Научная статья на тему 'Энергетическая зависимость Украины: проблема для новой администрации страны'

Энергетическая зависимость Украины: проблема для новой администрации страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / УКРАИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГАЗОВЫЙ РЫНОК / RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS / ENERGY RESOURCE DEPENDENCE / UKRAI- NIAN INDUSTRY / GAS MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулак Станислав Сергеевич

Высокая энергетическая зависимость экономики Украины от импортируемого из России газа объясняется прежде всего тем, что у Украины, при большой энергоемкости украинской промышленности, нет альтернативы поставкам российского топлива в среднесрочной перспективе. Ведущие украинские отрасли промышленности (ГМК и Химпром) находятся в слишком большой зависимости от российского газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ukaine's Energy Dependence: A Problem for the New Administration of the Country

High energy resource dependence of Ukraine's economy on gas imported from Russia is caused above all by the fact that while the Ukrainian industry is largely dependent on the Russian fuel there are no alternatives for Ukraine to diversify its import in the medium term. Key Ukrainian industries (the ore-metallurgical complex and the chemical industry) are too much dependent on the Russian gas.

Текст научной работы на тему «Энергетическая зависимость Украины: проблема для новой администрации страны»

С. С. Гулак

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ:

ПРОБЛЕМА ДЛЯ НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ СТРАНЫ

Гулак Станислав Сергеевич - аспирант

ГУ Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).

Экономический фактор

в российско-украинских отношениях

В силу исторических обстоятельств российско-украинские отношения представляют собой особый комплекс тесных и переплетенных связей, затрагивающих не только экономику, но и многовековые историко-культурные отношения братских народов. По этой причине существующие между двумя странами противоречия в политико-экономических сферах, как правило, сопровождаются чрезвычайно острой идеологической и политической борьбой.

Несмотря на то, что между предприятиями России и Украины с советских времен существует развитая производственная кооперация, необходимо признать, что основной контекст взаимоотношений экономик двух стран на внешних рынках заключается в высокой степени конкуренции между ними.

В то же время Россия является крупнейшим торговым партнером Украины. По данным Росстата, в 2008 г. внешнеторговый оборот РФ с Украиной составил 39,8 млрд. долл. США. Украина является пятым по величине торговым партнером России после Германии (67,3 млрд. долл. США), Нидерландов (61,8 млрд. долл.), Китая (55,9 млрд. долл.) и Италии (52,9 млрд. долл. США) и занимает во внешнеторговом обороте России со странами СНГ первое место (3).

Российский рынок для Украины имеет стратегическое значение, как один из немногих рынков на планете, потребляющий продукцию украинской промышленности и сельского хозяйства.

Российский экспорт на Украину больше чем наполовину состоит из поставок энергоносителей (52%), что говорит о высокой зависимости Украины от российских энергоресурсов. Экономика страны чрезвычайно энергоемка.

В мощный промышленный комплекс Украины входят горно-металлургическая промышленность (27% ВВП), химическая отрасль (4,3), машиностроение (12), крупный энергетический комплекс (13,8% ВВП) (6).

Нормальное и эффективное функционирование экономики и жизнедеятельность Украины требуют постоянного импорта значительных объемов энергетических ресурсов, главным образом природного газа, являющегося для Украины ключевым энергоносителем. Доля природного газа в общем объеме потребления энергоносителей в Украине является относительно большой и превышает 40%, что почти в 2 раза больше среднего мирового показателя 24,9%. В производственном секторе основными потребителями природного газа являются металлургические предприятия, химическая отрасль и энергетика, суммарная доля которых в общем объеме потребления составила 33%.

Опыт последних двух десятилетий показал, что разорвать сложившуюся социально-экономическую и культурно-историческую связи между российскими и украинскими народами и экономиками достаточно сложно. Тем не менее за последние пять лет произошли события, которые не могли не повлиять на экономическое сотрудничество между странами. В первую очередь речь идет об «оранжевой революции» 2004 г., в результате которой в Украине произошли сложные политические изменения.

В годы, предшествовавшие «оранжевой революции», в республике активно шел процесс формирования украинского политического класса и бизнес-сообщества (промышленно-финансовых групп), в большей степени ориентированных на сотрудничество с ЕС, чем с Россией, и нацеленных на получение доступа к предприятиям и отраслям экономики, жестко привязанным к российским энергопоставкам (нефтегазовый сектор, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, пищевая промышленность). Столь специфическая и во многом противоречивая формула формирования украинской элиты заложила основу долговременного конфликта с Россией. Однако именно эти группы и составили политическую основу «оранжевой» коалиции 2004 г.

Еще в 1990-е годы украинский истеблишмент поставил перед собой стратегическую цель - вступление в ЕС. Сомнительно, что при новом президенте Украины В. Януковиче украинский политический класс сменит свою геополитическую ориентацию.

Несмотря на то, что в целом привлекательность украинского рынка и украинских производственных активов для производителей и инвесторов из России сохранилась, после 2004 г. условия работы российского бизнеса в Украине резко ухудшились. Ухудшение произошло по ряду причин: разрыв налаженных связей в сфере энергетики, приведший Украину к затяжному энергетическому кризису, что резко снизило инвестиционную привлекательность

украинских промышленных активов; усиление ставшего традиционным противостояния в сфере транспортировки российского природного газа по украинской газотранспортной системе (ГТС).

Энергетическая проблематика с 2004 г. оказывала постоянное негативное влияние на российско-украинские отношения. С приходом к власти «оранжевой» коалиции курс на евроинтеграцию существенно усилился. Соответственно, с 2002 г. первостепенными внешнеполитическими задачами на Украине воспринимались членство в ВТО, НАТО и ЕС. Налаживание и поддержание стабильных экономических отношений с Россией на этом фоне стало политически невостребованным. Затормозился процесс вхождения Украины в Единое Экономическое Пространство, что вскоре привело к девальвации данного интеграционного проекта.

Присоединение Украины к ВТО в 2008 г. носило политический характер, так как для Киева принципиально было не столько вступить в ВТО, сколько стать членом организации раньше, чем это сделает Россия.

Ряд законов и решений украинской исполнительной власти, принятых Верховной радой, негативно сказались как на внутренней социально-экономической ситуации, так и на экономических и политических отношениях двух стран. В частности, «успешно», с точки зрения украинского правительства, была осуществлена политика «реприватизации», тяжело ударившая по российским инвесторам. Знаковым в этом плане актом стала реприватиза-ция металлургического комбината «Криворожсталь». Официально реприва-тизация была нацелена на передел собственности среди украинских олигархических групп, но практически она затронула позиции и инвестиции российского бизнеса. Стоит отметить, что к процессу реприватизации была причастна и «Партия регионов».

Новая экономическая элита Украины использовала инструменты исполнительной и судебной властей, переформированных «оранжевой революцией», для «возвращения» предприятий. Помимо действий, направленных на изъятие у представителей российского бизнеса их собственности на Украине, украинской стороной предпринимаются также меры, препятствующие приходу российского бизнеса на украинский рынок, что проявилось, к примеру, в ситуации с приватизацией Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд.

Приход в 2004 г. «оранжевой» коалиции к власти изменил не только внутриполитическую обстановку в стране, но и поменял стратегические экономические и геополитические векторы развития Украины. Ставка на тесное экономическое и геополитическое сотрудничество с ЕС и США негативно повлияла на устоявшиеся экономические, социальные и политические связи с Россией.

Топливно-энергетический комплекс Украины:

Формирование и структура

Особое место в российско-украинских экономических отношениях занимает топливно-энергетический комплекс, в частности газовая сфера. В российских и украинских СМИ данная тема является определяющей в оценках российско-украинских отношений. Стоит отметить, что вследствие политической остроты вопроса о поставках российского газа на Украину общая картина энергетических взаимоотношений России и Украины в угоду политическим конъюнктурным потребностям политических элит двух государств оказалась серьезно искаженной.

Необходимо напомнить, что Украина уже в конце 40-х годов ХХ в. была одним из центров зарождения газовой промышленности СССР. С 1960-х годов начинается внедрение технологий производства с использованием природного газа в качестве основного энергоносителя и формирование инфраструктуры доставки природного газа потребителям.

На Украине много десятилетий осуществлялась целенаправленная политика замещения ранее привычных топливных источников природным газом. «Реки дешевого природного газа, хлынувшего в Украину из Сибири и Севера по вновь проложенным газопроводам, вытесняли местный уголь и привозной мазут из энергобалансов сотен городов и тысяч предприятий. Дешевый газ, умноженный на мощь централизованной экономики, быстро преобразил Украину, сделав ее богаче, чище и конкурентоспособнее» (17). После распада СССР Украина унаследовала вторую после России по размерам на постсоветском пространстве газотранспортную систему1.

Газовый рынок Украины в 1990-е годы формировался в условиях трансформации плановой экономики, складывание рыночных отношений в газовом секторе было сложным и болезненным процессом. Свою роль сыграло отсутствие государственной стратегии реформирования этого сектора. «Украинский рынок природного газа развивался под жестким, но бессистемным правительственным давлением. При этом сохранялся высокий уровень монополизации, а цены на газ формировались преимущественно в директивном порядке. Основные инструменты конкуренции имели на таком рынке не экономическую, а административную природу. А схемы организации газового

1. Система включает 37,5 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. газопроводов боль-

шого диаметра, 71 компрессорную станцию общей мощностью 5380 МВт, 1392 газораспределительных станций, сеть АГНКС, газоизмерительных станций. Пропускная способность системы на входе составляет 288 млрд. м3 в год, на выходе — 175 млрд. м3 (из которых около

140 млрд. м3 — в страны Европы, около 35 млрд. м3 — в Россию и Молдову). Максимальный возможный отбор при полной загрузке хранилищ составляет 240 млн. м3 газа в сутки. Создана также сеть из 13 подземных газовых хранилищ общим объемом более 30 млрд. м3.

сектора представляли собой результат лоббирования различными группами своих интересов» (16).

В настоящее время структура потребления энергоносителей в Украине имеет противоречивый характер: с одной стороны, Украина близка к группе стран, обладающих значительными собственными запасами газа, с другой -по использованию запасов ее нельзя отнести к данной группе, так как собственная добыча осуществляется на уровне 19-20 млрд. м3 в год, а потребность в природном газе составляет 76 млрд. м3 в год. Это говорит о достаточно высокой зависимости национальной экономики от импортируемых энергоносителей.

Доля импортного газа на Украине составляет около 75% от общего объема потребляемого «голубого топлива», и лишь 25% - собственно украинская добыча. Природный газ сейчас является наиболее важным источником энергии на Украине по сравнению с альтернативами (уголь, ядерная энергетика), и со времен получения страной независимости роль газа в экономике только возрастает (4). По объемам потребления природного газа Украина входит в первую десятку стран мира.

С приходом к власти в 2004 г. «оранжевой» коалиции деятельность президента Украины В. Ющенко и премьера Ю. Тимошенко привели к многократному росту цен на природный газ и фактическому банкротству в 20082009 гг. украинского нефтегазового монополиста - НАК «Нафтогаз Украины». В этой ситуации решение стратегических задач - организация разведки и освоение новых месторождений, наращивание объемов добычи углеводородов, модернизация газотранспортной системы и обеспечение энергобезопасности страны - НАК «Нафтогаз Украины» выполнять практически не в состоянии. Так, например, в период 2005-2008 гг. газовый баланс страны утверждался Кабинетом министров с опозданием на три-шесть месяцев. 2010 г. в этом плане стал исключением, газовый баланс был утвержден 29 декабря 2009 г., раньше прогнозируемого срока - январь-март 2010 г. В прогнозный баланс вошли: природный газ, добытый в Украине - 20,672 млрд. м3, поступление импортного газа - 27 млрд. м3, отбор из подземных хранилищ газа (ПХГ) - 13,22 млрд. м3 (14).

Распределение природного газа (всего 60,892 млрд. м3) по Украине выглядит следующим образом: на производственно-технологические нужды -6,593 млрд. м3, потребителям - 50,357 млрд. м3. Потребление: населением -17,553 млрд. м3; бюджетными организациями - 0,704 млрд. м3; предприятиями ТЭК - 8,300 млрд. м3; промышленными потребителями - 23,8 млрд. м3. Закачка газа в ПХГ - 3,77 млрд. м3 (1).

Как видим, основными потребителями природного газа в Украине являются промышленные предприятия и население.

Потребление газа населением в Украине

Постановлением Кабмина № 1729 от 27 декабря 2001 г. «Об обеспечении потребителей природным газом» (последнее изменение от 26 марта 2008 г. № 247) установлено, что потребность населения в природном газе удовлетворяется из ресурса государственных газодобывающих организаций и предприятий с участием государства (ДК «Укргаздобыча» - дочерняя компания НАК «Нафтогаз Украины», ГАО «Черноморнефтегаз» (100% акций принадлежит НАК) и ОАО «Укрнефть», где государство владеет 50% + 1 акция; в среднем в год они добывают порядка 19 млрд. м3 газа) (8, с. 6).

За время своего премьерства Ю. Тимошенко неоднократно говорила, что цены на газ для населения повышаться не будут. Подобные заявления звучали и в конце января 2009 г., после подписания долгосрочного контракта с ОАО «Газпром». Но цена увеличилась до 483,6-1968,6 грн. (63-256,4 долл. США), в то время как до прихода к власти «оранжевой» коалиции в 2004 г. стоимость газа для населения составляла 175-190 грн. за 1 тыс. м3 (22,824,7 долл. США). Оснований для повышения цены на газ не было, так как «Нафтогаз Украины» получал газ для населения от газодобывающих компаний по стабильной цене, которая держалась на уровне 182-289 грн. (23,737,6 долл. США) за 1 тыс. м3 (8, с. 6).

Предельная, экономически обоснованная, цена на газ для населения формируется исходя из следующих критериев: а) стоимость газа как товара; б) налог на добавленную стоимость; в) тарифы на транспортировку и поставки газа. Таким образом, предельный уровень стоимости газа должен составлять примерно 374,4-502,8 грн. за 1 тыс. м3 (48,7-65,5 долл. США) (8, с. 7).

Причина роста цен на газ для населения заключается в структуре НАК «Нафтогаз Украины». Компания была создана в качестве концентратора финансовых потоков отрасли, перераспределяющего поступившие средства в интересах правящей элиты. Смена президентов, премьеров, министров не отменяла паразитические схемы распределения доходов компании, а лишь модифицировала и обновляла их.

НАК «Нафтогаз Украины» является посредником между газодобывающими и газораспределяющими предприятиями. Именно внутри данной цепочки у компании оседает разница между экономически обоснованным предельным уровнем цены на газ и установленным чиновниками уровнем тарифов, составляющих миллиардные суммы.

Промышленные потребители газа в Украине

Горно-металлургический комплекс

По объемам производства металлургия занимает первое место среди промышленных отраслей украинской экономики и на сегодняшний день на-

считывает 365 предприятий - металлургические и трубные комбинаты и заводы, заводы цветной металлургии и пр. В 2009 г. Украина заняла восьмое место в мире среди крупнейших стран - производителей стали (17). Предприятия ГМК Украины обеспечивают около 27% ВВП страны. Экспорт металла и продукция из него во внешнем товарообороте страны занимает 43% (2). Таким образом, именно экспортной выручкой горно-металлургического комплекса Украины наполняется большая часть государственного бюджета Украины.

Однако ГМК Украины может успешно работать только при определенных внешних условиях. Внешнее воздействие в виде экономического кризиса 2008-2010 гг. и российско-украинские «газовые войны» 2006 и 2009 гг., чрезвычайно сильно сказались на неустойчивой системе украинского ГМК, потребляющего 47,7% всего газа, направляемого промышленным предприятиям (18, с. 34). Так, по итогам первого полугодия 2009 г., украинские горно-металлургические предприятия сократили производство чугуна, стали и проката, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., на 34-39%, а железорудного сырья - на 22-35%. В итоге, по информации объединения «Метал-лургпром», за первую половину 2009 г. убытки металлургических предприятий Украины составили около 4 млрд. грн (2).

С новой силой о роли и зависимости украинской промышленности от цены на российский газ заговорили, когда в 2006 г. произошло первое резкое повышение цен на импортируемый из России газ. Оно имело следующие негативные последствия для крупнейших украинских металлургических предприятий: ощутимое сокращение внешних рынков; снижение объемов реализации продукции; сокращение заработных плат; массовые увольнения персонала; остановка предприятий; раскрутка гиперинфляции; неустойчивость национальной валюты (18, с. 34).

Именно владельцы предприятий ГМК Украины наиболее резко критикуют правительство за проводимую газовую политику. Они неоднократно требовали остановить «нелегитимные», с их точки зрения, переговоры с «Газпромом», в том числе лишить полномочий Кабинет министров Украины на подписание межгосударственного соглашения в период премьерства Ю. Тимошенко.

Накануне энергетического кризиса 2009 г., когда Туркменистан, Узбекистан и Казахстан подписали с «Газпромом» соглашение о повышении цен с 1 января 2009 г. до уровня европейских (за вычетом расходов на транспортировку), ряд украинских экспертов и политиков не видели в повышении цены на газ признаков глубокого энергетического кризиса для металлургической и химической промышленности страны. Так, Валерий Мазур, министр промышленности Украины в 1995-1997 гг. и член-корреспондент Национальной академии наук Украины, предполагал, что энергоемкие отрасли Украины 102

способны пережить повышение цен на энергоресурсы главным образом за счет режима жесткой экономии. По его словам, большинство заводов уже в середине 2008 г. были готовы работать в условиях дефицита и высоких цен на газ. Между тем в апреле 2008 г. стоимость газа на границе России и Украины составляла 179 долл. США за 1 тыс. м3, а на входе химических комбинатов она достигала уже 250-265 долл. США за 1 тыс. м3.

На сегодняшний день технология производства чугуна и стали в Украине настроена на избыточное потребление природного газа. До 2006 г. на газе украинская металлургия и химическая промышленность особо не экономили, так как цена на «голубое топливо» была существенно занижена. Именно по этой причине реальные энергетические затраты украинской металлургии в

2 раза превышают затраты европейских металлургических предприятий.

В. Мазур говорит, что следует не обвинять Россию в повышении цен на газ, а, напротив, благодарить за то, что подорожание наступает сейчас, а не раньше. Резервы сокращения расхода газа в металлургии огромные и на ближайшие пять лет составляют 20-25%. Цена газа должна рассматриваться в сопоставлении с мировыми ценами на продукцию химических или металлургических комбинатов. Повышение цены на газ, конечно, уменьшит прибыль предприятий, но послужит стимулом к повышению эффективности производства, а кроме того - спровоцирует промышленное лобби на «выдавливание» преференций от государства для покрытия дополнительных затрат на закупку газа по более высокой цене - последнее может оказаться, по мнению эксперта, безрезультатным (9, с. 6).

Можно констатировать, что металлургические предприятия Украины уже работают в весьма сложных условиях, которые им обеспечил не столько российский газовый монополист - «Газпром», сколько правительство Украины в результате политико-экономической игры с «Газпромом»; создания и поддержания непрозрачной финансовой структуры НАК «Нафтогаз Украины»; низкого уровня инвестиций в энергосберегающие технологии и необоснованное повышение стоимости газа на внутреннем рынке для промышленных предприятий.

В этой связи существующее мнение, что украинская металлургия переживает временные трудности, обусловленные лишь внешней, неблагоприятной экономической конъюнктурой, является ошибочным. ГМК Украины последовательно и неуклонно продолжает движение к системному кризису (2). Причины - бесперспективная энергетическая политика правительства Украины и износ основных фондов ГМК.

Химическая промышленность

Химическая промышленность является второй после металлургии экономически значимой отраслью и так же, как и ГМК, представляет собой наследие Советского Союза. С провозглашением независимости объемы хи-

мического производства, по сравнению с советским периодом сократились в Украине почти на 60%. Однако после того, как у наиболее рентабельных предприятий появились частные владельцы (приблизительно с 2000 г.), отрасль стала давать ежегодный прирост производства (2).

На данный момент химический комплекс Украины объединяет более 200 предприятий, производящих 8 млн. т продукции в год. В структуре промышленного производства Украины на химическую промышленность приходится 6-8%. Доля химической продукции в структуре экспорта составляет 8-9% (2). Но экспортные возможности отрасли на протяжении длительного периода времени обеспечивались исключительно демпинговыми ценами.

Ситуация, в которой оказались украинские химические предприятия, аналогична ситуации, в которой оказался ГМК Украины. Все первое полугодие 2009 г. украинские химические заводы проработали с отрицательной рен-табельностью2.

Чаще всего падение производства в отрасли связывают с мировым финансовым кризисом. Однако украинский химпром, так же как и металлургия, переживает спад по однотипным причинам - повышение себестоимости продукции, связанное с ростом цен на газ, и нарастание изношенности основных фондов.

Цена на продукцию украинской химической промышленности напрямую зависит от цены на российский газ, который составляет 65-85% себестоимости продукта. Растущий в цене российский природный газ неуклонно делает продукцию украинского химпрома неконкурентоспособной и нерентабельной.

Во время первого российско-украинского энергетического кризиса бывший министр экономики Украины А. Кинах и министр промышленной политики Украины К. Кучер, в своих интервью заявляли, что если цена на газ для Украины превысит 130-180 долл. США за 1 тыс. м3, то ее химическая отрасль станет нерентабельной и убыточной, что приведет к полной или частичной остановке химических предприятий. В целом рост мировых цен на минеральные удобрения позволил сохранить валовую рентабельность украинского химпрома.

Стоимость природного газа в I квартале 2009 г. для химпрома Украины составляла 360 долл. США за 1 тыс. м3, во II квартале - 270,95 долл., в III квартале - 198 долл., в IV квартале - 208 долл. США за 1 тыс. м3. Таким

2. По итогам первого полугодия 2009 г., производство аммиака, который составляет основу азотных удобрений, в Украине сократилось на 43,8% по сравнению с январем—маем 2008 г. В частности, концерн «Стирол» за указанный период сократил производство аммиака на 66%, Северодонецкое объединение «Азот» — на 54,1, Одесский припортовый завод — на 53,2, Ровноазот — на 37,7%.

104

образом, средняя цена на природный газ для химических предприятий Украины в 2009 г. была примерно 260-318 долл. США за 1 тыс. м3, что по свидетельству Европейского совета химической промышленности на 30% превышало показатели производителей аналогичной продукции в странах ЕС, на 40% - в странах Северной Америки, и больше чем в 2 раза в России. Российская промышленность получает газ примерно по 70 долл. США за 1 тыс. м3, в то время как украинская - в 5 раз дороже.

Соответственно, более дешевый газ для конкурентов лишает украинский химпром перспектив роста рентабельности и конкурентоспособности. Так, например, газовые договоренности между правительством Украины и России в январе 2009 г. поставили на грань остановки Одесский припортовый завод, «Черкассыазот», ОАО «Стирол», «Днепроазот», «Ровноазот» и Северодонецкое ОАО «Азот», поскольку производить продукцию при установленном уровне цен на газ оказалось нерентабельно.

В поисках схем, обеспечивающих химическую промышленность газом, правительство Украины приняло постановление, разрешающее шести указанным предприятиям покупать газ у нерезидентов украинского газового рынка. Таким образом, они получили эксклюзивное разрешение покупать природный газ не у НАК «Нафтогаза Украины» (имеющего исключительное право на реализацию газа потребителям на территории Украины), а, например, у российских компаний (2). Это позволило им добиться снижения закупочной цены на газ.

Следует отметить, что «газовое» решение Кабинета министров Ю. Тимошенко было впервые озвучено заместителем председателя правления «Газпром» А. Медведевым еще в 2005 г. Уже тогда российская газовая компания исходила из того, что Украина не сможет оплачивать поставки газа по европейским ценам, и «Газпром», используя данную ситуацию, будет работать с украинскими предприятиями напрямую, без посредников в лице государственных компаний Украины.

Цена на импортный природный газ для промышленников, несмотря на обещания премьера Ю. Тимошенко, продолжала расти, и в 2008 г. выросла на 45%, по сравнению с уровнем 2007 г. (179,5 долл. США за 1 тыс. м3). Правительство увеличило ценовую надбавку на природный газ с 2 до 12% (на какие цели она идет, известно только правительственным чиновникам). С 1 мая 2009 г. в структуру оптовой цены на природный газ была включена новая надбавка в размере 87,43 грн. за 1 тыс. м3 (без НДС) - услуги НАК «Нафтогаз Украины» по реализации газа. Примечательно, что подобная надбавка отсутствовала даже у официального посредника поставок импортного газа в Украину - Ио8ИкгЕпе^о. По рекомендации правительства Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины в начале августа пересмотрела размеры тарифов газораспределительных организаций на транспор-

тировку и поставки природного газа. В итоге общий тариф на транспортировку газа трубопроводным транспортом увеличился для потребителя на 26,7% -до 122 грн. за 1 тыс. м3 (15,8 долл. США). Средний же расчетный тариф в результате этого пересмотра возрос на 28,7% - до 34 грн. за 1 тыс. м3 (4,4 долл. США). Таким образом, конечная цена газа для промышленных предприятий составляет порядка 2500 грн. за 1 тыс. м3 (325 долл. США) при прогнозируемой среднегодовой цене импортного газа 239,65 долл. США за 1 тыс. м3. Более того, с 1 января 2010 г. из действующей газовой формулы был изъят понижающий коэффициент 0,8, что автоматически увеличило цену импортного газа для украинских потребителей на 25%. В итоге стоимость импортного газа, потребляемого промышленными предприятиями Украины, постоянно росла, несмотря на официальные заявления бывшего премьер-министра.

В 2010 г. предприятия ГМК и химпрома вошли не готовыми к новым затратам. Особенно ощутимо повышение ударило по предприятиям, себестоимость продукции которых включает большие затраты на газовое топливо и сырье. Очередное ценовое повышение может привести к коллапсу украинского химпрома и металлургии.

Ситуация, складывающаяся в Украине на сегодняшний день, представляется тяжелой и малоперспективной, так как, с одной стороны, энергозатратность предприятий высока, а с другой - вследствие итогов болезненного газового противостояния января 2009 г. украинская экспортная экономика балансирует на грани банкротства. В начале 2009 г., после роста цен на импортируемый газ в Украине остановилось 23 крупных бюджетообразующих предприятия. Сегодня Украина потребляет столько же энергии, сколько Германия, но производит всего 10% от объема немецкого ВВП. Эти цифры отчетливо демонстрируют ближайшее будущее экономики страны.

Необходима адекватная политика в газовом вопросе, отвечающая интересам ключевых отраслей украинской промышленности - металлургической и химической, в крайней степени зависимых от импортируемого из России газа. В краткосрочной и среднесрочной перспективе (как минимум, ближайшие десять лет) альтернативы этому сырью, так же как и поставщику, найдено не будет.

Новое российско-украинское соглашение, подписанное нынешними президентами двух стран Д. Медведевым и В. Януковичем в апреле 2010 г., сохраняет и даже может усилить газовую зависимость Украины от России. 10%-ная скидка на газ, предоставляемая сроком на десять лет, позволяет на ближайшее время завуалировать паразитические схемы НАК «Нафтогаз Украины» и не решать проблемы. В то же время это соглашение усиливает политические позиции «Газпрома» в Украине.

Для развития промышленного сектора, а значит и для восстановления экономики Украины в целом, команде В. Януковича критически важно пред-106

принять меры, направленные на оздоровление НАК «Нафтогаз Украины». В ином случае предприятия ГМК и химпрома будут продолжать нести убытки и терять рентабельность, что неотвратимо приведет к потере мировых отраслевых рынков и стагнации экономики страны.

Доходы от металлургической и химической отраслей, практически на 100% зависящих от импортируемого российского газа, доля которого в себестоимости продукции достигает 60%, составляют 1/3 ВВП Украины. Переход на альтернативные источники энергии - нефть, уголь, ядерную и другие ее виды - требует многомиллиардных вложений и перестройки всей системы украинской экономики.

Снижение издержек на энергоносители высвободит колоссальные суммы на переоснащение основных фондов и развитие энергосберегающих технологий и сделает отрасль привлекательной для инвестиций.

Киев при правительстве Ю. Тимошенко пытался найти альтернативных поставщиков энергоресурсов и рассчитывал на реализацию достаточно авантюрных энергетических проектов (например, газопровода «Белый поток»), но эти проекты не изменят серьезно ситуацию на внутреннем газовом рынке и не ликвидируют коррупцию в энергетическом секторе.

Идея «Белого потока» разрабатывалась еще Юлией Тимошенко с 2005 г., но после ее отставки и назначения премьер-министром В. Януковича проект не получил своего развития в Украине. Однако он не был забыт. Развитие проекта продолжалось в рамках международного частного консорциума «Грузия-Украина-Европейский союз» (GUEU - White Stream Pipeline Company), созданного в 2004 г. (неофициальное название «Свободный от политического давления газ») (10, с. 7).

Проект обсуждался на двухсторонних и многосторонних встречах длительное время и более того, был презентован на саммите по вопросам энергетической безопасности в Вильнюсе. 29 января 2008 г. в Брюсселе проект был представлен вернувшейся на пост премьер-министра Ю. Тимошенко, после чего интерес к нему вырос, и «Белый поток» стали рассматривать как основного конкурента другим потенциальным трубопроводам, прежде всего «На-букко».

Данный проект - это единственная возможность диверсифицировать поставки газа на Украину. Однако, несмотря на политическую и финансовую поддержку ЕС, «Белый поток» - сложно реализуемый проект. Главная проблема - наполняемость трубы (пропускная способность 32 млрд. м3), так как весь туркменский газ законтрактован российским «Газпромом» и Китаем на несколько лет вперед. Кроме того, на туркменский газ претендуют Индия и Пакистан. Участники проекта не торопятся с подписанием соглашений и утверждением проекта, что ставит вопрос о сроках его реализации. В сово-

купности эти проблемы крайне осложняют перспективы освобождения украинской экономики от зависимости поставок газа из России.

Тем не менее директор «White Stream Pipeline Company» Роберт Пиран заявил, что строительство газопровода начнется в 2012 г., а первую фазу проекта завершат к 2015 г. (5).

На данный момент Украина не имеет альтернативных поставщиков энергетического сырья. Высокая зависимость от импортируемых из России энергоносителей, низкая инвестиционная привлекательность в силу внутренней политической и экономической нестабильности, периодические газовые кризисы в отношениях с Россией ставят перед президентом В. Януковичем задачи глубокой системной реформы украинской экономики и реального вклада в развитие и укрепление российско-украинских экономических и политических отношений, расширения сотрудничества двух стан в сфере энергетики.

Литература

1. В этом году из ПХГ возьмут 13,22 млрд. кубов газа, закачают - 3,77 млрд. // ИА УНИАН. - Режим доступа: http://www.unian.net/rus/news/news-358208.html (дата обращения: 25.01.2010).

2. Ваджра А. РАСПАД: Миф о «Закромах Родины» - 1 // Руська Правда. - Режим доступа: http://www.ruska-pravda.com/index.php/200911035002/stat-i/arhivy-andreja-vadzhry/l-r. html (дата обращения: 20.01.2010).

3. Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ // Федеральная служба государственной статистики РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_11/ IssWWW.exe/Stg/d03/26-06.htm (дата обращения: 15.02.2010).

4. Внутренний рынок газа на Украине: политика, экономика, криминал // ИА Регнум. -Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/802954.html (дата обращения: 17.03.2010).

5. Глава газового проекта «Белый поток»: Не думаю, что Китай будет импортировать газ в том же объеме, что и Европа // Информационно-аналитический портал «Нефть России». -Режим доступа: http://www.oilru.com/news/151139/ (дата обращения: 17.02.2010).

6. Государственный комитет статистики Украины. - Режим доступа: http://www. ukrstat.gov.ua/ (дата обращения: 15.02.2010).

7. Гриб Н. Газовый император. Россия и новый миропорядок. 2009. - 288 с.

8. Гусак Л. Слишком горячий газ // Еженедельник 2000, № 51, 18.12. 2009.

9. Еременко А. Потянет ли украинская экономика цену газа в 300 долларов? // Зеркало недели № 15 (694), 25.04.2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Жильцов С.С. «Белый поток» обострил конкуренцию // НГ-Энергия № 42 11.03.2008.

11. Кобылянская Л. Экономические отношения России и Украины // Экономический портал. - Режим доступа: http://institutiones.com/general/997-ekonomicheskie-otnosheniya-rossii-i-ukrainy.html (дата обращения: 20.12.2009).

12. Косов Ю.В. Содружество Независимых Государств: Институты, интеграционные процессы, конфликты. - 2009. - 224 с.

13. Либман А. М. Экспансия российского капитала в страны СНГ. - 2006. - 367 с.

14. Минтопэнерго: Газовый баланс-2010 правительства Тимошенко опасен и требует пересмотра // fmance.ua 2000. - Режим доступа: http://news.finance.Ua/ru/~/1/0/all/2010/ 03/17/190603 (дата обращения: 17.03.2010).

15. Становление газового рынка Украины // AHT Consulting 2004. - Режим доступа: http://www.aht.org/eng/analitics/2007/gas_sector.pdf (дата обращения: 18.12.2009).

16. Степаненко В. А. Встречный ветер-2 // Электронный журнал Энергосервисной компании «Экологические системы». - Режим доступа: http://esco-ecosys.narod.ru/2005_12/art107.htm (дата обращения: 18.12.2009).

17. Украина заняла 8-е место среди ведущих производителей стали // ИА Минпром. 22.01.10 - Режим доступа: http://minprom.ua/news/36044.html (дата обращения: 22.01.10).

18. Цены на газ для украинской металлургии // Информационно-аналитический журнал «Металлургический бюллетень», № 3, 03.01.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.