Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
Р.М. СУНГАТОВ,
Корпоративные информационные рутины (КИР), г. Казань
ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ЦЕНТР М3 РТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ РЕСУРСАМИ
www.idmz.ru 2008, № 4
В республике Татарстан для повышения эффективности здравоохранения разработана и успешно реализуется концепция Диспетчерского центра Министерства здравоохранения РТ.
Диспетчерский центр (ДЦ) предназначен для улучшения взаимодействия учреждений здравоохранения. В ДЦ, с одной стороны, собирается информация о потребности в той или иной медицинской помощи и, с другой стороны, информация о возможностях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) оказать эту помощь.
Первоочередной целью создания Диспетчерского центра является оптимизация планирования этапов лечебно-диагностического процесса в различных ЛПУ в зависимости от их специализации, загрузки и стоимости лечения.
Указанная цель достигается выполнением следующих задач:
• формированием плановой маршрутизации движения пациентов в процессе оказания им медицинской помощи;
• мониторингом использования ресурсов учреждений здравоохранения;
• созданием справочной системы и базы данных пациентов. Поставщиками услуг в данном случае являются стационары («сателлитные» ЛПУ) и высокотехнологичные медицинские центры (ВТМЦ). Потребители услуг — это медицинские учреждения первичного звена, которые направляют больных в ВТМЦ.
Планирование маршрута лечебно-диагностического процесса для каждого конкретного пациента позволяет проводить этапы лечебно-диагностического процесса в различных ЛПУ в зависимости от специализации, загрузки ЛПУ и оптимальной стоимости лечения.
Схематично план лечения состоит из следующих этапов:
• выявление потребности и направление;
• подготовка к оказанию высокотехнологичной помощи;
• оказание высокотехнологичной помощи;
• восстановительное лечение;
• реабилитация.
© Р.М. Сунгатов, 2008 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 25"
Врач lisa
™ и инсЬоомаиионные
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
1 и информационные
технологии
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-SaOS»
С
> Процесс планирования маршрута лечебно-диагностического процесса тесно связан с понятием регламента лечения. Регламент лечения состоит из следующих компонентов:
• Подтверждающие критерии — критерии, способные подтвердить выставленный пациенту диагноз в ЛПУ ПЗ. К числу таких критериев могут относиться, например, подтверждение диагноза профильным врачом; наличие неоспоримых факторов, идентифицирующих однозначно диагноз, например, явный перелом кости, просматривающийся на рентгеновском снимке; наличие жалоб, характерных для определенного диагноза.
• Обязательные обследования — обследования, необходимые для подтверждения диагноза, выставленного пациенту в ЛПУ первичного звена, например, биохимия, ЭКГ и др.
• Набор курсов (этапов) лечения, которые должны быть проведены для достижения выздоровления пациента. Для каждого этапа лечения специалистами ДЦ бронируются места в ВТМЦ и «сателлитных» ЛПУ с учетом непрерывности выбранного плана лечения.
Координация деятельности ЛПУ с использованием ДЦ позволяет организовать процесс планирования и лечения по принципу «одного окна», когда пациент взаимодействует с медицинским учреждением по месту жительства. Все необходимые согласования и организацию предварительного обследования производят ДЦ и направляющее ЛПУ без участия пациента.
Такая технология позволяет увеличить доступность медицинской помощи, обеспечить более эффективное использование высокотехнологичных ресурсов ВТМЦ, повысить качество потребительских свойств медицинских услуг.
ДЦ обеспечивает исполнение регламентов и стандартов при потребности в дорогостоящих видах лечения с использованием высокотехнологичной медицинской помощи.
Следует отметить следующие преимущества Диспетчерского центра и положительный эффект от его создания.
Для населения РТ:
• информирование больного о прохождении его заявки на госпитализацию;
• сокращение времени ожидания пациентами медицинского обслуживания;
• ускорение процедуры госпитализации для больных, которым необходима срочная медицинская помощь;
• повышение качества оказания медицинских услуг населению за счет сокращения очередей в дефицитные высокотехнологические медицинские центры.
Для Министерства здравоохранения РТ:
• полное информирование населения о возможностях медицинских учреждений, перечне оказываемых услуг, стандартах отбора, графике работы;
• обеспечение возможности контроля эффективности использования ресурсов на основе объективной статистики и плановых параметров работы;
• контроль эффективности расходования государственного бюджета на основе статистики, индикативных показателей;
• обеспечение формирования формализованных отчетов и оперативных аналитических справок об использовании высокотехнологических ресурсов и выполнении заявок на госпитализацию.
Для медицинских учреждений различных уровней:
• предоставление специалистам первичного звена полной информации о требованиях к госпитализации;
• обеспечение посреднических функций между специалистами первичного звена и высокотехнологичных медицинских центров;
• исключение попадания в ЛПУ непрофильных пациентов;
• освобождение высокотехнологичных медицинских центров от работы, связанной с
' 26 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
www.idmz.ru 2008, № 4
отбором профильных пациентов и подготовкой пациентов к госпитализации;
• обеспечение равномерной загрузки ресурсов медицинских учреждений различных уровней;
• обеспечение доступа к информации согласно регламенту обмена данными между ЛПУ;
• исключение субъективного фактора в принятии решений о госпитализации, внедрение медицинского обслуживания на основе стандартов;
• сокращение времени пребывания больных в высокотехнологических центрах за счет проведения предварительного и восстановительного лечения в более доступных медицинских учреждениях;
• сокращение доли рутинной работы медицинских центров за счет автоматической передачи результатов предварительного обследования/анамнеза из диспетчерского центра во внутренние информационные системы медицинских центров.
Основой функционирования Диспетчерского центра является оригинально разрабо-
танная Информационная система управления высокотехнологичными медицинскими ресурсами (ИАСУ ВТМР). Система функционирует в Центре обработки данных, доступ к системе осуществляется всеми доступными средствами: через браузер Интернет, по электронной почте, факсом, по телефону.
Развитие Диспетчерского Центра предусматривает расширение функционала по управлению ресурсами и потоками, работу с едиными защищенными хранилищами медицинской информации.
Таким образом, благодаря реализации концепции ДЦ эффективность управления высокотехнологичными ресурсами системы здравоохранения как экономической системой достигается путем планирования маршрута лечебно-диагностического процесса для каждого отдельно взятого пациента. Такая технология позволяет увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи в существующих учреждениях и ее доступность; повысить качество потребительских свойств медицинских услуг и, как следствие, улучшить показатели здоровья населения и получить существенный экономический эффект.
>
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 27 ■