Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / FOOD SECURITY / RURAL HOUSEHOLDS / GOVERNMENT POLICY / LABOR RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисенко Игорь Анатольевич, Ретивцев Игорь Владимирович, Денисенко Анна Николаевна

Рассмотрен вопрос продовольственной безопасности через проблематику сельскохозяйственной сферы, в частности сельских домохозяйств, на примере Луганского региона. В качестве предмета исследования определены инфраструктурные механизмы, повышающие эффективность деятельности сельских домохозяйств. Цель работы - повышение уровня государственной продовольственной безопасности через рост эффективности деятельности сельских домохозяйств Луганского региона. Научные методы исследования, применяемые в работе: дедукция, анализ, обобщение, синтез. В качестве результатов работы предложены механизмы развития сельских домохозяйств. Сфера применения результатов исследования охватывает агропромышленный комплекс и развитие сельских домохозяйств. Научная новизна обеспечивается возможностью применения предложенного механизма информационно-коммуникационных технологий к сельским домохозяйствам Луганского региона. Выводы состоят в том, что повышение государственной продовольственной безопасности должно быть обеспечено через стратегическое планирование и стать одним из важнейших приоритетов в социально-экономическом развитии региона. Перспективное направление для развития деятельности сельских домохозяйств региона видится в расширении информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисенко Игорь Анатольевич, Ретивцев Игорь Владимирович, Денисенко Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF RURAL HOUSEHOLDS THROUGH THE USE OF THEIR INFRASTRUCTURE SYSTEM

The article considers the issue of food security through the problems of the agricultural sector and, in particular, rural households, using the example of the Lugansk region. The subject of the research is the infrastructural mechanisms that increase the efficiency of rural households. The aim of the work is to increase the level of state food security through increasing the efficiency of the activities of rural households in the Lugansk region. Scientific research methods used in the work: deduction, analysis, generalization, synthesis. Mechanisms for the development of rural households are proposed as the results of the work. The scope of the research results is the development of rural households in the region. Scientific novelty - a mechanism of information and communication technologies as applied to rural households in the Lugansk region. The conclusions are that improving the state food security should be ensured through strategic planning and become one of the most important priorities for the socio-economic development of the region. A promising direction for the development of the activities of rural households in the region should be the development of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-4/165-179

УДК 332.142

И. А. Денисенко И. В. Ретивцев2

Луганский государственный университет имени Владимира Даля Луганск. Россия

А. Н. Денисенко3

Донбасский государственный технический институт Алчевск. Россия

Повышение эффективности сельских домохозяйств на основе активизации системы инфраструктурного обеспечения

Рассмотрен вопрос продовольственной безопасности через проблематику сельскохозяйственной сферы, в частности сельских домохозяйств, на примере Луганского региона. В качестве предмета исследования определены инфраструктурные механизмы, повышающие эффективность деятельности сельских домохозяйств. Цель работы - повышение уровня государственной продовольственной безопасности через рост эффективности деятельности сельских домохозяйств Луганского региона. Научные методы исследования, применяемые в работе: дедукция, анализ, обобщение, синтез. В качестве результатов работы предложены механизмы развития сельских домохозяйств. Сфера применения результатов исследования охватывает агропромышленный комплекс и развитие сельских домохозяйств. Научная новизна обеспечивается возможностью применения предложенного механизма информационно-коммуникационных технологий к сельским домохозяйствам Луганского региона. Выводы состоят в том, что повышение государственной продовольственной безопасности должно быть обеспечено через стратегическое планирование и стать одним из важнейших приоритетов в социально-экономическом развитии региона. Перспективное направление для развития деятельности сельских домохозяйств региона видится в расширении информационно-коммуникационных технологий.

1 Денисенко Игорь Анатольевич - д-р экон. наук, профессор кафедры «Торговое дело»; e-mail: luganskigor@mail.ru

2 Ретивцев Игорь Владимирович - старший преподаватель кафедры «Торговое дело»; e-mail: igorzilo@yandex.ru

3 Денисенко Анна Николаевна - аспирант ГОУ ВО «Донбасский государственный технический институт»; e-mail: anna23-84@mail.ru

165

Ключевые слова и словосочетания: продовольственная безопасность, сельские домохозяйства, государственная политика, трудовые ресурсы.

I. A. Denisenko I. V. Retivtsev

Lugansk Vladimir Dahl National University Lugansk. Russia

A. N. Denisenko

Donbass State Technical Institute Alchevsk. Russia

Improving the efficiency of rural households through the use of their infrastructure system

The article considers the issue of food security through the problems of the agricultural sector and, in particular, rural households, using the example of the Lugansk region. The subject of the research is the infrastructural mechanisms that increase the efficiency of rural households. The aim of the work is to increase the level of state food security through increasing the efficiency of the activities of rural households in the Lugansk region. Scientific research methods used in the work: deduction, analysis, generalization, synthesis. Mechanisms for the development of rural households are proposed as the results of the work. The scope of the research results is the development of rural households in the region. Scientific novelty - a mechanism of information and communication technologies as applied to rural households in the Lugansk region. The conclusions are that improving the state food security should be ensured through strategic planning and become one of the most important priorities for the socio-economic development of the region. A promising direction for the development of the activities of rural households in the region should be the development of information and communication technologies.

Keywords: food security, rural households, government policy, labor resources. Введение

Современные кризисные явления мировой рыночной экономики свидетельствуют об обострении экономических противоречий, заложенных в эту систему принципами её построения. Кризисные явления вызваны комплексом различных причин, но главное, с чем они связаны, - это неготовность государств, государственных институтов и бизнеса совместно решать эти проблемы, учитывая интересы всех участников.

В условиях усиления негативного воздействия внешних экономических и политических факторов, а также разрушающего влияния на национальное социально-экономическое развитие фактора пандемии коронавируса требования к эффективности государственного управления существенно возрастают. От государственного управления требуются новые нестандартные решения и подходы к текущим и уже традиционным проблемам, а также существенное повышение оперативности принятия таких решений и обеспечение контроля за их реализа-

166

цией на местах. Для этого необходимо как можно быстрее выявить базовые социально-экономические риски и выработать наиболее оптимальные и комплексные антикризисные меры.

Актуальность работы состоит в том, что с точки зрения экономической безопасности любого государства важнейшим из направлений представляется его сельскохозяйственный сектор, существенная доля которого приходится именно на сельские домохозяйства. Поэтому ввиду наличия потенциальных внешних угроз из-за недружественных действий со стороны государств - экспортёров сельскохозяйственной продукции целесообразно пересмотреть внутреннюю государственную политику в сторону структурной модернизации отношений сельских домохозяйств.

Цель работы - повышение уровня государственной продовольственной безопасности через рост эффективности деятельности сельских домохозяйств Луганского региона.

Исходя из поставленной цели в работе решаются задачи определения базовых функций системы государственного управления трудовыми ресурсами и разработки наиболее приемлемых механизмов, повышающих эффективность деятельности сельских домохозяйств.

Предмет исследования - инфраструктурные механизмы, повышающие эффективность деятельности сельских домохозяйств.

Изучению базовых целевых приоритетов устойчивого развития, обеспечивающих региональную продовольственную безопасность, посвящены труды следующих учёных: И.Н. Буздалова, П.В. Водясов, С.В. Дохолян, Т. М. По-лушкина, П. В. Михайлушкин и др.

В сложившихся региональных условиях для Луганского региона необходимо определить базовые целевые приоритеты устойчивого развития и мероприятия, обеспечивающие безопасность агропродовольственного комплекса народного хозяйства.

Методы исследования: дедукция, анализ, обобщение, синтез.

Основная часть

В традиционном понимании деятельность производителей сельскохозяйственной продукции включает в себя непосредственно выращивание сельскохозяйственной продукции. Кроме того, сюда же относят деятельность, направленную на:

- поиск рынков сбыта этой продукции на выгодных условиях;

- хранение и переработку продукции из-за отсутствия или недостаточности собственных мощностей;

- обеспечение материально-техническими ресурсами, в т.ч. необходимой техникой, ГСМ, запасными частями, семенами, удобрениями;

- приобретение и внедрение современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции.

Решение такого сложного комплекса задач достаточно проблематично для одного сельского домохозяйства, в связи с чем существующие экономические

167

механизмы взаимодействия сельских домохозяйств нуждаются в модернизации и государственной поддержке.

С позиций системного подхода организация (по мнению многих авторов, домохозяйства - это и есть организации) представляется целенаправленным центром действий, социально-технической системой, связанной с внешней средой и заинтересованными группами людей [1, с. 138-141].

Развитие системы предполагает её переход из одного состояния в другое, то есть изменение её основных характеристик во времени [2, с. 137-140]. Таким образом, экономическое развитие предприятия целесообразно рассматривать как процесс его функционирования и эволюции в долгосрочном периоде, происходящий под влиянием различных технических, технологических, экономических, социальных, трудовых, экологических, политических, правовых, духовных, информационных и других факторов [3, с. 127-131].

Процесс развития предприятия ориентирован на перспективу и должен организовываться в соответствии с требованиями и тенденциями развития внешней среды [4-5]. Поскольку домохозяйства или малые предприятия ввиду ограниченности внутренних ресурсов не могут активно влиять на внешнюю среду, то задачей государства должно стать создание для них благоприятных условий развития.

Через законодательные и исполнительные органы государство влияет на инфраструктуру рынка, а также на некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для эффективной деятельности субъектов предпринимательства в соответствии с задачами экономической политики. Государственное регулирование осуществляется с помощью комплексного воздействия экономических, административных и правовых рычагов регулирования. Их применение, в отличие от директивных рычагов регулирования, означает переход от управления конкретными организациями к управлению экономическими процессами. Несмотря на многообразие форм и методов государственной и негосударственной поддержки домохозяйств и малого предпринимательства, в действительности свои экономические проблемы предприниматели вынуждены решать самостоятельно. В современной сложной, динамичной, нестабильной внешней среде именно развитие домохозяйств, их объединение в рамках малых предприятий и прогнозирование данных процессов становятся актуальными задачами для органов государственной власти и местного самоуправления [6].

Рассмотрим актуальное состояние и проблемы сельского хозяйства, акцентируя внимание на сельских домохозяйствах, на примере Луганского региона.

В недалёком прошлом характерной особенностью развития региона было наличие серьёзных социально-экономических проблем на фоне экологических проблем, возникших вследствие неэффективного природо- и ресурсопользова-ния, отсутствия чёткой и сбалансированной политики экономического развития региона. Множественные проблемы обеспечивали стабильную стагнацию региона.

Исходя из сложившихся на настоящий момент в Луганском регионе определённых специфических условий развития, существует насущная потребность

168

в определении базовых целевых приоритетов для обеспечения устойчивого развития на основе повышения уровня безопасности агропродовольственного комплекса народного хозяйства. Поэтому важнейшим направлением развития представляется именно установление конкретных приоритетов в части создания благоприятных условий для функционирования предпринимательства [7].

На современном этапе становления экономики Луганского региона низкий уровень эффективности домохозяйств и малых предприятий обусловливает необходимость систематизации факторов внешней среды, влияющих на результаты их хозяйствования, и учёта этого влияния путём разработки такого механизма прогнозирования, который не только сочетал бы в себе оценивание возможных перспектив развития домохозяйств и их объединений в рамках малых предприятий при сохранении имеющихся в настоящее время тенденций развития, но и определял бы вероятное состояние домохозяйств и их объединений с учётом влияния различных возможных изменений ввиду принятия конкретных управленческих решений.

Хозяйственная деятельность сельских домохозяйств хотя и представляется в целом экономически выгодной, но требует от производителей приложения значительных физических усилий и времени как непосредственно на производство сельскохозяйственной продукции, так и на доставку её к месту сбыта. Поэтому от государства реально требуются существенные затраты на воспроизводство рабочей силы, в т.ч. через получение общего и специального образования, накопление производственного опыта через систему повышения квалификации. При этом следует учитывать, что сельские домохозяйства основные вопросы жизнедеятельности членов семьи решают самостоятельно, без существенной поддержки республиканских и местных органов власти. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев они находятся вне действия различных правовых механизмов и правового поля в целом.

В настоящее время на территории Луганского региона проживает около 1,5 миллиона человек. Сельское хозяйство региона представлено хозяйственными комплексами шести крупнейших районов, которые производят все виды основной растениеводческой и животноводческой продукции, обеспечивая в основном продовольственную безопасность населения региона [8, с. 87].

Производя в среднем около 50% объёма всего аграрного продукта для внутреннего потребления Луганского региона, способствуя во многом укреплению материальной базы и обеспечивая тем самым продовольственную безопасность республики, сельские домохозяйства несут на своих плечах огромную нагрузку в обществе. Поэтому они вправе рассчитывать на мощную, всестороннюю и постоянную поддержку правительства и всего общества во всех стратегических вопросах развития [9, с. 240-243].

Следует отметить, что домохозяйства в целом выполняют в экономике республики особую стратегическую функцию. С одной стороны, они являются источником экономических ресурсов, с другой - одними из главных потребителей промышленных товаров и различного рода услуг, удовлетворяя свои потребности в продукции и услугах.

169

На темпы развития сельских домохозяйств большое влияние оказывают факторы, формирующие маркетинговую среду: экономические, социальные, культурные, политические, психологические. Домохозяйство как субъект, принимающий самостоятельные экономические решения в своей многоаспектной деятельности, представляет собой сложный объект для управленческой деятельности, который наиболее объективно характеризуется через использование агрегированных показателей.

В условиях восстановления рыночной экономики Луганского региона с учётом последствий политических и социально-экономических причин сформировались особые требования к экономической и социальной деятельности сельских домохозяйств. Они выступают важнейшими первичными элементами рыночной системы, влияющими на развитие и становление республики. Роль сельских домохозяйств и их значение в экономике республики, а также жизни общества в целом изучены и осознаны недостаточно чётко, поэтому целесообразно их дальнейшее детальное исследование [9, с. 240-243].

Экономическая безопасность Луганского региона представляет собой совокупность состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и возможность последовательного развития экономики республики в рамках её интеграции в мировую экономику. Необходимость обеспечения социально-экономической безопасности обусловлена рядом факторов, наиболее важными из которых представляются особенности характера и результатов труда, а также социально-демографическая специфика региона.

С целью обеспечения продовольственной безопасности в Луганском регионе в условиях внешней нестабильности и трансформации базовых элементов мировой экономической системы необходимо активизировать экономическую деятельность местных домохозяйств, стимулировать их развитие и объединять в малые предприятия. Такие объединения способны существенно повлиять на структурную перестройку экономики региона, повысить общие объёмы производства и розничного товарооборота, стимулировать рациональное использование всех основных видов ресурсов региона, сформировать благоприятную среду для развития конкуренции и устранения негативного влияния монополизма, усилить влияние стимулов, направленных на внедрение инноваций в основные производственно-экономические процессы. Однако по сравнению с большими предприятиями домохозяйства и малые предприятия, особенно в сфере АПК, оказываются более незащищёнными от воздействий негативных факторов внешней среды и поэтому часто становятся банкротами в первые несколько лет своей деятельности.

Планы развития хозяйственного комплекса Луганского региона на краткосрочную и долгосрочную перспективу предусматривают не только восстановление и развитие прежней материальной базы сельского хозяйства региона, но и формирование новых благоприятных условий для дальнейшего развития сельского хозяйства, в том числе через внедрение современных цифровых технологий, использование стратегического планирования и высокоэффективного управления хозяйственным комплексом [10, с. 140-142].

170

Органам государственной власти региона необходимо искать новые научно обоснованные приёмы, а также методы управления региональной экономикой и её производительными силами, особенно трудовыми ресурсами.

Справедливо полагать, что трудовые ресурсы представляют собой государ-ствообразующую часть населения, поскольку обладают необходимым физическим и интеллектуальным потенциалом, обеспечивающим возможность для функционирования экономики государства, гарантируя при этом собственную трудовую самореализацию. Поэтому эффективное государственное регулирование процессов воспроизводства трудовых ресурсов и стимулирование их эффективной занятости обеспечивает стабильный и поступательный экономический рост, а значит, и возможности для повышения благосостояния всего населения государства.

Управление трудовыми ресурсами - это сложная регуляторная государственная деятельность в общей системе управления экономикой государства, которая непосредственно связана с особенностями производственно-технологической, институциональной и социальной структур, исторически сформированных в каждом из существующих ныне государств.

Управление трудовыми ресурсами требует учёта всего комплекса интересов важнейших социальных групп общества, его менталитета и должно быть реализовано через эффективные и прогрессивные механизмы организации деятельности экономических субъектов.

Следует учитывать, что государственное управление трудовыми ресурсами должно реализовываться с учётом закреплённых в конституции прав граждан, гарантирующих им право на получение работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и исходя из имеющихся реальных общественных потребностей.

Таким образом, государственные задачи управления трудовыми ресурсами формулируются при наличии взаимосвязанных условий реализации общественных и личных интересов граждан, которые направлены на удовлетворение потребности в труде с учётом персональных предпочтений, а также эффективное использование труда граждан на благо всего общества.

Поэтому приоритетные цели реализации государственной политики в сфере государственного управления трудовыми ресурсами следующие:

- обеспечение потребности экономики в трудовых ресурсах;

- обеспечение безопасности трудовой деятельности;

- обеспечение наиболее полной занятости всего населения, желающего трудиться;

- обеспечение наибольшей эффективности использования работающего населения.

Отсюда вытекают основные функции системы государственного управления трудовыми ресурсами:

- стратегическое и оперативное планирование трудовых ресурсов;

- подготовка и переподготовка трудовых ресурсов;

- разработка и внедрение эффективной системы трудовых балансов;

171

- распределение и перераспределение трудовых ресурсов;

- контроль за использованием трудовых ресурсов;

- выявление резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов;

- реализация гарантий потерявшим работу и временно неработающим по уважительным причинам;

- регулирование уровня безработицы.

Важнейшей из задач в сфере управления трудовыми ресурсами представляется оптимальный выбор механизмов управления. Такой выбор осуществляется исходя из особенностей сложившейся ситуации и установленных приоритетов в дальнейшем развитии.

Современная организационно-функциональная структура рынка труда включает в себя:

- базовые принципы и приоритеты государственной политики в сфере занятости и безработицы;

- законодательную базу регулирование занятости;

- систему подготовки и переподготовки кадров;

- систему найма и контрактную систему;

- центры занятости, способствующие занятости населения и обеспечивающие выплаты из соответствующего фонда.

В условиях существенных социально-экономических изменений эти элементы системы должны быть также модернизированы в сторону новых требований.

В кризисной обстановке основополагающими принципами в государственной политике должны быть:

- максимально полное обеспечение потребности важнейших отраслей экономики в трудовых ресурсах, чтобы позволить им динамично изменяться в соответствии с прогнозом и приоритетами развития государства;

- внедрение прогрессивных механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые бы позволили перейти им на новый качественный уровень развития, обеспечивающий существенное повышение эффективности хозяйственной деятельности;

- реальная социальная поддержка потерявшим работу и временно неработающим по уважительным причинам.

В условиях пандемии при отсутствии возможности управлять традиционными методами особое место в части внедрения эффективных механизмов использования трудовых ресурсов занимают именно инновационные методы управления, основанные на комплексном планировании индивидуальной хозяйственной деятельности и в соотнесении её с максимально прогнозированными и реальными потребностями потенциальных и явных конечных потребителей такой продукции.

По мнению Р. А. Фатхутдинова [11], планирование - это сознательная волевая деятельность для определения целей предприятия, ресурсов для достижения этих целей и предсказания результатов.

172

Анализ научных трудов учёных-экономистов показывает, что типичными чертами эффективного управления предприятием являются сочетание стратегического, долгосрочного и текущего планирования, адаптация к изменениям внешней среды [12-13].

Домохозяйства и их объединения, работающие в условиях рыночной экономики, должны гибко реагировать на все основные изменения внешней среды, составлять обоснованные стратегические планы. Однако чаще всего процесс планирования у этих организаций носит несистематический или формальный характер, ограничивается сосредоточением лишь на решении текущих проблем, игнорируя или вообще исключая стратегическое планирование.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» декларирует, что развитие «цифровой» экономики представляется стратегически важным вопросом для России в целом, определяющим её конкурентоспособность на мировой арене.

«Цифровая» экономика предлагает широкие возможности для развития системы эффективного государственного управления. Современные технологии позволят сформировать среду высокотехнологичной цифровой платформы государственного управления, которая:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечит минимизацию влияния человеческого фактора и традиционно сопутствующей ему коррупции и возможных ошибок;

- автоматизирует и упростит сбор статистической, налоговой и иной отчётности;

- обеспечит принятие управленческих решений на основе анализа реальной ситуации.

Оказание государственных услуг должно строиться на базе единой цифровой облачной платформы, имеющей открытые интерфейсы межмашинного взаимодействия и позволяющей расширять возможности взаимодействия граждан с государством путём создания ими собственных приложений, работающих на базе этой платформы (с обязательной сертификацией по безопасности и соблюдению установленных законодательных норм).

Поскольку сельские домохозяйства - важнейший экономический сектор государства, т.к. вносят существенный вклад в обеспечение его продовольственной безопасности, их развитие должно отражаться в базовых приоритетах государственной политики.

Следует учитывать, что устойчивое развитие сельских домохозяйств зависит не только от количества материальных ресурсов, которые используются при производстве продукции или от количества произведённой ими продукции, но и от целого комплекса нематериальных активов, свойств различных предметов и продуктов труда, различного рода информации (о погоде, болезнях растений и животных, вредителях, новых технологиях, о рынке сбыта), от степени использования инновационных технологий, результатов и опыта прошлых производственных циклов, репутации сельских домохозяйств, конечного качества произведенной сельскохозяйственной продукции. При этом в отличие от информации

173

о материальных потоках в домохозяйстве, которая регулярно подвергается мониторингу органами статистики, информация о нематериальных активах практически не собирается. Следовательно, с целью стабильного функционирования и устойчивого развития сельских домохозяйств требуется формирование для них эффективных механизмов доведения и получения такой информации.

Таким образом, в системе аграрного производства стратегическое планирование становится неотъемлемой частью и одной из функций стратегического управления, опирающейся на принципы системности, комплексности, научности, экономической целесообразности, непрерывности, ситуационности, альтернативности, динамичности, реалистичности.

Применительно к условиям хозяйствования Луганского региона наиболее рациональным подходом в направлении стратегического планирования и прогнозирования развития сельских домохозяйств в аграрном секторе экономики представляются организация чёткой системы управления процессом внедрения инновационных и инвестиционных проектов в целом по региону и непосредственное привлечение к этому процессу органов центральной и местной власти, руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, организаций и хозяйств, учёных научно-исследовательских организаций и образовательных организаций высшего профессионального образования, представителей ассоциации сельхозпроизводителей.

В связи с этим прогнозы, стратегические и индикативные планы, программы и проекты, предложенные на уровне республики, должны воплощаться в реальность только в том случае, если в этих процессах заинтересованы первичные звенья, а именно хозяйствующие предприятия и сельские домохозяйства. Кроме того, сами предпринимательские проекты обусловливают формирование базы, на которой преимущественно строится сама возможность непрерывного и поступательного социально-экономического и научно-технологического развития в масштабах региона [14, с. 18-27].

Результаты исследования и предложения

С учётом положений Закона ЛНР «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями, внесенными законом ЛНР от 11.09.2017 г. № 184-11) [15], а также с целью развития, активизации предпринимательской деятельности и повышения качества инфраструктурного обеспечения сельских домохозяйств в системе предпринимательских структур в части реализации организационных мер предлагается создание Ассоциации сельхозпроизводителей Луганского региона как некоммерческой (общественной) организации для защиты интересов и поддержки сельхозпроизводителей, в частности сельских домохозяйств, в условиях развития сельского хозяйства и сельских территорий.

В процессе реализации инновационного информационно-инфраструктурного механизма актуальным направлением формирования стратегии планирования и прогнозирования деятельности сельских домохозяйств (как составного элемента сферы современного предпринимательства) представляется разработка вопросов развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в общей системе инфраструктурного обеспечения их деятельности.

174

Технологии ИКТ расцениваются как потенциально инновационное направление расширения прав и возможностей населения сельских регионов [17].

Для реализации этого потенциала требуются:

- инвестиции для расширения доступа сельских домохозяйств к ИКТ;

- разработка инновационных прикладных программ, отвечающих реальным потребностям населения сельских домохозяйств.

Затраты на инвестиции, связанные с внедрением ИКТ в мире, существенно снижаются, но по-прежнему дают невысокую и краткосрочную частную отдачу. Также ошибочно будет предполагать, что сельские домохозяйства способны самостоятельно финансировать расходы, связанные с такими проектами.

Государство должно взять на себя обязанность по обеспечению инвестирования в инфраструктурные проекты для поддержания экономического равенства, не подрывая исторически сложившуюся в обществе социальную стабильность и сбалансированное развитие всех территорий государства.

В частности, приоритетными государственными мероприятиями для обеспечения формирования и развития ИКТ, входящих в систему инфраструктурного обеспечения деятельности сельских домохозяйств, должны стать:

- принятие конкретных и эффективных мер по управлению развитием в государственном секторе экономики;

- формирование оптимальной нормативно-правовой базы, позволяющей создать динамично развивающийся конкурентоспособный частный сектор в сельском хозяйстве телекоммуникаций и услуг ИКТ;

- введение адресных эффективных и транспарентных государственных субсидий с высокой социальной отдачей, но низким финансовым вложением (это особенно необходимо в условиях развивающихся стран, где государственные институты зачастую неэффективны, коррумпированы и неподотчётны; данная проблема приобретает ещё большее значение в государствах с последствиями тяжёлого экономического и политического кризисов).

Перечисленные выше мероприятия направлены на формирование государственной политики, базирующейся на привлечении технологий и инвестиций, необходимых для улучшения доступа сельских домохозяйств к информационным услугам на основе внедрения ИКТ.

Такие инновационные технологии предоставят стратегические возможности управляющим органам и практическим работникам в сфере развития сельского хозяйства и развития сельских регионов, а также позволят сформировать предпосылки для развития государственной политики и институтов, важных для достижения социально-экономического прогресса в интересах сельского населения.

Инфраструктурное обеспечение деятельности сельских домохозяйств должно представлять собой фонд ИКТ, состоящий из основных телекоммуникационных сетей, баз данных, программного обеспечения, аппаратных средств и процедур, управляемых квалифицированными специалистами. Создание и поддержание такой сложной инфраструктуры в условиях глобализации бизнеса требует тщательного планирования и последовательной реализации стратегических инициатив и преобразований в сфере сельского хозяйства.

175

Таким образом, для эффективного инфраструктурного обеспечения деятельности сельских домохозяйств целесообразно формирование комплексной системы мероприятий по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая её целостность, доступность и стабильное функционирование с использованием российских информационных технологий с целью повышения уровня защищённости пользователей системы от внешнего негативного воздействия на объекты информационной инфраструктуры.

При формировании ИКТ в системе инфраструктурного обеспечения деятельности сельских домохозяйств в процессе разработки инфраструктуры и архитектуры информационной системы необходимо учитывать общие долгосрочные стратегические планы регионального развития и развития сельских домохо-зяйств. Предложенные меры в развитии сельских домохозяйств целесообразно реализовывать на территории ЛНР.

Выводы

На основании проведенного научного исследования можно прийти к выводу, что повышение государственной продовольственной безопасности должно быть обеспечено через стратегическое планирование и стать одним из важнейших приоритетов для социально-экономического развития Луганского региона.

Перспективными направлениями для развития деятельности сельских домо-хозяйств Луганского региона должны стать создание Ассоциации сельхозпроизводителей в качестве общественной организации по защите интересов и поддержке сельхозпроизводителей, а также развитие информационно-коммуникационных технологий.

Научная новизна исследования выражается в предложенном конкретном механизме информационно-коммуникационных технологий применительно к сельским домохозяйствам Луганского региона. Такая информационно-коммуникационная система должна опираться на согласованный фундамент, который определяет гибкость её организации по мере возникновения новых деловых или административных инициатив.

1. Попов М. В. Домохозяйство как экономический субъект и социально-экономический институт. - Текст: электронный // Известия Волгоградского государственного педагогического ун-та (ВГПУ), 2012. - С. 138-141 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/domohozyaystvo-kak-ekonomicheskiy-subekt-isotsialno-ekonomicheskiy-institut (дата обращения: 12.10.2020).

2. Дегтярева Т. Д., Чулкова Е. А., Золотых Е. С. Анализ материального положения сельского населения Оренбуржья // Известия Оренбургского государственного аграрного ун-та. - 2008. - № 2. - С. 137-140.

3. Тельнова Н.Н., Остапенко Е. А., Кобозев А.К. Сельские домашние хозяйства как объект управления в инновационной экономике региона. - Текст: электронный // Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 1, Ч. 3. - С. 127-131 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7selskie-domashnie-hozyaystva-kak-obekt-upravleniyav-innovatsionnoy-ekonomike-regiona (дата обращения: 18.10.2020).

176

4. Токсанбаева М. С., Лежнева Ю. А. Влияние политики занятости на структуру рабочей силы // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 4. - С. 55-67.

5. Хайкин М.М. Управление сферой услуг: роль домохозяйства. - Текст: электронный // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена, 2007. - С. 126-136 // Научная электронная библиотека «КиберЛе-нинка»: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-sferoy-uslug-rol-domohozyaystva (дата обращения: 10.10.2020).

6. Денисенко И. А. Теоретико-методические подходы к прогнозированию экономического развития домохозяйств и малых предприятий // Менеджер. Вестник Донецкого государственного университета управления, 2018. - С. 21-30.

7. Денисенко И. А., Пономарев А. А. Приоритеты устойчивого развития сельских домо-хозяйств и предпринимательских структур в системе развития региона // Материалы II Международной научно-практической конференции Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I (г. Воронеж, 2019). - Воронеж, 2019. - С. 92-96.

8. Развитие предпринимательства в условиях хозяйственного комплекса Луганской Народной Республики / В. И. Богачев, В. Г. Пеннер, И. А. Денисенко, А.Н. Рипка; под ред. академика В. И. Богачева. - Луганск, 2018. - 173 с.

9. Денисенко И. А. Совершенствование управления АПК на основе стратегического планирования, эффективного землепользования и системной активизации деятельности сельских домохозяйств: монография. - Луганск: Книта, 2018. - 348 с. - С. 260273.

10. Актуальные вопросы системы управления хозяйственным комплексом Луганской Народной Республики / В. И. Богачев, В.Г. Пеннер, В. Г. Ткаченко [и др.]. - Луганск: Промпечать, 2016. - С. 308-313.

11. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. - 2-е изд., доп. - Москва: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2013. - 367 с.

12. Чулкова Е. А. Сельские домашние хозяйства как многофункциональный объект управления в региональной экономике. - Текст: электронный // Известия Оренбургского государственного аграрного ун-та, 2012 - С. 158-161 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/selskie-domashnie-hozyaystva-kakmnogofunktsionalnyy-obekt-upravleniya-v-regionalnoy-ekonomike (дата обращения: 18.10.2020).

13. Шаймарданов Н. З., Неклюдова Н.П. Особенности регулирования занятости в условиях дефицита трудовых ресурсов // Экономика региона. - 2011. - № 1. - С. 66-69.

14. Денисенко И. А. Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности сельских домохозяйств с целью активизации предпринимательской деятельности // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. - 2019. -№ 8 (26). - С. 18-27.

15. О развитии сельского хозяйства: Закон ЛНР (с изменениями, внесёнными Законом ЛНР от 11.09.2017 г. № 184-II). - Текст: электронный // Народный совет Луганской Народной Республики: [сайт]. - URL: https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/ normativno-pravovaya-baza/3152/ (дата обращения: 15.10.2020).

16. Денисенко И. А., Денисенко А. Н. Организация процесса производства продукции домохозяйствами в системе предпринимательства // Труды Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина (Краснодар). - 2019. - № 76. -С. 21-30.

177

17. Денисенко И. А. Функционирование и развитие предпринимательства в условиях цифровой экономики // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - Т. 12, № 4 (82). -С. 84-98.

Транслитерация

1. Popov M. V. Domohozyajstvo kak ekonomicheskij sub"ekt i social'no-ekonomicheskij institut. - Tekst: elektronnyj // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-ta (VGPU), 2012. - S. 138-141 // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka»: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/domohozyaystvo-kak-ekonomicheskiy-subekt-isotsialno-ekonomicheskiy-institut (data obrashcheniya: 12.10.2020).

2. Degtyareva T. D., Chulkova E. A., Zolotyh E. S. Analiz material'nogo polozheniya sel'skogo

naseleniya Orenburzh'ya // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo un-ta. -2008. - № 2. - S. 137-140.

3. Tel'nova N. N., Ostapenko E. A., Kobozev A. K. Sel'skie domashnie hozyajstva kak ob"ekt

upravleniya v innovacionnoj ekonomike regiona. - Tekst: elektronnyj // Terra Economicus. - 2013. - T. 11. - № 1, Ch. 3. - S. 127-131 // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka»: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskie-domashnie-hozyaystva-kak-obekt-upravleniyav-innovatsionnoy-ekonomike-regiona (data obrashcheniya: 18.10.2020).

4. Toksanbaeva M. S., Lezhneva Yu. A. Vliyanie politiki zanyatosti na strukturu rabochej sily //

Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. - 2010. - № 4. - S. 55-67.

5. Hajkin M. M. Upravlenie sferoj uslug: rol' domohozyajstva. - Tekst: elektronnyj // Izvestiya

Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-ta im. A. I. Gercena, 2007. - S. 126136 // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka»: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-sferoy-uslug-rol-domohozyaystva (data

obrashcheniya: 10.10.2020).

6. Denisenko I. A. Teoretiko-metodicheskie podhody k prognozirovaniyu ekonomicheskogo

razvitiya domohozyajstv i malyh predpriyatij // Menedzher. Vestnik Doneckogo gosu-darstvennogo universiteta upravleniya, 2018. - S. 21-30.

7. Denisenko I. A., Ponomarev A. A. Prioritety ustojchivogo razvitiya sel'skih domohozyajstv i

predprinimatel'skih struktur v sisteme razvitiya regiona // Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo univer-siteta im. Imperatora Petra I (g. Voronezh, 2019). - Voronezh, 2019. - S. 92-96.

8. Razvitie predprinimatel'stva v usloviyah hozyajstvennogo kompleksa Luganskoj Narodnoj

Respubliki / V. I. Bogachev, V. G. Penner, I. A. Denisenko, A. N. Ripka; pod red. akademika V.I. Bogacheva. - Lugansk, 2018. - 173 s.

9. Denisenko I. A. Sovershenstvovanie upravleniya APK na osnove strategicheskogo planiro-

vaniya, effektivnogo zemlepol'zovaniya i sistemnoj aktivizacii deyatel'nosti sel'skih do-mohozyajstv: monografiya. - Lugansk: Knita, 2018. - 348 s. - S. 260-273.

10. Aktual'nye voprosy sistemy upravleniya hozyajstvennym kompleksom Luganskoj Narodnoj Respubliki / V. I. Bogachev, V. G. Penner, V. G. Tkachenko [i dr.]. - Lugansk: Prom-pechat', 2016. - S. 308-313.

11. Fathutdinov R. A. Strategicheskij menedzhment. - 2-e izd., dop. - Moskva: ZAO «Biznes-shkola «Intel-sintez», 2013. - 367 s.

12. Chulkova E. A. Sel'skie domashnie hozyajstva kak mnogofunkcional'nyj ob"ekt upravleniya v regional'noj ekonomike. - Tekst: elektronnyj // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo un-ta, 2012 - S. 158-161 // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka»: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/selskie-domashnie-

178

hozyaystva-kakmnogofunktsionalnyy-obekt-upravleniya-v-regionalnoy-ekonomike (data obrashcheniya: 18.10.2020).

13. Shajmardanov N. Z., Neklyudova N. P.Osobennosti regulirovaniya zanyatosti v usloviyah deficita trudovyh resursov // Ekonomika regiona. - 2011. - № 1. - S. 66-69.

14. Denisenko I. A. Strategicheskoe planirovanie i prognozirovanie deyatel'nosti sel'skih do-mohozyajstv s cel'yu aktivizacii predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Vestnik Luganskogo nacional'nogo universiteta imeni Vladimira Dalya. - 2019. - № 8 (26). - S. 18-27.

15. O razvitii sel'skogo hozyajstva: Zakon LNR (s izmeneniyami, vnesyonnymi Zakonom LNR ot 11.09.2017 g. № 184-II). - Tekst: elektronnyj // Narodnyj sovet Luganskoj Narodnoj Respubliki: [sajt]. - URL: https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/3152/ (data obrashcheniya: 15.10.2020).

16. Denisenko I. A., Denisenko A. N. Organizaciya processa proizvodstva produkcii do-mohozyajstvami v sisteme predprinimatel'stva // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. I.T. Trubilina (Krasnodar). - 2019. - № 76. - S. 21-30.

17. Denisenko I. A. Funkcionirovanie i razvitie predprinimatel'stva v usloviyah cifrovoj eko-nomiki // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2018. - T. 12, № 4 (82). - S. 84-98.

© И. А. Денисенко, 2020 © И. В. Ретивцев, 2020 © А. Н. Денисенко, 2020

Для цитирования: Денисенко И. А., Ретивцев И. В., Денисенко А. Н. Повышение эффективности сельских домохозяйств на основе активизации системы инфраструктурного обеспечения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. - Т. 12, № 4. - С. 165-179.

For citation: Denisenko I. A., Retivtsev I. V., Denisenko A. N. Improving the efficiency of rural households through the use of their infrastructure system, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2020, Vol. 12, № 4, pp. 165-179.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-4/165-179 Дата поступления: 23.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.