Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ВВЕДЕНИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ВВЕДЕНИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / POINT-RATING SYSTEM / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / SELF-EDUCATION / CREATIVE RATING / RESEARCH WORK OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Петрова Елена Владимировна, Соколова Надежда Игоревна

Педагогическая деятельность, осуществляемая высшими учебными заведениями, направлена на формирование компетентностного подхода к освоению дисциплин, где разрабатываются деятельностные составляющие, а также формы и методы контроля сформированности компонентов профессиональной компетентности обучающихся. В современной модели профессионального образования четко обозначается подготовка высококвалифицированного, компетентного, свободно-ориентирующегося в своей профессии и в смежных областях деятельности, конкурентоспособного, готового к постоянному профессиональному росту, грамотного специалиста. Недостаточно быть только компетентным специалистом, т. е. обладать определенным набором знаний, умений и навыков, но также необходимо обладать квалификацией - способностью реализовать их в своей профессиональной деятельности. Для реализации данных задач в Курском государственном медицинском университете применяется в течение четырех лет так называемая балльно-рейтинговая система оценки качества освоения обучающимися основных образовательных программ. В статье рассматриваются результаты внедрения балльно-рейтинговой системы, а также оценивается количество обучающихся, заинтересованных в научно-исследовательской деятельности при освоении дисциплины. Установлено, что внедрение балльно-рейтинговой системы существенно повлияло на количество научно-исследовательских работ обучающихся, при этом их количество увеличивается с каждым учебным годом. Таким образом, балльно-рейтинговая система позволяет решить основные проблемы компетентностного подхода в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Петрова Елена Владимировна, Соколова Надежда Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF DISCIPLINE DEVELOPMENT WHEN INTRODUCING A POINT-RATING SYSTEM

Pedagogical activity carried out by higher educational institutions is aimed at the formation of a competence-based approach to the development of disciplines, where the activity components are developed, as well as forms and methods for monitoring the formation of components of professional competence of students. The modern model of professional education clearly indicates the preparation of a highly qualified, competent, free-oriented in their profession and related areas of activity, competitive, ready for continuous professional growth, competent specialist. It is not enough to be only a competent specialist, i.e. to have a certain set of knowledge, skills and abilities, but you also need to have a qualification - the ability to implement them in your professional activity. To implement these tasks, Kursk state medical University has been using the so-called point-rating system for evaluating the quality of students ' development of basic educational programs for four years. The article considers the results of the implementation of the point-rating system, and also assesses the number of students interested in research activities in the development of the discipline. It is established that the introduction of a point-rating system has significantly affected the number of researches works of students, while their number increases with each academic year. Thus, the point-rating system allows solving the main problems of the competence approach in the higher education system.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ВВЕДЕНИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Tkachenko Pavel Vladimirovich, Petrova Elena Vladimirovna, Sokolova Nadezhda Igorevna IMPROVING THE EFFICIENCY OF DISCIPLINE DEVELOPMENT ...

pedagogical sciences

УДК 378.146

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0045

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ВВЕДЕНИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

© 2020

AuthorlD: 452040

SPIN: 3813-8010

Ткаченко Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии

AuthorlD: 918218

SPIN: 6064-8858

Петрова Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии

AuthorlD: 917482

SPIN: 3306-1212

Соколова Надежда Игоревна, ассистент кафедры нормальной физиологии Курский государственный медицинский университет (305004, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3 e-mail: [email protected])

Аннотация. Педагогическая деятельность, осуществляемая высшими учебными заведениями, направлена на формирование компетентностного подхода к освоению дисциплин, где разрабатываются деятельностные составляющие, а также формы и методы контроля сформированности компонентов профессиональной компетентности обучающихся. В современной модели профессионального образования четко обозначается подготовка высококвалифицированного, компетентного, свободно-ориентирующегося в своей профессии и в смежных областях деятельности, конкурентоспособного, готового к постоянному профессиональному росту, грамотного специалиста. Недостаточно быть только компетентным специалистом, т. е. обладать определенным набором знаний, умений и навыков, но также необходимо обладать квалификацией - способностью реализовать их в своей профессиональной деятельности. Для реализации данных задач в Курском государственном медицинском университете применяется в течение четырех лет так называемая балльно-рейтинговая система оценки качества освоения обучающимися основных образовательных программ. В статье рассматриваются результаты внедрения балльно-рейтинговой системы, а также оценивается количество обучающихся, заинтересованных в научно-исследовательской деятельности при освоении дисциплины. Установлено, что внедрение балльно-рейтинговой системы существенно повлияло на количество научно-исследовательских работ обучающихся, при этом их количество увеличивается с каждым учебным годом. Таким образом, балльно-рейтинговая система позволяет решить основные проблемы компетентностного подхода в системе высшего образования.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, компетентностный подход, компетенции, самообразование, творческий рейтинг, научно-исследовательская работа обучающегося

IMPROVING THE EFFICIENCY OF DISCIPLINE DEVELOPMENT WHEN INTRODUCING

A POINT-RATING SYSTEM

© 2020

Tkachenko Pavel Vladimirovich, doctor of Medical Sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology Petrova Elena Vladimirovna, assistant of the department of normal physiology Sokolova Nadezhda Igorevna, assistant of the department of normal physiology

Kursk State Medical University (305004, Russia, Kursk, Karl Marx Str., 3 e-mail: [email protected])

Abstract. Pedagogical activity carried out by higher educational institutions is aimed at the formation of a competence-based approach to the development of disciplines, where the activity components are developed, as well as forms and methods for monitoring the formation of components of professional competence of students. The modern model of professional education clearly indicates the preparation of a highly qualified, competent, free-oriented in their profession and related areas of activity, competitive, ready for continuous professional growth, competent specialist. It is not enough to be only a competent specialist, i.e. to have a certain set of knowledge, skills and abilities, but you also need to have a qualification - the ability to implement them in your professional activity. To implement these tasks, Kursk state medical University has been using the so-called point-rating system for evaluating the quality of students ' development of basic educational programs for four years. The article considers the results of the implementation of the point-rating system, and also assesses the number of students interested in research activities in the development of the discipline. It is established that the introduction of a point-rating system has significantly affected the number of researches works of students, while their number increases with each academic year. Thus, the point-rating system allows solving the main problems of the competence approach in the higher education system.

Keywords: point-rating system, competence approach, competence, self-education, creative rating, research work of the student

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития государства ставит новые цели и задачи в системе высшей школы. Так основной задачей, поставленной государством перед высшей школой, является повышение эффективности образовательного процесса, а главной целью функционирования высшего учебного заведения - подготовка высокообразованных, грамотных, эрудированных и компетентностно подготовленных специалистов в различных сферах профессиональной направленности [1]. Изменяющийся со временем объем знаний и способность ориентироваться в потоке возрастающей инфор-

мации требует подготовки специалистов другого, более сложного уровня. Повышается спрос на высококлассных специалистов, мотивированных на дальнейшее самообразование и саморазвитие. Следовательно, повышаются требования и к системе образования в целом, и к системе высшей школы в частности [2]. Педагогическая деятельность, осуществляемая высшими учебными заведениями, направлена на формирование компетентностного похода к освоению дисциплин, где разрабатываются де-ятельностные составляющие, а также формы и методы контроля сформированности компонентов профессиональной компетентности обучающихся [3].

педагогические науки

Ткаченко Павел Владимирович, Петрова Елена Владимировна, Соколова Надежда Игоревна ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ВВЕДЕНИИ ...

Существовавшая система образования, строилась в основном на традиционной дидактике, которая считала обучение процессом детерминированного объективного развития, обеспечить которое можно передав обучаемым всем известные знания. В последствии обучаемый применял знания в своей профессиональной деятельности. Но очевидно, что успешность обучения и воспитание многогранной, мотивированной на самореализацию личности, является зависимым не только от овладения определенными знаниями или их объема, но и устранения междисциплинарных барьеров, которые не позволяют обучающимся в полной мере проследить взаимосвязь предметов и дисциплин, а также оценить их значение для своей будущей специальности и для жизни - все это снижает и интерес к обучению [4]. Такой подход был недостаточно эффективным в повышении качества подготовки специалистов. В связи с этим перед высшей школой ставятся новые задачи:

- формирование нового менталитета, базирующегося на осознании, что высшее образование производит новые знания и информацию, а не тиражирует и потребляет имеющиеся;

- создание новых видов когнитивной методологии, способных преодолеть психологические барьеры мышления и позволяющих развить способность к абстрактному мышлению для формирования продуктивного знания, формируемого в процессе обучения;

- создание новой образовательной среды, которая будет способствовать получению качественного образования [5].

В современной модели профессионального образования четко обозначается подготовка высококвалифицированного, компетентного, свободно-ориентирующегося в своей профессии и в смежных областях деятельности, конкурентоспособного, готового к постоянному профессиональному росту, грамотного специалиста. Недостаточно быть только компетентным специалистом, т. е. обладать определенным набором знаний, умений и навыков, но также необходимо обладать квалификацией - способностью реализовать их в своей профессиональной деятельности [6,7]. Для реализации данных задач в Курском государственном медицинском университете применяется в течение четырех лет так называемая балльно-рейтинговая система оценки качества освоения обучающимися основных образовательных программ. Анализ внедрения балльно-рейтинговой системы проводится многими авторами, при этом отмечены несомненные преимущества перед традиционными технологиями в высшем образовании, а также отмечены ее недостатки [8-10]. Для большей результативности данной системы оценивания результатов обучения ее нужно корректировать и приспосабливать к применению на практике [1114].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью нашего исследования стало изучение и анализ введения балльно-рейтинговой системы в Курском государственном медицинском университете на примере кафедры нормальной физиологии, а также установить интеграцию задач балльно-рейтинговой системы с задачами образования в целом.

Используемая балльно-рейтинговая система представляет собой свод правил и положений, в котором оцениваются результаты учебной деятельности обучающихся в процессе освоения дисциплин. Основу данной системы составляет условно принятая количественная составляющая. К контролируемым видам работы относятся: практические занятия, лекции, практические умения и владения, самостоятельная работа, а также научная работа обучающегося на кафедре. Итоговым результатом балльно-рейтинговой системы на кафедре выступает интегрированная оценка рейтинга текущей успеваемости, рейтинга промежуточной аттестации и творческого рейтинга.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Рейтинг текущей успеваемости рассчитывается суммарно из практических и итоговых занятий (произведение среднего балла на коэффициент). Каждый обучающийся в течение учебного года может повысить балльный рейтинг, используя возможность отработать неудовлетворительные оценки или пропуски текущих занятий в количестве не более трех за семестр. Данное нововведение активно используется обучающимися в течение всего учебного года, что является стимулом и мотивацией к активному освоению дисциплины. Рейтинг промежуточной аттестации также является произведением среднего балла, рассчитанного по отдельным вопросам экзаменационного или зачетного билета на соответствующий коэффициент. Для успешного освоения учебного плана образовательной программы по различным направлениям подготовки посещение лекций обязательно в полном объеме, следовательно, пропуски лекций также учитываются при расчете итогового рейтинга.

Обучающиеся, выполняющие различные виды работ в рамках творческого рейтинга по дисциплине (участие в научно-исследовательском направлении кафедры: выступление с докладами, научные публикации и т.д., выполнение внеплановых курсовых работ, подготовка учебно-методических материалов, наглядных пособий и устройств), имеют возможность заработать определенное количество дополнительных баллов к итоговому рейтингу [15]. К участию в творческом рейтинге допускаются обучающиеся, у которых средний балл по дисциплине 4,0 и более - что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к повышению успеваемости в целом. Протоколом заседания кафедры нормальной физиологии утверждается дифференцированная шкала оценки участия обучающихся в творческом рейтинге, где учитывается уровень проводимого мероприятия (местный, региональный, всероссийский, международный), а также уровень изданий, в которых публикуются исследовательские работы обучающихся, индексированные в РИНЦ и без индексирования. Дополнительные баллы к итоговому рейтингу выставляются за занятые призовые места в олимпиадах по дисциплине различного уровня в соответствии со шкалой оценки.

Особый интерес в нашем исследовании вызвал анализ участия обучающихся в научно-исследовательской работе кафедры за определенный промежуток времени до введения балльно-рейтинговой системы оценки знаний и после ее введения (табл.1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика научно-исследовательской работы обучающихся на кафедре нормальной физиологии

Традиционная система получения оценки за дисциплину системы для оценки за дисциплину

Виды работ 20122013 гонгом 20142015 20152016 20162017 20172018 20182019 20192020

Выступление с доклад ом на р егиональной научной конференции 1 2 2 2 10 7 6 8

Выступление с докладом на вс ер о ссийской научной конференции 4 3 5 4 17 11 18 12

Статьи б журналах 1 1 4 1 4

Публикации в сборнике материалов конференции 5 4 б 7 И 13 11 12

Установлено, при введении балльно-рейтинговой системы для оценки овладения дисциплиной на кафедре нормальной физиологии отмечен интерес к научно-исследовательской деятельности у обучающихся. ВЫВОДЫ

Таким образом, балльно-рейтинговая система оценки обладает следующими плюсами:

-увеличивается доля самостоятельной работы обучающегося;

-выработка единой унифицированной оценки знаний обучающихся;

-повышение мотивации обучающихся к систематической работе на практическом занятии в течение всего семестра по усвоению фундаментальных знаний, уме-

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

185

Tkachenko Pavel Vladimirovich, Petrova Elena Vladimirovna, Sokolova Nadezhda Igorevna IMPROVING THE EFFICIENCY OF DISCIPLINE DEVELOPMENT ...

pedagogical sciences

ний и владений по дисциплине;

- индивидуализация образовательного процесса;

-осуществление постоянного контроля за успеваемостью;

-формирование объективных отношений преподавателя и обучающегося;

- возможность междисциплинарного интегрирования научно-исследовательской работы;

-увеличение доли обучающихся, заинтересованных в научно-исследовательской работе.

Введение балльно-рейтинговой системы позволяет решить основное требование к компетентностному подходу в системе высшего образования - целесообразность действий специалиста в определенных условиях, использующего различные методы и специфические методологические решения практикоориентированных ситуационных задач. В дальнейшем это позволит высококвалифицированному специалисту самостоятельно принимать решения при возникновении проблем и задач, особенно в условиях работы первичного звена здравоохранения, а также уметь грамотно и качественно оценивать результаты своей профессиональной деятельности. В свою очередь в глобальном смысле компетент-ностный подход в образовании способствует развитию академической мобильности, изменяя мышление и методологические подходы в системе «преподаватель-об-учающийся».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беляев С.А. Оценка уровня сформированности компетенций у студентов в медицинском вузе по экономическим дисциплинам // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 11-14.

2. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация/ Г.К. Селевко //Народное образование. — 2004. - №4. — С.138-143

3. Руденко Ю.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе/Ю.С. Руденко //Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. — 2013. - № 1. — С.4-8.

4. Петренко А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=273 (дата обращения: 30.01.2020).

5. Дука Н. А., Дука Т. О., Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании: моногр. / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. -130 с.

6. Байрашев К.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов как показатель качества учебного процесса / К.А. Байрашев // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 10. - С. 74—78.

7. Черемнова Т.В. Балльно-рейтинговая система как эффективный способ оценивания знаний студентов (на примере дисциплины «химия») / Т.В. Черемнова //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2017. -№4. - С.51-54

8. Баженов, Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии»/ Р.И. Баженов // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 5 (33). - С. 135-138.

9. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества освоения основной образовательной программы высшего образования/ С.Н. Белова //Национальная Ассоциация Ученых. - 2015. - № 2-5 (7). - С. 31-34.

10. Волков А.Г. Методика разработки интеллектуальной автоматизированной подсистемы оценивания уровня сформированности компетенций/ А.Г. Волков, А.Е. Андрияш// Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. -2017. - № 2 (6). - С. 98-107.

11. Рудакова Л.В. Балльно-рейтинговая система оценивания уровня освоения знаний в высшей медицинской школе /Рудакова Л.В., Ветрова Е.Н., Никитина Т.Н.// Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2019. - № 8. - С. 356-359.

12. Тарасенко О. В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза/ О.В. Тарасенко, Ж.А. Димиденок //Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 579-581. — URL https://moluch.ru/archive/60/8718/ (дата обращения: 12.03.2020).

13. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

14. Сидакова Н.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний - динамический фактор информационной открытости и стимуляции учебной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 261-264.

15. Литвинова Е.С. Анализ научно-исследовательской работы студентов на кафедре патологической анатомии /Литвинова Е.С., РазумоваМ.С., Харченко А.В. //Региональный вестник. - 2019. - № 11 (26). - С. 40-42.

Статья поступила в редакцию 23.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.