Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоменко Я.В., Проскурнин М.В.

В статье рассматриваются проблемы промышленного сектора экономики Донецкой Народной Республики. Исследованы цели, сущность и классификация государственной промышленной политики. Исследовано современное состояние и определены приоритетные направления повышения эффективности промышленной политики Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE STATE’S INDUSTRIAL POLICY

The article considers the issues of the industrial sector of the economy of the DonetskPeople's Republic. The goals, essence and classification of the state industrial policy are investigated. The current state of affairs has been investigated and the priority directions for improving the efficiency of industrial policy of the Donetsk People's Republic have been identified.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 338.22:338.45:332.1

Я.В. ХОМЕНКО, докт. экон. наук, профессор кафедры «Экономическая теория и государственное управление», e-mail: yana_homenko@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР,

М.В. ПРОСКУРНИН, коммерческий директор, e-mail: proskurnin.maxim@yandex.ru

ООО «Донпромкабель»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются проблемы промышленного сектора экономики Донецкой Народной Республики. Исследованы цели, сущность и классификация государственной промышленной политики. Исследовано современное состояние и определены приоритетные направления повышения эффективности промышленной политики Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: промышленность, промышленные предприятия, государственное регулирование, эффективность производства, экономика.

Khomenko Ya.V., Proskurin M.V.

Improving the efficiency of the state's industrial policy.

The article considers the issues of the industrial sector of the economy of the Donetsk People's Republic. The goals, essence and classification of the state industrial policy are investigated. The current state of affairs has been investigated and the priority directions for improving the efficiency of industrial policy of the Donetsk People's Republic have been identified.

Keywords: industry, industrial enterprises, state regulation, production efficiency, economics.

Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью промышленного сектора в экономическом развитии государства, необходимостью разработки эффективных методов и инструментов его регулирования. Промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. В течение XX в. производство промышленной продукции выросло более чем в 26 раз (при росте сельскохозяйственного производства менее чем в 6 раз, а численности населения - в 4 раза). В настоящее время в промышленности занято около 20% экономически активного населения планеты и производится 37% мирового ВВП [1, с. 36]. Развитие промышленного сектора мировой экономики и рост производства промышленной продукции в течение двух последних веков привели к существенным изменениям в условиях и образе жизни населения планеты. При этом в настоящее время этот процесс продолжается и обусловливает стремительное развитие сферы услуг [2, с. 36].

В структуре экономики Донецкой Народной Республики промышленность также имеет большое значение. По данным 2019 г., в общем объеме реализации

© Я.В. Хоменко, М.В. Проскурин, 2021

продукции всех отраслей экономики удельный вес промышленного производства составляет около 63%. При этом в структуре реализации промышленной продукции наибольший удельный вес приходится на перерабатывающую промышленность - около 61% [3, с. 12, с. 14].

Важная роль промышленности обусловливает необходимость проведения исследований, направленных на повышение эффективности государственной промышленной политики. Так, Ю.П. Грицак [1], И.А. Родионова [2], М.Н. Мечикова, Н.А. Новиков [4] изучают вопросы, связанные с развитием производственного потенциала; Е.Н. Стариков [5], А.Т. Волков, П.М. Гуреев, Е.Н. Дуненкова [6] проводят анализ отечественного и зарубежного опыта реализации промышленной политики.

В то же время имеется необходимость проведения более глубоких исследований содержания, функций и проблем промышленной политики с целью повышения ее эффективности в Донецкой Народной Республике.

Цель данной работы состоит в теоретическом изучении сущности промышленной политики, исследовании современного состояния и установлении приоритетов государственной промышленной политики Донецкой Народной Республики.

В настоящее время в отечественной экономике активно проявляются ограничения промышленного развития, обусловленные различными факторами, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на состояние всей экономики. Среди главных проблем развития промышленности Донецкой Народной Республики можно выделить следующие [3]:

1. Стагнация промышленности. С сокращением промышленного производства в целом, а особенно производства инвестиционной продукции, наблюдается

отставание и ослабление национальной экономики, потеря конкурентных позиций на мировом рынке.

2. Ухудшение структуры промышленности. При увеличении доли низкотехнологичного производства и сокращении высокотехнологичного происходит регресс технологической структуры промышленности.

3. Низкий уровень финансирования науки и инноваций. Недостаточный объем финансирования инновационной деятельности обусловливает консервацию существующей технологической структуры и отставание развития наукоемких производств. При этом технологическое отставание в отечественной экономике происходит на фоне мировых тенденций научно-технического подъема, уже проявляющихся в использовании технологий Индустрии 4.0, создании новых отраслей и рынков.

4. Низкий уровень доходов промышленных предприятий. Продолжающаяся тенденция снижения уровня доходов и прибыли предприятий увеличивает риски дальнейшей деградации промышленности вследствие невозможности обеспечения собственным инвестиционным ресурсом.

5. Неблагоприятный инвестиционный климат. Основным фактором ухудшения инвестиционного климата предприятий Донецкой Народной Республики является политическая нестабильность. Очевидно, что изменение сложившейся ситуации возможно лишь при ведении результативного политического диалога между сторонами конфликта.

6. Неблагоприятные условия для промышленного экспорта. Ограниченность условий для активизации внешней торговли препятствует продвижению продукции отечественных производителей на рынки сбыта. Развитие промышленности требует расширения масштабов спроса на продукцию, интеграции в ре-

гиональные и глобальные цепи создания добавленной стоимости, диверсификации географической и товарной структуры экспорта промышленной продукции.

7. Несоответствие кадрового обеспечения потребностям промышленности. Удовлетворение потребностей промышленности в квалифицированной рабочей силе возможно при условии осуществления мероприятий по совершенствованию системы образования и профессиональной подготовки кадров, которые должны обеспечивать тесное взаимодействие предприятий, образовательных и научных организаций.

8. Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры (транспортной, энергетической, информационной) создает ограничения для промышленного развития.

9. Низкий уровень заработной платы способствует снижению экономической активности граждан и увеличивает риски трудовой эмиграции и дефицита рабочей силы на рынке труда.

10. Небольшая емкость внутреннего рынка Донецкой Народной Республики для реализации собственной промышленной продукции обусловливает проблематичность ее сбыта.

11. Незагруженность промышленных предприятий в полном объеме влечет за собой проблему обеспечения занятости населения, оттока кадров и препятствует экономическому восстановлению региона.

12. Недостаточная урегулирован-ность правового поля промышленной политики государства препятствует эффективному ведению экономической деятельности субъектами хозяйствования.

13. Отсутствие эффективного взаимодействия государства и бизнеса, основанного на общих интересах, существенно замедляет процессы преобразований в системе хозяйствования, которые долж-

ны быть направлены на промышленное развитие и экономический рост.

Важная роль промышленного сектора предопределяет необходимость разработки эффективных методов и инструментов регулирования промышленности государством. Такое регулирование осуществляется посредством промышленной политики, которая должна способствовать экономическому росту за счет усиления конкурентоспособности продукции промышленного сектора, насыщения внутреннего рынка товарами собственного производства, снижения энергоемкости производства.

Согласно терминологии Федерального закона РФ «О промышленной политике в Российской Федерации», под промышленной политикой следует понимать комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала страны, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции [7].

Как отмечает в своей работе А. Леонтьев, под промышленной политикой понимается «совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции» [8, с. 44-45].

По мнению В. Марковой и М. Плужник, промышленная политика представляет собой «целенаправленные меры государственного вмешательства с целью трансформировать экономическую структуру общества посредством изменения индустриального уклада, рынка труда и капитала для обеспечения конкурентоспособности страны» [9, с. 41]. Авторы подчеркивают, что целесообраз-

ность осуществления промышленной политики продиктована проблемами обеспечения национальной безопасности, минимизации экономических шоков, преодоления диспропорций, препятствующих экономическому развитию [9, с. 40].

Таким образом, промышленная политика представляет собой скоординированную систему мер государственных органов власти, направленную на развитие промышленного сектора в целом и отдельных (приоритетных) его отраслей, которая обеспечивается соответствующими механизмами реализации. Главным приоритетом промышленной политики является решение стратегических и тактических задач в сфере промышленности: увеличение объемов и изменение структуры промышленного производства, создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее отдельных отраслей. При этом основными функциями промышленной политики являются функции регулирования, распределения, контроля, координации, стимулирования, ресурсосбережения [10, с. 38].

В исследованиях ученых рассматривается несколько видов промышленной политики, характеризующихся различными инструментами реализации (рис. 1).

Главными целями промышленной политики являются сохранение и использование научно-технического потенциала для формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной национальной промышленности; обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны; создание новых рабочих мест, обеспечение занятости и достойного уровня жизни населения.

В настоящее время в Донецкой Народной Республике промышленная политика находится в стадии своего формирования. Сложные экономические условия, политическая нестабильность, экономико-политическая изоляция вызы-

вают целый ряд сложностей при разработке и реализации государственной промышленной политики.

Республиканским органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности и торговли, является Министерство промышленности и торговли [12]. На сегодняшний день Министерством промышленности и торговли разработаны программы по обеспечению потребности государства в продукции промышленного назначения, изготовленной исключительно промышленными предприятиями Донецкой Народной Республики. Так, разработаны следующие целевые программы:

по участию промышленных предприятий в изготовлении изделий и оборудования для проведения работ по капитальному ремонту и модернизации лифтового хозяйства;

по участию промышленных предприятий в изготовлении изделий и оборудования для проведения работ по капитальному ремонту и модернизации трамвайного парка;

по производству изделий и оборудования для строительства водоотливных комплексов угольных предприятий;

по развитию легкой промышленности;

по повышению экспортного потенциала [12].

Кроме этого, Министерством промышленности и торговли Донецкой Народной Республики разработана Среднесрочная стратегия развития легкой промышленности на 2021-2023 гг. Программа предусматривает на 2021 г. освобождение от налогов (за исключением единого социального взноса) предприятий, которые будут участвовать в этой программе [3, с. 147; 12].

Промышленная политика

По объекту воздействия

По длительности воздействия

По стратегии развития

с экспортоори- \

ентированная /

импорто- >

ч замещающая /

По степени государственного воздействия

По территориальному охвату

региональная

районная

По преобладающему функциональному направлению развития

инновационная

инвестиционная

амортизационная

Рис. 1. Виды промышленной политики (составлено авторами на основе [6, с. 17; 11])

Следует отметить, что в настоящее время промышленная политика Донецкой Народной Республики требует более детальной разработки с учетом специфики функционирования экономики молодого государства в условиях политико-экономических ограничений. При формировании и реализации промышленной политики следует опираться на опыт зарубежных стран, а также учитывать осо-

бенности влияния локальных факторов на развитие отраслей промышленности.

Эффективная промышленная политика должна предусматривать проведение инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного сектора. В первую очередь, реализация промышленной политики должна быть направлена на решение проблемы активизации инновационно-инвестиционных процессов в научно-технологической

сфере промышленной деятельности, проведение модернизации производственного и научно-технологического потенциала в стратегически важных отраслях экономики, эффективность государственной поддержки инвестиционных и инновационных проектов, которые могут быть реализованы в реальном секторе экономики. Такие преобразования должны основываться на сотрудничестве государства и бизнеса, образовательных и научных учреждений с поддержанием существующих и развитием новых форм партнерства, направленных на совместное формирование промышленной политики, стратегий промышленного развития, норм законодательства, государственных целевых программ, реализации проектов.

Важнейшими задачами промышленной политики должны стать: повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и предприятий, увеличение объемов промышленного производства и инвестиций в приоритетных отраслях промышленности, расширение номенклатуры изготовления конкурентоспособной продукции. Для достижения этого необходимо обеспечение структурной перестройки промышленности в направлении развития приоритетных отраслей, разработка и внедрение инструментов и методов государственной поддержки приоритетных отраслей промышленности, совершенствование организационной и производственной структуры управления объектов хозяйствования, стимулирование разработки и введения в производство новых видов конкурентоспособной продукции.

В направлении инновационно-технологического обеспечения промышленного сектора первоочередными мероприятиями государства должны стать:

формирование целостной инновационной системы, инициирование и государственная поддержка деятельности субъектов инновационной инфраструк-

туры (технопарков, научно-технологических центров и т.п.);

разработка основ государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности, определение приоритетных направлений развития науки и техники;

поиск действенных механизмов поддержки науки и инноваций, кооперации науки и производства в соответствии с приоритетами экономического развития государства;

пересмотр подходов к формированию структуры исследований и разработок в промышленности, которые должны ориентироваться преимущественно на сферу высоких технологий и создание наукоемкой продукции на стыке разных отраслей и знаний;

внедрение практики смешанного финансирования прикладных исследований и разработок при участии частного бизнеса;

расширение экономических инструментов стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования;

интеграция государственных научных учреждений с производственными структурами;

разработка особых условий ведения бизнеса для инвесторов;

создание альтернативной платежной системы, обладающей высокой степенью политической независимости и совместимости с российскими платежными инструментами;

формирование механизма инновационной деятельности, направленного на выработку приоритетов и поддержку высоких технологий (искусственный интеллект, нано-, био- и ресурсосберегающие технологии, робототехника) через программы государственного развития [3].

В сфере кадрового обеспечения промышленности целесообразно совершенствование действующей системы

профессионального образования, в основу которой должны быть положены мониторинг, оценка и прогнозирование ситуации на рынке труда, эффективная реализация профориентационных мероприятий, применение практикоориентирован-ного подхода к профессиональному образованию.

Успешная реализация промышленной политики Донецкой Народной Республики должна осуществляться на основе реформированной системы государственного управления. По мнению А.В. Половяна [3, с. 8], «в основе этой реформы должны лежать принципы прозрачности и открытости власти по отношении к бизнесу, а основой стать современные информационные технологии». Промышленная политика должна включать эффективное планирование, прогнозирование, мониторинг, анализ и контроль процессов, происходящих в реальном секторе экономики, а также систематическую оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти. При этом важным условием развития промышленного сектора является, с одной стороны, поддержка государственных предприятий, являющихся основой развития промышленности, а с другой -предоставление экономической свободы малому и среднему бизнесу.

Таким образом, формирование институциональной среды, развитие приоритетных секторов экономики, осуществление государственной поддержки развития и внедрения новых технологий, эффективное управление кадровым потенциалом, содействие инвестированию научной деятельности должны являться приоритетными направлениями государственной промышленной политики.

Список использованной литературы

1. Грицак, Ю.П. Промышленность стран мира: уровни развития и типы структур / Ю.П. Грицак // Регион: страте-

гия и приоритеты. - 2007. - № 5. - С. 3443.

2. Родионова, И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. - Москва: РУДН, 2010. - 606 с.

3. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред.

A.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

4. Мечикова, М.Н. Функциональная роль промышленной политики в стратегии модернизации производственного потенциала России / М.Н. Мечикова, Н.А. Новиков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - № 4 (16). - С. 58-63.

5. Стариков, Е.Н. Промышленная политика: подходы к формированию и управлению реализацией: моногр. / Е.Н. Стариков. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2017. - 71 с.

6. Волков, А.Т. Промышленная политика: международный опыт, актуальность, цели и задачи ее разработки и реализации в России / А.Т. Волков, П.М. Гуреев, Е.Н. Дуненкова // Вестник университета. - 2013. - № 12. - С. 13-19.

7. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_17311 9/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Леонтьев, А.Н. Субъекты промышленной политики / А.Н. Леонтьев // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2011. - № 1. - С. 45-49.

9. Маркова, В.Д. Индустриализация и промышленная политика /

B.Д. Маркова, М.В. Плужник // Вопросы управления. - 2015. - № 4. - С. 40-52.

10. Шестакова, К.В. Концептуальные подходы к исследованию промыш-

ленной политики в контексте обеспечения промышленного и экономического развития страны / К.В. Шестакова // Труды БГТУ. - 2018. - Серия 5. - № 2. -С. 34-40.

11. Дашкевич, А.В. Промышленная политика: виды, цели, формы построения [Электронный ресурс]. - URL: https://elib.gstu.by/bitstream/handle/220612/ 18n7/%D0%94%D0%B0%D1%88%D0% BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 %2C%20%D0%90.%20%D0%92.%20%D0

%9F%D1 %80%D0%BE%D0%BC%D1%8 B%D1 %88%D0%BB%D0%B5%D0%BD% D0%BD%D0%B0%D1 %8F ...pdf?sequen ce= 1 &isAllowed=y

12. Постановление «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и торговли Донецкой Народной Республики» от 26.09.2016 г. № 11-29 [Электронный ресурс]. - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0003-11-29-20160 926/

Ya.V. KHOMENKO, Doctor of Economics, Professor of the Economic Theory and Public Administration Department, e-mail: yana_homenko@mail.ru

Donetsk National Technical University, Donetsk, DPR,

M.V. PROSKURNIN, Commercial Director, e-mail: proskurnin.maxim@yandex.ru

LLC "Donpromkabel"

Статья поступила в редакция 21.04.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.