Научная статья на тему 'Диспетчерский центр МЗ рт как инструмент управления высокотехнологичными ресурсами'

Диспетчерский центр МЗ рт как инструмент управления высокотехнологичными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сунгатов Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диспетчерский центр МЗ рт как инструмент управления высокотехнологичными ресурсами»

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-2008»

Р.М. СУНГАТОВ,

Корпоративные информационные рутины (КИР), г. Казань

ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ЦЕНТР М3 РТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ РЕСУРСАМИ

www.idmz.ru 2008, № 4

В республике Татарстан для повышения эффективности здравоохранения разработана и успешно реализуется концепция Диспетчерского центра Министерства здравоохранения РТ.

Диспетчерский центр (ДЦ) предназначен для улучшения взаимодействия учреждений здравоохранения. В ДЦ, с одной стороны, собирается информация о потребности в той или иной медицинской помощи и, с другой стороны, информация о возможностях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) оказать эту помощь.

Первоочередной целью создания Диспетчерского центра является оптимизация планирования этапов лечебно-диагностического процесса в различных ЛПУ в зависимости от их специализации, загрузки и стоимости лечения.

Указанная цель достигается выполнением следующих задач:

• формированием плановой маршрутизации движения пациентов в процессе оказания им медицинской помощи;

• мониторингом использования ресурсов учреждений здравоохранения;

• созданием справочной системы и базы данных пациентов. Поставщиками услуг в данном случае являются стационары («сателлитные» ЛПУ) и высокотехнологичные медицинские центры (ВТМЦ). Потребители услуг — это медицинские учреждения первичного звена, которые направляют больных в ВТМЦ.

Планирование маршрута лечебно-диагностического процесса для каждого конкретного пациента позволяет проводить этапы лечебно-диагностического процесса в различных ЛПУ в зависимости от специализации, загрузки ЛПУ и оптимальной стоимости лечения.

Схематично план лечения состоит из следующих этапов:

• выявление потребности и направление;

• подготовка к оказанию высокотехнологичной помощи;

• оказание высокотехнологичной помощи;

• восстановительное лечение;

• реабилитация.

© Р.М. Сунгатов, 2008 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 25"

Врач lisa

™ и инсЬоомаиионные

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

1 и информационные

технологии

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-SaOS»

С

> Процесс планирования маршрута лечебно-диагностического процесса тесно связан с понятием регламента лечения. Регламент лечения состоит из следующих компонентов:

• Подтверждающие критерии — критерии, способные подтвердить выставленный пациенту диагноз в ЛПУ ПЗ. К числу таких критериев могут относиться, например, подтверждение диагноза профильным врачом; наличие неоспоримых факторов, идентифицирующих однозначно диагноз, например, явный перелом кости, просматривающийся на рентгеновском снимке; наличие жалоб, характерных для определенного диагноза.

• Обязательные обследования — обследования, необходимые для подтверждения диагноза, выставленного пациенту в ЛПУ первичного звена, например, биохимия, ЭКГ и др.

• Набор курсов (этапов) лечения, которые должны быть проведены для достижения выздоровления пациента. Для каждого этапа лечения специалистами ДЦ бронируются места в ВТМЦ и «сателлитных» ЛПУ с учетом непрерывности выбранного плана лечения.

Координация деятельности ЛПУ с использованием ДЦ позволяет организовать процесс планирования и лечения по принципу «одного окна», когда пациент взаимодействует с медицинским учреждением по месту жительства. Все необходимые согласования и организацию предварительного обследования производят ДЦ и направляющее ЛПУ без участия пациента.

Такая технология позволяет увеличить доступность медицинской помощи, обеспечить более эффективное использование высокотехнологичных ресурсов ВТМЦ, повысить качество потребительских свойств медицинских услуг.

ДЦ обеспечивает исполнение регламентов и стандартов при потребности в дорогостоящих видах лечения с использованием высокотехнологичной медицинской помощи.

Следует отметить следующие преимущества Диспетчерского центра и положительный эффект от его создания.

Для населения РТ:

• информирование больного о прохождении его заявки на госпитализацию;

• сокращение времени ожидания пациентами медицинского обслуживания;

• ускорение процедуры госпитализации для больных, которым необходима срочная медицинская помощь;

• повышение качества оказания медицинских услуг населению за счет сокращения очередей в дефицитные высокотехнологические медицинские центры.

Для Министерства здравоохранения РТ:

• полное информирование населения о возможностях медицинских учреждений, перечне оказываемых услуг, стандартах отбора, графике работы;

• обеспечение возможности контроля эффективности использования ресурсов на основе объективной статистики и плановых параметров работы;

• контроль эффективности расходования государственного бюджета на основе статистики, индикативных показателей;

• обеспечение формирования формализованных отчетов и оперативных аналитических справок об использовании высокотехнологических ресурсов и выполнении заявок на госпитализацию.

Для медицинских учреждений различных уровней:

• предоставление специалистам первичного звена полной информации о требованиях к госпитализации;

• обеспечение посреднических функций между специалистами первичного звена и высокотехнологичных медицинских центров;

• исключение попадания в ЛПУ непрофильных пациентов;

• освобождение высокотехнологичных медицинских центров от работы, связанной с

' 26 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях

Материалы конференции

«Информатизация здравоохранения-2008»

www.idmz.ru 2008, № 4

отбором профильных пациентов и подготовкой пациентов к госпитализации;

• обеспечение равномерной загрузки ресурсов медицинских учреждений различных уровней;

• обеспечение доступа к информации согласно регламенту обмена данными между ЛПУ;

• исключение субъективного фактора в принятии решений о госпитализации, внедрение медицинского обслуживания на основе стандартов;

• сокращение времени пребывания больных в высокотехнологических центрах за счет проведения предварительного и восстановительного лечения в более доступных медицинских учреждениях;

• сокращение доли рутинной работы медицинских центров за счет автоматической передачи результатов предварительного обследования/анамнеза из диспетчерского центра во внутренние информационные системы медицинских центров.

Основой функционирования Диспетчерского центра является оригинально разрабо-

танная Информационная система управления высокотехнологичными медицинскими ресурсами (ИАСУ ВТМР). Система функционирует в Центре обработки данных, доступ к системе осуществляется всеми доступными средствами: через браузер Интернет, по электронной почте, факсом, по телефону.

Развитие Диспетчерского Центра предусматривает расширение функционала по управлению ресурсами и потоками, работу с едиными защищенными хранилищами медицинской информации.

Таким образом, благодаря реализации концепции ДЦ эффективность управления высокотехнологичными ресурсами системы здравоохранения как экономической системой достигается путем планирования маршрута лечебно-диагностического процесса для каждого отдельно взятого пациента. Такая технология позволяет увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи в существующих учреждениях и ее доступность; повысить качество потребительских свойств медицинских услуг и, как следствие, улучшить показатели здоровья населения и получить существенный экономический эффект.

>

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 27 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.