Научная статья на тему 'Основные тенденции в развитии закупочной деятельности'

Основные тенденции в развитии закупочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4185
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАКУПКИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАКУПКИ / PURCHASING ACTIVITY / TACTICAL PURCHASES / STRATEGIC PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Король Александр Николаевич, Елисеев Александр Евгеньевич

Рассмотрены основные тенденции развития закупочной деятельности промышленных предприятий в странах с высокоразвитой экономикой, выявлены процессы, определяющие изменения в закупочной сфере. Авторами предложен свой взгляд на периодизацию развития закупочной деятельности в нашей стране с учетом специфики развития ее экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main tendencies for the development of purchasing activity

The article deals with the basic tendencies of development of supply activities of industrial enterprises in the countries with highly-developed economy. The authors define the processes of alternations in the supply sphere. They give their original opinion on periodic development of supply activity in our country, taking into account the peculiarity of its economic development.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в развитии закупочной деятельности»

нововведений, улучшающих производимый продукт; совершенствованием производственного процесса занимается еще меньшая доля респондентов — всего 9%.

На основании сказанного можно сделать вывод о реализации в России инвестиционно-активной модели инновационного развития. Причем многие заложенные показатели по факту превышены. Общий вывод таков: существуют реальные предпосылки для проявления эффекта от инновационной деятельности в ближайшие годы в виде значительного роста ВВП, производительности труда, инновационности развития экономики.

Примечания

1 Федоров В.А. Прогнозные модели развития науки и инноваций в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2006. № 1 (6). С. 5-20.

2 Там же; Глазьев С. О стратегии развития российской экономики // http://www.glazev.ru.

3 Экономика знаний и факторы ее реализации: аналит. докл. / Аналит. упр. Аппарата Совета Федерации. М., 2005; Прогноз развития науки и инноваций в России: аналит. обзор // http://atlas.informika. ги/ analiz/sci_in_russia/analiz3.htm.

4 Ясин Е., Яковлев О. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 7.

А.Н. КОРОЛЬ

кандидат экономических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета,

г. Хабаровск

А.Е. ЕЛИСЕЕВ

аспирант Комсомольского-на-Амуре технического университета

E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Закупочная деятельность — это одна из наиболее динамично развивающихся, с позиции осмысления и применения научных разработок на практике, сфер деятельности предприятия. К сожалению, данное утверждение относится преимущественно к странам с высокоразвитой экономикой, в число которых Россию включить пока достаточно сложно.

Эволюция управления закупками осуществляется по направлению от «эры клерков» через переходный период к «эре стратегов». М. Линдерс и Д. Блэкхольм отмечают, что будущее должно показать постепенный переход от оборонительной стратегии, возникшей в результате необходимости в переменах для сохранения конкурентоспособности, к наступательной стратегии, при которой компания применяет творческий подход при выполнении задач по закупкам и достижению своих краткосрочных и долгосрочных целей1.

Ф. Котлер, отмечая изменения, происходящие на предприятиях, пишет: «Раньше отделы по закупкам находились на нижних ступенях иерархической пирамиды компании (хотя отвечали за расходование значительных

средств). В последние годы конкурентная борьба вынуждает многие фирмы повышать статус отдела закупок, а их руководители обычно получают ранг вице-президента... Новые, более стратегически ориентированные отделы по закупкам решают задачу приобретения продукции высшего качества по минимальным ценам у избранных производителей. Некоторые международные компании повышают статус своего закупочного отдела до "департамента стратегического снабжения"»2.

Тенденция, изменившая содержание закупочной деятельности предприятия, определяется, по нашему мнению, действием следующих основных процессов:

- возрастание удельного веса материальных элементов в общих затратах предприятия (организации);

- рост технической сложности закупаемых продуктов и компонентов, а также сложности освоения их производства поставщиками;

- усиление специализации на рынке и увеличение доли связей по кооперированным поставкам в системе хозяйственных связей

© А.Н. Король, А.Е. Елисеев, 2008

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

по поставкам продукции производственно-технического назначения;

- усиление конкурентной борьбы, что требует производства товаров лучшего качества из закупаемых высококачественных исходных материалов;

- появление коммерческих логистических технологий, требующих нового, более тесного уровня взаимоотношений поставщиков с потребителями;

- возрастание роли конкурентных закупок в закупочной деятельности предприятий-покупателей;

- расширение практики формирования управляемых цепей поставок.

За последние 40 лет в теории закупок сменилось семь основных философских концепций, отображающих эволюцию подходов к основному содержанию и экономической логике закупочной деятельности предприятий с позиций поиска путей оптимизации ее результатов3.

Начиная с 90-х гг. прошлого века значимость закупок, особенно в промышленно развитых странах, существенно возросла. Из исключительно технической функции закупки превратились в функцию большой стратегической важности, осуществляемую преимущественно на принципах партнерских отношений.

Л.Э. Годде отмечает: «Меняющийся взгляд на закупки отразился и в научной литературе. Если мы вернемся к временам, когда закупки были лишь канцелярской функцией, то типичный заголовок книги по этой специальности звучал бы, вероятно, как "Справочник по закупкам". Авторы этих книг были озабочены главным образом вопросами, касающимися процедуры закупок: сколько покупать, как наводить справки и т.п.

Основной задачей этой литературы было повысить продуктивность закупающей компании путем разработки определенного порядка закупок. В начале 90-х годов преобладающее отношение к этой теме изменилось, и взгляды на закупку и поставщиков стали отражаться в заголовках типа "Регулирование взаимоотношений с поставщиком" и "Развитие партнерства"»4.

Р. Сайсон говорит об «изменении сфокусированности закупочной деятельности по мере того, как она все больше уходила от

чисто рутинной канцелярской деятельности к коммерческому этапу, на котором акцент делался на экономии на издержках, а затем стала превращаться в стратегическую функцию, занимающуюся материальным менеджментом.. .»5.

К. Лайсонс и М. Джиллингем, отслеживая изменения в идеологии закупочной деятельности и определяя основные тенденции ее дальнейшего развития, пишут, что изменения в закупках характеризуются переходом от реактивного варианта к активному и от тактических закупок к стратегическим. Реактивные закупки — слабая реакция на изменение внешней среды или разработанные стратегии, планы и приемы, чтобы воспользоваться новыми возможностями. Тактические закупки — краткосрочные адаптивные подходы типа действие-взаимодействие, применяемые для достижения ограниченных целей.

Стратегическая закупка — долгосрочная, непрерывная основа, направляющая требуемые адаптационные процессы на достижение корпоративных целей6.

Возрастание роли закупочной деятельности и изменения в ее содержании диктуют необходимость применения адекватных инструментов повышения результативности закупок. В связи с этим дополнительный импульс для своего развития получает про-кьюремент как методология максимального обеспечения интересов закупщика в процессе управления поставщиками и их предложением при конкурентных закупках.

С 2000 г. основными тенденциями в управлении закупочной деятельностью и поставками, по мнению К. Лайсонса и М. Джиллингема, являются:

- превращение оценивания поставщиков, их отбора и управления ими в ключевой вид деятельности при осуществлении закупок;

- автоматизация решения тактических закупочных задач;

- возрастание роли Интернета;

- создание стратегических закупочных центров, обеспечивающих конкурентное преимущество за счет выбора партнеров по цепям поставок, и влияние на них;

- повышение роли стратегических союзов с поставщиками;

- рост обмена информацией между членами цепей поставок;

Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)

Этапы развития закупочной деятельности в СССР и Российской Федерации

Этап Характеристика Вклад в экономику предприятия

1. Плановое материально-техническое снабжение (до 1990 г.) Канцелярская работа в условиях тотального дефицита. Снижение издержек и развитие потенциала экономии — формальные лозунги Отсутствует или низкий

2. Хаос (1991-1999 гг.) Непланируемые периодические закупки по мере возникновения потребности или из спекулятивных целей Как правило, экономические потери и редкие спекулятивные выигрыши

3. Развитие (2000-2005 гг.) Формирование базы поставщиков. Начало использования конкурентных закупок предприятиями негосударственного сектора. Ориентация на снижение издержек и реализацию потенциала экономии Снижение издержек на величину от 5 до 15%, первоначальной стоимости закупаемых ресурсов — на 1-10%

4. Зрелость I (2006 г. и до настоящего времени) Начало управления базой поставщиков. Продолжение роста доли конкурентных закупок в закупочной деятельности негосударственных предприятий Дальнейшее снижение издержек за счет усиления конкуренции между поставщиками, а также за счет эффекта от длительного взаимодействия с контрагентами

- координация деятельности поставщиков через их ассоциации;

- повышение внимания к взаимовыгодным переговорам;

- некоторое снижение значимости цены;

- рост профессионализма в области межличностной коммуникации.

Следует отметить, что основные тенденции в управлении закупочной деятельностью, имеющие место в российской практике, в значительной степени совпадают с тенденциями в практике закупок материально-технических ресурсов в странах с развитой экономикой, особенно после перехода экономики России в начале 90-х гг. XX в. на рыночные отношения.

В таблице мы предлагаем вариант периодизации развития закупочной деятельности в нашей стране.

Этап зрелости в развитии закупочной деятельности в России представлен двумя его ступенями в связи с тем, что наша страна быстро догоняет наиболее экономически продвинутые страны и вошла в этап «Зрелость I» с большим количеством практических проблем и нерешенных теоретических задач, а также с достаточно низким уровнем профессиональной подготовки работников коммерческой закупочной сферы.

Переход к этапу «Зрелость II», который включает в себя создание цепей поставок и управление ими, а также координацию деятельности поставщиков посредством фор-

мирования их интегрированных ассоциаций, для промышленных предприятий Российской Федерации, по нашему мнению, дело несколько отдаленного будущего.

Деятельность закупщика как в странах с высокоразвитой экономикой, так и в Российской Федерации, естественно, с некоторой разницей в темпах, трансформируется из приобретения на рынке необходимых для осуществления производственного процесса материально-технических ресурсов в выбор поставщика как гаранта стабильного, контролируемого и регулируемого процесса обеспечения постоянного наличия необходимых закупщику ресурсов и в управление взаимоотношениями с ним (или с цепью поставщиков) на основе тесного и продолжительного сотрудничества.

Примечания

1 Leenders M.R., Blenkhorn D.L. Reverse marketing: the new buyer — supplier relationship. N.Y., 1998. Р. 2.

2 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. СПб., 2006. С. 246.

3 Green K.W. Production and operations management philosophies, evolution and synthesis // http://www.hsu.edu/faculty/green pomphi/.htm.

4 Маркетинг: энцикл. / под ред. М. Бейкера. СПб., 2002. С. 166-167.

5 Syson R. Improving purchasing performance. Pitman, 1992. ^ар. 8. Р. 254-255.

6 Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с 6-го англ. изд. М., 2005. С. 17.

Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.