Научная статья на тему 'Повышение эффективности муниципальных предприятий пассажирского транспорта за счет сокращения налогового бремени (на примере Майкопского троллейбусного управления)'

Повышение эффективности муниципальных предприятий пассажирского транспорта за счет сокращения налогового бремени (на примере Майкопского троллейбусного управления) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукетлев Ю.Х., Куанов А.А.

В структуре организации перевозок гражданского населения России на долю городского пассажирского транспорта приходится более 85%. Это сложная организационно-экономическая система, объединяющая интересы населения, транспортных предприятий и городских властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности муниципальных предприятий пассажирского транспорта за счет сокращения налогового бремени (на примере Майкопского троллейбусного управления)»

все дело в цифрах...

повышение эффективности муниципальных

предприятий пассажирского транспорта

за счет сокращения налогового бремени (на примере Майкопского

троллейбусного управления)

В структуре организации перевозок гражданского населения России на долю городского пассажирского транспорта приходится более 85%. Это сложная организационно-экономическая система, объединяющая интересы населения, транспортных предприятий

_и городских властей.

В настоящее время положение дел в транспортном комплексе можно назвать критическим. Повсеместное снижение объемов перевозок в городском пассажирском транспорте влечет за собой ухудшение финансово-экономического состояния и показателей транспортных предприятий. Аналогичная ситуация имеет место и в городе Майкопе. Так, за период с 2003 по 2006 годы финансовый результат по автобусному и троллейбусному транспорту отрицателен [3]. Стабилизация финансово-экономического положения может быть достигнута путем применения стратегического налогового планирования. Его цели заключаются в обеспечении оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получении необходимых для этого средств за счет экономии на налоговых отчислениях, а также планировании налоговых расходов. Планирование налоговых платежей позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.

В качестве одного из методов повышения эффективности транспортных предприятий предлагается совершенствование налогового регулирования путем перевода организации на упрощенную систему налогообложения либо

Гукетлев Ю.Х.

канд. экон. наук,

доцент, заведующий

кафедрой экономики

и управления

на предприятиях

транспорта

Майкопского

государственного

технологического

университета

Куанов А.А.

начальник

финансово-

экономического

отдела Майкопского

троллейбусного

управления.

городской

пассажирский

_транспорт

представляет

систему,

объединяющую

_интересы

населения,

транспортных

_предприятий

_и городских

властей

на налогообложение в виде единого налога на вмененный доход. Последнее допускается лишь для автопассажирских компаний с численностью автобусов до 20 единиц. Практический переход на единый налог на вмененный доход было осуществлено в городе Канаш (Чувашия), где государственное унитарное предприятие преобразовано в группу автотранспортных компаний [2].

Сокращение налоговых платежей транспортных организаций с иными типами подвижного состава (например, трамвай, троллейбус) возможно через переход на упрощенный режим налогообложения. Согласно статье 346 п. 12 Налогового кодекса Российской Федерации транспортные организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при облюдении ряда условий, в числе которых:

1. Доходы по итогам 9 месяцев (в году, в кото-подано заявление о переходе на упрощенный режим налогообложения) не должны превышать 15 млн. руб.

2. Стоимость основных фондов предприятия не должна превышать 100 млн. руб.

3. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек.

4. Доля участия других организаций в капитале предприятия не должна превышать 25%. Первые три вышеуказанных условия трудновыполнимы для существующих крупных и средних транспортных организаций вследствие высокой затратности и трудоемкости процесса оказания транспортной услуги. Поэтому целесообразным является проведение перехода на упрощенный режим налогообложения посредством создания группы новых предприятий. Учитывая, что в капитале компании доля других организаций не должна превышать 25%, ставится под сомнение возможность перевода на упрощенную систему налогообложения муниципальные унитарные предприятия, так как им передано на праве хозяйственного ведения имущество, на 100% принадлежащее муниципалитету. Однако заместитель Департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации письмом от 19.11.2003 года № 04-

08-03/152 официально разъясняет, что государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе перейти на упрощенный режим налогообложения.

Перевод муниципальных унитарных транспортных предприятий на упрощенную систему налогообложения предусматривает следующие этапы:

1. Перевод всего имущества в вышестоящую организацию. Так как создаваемые предприятия будут наделяться этим же имуществом, его необходимо передать в муниципалитет.

2. Создание группы предприятий по функциональным признакам (перевозка пассажиров; техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, обслуживание контактно-кабельных сетей и т.д.) среднесписочной численностью работников до 100 человек. При этом необходимо учитывать, что доходность каждого предприятия в отдельности не должна превысить 15 млн. руб. за 9 месяцев отчетного года.

3. Определение налоговой базы (доход или доход за вычетом расходов). В первом случае налоговая ставка будет составлять 6% от дохода, во втором - 15% от разницы доходов и расходов.

4. Подача в налоговый орган заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения (осуществляется в срок не более 5 дней с момента регистрации предприятия). В случае пропуска указанного срока предприятие считается функционирующим по общей системе налогообложения.

5. Передача муниципального имущества (стоимостью не более 100 млн. руб.) на праве хозяйственного ведения каждому созданному муниципальному предприятию.

6. Ликвидация прежней транспортной организации.

В качестве апробации предложенного способа снижения налогового бремени транспортного предприятия использованы результаты деятельности муниципального унитарного предприятия «Майкопское троллейбусное управление» за 2006 год, которые в абсолютных величинах отражены в табл. 1.

стабилизация

финансово-

экономического

положения

транспортного

предприятия

может быть

достигнута

путем применения

стратегического

налогового

планирования

Таблица 1 Финансово-экономические показатели деятельности МУП «Майкопское троллейбусное управление» за 2006 год (пример), млн. руб. [3]

№ п/п Показатели Величина

1. Доходы от перевозки пассажиров 52,8

2. Расходы всего, 54,1

в том числе

2.1. Фонд заработной платы 23,3

2.2. Единый социальный налог 6,2

2.3. Затраты на приобретение запчастей и комплектующих 8,3

2.4. Затраты на электроэнергию (ГСМ) 10,7

2.5. Амортизация 1,7

2.6. Налог на имущество 0,5

2.7. Прочие налоги 1,6

2.8. Прочие затраты 1,8

3. Финансовый результат (+,-) -1,3

Переход на упрощенную систему налогообложения предусматривает освобождение от обязательства уплаты организацией налога на имущество, налога на прибыль, единого социального налога (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование), а также предусматривает обязанность уплаты единого налога.

Затраты Майкопского троллейбусного управления в данном случае сократятся на 0,5 млн. руб. (по налогу на имущество), единый социальный налог составит 3,3 млн. руб. (вместо 6,2 млн. руб. по общей системе налогообложения). Так как за рассматриваемый период Майкопское троллейбусное управление показало отрицательный финансовый результат, то наиболее приемлемой базой налогообложения по единому налогу будут доходы за вычетом расходов. При этом величина единого налога по налоговой базе «доход за вычетом расходов» составит 0,5 млн. руб., поскольку, в соответствии с частью 2 п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса размер единого налога не может быть менее 1% от доходов.

Общий экономический эффект составит: (0,5 + 6,2) - (3,3 + 0,5) = 2,9 млн. руб. в год. Таким образом, перевод предприятия на упрощенную систему налогообложения позволит сократить налоговые платежи предприятия путем освобождения от обязательства уплаты организацией налога на имущество, налога на прибыль, единого социального налога (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование). Экономический эффект от реализации вышеуказанного мероприятия на примере Майкопского троллейбусного управления составит 2,9 млн. руб. в год.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Элит, 2006. - с. 392.

2. В. Кузьмина. Автотранспорт Чувашии: на пороге перемен. // Автомобильный транспорт. - 2005. - №8. - с. 42.

3. Отчетные данные работы Автоколонны № 1491 и Майкопского троллейбусного управления за 2003 - 2006 годы, собранные автором.

4. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2006: Стат. сб. - М.: Росстат, 2006. - с. 95.

рп

в Майкопе

за период с 2003

по 2006 годы

финансовый

результат

по автобусному

и троллейбусному

транспорту

отрицательный

Y.K. Guketlev,

PhD Economy, Assistant Professor, head of the chair of Economy and Management of transportation enterprises in Maikop State Technological University А.А. Kuanov,

Head of Financial and Economic department of Maikop Trolley-bus Administration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Increasing the efficiency of municipal passenger transport enterprises through reduction of the tax burden (using the example of Maikop Trolleybus Administration)

P

rovides rationale for the increase of the efficiency of municipal unitary transportation enterprises through improvement of tax regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.