ИТ. Ширнин
д-р техн. наук
В.А. Палкин
канд. истор. наук, г. Донецк
ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ СПАДА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Постановка проблемы. После того, как А. Смит доказательно включил общественное разделение труда в число основных источников богатства наций, экономика стала наукой о функционировании национального хозяйства, представляющего собой строго скоординированную деятельность большого числа участников по удовлетворению личных и коллективных потребностей. Девиз современной экономики гласит: «нет богатых и бедных стран, а есть хорошо или плохо управляемые национальные хозяйства». Государство в лице национального правительства может оказать существенное влияние на ход и результаты экономической деятельности в стране. Нас интересуют результаты экономической деятельности Украины за последнее десятилетие и её эффективность в сравнении с другими государствами.
Целью статьи является обследование проблем возникновения мирового спада экономики и как такая экономика обеспечивает материальные потребности граждан Украины.
Изложение основного материала. В конце декабря 2009 г. впервые вышла из печати работа секции общественных и гуманитарных наук НАН Украины под названием «Соцiально-економiчний стан Украши: на-слщки для народу та держави». В этой работе вице-президент НАНУ академик Валерий Геец отмечает, что кризисные явления наблюдаются не только в экономике, но и во многих других сферах нашей жизни, в частности в социогуманитарной, а поэтому Украина не может иметь шансов на досрочные успехи в политическом и экономическом реформировании.
Для экономики минувшее десятилетие в Украине потеряно, — пишет академик Геец. Кредит доверия к
власти так и не погашен соответствующими изменениями в социально-экономической жизни. Украина пережила десять лет падения, вследствие чего внутренний валовой продукт (ВВП) снизился до 40,8 %, а за последующие девять лет роста едва достиг 74,1 % от уровня 1990 г. -По сравнению с 1991 г. реальные доходы населения сначала снизились до 32,9 % в 1999 г., а затем выросли до 101,3 % в 2008 г. Следовательно, 18 лет для роста доходов населения в целом потеряны. При этом всё больше ресурсов в этот период концентрировалось в руках относительно немногочисленной группы олигархов.
Возможность структурных изменений для построения рыночной экономики, общества с эффективной политической системой в Украине не было использовано ни в кризисе 1990-х годов, ни в условиях экономического роста 2000—2008 г. г., когда появились ресурсы для таких преобразований. Отдельная большая проблема украинской экономики — это её обременённость социальными выплатами. Ещё при кризисном 1990-ом годе (ещё в советский период) стремительное падение доходов и уровня жизни украинского народа спровоцировало расширение гарантий социальной защиты и увеличение круга реципиентов (принимающий дополнение) социальных трансфертов (переводов). Именно поэтому доля социальных расходов в совокупных расходах государства и в ВВП неуклонно росла. В частности, доля социальных расходов в совокупных расходах государства выросла с 17 % в 1999 г. до 27 % в 2008 г.
Темпы роста ВВП Украины были выше средних по странам СНГ (см. табл. 1), но уже с 2005 г. этот показатель снизился и стал даже ниже, чем у Кыргызстана. По сравнению со странами СНГ и «новичками» ЕС дина-
мика роста ВВП в Украине считается нестабильной, т. к. рост не был обусловлен стабильными долгосрочными факторами.
Таблица 1
Темпы роста ВВП стран СНГ и «новичков» ЕС, % к предыдущему году
Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ; Евростат.
Падение экономики в 2009 г. было итогом качества экономического роста в докризисный период в Украине: ростом цен на украинский экспорт как следствие ускорения темпов роста мировой экономики, а также внутренним спросом, который стимулировало значительное увеличение банковского кредитования за счёт иностранного капитала. Существенное снижение объёмов производства в основных секторах экономики, кроме сельского хозяйства, привело к падению ВВП на 20,3 % в первом квартале 2009 г. и на 17,8 % во втором квартале по сравнению с таким же периодом 2008 г.
На современном этапе социально-экономического развития одной из самых острых проблем является повышение оплаты труда в Украине. На протяжение 1999— 2009 гг. соотношение между уровнем оплаты труда и валовой прибылью (смешанным доходом) в структуре ВВП не было устойчивой тенденцией. Так, в 2001 г. наблюдалось превышение удельного веса валовой прибыли по сравнению с оплатой труда. На протяжение 2003—2004 гг. происходило сравнивание распределения дохода, но в 2005 г. вследствие роста уровня заработной платы её доля в ВВП увеличилась до 49,1 %, из-за чего произошло сокращение удельного веса валовой прибыли. В Украине происходит наращивание оплаты труда, что обуславливает деформации пропорций ВВП и ограничивает возможности дальнейшего экономического развития.
Промышленность — ведущая отрасль реального сектора экономики Украины (в 2008 г. на её долю приходилось 46,1 % валового выпуска товаров, услуг и 31,3 % валовой добавленной стоимости). Свыше двух третей стоимости объёма промышленной продукции приходится на долю сырья, материалов и энергетических ресурсов, а на долю социальной ориентации приходится одна пятая общего объёма промышленного производства. Сейчас в Украине почти исчезает лёгкая промышленность (1999 г. — 1,6 %, 2008 г. — 0,9 %, август 2009 г. — 0,85 %). Отрасль машиностроения, хотя и прибавила за 1999—2008 гг., но её доля в структуре всей промышленности Украины из-за кризиса снизилась до 10,3 %, что
почти в три — четыре раза меньше уровня развитых стран.
Энергоёмкость промышленного производства в Украине непомерно высока, с 1999 г. по 2009 г. индекс цен производителей промышленной продукции вырос в 4,2 раза. Собственное производство обеспечивает две третьих товарных ресурсов страны по промышленной продукции, а остальное завозится из—за рубежа. Это обусловило снижение коэффициента покрытия импорта экспортом в Украине с 1,126 в 2004 г. до 0,8 — в 2008 г. Возрастающий при этом дефицит торгового баланса удавалось профинансировать за счёт внешних источников и валовой внешний долг Украины, выраженный как процент к экспорту товаров, увеличился с 74,2 % в 2004 г. до 120,6 % в 2008 г.
Последствия кризиса выразились в разной степени: в машиностроении минус 52,2 %, металлургическом производстве — минус 39 %, производстве другой неметаллургической продукции — минус 44,7 %, химической и нефтехимической промышленность — минус 31,9 %, транспорт страны перевёз грузов в 2009 г. на 30 % меньше, чем в 2008 г., строительство составило в 2009 г. только 53,6 % к объёму 2008 г. Такая же печальная ситуация и в других секторах украинской экономики, кроме сельского хозяйства.
Но в 2000—2008 гг. был рост производства машиностроительной продукции в среднем на 18,4 % ежегодно за счёт прямых иностранных инвестиций в машиностроение. Они составили к началу 2007 г. 966 млн. долларов, 2008 г. — 1013 млн., 2009 г. — 1090 млн. долларов, а всего за 2007—2009 гг. удельный вес машиностроения в общем объёме иностранных инвестиций уменьшился с 3,6 до 3,1 %. Следует отметить, что из-за кризиса объёмы реализации продукции машиностроения за январь — июль 2009 г. составили на 51,5 % меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В первом полугодии 2009 г. лидерами инфляционной гонки в сфере промышленного производства остаются нефтепродукты (20,4 % роста цены) и продукты химии (23,7 %). Оценивая финансовую ситуацию 2009 г., нужно констатировать её кризисное ухудшение, а также падение рентабельности выпускаемой продукции.
Энергоёмкость ВВП в Украине составляет 0,76 кг у. т. (условное топливо) / грн., или, по данным Международного энергетического агентства, 0,5 кг н. э. (нефтяной эквивалент) / доллар, что в 2,6 раза превышает средний уровень энергоёмкости ВВП развитых стран мира. В среднем значение этого показателя в мире 0,21 кг н. э. / доллар, в Дании — 0,13; в Великобритании — 0,14; в ФРГ, Японии, Франции — 0,16; в США — 0,22; в России — 0,49 кг н. э. / доллар.
Удельный вес предприятий, внедривших в 2005 г. инновации, в общем количестве промышленных предприятий рекордно низкий, 8,2 %, что ниже порогового значения (25 %) и намного ниже аналогичного значения развитых стран (70—80 %). Показатели инновационной активности у Португалии — 26 %, у Греции — 29 %, но они в два раза выше, чем в Украине. А по сравнению со странами—лидерами, такими как Нидерланды (62 %), Австрия (67 %), Германия (69 %), Дания (71 %) и Ирландия (74 %), разрыв недосягаемый для Украины — в четыре раза. Кроме того, структурная динамика промыш-
С|рана 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
СНГ 105.4 109,0 106.2 105,3 107.8 108,1 106.8 107,6 109,0 105.0
Л>жап 107.4 111.1 109.9 110.6 111.2 110.2 126.4 1.34.5 125.0 110.8
Армения 103.3 105,9 109.6 113,2 114.0 110,5 113.9 113,2 113.7 106.8
Беларусь 103.4 105,8 104.7 105,0 107.0 111,4 109.4 110,0 108,6 110.0
Грузия 102.9 101,8 104.8 105,5 111.1 105,9 109.6 109,4 112.3 102,1
Казахстан 102.7 109,8 N3.5 109,8 109.3 109,6 109.7 1 10,7 108.9 103.3
Кыргызстан 103.7 105.4 105.3 100.0 107.0 107,0 99,8 103,1 108,5 107.6
Молдова 96.6 102.1 106,1 107.8 106,6 107.4 107.5 104.8 103.0 107,2
Россия 106.4 110,0 105.1 104,7 107.3 107,2 106.4 107,7 108.1 105.6
Таджикистан 103.7 108,3 109.6 110,8 111.0 110,3 106.7 107,0 107,8 107.9
Украина 99.8 105.9 109.2 105,2 109.6 112,1 102.7 107,3 107.9 102.1
Эстония 99.7 110.0 107.5 107,9 107.6 107,2 109.4 110,0 107,2 96,4
Латвия 103.3 106.9 108.0 106.5 107.2 108.7 110.6 112.2 110.0 95.4
Литва 98.9 103.3 106.7 106,9 110,2 107,4 107.8 107,8 109.8 102,8
Болгария 102.3 105,4 104.1 104,5 105.0 106,6 106.2 106,3 106.2 106.0
Польша 104.5 104.3 101.2 101.4 103.9 105,3 103.6 106,2 106,8 105.0
Румыния 98.8 102.4 105.7 105,1 105,2 108,5 104.2 107,9 106.3 106,2
Словения 105.4 104.4 102.8 104.0 102.8 104,3 104,5 105,8 106,8 103.5
Словакия 100,0 101.4 103,4 104.8 104,7 105.2 106.5 108.5 110.4 106,4
Вснхрия 104.2 104,9 104.1 104,4 104.3 104,9 103.5 104,0 101.0 100.6
Хорватия 98.5 103.0 103.8 105,4 105.0 104,2 104.2 104,7 105,5 102.4
Чехия 101.3 103,6 102.5 101,9 103,6 104,5 106.3 106,8 106.1 103,5
ленности Украины по технологическому укладу почти не претерпела никаких изменений, что свидетельствует об отсутствии в стране хотя бы элементарной структурной государственной политики.
Ситуация с передачей новых технологий катастрофическая! Общее количество новых приобретённых технологий в Украине с 2000-го по 2007 г. составило 5633, а на результаты собственных исследований и разработок за последние семь лет приходится 13,6 % (764 технологии). Получение лицензий составило всего лишь 5,6 % (314), лизинг технологий равен 0,3 % (16 технологий) к 2006 г., т. е. практически не используется. Договора на приобретение технологий составили 15,2 % (859 единиц) к 2007 г., что свидетельствует о зависимости Украины от иностранных технологий. Наблюдается очень низкая доля продукции отраслей, относящихся к высоким технологиям — всего 4,6 %.
К сожалению, за время существования Украины как самостоятельного государства наблюдается неэквивалентный внешнеэкономический обмен — выполнение ею функции поставщика сырья и рабочей силы для разных стран с большим интеллектуальным потенциалом. Это говорит о потерянных возможностях, что увеличило разрыв с ведущими странами мира на 50, а возможно и 60 лет [1, с. 39].
Доля привлечённых и заимствованных средств от банков, иностранных инвесторов и фондов в общих объёмах капиталовложений составила 23 %, а только доля средств иностранных инвесторов колеблется от 5,9 % (2000 г.) до 3,3 % (2008 г.) от всех капиталовложений. Достаточно низкими остаются инвестиции в основной капитал за счёт средств сводного бюджета Украины. Их уровень — один из самых низких среди бывших социалистических стран Европы, где на протяжении последних лет наблюдается значительный рост инвестиций в основной капитал — до 4 % ВВП и выше.
За последние десятилетия в Украине увеличились расходы правительства. Если в 1999 г. их объём составлял 35,9 % ВВП, то в 2008 г. — 46,1 % ВВП, т. е. расходы выросли на 10,2 % ВВП.
Кроме социальных, значительно увеличились расходы на государственное управление — с 1,1 % ВВП в 1999 г. до 2,6 % ВВП в 2008 г., а также расходы на осуществление общественного порядка и судебной власти — с 1,4 % до 2,9 % ВВП.
Если общее число занятых в экономике Украины в 2008 г. по сравнению с 1999 г. уменьшилось на 3,95 %, то количество государственных служащих и должностных лиц выросло на 55,3 %. Наращивание социальных расходов за счёт этого привело к тому, что доля расходов в сводном бюджете в 2005—2008 г. увеличилась до 22— 28 % по сравнению с 12-15 % в 1999-2001 г.
В 2009 г. каждая пятая гривна расходов бюджета Украины направлялась на обеспечение пенсионных выплат, они составили за шесть месяцев 2009 г. почти 6 % ВВП, а в 2010 г. составят около 20 % расходов государственного бюджета.
Украину обременяет большая сумма государственного долга. На протяжении 1999-2006 г. он оставался почти постоянным, на уровне 75-85 млрд. грн.; в 2007 г. увеличился до 88 млрд. грн., на конец 2008 г. достиг 189,4 млрд. грн., а на конец июля 2009. увеличился до 256
млрд. грн. В относительных величинах государственный долг Украины увеличился с 12,4 % ВВП в конце 2007 г. до 20 % ВВП в конце 2008 г. и до 27 % ВВП по состоянию на 31. 07. 2009 г. По итогам 2009 г. государственный долг возрос до 38—40 % ВВП. Расходы бюджета на погашение и обслуживание долга Украины весьма значительны и ещё больше увеличатся в 2012—2013 гг. Только по кредитам МВФ в это время необходимо выплачивать суммы, эквивалентные 12—25 % валовых международных резервов Украины.
По оценкам Всемирного банка Украина имеет самый большой неформальный сектор, достигающий примерно 50 % официального ВВП, что значительно усложняет «диагностирование» экономики. Критическим для страны является ежегодный оборот в сфере теневого сектора на уровне 15—35 % ВВП. Если он превышает 30 % ВВП, а количество работающих на теневой сектор — 50 % занятых, то экономика теряет управляемость.
Уровень теневой экономики в Украине в 2008 г., по оценкам Минэкономики страны, составлял 31,1 % и впервые вышел за пределы порогового значения (не более 30 % ВВП), став показателем, находящимся в опасной зоне среди показателей, характеризующих безопасность государства.
Следует отметить, что, по предварительным данным Минэкономики Украины, тенизация украинской экономики составила 39 % на первое полугодие 2009 г.
В 2009 г. и первой половине 2010 г. следует ожидать рост «тени», учитывая серьёзный фактор влияния на теневой сектор повышения уровня денег вне банков в Украине в период выборов. Самый известный случай — 380 млн. грн., когда банк «Надра» под ничем не обеспеченные кредиты выдал деньги двум предприятиям, обанкротился вместе с ними.
Теневая экономика обслуживает экономические и политические интересы влиятельных структур и деловых кругов. Теневой оборот характерен для следующих сфер деятельности: торговля (80 %), строительство (66 %), недвижимость (60 %), игорный бизнес (53 %), средства массовой информации (53 %), общественное питание (53 %), транспорт и перевозки (46 %). Существует значительный разрыв между рыночными и «отпускными» ценами на «продукцию», и возможность получения сверхприбылей, что является источником взяточничества и откатов. С ними больше всего фирм работают в строительстве (91 %), торговле (75 %), сфере недвижимости (75 %), энергетике (58 %) [2, с. 10—11].
Итак, мы подробно рассмотрели экономику Украины за 1999—2008 гг., т. е. за последние десять лет, представленную академиком Валерием Геецом, в том числе теневую экономику.
В теневой экономике нередко участвуют главные украинские руководители и депутаты Верховной Рады. Так, в Соединённых Штатах вышел на экран документальный фильм на английском языке «Украденный попкорн!» (Stealing Popcorn), при просмотре которого в зале яблоку негде было упасть из-за количества народа, в частности, американских украинцев. Суть фильма заключается в том, что на свете есть много коррумпированных стран и лидеров, но на этот раз на экран попала после «растворения СССР» Украина и её бывший премьер-министр Павел Лазаренко, суд над которым должны были
вершить США. Главным действующим лицом, ограбившим вместе с Лазаренко украинский народ, американские авторы документального фильма называют премьер-министра Украины Юлию Тимошенко.
Несколько юристов США, непосредственно занимавшихся делом Лазаренко, подробно, со знанием деталей, рассказывают зрителям о махинаторских схемах, суммах и оффшорах, куда направлялись профессионально украденные у украинского народа миллионы долларов. Авторы фильма с помощью графики доходчиво показывают, как именно работала под управлением Тимошенко машина Единых энергетических систем Украины (ЕЭСУ) по контролю над украинским газовым рынком, откачиванию денег на западные счета «дочек» и обеспечению взяток, в том числе и для самого Лазаренко. Появление такого документального фильма накануне выборов президента Украины вызывает вопросы в политической плоскости. Главная мишень в американском фильме — кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко.
После просмотра фильма его режиссёра Бретта Ал-лена спросили: «Какую цель ставили перед собой создатели фильма? Обвинить главу правительства и политика Юлию Тимошенко в коррупции?» Бретт Аллен ответил: «Такие оценки даёт суд, и никто, кроме него. А на суде в отношении Тимошенко использовалась формулировка: «соучастник, которому не предъявлены обвинения». Но наш фильм не о преступлении как таковом, а о репутации. Мы задали себе вопрос: почему в современном мире такое понятие, как репутация, потеряло своё былое значение? Почему люди с сомнительным прошлым могут делать и делают блестящую карьеру в большой политике? Тимошенко — яркий пример этого явления!»
Что мешало режиссёру Бретту Аллену и его заказчикам (а они, несомненно, существуют) заинтересоваться феноменом лидеров с потерянной репутацией у власти, когда та же Юлия Тимошенко «зажигала» народ на оранжевом Майдане пять лет назад? Политкорректность, так как победить тогда должен был фаворит США Виктор Ющенко. Поэтому про «соучастника» Юлию Тимошенко и её ЕЭСУ, оффшоры, которые вытянули Ющенко в президенты и спецпрокурор со следователями Павла Лазаренко хранили молчание. А телевидение и газеты США взахлёб восхищались Юлией Тимошенко.
Никого в США не заботил облик морали Юлии Владимировны и тогда, когда она в разгар своего визита в Америку в ранге назначенного Виктором Ющенко премьер-министра разразилась статьёй «Сдержать Россию» в одном из самых престижных журналов США Foreign Affairs. Тогда она заявила, что России надо указать её место. Не стало помехой для Вашингтона «сомнительное прошлое» Тимошенко и тогда, когда она вела переговоры с министром энергетики США о поставках на атомные станции Украины американского ядерного топлива вместо российского и о строительстве заокеанскими фирмами трёх хранилищ для ядерных отходов.
«Избиение» бывшей соратницы американского ставленника под маской заботы о репутации и морали мировых лидеров на протяжении всего фильма «Украденный попкорн» происходит по всем правилам американского пиара. Рассказы о махинациях Лазаренко — Тимошенко то и дело перемежаются прочтением зрителям фильма морали от убелённых сединой профессоров американс-
ких университетов, по мнению которых у Тимошенко лживая сущность, которую она прикрывает своим мнимым этническим украинством и даже причёской.
Примечательно то, что авторы фильма ни разу не упоминают ни от себя, ни в интервью имя президента Виктора Ющенко. Но характерно, что в заключении фильма зритель видит надпись на фоне кадра с заключённым в американскую тюрьму Павла Лазаренко «... это ещё не конец» заканчивается на фоне портрета Юлии Тимошенко — «... это только начало» [3, с. 10].
Следует подчеркнуть, что с изложенными выше фактами [3] выступала кандидат в президенты Украины Инна Богословская на телепередаче «Шустер Laivе» перед выборами президента 17 января 2010 г. Она сказала, что теневая экономика, обслуживающая политические интересы деловых структур, ведёт к уменьшению открытой экономики.
Спад промышленного производства в Украине за 2009 г. составил 21,9 %, поведал Госкомстат. Темпы обвала промышленности были таковыми только в 1994 г. в Украине — 27,3 %. Подобное было лишь в период Великой Отечественной и Гражданской войн, а также одиннадцать лет назад — в 1998 г., когда спад промышленности составил всего 1 % против 1997 г.
Знаковым является то, что в связи со спадом 2009 г. уровень производства в Украине сегодня снова опустился ниже показателя позднего УССР. Если по официальным оценкам, Украине впервые частично удалось превзойти показатели 1990 г. по выпуску основных промышленных товаров лишь в 2006 г., то с учётом падения в 2008 г. на минус 3,1 %, а также в катастрофическом 2009-ом году наша страна по объёму промышленности на отметке в 84 % от уровня 1990 г. С учётом возможного роста в 2010 г. примерно на 3-5 % к показателям 2008 г. -Украина вернётся не ранее чем в 2013-2014 гг. Единственной не падающей отраслью страны является сельское хозяйство (в 2009 г. рост на 0,1 %).
По итогам 2009 г. в целом самый большой спад произошёл в машиностроении (минус 45,1 %) и производстве стройматериалов (минус 38,4 %). Далее идут металлургия (спад минус 26,6 %), лёгкая промышленность (минус 25,9 %), деревообработка (минус 24,9 %), химия и нефтехимия (минус 23,2 %).
Наименьший спад был в производстве кокса и продуктов нефтепереработки (минус 3,4 %), что, впрочем, связано с крайне высокими темпами обвала ещё в 2008 г., а также в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (минус 5,7 %). Отечественная пищевая промышленность из-за уменьшения доходов граждан в целом за 2009 г. тоже продемонстрировала спад (минус 6,1 %).
Таким образом, наиболее катастрофическая ситуация сложилась в 2009 г. в главных отраслях экономики, которые имеют наибольшую долю в структуре украинского ВВП: металлургия (минус 26,6 %), машиностроение (минус 45,1 %), химия (минус 23,2 %), выпуск труб упал на 31,6 %. С лета 2008 г. до весны 2009 г. цены на чёрные металлы в мире упали втрое, а к весне 2009 г. тонна стали стоила уже 300-350 долларов (летом же 2008 г. она колебалась на уровне 1100-1200 долларов). За истекшие 1,5 года кризиса падение всей металлургии подобралось к отметке в 40 %. Одним из самых просев-
ших в кризисе оказался и машиностроительный сектор и в первую очередь автомобилестроение — оно сократилось в 2009 г. на 84 % (до 65,6 тыс. единиц).
В Украине образовалась финансовая дыра в экономике. Финансовый результат за январь — ноябрь 2009 г., по данным Госкомстата, составил минус 15,5 млрд. грн. и в Украине не осталось отраслей, которые бы сохранили прибыльность, если не считать аграрно-промышленный комплекс (АПК). Практически каждая вторая компания в Украине была убыточна, а в химической промышленности — более 60 % предприятий, в металлургии — 55 % и чистый убыток достиг 5 млрд. грн. За 1,5 года Украина утратила четвёртую часть всей своей промышленности. Например, финансовый результат украинских предприятий в 2008 г. составил плюс 110 млрд. грн., а прибыльными были 66,8 % общего числа предприятий.
А сейчас всё то, что происходит — это по сути финансовый коллапс, угрожающий всей экономике страны. Производственный сектор настолько обескровлен, что дальше использовать его как «бюджетную корову» вряд ли будет возможно. Бизнес уже вынужден или сворачивать работу, либо дальше уходить «в тень» (сейчас размер «теневого» ВВП в Украине составляет 50 %).
Возможности некоторых отраслей промышленности зависят от коридора газовых цен, величина которых на границе Украины с Россией ожидается в январе — марте 2010 г. не ниже 300—310 долларов за 1000 куб. м, а с учётом транспортировки и налогов цена для потребителей составит 380 долларов (около 3000 грн.). Уже во втором квартале 2010 г. газ будет стремительно дорожать из-за обещаний правительства Тимошенко МВФ повысить цены на газ и уровнять их для всех отраслей. Это неизбежно приведёт к остановке химических предприятий, у которых природный газ является основным сырьём (до 80 % в структуре себестоимости). А отсюда возможна девальвация гривны до уровня 8,5—9 грн. за доллар.
Сильное давление на курс гривны окажет неизбежность погашения в 2010 г. внешних долгов. Сумма возвратов по займам составит в 2010 г. от 20 до 30 млрд. долларов, по оценке Национального банка Украины, или по текущему курсу 190—200 млрд. грн. Эта сумма равна половине бюджета страны и может вызвать новую волну финансового кризиса из-за «лежачих» предприятий, наполняющих казну всего лишь на 40—50 %.
В конце декабря 2009 г. в рейтинге британской Gredit Market Analysis (СМА) Украина находится в списке стран с высокой вероятностью дефолта и занимает первое место среди всех этих стран. Риск дефолта оценивается в 53,7 % для Украины, 52 % для Аргентины, 51 % для Венесуэлы, 29,9 % для Латвии. Далее в рейтинге повышенного риска следуют Исландия (22,4 %), Литва (19,3 %) и Дубай (19,2 %). Долг Украины, за два года выросший втрое, не может не настораживать граждан страны.
На начало 2009 г. размер валового внешнего долга Украины с учётом всего корпоративного сектора был 103,2 млрд. долларов (56,7 % ВВП). С весны 2009 г. он начал вновь быстро расти за счёт займов Международного валютного фонда.
В сентябрьском 2009 г. отчёте МВФ говорится, что весь валовый внешний долг Украины в этом году вырос с 54,5 % до 85,4 % ВВП (167,3 % украинского годового экспорта) из-за почти двукратной девальвации гривны и очень
резкого обвала ВВП. Так вот, этот уровень уже более чем на 30 % превышает критически допустимый размер для развивающихся стран, в число которых входит Украина.
Сектор строительства Украины будет оставаться в полуживом состоянии, хотя от него зависит судьба многих отраслей, в том числе металлургии! В 2009 г. этот сектор выполнил только 50,3 % объёмов работ на сумму около 40 млрд. грн. Падение цен на недвижимость за это время достигло более 40 %.
В 2009 г. динамика всех грузоперевозок сократилась на 22 %, а по железной дороге упали на 21,5 %, на автомобильном транспорте — 24,8 %. Розничный товарооборот сократился на 21 %. Долги населения по ЖКХ к концу 2009 г. составили 881 млн. грн., а в целом за все годы составили исторический рекорд — 9,8 млрд. грн.
Если сравнить глубину падения экономики Украины с глубиной падения экономики России, то производство России «просело» вдвое мягче, чем в Украине, и темпы роста, которые дала промышленность в декабре 2009 г., например, металлургия России — плюс 27,3 %. Производство проката возрастёт в начале 2010 г. в России на 11 %, а цены на него — на 25 %. Таково мнение российских и украинских специалистов [4, с. В5].
Представляют интерес темпы роста ВВП соседа Украины — Польши и других «новичков» ЕС. Экономика Польши и других близлежащих к Украине государств, как и Украина, испытывает сильное влияние кризисных явлений. В первом полугодии 2008 г. среди стран-членов ЕС более высокий, чем в Польше (6,4 %), наблюдался экономический рост в Румынии (8,9 %), Словакии (8,2 %) и Литве (7,0 %). В последующие месяцы ситуация стала меняться и уже в четвёртом квартале 2008 г. Польша вышла на ведущие позиции по экономическому росту.
В 2009 г. Польша получила совокупные 2,6 % роста ВВП, что обусловлено обострением мирового кризиса. Но следует подчеркнуть, что в девятнадцати странах-членах ЕС в последнем квартале 2008 г. был зафиксирован экономический спад. В первой половине 2009 г. масштабы кризиса и число охвативших им государств ЕС росли, и во втором квартале 2009 г. Польша осталась единственной из европейских стран, где наблюдался прирост ВВП. Польский показатель экономического роста достиг 1,2 % по данным Евростата. Это был один из немногих положительных результатов развития в мире. Динамика ВВП в странах Европейского Союза во втором квартале 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. составила в %: Польша — плюс 1,2; Греция — минус 0,4; Кипр — минус 1,1; Франция — минус 3,3; Испания — минус 4,5; Болгария — минус 4,9; Словакия — минус 5,3; ЕС 27 — минус 5,6; Чехия — минус 5,8; Великобритания — минус 6,0; Италия — минус 6,2; Швеция — минус 7,0; Германия — минус 7,1; Венгрия — минус 7,5; Румыния — минус 8,7; Финляндия — минус 9,5; Эстония — минус 16,1; Латвия — минус 18,7; Литва — минус 19,5.
Согласно опубликованному в начале ноября 2009 г. экономическому прогнозу для государств ЕС, Европейская комиссия (правительство Евросоюза) предполагает, что в Польше будет за 2009 г. наблюдаться только в одной стране Европейского Союза прочный экономический фундамент, позволяющий завершить 2009 г. хотя и с небольшим, но с плюсом (около 1 %). Это подтверждает также Европейская
комиссия, которая повысила для Польши размер ВВП с 1 до 1,2 %, при этом для всего ЕС прогнозируя совокупное падение ВВП на уровне 4,1 %. На 2010 г. для Польши прогнозируется рост ВВП на уровне 1,8 %, а для ЕС — минус 0,7 %. В Польше часть продукции, не нашедшей своих покупателей за границей, была продана внутри страны.
В первой половине 2009 г. польский экспорт снизился на 22,5 % по сравнению с первым полугодием
2008 г. и составил 45,7 млрд. евро, и на фоне других стран это хороший показатель. Польские продукты питания хорошо продаются даже в Украине, где польский экспорт уменьшился почти вдвое, а продовольственная продукция осталась на том же уровне, что и в 200 8 г.
Импорт в Польшу в первом полугодии 2009 г. сократился более чем на 30 % и составил 49,4 млрд. евро. В Польше удалось избежать трудностей в банковской системе, которые стали серьёзной проблемой для Украины.
Испытанием для Польши является высокая инфляция, составляющая 4 % в год. Инфляция в Польше и Европейском Союзе (через дробь) в 2008-2009 гг. по результатам последних 12 месяцев на конец данного периода составила в %: 2008 г. — 3,3 / 2,2; I квартал
2009 г. — 4,0 / 1,4; II квартал 2009 г. — 4,2 / 0,6; III квартал 2009 г. — 4,0 / 0,3; 2009 г. — 3,8 / 1,4. Другая проблема — высокий уровень безработицы, хотя Польша уже не является печальным лидером по безработице, как раньше. Безработица в Польше, как и во всём ЕС, 8,2 % трудоспособных граждан — достаточно высокий уровень, который может достигнуть двухзначной величины. Уровень безработицы в Польше и Европейском Союзе (через дробь) в 2008-2010 гг. составил, %:
2008 г. — 7,0 / 7,6; I квартал 2009 г. — 8,0 / 8,5; II квартал
2009 г. — 8,0 / 8,9; III квартал 2009 г. — 8,2 / 9,2; 2009 г. — 8,4 / 9,1; 2010 г. (прогноз) — 9,9 / 10,3.
Дефицит государственного бюджета Польши может достичь 5,5 % ВВП в 2010 г., из-за чего в 2009 г. Европейская комиссия начала в отношении Польши процедуру так называемого чрезмерного бюджетного дефицита, который по критериям Маастрихтского договора должен быть не более 3 % ВВП.
Государственный долг Польши может преодолеть отметку в 50 % ВВП, а в 2010 г. составит 55 % ВВП — это максимальный уровень.
Для сведения средний показатель государственного долга стран-членов ЕС вырос до 73 % ВВП, а в 2010 г. приблизится к отметке 84 %. С учётом признаков экономического оживления как в Европе, так и в мире, скорое завершение мирового экономического кризиса возможно [5, с. 8]. Поэтому в первой половине 2009 г. польские работодатели подали властям 120 тыс. заявлений на трудоустройство граждан Украины, а нелегально в Польше уже работают 500 тыс. украинцев, большинство из которых женщины. Украинки трудятся уборщицами офисов и производственных помещений, жилищ поляков.
Хотя нет официальных данных о числе работающих в Польше мужчин и женщин, известно, что трудовой день этих людей длится от восьми до десяти часов, а оплата труда составляет от 10 до 35 злотых за час работы (2,48,4 евро). При занятости в течение 22 дней в месяц зарплата украинцев в Польше колеблется от 422 до 1478 евро.
1478 евро при нынешнем отношении злотого и европейской валюты равняется 6060 злотым. Такой уровень
оплаты труда доступен в Польше только менеджерам, прошедшим по служебной лестнице вверх несколько шагов.
Уборщица из Украины может заработать такие деньги, если работает по рекомендации очень богатых людей, а таких случаев — единицы. Большинство трудится за сумму, не намного превышающую 10 злотых в час, из которых удерживается 18-процентный налог с дохода. На оплату их труда работодатели расходуют меньше средств, чем на труд полячек. Украинки часто работают в селе на сезонных работах. Граждане Украины, Беларуси, Молдовы могут работать в Польше шесть месяцев в год, и они очень часто выполняют это требование, устраивая на своё рабочее место свою подругу или знакомую, чтобы через полгода снова приехать на заработки и не тратить время на поиск нового работодателя.
Всё чаще формальное разрешение на трудоустройство — это только средство для получения права въезда на территорию стран Шенгенской зоны и, несмотря на экономический кризис, заинтересованность иностранцев, в том числе украинцев, в получении работы в Польше не ослабевает. В 2009 г. поступило 19,5 тыс. заявлений от предпринимателей с просьбой дать разрешение на постоянное трудоустройство в Польше; получили же его 14 тыс. украинцев [6, с. В.3].
ВЫВОДЫ
1. Украина из 19 лет независимого развития пережила 10 лет падения экономики со снижением до 40,8 % ВВП, а за остальные девять лет едва достигла 74,1 % ВВП от уровня 1990 г. Для роста доходов населения Украины весь этот период был потерян.
2. Ведущая промышленная отрасль реального сектора украинской экономики в 2008 г. составляла 46,1 % валового выпуска продукции, а её энергоёмкость за 10 лет возросла в 4,2 раза. Собственное производство обеспечивает две третьих товарных ресурсов страны, а остальное завозится из-за рубежа за счёт внешних источников и займов.
3. В 2009 г. последствия кризиса выразились в спаде продукции: в машиностроении — минус 52,2 %, металлургии — минус 39 %, другой неметаллургической продукции — минус 44,7 %, химической и нефтехимической промышленности — минус 31,9 %, транспорте — минус 30 %, строительстве — минус 53,6 % к объёму 2008 г
4. Энергоёмкость ВВП в Украине превышает средний уровень энергоёмкости ВВП развитых стран в 2,6 раза.
5. Удельный вес предприятий Украины, внедривших инновации, рекордно низкий и составляет 8,2 %, что значительно ниже порогового значения в 25 % и намного ниже аналогичного значения развитых стран (70-80 %). Разрыв недосягаемый — максимум до десяти раз, а ситуация с передачей новых технологий катастрофическая.
6. Расходы правительства Украины за последние десять лет увеличились с 35,9 % до 46,1 % ВВП в 2008 г., расходы на государственное управление с 1,1 % до 2,6 % ВВП, а на общественный порядок и судебную власть с 1,4 % до 2,9 % ВВП.
7. Украину обременяет большая сумма государственного долга: порядка уровня 75-85 млрд. грн. на протяжение 1999-2006 гг.; 189,4 млрд. грн. на конец 2008 г.; на конец июля 2009 г. составила 254 млрд. грн. По итогам 2009 г. государственный долг в относительных величинах возрос до 38-40 % ВВП, и значительно возрастёт в 20122013 гг., т. к. нужно платить и за прошлые займы.
8. По оценкам Всемирного банка, Украина имеет самый большой неформальный теневой сектор на погашение и обслуживание долга, достигающий примерно 50 % официального ВВП. Известно, если он превышает 30 % ВВП, а количество работающих на теневой сектор 50 % занятых, то государственная экономика теряет управляемость. По оценкам Минэкономики Украины, уровень теневой экономики в 2008 г. составил 31,1 %, в I полугодии 2009 г. — 39 %, а в первой половине 2010 г следует ожидать «тени» значительно больше из-за выборов.
9. За последние полтора года Украина утратила четвёртую часть своей промышленности, чистый убыток достиг 5 млрд. грн. и риск дефолта оценивается в 53,7 %. А размер валового внешнего долга с учётом всего корпоративного сектора составил 103,2 млрд. долларов (56,7 % ВВП).
10. Долги населения Украины по ЖКХ к концу 2009 г. равняются 881 млн. грн., а за все годы составили исторический рекорд — 9,8 млрд. грн.
Литература
1. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории / Е. Т. Гайдар. — М. : Дело, 2005. — 656 с.
2. Яценко Н. Экономика Украины 1999-2008: потерянное десятилетие /Н. Яценко // Зеркало недели. — 26 декабря 2009 г. — № 51-52 (779-780). — С. 10-11.
3. Ярошинская А. США обвинили Тимошенко / А. Яро-шинская // Итоги недели. — 6-12 января 2010 г. — № 1 (231). — С. 10.
4. Лукашин Ю. Деиндустриализация всей страны / Ю. Лукашин // Еженедельник 2000. — 22-28 января 2010 г. — № 3 (494). — С. В5.
5. Гембски П. Польская экономика в период кризиса и её дальнейшие перспективы / П. Гембски // Зеркало недели. — 23 января 2010 г. — № 2 (782). — С. 8.
6. Авдеев В. Среди гастарбайтеров больше всего украинок / В. Авдеев // Еженедельник 2000. — 22-28 января 2010 г. — № 3 (494). — С. В3.