ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
УДК 332.1:330.322
Ильдар Финатович Хасанов,
к.э.н, докторант кафедры управления инновациями и инвестиционной деятельностью ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» Тел.: +7 (347)292 52 50, E-mail: Iaufa@rol.ru
В работе также рассмотрены вопросы реализации современной региональной инвестиционной политики,
проанализирован накопленный в России опыт в исследуемой области, разработаны предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность в регионах РФ.
Ключевые слова: регион, бюджет, инвестиции, законодательство, льготы, инвестиционный климат.
Ildar F. Khasanov,
candidate of economics science, doctoral candidate of manage Academ
manage Republic 0 Tel.: +7(34' E-mail: Iaufa@rol.ru
MODERN REGIONAL INVESTMENT POLICY
implemenhubmet
Problems investmenl cumulativi under invi
improvement of legislative base regulating investment activity in the regions of RF are worked out in the article.
Keywords: region, budget, investments, legislation, benefits, investment climate.
1. Введение
Следует признать, что в настоящее время в стране отсутствует действенная инвестиционная политика федерального центра и механизм ее реализации, обеспечивающие сглаживание территориальных диспропорций и поступатель-ное развития регионов РФ. В РФ нет разработанный подходов к распределению инвестиционных ресурсов между субъектами государства, отсутствует инвестиционная программа, предусматривающая реализацию инвестиционных проектов на территории всего государства, вовлечение в инвестиционную сферу всех субъектов РФ. Отсутствие целенаправленного распределения инвестиций по всему российскому пространству предопределяет углубление территориаль-ных диспропорций в экономическом развитии и качестве жизни населения ме-жду субъектами РФ. В создавшихся условиях регионы Российской Федерации формируют собственные инвестиционные механизмы, призванные обеспечить привлечение инвестиционных ресурсов в региональную экономику.
Некоторые регионы делают ставку на «выбивание» средств из федерального бюджета. Од-нако данный подход малоэффективен, так как доля федерального бюджета в общем объеме инвестиций за счет всех источников в российскую экономику на протяжении последних лет сокращалась: в 1998 г. она составляла 5,1%, а в 2000 г. - около 4%. Тогда как инвестиционные расходы субъектов Федерации и ме-стных бюджетов держатся на уровне чуть выше 10% всех инвестиций [1]. В государственном бюджете РФ на протяжении последних лет отсутст-вовала ори-
ание ре-альных пред-:ета РФ, пРступаю-фонде и вплоть до
зова
[ для ин-
одо
те^р други^ецрнов ют вестиционных целей собственных бюджетных доходов. Однако реализация данной стратегии затруднялась вследствие постоянного пересмотра федераль-ным цент-
асходн
за ш риториальн днИ и источника: hi тив
ной систе-асходов,
направ-тала. Реа-
является подход изацию и привлечение частного инвестицион лизация такой стратегии предусматривает создание продуманного ре-гионально-го инвестиционного законодательства, прописывающего механизмы и инструментарий инвестиционной деятельности на уровне субъекта РФ. По данным Минэкономики России 69 регионов РФ в рамках своей компетенции приняли юридические акты, направленные на поощрение инве-стиций и касающиеся создания зон наибольшего благоприятствования, предос-тавления налоговых льгот, оказания кредитной поддержки строительства, вы-деления земли, развития лизинговой деятельности и т.д. [1]. В общей сложности в субъектах РФ принято 80 соответствующих правовых актов, в том числе 50 законов. Параллельно в ряде субъектов РФ разрабатывается законода-тельство, направленное на активизацию притока иностранный инвестиций. Анализ этих актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регио-нов развивается, прежде всего, по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей [5].
2. Приоритеты и инструменты инвестиционной политики
Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях является содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего становлению инновационнык и информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального хо-зяй-ства.
Конкретизируя содержание инвестиционной политики, указанный выше документ формулирует три основных направления государственной активности в инвестиционной сфере:
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- государственное инвестирование;
- государственная поддержка частных инвестиций.
Формирование инвестиционного механизма осуществляется по вышеуказанным направлениям и предполагает:
1. В области создания благоприятного инвестиционного климата:
- усиление роли государства как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов; публичность проводимой госу-дарст-венной инвестиционной политики;
- введение иммунитета инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоот-но-шений инвесторов с государством, предоставление инвесторам законода-
тель-ных ных усл - со: ловий х инвестор
со
ствов ко де исимо
ственности, способствующих эффек--тивному размещению капитала и устойчивому экономич от-каз отирактикишзбЫГочного вме тельства в дела бизне
■ введение вцдстНе эффектив законодательных и практических м низмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестицион--ных проектов;
- устранение противоречий нормативно-законодательной базы ин-вести-ционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
- либерализацию рынка инвестиционных проектов путем упрощения про--цедур согласования и получения разрешительной документации при их разра-ботке и реализации (принцип «одного окна»);
- обеспечение возможности получения инвесторами достоверной ин-фор-мации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и не-финансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов, отвечающих международным стандартам бухгалтерского учета);
- содействие становлению совре-
менной институциональной инфра-струк-туры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство.
2. В сфере государственного инвестирования:
- усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в ре-ше-ние проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образо-вания, фундаментальной и прикладной науки;
- открытость и предсказуемость государственной инвестиционной поли-тики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;
- приоритетность государственной поддержки стратегически важных для
аструктурных объ с
се о
логическому прорыв также проектов, обеспечивающих эко-логиче-скую безопасность;
ение эффектив де ра
«прозрачност
шение приоритетных задач социально-экономической политики государства;
- безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках утвержденного бюджета.
3. В области поддержки инвестиционной деятельности частного секто-ра экономики:
- создание условий наращивания инвестиционного потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики, адекват-ной задачам инвестиционной реконструкции производства;
- либерализацию внешнеторгового и налогового режима для ввоза в Рос--сию современного технологического оборудования, требуемого для модер-низа-ции действующих предприятий;
- повышение инвестиционной привлекательности российских предпри-я-тий на основе закрепления за предприятиями прав собственности на участ-
ки, на которых они расположены;
- введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформу бухучета и аудиторской деятельности.
3. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности
Основы регулирования инвестиционной деятельности субъектами РФ заложены Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», которые говорят о том, что государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики осуществляется как госу-дарственными органами Федерации, так и органами государственной власти ее субъектов в пределах их компетенции. В частности, речь идет о том, что субъ-екты Российской Федерации и органы местного самоуправления в мпетенции могут пре-орам льготы и гаран-финансирование и мы поддержки ин-ам запрет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных средств.
виду, что органов гулирова-ьности на рии далеко не безграничны.
Во-первых, конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также отнесение Конституцией РФ установления правовых основ единого рын-ка, финансового регулирования, гражданского законодательства к ис-ключи-тельному ведению Российской Федерации накладывают серьезные ограничения на возможности органов государственной власти в регионах России регулиро-вать экономические процессы. Например, органы власти субъектов РФ не могут проводить самостоятельное регулирование фондового рынка, деятельности ак-ционерных обществ, трудовых отношений и т.д.
Во-вторых, определенные на федеральном уровне параметры развития национальной экономики, в том числе и инвестиционной сферы, в настоящее время все более становятся реальными ориентирами формирования социаль-
Экономика, Статистика и Информатика
№6, 2010
5
но-экономической политики субъектов РФ. Применительно к инвестиционной сфере таким документом выступают «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспекти-ву». В указанном документе инвестиционная политика рассматривается в кон-тексте таких задач, как модернизация экономики, совершенствование делового климата, изменение неэффективной структуры экономики. В соответствии с этим указывается, что в современных условиях инвестиционная политика должна быть направлена в первую очередь на устранение фундаментальных причин слабости российской экономики: устаревшей структуры национального хозяйства, низкой конкурентоспособности реального сектора экономики, физи--ческой изношенности производственного аппарата.
Конкретное содержание инвестиционной политики, реализуемой в стране, регионе, описывается в действ щем закоЯВдатеЯктве^Ннализируя процесс формирования инвестиционного законодательства, необходимо отметить следующие существенны наш взгляд, обстоятельства этого процесса.
и
я возможность привлек иностранные инвестиции. Пристальное и не вполне привычное для России внимание западных инвесторов к правовым вопросам, их требования к максимально возможному регулированию экономи-ческих отношений на законодательном уровне заставило многие российские ре-гионы начать активную работу по подготовке законодательных актов первона-чально с ориентацией на западных партнеров, а впоследствии уже и на отечест-венных инвесторов.
Во-вторых, как показывают исследования новейшей истории российского регионального законотворчества, «выявлена обратная зависимость между рейтингами регионов по потенциалу и риску (речь идет о рейтинге инвести-ционно-го климата, проводимого журналом «Эксперт») и степенью благоприятности правовых условий инвестирования. Иными словами, более благоприятное зако-нодательное поле в целом имеют регионы с наиболее низкими потенциалами и высокими риска-
ми» [2]. Закономерность эта вполне объяснима: через развитие законодательства органы власти регионов, бедных природными ресурсами или иными эксклюзивными возможностями, стремились компенсировать недоста--точную привлекательность своего региона как сферы инвестирования. Не слу-чайно пионерами в разработке регионального инвестиционного законо-датель-ства стали регионы страны, относительно бедные в природном отношении: Ле-нинградская, Новгородская, Нижегородская, Рязанская области, г. Санкт-Петербург.
При этом, как отмечают некоторые авторы, положительный эффект регионального инвестиционного законодательства недостаточно силен, чтобы полностью перекрыть неблагоприятные факторы специализации и низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры [4], но тем не менее за счет лучшего законодательного поля можно существенно повы-
ны, а сегодня занимает одно из первых мест в стране по объему иностранных
Во-пе| ков к ст законода так и на открывш;
Существенным представляется и следующее обстоятельство. По мере ста-билизации экономической ситуации в стране и исчерпания имеющихся у от-дельных регионов эксклюзивных возможностей (например, столичного статуса у г. Москвы) отсутствие регионального законодательства начинает все больше и больше рассматриваться как негативный для региона фактор.
В таблице 1 [3] представлен анализ субъектов РФ по време-ни принятия
действующего в настоящее время инвестиционного закона. Как видно из таблицы, инвестиционное законодательство разработано в подавляю-щем большинстве субъектов РФ. Нет такого законодательства только в девяти регионах, пять из которых - это автономные округа, два - республики в составе РФ (Чечня и Тыва). Действующие в настоящее время региональные инвестиционные законы были приняты в своем большинстве в 1997-1998 гг. В настоящее время идет их активное обновление. В большинстве регионов утвержденные после 2000 г. законы пришли на смену ранее принятым. Последние годы характеризуются повышенной активностью в инвестиционном законотворчестве даже тех регионов России, где такое законодательство уже было создано. Как отмечает журнал «Эксперт» по итогам 2002 г., только в период с 01.09.2001 г по 01.09.2002 г. законы об инве-стиционной деятельности были обновлены или дополнены в 30 регио-
к инвесЛционно-свидет|рьствует, что с формирова-ы рыночной экономики правовые факторы функционирования и развития экономики начи-
шее значе-ательская ельность ается не или отсутствия природных ресурсов и административной стабильности региона, но и на основе развитого законодательства, определенности правового поля, прозрачности административных процедур.
Третье обстоятельство, определяющее повышенное внимание к инвестиционному региональному законодательству как к базовому элементу ре-гио-нальной инвестиционной политики, состоит в том, что на его основе
Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации по времени принятия региональных инвестиционных нормативных актов
Время принятия действующего закона, регламентирующего осуществление инвестиционной деятельности в субъекте РФ Количество регионов РФ
До 1995 г. -
1995-1996 гг. 5
1997-1998 гг. 31
1999-2000 гг. 17
2001-2002 гг. 15
После 2002 г. 12
формиру-ется, как правило, и организационная структура регулирования и поддержки инвестиционной деятельности в регионе, и система экономических механизмов стимулирования инвестиций.
Проведенный анализ регионального инвестиционного законодательства позволил выявить некоторые тенденции в его формировании и развитии. Основные из них следующие:
- для большинства субъектов РФ характерно копирование в региональном законодательстве норм федерального без их адаптации к условиям региона и определения специфических условий их применения;
- нормативные акты, принятые в более поздние сроки (после 2000г.), ха-рактеризируются большей степенью проработки и детализации.
Согласно действующему региональному инвестиционному законода-тель-ству регулирование инвестиционной деятельности субъектов РФ осуще-ствляет-ся ям.
Во-первых, путем соз альных разделов законод танавливающих особый ционирования частной хозяйственной деятельности в отдельных секторах экономики воз-дейс цессов и ми сект наиболе
ональной экономики, банковское и страховое дело).
Во-вторых, через создание специальных организационных структур, при-званных обеспечивать реализацию инвестиционных программ на региональном уровне. Структура, цели и назначение указанных органов управления региона
определяются избранной в качестве основы той или иной инвестиционной стратегией.
Пример такого рода структур - система по управлению государственным иму-ществом, стержневой задачей которого являлась и является доныне трансфор-мация отношений собственности, обеспечение перехода от монополии государ-ственной собственности к преобладанию частной собственности на факторы производства. Из примеров менее глобального уровня можно назвать создание Федерального агентства ипотечного кредитования, задача которого более локальна, но не
менее важна в стратегическом плане -создание системы по реше-нию одной из наиболее сложных социальных проблем страны - жилищной.
4. Государственная поддержка инвестиционной деятельности
Третьим направлением активности регионов РФ по регулированию и поддержке инвестиционной деятельности является финансирование регионом (прямое - путем непосредственного бюджетного финансирования или кос-вен-ное - через систему льготного налогообложения, кредитования, предоставления государственных гарантий и
пр.) отдельных сфер экономической активности или отдельных предприятий и производств, объектов, имеющих приоритетное значение для развития экономики или социальной сферы региона.
Важной составляющей региональной инвестиционной политики, определяющей содержание инвестиционного механизма региональной экономики, вы-ступает система финансово-экономической поддержки инвестиций, которая раскрывается через инструментарий привлечения и стимулирования инвестиций. В таблице 2 [3] представле-
Таблица 2 Основные инструменты экономического стимулирования инвестиций регионального инвестиционного законодательства в РФ
Параметры регионального инвестиционного законодательства
Общее к-во субъектов РФ
Ранг нормы
Инструментарий в части создания экономических преимуществ инвесторов перед иными
субъектами хозяйствования
ьзошния зе*ие1 объектами природных ресурсов и льготы по аренде имущества, находящегося в собственности субъекта РФ
Сопровождение инвестиционных проектов
Субсидирование лизинговых платежей
Содействие в аренде земельных участков и других объектов
Финансирование расходов по подготовке и реализации инвестиционных проектов
Субсидирование купонного дохода по облигациям, эмитированным предприятием в инвестиционных целях
Оплата по льготным тарифам услуг естественных монополий
Возмещение страховых взносов по страхованию инвестиций
Возмещение расходов по созданию инженерной инфраструктуры инвестиционного проекта_
Выделение приоритетных в инвестиционном плане территорий региона_
Инструментарий защиты интересов инвесторов
Гарантии инвестиций за счет средств территориальных бюджетов
Возмещение убытков в результате действия органов государственной власти_
Гарантия посредством залогового фонда региона
Гарантии имуществом субъекта РФ
Возврат инвестиционных вложений
67
17
13
10
11
12 12
13
14
14
14
Экономика, Статистика и Информатика
№6, 2010
8
9
6
5
2
1
1
1
1
2
3
4
4
4
5
ны результаты проведенного анализа основных параметров регионального инвестиционного законодательст-ва по экономическому стимулированию инвестиций.
В число конкретных инструментов экономического стимулирования инвестиций, как правило, включаются:
- временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты субъектов Федерации;
- отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональные бюджеты;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
- предоставление инвесторам гарантий и поручительств региональных администраций;
- льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ;
- оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получения в аренду и приобретения в собственность земельных участков лого фонда, отнесенных к ной собственности субъ ции. Возможности испол значенных инструментов финан экономического регулирования инвестиционной деятельности, как уже отмечалось, в
деляются федеральной законодате ной ба субъекта имущест
ния на фондовых рынках (если только регион сам не является субъектом операций на этих рынках). В связи с этим наиболее распро-страненными инструментами поддержки инвестиций (что также подтверждает-ся табл.2) являются:
- предоставление льгот или иных преимуществ по уплате налогов, посту--пающих в региональные и местные бюджеты (налога на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РФ; налога на имущество предприятий, зе-мель-ного налога и др.);
- обеспечение льготного доступа к экономическим ресурсам, находящимся в распоряжении органов власти регионов. В первую очередь, здесь речь идет о снижении уровня арендной платы за землю и иную недвижимость или об осво-бождении вовсе от этих платежей;
- содействие в привлечении кредитных ресурсов для реализации значимых для развития экономики региона инве-
стиционных проектов (предоставление гарантий регионального бюджета, административное содействие, субсидиро-ва-ние процентной ставки).
Вместе с тем в последние годы в инвестиционном законодательстве ряда регионов стали появляться нетипичные для регионального законодательства нормы:
- финансирование расходов по подготовке и реализации инвестиционных проектов;
- субсидирование купонного дохода по облигациям, эмитированным предприятием в инвестиционных целях;
- оплата по льготным тарифам услуг естественных монополий;
- возмещение расходов по созданию инженерной инфраструктуры инвестиционного проекта и др.
Безусловно, наличие таких норм в региональном инвестиционном законодательстве является прогрессивным, обеспечивая приток инвестиционных ре-сурсов в региональную экономику.
энод подде
ном
неотъемлемой частью стемы регионального регулирования инвестиционной сферы в РФ.
стици-онной деятельн правлениях:
- система гарантий;
- система информационно - консультационной поддержки инвесторов;
- система инструментов финансово-экономической поддержки инвесто--ров.
Что касается первого направления, системы государственных гарантий, предоставляемых инвесторам на территории региона, то в подавляющем боль--шинстве субъектов РФ система гарантий повторяет нормы, установленные фе-деральным законодательством. В состав таких гарантий включаются:
- обеспечение равных прав любых инвесторов при осуществлении инве--стиционной деятельности;
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- гарантии от незаконных действий (бездействия) органов государствен--ной власти и право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государ-
ственной власти (органов местного са-моуправле-ния и их должностных лиц);
- стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности в случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельно--сти иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров ме-жду ними на определенный срок, оговоренный законодательным актом;
- защита инвестиций (подразумеваются гарантии компенсации при национализации и реквизиции инвестиций);
- страхование инвестиций;
- гарантии использования доходов;
- для иностранных инвесторов - гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.
Система информационно - консультационной поддержки органами власти региона инвестиционной деятельности в регионах РФ предусматривает:
ание системы информирова-ия потенциальных инвесторов, в том ностранных, о политике регина по привлечению инвестиций через здание инвестиционных справочников, буклетов, проспектов предлагаемых инвестиционных проектов;
нно-анали-центров естиций, ивающих ествляю-
щих регулярное проведение рейтингов, публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- подготовку и реализацию программы просветительской деятельности среди населения, включающей в себя организацию регулярных программ о фондовом рынке и инвестициях для населения по радио и телевидению; введе-ние вопросов по фондовому рынку и инвестициям в учебные программы для среднего школьного, среднего профессионального, высшего и последиплом-но-го образования.
Лигература
1. Гуськов, Н.С. Инвестиции. Формы и методы их привлечения /Н. С. Гуськов, С.С. Гуцириев, В.Е. Зенякин, В.В. Крюков, В.А. Шершунов. - М.: Алгоритм, 2001. - 384 с.
2. Данилов, Е. Инвестиционная нехватка /Е. Данилов //Финансовая Россия. - 2000. - № 30 (197). -17-23 августа.
3. Инвестиционный потенциал регионов России [Электронный ресурс]. -М.: ТОНАП, 2004. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
4. Коломак, Е.А. Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций: эмпирический анализ /Е.А. Коломак. - М.: РПЭИ, 2000.
5. Шваков, Е.Е. К вопросу о согласовании инвестиционной и налогово-бюджетной политик на региональном уровне /Е.Е. Шваков //Проблемы формирования нового качества управления экономикой предприятия: материалы Межрегиональной научно-практической
конференции. - Горно-Алтайск: Отделение Петровской академии наук и искусств в Республике Алтай, 2004. - С. 68-70.
References
1. N.Gusjkov. Investments. Methods of their mobilization./ N.Gusjkov, S.Guciriev, V. Zeniakin, V.Krjukov, VShershunov. - M.: Algorythm, 2001.- 384 sh.
2. E. Danilov, Lack of investments/ E.Danilov/ Financial Russia. - 2000. № 30 (197). August 17-23.
4. Investment potential of the regions
of Russia (Electronic resource). -M.: TONAP, 2004. - 1 electron, (CD-ROM).
6. E.Kolomak, Sub-federal tax benefits and their influence on investment mobilization: empirical analysis/ E.Kolomak. - M.: RPEI, 2000.
7. E. Shvakov. Co-ordination of investment, tax and budgetary policies on the regional level /E.Shvakov//Problems of new way of management of the enterprises economics: materials of inter-regional scientific conference. Gorno-Altajsk: Department of Petrovsky Academy of arts and science in the Republic of Altaj, 2004. - Sh.68-70.
ОТОЗВАНА I RETRACTED
9
Экономика, Статистика и Информатика ЦЦ9 №6, 2010