Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы управления здравоохранением путем внедрения и развития в отрасли организационно-управленческих технологий'

Повышение эффективности системы управления здравоохранением путем внедрения и развития в отрасли организационно-управленческих технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MANAGEMENT / HEALTHCARE / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохина Марина Владимировна, Уразова Ольга Николаевна

Развитие рыночных отношений требует адекватной модели управления в здравоохранении, которая бы характеризовалась оперативностью, способностью быстро и эффективно реагировать на внешние по отношению к системе изменения. Цель работы — разработка основных направлений формирования и реализации организационно-управленческих технологий, повышающих эффективность управления здравоохранением. В статье рассмотрены вопросы, освещающие основные этапы развития организационно-управленческих технологий, которые могут быть использованы в учебном процессе профессиональной подготовки управленческого звена здравоохранения, а также в профессиональной деятельности руководителей организаций различного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of the health care management system through the introduction and development of organizational and management technologies

The development of market relations requires adequate governance model in health care, which can quickly and effectively respond to external changes to the system. The purpose of the work is to develop formulation and implementation of organizational and management technologies that increase the effciency of health care management. The questions covering the main stages of the development of organizational and management technologies can be used in the training process of grounding of health managers and executives in professional institutions of various types.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы управления здравоохранением путем внедрения и развития в отрасли организационно-управленческих технологий»

4. Прокоп, О. Группы крови человека / О. Прокоп, В. Геллер. — М.: Медицина, 1991.

5. Рагимов, А.А. Трансфузионная иммунология / А.А. Рагимов, Н.Г. Дашкова. — М., 2004.

6. РФ. М-во здравоохранения. Об утверждении инструкций по иммуносерологии: приказ М-ва здравоохранения от 9 января 1998 г. № 2.

7. РФ. М-во здравоохранения. Об утверждении инструкций по применению компонентов крови: приказ М-ва здравоохранения от 25 ноября 2002 г. № 363.

8. РФ. М-во здравоохранения. Об установлении региональных стандартов технологий исследования органов и тканей

с использованием специальных процедур: приказ М-ва здравоохранения от 15 июля 2010 г. № 908.

9. Теплова, С.Н. Антигенные системы эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов / С.Н. Теплова. — Челябинск, 2000.

10. Техническое руководство американской ассоциации банков крови. — 12-е изд. — 1996.

11. Трансфузиология: национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

12. Требования к проведению иммуногематологических исследований доноров и реципиентов на СПК и в ЛПУ: метод. указания № 2001/109. — СПб., 2002.

© Блохина м.в., уразова о.н., 2013 удК 614.2

^^ повышение эффективности системы управления = здравоохранением путем внедрения и развития в отрасли = организационно-управленческих технологий

Марина Владимировна Блохина, докт. мед. наук, доцент кафедры менеджмента в здравоохранении

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [marinakgmu@mail.ru]

Ольга Николаевна Уразова, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры менеджмента в здравоохранении

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [olgaolga20121@yandex.ru]

Реферат. Развитие рыночных отношений требует адекватной модели управления в здравоохранении, которая бы характеризовалась оперативностью, способностью быстро и эффективно реагировать на внешние по отношению к системе изменения. Цель работы — разработка основных направлений формирования и реализации организационно-управленческих технологий, повышающих эффективность управления здравоохранением. В статье рассмотрены вопросы, освещающие основные этапы развития организационно-управленческих технологий, которые могут быть использованы в учебном процессе профессиональной подготовки управленческого звена здравоохранения, а также в профессиональной деятельности руководителей организаций различного профиля.

Ключевые слова: управление, здравоохранение, организационно-управленческие технологии.

improving the efficiency of the health care management system through the introduction and development of organizational and management technologies

M.V. BLOKHINA, ON. URAZOVA

Abstract. The development of market relations requires adequate governance model in health care, which can quickly and effectively respond to external changes to the system. The purpose of the work is to develop formulation and implementation of organizational and management technologies that increase the efficiency of health care management. The questions covering the main stages of the development of organizational and management technologies can be used in the training process of grounding of health managers and executives in professional institutions of various types.

Key words: management, healthcare, organizational and management technologies.

Современное состояние здравоохранения и перспективы его развития требуют, безусловно, самого тщательного и досконального анализа. Прежде всего необходимо проанализировать, затем на основании этого прогнозировать состояние системы управления здравоохранением и всем комплексом мер по охране здоровья населения, так как именно от того, насколько грамотно будет осуществляться процесс управления, и будет главным образом зависеть состояние и эффективность функционирования здравоохранения — от отдельного лечебно-профилактического учреждения до масштабов страны в целом.

Среди важнейших вопросов, связанных с повышением эффективности управления отраслью, безусловно, должны быть рассмотрены предпосылки и возможности реформирования здравоохранения, взаимоотношения непосредственно внутри системы управления,

новые формы подготовки кадров и организации усилий общества по борьбе за здоровье населения и ряд других. Но опыт работы с различными по составу слушателей аудиториями показывает, что для обеспечения взаимопонимания целесообразно изначально договориться о единых, унифицированных подходах к восприятию определенных терминов и понятий.

Прежде всего, рассмотрим термин «система», под которым подразумевается совокупность элементов и подсистем, в организационном и функциональном отношении обеспечивающая достижение определенной единой цели. При этом эффективность деятельности системы выше, чем простая сумма действий слагающих ее элементов и подсистем, что обозначается как эффект системности.

Так, современное лечебно-профилактическое учреждение состоит из подразделений, служб, отделений, па-

лат, кабинетов и других подсистем, в рамках которых работают врачи, медсестры, лаборанты, определенные виды лечебно-диагностического оборудования и прочие элементы системы. Все они объединены единой целью — оказывать медицинскую помощь населению прикрепленного района обслуживания. Если каждый элемент системы будет оказывать помощь самостоятельно, вне рамок учреждения, суммарная эффективность от подобной работы окажется безусловно много ниже, чем от деятельности больницы в целом как системы.

Система может быть управляемой и неуправляемой, что определяется по шести признакам управляемости:

1. Наличие единой цели (у больницы, как уже отмечалось, это оказание медицинской помощи населению района обслуживания).

2. Делимость системы: по вертикали — на иерархические уровни (в больнице — главный врач, его заместители, заведующие отделениями, сотрудники отделений); по горизонтали — на подсистемы (в больнице — службы, отделения).

3. Относительная изолированность подсистем; в больнице между всеми подразделениями и службами существуют вполне четкие разграничения как в функциональном, так и в организационном плане.

4. Взаимосвязанность подсистем; хотя подсистемы и отграничены друг от друга, они в совокупности составляют единое целое и обеспечивают движение к одной цели.

5. Наличие критериев оценки деятельности системы (это множество показателей, измеряющих различные стороны работы больницы, ее подразделений и сотрудников).

6. Возможность изменять состояние системы в соответствии с какими-либо административными решениями — приказами главного врача, вышестоящих органов управления и пр.

Наличие всех шести признаков означает безусловную управляемость системы. При отсутствии 1—2 признаков система становится плохо управляемой, при отсутствии 3 и более — практически неуправляемой. Причем нередко формально могут отмечаться все признаки управляемости, но при ближайшем рассмотрении их фактически следует признать отсутствующими. Например, делимость маломощной сельской участковой больницы по вертикали и горизонтали формально существует, но если в ней работает один врач, палаты для стационарных больных практически не функционируют из-за аварийного состояния — признак как таковой следует признать отсутствующим.

Возникает закономерный вопрос: что же делать, если требуется повысить эффективность функционирования системы, а она неуправляема? Ответ на него зависит от того, какой точки зрения придерживается постановщик вопроса: если традиционной для руководителей народного хозяйства страны 60—80-х гг., то можно вкладывать средства и силы в систему и докладывать в вышестоящие инстанции, что, несмотря ни на какие усилия, улучшения работы почему-то не видно; если же исходить из требований современного менеджерского подхода, то на такую систему не следует производить затраты с целью повышения эффективности ее действия, ее

следует или вообще оставить в покое, или уж серьезно заняться восстановлением управляемости и только затем — повышением эффективности работы.

При этом начинать в любом случае нужно с построения той модели (пусть гипотетической — предположительной), к которой надо стремиться, соответствующей желаемому состоянию системы. И в виде крупных блоков можно обозначить следующую последовательность вопросов:

1. Что должно быть? Какой должна стать система?

2. Что есть в настоящее время? Каково состояние системы в данный период?

3. Почему действительное состояние системы не соответствует желаемому? В чем причины несоответствия? Характеристики этого несоответствия?

4. Что делать, чтобы перевести систему из действительного состояния в желаемое?

В настоящее время полностью обоснована необходимость информационных организационно-управленческих технологий как важнейшего признака управляемости системы здравоохранения, объединяющего медико-технологические и экономические информационные потоки. Развитие рыночных отношений с объективной необходимостью требует адекватной модели управления в системе здравоохранения, характеризующейся оперативностью, способностью быстро и эффективно реагировать на внешние по отношению к системе изменения. Только рыночная модель организационно-управленческой системы здравоохранения, основанная на информационно-аналитических технологиях, соответствует одной из основных задач реформы отрасли — повышению эффективности системы управления здравоохранением.

Под термином «организационно-управленческие технологии» подразумевается, с одной стороны, система мер (или совокупность процессов), обеспечивающих сбор и обработку управленческой информации, ее анализ, подготовку вариантов управленческих решений, оптимальную для исполнения решений организацию структуры исполнительской части системы, контроль исполнения и оценку результатов. С другой стороны — это научное описание, комплекс знаний и научно-методических подходов, позволяющих реализовать процесс управления в определенных условиях.

Причем если при традиционном, классическом подходе к описанию процесса управления принято было отделять собственно технологию управления от управленческой психологии, то в современных условиях эти две части управленческого процесса настолько тесно связаны, что в подавляющем большинстве случаев их разделение невозможно. Более того, умелое использование психологии при выработке управленческих решений современному руководителю просто необходимо.

В ссответствии с определением, целью внедрения новых организационно-управленческих технологий (ОУТ) в систему здравоохранения является повышение эффективности воздействия отрасли на здоровье населения. И возможно это, по нашему мнению, тремя путями:

- через непосредственное воздействие системы здравоохранения на здоровье людей, т.е. путем осу-

ществления лечебно-профилактической работы учреждений и работников здравоохранения;

- опосредованно, через другие отрасли хозяйства, властные структуры, администрацию предприятий и учреждений, самих людей;

- через повышение эффективности работы системы здравоохранения.

Основные направления развития ОУТ можно обозначить следующим образом:

1. Внедрение компьютерных технологий как технической основы общего процесса информатизации здравоохранения.

2. Унификация организационно-методических подходов к решению управленческих задач (изменение до-кументопотоков по форме и содержанию, унификация терминологии и понятий, создание регистров населения, внедрение экспертных систем и пр.).

3. Внедрение экономических методов управления [оплата по конечным результатам, развитие договорных (контрактных) отношений, не формальная, а по существу проводимая аттестация и лицензирование медработников и лечебно-профилактических учреждений, сертификация специалистов, введение рейтинговой системы оценки квалификации с соответствующим определением размеров оплаты труда и т.д.].

4. Оптимизация лечебно-профилактического процесса [развитие профилактической направленности здравоохранения, отказ от нормативного метода планирования медицинской помощи, реальная децентрализация управления отраслью, создание системы изучения истинных потребностей населения в медицинской помощи (с использованием выборочного изучения здоровья людей, социологических исследований, маркетингового подхода)].

5. Организация труда аппарата управления [широкое делегирование полномочий, отказ от порочной практики работы только на уровне первых лиц (для многих важен не профессионализм собеседника, а его должность), совершенствование системы делопроизводства, воссоздание института профессиональных и высококвалифицированных помощников руководителя — референтов, секретарей, обеспечение гибкости аппарата управления].

6. Изменение целеполагания деятельности руководителей [переориентация их с хозяйственных нужд на решение управленческих проблем, ориентировку на конечные результаты и их предвидение, а не исправление ошибок (которые в силу недостаточного профессионализма сами руководители часто и допускают), управление по целям].

7. Оценка управленческих кадров представляет собой особое направление. В настоящее время наличие удостоверения об окончании курсов по соответствующей специализации автоматически считается признаком высококвалифицированного специалиста-управленца. Нужна принципиально новая система, основанная не на вынужденном и формальном отбывании повинности в форме своевременной аттестации и предаттестаци-онных мероприятий, а на реальных экономических стимулах управленческого труда — платить руководителю надо с учетом качества его труда и конкретного вклада, вносимого в дело сохранения здоровья населения.

8. И, наконец, одним из самых важных направлений развития здравоохранения и основой создания и внедрения ОУТ следует считать развитие науки и структур, обеспечивающих ее существование даже в трудных экономических условиях. Без науки отрасль просто деградирует, так как решение современных проблем здравоохранения возможно только на базе комплексного использования достижений многих отраслей и научных дисциплин. Это осуществимо при наличии мощного научного потенциала, тесной связи науки и практики, координации деятельности здравоохранения через научно-методические центры.

Литература

1. Менеджмент в здравоохранении: монография / М.В. Блохина, О.Н. Уразова, А.В. Шулаев, Г.А. Моисеева. — Казань: Медицина, 2011. — 126 с.

2. Сунгатов, Р.Ш. Инновационные организационно-управленческие технологии повышения эффективности системы здравоохранения: (на примере Республики Татарстан): ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук / Р.Ш. Сунгатов. — Казань, 2005. — 24 с.

3. Управление качеством в здравоохранении и медицине: монография / Ш.М. Вахитов, М.В. Блохина, А.В. Шулаев, Л.И. Гилазетдинова. — Казань: Медицина, 2010. — 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.