Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ КРИЗИСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ КРИЗИСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ / ДЕЖУРНАЯ СМЕНА / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулагин Андрей Владимирович

Рассмотрен вопрос функционирования подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пути повышения эффективности несения боевого (оперативного) дежурства сменами центров управлений Вооруженных Сил Российской Федерации при возникновении как чрезвычайных, так и кризисных ситуаций. Предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки к боевому (оперативному) дежурству и алгоритмов действий номеров дежурных смен на различных этапах развития кризисных и чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулагин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE OPERATIONAL EFFICIENCY OF RF AF CONTROL CENTERS IN CRISIS AND EMERGENCY SETTLEMENT

The paper examines the functioning of the emergency prevention and elimination subsystem, as well as ways of enhancing the efficiency of combat (operational) duty by shifts at RF AF control centers when both emergency and crisis situation break out. It proposes measures aimed at improving the system of preparation for combat (operational) duty and action algorithms for members of duty crews at various stages in the development of crisis and emergency situations.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ КРИЗИСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

Повышение эффективности работы центров управлений Вооруженных Сил Российской Федерации в разрешении кризисных и чрезвычайных ситуаций

Капитан 2 ранга в отставке А.В. КУЛАГИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрен вопрос функционирования подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пути повышения эффективности несения боевого (оперативного) дежурства сменами центров управлений Вооруженных Сил Российской Федерации при возникновении как чрезвычайных, так и кризисных ситуаций. Предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки к боевому (оперативному) дежурству и алгоритмов действий номеров дежурных смен на различных этапах развития кризисных и чрезвычайных ситуаций.

The paper examines the functioning of the emergency prevention and elimination subsystem, as well as ways of enhancing the efficiency of combat (operational) duty by shifts at RF AF control centers when both emergency and crisis situation break out. It proposes measures aimed at improving the system of preparation for combat (operational) duty and action algorithms for members of duty crews at various stages in the development of crisis and emergency situations.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Центр управления, дежурная смена, алгоритм действий, кризисная ситуация, чрезвычайная ситуация, эффективность, фактор.

Control center, shift on duty, action algorithm, crisis situation, emergency situation, efficiency, factor.

УВЕЛИЧЕНИЕ количества катастроф, в том числе природного и техногенного характера, изменение политической обстановки в мире, прежде всего расширение Североатлантического Альянса (North Atlantic Treaty Organization, NATO), диктуют необходимость совершенствовать способы управления силами (войсками) для оперативного реагирования при любом изменении обстановки как в местах дислокации, так и в любом регионе Российской Федерации, а также за ее пределами. Особое место в процессе управления войсками (силами), координации их действий с действиями федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) различного уровня занимает работа центров управлений Вооруженных Сил Российской Федерации как штатной структуры системы управления.

Особая роль в этом процессе отводится действиям дежурных смен (ДС) центров управлений при возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций, которые, с одной стороны, должны действовать в условиях недостатка информации, с другой — действия происходят в ограниченное время при быстро изменяющейся обстановке. Все это заставляет действовать дежурные смены центров управления различного уровня (прежде всего начиная с оперативного и т. д.), действовать по заранее разработанным алгоритмам.

Однако единой концепции работы в этом вопросе нет. Это вытекает из различных подходов к планированию работы различных центров управления. Наиболее выраженными являются различия в действиях ДС центров управлений территориальных военно-административных объединений и центров управлений видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации по решению задач поддержания стабильности как в назначенной зоне ответственности1, так и в войсковых частях центрального подчинения. Прежде всего различия касаются организации управления действиями подчиненных войск (сил) по выполнению возложенных на них функций при возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций и обусловлены различием в несении боевого и оперативного дежурства. При этом подходы к построению самой системы управления как совокупности органов и средств идентичны, а собственно система управления находится в равновесном состоянии и не изменяется во времени2. Следовательно, существует потребность разработки методологических подходов в рассмотрении процессов по управлению войсками (силами), а также сбору, обработке и анализу информационных потоков, поступающих как на определенный центр, так и выходящих из центра.

Рассмотрим подробно причины возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций, роль и место войск (сил) при их локализации и ликвидации.

Реалии современной международной обстановки и развитие ситуации внутри Российской Федерации позволяют выделить следующие группы факторов, влияющих на стабильность3:

• действия, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации, в том числе вооруженный мятеж, теракты, блокирование или захват особо важных объектов, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

• события чрезвычайного характера, в том числе экологические и техногенные происшествия, различные катастрофы, опасные природные явления.

Первая группа факторов составляет кризисные ситуации, вторая — составляет чрезвычайные происшествия (ситуации) (рис. 1).

Под кризисными ситуациями понимаются явления, в основе которых лежат изменения политической обстановки как внутри страны, так и за ее пределами, в части межгосударственных отношений, признаками которых являются обострение противоречий между группами людей (государствами) политических, экономических, социальных, при этом проявления этих противоречий имеют крайне антагонистические формы4.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, развивающаяся на определенной территории вследствие катастрофы или аварии, пандемии, опасного природного явления или стихийного бедствия в том числе и резкое ухудшение экологической обстановки, признаками которой являются человеческие жертвы, массовое ухудшение здоровья людей или существенный вред окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизни людей5.

Угрозы стабильности Российской Федерации

Кризисные ситуации

1. Территориальные претензии к России

2. Вмешательство во внутренние дела России

3. Угроза или нападение на военные объекты России за рубежом

4. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России

5. Возникновение и эскалация вооруженных конфликтов вблизи территории России и ее союзников

6. Ввод иностранных войск без санкции ООН на территорию сопредельных с Россией государств

7. Создание, оснащение и подготовка вооруженных формирований и групп для действий на территории России и ее союзников

8. Игнорирование интересов России в решении проблем национальной безопасности

Чрезвычайные ситуации

1. Нарушение экологической безопасности

2. Нарушение эпидемиологической безопасности

3. Тяжелая пожароопасная обстановка

4. Тяжелая паводкообразная обстановка

5. Техногенные аварии (катастрофы)

6. Стремительно развивающиеся природные аномалии (засуха, ураган, смерч и т. д.)

7. Геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов)

Рис. 1. Факторы, влияющие на стабильность

Необходимо разделять природу возникновения, этапы развития и действия по разрешению кризисных и чрезвычайных ситуаций. Основное отличие с точки зрения применения сил (войск) между кризисными и чрезвычайными ситуациями заключается в направлении сосредоточения основных усилий. При разрешении кризисных ситуаций основные усилия направлены на оборону Российской Федерации, ее территориальной целостности и политической стабильности. Другими задачами являются: защита населения, эвакуация, гуманитарная помощь и ряд других. При разрешении чрезвычайных ситуаций основные усилия направлены на локализацию и ликвидацию последствий опасного техногенного или иного яв-

ления, угрожающего жизни и здоровью людей. Различия в постановке задач определяют различные критерии оценки, в том числе и эффективности действия войск (сил).

Эффективность действия войск (сил) определяется этапами планирования и управления. Под планированием в широком смысле понимается деятельность по разработке комплекса мероприятий, направленных на достижение установленных целей с назначенной эффективностью решаемых в рамках этого процесса задач, а также разработка в рамках этого процесса комплекта документов6. При планировании действий в кризисных и чрезвычайных ситуациях необходимо учитывать специфику этих ситуаций.

А процесс управления целесообразно представлять как деятельность взаимосвязанной по целям и задачам группы должностных лиц, по формированию вектора управленческих целей, использованию информационных ресурсов различного уровня, принятию управленческих решений по постановке задач подчиненным (приданным) войскам (силам), их обеспечению, организации взаимодействия и контролю7.

Основным документом, определяющим организацию работы в Вооруженных Силах Российской Федерации по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций является приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 375 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации»8. В нем определена организация, состав сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации (рис. 2) как составной части единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации

Органы военного управления (органы управления)

Силы и средства видов (родов войск) Вооруженных Сил, военных округов, воинских частей

Силы и средства всестороннего обеспечения

Рис. 2. Состав функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации

Государственная система структурирована по уровням: федеральному, межрегиональному, региональному, муниципальному и объектовому. Применительно к Вооруженным Силам эти уровни соответственно включают: все войска и силы Министерства обороны, войска Военного округа, войска территориального гарнизона, войска местного гарнизона, подразделения отдельной воинской части. Каждый уровень имеет свои выделенные органы управления, силы и средства (см. рис. 2). Общим для каждого уровня является кри-

терий эффективности применения войск (сил) для решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Анализ показывает, что эффективность действий войск (сил) на начальном этапе развития чрезвычайных (а равно и кризисных) ситуаций определяется по временным интервалам принятия решения и выработки замысла. Следовательно, возникает задача минимизировать время принятия управленческих решений в первые минуты (максимум до часа) возникновения чрезвычайной (кри-

зисной) ситуации. Это может быть достигнуто двумя способами:

• применением заранее разработанных алгоритмов;

• возложением широкого спектра управляющих функций на ДС центров управлений различного уровня (дежурных по гарнизонам и т. д.).

Отсюда следует повышение роли ДС центров управлений различного уровня и прежде всего Национального центра управления обороной Российской Федерации и региональных центров управления округов (Объединенное стратегическое командование «Северный флот»).

Заранее разработанные алгоритмы — это распределение всех кризисных (чрезвычайных) ситуаций по группам, объединенным по природе возникновения, развития и пред-

полагаемым последствиям. При этом алгоритмы действий ДС различны и направлены на достижение различных целей. При одном и том же происшествии может быть поставлена задача как управления войсками (силами), так и контроля за развитием обстановки, информирования должностных лиц.

Расширение управляющих функций ДС — это прежде всего совершенствование системы управления и контроля исполнения сигналов управления. Решение этой задачи происходит за счет организационных и технических мероприятий, таких как: совершенствование системы связи, оптимизация должностных обязанностей номеров ДС, использование технических средств при решении прикладных задач управления и ряд других (рис. 3).

Рис. 3. Пути совершенствования работы номеров ДС

Рассмотрим подробно варианты ми элементами повышения эффектив-

повышения эффективности работы ности являются планирование работы

ДС при возникновении кризисных и практическая отработка ДС. Уже на

и чрезвычайных ситуаций. Важнейши- этапе планирования появляются раз-

личия в действиях ДС при той или иной ситуации. При возникновении кризисной ситуации приоритетными направлениями деятельности ДС являются: сбор оперативной группы (как правило, из состава штатного органа управления (военного управления), сбор первичной информации по кризисной ситуации, система докладов (в том числе и в Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) по изменениям обстановки и передача информации по происшествию личному составу оперативной группы. При возникновении чрезвычайного происшествия, в зависимости от развития ситуации, на ДС могут быть возложены задачи не только по контролю, но и по разрешению происшествия. Например, контроль развития текущего состояния обстановки в зоне чрезвычайной ситуации и действия войск (сил) при ее ухудшении в результате паводка или пожара.

Анализ разработки документов для ДС центров управления различного уровня показывает, что при разработке должностных инструкций разница в природе возникновения и этапах развития кризисных и чрезвычайных ситуаций учитывается не в полном объеме. Это не отвечает требованиям современных реалий.

Логичным совершенствованием системы работы ДС (для уровня органов военного управления) при возникно-

вении кризисных и чрезвычайных ситуаций должны быть следующие:

• составление утвержденного и согласованного с Центральными органами военного управления перечня кризисных и чрезвычайных ситуаций, структурированного по группам в зависимости от природы их возникновения;

• разработка алгоритмов действий ДС при возникновении каждой группы кризисных или чрезвычайных ситуаций, для каждого номера ДС отдельно с поминутной детализацией;

• разработка распорядительных документов (таких как: планы действий сил (войск) при возникновении той или иной ситуации, карточки оповещения оперативных групп, контрольные листы прибытия, макеты докладов и т. д. с учетом специфики действий) для ДС;

• разработка справочных документов (таких как: справочники по технике, расчеты пропускной способности основных магистралей, данные по наличию запасов материальных средств на складах и т. д.) для ДС;

• практическая отработка номеров ДС;

• уточнение схемы информационного взаимодействия с Федеральными органами исполнительной власти (и их структурными элементами);

• поддержание технических средств в исправном состоянии и в готовности к действию по предназначению.

Необходимо разделять природу возникновения, этапы развития и действия по разрешению кризисных и чрезвычайных ситуаций. Основное отличие с точки зрения применения сил (войск) между кризисными и чрезвычайными ситуациями заключается в направлении сосредоточения основных усилий. При разрешении кризисных ситуаций основные усилия направлены на оборону Российской Федерации, ее территориальной целостности и политической стабильности. Другими задачами являются: защита населения, эвакуация, гуманитарная помощь и ряд других. При разрешении чрезвычайных ситуаций основные усилия направлены на локализацию и ликвидацию последствий опасного техногенного или иного явления, угрожающего жизни и здоровью людей. Различия в постановке задач определяют различные критерии оценки, в том числе и эффективности действия войск (сил).

Таким образом, подготовка к действиям ДС центров управлений различного уровня при возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций должна быть системной, целенаправленной и различаться по действиям (применяемым алгоритмам действий) в зависимости от характера возникновения и развития той или иной ситуации. Собственно подготовка должна быть многоуровневой и включать:

• распределение всех прогнозируемых к возникновению на определенной территории кризисных и чрезвычайных ситуаций, сведенных в группы, в зависимости от природы их возникновения;

• составление подробных алгоритмов действий для каждого номера ДС, структурированных по каждой группе кризисных или чрезвычайных ситуаций;

• разработка комплекта документов для ДС;

• систематические тренировки (по разработанным графикам) номеров ДС;

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации».

2 Словарь русского языка: В 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

3 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

4 Чирков Г.С. К вопросу о понятии кризисных ситуаций (административно-правовой аспект) // Безопасность бизнеса. 2005. № 4. С. 5—11. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/6005-voprosu-ponyatii-krizisnykh-situacij-

Основным документом, определяющим организацию работы в Вооруженных Силах

Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 375 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации». В нем определена организация, состав сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

• оборудование центров управлений техническими средствами (обработки информации, связи, управления и т. д.), поддержание их в исправном состоянии и в постоянной готовности к действию.

admiшstrativno-pravovoj-aspekt (дата обращения: 01.02.2022).

5 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6 Луговской Р.А., Цветкова Т.Б. Планирование и регулирование социально-экономического развития России: монография. М.: РГГМУ, 2011. С. 110.

7 Современные проблемы управления силами ВМФ: Теория и практика. Состояние и перспективы / И.В. Соловьев, В.В. Греков, С.М. Доценко и др.; под ред. И.В. Куроедова. СПб.: Политтехника, 2006. С. 432.

8 В редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 1 августа 2017 г. № 468.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.