Научная статья на тему 'Специфика управления потоками информационных услуг в рамках медицинского кластера'

Специфика управления потоками информационных услуг в рамках медицинского кластера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
532
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / МЕДИЦИНСКИЙ КЛАСТЕР / УПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ / DISPATCHING. / INNOVATIVE MODEL / INFORMATION FLOW / MEDICAL CLUSTER / CONTROL / CLUSTERING CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сунгатов Р. Ш., Киселев С. В., Сосновский А. В.

Авторы предлагают инновационную модель управления информационными потоками в системе здравоохранения на основе принципов диспетчеризации, которая трансформирует управленческие отношения в синергетический эффект в рамках медицинских кластеров высокотехнологичной медицинской помощи, как важнейшего направления повышения эффективности отечественного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors suggest the innovative model of information flows control in health services, based on the principles of dispatching, which transforms the managing relations into the synergistic effect under the medical clusters of a high-tech health care as a major focus on the native health care efficiency increase.

Текст научной работы на тему «Специфика управления потоками информационных услуг в рамках медицинского кластера»

Р. Ш. Сунгатов, С. В. Киселев, А. В. Сосновский

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

В РАМКАХ МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА

Ключевые слова: инновационная модель, информационные потоки, медицинский кластер, управление, концепция кластеризации, диспетчеризация.

Авторы предлагают инновационную модель управления информационными потоками в системе здравоохранения на основе принципов диспетчеризации, которая трансформирует управленческие отношения в синергетический эффект в рамках медицинских кластеров высокотехнологичной медицинской помощи, как важнейшего направления повышения эффективности отечественного здравоохранения.

Key words: innovative model, information flow, medical cluster, control, clustering concept, dispatching.

The authors suggest the innovative model of information flows control in health services, based on the principles of dispatching, which transforms the managing relations into the synergistic effect under the medical clusters of a high-tech health care as a major focus on the native health care efficiency increase.

Практическая деятельность менеджера любого уровня во всех сферах деятельности, тем более в системе здравоохранения, выражается в общении с людьми и заключается в получении, переработке, использовании и передаче информации. Так руководитель любого уровня в системе здравоохранения, начиная от врача и заканчивая министром от 50 до 90% своего времени тратит на работу с информацией. Информация, таким образом, составляет один из центральных элементов управленческой деятельности в здравоохранении. При этом под информацией мы понимаем целенаправленные знания, используемые для анализа ситуации и принятия управленческих решений [1].

Объем и содержание информации в системе здравоохранения зависят от масштабов и характера осуществляемой управленческой деятельности. Современные медицинские учреждения вынуждены использовать в своей деятельности огромные объемы разнообразной медицинской, научно-технической, технологической, производственной и экономической информации, составляющей содержание внутриотраслевой информационной системы. Уровень информационного обеспечения, качество информационной системы, ее полнота, оперативность и гибкость имеют жизненно важное значение как для пациентов, так и для системы здравоохранения в целом.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями использующего ее управленческого звена и характером принимаемого управленческого решения. В процессе осуществления медицинской деятельности каждое лицо, принимающее решение, концентрирует у себя определенную информацию. Для подготовки и последующей реализации управленческого решения руководитель (заведующий отделением, главный врач, министр) должен собрать, обобщить и передать соответствующую информацию другому лицу или нескольким лицам. Обмен информацией (медицинской, юридической, экономической)

между участниками медицинской деятельности с целью эффективной организации лечебного процесса и составляет предмет управленческой деятельности по отношению к ней.

Вполне понятно, что чем сложнее управляемый объект (система), тем больше информации требуется передавать и получать управляющей системе в единицу времени. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), особенно крупные, являются достаточно сложными системами с большим количеством связей между элементами. Как свидетельствуют экспертные оценки, для крупных предприятий в любой отрасли действует закономерность - в отсутствие современных средств информатизации предприятие в состоянии использовать не более 15% имеющейся у него информации [2]. Разумеется, что такое положение делает невозможным принятие оптимальных, а главное - обоснованных управленческих решений.

В этой связи необходимо отметить, что медицинский кластер, как совокупность разноуровневых медицинских учреждений, обеспечивающих технологии диагностического, лечебного, профилактического, реабилитационного процессов в целом должен представлять из себя единую информационно-аналитическую систему, способную на базе современного аппаратного комплекса предоставлять любую информацию о соответствии лечебного процесса принятым стандартам, в том числе юридическим, экономическим и т.д.

Кроме того, специализация и формирование высокотехнологичных медицинских центров, наряду с постоянно усложняющейся их организационной структурой позволяет формировать необходимые предпосылки для образования на их основе медицинских профильных кластеров, таких как кардиологические, онкологические, сосудистые, травматологические и т.д. С этой точки зрения, определение медицинского кластера как системы, подразумевает совокупность элементов и подсистем, в организационном и функциональном отношении обеспечивающих достижения определенной цели. При этом эффективность деятельности кластера выше, чем простая сумма действий слагающих ее элементов и подсистем, что определяется как эффект синергии.

Так, медицинский кластер объединяет совокупность разнопрофильных лечебных учреждений, объединенных единой целью оказания специализированной медицинской помощи конкретным группам населения, страдающего конкретным видом заболевания. При этом, если каждый элемент кластера будет оказывать медицинскую помощь самостоятельно, вне его рамок, то суммарная эффективность от подобной деятельности окажется, безусловно, намного ниже, чем от деятельности медицинского кластера в целом. В связи с чем, встает вопрос о формировании адекватной системы управления информационными потоками между звеньями этого кластера, что может способствовать существенному росту его эффективности в целом. В этой связи возникает естественная необходимость рассмотрения медицинского кластера с точки зрения его управляемости и неуправляемости.

По нашему мнению, важнейшими признаками управляемости медицинского кластера должны быть следующие:

- наличие единой цели функционирования кластера, каковой является оказание конкретной специализированной медицинской и профилактической помощи конкретной группе населения, страдающего данным видом заболевания;

- делимость кластера по вертикали на иерархические уровни от первичного звена участковых поликлиник до высокотехнологичного медицинского центра;

- относительная изолированность кластера, когда его участники разного профиля четко разграничены между собой как в функциональном, так и в организационнотерриториальном плане;

- взаимосвязанность функционирующих участников кластера, при которой отделения и службы ограничены друг от друга как территориально, так и функционально, однако, в совокупности составляют единое целое и обеспечивают движение к единой цели;

- наличие информационных потоков внутри кластера, объединяющего медикотехнологические и экономические информационные составляющие в своих рамках;

- наличие единых и универсальных критериев оценки деятельности участников кластера, выражающихся во множестве показателей, измеряющих различные стороны их работы;

- возможность изменять параметры и состояние кластера в соответствии с управленческими решениями, формализованными в виде приказов и инструкций органов его управления и пр.

Наличие всех вышеуказанных семи признаков означает безусловную управляемость медицинского кластера. Однако, при отсутствии одного или двух-трех признаков кластер становится плохо управляемым, а при отсутствии трех и более - практически неуправляемым. Причем, формально могут присутствовать все семь признаков управляемости, однако, при более детальном рассмотрении их фактически следует признать отсутствующими. Например, наличие единой системы управления информационными потоками внутри кластера формально существует, однако, установленное оборудование в ЛПУ не оснащено соответствующим программным обеспечением и не объединены в единую информационную сеть. В результате чего, сбор и анализ информации по множеству показателей деятельности разнопрофильных ЛПУ, а также всего кластера, становится практически невозможен. В итоге мы имеем фактическое отсутствие трех признаков управляемости, что делает всю систему медицинского кластера практически неуправляемой.

Принципиально важным посылом при анализе особенностей управления информационными потоками в медицинском кластере является определение уровней их информатизации [2]. Существующие технологии маршрутизации информационных потоков являются малоэффективными по причине того, что часто решение врача о действиях в отношении пациента носит субъективный характер. Однако во всем мире процедура ведения пациента от стадии выявления и диагностики заболевания до результатов лечения строго стандартизирована, описаны все этапы. Без механизма объективной маршрутизации практически отсутствует доступ к услугам высокотехнологичной медицинской помощи для жителей села.

Так, система управления информационными потоками между уровнями медицинского кластера призвана, в первую очередь, обеспечивать всех участников целенаправленной деятельности необходимой для этой деятельности информацией. Почему-то стало общепринятым полагать, что управление информационными потоками - это нечто, обязательно связанное с компьютерами. В действительности управление информационными потоками существует везде, где ведётся какая-либо целенаправленная деятельность, иначе эта деятельность становится невозможной. Так, например, элементами управления информационными потоками стационара являются стол справок, ординаторская, диспетчерская или оперативный отдел, архив историй болезни и отдел статистики, независимо от того, имеются в этих подразделениях компьютеры или нет.

Другое дело, что построение системы управления информационными потоками в медицинском кластере наиболее эффективно на основе правильного применения компьютерных технологий, так как компьютер является наиболее практичным средством для автоматизированной обработки информации. В этой связи наиболее пагубной является устойчивая тенденция многих медицинских учреждений заменять автоматизацию процессов обеспечения сотрудников требуемой информацией на автоматизацию выполнения отдельных функций на рабочих местах. Понятие автоматизированного рабочего места

(АРМ), как автоматизированного рабочего места специалиста, по крайней мере, в нашей стране, изначально предполагало существование единообразных способов и источников получения информации для остальных участников такой же деятельности и руководства. Однако, дальнейшая эволюция информатики, в значительной степени обусловленная появлением персональных компьютеров, дала толчок появлению идеологии максимальной автономности каждого рабочего места при работе с компьютером. Это явление имело свои не только отрицательные, но и положительные стороны, однако в целях проводимого исследования важно сосредоточиться на негативе, для того, чтобы преодолевать и избегать его в дальнейшем. Дело в том, что до сих пор даже в специальных изданиях можно столкнуться с попытками рассматривать информационную систему масштаба ЛПУ, как сумму отдельных АРМов [2].

Управление информационными потоками в здравоохранении по своей сути должно обеспечивать предвидение события и принятие решений, препятствующих появлению неблагоприятных для системы событий. Если руководитель лечебного учреждения или органа управления здравоохранением принимает решение вслед за событием, пусть даже очень оперативно, то он становится уже исправляющим, а не управляющим этим событием.

Отсюда можно сделать вывод, что выявление проблемы в идеале - это предвиденье ее появления и принятие соответствующих мер, что под силу управленцам высокого класса, имеющим в своем распоряжении необходимую аналитическую информацию, позволяющую им владеть ситуацией.

Концепция кластеризации [3] в здравоохранении является базовой основой формирования и развития управления информационными потоками в здравоохранении и базируется на единой информационной среде в системе здравоохранения, что позволяет объединить в рамках этого кластера как единого информационного пространства разноуровневые лечебные учреждения, используя эффект синергии как совокупный и качественного новый этап эффективности объединенной медицинской помощи в рамках медицинского кластера.

Концепция кластеризации как условие и фундаментальная основа построения системы управления информационными потоками предполагает объединение в рамках кластера трех уровней лечебных учреждений:

- первый (верхний) уровень включает высокотехнологичные медицинские центры, выполняющие самый ответственный, дорогостоящий и сложный этап в процессе лечения, связанный с оказанием высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской помощи пациентам, независимо от места их проживания на территории Республики Татарстан;

- второй (средний) уровень включает лечебные учреждения-сателлиты или спутники в виде крупных клиник и стационаров, клинических больниц крупного города либо района в субъекте РФ, на которые возлагается функция выполнения важных и продолжительных, но не столь дорогостоящих мероприятий пред- и послеоперационного этапа лечения;

- третий (низший) уровень включает лечебные учреждения первичного звена, поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, в задачи которых входит профилактика и диспансеризация населения, выявление потенциальных пациентов, которым показана высокотехнологичная медицинская помощь, направление их в лечебные учреждения «сателлиты» либо на консультацию в высокотехнологичные медицинские центры, а также последующий диспансерный учет.

В данной модели поставщиками услуг являются стационары (так называемые «са-теллитные» лечебные учреждения) и высокотехнологичные медицинские центры, а потребители услуг - медицинские учреждения первичного звена.

Таким образом, диспетчеризация маршрута лечебно-диагностического процесса внутри медицинского кластера для каждого пациента в каждом конкретном случае позволяет реализовывать этапы лечения в различных по профилю и специализации лечебных учреждениях в зависимости от их загрузки и оптимальной стоимости лечения [2].

В результате чего формируется модель управления информационными потоками в рамках медицинского кластера, призванная реализовать принцип «одного окна», когда пациент не должен самостоятельно заботиться о том, чтобы попасть на лечение в высокотехнологичный медицинский центр. Его маршрут лечения от поликлиники до высокотехнологичной операции и последующей реабилитации в санаторном учреждении будет четко спланирован с помощью единой информационной системы на базе диспетчерского центра. Все необходимые согласования и организацию предварительного обследования производит «Диспетчерский центр» и направляющее лечебные учреждения, а присутствие самого пациента при этом не требуется.

При этом каждый элемент структуры управления внутри медицинского кластера представляет собой ресурс, который можно регулировать благодаря современным информационным технологиям, располагая актуальной информацией, инструментами аналитики и контроля исполнения, а также обратной связи с гражданами. Одной из таких технологий управления информационными потоками, используемых в рамках концепции диспетчерского центра и имеющих большую социальную значимость, и является технология «Одного окна» [2].

Внедрение технологии «Одного окна» в рамках медицинского кластере на принципах диспетчеризации избавляет пациента от необходимости «бегать» по разным ЛПУ, а ее основным принципом реализации своих функций становится ситуация, в которой двигается не пациент, а информация. Таким образом, для пациента источником информации в рамках этой модели становится лечебное учреждение первичного звена или его участковая поликлиника, а для лечебного учреждения источником информации в рамках этой модели становится диспетчерский центр.

Таким образом, реализация концепции инновационной модели управления информационными потоками на основе принципов диспетчеризации обеспечивает субъектам медицинского кластера, следующие базовые преимущества:

Для населения:

- обеспечение информирования больного о сроках и необходимости исполнения его заявки на оказание того или иного набора медицинской помощи;

- сокращение времени ожидания пациентами медицинского обслуживания;

- ускорение процедуры госпитализации для больных, которым необходима срочная медицинская помощь;

- повышение качества оказания медицинских услуг населению за счет сокращения очередей в высокотехнологичных медицинских центрах.

Для медицинских учреждений, входящих в кластер:

- предоставление специалистам первичного звена полной информации о требованиях к госпитализации и сроках ее проведения;

- обеспечение посреднических функций между специалистами первичного звена и центрами высокотехнологичной медицинской помощи;

- исключение вероятности попадания в лечебные учреждения непрофильных пациентов;

- освобождение центров высокотехнологичной медицинской помощи от несвойственной работы, связанной с отбором профильных пациентов и подготовкой пациентов к госпитализации;

- обеспечение равномерной загрузки ресурсов медицинских учреждений различных уровней;

- обеспечение доступа к информации согласно регламенту обмена данными между лечебными учреждениями различного уровня;

- исключение субъективного фактора при принятии решений о госпитализации, внедрение принципов стандартизации и унификации медицинской помощи;

- повышение медицинской эффективности пребывания больных в высокотехнологичных медицинских центрах за счет проведения предварительного и восстановительного лечения в более доступных медицинских учреждениях;

- сокращение доли рутинной работы высокотехнологичных медицинских центров за счет автоматической передачи результатов предварительного обследования из диспетчерского центра во внутренние информационные системы медицинских центров;

- повышение экономической и социальной эффективности использования дорогостоящего медицинского оборудования в высокотехнологичных медицинских центрах.

Для органов управления кластером и здравоохранением региона:

- комплексное и исчерпывающее информирование населения о возможностях медицинских учреждений, перечне оказываемых услуг, стандартах отбора, графике работы;

- обеспечение возможности контролировать эффективность использования финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов на основе объективной статистики и плановых параметров работы;

- контроль эффективности расходования средств государственного бюджета на основе статистики и индикативных показателей;

- контроль эффективности расходования средств территориальных фондов ОМС на основе статистики и индикативных показателей;

- обеспечение составления формализованных отчетов и оперативных аналитических справок об использовании высокотехнологичных ресурсов и выполнении заявок на госпитализацию.

В результате соединения в рамках одной системы двух концепций в виде медицинского кластера и модели диспетчеризации как инструмента управления информационными потоками внутри этого кластера, позволяет получить синергетический эффект, выражающийся в существенном повышении эффективности медицинской помощи, которая может быть выражена в следующих социальных и экономических параметрах:

- сокращении времени, затрачиваемого пациентом на обследования, посещения врачей, консультации, что ведет к сокращению сроков его нетрудоспособности и росту валового регионального продукта;

- повышении качества диагностики и лечения, что также приводит к сокращению нетрудоспособности экономически активного населения и росту продолжительности его жизни, экономический эффект которого может быть также выражен в росте валового регионального продукта, приходящегося на одного жителя Республики Татарстан;

- увеличении пропускной способности центров высокотехнологичной медицинской помощи, что, в свою очередь, даст возможность диагностировать и лечить большее количе -ство пациентов и с большей социальной и экономической эффективностью использовать дорогостоящее медицинское оборудование;

- повышении качества и сокращение сроков прохождения реабилитационного периода экономически активного населения региона;

- увеличении доступности качественных медицинских услуг для пациентов, что в свою очередь ведет к экономии их времени и повышению качества их жизни;

- упорядочении и систематизации деятельности медицинского персонала, повышении прозрачности отчетности для управленческих кадров, упрощении механизма взаимоотношений между врачом и пациентом;

- повышении объективности принимаемых управленческих решений, связанных с диспетчеризацией маршрутов движения пациентов в системе медицинского кластера.

Литература

1. Специфика экономики и управления здравоохранением. Под ред. проф. Киселева С.В. - Казань: Медицина, 1998. - 219 с.

2. Сунгатов, Р.Ш. Современные технологии управления здравоохранением как экономической системой / Р.Ш. Сунгатов. - Казань: Идел-Пресс, 2005.

3. Сунгатов, Р.Ш. Инновационная модель управления здравоохранением региона / Р.Ш. Сунгатов, С.В. Киселев. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. -186 с.

© Р. Ш. Сунгатов - канд. экон. наук, дир. ООО «Корпоративные информационные рутины»; С. В. Киселев - д-р экон. наук, проф., дир. Высшей школы экономики КГТУ, ksv1002@mail.ru; А. В. Сосновский -асп. каф. государственного и муниципального управления Приволжского федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.