Научная статья на тему 'Повышение эффективности отбора в кадровый резерв на руководящие должности в организации'

Повышение эффективности отбора в кадровый резерв на руководящие должности в организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВ / ДИАГНОСТИКА / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / RESERVE / DIAGNOSTICS / MOTIVATIONAL PROFILE / PROFESSIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Люблинский М. С.

Рассмотрена проблема повышения эффективности подбора в кадровый резерв с использованием методик оценки мотивационного профиля и диагностики профессионального выгорания. Приводятся результаты исследования по данным методикам резерва руководителей среднего уровня управления на ОАО «КМЗ», г. Ковров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF THE SELECTION IN THE PERSONNEL RESERVE POSITIONS IN THE ORGANIZATION

The problem of picking efficiency in personnel reserve evaluation technique using motivational profile and diagnostic professional burnout. The results of a study on the techniques of mid-level managers reserve at JSC «KMZ», Kovrov.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности отбора в кадровый резерв на руководящие должности в организации»

оценку, участие в грантах и хоздоговорных НИР (тыс. руб.), трудоустройстве дипломников по специальности и их дальнейшем продвижении. Серьезные научные результаты должны учитываться (в переходящем порядке) в рейтинговой системе оценки преподавателя в течение нескольких лет, т. к. ежегодная гонка за результатами необоснованна и неизбежно приводит к снижению качества исследований. При этом вслед за другими авторами хочется обратить внимание региональных властей на то, что местные ученые в отличие от столичных лучше знают специфику и особенности региональной экономики, ее потенциал и резервы [5, с. 351].

Только реализация всего перечисленного комплекса мер создает предпосылки для непрерывного, системного и многоуровневого развития промышленных предприятий России.

Библиографический список

1. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике: В 5 т. Т. III. - М. : Научный эксперт, 2008. - 648 с. (С. 1887-2534).

2. Иноземцев В. Кто откроет глаза президенту // Совершенно секретно. - 2011. - № 4. - С. 10-11.

3. Лифшиц А. С. Концепция развития потенциала управленческого потенциала промышленных предприятий. - М. : Наука, 2003. - 234 с.

4. Лифшиц А. С. Развитие Фирсы: ресурсно-целевой подход. - Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2006. - 112 с.

5. Свиридов Н. Н. Высшая школа России и социально-экономическое развитие регионов // Управление социально-экономическими процессами в регионах: роль университетов / под общ. ред. В. В. Чекмарева. - Кострома: КГУ им. Некрасова, 2002. - С. 350-354.

6. 7 нот менеджмента. Лучшая практика управления. - М. : ЗАО «Эксперт РА», 2008. - 340 с.

УДК 331.108.2; 331.108.37

Люблинский М. С.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТБОРА В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ НА РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Рассмотрена проблема повышения эффективности подбора в кадровый резерв с использованием методик оценки мотивационного профиля и диагностики профессионального выгорания. Приводятся результаты исследования по данным методикам резерва руководителей среднего уровня управления на ОАО «КМЗ», г. Ковров.

Ключевые слова: резерв, диагностика, мотивационный профиль, профессиональное выгорание.

Сегодня нет смысла доказывать необходимость наличия качественного кадрового резерва на руководящие должности. Его формированием на предприятиях и в организациях занимаются давно и успешно. На некоторых из них культура формирования резерва сохранилась с советских времен. К сожалению, в современной России положительный опыт советской системы работы с резервом незаслуженно забыт. Многие считают, что такая система пришла в Россию из-за рубежа. Однако это не так. Еще остались предприятия, где система подготовки руководителей существует более 60 лет. Отрадно видеть, что сегодня большинство российских компаний пришли к пониманию необходимости планомерной работы по подготовке руководителей для всех уров-

ней управления предприятием. Наиболее передовые из них постоянно модернизируют систему, внедряя наиболее эффективные инструменты, удачно используя и советский и зарубежный опыт. Чем полезен кадровый резерв для компании? Этот инструмент управления персоналом позволяет:

- снизить текучесть кадров;

- повысить лояльность сотрудников;

- эффективно организовывать обучение и стажировку резервистов;

- снизить срок и затраты на закрытие вакансий;

- улучшить имидж компании как работодателя;

- контролировать фонд оплаты труда и бюджет службы НЯ;

- повысить качество планирования в компании;

- повысить репутацию кадровой службы в компании и др.

Однако все эти и другие улучшения происходят только в случае создания целостной системы подготовки эффективных руководителей, которые имеют определенный тип и уровень управления с учетом современных подходов к организации работы компании. Под типом руководителя в данном случае понимается мотивационная структура личности резервиста. Традиционно считается, что лучшим руководителем, особенно верхнего уровня управления считается личность с рабочим мотивационным профилем.

Мотивационный профиль это индивидуальное сочетание наиболее и наименее актуальных (значимых) для конкретного человека потребностей. Обычно он выявляется с помощью теста, который дает возможность количественно оценить относительную значимость этих потребностей для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль.

Для резервиста - руководителя, как уже было указано выше, предпочтительным является рабочий мотивационный профиль.

Согласно данным В. Э. Мильмана, в структуре личности работника имеются два вида мотивации: производительная и потребительная. Производительная мотивация (ценности) обуславливает творческое развитие личности и способствует включению человека в социум. Этот вид ценностей ориентирует человека на будущее, в них предпосылки предметного, содержательного развития, как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Производительная мотивация, исходя из ее сути, является созидательной, так как способствует порождению общественно значимых материальных и духовных Ценностей. Потребительная мотивация направлена на поддержание жизнедеятельности субъекта и обусловлена его натуральными потребностями.

Профессиональная направленность личности работника включает в себя следующие виды отношения человека: а) отношение человека к самому себе; б) отношение человека к окружающим его людям; в) отношение человека к выполняемой работе. У каждого человека в его мотивационной структуре представлены все три вида отношений, однако доля каждого из них неодинакова. Чаще всего доминирует какой-либо один вид отношений, что и определя-

ет характер направленности личности данного человека.

Возможно доминирование «направленности на себя», либо «направленности на дело», либо «направленности на взаимодействие с другими людьми».

Доминирование в структуре личности «направленности на себя» (НС) свидетельствует о выраженности у данного человека эгоцентрических тенденций, его стремлении к личному благополучию, престижу, удовлетворению своих желаний. Интересы дела и окружающих людей в таком случае вторичны.

Если в мотивационной структуре преобладает «направленность на дело», «на задачу» (НЗ), то это свидетельствует о стремлении человека к реализации целей и решению задач профессиональной деятельности. Такие лица наиболее продуктивны работе, они нередко становятся неформальными лидерами группы.

В том случае, когда у человека преобладает «направленность на взаимодействие» (НВ), можно предположить, что такой человек конформен, зависим от группы. Для него главное иметь хорошие отношения с окружающими, у него выражена потребность в общении с другими людьми. При этом работа, ее результаты отходят на второй план, что делает таких работников малопродуктивными [3].

Выявить относительный мотивационный профиль позволяет ряд методик, одна из которых -диагностика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности [4]. При обработке результатов ответы испытуемого переводятся в баллы: «+» - 2 балла, «=» - 1 балл, «-» или «?» - 0 баллов. Баллы суммируются по следующим шкалам: жизнеобеспечение (Ж), комфорт (К), общение (О), общая активность (Д), творческая активность (ДР), социальная полезность (ОД). Затем строится график (мотивационный профиль), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали - баллы. Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД , то у него выражен рабочий мотивационный профиль личности, если наиболее

высокие баллы по шкалам Ж, К, О (или в равной степени с другими шкалами), то у него выражен общежитейский мотивационный профиль личности. На рисунке 1 представлен пример общежитейского мотивационного профиля, на рисунке 2 - пример рабочего (делового) мотивационного профиля.

Оценка мотивационной направленности ру-ководителей-резервистов среднего уровня управления с применением описанной выше методики проводилась на ОАО «Ковровский механический завод». Это предприятие атомного энергетического машиностроения, производи-

тель газовых центрифуг и вспомогательного оборудования для ядерно-топливного комплекса. В 2009 году в рамках программы развития и реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса на период с 2011-2015 годов и до 2030 года принято решение о создании Топливной компании на базе концерна ОАО «ТВЭЛ». ОАО «Ковровский механический завод» вошло в Топливную компанию как один из основных производителей газовых центрифуг в настоящее время и в перспективе на весь стратегический период до 2030 года. Перед ОАО «КМЗ» стоит задача синхронизировать стратегические

14

12

10

8

6

4

2

0

□ Жизнеобеспечение

□ Комфорт 0 Общение

Ш Общая активность

0 Творческая активность

0 Социальная полезность

33%

41%

□ Общежитейский профиль

□ Рабочий профиль

Рис. 1. Общежитейский мотивационный профиль

20

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

"II

щ

щ

□ Ж изнеобеспечение

0 Комфорт

1 Общение

И Общая активность

□ Творческая актив ность

0 Социальная полезность

50%

33%

□ Общежитейский профиль И Рабочий профиль

Рис. 2. Рабочий (деловой) мотивационный профиль

планы предприятия с программами развития Топливной компании. В настоящее время руководством завода внедряется проект «Комплексной стратегической программы развития на период 2010-2012 годов и до 2020 года «Новый облик ОАО «КМЗ». Данная программа определяет основные стратегические задачи предприятия на ближайшие годы: достижение ориентиров эффективности и прибыльности бизнеса без снижения роли предприятия на рынке занятости в регионе, престижности и роли развития региона. Такие задачи невозможно решить без наличия квалифицированного менеджмента, отбор и подготовка которого ведется в рамках программы создания резерва руководителей.

Анализ результатов исследований показал высокий удельный вес резервистов с рабочей мотивационной направленностью - 76,5 %, соответственно 23,5 % - с общежитейской мотивационной направленностью. Это говорит о высоком качестве подбора в резерв на ОАО «КМЗ»

Другой важной характеристикой руководите-ля-резервиста является степень его эмоционального выгорания. Очевидно, что готовить резервиста, «уставшего» от профессии для дальнейшего карьерного роста не имеет смысла. Степень эмоционального выгорания руководителя зависит с одной стороны от его природной стрессоу-стойчивости, а с другой - от его мотивационной направленности.

Современный человек способен руководить многотысячными коллективами, создавая и управляя огромной энергетической мощью технических систем, оставаясь при этом хрупким биологическим объектом, мало отличающимся от своих далеких предков. В период индустриализации человек подвергается необычным для природных условий видам опасностей, к которым не всегда может приспособиться [5]. Это и резко меняющиеся условия микроклимата в рабочей зоне, воздействие искусственного электромагнитного излучения диапазона радиочастот, шумовые нагрузки, особенно в области инфра- и ультразвуков, воздействие вибрационных нагрузок, лазерного излучения, воздействие целого ряда синтетических химических веществ и других вредных воздействий.

Серьезным испытаниям подвергается нервная система человека-руководителя на производстве. Ему приходиться одновременно принимать слож-

нейшие решения в системах «человек-машина» и «человек-человек».

В результате возможности человеческого организма выходят за пределы его выносливости под натиском производственных факторов. И как следствие болезни, утомляемость, ошибки в принятии решений, снижение производительности и др.

А поскольку профессиональная деятельность современного человека-руководителя занимает существенное место в жизни, то влияние этих факторов носит негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.

Руководитель - это одна из наиболее подверженных возникновению синдрома профессионального выгорания категорий персонала. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, высокую ответственность за порученную работу, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, конфликты и др. У руко-водителей-женщин к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.

В отечественных работах авторами используются разные варианты перевода английского термина «bumout», введенного американским психотерапевтом Х. Дж. Фреденбергом (Freudenberger, 1974): «эмоциональное сгорание» (Т. С. Яценко, 1989; Т. В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В. В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская, 1998). Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, 2000) и «профессиональное выгорание» (Т. Н. Ронгинская, 2002). В нашем понимании эти понятия не идентичны, но поскольку в их основе лежат сходные механизмы, они являются синонимичными.

Несмотря на то, что существует относительно единая точка зрения на определение синдрома выгорания и суть большинства определений сводится к переносу человеком стереотипных форм профессионального поведения в повседневную социальную жизнь, механизмы выгорания описываются с разных позиций. Для

объяснения феномена выгорания существуют три основных подхода: индивидуальный, межличностный и организационный. Каждый из подходов затрагивает процесс его возникновения на отдельном уровне, существующем относительно самостоятельно и независимо от других. Это приводит к гиперболизации влияния на возникновение выгорания тех или иных факторов, в частности на преувеличение роли либо личностных факторов, либо факторов рабочей среды.

Профессиональное выгорание рассматривают как составляющую профессиональной деформации, психологическую защиту, состояние и стресс.

Водопьянова Н. Е. и Старченкова Е. С. дают следующее определение синдрома профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

В. В. Бойко считает, что выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Ресурсы преодоления стресса, по утверждению В. А. Бодрова, служат основным фактором противодействия ему, являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса. Ресурсы преодоления помогают личности снизить негативное влияние стресса, сохранить психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях и не только справиться с ним, но и не допустить его появления.

Бабич О.И. предлагает ввести следующее понимание ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания: это сложная система внутренних (личностных) и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, которая самоорганизуется при взаимодействии факторов выгорания и личности [1].

Профессор психологии Калифорнийского университета Кристина Маслач и ее коллеги разработали научный подход к изучению проблемы профессионального выгорания, рассматривая его как трехкомпонентную систему, которая включает:

Эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).

Деперсонализацию (деформирование отношений с другими людьми или повышение зави-

симости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редукция личных достижений (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим) [2].

Для того, чтобы оценить свое эмоциональное состояние и возможное наличие симптомов профессионального выгорания, необходимо составить о них четкое представление. В психологии принято разделять симптомы профессионального выгорания на три группы: психофизические; социально-психологические; поведенческие.

Методика «Диагностика профессионального выгорания» позволила определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом помогла установить общий показатель профессионального выгорания.

Исследования, проводимые на ОАО «Ковров-ский механический завод» с группой руководи-телей-резервистов показал, что в среднем по группе наблюдается пониженный уровень эмоционального истощения, низкий уровень деперсонализации, средний (близко к повышенному) уровень редукции личных достижений.

Пониженный уровень эмоционального истощения характеризуется тем, что иногда человек испытывает чувство опустошенности, угнетенности, апатии. Иногда возникает желание уединиться и отдохнуть от всего и всех. Временами возникает усталость после окончания работы и утром перед работой, нежелание идти на работу, разочарованность, равнодушие и потеря интереса ко многому, что раньше радовало в работе. Однако полноценный отдых и интересная работа компенсирует негативный тренд.

Низкий уровень деперсонализации. Выраженная тенденция к общению с некоторыми подчиненными и коллегами с особым расположением к ним. Заинтересованно относится к тому, что происходит с сотрудниками по работе.

Средний уровень редукции личных достижений. Уверенность с умеренными сомнениями в необходимости своей работы другим людям, а также в том, что благодаря своей работе было сделано в жизни много действительно ценного. Рисунки 3, 4.

Сравнительный анализ результатов диагностики мотивационной структуры личности и ди-

60

50

40

30

20

10

0

Э И

Ж

Д П

ЇЇЇЇК^

ЇЇЇЇК^

ЇЇЇЇК^

ЇЇХЇЇЇ

ЇЇЇЇК^

ЇЇХЇЇЇ

5li®SS

Р Л Д

ІШ Данные опроса Ш Максимальное значение

Рис. 3. Уровень показателя по сравнению с максимальным уровнем, балл

Р Л Д 50%

_..

.Сч\\\\\\\\ч\\ С\\\ч\\\\\\\\ч\\ (\\\\\ч\\\\\\\\ч\\ 1Х\\\\\ч\\\\\\\\ч\\ К\\\\\\ч\\\\\\\\ч\\ \\\\\\\ч\\\\\\\\ч\\

Э И 36%

Д П 14%

Рис. 4. Удельный вес показателя в структуре профиля, %

агностики профессионального выгорания показал, что руководители-резервисты ОАО «КМЗ» с общежитейской мотивационной направленностью более подвержены эмоциональному истощению, у них пониженный показатель редукции личных достижений. Это значит, что они более подвержены эмоциональному выгоранию, поэтому для отбора в резерв они менее пригодны.

Таким образом, службам персонала предприятий для повышения эффективности отбора в резерв на руководящие должности любого уровня управления рекомендуется применять методики диагностики мотивационной структуры личности. Это позволит подобрать стрессоустойчивых кандидатов менее подверженных синдрому профессионального выгорания, что в совокупности с другими методами оценки кандидатов и дальнейшей их подготовкой в качестве резервиста-руководителя позволит получить эффективных управленцев - настоящих капитанов российской промышленности.

Библиографический список

1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов : автореф. дис. ... канд. психолог, наук / О. И. Бабич; Дальневосточный университет путей сообщения. -Хабаровск, 2007. - 24 с.

2. Диагностика профессионального выгорания. -

URL: http://psy.5igorsk.ru/testi/diagnostika-

professionalnogo-vigoraniya-test.html. Дата обращения: 27.08.2011.

3. Практикум по психологии. - URL: http:// trening.org.ua/professionalnaja_napravlennost.html. Дата обращения 27.08.2011.

4. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. -М. : Изд-во Института психотерапии. 2002. - 490 с.

5. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда : учебное пособие / П. П. Кукин, Н. Л. Пономарев, В. М. Попов, Н. И. Сердюк. - М. : Высшая школа, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.