УДК 332.1:330.322 ББК 65.9(2)
Т - 92
Тхакушинов Э.К., МГТУ, г. Майкоп
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Новые условия хозяйствования в России, определяемые процессами глобализации и инновационно-ориентированного развития, продуцируют активизацию экономических систем разных уровней в направлении выявления и учета причин и условий неэффективного или недостаточно эффективного использования общесистемных факторов экономического роста. К числу такого рода факторов, прежде всего, относятся инвестиции, а объективно сопряженные с ними различного рода риски создают платформу для формирования и действия причин нерационального использования инвестиционного потенциала экономических систем. Рассмотрению методологических основ анализа региональных инвестиционных рисков и посвящается данная статья.
Инвестиции, являясь базовым фактором и главным условием количественного (экономический рост) и качественного (экономическое развитие) векторов общей эволюции экономической системы, преимущественно (по сравнению с другими факторами экономической динамики) формируют основные параметры ее расширенного воспроизводства, что объясняет существенную методологическую значимость глубокого исследования причин их неадекватного развития и использования, в числе которых приоритетные позиции принадлежат инвестиционным рискам.
Вопросы, связанные с оценкой рисковой составляющей инвестиционных процессов, хорошо проработаны, как правило, на микроуровне, то есть на уровне отдельных инвестиционных проектов, тогда как, диктуемая процессами регионализации и усилением территориального аспекта в экономических отношениях, объективная необходимость их развития на мезоуровне остается нереализованной. Вследствие этого, решение проблемы управления региональными инвестиционными рисками остается необеспеченным адекватным инструментарием, учитывающем специфику конкретной территории протекания инвестиционных процессов, что существенно ограничивает прикладные возможности имеющихся походов к решению данной проблемы.
В целом благоприятный (особенно в самые последние годы) макроэкономический «фон» развития инвестиционных процессов (о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1), постепенное выравнивание динамики объемов производства в добывающих и обрабатывающих секторах экономики, тем не менее, свидетельствует о по-прежнему преимущественном инвестировании в сферу торговли и услуг, финансовую деятельность (финансовое посредничество), операции с недвижимостью и т.п. (исключение составляет строительство) по сравнению с финансированием реального сектора экономики.
Качественная, ориентированная на инновационный вектор развития, трансформация национальной экономики, структуру которой составляют саморазвивающиеся территориально-локализованные образования (регионы), в значительной мере определяется размерами синергетического эффекта от соорганизации отдельных хозяйственных субъектов в единое целое - территориальное хозяйство. Это подтверждается тем, что практика регионального построения российской экономики «... в своем динамическом аспекте носит спонтанный характер, поскольку неизменно дополняется многоаспектными изменениями регионально-локализационных параметров и характеристик производительных сил, сопровождаемых адекватными преобразованиями производственных, территориальных, а также производственно-территориальных отношений, включая реструктуризацию уже сложившейся системы меж- и внутрирегиональных экономических связей, становление новых таксономических уровней экономиче-
ского регионализма и т.п.» [1], а также межтерриториальным перераспределением инвестиционных факторов инновационного экономического роста.
В сложившемся макро- и мезоэкономическом контексте инвестиции можно рассматривать в качестве приоритетного инструмента механизма регионального производства и распределения результатов производственно-хозяйственной деятельности в социальных целях. Это, наряду с целым комплексом институциональных детерминант территориального характера (о чем речь пойдет ниже), инициирует рост инвестиционной активности не столько в центре, сколько в регионах (территориальных образованиях, экономическая локализация которых определяется административными границами), а также в крупных корпоративных объединениях (территориально-производственных кластерах), обладающих значительным экономическим и инновационным потенциалом и приобретающих в силу этого самостоятельный статус крупных территориально-локализованных экономических систем мезоуровня.
Таблица 1 - Динамика реального объема произведенного ВВП в % к предыдущему году*
2003 2004 2005 2006 1 кв. 2007 (млрд. руб)
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 105.5 103.0 101.0 101.7 122.9
Рыболовство 103.4 101.2 103.4 112.0 21.0
Добыча полезных ископаемых 110.8 107.9 100.9 102.1 438.8
Обрабатывающие производства 109.5 106.7 105.7 104.8 1 207.2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 101.6 102.0 101.3 102.6 270.0
Строительство 113.0 110.3 110.6 114.1 275.7
Оптовая и розничная торговля 113.2 109.2 109.9 108.7 1 121.6
Г остиницы и рестораны 101.3 105.9 108.8 111.2 56.6
Транспорт и связь 107.2 110.9 106.8 109.4 554.0
Финансовая деятельность 109.6 109.9 109.8 110.4 282.4
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 103.0 102.8 111.8 106.1 552.3
Г осударственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 99.5 104.5 96.1 104.1 369.1
Образование 100.9 100.4 100.4 101.8 189.3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 96.1 101.1 103.1 103.8 223.9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 100.0 112.4 107.5 112.7 124.3
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества 107.5 114.1 106.9 111.0 -159.9
Итого добавленная стоимость по видам экономической деятельности (в основных ценах) 107.4 106.8 106.1 106.3 5 649.1
Чистые налоги на продукты 105.9 110.0 108.4 109.1 917.1
Валовой внутренний продукт (в рыночных ценах) 107.3 107.2 106.4 106.7 6 566.2
*Составлено автором по: Россия в цифрах. Официальный Интернет-сайт Росстата http://www.gks.ru/
Современную логико-методологическую основу новых моделей формирования региональных стратегий и в их составе адаптивных вариантов мотивации инвестиционной активности в границах конкретной территории образует парадигма: «экономика России - не монообъект, а пространственный (многорегиональный) организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей [2]. В
соответствии с таким «пространственным подходом», приоритетную роль в формировании национальной инвестиционной стратегии и инвестиционных стратегий отдельных территориально-локализованных экономических систем мезоуровня, приобретает сопряженность инвестиционной системы с реалиями российского экономического регионализма. Это принципиально для России, поскольку данный подход отражает, с одной стороны, разнообразие природных, геополитических, экономических, демографических, этнокультурных и других условий на различных ее территориях, с другой - необходимость создания условий для эффективного функционирования национальной экономики в направлении ее интеграции в мировое экономическое пространство.
В рамках такой парадигмы представляется очевидной дифференциация управленческих стратегий в отношении инвестиционных процессов и сопряженных с ними инвестиционных рисков в границах отдельных территориально-локализованных экономических систем мезоуровня (дифференциация инвестиционной политики в разрезе регионов ЮФО, корреспондирующая с неравномерностью важнейших макроэкономических показателей, включая разные темпы и объемы инвестиционных потоков по указанным территориям, приведена на рис. 2, из которого очевидна преимущественная, по сравнению с другими субъектами ЮФО, инвестиционная активность Краснодарского края и Ростовской области, и незначительная «инвестиционная емкость» республики Адыгея).
В соответствии с этим определение действенных вариантов инвестиционной региональной политики, нацеленной на интегрирование отдельных управленческих решений в оптимальную комбинацию управленческих воздействий, обеспечивающих комплексное развитие экономики мезоуровня, должно базироваться на систематизации и учете максимально полного спектра условий-факторов позитивного и негативного воздействия на инвестиционные процессы. В значительной степени это связано также с тем фактом, что современная российская экономика требует существенных вливаний иностранных инвестиций, что, в свою очередь, актуализирует своевременный запуск механизма учета стратегий и интересов инвестора при формировании и развитии инвестиционного имиджа региона.
Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия-Алания Краснодарский край Ставропольский край Астраха нская область Волго градская область Ростовская область
10 20 30 40
50
0
□ 2004 □ 2005 □ 2006
* Составлено автором по: Россия в цифрах. Официальный Интернет-сайт Росстата http: //www. gks. ru/
Рис. 2. Удельный вес регионов Южного федерального округа в общем объеме инвестиций
в основной капитал в 2004 - 2006 гг. *
Эффективность развития региональной экономики определяется не только и не столько инвестиционными вливаниями в развитие отраслей и сфер экономики территориальной системы, являющихся полюсами роста, сколько своевременными результативными управленческими воздействиями в отношении инвестиционных вложений в их лимитирующие компоненты, выступающие в качестве ограничителей поступательной динамики мезоэкономических трансформаций.
Кроме того, рассмотрение роли, места и значения инвестиций в мезоэкономической системе предполагает учет того обстоятельства, что практически все сложноструктурированные поликомпонентные социально-экономические системы, к числу которых относится система региональной экономики, характеризуются высокой степенью неопределенности поведения и реакции на управленческие воздействия, что обусловлено невозможностью точного прогнозирования реакции активной системы на управленческое решение, наличием конфликтов и противоречий, которые не могут быть разрешены в пользу тех или иных элементов системы, необходимостью ориентации управления на достижение ее желаемого состояния.
Немаловажную роль при этом играет тот факт, что выработка управленческих воздействий региональными органами государственной власти, выступающими в роли субъекта управления по отношению как к системе региональной экономики в целом, так и ее отдельным подсистемам и компонентам, носит более прикладной и действенный характер, а также имеет меньший лаг запаздывания реализации принятых управленческих решений по сравнению со скорее институциональной ролью федеральных структур, задающих общие правила, условия и направления функционирования хозяйствующих субъектов и рыночной системы в целом. При этом отмеченная необходимость учета при формировании вариантов региональной инвестиционной не только отраслей-полюсов роста, но и их лимитирующих компонентов, проявляющихся вследствие активного действия в системе региональной экономики контура обратной связи, опосредованно реализующегося в приоритетах инновационных и инвестиционных процессов, в значительной степени определяет фокусировку инвестиций в системе региональной экономики.
Регион, являясь административной единицей, осуществляет регулирование и контроль экономической деятельности на данной территории, в частности, инвестиционной, и следовательно, представляет собой систему генерации и локализации инвестиционных рисков. Осуществляемая со сформулированных выше методологических позиций систематизация теоретических и прикладных подходов к управлению инвестиционными рисками в системе региональной экономики методами горизонтального (трендового) и вертикального (структурного) анализа необходима для разработки эффективного механизма принятия согласованных управленческих решений хозяйствующими субъектами и органами власти территории, инкорпорируемых в общий вектор управления регионом [3].
В связи с изложенным, представляется целесообразным рассмотрение принятых к исследованию вопросов с различных позиций. В первую очередь, следует учитывать то обстоятельство, что инвестиционная деятельность всех видов и форм всегда рискованна, это ее органическое свойство и неотъемлемая характеристика, порождающая необходимость постоянной оценки и контроля параметров инвестиционной активности, как на уровне отдельных предприятий и организаций любого масштаба, так и на более высоком уровне - региональном. Так как инвестиционная привлекательность в современных отечественных условиях в большой мере определяет вектор экономического роста и развития территорий, то управление возникающими рисками становится все более и более важным.
Литература
1. Ионов А.Ч. Регионализация агропромышленной сферы в рыночно-траснформацион-ной среде: факторы, тенденции, модели, механизмы.-Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ.- 2004.
2. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ Под ред. А.Г. Гранберга.- М.: Наука, 2004.
3. Андрющенко О.Г. Структурно-территориальный аспект оценки инвестиционного потенциала региона: методология, модели, инструменты. -Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.-250 с.