ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 7
УДК 159.9.072.43
I
ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (BURNOUT) У БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ
И.А. Ларина*
Аннотация. Представлены и обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) группы банковских служащих одного из крупнейших банков Российской Федерации (118 человек). В целом, распространенность СЭВ среди служащих банка значимо ниже, чем среди врачей, но в условиях сложных преобразований, осуществляемых банком, распространенность СЭВ среди банковских служащих значительно возрастает.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, банковские служащие.
FEATURES OF BURNOUT AMONG BANK EMPLOYEES
I.A. Larina
Abstract. Presents and discusses the results of empirical study of burnout syndrome of the group of bank employees one of the largest banks of the Russian Federation (118 people). Overall, the prevalence of burnout syndrome among bank employees was significantly lower than among doctors, but in terms of the complex transformations performing by the bank, the prevalence of the burnout among bank employees increases significantly. Keywords: burnout, bank employees.
Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
Понятие и диагностика синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (bumout) — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям [12, с. 10].
Научное изучение эмоционального выгорания ведется с 1974 г., когда американский психиатр Фройден-берг (Freudenberg) впервые дал клиническое описание этого феномена в группе волонтеров [8, с. 18]. Впоследствии синдром эмоционального выгорания был иссле-
дован в различных профессиональных и возрастных группах: Бойко (1984), Водопьянова и Старченкова (2005), Орел (2001; 2014), Ронгинская (2002), Чутко, Козина (2014), Chemiss (1980), Maslach и Jackson(1997), Pines и Aronson (1988) и др.
Еще до появления научных работ на эту тему, профессиональное выгорание было ярко описано в художественной литературе. Так, В.Е. Орел считал, что одно из лучших описаний профессионального выгорания врача дано А.П. Чеховым в его рассказах «Палата № 6» (1892) и «Ионыч» (1898). В.Е. Орел также обращает внимание на образ Томаса Будденброка в романе немецкого писа-
© Ларина И.А., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* ЛАРИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА,
доцент кафедры общей и возрастной психологии, член Общества экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии (ОЭАПП, г. Москва)
Московский институт экономики, политики и права; Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: [email protected]
теля Т. Манна «Будденброки» (1901) и на роман англичанина Г. Грина «Случай выгорания» (1961), в котором художественно и точно описано профессиональное выгорание талантливого архитектора [8, с. 12, 13].
Первоначально считалось, что синдром эмоционального выгорания характеризует деятельность профессионалов, работающих с людьми: врачей, медсестер, учителей, волонтеров, которые имеют интенсивные коммуникативные контакты. Однако, более поздние исследования привели к мнению, что «выгореть» можно в любой профессиональной деятельности. Такой точки зрения, например, придерживается известный американский психолог C. Chemiss [3].
Синдром эмоционального выгорания в качестве результата производственного стресса описан как заболевание в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) в гл. XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», в разд. Z73 «Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни» [12, с. 10]. Однако, не все исследователи считают синдром эмоционального выгорания заболеванием.
C. Maslach и S. Jackson понимают выгорание как «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы». Эти исследователи выделили три основных симптома синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных личностных достижений [8, с. 33].
По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — «это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [12, с. 12].
Особенностью научных исследований феномена burnout в России является многообразный перевод данного понятия. В литературе используются такие понятия как: «синдром эмоционального выгорания», «синдром психического выгорания», «профессиональное выгорание», «эмоциональное сгорание» и др. [8, с. 30]. Не имея возможности обсуждать этот вопрос в рамках данной статьи, мы будем использовать здесь традиционное, наиболее часто используемое понятие «синдром эмоционального выгорания» и «выгорание».
Для диагностики синдрома эмоционального выгорания в России широко используются тест MBI (Maslach Burnout Inventory), разработанный C. Maslach и
S. Jackson (1997) и адаптированный на русском языке Водопьяновой [13; 2, с. 252, 253], и тест «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко [2, с. 276—279].
Опросник MBI, ориентированный, прежде всего, на профессионалов социономических специальностей, содержит 22 утверждения, которые группируются в трех субшкалах: эмоциональное истощение; деперсонализация; редукция персональных достижений. Респонденты должны выбрать свой вариант ответа по 6-балльной шкале: от «никогда» — 0 баллов, до «каждый день» — 6 баллов.
Опросник «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко разработан в соответствии с моделью развития стресса Г. Селье. Он содержит 84 утверждения, которые отражают три фазы формирования стресса, каждая из которых характеризуется четырьмя специфическими симптомами. Респонденты выбирают один из двух возможных ответов: «Да» или «Нет».
К настоящему времени разработаны различные дисциплинарные подходы к изучению синдрома эмоционального выгорания (медицинский, социологический, социально-психологический, психологический), получено большое количество эмпирических данных по особенностям синдрома эмоционального выгорания, созданы разнообразные концепции синдрома эмоционального выгорания (одно- и многофакторная структура синдрома эмоционального выгорания, синдром эмоционального выгорания как результат и синдром эмоционального выгорания как процесс и др.). Однако по-прежнему существует необходимость в дальнейших исследованиях этого явления [8, с. 32—40].
В.Е. Орел, один из ведущих отечественных специалистов по синдрому эмоционального выгорания, считал необходимым изучение специфики выгорания в различных профессиональных сферах. Это, по его мнению, имеет «не только теоретическое значение в плане подтверждения сущности выгорания как общепрофессионального феномена, но и может послужить основой для проведения практической коррекционной работы с работниками с учетом их профессиональной специфики» [8, с. 27].
В связи с важной ролью банковской системы в экономическом развитии любого государства и потребностью рынка в высоконадежной профессиональной деятельности банковских служащих, представляется необходимым изучение психологических особенностей сотрудников банков, в том числе — изучение особенностей и распространения в банковской сфере син-
дрома эмоционального выгорания. Между тем, таких исследований явно недостаточно.
Распространенность синдрома эмоционального выгорания среди банковских служащих
Исследование синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) было проведено нами в одном из крупнейших банков РФ, на условиях полной анонимности и добровольности, при проведении социально-психологических тренингов, организуемых банком и проведенных нами в 2013—2014 гг. В тренингах принимали участие руководители структурных подразделений и сотрудники, состоящие в резерве на руководящие должности. Тренин-говые группы формировались таким образом, что в них входили представители различных профессий — экономисты, юристы, специалисты по информационным технологиям и др., а также — примерно равное количество мужчин и женщин разных возрастов и с разным стажем работы (от года до более 30 лет). Все участники тренингов имеют образование не ниже высшего профессионального .
В девяти тренингах, организованных в городах различных регионов Российской Федерации, приняли участие 139 человек; из них 118 человек (85%) прошли диагностику синдрома эмоционального выгорания.
Диагностика проводилась посредством достаточно надежного и широко используемого в России опросника «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко [2, с. 276—279]. В результате обработки полученных ответов определялся уровень сформиро-ванности трех фаз синдрома эмоционального выгорания, выделенных автором методики в соответствии с
теорией стресса Г. Селье: «Напряжение», «Резистенция (Сопротивление)» и «Истощение». Уровень сформиро-ванности каждой фазы синдрома эмоционального выгорания диагностируется по сумме баллов, полученных по четырем характерным для фазы симптомам.
Первая фаза — «Напряжение» отражает реакцию на внешние и внутренние факторы и включает в себя следующие симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия».
Вторая фаза — «Резистенция» (Сопротивление) отражает использование приемов психологической защиты и содержит симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей».
Третья фаза — «Истощение» отражает состояние нервной системы и диагностируется на основе симптомов «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстраненности», «личностной отстраненности, или деперсонализации», «психосоматических и психовегетативных нарушений».
Результаты, полученные в группе из 118 сотрудников банка, принявших участие в исследовании, представлены в табл. 1—4. Статистическая обработка результатов была проведена с применением ф-критерия углового преобразования Фишера. В табл. 1 представлено распределение сотрудников банка, прошедших диагностику синдрома эмоционального выгорания, по группам с разным уровнем сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания.
Таблица 1. Распределение сотрудников по группам с разным уровнем сформированности фаз СЭВ
(количество человек, в %)
Подгруппы Фазы СЭВ Период 2013 г. N = 69 человек Диагностики 2014 г. N = 49 человек СЭВ 2013—2014 гг. N = 118 человек
Сотрудники, у которых сформировано не менее одной фазы СЭВ Напряжение Резистениция Истощение Всего 3% 35% 38% (26 человек) 2% 22,5% 24,5% (12 человек) 2,6% 30% 32,2% (38 человек)
Сотрудники, у которых формируется не менее одной фазы СЭВ Напряжение Резистениция Истощение Всего 4,4% 17,4% 17,4% 39% (27 человек) 4,1% 34,7% 6,1% 44,9% (22 человека) 4,1% 24,6% 12,7% 41,4% (49 человек)
Сотрудники, у которых фазы СЭВ не сформированы и не формируются Всего 23% (16 человек) 30,6% (15 человек) 26,4% (31 человек)
Полученные результаты показывают, что почти три четверти сотрудников(73,6%) уже имеют не менее одной сформированной фазы (32,2%) или переживают формирование фазы СЭВ (41,4%). Среди прошедших диагностику отсутствуют сотрудники с тремя сформированными фазами СЭВ, у четырех человек (3,4%) сформированы две фазы СЭВ из трех.
Для оценки выраженности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников банка сопоставим полученные нами результаты с имеющимися данными по СЭВ у представителей социономической, т.е. связанной с работой с людьми, профессий «врач» и «учитель». По данным сотрудников кафедры Московского государственного медико-стоматологического университета (В.Л. Малыгин и др.), изучивших проявление СЭВ у 242 врачей различных специальностей, СЭВ был выявлен у 46,6% хирургов, 75,3% невропатологов, 40% терапевтов, 50% стоматологов, 43,3% психиатров, 56,6% наркологов [1, с. 33—41].
Дипломное исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реабилитологов, выполненное под нашим руководством в 2013—2014 учебном году, показало, что в группе из 30 врачей у 63,3% сформировано не менее одной фазы синдрома эмоционального выгорания [11].
По семи указанным группам врачей разных специальностей (272 человека), в среднем, признаки СЭВ присутствуют у 53,6%. Врачей с выраженным СЭВ больше, чем среди сотрудников банка в группе невропатологов и анестезиологов (р<0,001), стоматологов (р<0,01), психиатров-наркологов (р<0,05). Сотрудников с выраженным СЭВ среди работников банка меньше, чем среди врачей с высоким уровнем значимости.
Сопоставляя распространенность СЭВ среди врачей и среднего медицинского персонала разного профиля, можно видеть, что данные разных авторов разнятся в конкретных цифрах. Так, по данным П.И. Сидорова, имеют признаки синдрома эмоционального выгорания различной выраженности почти 80% психиатров, психиатров-наркологов, 73% психологов-консультантов и психотерапевтов, 62,9% медицинских сестер психиатрических отделений, 85% социальных работников, 61,8% стоматологов [12, с. 39]. Однако, результаты разных исследований подтверждают друг друга в том, что синдром эмоционального выгорания имеет высокий уровень распространенности среди медиков [1, с. 33—41; 4, с. 75—81; 12, с. 38—40].
Высокий уровень распространенности синдрома эмоционального выгорания зафиксирован у представителей еще одной социономической специальности —
школьных педагогов. Так, в группе из 140 обследованных школьных учителей эмоциональное истощение высокого и среднего уровня диагностировано у 58,6%, деперсонализация высокого и среднего уровня выявлена у 70%, редукция профессиональных достижений высокого и среднего уровня — у 78,8% [10, с. 37].
Эти данные подтверждают результаты более раннего исследования Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старчен-ковой, которые обнаружили, что высокое эмоциональное истощение имеют 71% школьных педагогов, а редукцию личных достижений — 64% [12, с. 40].
Проведенное сопоставление выраженности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников банка, медиков и школьных педагогов подтверждает сложившееся в научной литературе представление о том, что представители профессий типа «человек-человек» в наибольшей степени подвержены риску формирования синдрома эмоционального выгорания.
Среди немногочисленных публикаций по эмоциональному выгоранию у банковских служащих представлены данные Ю.А. Пионтковской, проводившей исследование синдрома эмоционального выгорания среди 50 сотрудников разных банков г. Москвы. Сложившийся синдром эмоционального выгорания выявлен ей у 25% опрошенных; в фазе формирования синдром эмоционального выгорания находится у 60% опрошенных; у 15% опрошенных синдром эмоционального выгорания отсутствует [9].
Т.В. Муращенко сообщает, что в выборке из 68 специалистов банковской сферы (кассиры-операционисты; экономисты, которые обслуживают клиентов банка) через 1—1,5 года после начала работы развивающееся эмоциональное выгорание было обнаружено у 41% (28 человек) обследованной группы [7].
Таким образом, наши данные о достаточно высокой распространенности синдрома эмоционального выгорания среди сотрудников банка подтверждаются другими исследователями.
Особенности синдрома эмоционального выгорания у банковских служащих
В табл. 2 представлено распределение банковских служащих по группам в соответствии с выраженностью конкретных фаз эмоционального выгорания. В этой же таблице представлены данные о синдроме эмоционального выгорания у анестезиологов-реаниматологов, полученные В.В. Сычевой в дипломном исследовании в 2014 г. [11].
Сопоставление данных двух исследований показывает, что состояние обследованными нами банковских
Таблица 2. Распределение банковских служащих и анестезиологов-реаниматологов по группам в соответствии с выраженностью фаз эмоционального выгорания, в %
Уровень сформирс >ванности Фазы СЭВ Банковские служащие Врачи-анестезиологи
фаз СЭВ N = 118 человек N = 30 человек
Напряжение 2,6% 7%
Сформированы Резистениция 30% 30%
Истощение 27%
Напряжение 4,1% 40%
Формируются Резистениция 24,6% 53%
Истощение 12,7% 33%
Напряжение 6,7% 47%
Всего Резистениция 54,6% 83%
Истощение 12,7% 60%
служащих на фоне состояния врачей анестезиологов-реаниматологов выглядит значительно благополучнее. Врачей, у которых формируются и уже сформированы фазы СЭВ значимо больше, чем банковских служащих. У банковских служащих не сформирована фаза «Истощение», у 27% врачей она сформирована. Лишь у 4,1% банковских служащих формируется фаза «Напряжение», среди врачей таких в 10 раз больше (40%).
При рассмотрении структуры синдрома эмоционального выгорания у банковских служащих можно видеть, что у них особенно выделяется фаза «Резистенция (Сопротивление)». Она сформирована или формируется у 64%, имеющих признаки синдрома эмоционального выгорания. При этом, фаза «Резистенции» сформирована в восемь раз чаще, чем фаза «Напряжение», и в четыре раза чаще, чем фаза «Истощение».
Здесь будет уместным уточнить, что оплата и условия труда в крупных банковских учреждениях являются весьма привлекательными, особенно не в столичных городах, а в регионах. Претендентов на возникающие вакантные должности много и отбору персонала в крупных банках уделяется самое серьезное внимание. Кандидаты на должность проходят профессиональный отбор и/или должны иметь личную рекомендацию уже работающего сотрудника банка. Общение с сотрудниками банка, в котором было проведено наше исследование в рамках социально-психологического тренинга, показало, что служащие банка — высокомотивированные, профессиональные и приверженные ценностям организации сотрудники. Исключения встречаются, но они очень малочисленны.
Становится понятным, с нашей точки зрения, почему в структуре синдрома эмоционального выгорания банковских служащих выделяется именно фаза резистенции (сопротивления). Эта фаза отражает активное использование приемов психологической защиты. Ее преимущественное развитие (как и развитие синдрома эмоционального выгорания в целом) связано с тем, что профессиональная деятельность является чрезвычайно важной для сотрудников, высоко мотивированных на то, чтобы быть успешными на своем рабочем месте. При этом, большинство сотрудников, прошедших профессиональный отбор, имеют достаточный уровень стрессоустойчивости, позволяющий им, до определенного времени, успешно справляться с профессиональными проблемами.
Таким образом, на возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания у банковских служащих влияют и условия труда (не только уровень оплаты, но и высокие профессиональные требования) и личностные особенности сотрудников.
Распространенность синдрома эмоционального выгорания в разных группах сотрудников банка
В силу особых условий сбора эмпирического материала (анонимность, добровольность, факультативность исследования в условиях тренинга) мы не имеем возможности провести анализ особенностей эмоционального выгорания у сотрудников банка в половозрастном и профессиональном аспектах. Однако, в нашем исследовании оказалось возможным выделить отдельные группы банковских служащих. Это группы,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ "О 5=1 Я в т
Таблица 3. Распределение банковских служащих в соответствии с выраженностью фаз эмоционального выгорания в разных группах сотрудников банка (количество человек, в %)
Подгруппы Руководители подразделений, реорганизуемых первыми 2013 г. (17 человек) Руководители и сотрудники нереорганизуемых подразделений 2013 г. (52 человека) Руководители и сотрудники реорганизуемых и нереорганизуемых подразделений 2014 г. (49 человек) Первые руководители структурных подразделений банка 2014 г. (20 человек)
Сотрудники, у которых сформировано не менее одной фазы СЭВ 52,9% 21,2% 24,5% 15%
Сотрудники, у которых формируется не менее одной фазы СЭВ 29,4% 28,8% 30,6% 25%
Сотрудники, у которых фазы СЭВ не сформированы и не формируются 17,7% 50% 44,9% 60%
в которых сотрудники банка имели общую характеристику по управленческому статусу и/или по условиям, в которых находились их подразделения на момент исследования. Полученные результаты представлены в табл. 3.
Синдром эмоционального выгорания у руководителей реорганизуемых подразделений
Мы рассмотрели данные по группе руководителей подразделений, в которых в 2013 г. проходила значительная реорганизация и, частично ликвидация, и которые были собраны в одну тренинговую группу отдельно от всей выборки нашего исследования. В эту группу вошло 17 человек (14,4% всей выборки). Остальные подразделения банковской структуры в 2013 г. еще не реорганизовывались, но в 2014 г. последовательно, т.е. не одновременно, подвергались реорганизации, уже имея информацию об опыте реорганизованных подр азделений.
При сравнении групп руководителей реорганизуемых подразделений (17 человек) и сотрудников банка нереорганизуемых подразделений, принявших участие в тренингах в 2013 г. (52 человека), выявляется следующее. В группе руководителей реорганизуемых подразделений значимо больше тех, у кого сформировано не менее одной фазы синдрома эмоционального выгорания (52,9%), чем в группе сотрудников нереорганизуе-
мых в 2013 г. подразделений (21,2%); р=0,007<0,01. В группе руководителей реорганизуемых подразделений значимо меньше неимеющих сформированных признаков СЭВ (17,6%), чем в группе сотрудников иного статуса в 2013 г. (50%); р=0,004<0,01.
При сравнении групп руководителей реорганизуемых подразделений (17 человек) и сотрудников банка, принявших участие в тренингах в 2014 г. (49 человек), обнаруживается различие в количестве сотрудников, имеющих признаки СЭВ (сформировано не менее одной фазы синдрома эмоционального выгорания). Их значимо больше в группе руководителей реорганизуемых подразделений (52,9%), чем в группе принявших участие в тренингах в 2014 г. (24,5%); 0,01<р=0,017<0,05. В группе руководителей реорганизуемых подразделений значимо меньше тех, у кого фаза СЭВ только формируется (17,6%), чем в группе участвовавших в тренинге в 2104 г. (44,9%); 0,01<р=0,016<0,05.
Оценка значимости различий количества сотрудников, имеющих явные признаки СЭВ (одна или две сформированные фазы синдрома эмоционального выгорания), в группе руководителей реорганизуемых подразделений (52,9%) и в группе, включающей сотрудников нереорганизуемых подразделений (25%) и сотрудников, участвовавших в тренингах в 2014 г. (24,5%) показала, что эти различия высоко значимы (р<0,01).
Мы рассмотрели выраженность отдельных симптомов, образующих фазы, в группе руководителей реорганизуемых подразделений и сопоставили полученные результаты с результатами группы врачей анестезиоло-гов-реабилитологов (табл. 4). В соответствии с описанием методики Бойко [2, с. 276—279], высокие значения по отдельным симптомам не всегда означают сформи-рованность фазы синдрома эмоционального выгорания. Однако, анализ симптомов позволит нам детальнее рассмотреть особенности эмоционального выгорания у сотрудников банка и врачей. Нужно уточнить, что 2013 и 2014 гг. были временем серьезной перестройки про-
фессиональной деятельности московских медиков. Об этом широко сообщалось в прессе, в том числе, в журнале «Мед-инфо» [14].
В двух профессиональных группах выявляются как общие, так и отличительные особенности. Общим у руководителей реорганизуемых подразделений банка и у врачей анестезиологов-реабилитологов, находящихся в условиях организационных преобразований, является очень высокий процент имеющих симптомы фазы «Ре-зистенция». В обеих профессиональных группах особенно часто отмечаются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (82 и 90%) и редукция
Таблица 4. Сотрудники банка и врачи реаниматологи-реабилитологи с высоким и средним уровнем проявления симптомов СЭВ, в %
Фазы и симптомы Руководители реорганизуемых Врачи анестезиологи-реабилитологи
синдрома эмоционального выгорания подразделений банка N = 17 человек N = 30 человек
Фаза «Напряжение»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств 41% 65%
2. Неудовлетворенность собой 35% 16%
3. «Загнанность в клетку» 12% 16%
4. Тревога и депрессия 47% 44%
Фаза «Резистенция»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 82% 90%
2. Эмоционально-нравственная дезориентация 65% 60%
3. Расширение сферы экономии эмоций 53% 43%
4. Редукция профессиональных обязанностей 71% 83%
Фаза «Истощение»
1. Эмоциональный дефицит 47% 66%
2. Эмоциональная отстраненность 53% 80%
3. Личностная отстраненность (деперсонализация) 35% 56%
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения 47% 57%
профессиональных обязанностей (71 и 83%). Эмоционально-нравственная дезориентация отмечается у 60— 65% членов обеих профессиональных групп.
Спецификой проявления синдрома эмоционального выгорания у руководителей реорганизуемых подразделений банка является меньшая выраженность в этой группе симптомов фаз «Напряжение» и «Истощение». Однако, различия в количестве имеющих выраженные симптомы в группах служащих банка и врачей незначимы, за исключением симптома «Эмоциональная отстраненность». Количество врачей с эмоциональной отстраненностью значимо больше, чем служащих банка; 0,01<р=0,027<0,05. Таким образом, распространенность симптомов синдрома эмоционального выгорания в условиях сложных преобразований в группе банковских сотрудников становится такой же значительной, как в группе врачей, переживающих организационные изменения.
Выявленные с помощью диагностики особенности группы руководителей реорганизуемых подразделений, в ходе тренинга проявлялись в виде высокого уровня раздражительности и возбудимости, которые почти не проявлялись в тренингах в других группах; в виде категоричности при дискуссиях по темам тренинга. Очень характерными для данной группы были высказывания об усталости. Один из участников тренинга после теоретического сообщения ведущего о синдроме хронической усталости сказал: «Теперь, наконец, я понял, что со мною происходит. Да, последнее время я постоянно чувствую хроническую усталость».
Еще одной типичной проблемой участников данной группы оказалось снижение мотивации к работе. Руководители из этой группы продолжали дисциплинированно выполнять свои должностные обязанности, оставаться на работе сверхурочного времени в связи с большим объемом рабочей нагрузки, но при этом отмечали непривычное для них нежелание идти на работу. Указанные аффективные, когнитивные, физические, поведенческие и мотивационные симптомы у сотрудников данной группы подтверждают высокий уровень развития у них СЭВ [8, с. 40—46].
На основании высказываний в ходе тренинга руководителей подразделений, которые первыми подверглись реорганизации, выделяются следующие особо негативные факторы, которые, как мы полагаем, привели к распространению и усилению синдрома эмоционального выгорания.
1) необходимость «закрывать» подразделение, которое сам(а) создавал(а), зачастую, «с нуля». Возникают мысли о бессмысленности былых сверхусилий;
2) неопределенность дальнейшей профессиональной судьбы своих сотрудников и, нередко, своей собственной, что повышает эмоциональную напряженность. Этот фактор особенно сильно действует в дотационных регионах, в относительно небольших городах;
3) противоречие между постоянными усилиями для соответствия высоким стандартам профессиональной деятельности в банке и «бардаком» (по выражению одного из участников тренинга) в других учреждениях и ведомствах, куда приходится обращаться как по профессиональной, так и по личной необходимости;
4) значительный рост профессиональной нагрузки в связи с необходимостью параллельно осуществлять текущую профессиональную деятельность и подготавливать подразделение к реорганизации или ликвидации («Забыли, когда отдыхали»).
Синдром эмоционального выгорания у первых руководителей подразделений
Анализ уровня СЭВ в группе руководителей структурных подразделений банка наиболее высокого уровня — первых руководителей подразделений и их заместителей, которые участвовали в тренингах в 2014 г. (20 человек — 17% обследованной нами группы), показывает, что в этой группе распространенность синдрома эмоционального выгорания отличается от распространенности синдрома эмоционального выгорания по выборке в целом. У 60% данной группы фазы эмоционального выгорания не сформированы и не формируются. Одна из фаз синдрома эмоционального выгорания формируется у 25% членов группы; у одного из этих руководителей одновременно формируется две фазы. Полностью сформирована одна фаза СЭВ у 15% членов группы. В группе руководителей наиболее высокого уровня значимо больше тех, кто не имеет признаков синдрома эмоционального выгорания, чем в группе сотрудников иного статуса; при Фэмп.=2,26 значимость различий: 0,01<р=0,012<0,05.
Группа первых руководителей — это профессионалы, осуществляющие общее руководство подразделениями с большими коллективами сотрудников. При проведении тренингов очень заметно, что, в целом, их отличает большой культурный кругозор, большой масштаб мышления, взвешенность суждений, желание и умение анализировать сложные проблемы, договариваться, разрешать конфликтные ситуации. В момент проведения тренингов эта группа находилась «над ситуацией», т.е. перед ее участниками не стояла перспектива быть затронутыми реорганизационными изменениями.
Мы полагаем, что низкий уровень распространенности синдрома эмоционального выгорания в группе первых руководителей объясняется, прежде всего, их личностными особенностями, которые позволили им занять высокий управленческий пост и успешно противостоять выгоранию, а также таким фактором содержания их труда, как «степень самостоятельности и независимости профессионала в своей деятельности и возможность самостоятельно принимать важные решения» [8, с. 64].
Совладание с синдромом эмоционального выгорания
Социально-психологические тренинги, организуемые банком для своих сотрудников, направлены, прежде всего, на повышение профессиональной эффективности сотрудников. В ходе тренинговой работы происходит, в частности, обсуждение актуальных для сотрудников тем и обмен личным опытом противостояния трудным ситуациям.
Каков же опыт сотрудников банка, противостоящих выгоранию? Перечислим варианты, прозвучавшие в тренинговых группах: переключение с одной профессиональной задачи на другую; полное отключение от профессиональных проблем при выходе с работы и переключение на темы личной жизни; путешествия во время выходных; организация и осуществление путешествия во время отпуска; занятие хобби (рыбалка, охота, чтение, дача, баня, танцы); занятия спортом или фитнесом; встречи со старыми друзьями, употребление спиртного; общение со взрослыми членами семьи (супруги, родители); общение со своими детьми (внуками); проведение времени со своим животным; посещение салона красоты; увеличение времени для сна.
Перечисленные варианты (конечно, кроме неумеренного употребления спиртного, что приводит к развитию зависимости) — отличные индивидуальные средства для снижения риска появления и развития синдрома эмоционального выгорания. Проблема заключается в том, что значительные рабочие перегрузки, увеличение продолжительности рабочего дня создают дефицит времени или его полное отсутствие для самостоятельного физического и психологического восстановления (реабилитации) сотрудников.
Как указывает А. Лэнгле, создатель концепции четырех фундаментальных мотиваций человека, время — необходимое условие для установления отношений человека с ценностями [5, с. 54, 55]. Вынужденная или добровольная длительная поглощенность работой
лишает человека возможности устанавливать отношения с людьми, с природой, с миром и собой. Это приводит к тому, что сначала человеку перестает нравиться его жизнь, затем возникают отклонения личностного развития, развиваются заболевания. Современный экзистенциально-аналитический подход к человеку, разрабатываемый А. Лэнгле [6], дает ключ к пониманию многих аспектов эмоционального выгорания, но эта тема должна стать содержанием другой статьи.
Наш опыт проведения социально-психологических тренингов показывает, что они являются хорошим средством помощи сотрудникам, находящимся в зоне риска развития синдрома эмоционального выгорания.
• во-первых, время тренинга—это время переключения и отдыха от нагружающей повседневной работы;
• во-вторых, это время активных поддерживающих социальных контактов с коллегами;
• в-третьих, это время, которое можно посвятить взгляду на себя со стороны и диалогу с собой;
• в-четвертых, это время получения новых знаний об условиях возникновения синдрома эмоционального выгорания и о действиях, позволяющих справиться с ним.
Перечисленные аспекты социально-психологического тренинга способствуют снижению риска выгорания. Это показывает и теория синдрома эмоционального выгорания [8], и отзывы участников тренингов.
Резюме
Резюмируя полученные нами результаты, мы можем сделать следующие выводы.
1. Наиболее высокий уровень распространенности синдрома эмоционального выгорания обнаружен в группе руководителей подразделений, которые первыми подверглись реорганизации. Данные, полученные в этой группе банковских служащих, не имеют значимых различий с данными по синдрому эмоционального выгорания у врачей, также находящихся в условиях организационных преобразований, за исключением симптома эмоциональной отстраненности, который значимо чаще выражен у медиков.
2. Наименьший уровень распространенности синдрома эмоционального выгорания выявлен в группе первых руководителей.
Наше исследование показывает, что распространенность синдрома эмоционального выгорания у банковских сотрудников значительно зависит от организационного фактора (угрожающая новизна ситуации реорганизации, неопределенность профессионального будущего, высокий уровень ответственности, эмоциональные перегрузки и значительное увеличение ра-
бочего времени). В условиях, когда сотрудники банка участвуют в преобразованиях, которые воспринимаются ими с внутренним несогласием, распространенность синдрома эмоционального выгорания значи-
тельно повышается. Эффективной формой помощи банка своим сотрудникам для снижения риска развития и распространения синдрома эмоционального выгорания являются социально-психологические тренинги.
Литература
1. Агибалова Т.В., Козин В.А. Синдром эмоционального выгорания // Независимость личности. 2012. № 2 (9).
2. Бойко В.В., Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика эмоционального выгорания личности. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
3. Кичкаев В. Осторожно: высокое напряжение (Эмоциональное выгорание). URL://http://www.psyfac-tor.org/lib/cherniss
4. Коклубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей // Вопросы психологии. 2014. № 2.
5. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М., 2009.
6. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2.
7. Муращенко Т.В. Особенности личности банковских работников, подверженных и неподверженных эмоциональному выгоранию. URL://http://www.tm.ua/artides/1911/
8. ОрелВ.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков, 2014.
9. ПионтковскаяЮ.А. Проблема эмоционального выгорания банковских работников. URL://http://www.jur-nal.org/articles/2011/psih10.html
10. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник Московского университета. 2014. № 4.
11. Сычева В.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов. М., 2014.
12. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М., 2014.
13. URL://http://www.academia.edu/Documents/in/Maslach_Burnout_Inventory
14. URL://http://www.med-info.ru/content/view/4566