021. - С. 86-91.

7. Алексеева, Ю. И. Повышение эффективности закупочной деятельности предприятия в современных условиях / Ю. И. Алексеева // Шаг в науку. - 2016. - № 1. - С. 10-13.

EFFICIENCY IMPROVEMENT OF PROCUREMENT MANAGEMENT IN ORGANIZATION BY MEANS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

A.S. Lavrov, Graduate Student

Supervisor: S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The issue of development and integration of innovative technologies has recently become topical. Purchase processes are not an exception. Accurate procurement organization makes enterprise work more effective. Integration of innovative technologies decreases expenses, enhances cooperation with suppliers and allows the enterprise to give a prompt feedback on consumer's requests. The article summarizes the results of purchase department analysis and offers technologies able to improve the efficiency of procurement activities.

Keywords: efficiency improvement, innovative technologies, procurement management, purchase department analysis, e-purchasing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.