Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И МОТИВИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И МОТИВИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОТИВИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СОТРУДНИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляцкий Дмитрий Владимирович

Актуальность исследования обусловлена влиянием базового управленческого процесса на мотивирование сотрудников. В работе также введено понятие «базового управленческого процесса», предложены новые принципы его оценки с учетом мотивирования сотрудников. В научной статье представлены методы повышения эффективности работы в организации. Даны рекомендации по повышению эффективности на основе разработанных автором инструментов управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE THE EFFICIENCY OF WORK IN THE ORGANIZATION AND MOTIVATE EMPLOYEES

The relevance of the study is due to the influence of the basic management process on the motivation of employees. The paper also introduces the concept of “basic management process”, proposes new principles for its evaluation, taking into account the motivation of employees. The scientific article presents methods for improving the efficiency of work in the organization. Recommendations for improving efficiency on the basis of the organization management tools developed by the author are given.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И МОТИВИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И МОТИВИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ

Поляцкий Дмитрий Владимирович,

Аспирант Московской международной академии, Москва, Россия

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена влиянием базового управленческого процесса на мотивирование сотрудников. В работе также введено понятие «базового управленческого процесса», предложены новые принципы его оценки с учетом мотивирования сотрудников. В научной статье представлены методы повышения эффективности работы в организации. Даны рекомендации по повышению эффективности на основе разработанных автором инструментов управления организацией.

Ключевые слова: базовый управленческий процесс, повышение эффективности, мотивирование, организация, сотрудник

INCREASE THE EFFICIENCY OF WORK IN THE ORGANIZATION AND MOTIVATE EMPLOYEES

Dmitrii V. Polyatsky,

Postgraduate student of the Moscow International Academy, Moscow, Russia

Abstract. The relevance of the study is due to the influence of the basic management process on the motivation of employees. The paper also introduces the concept of "basic management process", proposes new principles for its evaluation, taking into account the motivation of employees. The scientific article presents methods for improving the efficiency of work in the organization. Recommendations for improving efficiency on the basis of the organization management tools developed by the author are given.

Keywords: basic management process, efficiency improvement, motivation, organization, employee

Сущность и специфика управленческих процессов.

Управление - это определенная деятельность, которая в свою очередь вытекает в определенного рода процессы, направленные на создание решений и действий, осуществляемых менеджерами в конкретном порядке и последовательности, чтобы улучшить и увеличить те или иные показатели и аспекты компании. В свою очередь, такие процессы именуют «Управленческими процессами». В научном мире существует несколько противоположных и однонаправленных позиций относительно становления, развития и динамики такого понятия как «базовый управленческий процесс». Так, Высочина, Шкиндер рассматривают его с точки зрения методики процессного моделирования. Свою научную задачу они декларируют как улучшение системы менеджмента качества с учетом влияния процессного подхода. По их мнению, управленческие процессы имеют свои особенности и свои специфики, что на практике вызывает определенные трудности в их анализе, оценке и измерении. Предложения авторов заключается в совершенствовании понимания процесса на основе разработки стратегии расширения деятельности предприятия [1].

Т.С. Кочеткова, С.В. Горинова в своей научной работе рассматривают управленческий процесс с позиции методов и способов их оценки на основе оптимизационной модели хозяйствования [2]. Авторы, указывая на неалгоритмированность, непредсказуемость и специфику

Поляцкий Д.В.

управленческой деятельности, предлагают свою методику оценки управленческих процессов. При этом виды процесса, например, базовый, вспомогательный, сервисный в работе не конкретизируются. Традиционно делается акцент на оценку эффективности как возможности применения количественных методов исследования. Отличительной чертой работы представляется такие факторы, воздействующие на эффективную работу организации как умение принимать решения в определенные, разумные сроки, наличие творческого мышления у менеджера, а также актуальность применения современных технологий управления.

Развивая данную проблематику, А.Г. Титов и Н.И. Ермашкевич [7] актуализируют фазу применения цифровых и информационных технологий в совершенствовании управленческих процессов организации. Помимо этого, в работе определяется и устанавливается общая роль и особое значение информации в управленческой деятельности, обосновывается необходимость, цели и задачи информационной управляющей системы, которая по замыслу авторов является базовой. Преимуществом научных выводов указанных авторов является тот факт, что устанавливается порядок проектирования управленческого процесса с учетом взаимосвязи внешней и внутренней среды. Таким образом, постулируется тезис об организации как открытой системе, что позволяет в дальнейшей работе детально проанализировать указанные условия на предмет решения задачи повышения эффективности. Ценным параметром являются предложения относительно новых форм и методов повышения эффективности функционирования информационно-управляющей системы в организации. Одним из недостатков указанной научно-исследовательской работы является то, что авторы не разделяют управленческие процессы на базовые, вспомогательные, дополнительные или иные, что значительно затрудняет формирование критериальной системы оценки их эффективности. Также авторы не сочли необходимым раскрыть вопрос о мотивировании сотрудников, что значительно снижает научно-исследовательскую ценность их предложений.

Мотивация персонала

Для справедливости отметим, что особенно в современных реалиях мотивационный аспект очень важен для продуктивной деятельности не только сотрудников компании, но организации в целом, так как именно мотивация лучше всего способствует к действию и правильному выбору направления. Также на сегодняшний момент повышение эффективности любого управленческого процесса немыслима без такой важной составляющей работы менеджера как действенное мотивирование сотрудника, которое основано на оценке результата его деятельности в организации. На это напрямую указывается в работе А.А. Малышева [4]. Он призывает разрабатывать собственную систему мотивирования сотрудников, однако не связывает ее с повышением эффективности базовых или иных управленческих процессов в организации. Его научно-исследовательская позиция гласит, что «мотивирование — всего лишь один из основных ресурсов власти, имеющихся в распоряжении менеджеров, который позволяет добиться изменения поведения и действий сотрудников в нужном для организации направлении». При этом не идет речь о повышении экономической эффективности и разработки индивидуальной системы ключевых (базовых) показателей оценки. Важность данной проблемы определена очень расплывчато, в целом, без конкретизации деталей, что на наш взгляд, подтверждает тот факт, что в данной сфере требуется дальнейшее развитие описанной идеи.

В современных российских и мировых реалиях, когда бизнес стал высокотехнологичным, выросла обеспокоенность руководства организации в удержании компетентных сотрудников. В сложившихся условиях необходимо разработать и внедрить систему индивидуального мотивирования компетентных сотрудников. По мнению Н.В. Самоукиной, решение этой непростой управленческой задачи возможно только в том случае, если руководитель идет навстречу интересам и потребностям своих лучших сотрудников и предлагает те мотивационные условия, которые их вдохновляют и стабилизируют в компании [5]. Автором предлагает взамен стандартно сформированных комплексов условий система индивидуальных мотивационных факторов, настроенных на каждого отдельного ключевого сотрудника. Приступая к решению про-

Повышение эффективности работы в организации и мотивирование сотрудников

блемы мотивирования сотрудников организации, Н.В. Самоукина, рассматривает прежде всего потребности руководителя. При этом делается акцент на минимизацию временных ресурсов, отказ от трудоемких научных методов исследования, таких как психологическое тестирование, сплошное, массовое анкетирование. С целью детерминации потребности своих подчиненных рекомендуется использовать такой простой и компактный метод, как наблюдение.

Интересный подход изложен в научной статье Т.М. Степанян [6]. Автором рассматриваются проблемы выбора инструментов влияния на изменение мотивации сотрудников, вызванных развитием внешних факторов рынка. Ученый полагает, что изменение мотивации сотрудников способно привнести в работу организации новые инновационные идеи, что может вывести организацию на новый виток развития.

В заключение хотелось бы отметить, что рассматривается в данной статье проблема повышения эффективности работы организации на фоне мотивирования сотрудников не нашла достаточного обоснования и раскрытия в научной литературе.

Традиционалистская точка зрения уповает на рост заработной платы как базовый механизм мотивации. Стоя на этих убеждениях, мы можем констатировать тот факт, что организация будет вынуждены постоянно повышать размер оплаты труда, демонстрируя положительную динамику развития организации, нивелируя при этом кризисные явления и антикризисные меры.

Как показано в работе Ю. Б. Ламихова [3] в условиях серьезных финансовых трудностей на первое место выходит методология (алгоритм) выстраивания эффективной мотивации сотрудников, способствующей оптимизации издержек предприятия и повышению производительности персонала. Несмотря на присутствие научного подхода, спорным является результаты исследования значимости нематериальной мотивации, ее влияния на увеличение прибыли, создания комфортной атмосферы и здоровой конкурентной среды, а также формированию у персонала значимых компетенций, повышение их квалификации, развитие творческого потенциала [3]. Все это еще раз подчеркивает актуальность и перспективность предложенного в данной статье взгляда на процессы и результаты исследования по заданной проблематике.

Список литературы

1. Высочина М. В., Шкиндер М. В. Моделирование управленческого процесса // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, №. 4 (37), 2016. - С. 159-164.

2. Кочеткова Т.С., Горинова С.В. Проблемы оценки управленческих процессов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение, №1 (32), 2013, - С. 23-29.

3. Ламихов Ю.Б. Создание оптимальной системы трудовой мотивации на современных предприятиях // Дискуссия, № 1 (92), 2019. - С. 47-55. doi:10.24411/2077-7639-2019-00006 (дата обращения 17.01.2023).

4. Малышев А.А. Антиконфликтное мотивирование сотрудников внешнеторговых организаций // Российский внешнеэкономический вестник, №. 1, 2007. - С. 39-44.

5. Самоукина Н.В. Индивидуальное мотивирование сотрудников: инструмент для руководителя // VetPharma, №1 (29), 2016. - С. 16-23.

6. Степанян Т.М. Инструменты мотивированного воздействия на сотрудников организаций с целью поступательного развития // Образование. Наука. Научные кадры. № 3, 2019. - С. 102-104. doi:10.24411/2073-3305-2019-10144 (дата обращения 19.01.2023).

7. Титов А.Г., Ермашкевич Н.И. Информационное обеспечение управленческих процессов // Вестник Брянского государственного университета, №. 3, 2009. - С. 64-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.