УДК 343.82
В. В. Шлыков, В. В. Шлыков
Повышение эффективности управления трудовой адаптацией осужденных на основе совершенствования ее правовой базы
V. V. Shlykov, V. V. Shlykov. Rise of management efficiency of labour adaptation of convicts based on the improvement of its regulatory base
В статье рассматриваются возможные перспективы развития правовых основ процесса трудовой адаптации осужденных к лишению свободы. Предлагаются новые редакции отдельных статей Уголовно-исполнительного кодекса, Закона об органах и учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, производственная деятельность уголовно-исполнительной системы, адаптация осужденных к лишению свободы, нормативно-правовая база, труд.
Контактные данные: 390027, г. Рязань, Электрозаводская ул., д. 52; (4912) 28-3474; ryazan_schlikov@mail.ru.
The article reviews possible development perspectives of legal bases of labour adaptation of convicts to the confinement. It suggests new drafts of specific articles of the Criminal and executory Code, Law on bodies and authorities carrying out custodial sentence.
Keywords: correctional system, production activity of correctional system, adaptation of convicts to the confinement, regulatory framework, labour.
Contact information: 390027, Ryazan, ul. Electrozavodskaya, 52; (4912) 28-34-74; ryazan_schlikov@mail. ru.
Более 100 лет производственная деятельность, опирающаяся на постоянно совершенствующуюся нормативно-правовую базу, имеющая собственные задачи и цели, является неотъемлемой частью правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы.
В то же время результаты проведенного исследования показывают, что существующая нормативно-правовая база производственной деятельности уголовноисполнительной системы недостаточно полно отражает требования к труду как к одному из основных источников исправления осужденных. В ней недостаточно прописаны цели, связанные с процессом трудовой адаптации осужденных к лишению свободы.
Рассматривая перспективы развития правовых основ процесса трудовой адаптации осужденных к лишению свободы, необходимо уточнить (нивелировать) понятийный аппарат данного процесса, поскольку в широком (общественном) и узком (ведомственном) смыслах они имеют ряд различий.
Из специальной литературы известно, что под социализацией понимается социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру [1, с. 170]; усвоение человеком социального опыта, ценностей, норм знаний, определение системы соци-
Владимир Викторович Шлыков — профессор кафедры государственного и муниципального управления Рязанского филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент.
Владимир Владимирович Шлыков — студент Рязанского филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
© В. В. Шлыков, В. В. Шлыков, 2011.
альных ролей и культуры, процесс преобразования социального опыта в собственные ценностные ориентации, в ходе которого создается личность; процесс включения человека в общество, ценности и культуру этого общества, социальной общности или группы, к которым он принадлежит; механизм передачи социального опыта [2, с. 12]. Есть и более узкие определения социализации. Например, процесс, в ходе которого новые члены какой-либо группы воспринимают установки, ценности и нормы, необходимые для их принятия в группу [3, с. 468].
Таким образом, под социализацией в широком смысле понимается усвоение членом общества социальных (общественных) ценностей, а в узком — ценностей, присущих определенной социальной группе или слою общества, в частности исправительного учреждения.
Социология оперирует еще одним понятием — «ресоциализация», под которым, особенно за рубежом, понимается радикальное изменение личности. Причем механизм ресоциализации, по мнению Дж. Масиониса, реализуется тотальными институтами (тюрьмами и психиатрическими больницами) [1, с. 192]. Российская пенитенциарная наука понимает под ресоциализацией процесс подготовки осужденного, приговоренного к лишению свободы, к жизни в обществе после освобождения.
С понятием социализации тесно связано понятие социально-психологической адаптации, которая является составным элементом механизма социализации, протекающего как совокупность адаптаций к разнообразным жизненным ситуациям. Несмотря на то, что вопросы адаптации личности к специфической социальной среде широко освещены в специальной литературе, существуют определенные разночтения, связанные как с субъективными взглядами авторов, так и с рассмотрением той среды, к которой должен адаптироваться индивидуум. Например, А. Н. Большакова в зависимости от уровня социальной активности личности выделяет активную и пассивную адаптацию; в зависимости от степени добровольности этого процесса — добровольную и вынужденную [2, с. 17]. В. Г. Деев, В. Н. Казанцев, А. Н. Сухов, И. И. Соколов рассматривают в зависимости от ее направленности положительную и отрицательную; по способу вовлечения в данный процесс — добровольную и принудительную адаптацию [4, с. 9]. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс и результат взаимодействия личности с изменяющейся (изменившейся) социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования обеих сторон так, что личность получает возможность выживания, а среда — воспроизведения [2, с. 16].
Под социальной адаптацией принято понимать процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, ценностям, традициям общества, преломленным через материальные и духовные компоненты, в которых протекает его жизнедеятельность. Адаптацию можно рассматривать и как динамический процесс постоянного приобретения и потери ресурсов взаимодействующих субъектов [3, с. 205].
Применительно к лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, социальная адаптация может быть определена как сочетание добровольного и принудительного приобщения к социальной среде, к основным сферам деятельности колонии [5, с. 7]. Если вести речь о специфических вопросах трудовой адаптации, то следует вспомнить исследования В. А. Верещагина, который рассматривал в своих работах понятие «формирование трудовой и социальной активности осужденных» [6].
Современные исследователи совершенно справедливо отмечают, что среди функций УИС особо выделяется воспитательная. Об этом же говорит Уголовный кодекс в ч. 2. ст. 43. — «Наказание применяется в целях восстановления со-
циальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений».
A. Л. Ременсон указывал, что наказание в виде лишения свободы по своим специфическим свойствам является особым конфликтным общественным отношением, проявляющимся в принудительном лишении осужденного определенных благ, т. е. во внешнем насилии. А имеющиеся в условиях труда заключенных некоторые карательные элементы представляют собой составную часть лишения свободы [7, с. 8-13].
Н. А. Стручков полагал, что уголовное наказание является наиболее острой формой государственного принуждения, его сущность выражается в каре, которая представляет собой комплекс установленных законом правоограничений (включая пра-воограничения на трудовую деятельность осужденных. — В. Ш.) [8, с. 22-23].
В условиях отбывания наказания в виде лишения свободы обязанность трудиться приобретает категорическую форму, снижается роль волеизъявления работающего и усиливается значение административного принуждения в интересах выполнения каждым трудоспособным осужденным указанной обязанности [там же, с. 21].
B. А. Уткин считает, что бессмысленно обязывать осужденных трудиться, если отсутствуют рабочие места, и для закрепления за осужденными права на труд в уголовно-исполнительном законодательстве нет оснований [9, с. 88-89].
Анализ Конституции, международных нормативных актов, сущности уголовного наказания в виде лишения свободы, как в России, так и за рубежом, сравнение принципов привлечения к труду осужденных в разных странах позволяет сделать вывод, что соотношение категорий — труд, свобода, отбывание наказания в виде лишения свободы — разнообразно.
Рассматривая трудовую адаптацию, можно говорить о постоянном процессе активного согласования человеком своих индивидуальных особенностей (индивидных, личностных) с условиями внешней среды (требованиями рабочего места, особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности; совокупности психологических механизмов, проявляющихся в успешности его профессиональной деятельности, удовлетворенности своим трудом, оптимальной психологической и физиологической «цене», затраченной на достижение результата [3, с. 206].
Необходимо остановиться и на последних исследованиях в области труда осужденных к лишению свободы и проблем их социальной реабилитации. Например, М. Т. Дибиров пишет: «Социальная адаптация — сложный процесс, состоящий из стадии нравственной, правовой, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительном учреждении к жизни на свободе (исправление) и этапа взаимодействия личности с постоянно меняющейся ближайшей окружающей средой на свободе, включающий восприятие ею нравственных требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентаций микросреды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности [10, с. 8].
Несколько иную трактовку понятия «социальная адаптация» в своих работах приводит С. Шамсунов, предлагая рассматривать социализацию осужденных с позиций социальной реабилитации и трудовой адаптации. Причем под социальной реабилитацией осужденных он понимает специальную деятельность государственных органов и общественных организаций по устранению, нейтрализации, ограничению действий детерминантов социальных отклонений, а также по коррекции личности, имеющей деформации нравственного правового сознания. А под трудовой адаптацией осужденных — существенный элемент организации
труда и в то же время социальный фактор повышения его производительности, опирающийся на повышение общеобразовательного уровня, профессиональное обучение или повышение производственной квалификации, охрану здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях, и т. д.
По его мнению, под социальной адаптацией осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве понимается создание благоприятных условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих приспособление (приобщение) осужденных к жизни на свободе в период отбывания ими наказания вплоть до освобождения [11, с. 14-15].
Нам представляется возможным по этому поводу сделать несколько уточнений. Во-первых, отсыл к деятельности государственных органов и общественных организаций не совсем четко передает правоохранительную направленность деятельности уголовно-исполнительной системы. Представляется более удачным вести речь «об особой форме правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы». Во-вторых, мы считаем, что процесс трудовой адаптации дуалистичен по своей природе, поскольку по сути своей различен для администрации исправительных учреждений и для осужденных к лишению свободы.
В этом случае процесс трудовой адаптации для осужденных заключается в накоплении ими жизненно-необходимого опыта сосуществования в социальнотрудовом коллективе исправительного учреждения за счет производственной деятельности и (или) социально значимых для исправительного учреждения работ с последующим освоением профессии, необходимой осужденному не только в исправительном учреждении, но и после освобождения.
Для администрации исправительной колонии под организацией и управлением процессом трудовой адаптации осужденных следует понимать особую форму правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы, направленную на достижение пенитенциарных целей.
Исследование потенциальных возможностей исправительных учреждений по трудовой адаптации осужденных и существующей нормативно-правовой базы этого процесса показало, что в условиях постсоциалистической экономики отдельные термины, связанные с трудом осужденных, практически потеряли свои значения или приобрели этимологический смысл, который отличается от первоначального, что не позволяет описывать происходящие в УИС процессы и неприемлем в условиях новой парадигмы функционирования производства уголовно-исполнительной системы.
Исходя из этого в нормативно-правовых актах, регламентирующих процессы трудовой адаптации осужденных, предлагается пользоваться целым рядом новых дефиниций, которые необходимо внести и в законодательные акты: производственная деятельность осужденных, социально значимые для исправительного учреждения работы, производственная деятельность и социально значимые для исправительного учреждения работы, социально трудовой коллектив исправительного учреждения [12].
Представляется, что в условиях реформирования УИС механизм трудовой адаптации осужденных должен опираться на трехсторонний юридически закрепленный либо институциональный договор между осужденным, администрацией ИУ и обществом, в которое осужденный вернется.
В соответствии с этим договором осужденный, в зависимости от тяжести совершенного преступления, обязан выполнять требования администрации, связанные с организацией процесса трудовой адаптации. Администрация в соответствии с требованиями ст. 103 УИК обязана, если осужденный имеет соответ-
ствующие данному учреждению трудовые навыки, обеспечить осужденному возможность участвовать в производственной деятельности либо, если осужденный такого желания не имеет, привлекать его к социально значимым для исправительного учреждения работам.
Если осужденный не имеет необходимые данному учреждению трудовые навыки, — организовать общеобразовательную и (или) профессиональную подготовку осужденного по профессии, необходимой ему для включения в социально-трудовой коллектив исправительного учреждения УИС и после освобождения. Администрация берет на себя обязательство подготовить осужденного к трудовой деятельности на свободе с предварительным согласованием места работы, ее профиля.
Общество (в широком смысле слова), а не правоохранительные органы, выполняющие волю общества и осудившие своего члена на отбывание наказания в виде лишения свободы, обязуется трудоустроить освободившегося, получившего профессию, необходимую обществу, в результате чего у него появляется дополнительный стимул включиться в добровольный процесс трудовой адаптации.
Подобное предложение не противоречит современным научным взглядам ученых, изучающих трудовое право. Например, С. Ю. Чуча указывает на то, что Российское государство в сфере труда остается стороной социального партнерства, выступающего в двух основных ролях: как работодатель (когда правосубъектность его органов аналогична обычной работодательской правосубъектности) и как носитель общегосударственных интересов. В последнем случае им осуществляются функции координации совместных действий социальных партнеров, примирения сторон социального партнерства и защиты общественных интересов [13, с. 16]. Более того, в настоящее время пенитенциарная система Кубы, совместно с Министерством труда и социального обеспечения, ведет работу по обязательному предоставлению рабочего места после отбытия тем заключенным, которые приобрели в исправительных учреждениях трудовую специальность [14, с. 30].
Пока же в этом процессе только один постоянный участник — администрация ИУ, осужденные принимают в нем участие по принуждению, а общество, скорее, в порядке исключения.
Для совершенствования организации управления правоохранительной деятельностью исправительных колоний в вопросах повышения эффективности процесса трудовой адаптации осужденных необходимо дополнить ч. 2 ст. 1 УИК РФ положением о том, что трудовая адаптация является одной из социальных задач уголовно-исполнительной системы, а п. 3 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» — положением о том, что данная деятельность является обязанностью учреждений, исполняющих наказания.
В целях развития ведомственной нормативно-правовой базы УИС учеными и практиками вносится ряд предложений по ее совершенствованию. Например,
С. Х. Шамсунов предлагает разработку концепции организации и совершенствования правового регулирования труда осужденных к лишению свободы в целях их социальной реабилитации.
По его мнению, целью концепции должно являться дальнейшее совершенствование организации труда осужденных к лишению свободы в целях социализации их личности, повышения результативности их социальной адаптации и реабилитации после освобождения, предупреждения новых преступлений [15, с. 2].
А. С. Кононец на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы и образовательных учреждений ФСИН России, состоявшемся в марте 2006 г., указывал на необходимость изменения
редакции ч. 1 ст. 103 УИК РФ. На его взгляд, осужденные должны привлекаться к труду исходя из наличия свободных мест, экономической целесообразности и возможности их создания [16, с. 23].
В. Летунов предлагает: «На государственном, региональном и местном уровнях проработать и нормативно закрепить вопрос о трудовой адаптации лиц, освободившихся из ИУ. Для этого открыть производственно-адаптационные центры во всех регионах страны, используя возможности государственных, иных предприятий, организаций, профессиональных лицеев и училищ» [17, с. 41].
Мы, со своей стороны, предлагаем внесение в нормативно-правовую базу, регламентирующую производственную деятельность УИС, изменений, направленных на достижение пенитенциарных целей, связанных с осуществлением функций правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы.
В Уголовно-исполнительный кодекс РФ внести следующие изменения и дополнения:
• ч. 2 ст. 1 изложить в следующей редакции: «2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, предоставление им возможности принятия участия в процессе трудовой адаптации, оказание осужденным помощи в социальной адаптации»;
• ч. 2 ст. 9 изложить в следующей редакции: «2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, производственная деятельность и социально значимые для исправительного учреждения работы, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие»;
• второе предложение ч. 1 ст. 74 изложить в следующей редакции: «Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения социально значимых для следственных изоляторов работ, а также осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственном изоляторе с их согласия»;
• ч. 1 ст. 77 изложить в следующей редакции: «1. В исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения там социально значимых работ»;
• второе и третье предложения ч. 1 ст. 103 изложить в следующей редакции: «Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к производственной деятельности и (или) социально значимым для учреждения работам с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к производственной деятельности и (или) социально значимым работам в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных»;
• первое предложение ч. 3 ст. 104 изложить в следующей редакции: «3. Время привлечения осужденных к производственной деятельности засчитывается им в трудовой стаж»;
• ч. 1 ст. 108 изложить в следующей редакции: «1. В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), необходимой им для включения в социально-трудовой коллектив исправительного учреждения и после освобождения».
В Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предлагается внести изменения:
• п. 3 ст. 13 изложить в следующей редакции: «3) обеспечивать трудовую адаптацию осужденных на основе привлечения их к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение»;
• первое предложение ст. 18 изложить в следующей редакции: «Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации получения осужденными профессий, востребованных ими для включения их в социально-трудовой коллектив исправительного учреждения и необходимых им после освобождения.
• четвертое предложение ст. 18 изложить в следующей редакции: «Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим законом ответственность в целях привлечения осужденных к производственной деятельности и обучения профессиям, востребованным осужденными для включения их в социально-трудовой коллектив исправительного учреждения и необходимым им после освобождения»;
• первое предложение ст. 21 изложить в следующей редакции: «Привлечение осужденных к производственной деятельности на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется с целью обучения их профессиям, не востребованным на собственном производстве и на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, но необходимых им после освобождения, на основании договоров (контрактов), заключаемых между руководством учреждений, исполняющих наказания, и руководством этих предприятий».
Представляется, что поправки, предложенные для внесения в нормативноправовую базу уголовно-исполнительной системы, позволят эффективнее управлять организационным механизмом трудовой адаптации осужденных.
Литература
1. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004.
2. Большакова А. Н. Социальная психология для менеджеров. Ростов н/Д: Феникс,
2004.
3. Толочек В. А. Современная психология труда. СПб., 2005.
4. Адаптация осужденных к среде ИТУ: учеб. пособие. Рязань: Изд-во РВШ МВД СССР,
1981.
5. Адаптация осужденных к среде ИТУ...
6. Лузгин С. А. Формирование трудовой и социальной активности осужденных: учеб.
пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1984.
7. Ременсон А. Л. Понятия и критерии перевоспитания осужденных // Вопросы советского государства и права: Труды Томского государственного университета. Т. 183. Томск: ТГУ, 1966.
8. Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права: проблемы Общей части. М., 1984.
9. Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. Томск, 1995.
10. Дибиров М. Т. Проблемы социальной адаптации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений (по материалам Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006.
11. Шамсунов С. Х. Организация и правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в целях их социальной реабилитации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2005.
12. Шлыков В. Понятийно-категориальный аппарат процесса трудовой адаптации и социализации осужденных к лишению свободы // Закон и право. 2005. № 10.
13. Чуча С. Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.
14. Шумакова Ю. Исполнение уголовных наказаний в Республике Куба // Преступление и наказание. 2005. № 4.
15. Шамсунов С. Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5.
16. Обзор выступлений на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы и образовательных учреждений ФСИН России // Ведомости УИС. 2006. № 4.
17. Летунов В. Н. Реформирование организации трудовой реабилитации осужденных к лишению свободы // Человек: преступление и наказание. 2003. № 4.
УДК 65B.B
К. В. Барежев
Интегрированные маркетинговые коммуникации: сущность, функции, компоненты
K. V. Barezhev. Integrated marketing communications:
Nature, functions, components
Автор рассматривает основные характеристики современных интегрированных коммуникаций, применяемых в сфере маркетинга для решения задач продвижения на высококонкурентном рынке продукции и услуг компании. Интегрированные маркетинговые коммуникации анализируются
The author reviews basic characteristics of present day integrated communications, which are implemented in the marketing sphere for the purposes of the company products promotion in the highly competitive market of products and services. Integrated marketing communications are analyzed as
Константин Викторович Барежев — доцент кафедры связей с общественностью и массовых коммуникаций, заведующий лабораторией журналистики, рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат философских наук.
© К. В. Барежев, 2011.