Научная статья на тему 'Институциональная составляющая процессов регулирования инвестиционных рисков в регионе'

Институциональная составляющая процессов регулирования инвестиционных рисков в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхакушинов Эдуард Китович

В данной статье рассматриваются проблемы формирования институциональной среды, благоприятствующей проведению комплексной экономической оценки региональных инвестиционных рисков, исследуются формы и методы стимулирования и поддержки инвесторов в процессах реализации инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная составляющая процессов регулирования инвестиционных рисков в регионе»

УДК 332.1:330.322 ББК 65.9(2)

Т - 92

Тхакушинов Э.К., МГТУ, г. Майкоп

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ В РЕГИОНЕ

В данной статье рассматриваются проблемы формирования институциональной среды, благоприятствующей проведению комплексной экономической оценки региональных инвестиционных рисков, исследуются формы и методы стимулирования и поддержки инвесторов в процессах реализации инвестиционных проектов.

Факторы институциональной среды конкретной территории, которые по своей сути ориентированы на формирование и реализацию управленческих воздействий, в том числе в отношении региональных инвестиций, аккумулируют в своем составе потенциал системно-значимого влияния, как на технологию, так и на результаты оценки сопряженных с ними инвестиционных рисков.

Как известно, инвестиционная деятельность в системе региональной экономики осуществляется благодаря сопряженному воздействию целого комплекса имманентно присущих данной системе элементов: макроэкономического механизма, проецирующего на мезоэкономический уровень основные мировые и страновые экономические тенденции; инвестиционной политики, так же отражающей и реализующей инвестиционные стратегии федерального уровня и стратегические инвестиционные цели конкретного территориально-локализованного образования; институционального механизма, представленного совокупностью формальных и неформальных норм и правил, продуцирующих и регламентирующих (с учетом общих для государства и специфических региональных установок) инвестиционные потоки в границах конкретной территории; рыночного механизма, регулирующего развитие и функционирование региональных рынков и т.д. Поскольку институциональная компонента объективно «пронизывает» все остальные факторы-условия-причины региональных инвестиционных процессов, постольку ее можно считать определяющим лимитирующим компонентом общей инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе.

Последнее обстоятельство, в сочетании с объективным влиянием специфики региона на формирование его институциональной среды (в том числе и в отношении протекания на его территории инвестиционных процессов), позволяет говорить как о наличии и проявлении общих принципов данного процесса, так и об активном влиянии региональных детерминант на его становление в конкретном регионе.

В процессе формирования действенной системы управления региональными инвестиционными рисками, с одной стороны, должны учитываться возможность и степень «согласования» параметров и направлений инвестиционной политики федерального и регионального уровня (проецирование обязательных макроэкономических регуляторов инвестиционных процессов в регионы страны), с другой, - максимально полно отражаться специфические условия и факторы формирования воспроизводственной среды инвестиционной деятельности (а, следовательно, «специфического фона» появления причин и рискообразующих факторов) в границах конкретной территории (рис. 1).

Определение направлений развития адекватной институциональной среды, благоприятствующей проведению комплексной экономической оценки региональных инвестиционных рисков, связано с необходимостью уточнения их региональных характеристик. В числе наиболее общих для всех регионов, как правило, выделяют следующие основные виды инвестиционных рисков региона:

- экономический (учитывает тенденции в экономическом развитии региона);

- финансовый (отражает степень сбалансированности регионального бюджета и

финансов предприятий);

- политический (определяется с учетом политических симпатий избирателей, авторитета местной власти);

- социальный (учитывает уровень социальной напряженности);

- экологический (учитывает уровень загрязнения окружающей среды);

- криминальный (отражает уровень преступности в регионе);

- законодательный (учитывает юридические условия инвестирования).

(макроэкономические детерминанты, институциональная среда инвестиционной деятельности в государстве (в т.ч. нормативно-правовая, бюджно-налоговая база), конъюнктура рынка и т.д.)

Система управления инвестиционными процессами в регионе

управляющее воздействие, информация и решения, воздействующие на объект управления, по прямому каналу связи в момент і

Институциональная инфраструктура экономической оценки региональных инвестиционных рисков

информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи

ир ры

ег м

ї і 2 о л

Объект управления (инвестицион ный риск региона) в

Объект управления (инвестицион ный риск региона) в

Величина оценки инвестиционного риск региона при достижении цели инвестирования в региональную

Рис. 1. Институциональная составляющая процесса управления (экономической оценки)

инвестиционным риском региона

Как известно, полномочия в области регулирования инвестиционной деятельности, а также законодательные возможности субъектов федерации разграничиваются: Конституцией РФ; Федеративным договором о разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами; иными договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами; федеральными законами, предоставляющими органом государственной власти регионов полномочия по государственному регулированию инвестиционной деятельности (здесь следует отметить, что несмотря на весьма дифференцированную структуру инструментов управления инвестиционной деятельностью отечественных и иностранных инвесторов, региональная нормативная база в отношении регулирования последней является достаточно унифицированной).

Формирование инвестиционной политики регионов происходило в весьма неоднородных стартовых условиях, в частности, при разной обеспеченности средствами производства и так далее. Неодинаковыми были и пути преодоления инвестиционных трудностей. В целом анализ пореформенной хозяйственной динамики в крупных экономических

районах России выявляет ухудшение инвестиционной ситуации в направлении «северо-запад-юго-восток». Очевидно, что при отсутствии действенной государственной региональной политики, направленной, по меньшей мере, на ослабление территориальных диспропорций, эта проблема не только сохранится, но и будет углубляться. В этой связи, к началу 2000-го года большая часть регионов страны приняла законодательные акты, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности и касающиеся создания зон наибольшего благоприятствования, предоставления налоговых льгот, оказания кредитной поддержки, выделения земель в пользование, развития лизинговой и иной деятельности.

Анализ указанных законодательных актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регионов развивается, прежде всего, по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей. Большинство упомянутых документов предусматривает следующее: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов, например, формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными кредитам и инвестициям; применение региональными государственными организациями налоговых льгот.

Основными элементами инвестиционной политики на мезоуровне национальной экономики являются:

- принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

- предоставление инвесторам в пределах своих полномочий различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

- создание организационных структур по содействию инвестициям;

- разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

- оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

- предоставление гарантий и поручительств банкам под выделяемые ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

- аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.

Формы и методы стимулирования инвесторов, применяемые многими российскими

регионами, уже сегодня соответствуют мировой практике: льготное налогообложение, гарантии, обеспечение земельными участками, информационное обеспечение и ряд других.

В большинстве российских регионов, испытывающих нехватку финансовых средств для прямой поддержки конкретных проектов, используются косвенные ее формы. Это, во-первых, освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (как вариант - снижение их ставок). Во-вторых, отсрочки по налогам и арендным платежам. В-третьих, предоставление зданий и земель, право распоряжения которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям. В-четвертых, выдача гарантий региональных и местных органов власти.

В то же время использование перечисленных форм поддержки инвесторов на начальных этапах (до начала получения отдачи от проектов), которые можно связывать с мероприятиями, направленными на снижение инвестиционных рисков для инвесторов, как показывает практика, зачастую приводит к росту социальной напряженности, поскольку льготы инвесторам по налогам приводят к недобору средств в доходную часть бюджета, из которой выплачивается заработная плата работникам бюджетной сферы и финансируется социальная инфраструктура региона. Иными словами, такого рода институциональные мероприятия имеют следствием повышение рисков реализации инвестиционных проектов для экономики региона и его социальной сферы. В этих условиях региональным администрациям приходится делать выбор, правильность которого напрямую связана с объективностью и адекватностью оценки инвестиционного риска.

При осуществлении инвестиций под региональные гарантии иностранных инвесторов волнует ряд вопросов: закреплен ли законодательством правовой механизм выдачи гарантий; имеет ли регион право на их предоставление; отражаются ли гарантии в

бюджете региона и каков предел по их сумме, ведется ли учет гарантий и поручительств; возможны ли залог земли и ресурсов, а также уступка требований и ряд других.

Большое внимание потенциальные инвесторы уделяют качеству залоговых инструментов. Региональные залоговые фонды формируются из имеющихся у них ресурсов земли и недвижимости. Эти и другие обстоятельства способствуют тому, что регионы прилагают большие усилия по организационно-институциональному обеспечению инвестиционного процесса, а также формированию благоприятной инфраструктуры инвестиционной деятельности, направленной на снижение рисков инвестирования. Во многих регионах для этих целей создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционного процесса. Активно формируются специальные структуры, например, центры содействия инвестициям, центры информационной поддержки (базы данных для инвесторов), которые можно рассматривать в качестве потенциальных аналитических подразделений в структуре органов региональной власти, занимающихся (или могущих заниматься) экономической оценкой инвестиционных рисков региона.

Как правило, все подобные структуры финансируются из бюджета, то есть их возможности ограничены, поэтому в дополнение могут создаваться коммерческие структуры (финансово-промышленные или инвестиционные компании), привлекающие финансовые средства для подготовки инвестиционной документации, оценки эффективности инвестиционных проектов и уровня их рисков, кредитования самих проектов, проведения консультаций, обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований и т.п.

В целом, можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие вопросы государственного стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к снижению региональных инвестиционных рисков и, как следствие, притоку капитала. Поэтому может идти речь о придании региональной инвестиционной политике закрепленного в соответствующих правовых актах статуса механизма, направленного на снижение рисков инвестирования в регион. При этом становится очевидным, что для ее действенности разработку системы гарантий инвесторам в настоящее время следует интенсифицировать именно на федеральном уровне, а значит, предстоит органически интегрировать весь тот опыт, который накоплен и на местах и в «центре».

В качестве элемента формируемой инфраструктуры оценки региональных инвестиционных рисков можно также рассматривать активно развивающуюся в последние годы идею создания многоуровневой системы гарантий, которую предполагается реализовывать, запустив некую комбинацию регионального (внутреннего) и федерального (внешнего) гарантирующих механизмов.

В рамках регионального механизма гарантами инвестиций должны быть органы государственной власти субъектов федерации и соответствующие региональные агентства по страхованию и гарантированию инвестиций. В рамках федерального роль страхователя отводится федеральным органам государственной власти при посредничестве Российского государственного агентства по страхованию инвестиционных рисков (не исключено также участие иностранных государств и международных финансовых институтов).

Источниками предоставления гарантий при задействовании регионального механизма должны быть специальные статьи в основных региональных бюджетах (или соответствующие бюджеты развития), средства специальных региональных агентств, а также региональные гарантийно-залоговые фонды (формируемые, как показывает практика, из недвижимого имущества и ценных бумаг, прежде всего пакетов акций высокодоходных предприятий регионов).

При этом следует отметить, что, несмотря на интерес инвестора к высоким финансовым показателям, миссия и цели финансовых институтов далеко не всегда ориентированы на последующий возврат денежных средств и рост прибыли в перспективе. В первую очередь, неэкономические факторы играют важную роль при подготовке социально-ориентированных инвестиционных проектов, в числе наиболее важных факторов инвестиционной привлекательности которых следует обозначить:

• соответствие приоритетам, объявленным инвестором в соответствии с его миссией;

• опыт работы и успешная деятельность просителя по обозначенной цели конкретного проекта;

• просьба о поддержке существующих стратегических установок организации с объявлением всех имеющихся ресурсов и возможностей уже задействованных в реализации принятой стратегии развития;

• запрашиваемый объем инвестирования с четким обозначением всех необходимых, но минимальных затрат, обеспечивающих высокое качество результата;

• сжатые сроки выполнения мероприятий проектов (календарно-тематический план-график выполнения работы);

• обозначение промежуточных и конечных результатов проекта с количественными и качественными параметрами, обеспечивающими однозначное понимание инвестором и исполнителем их значения, возможность текущего и итогового контроля.

Таким образом, наличие благоприятной институциональной инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе является главным условием регулирования инвестиционных рисков и, как следствие, активизации инвестиционных потоков в экономику региона.

Литература

1. РА Эксперт http://www.raexpert.ru.

2. Реформирование инвестиционного климата в России: основные аспекты законодательной базы // Инвестиции в России - №9, 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.