Научная статья на тему 'Оценка финансово-экономической целесообразности реорганизации муниципальных пассажирских предприятий'

Оценка финансово-экономической целесообразности реорганизации муниципальных пассажирских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1571
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / СЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каверзина Л.А., Черутова М.И., Сорокин Д.А., Никишина О.Б.

Рассмотрена возможность реорганизации пассажирских предприятий муниципального образования г. Братск в форме слияния, оценена финансово-экономическая целесообразность этого на основе выявления положительных и отрицательных моментов. Сделан вывод о том, что структурные преобразования могут привести к обострению проблем в деятельности объединенного предприятия и что слияние возможно только при соблюдении определенных условий, которые с учетом особенностей отечественного рынка не всегда могут быть обеспечены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каверзина Л.А., Черутова М.И., Сорокин Д.А., Никишина О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка финансово-экономической целесообразности реорганизации муниципальных пассажирских предприятий»

15 (201) - 2014

Вопросы экономики

УДК 332.1 (571.53)

ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Л.А. КАВЕРЗИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента

E-mail: Dekanfps@mail.ru М.И. ЧЕРУТОВА, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента

E-mail: eims@brstu.ru Д.А. СОРОКИН, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и управления E-mail: sd0203@mail.ru О.Б. НИКИШИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: Nikishol@yandex.ru Братский государственный университет

Рассмотрена возможность реорганизации пассажирских предприятий муниципального образования г. Братск в форме слияния, оценена финансово-экономическая целесообразность этого на основе выявления положительных и отрицательных моментов. Сделан вывод о том, что структурные преобразования могут привести к обострению проблем в деятельности объединенного предприятия и что слияние возможно только при соблюдении определенных условий, которые с учетом особенностей отечественного рынка не всегда могут быть обеспечены.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальное пассажирское предприятие, транспортные перевозки, финансово-экономическая целесообразность, реорганизация, слияние

В современных условиях хозяйствования экономика отдельных регионов России, как и хозяйственный комплекс страны в целом, подвержены негативному влиянию мировых финансовых кризисов. Поэтому возрастает актуальность решения вопросов оптимизации деятельности предприятий, функционирующих на отдельных территориях.

Администрации муниципальных образований особое внимание уделяют предприятиям, где одним из способов повышения эффективности деятельности являются реорганизационные мероприятия. Проведение в муниципальных организациях структурных преобразований требует оценки их финансово-экономической целесообразности. В связи с этим вопрос, рассматриваемый в данной статье,

весьма актуален. Проведем оценку финансово-экономической целесообразности реорганизации на примере слияния муниципальных пассажирских предприятий г. Братска.

Сейчас в городе функционируют два пассажирских муниципальных предприятия (МП): МП «Братское троллейбусное управление» (МП «БТУ») и МП «Автотранспортное предприятие» (МП «АТП»). Их деятельность была предопределена исторически сложившимися условиями функционирования социалистической системы хозяйствования.

В период рыночных реформ изменилось организационно-правовое положение указанных предприятий. Становление в 1990-х гг. системы местного самоуправления в Российской Федерации привело к существованию муниципальной собственности. В эти годы в г. Братске начала формироваться система местного хозяйства, в которую вошли и муниципальные унитарные предприятия, в том числе МП «БТУ» и МП «АТП». Учредителем и собственником имущества указанных предприятий выступает администрация города, которая и предлагает провести реорганизацию указанных предприятий в форме слияния.

Такое решение принято органами местного самоуправления в целях:

— обеспечения социальных маршрутов в Братске с учетом специфики территориального расположения города;

— сдерживания роста стоимости проезда на муниципальном транспорте и обеспечения социальной защищенности населения, проживающего в разных жилых районах;

— ввода в постоянный оборот единого проездного билета на два вида транспорта независимо от мест проживания пассажиров;

— повышения престижа и конкурентоспособности муниципального предприятия на рынке пассажирских перевозок.

Рассмотрим организационно-правовые особенности реорганизации муниципальных пассажирских предприятий г. Братска в форме слияния.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества принимает решение о создании унитарного предприятия, о его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством, формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; назначает на должность руководителя унитарного предприятия.

В соответствии со ст. 21 указанного закона руководитель является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества организации, подотчетен ему и организует выполнение его решений.

Указанные положения свидетельствуют о правах и обязанностях собственника имущества по отношению к указанным муниципальным предприятиям.

Оценив сущность отношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, заметим, что права органов местного самоуправления не отличаются от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему имущества [4, с. 82].

Администрация города рассматривает деятельность муниципального пассажирского транспорта в комплексе. Автотранспортные и троллейбусные перевозки являются составными частями единого транспортного комплекса, в рамках которого с учетом специфики топографии была сформирована единая маршрутная сеть.

Комплексный подход к организации пассажирских перевозок привел к необходимости проведения реорганизации муниципальных пассажирских предприятий МП «БТУ» и МП «АТП» в форме слияния.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних [1, с. 5].

При слиянии собственник имущества вновь возникшего унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, устава и о назначении руководителя.

Права и обязанности каждого из объединяемых предприятий переходят ко вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом. Он утверждается учредителем юридического лица и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Следует отметить, что необходимость и возможность реорганизации в форме слияния двух предприятий должны быть обязательно подтверждены расчетом финансовых показателей и показателей эффективности деятельности.

Организационно-финансовый аспект структурных преобразований, предполагающих слияние предприятий, а также вопросы оценки и регулирования деятельности предприятий органами местного самоуправления, основы управления результатом деятельности предприятия с использованием операционного анализа уже рассматривались авторами [3, с. 232; 5, с. 73]. Были изучены финансовые показатели деятельности как реорганизуемых предприятий, так и объединенного.

Для анализа финансового состояния действующих предприятий была использована предоставленная МП «БТУ» и МП «АТП» бухгалтерская отчетность за 9 мес. 2013 г., так как на момент проведения оценки годовые отчеты о результатах деятельности не были готовы. Для выявления сложившихся тенденций проводилось сравнение фактических показателей деятельности за указанный период 2012 и 2013 гг.

Имущество МП «АТП» за рассматриваемое время увеличилось на 94 264 тыс. руб., или на 68,0%, в основном за счет увеличения стоимости внеоборотных активов (на 76 613 тыс. руб.) и роста дебиторской задолженности (на 13 090 тыс. руб.). Дебиторская задолженность занимала до 15,4% в активах предприятия. Источники финансирования увеличились за счет привлечения краткосрочных кредитов и роста кредиторской задолженности. Доля долгосрочных кредитов в валюте баланса 01.10.2013 составила 11,0%.

Основные характеристики МП «АТП» по состоянию на 01.10.2013 свидетельствуют о неудовлетворительном финансовом положении предприятия, которое не обеспечено в достаточном объеме оборотными активами для своевременного и полного погашения краткосрочных обязательств. Структура баланса неудовлетворительна, источники финансирования сосредоточены в заемном капитале. Предприятие платежеспособно, доля собственного капитала в валюте баланса составляла 68%, но платежеспособность обеспечивалась за счет долгосрочного кредитования, доля которого в валюте баланса 11,0%.

Предприятие ведет убыточную деятельность. Темпы роста выручки в 2013 г. по сравнению с 2012 г. — 104,0%. Темп роста себестоимости — 116,0%. Опережающий рост затрат приводил к убыткам от основной деятельности в размере 14 455 тыс. руб. Чистая прибыль (убыток) за 9 мес. 2013 г. — минус 15 782 тыс. руб. Показатель

удельных текущих затрат в 2012 г. составил 0,95 руб./руб.; в 2013 г. — 1,054 руб./руб.

Имущество МП «БТУ» за год уменьшилось на сумму 4 327 тыс. руб., или на 6,0%, за счет сокращения запасов и денежных средств. Дебиторская задолженность составляет 37,6% в структуре имущества предприятия. Источники финансирования сократились в основном за счет погашения краткосрочных обязательств. Долгосрочных обязательств предприятие не имеет.

На конец исследуемого периода можно сделать вывод, что предприятие ликвидное, оборотных активов на 23,0% больше, чем краткосрочных обязательств. Структура баланса удовлетворительна, доля собственного капитала в валюте баланса составляет 58,0%.

Выручка в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилась на 4,0%, себестоимость — на 2,8%. Опережающее снижение выручки по сравнению со снижением затрат приводит к убыткам от основной деятельности (-993 тыс. руб.). Чистая прибыль составляет минус 932 тыс. руб. Удельные текущие затраты в 2012 г. — 0,99 руб./руб.; в 2013 г. — 1,005 руб./руб., что свидетельствует о потенциально убыточной деятельности.

В табл. 1 представлены результаты анализа финансовых показателей деятельности исследуемых предприятий по состоянию на 01.10.2013.

Таким образом, деятельность анализируемых предприятий по состоянию на 01.10.2013 является убыточной. Существует риск снижения к концу года рентабельности и финансовой устойчивости.

Авторами был проведен расчет прогнозных значений доходов и расходов объединенного предприятия. Для прогноза необходимо было оценить уровень и структуру доходов, полученных за 9 мес. 2013 г. МП «БТУ» и МП «АТП» (табл. 2 и 3 соответственно).

Следует отметить, что транспорт МП «БТУ» используется только на городских маршрутах. Анализ структуры доходов за 9 мес. 2013 г., представленной на рис. 1, показал, что наибольший удельный вес занимают доходы от перевозки платных пассажиров (66,71%). Сумма возмещения по единому социальному проездному билету (ЕСПБ) составляет 17,81%. Доходы по договорам с предприятиями в абсолютном значении составляют 20 294,8 тыс. руб., что соответствует 12,07%. Прочая деятельность приносит 3,41% от общих доходов.

Анализ структуры доходов МП «АТП» за исследуемый период показал, что наибольший удель-

Таблица 1

Анализ финансовых показателей деятельности предприятий по состоянию на 01.10.2013

Наименование позиций Единица измерения МП «АТП» МП «БТУ»

Характеристика имущества

Всего активов Тыс. руб. 233 435 67 085

Внеоборотные активы 187 104 32 731

Текущие активы 46 331 34 354

Характеристика ликвидности

Коэффициент общей ликвидности Во сколько 0,92 1,23

Коэффициент абсолютной ликвидности раз 0,03 0,09

Чистый оборотный капитал Тыс. руб. -4 130 6 422

Характеристика финансовой устойчивости

Коэффициент общей платежеспособности Во сколько 0,68 0,58

Коэффициент автономии раз 2,09 1,40

Доля долгосрочных кредитов в валюте баланса % 11 0

Характеристика рентабельности

Рентабельность всего капитала % -7 -1

Рентабельность собственного капитала -13 -2

Характеристика прибыльности

Выручка от реализации (без НДС) Тыс. руб. 266 998 168 185

Себестоимость продаж 239 132 169 118

Управленческие расходы 42 321 0

Прибыль (убыток) от продаж (-14 455) (-933)

Чистая прибыль (убыток) (-15 782) (-932)

Удельные текущие затраты Руб./руб. 1,054 1,006

Прибыльность всей деятельности % -6 -1

«Запас прочности» -40 -2

Доходы МП «БТУ» Таблица 2

Показатель Доходы за 9 мес., тыс. руб. Структура, %

Доходы всего 168 185,2 100,00

От пассажирских перевозок: 142 142,8

— от перевозки пассажиров 112 188,8 66,71

— от возмещения расходов (ЕСПБ) 29 954,0 17,81

Договор ОАО «ЦКК» 20 294,8 12,07

Прочая деятельность 5 747,6 3,41

Таблица 3

Доходы МП «АТП»

Показатель Доходы за 9 мес., тыс. руб. Структура, %

Городские перевозки: 184 319,5

— платные по единым тарифам (14 руб.) 64 687,4 24,23

— платные вечерние (16 руб.) 3 748,4 1,40

— платные с покилометровым тарифом 19 963,5 7,48

— по ЕСПБ и ПБ 95 920,2 35,93

Пригородные перевозки: 8 657,5

— платные с покилометровым тарифом 6 409,1 2,40

— по ЕСПБ 2 248,4 0,84

Междугородные перевозки: 19 635,3

— платные с покилометровым тарифом 16 399,6 6,14

— платные льготные 3 235,7 1,21

Сезонные перевозки: 37 382,4

— платные с покилометровым тарифом 12 018,1 4,50

— платные льготные 5 689,3 2,13

— возмещения льготные бесплатные 19 675,0 7,37

Почасовые перевозки 13 055,3 4,89

Прочие 3 947,3 1,48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего... 266 997,3 100,00

7х"

5

Прочая

Рис. 1. Структура доходов МП «БТУ», %

Прочие; Междугородные 2

перевозки;

7

Пригородные перевозки;

Почасовые перевозки; 5

Сезонные перевозки 14

Городские перевозки 69

Рис. 2. Структура доходов МП «АТП», %

Перевозка пассажи ров по ЕСПБ; 20

Перевозка пассажи ров по полному тарифу; 80

Рис. 3. Структура пассажирских перевозок МП «БТУ», % Бесплатные

ный вес приходится на перевозку пассажиров по проездным билетам (ЕСПБ и ПБ) на городских маршрутах и составляет почти 36% (см. табл. 3). Платные городские перевозки соответствуют суммарно 33,11%, пригородные перевозки занимают лишь 3,24%, междугородные маршруты — 7,35%, сезонные перевозки приносят около 14% всех доходов, а почасовые — 4,89%, доля прочих доходов незначительна и составляет 1,48% (рис. 2).

Следует сказать, что основные объемы доходов обоих предприятий формируются от перевозки платных пассажиров на городских маршрутах. Сумма возмещения выпадающих доходов у МП «АТП» более значительна, чем у МП «БТУ».

Был также проведен анализ объемов пассажирских перевозок за 9 мес. 2013 г., и в целом по двум предприятиям этот показатель составил 23 915 027 пассажиров. Наибольшее количество людей перевезено на городских маршрутах — 21 932 575, это 90% от общего объема. Сезонными маршрутами воспользовались в исследуемом периоде 1 439 425 человек.

Структура пассажирских перевозок по муниципальным предприятиям представлена на рис. 3, 4.

В табл. 4 представлены прогнозы доходов объединенного транспортного предприятия, которые составлены на 9 мес. 2014 г. по двум вариантам развития событий:

1) без изменения тарифа для проезда в муниципальном транспорте;

2) с учетом роста тарифов на 7% по платным маршрутам и возможного снижения объема перевозок на 3%.

При условии сохранения действующих тарифов (14 руб.) доходы объединенного предприятия практически не изменятся. Повышение

тарифа до 15 руб. в дневное время, до 17 руб. после девяти часов вечера и рост на 7% по платным по-километровым тарифам позволят увеличить доходы предприятия на 11 860,85 тыс. руб.

Одним из основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются его текущие расходы. Обоснование целесообразности проведения реорганизации муниципальных пассажирских предприятий МП «БТУ» и МП «АТП» в форме их слияния требует определения прогнозного значения величины расходов объединенного предприятия и выявления возможностей их снижения.

Для анализа и установления прогнозного уровня текущих затрат объединенного предприятия на ближайшую и более отдаленную перспективу в качестве базы используем данные бухгалтерской отчетности обоих предприятий за 9 мес. 2013 г., а также информацию, предоставленную органами местного самоуправления (табл. 4).

Основная информация, необходимая для проведения анализа и прогнозного расчета расходов, представлена в табл. 5.

Обработка представленных данных показала следующее.

1. Статьи расходов, включаемых в состав себестоимости, по рассматриваемым предприятиям

различаются, а это при слиянии вызовет трудности в оформлении бухгалтерской отчетности по результатам общей финансово-хозяйственной деятельности.

2. На МП «БТУ» ожидаемые и фактические показатели деятельности соотносимы, при этом фактически достигнутые за девять месяцев значения не превышают ожидаемого уровня, что говорит о соответствующей квалификации работников планово-экономической службы предприятия, в то время как при сравнении ожидаемых показателей финансово-хозяйственной деятельности МП «АТП» за 12 мес. 2013 г. и фактических показателей за 9 мес. 2013 г. видно, что фактическая себестоимость за три квартала превышает ожидаемую годовую ее величину на 5,1%. Это свидетельствует о представлении информации в различных документах в несопоставимом виде как в части названий расходов, так и в их содержании.

Например, в отчете о финансовых результатах за период с 1 января по 30 сентября 2013 г. себестоимость продаж отражена на уровне 239 132 тыс. руб., а в пояснительной записке к отчету МП «АТП» за 9 мес. 2013 г. она составляет 281 453 тыс. руб. Это число получено путем суммирования себестоимости продаж и управленческих расходов (239 132 + 42 321), которые отражены в

Таблица 4

Прогноз доходов на 9 мес. 2014 г. объединенного предприятия

Без изменения тарифа С изменением тарифа

Виды доходов Объем Доход, Объем Доход,

перевозок, пасс. тыс. руб. перевозок, пасс. тыс. руб.

Городские перевозки: 21 932 575 326 462,3 21 521 359 334 303,9

— платные по единым тарифам 12 634 011 176 876,2 12 254 990 183 824,9

— платные вечерние 234 276 3 748,4 227 247 3 863,2

— платные с покилометровым тарифом 838 905 19 963,5 813 737 20 741,6

— по ЕСПБ+ПБ 8 225 384 125 874,2 8 225 383 125 874,2

Пригородные перевозки: 318 551 8 657,5 311 827 8 907,3

— платные с покилометровым тарифом 224 107 6 409,1 217 383 6 658,9

— по ЕСПБ 94 444 2 248,4 94 444 2 248,4

Междугородные перевозки: 35 312 19 635,3 34 419 20 279,5

— платные с покилометровым тарифом 29 740 16 399,6 28 847 17 043,8

— платные льготные 5 572 3 235,7 5 572 3 235,7

Сезонные перевозки: 1 439 425 37 382,4 1 423 486 37 853,7

— платные с покилометровым тарифом 531 270 12 018,1 515 331 12 489,4

— платные льготные 192 865 5 689,3 192 865 5 689,3

— возмещения льготные бесплатные 715 290 19 675,0 715 290 19 675,0

Почасовые перевозки 189 164 13 055,3 183 489 13 567,1

Договор ОАО «ЦКК» - 20 294,8 - 21 744,4

Прочие доходы 9 694,9 10 387,4

Всего... 23 915 027 435 182,4 23 474 580 447 043,3

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения

7

Источник:

* Исполнение программы производственно-хозяйственной деятельности МП «БТУ» за 9 мес. 2013 г.

** Калькуляция ожидаемых затрат на перевозку пассажиров на городских перевозках по МП «Братское троллейбусное управление» за 2013 г.

*** Пояснительная записка к отчету МП «АТП» за 9 мес. 2013 г.

**** Ожидаемые основные показатели финансово-хозяйственной деятельности МП «АТП» за 12 мес. 2013 г.

Таблица 5

Основная исходная информация, тыс. руб.

МП «БТУ» МП «АТП»

Показатель Факт за Ожидаемые Факт за Ожидаемые

9 мес. 2013 г.* за 12 мес. 2013 г.** 9 мес. 2013 г.*** за 12 мес. 2013 г.****

Себестоимость продаж, всего 169 118,1 233 871,6 281 453,0 267 877,6

Оплата труда 93 809,7 132 356,7 125 784,1 93 569,4

Начисления на оплату труда 29 023,6 40 627,2 39 572,7 29 805,6

Материальные затраты 15 707,1 21 312,8 9 061,6 72 422,5

Автошины 3 166,2 3 564,5 —

Смазочные материалы 1 685,5 1 639,0 (в том числе в материальных затратах)

Износ автошин 2 745,9 2 855,6 (в том числе в материальных затратах)

Запчасти и ремонт машин, 25,6 -

хозтехобслуживание

Запчасти и материалы 20 759,0 (в том числе в материальных затратах)

Топливо автомобильное 47 168,6 (в том числе в материальных затратах)

Текущий ремонт зданий и сооружений 172,0 172,0 -

Горюче-смазочные материалы 1 934,3 2 613,5 54 027,0

Электроэнергия 10 717,0 14 741,9 -

Капитально-восстановительный ремонт 911,3 1 139,3

троллейбусов

Содержание помещений - 1 488,6

Капремонт контактной сети 1 862,1 1 862,1 -

Амортизация 3 593,2 4 770,1 18 167,0 11 285,9

Коммунальные услуги 1 638,0 2 559,3 - -

НДС - 11 892,1

Техобсуживание автобусов 322,4

Услуги связи - 229,6 -

Услуги охраны 1 331,1 1 730,3

Хозяйственные нужды 77,2 103,5

Арендная плата за пользование 328,6 438,1

земельным участком

Транспортный налог 31,9 42,6

Прочие расходы 4 643,3 5 608,1 - 60 794,2

Накладные расходы - 16 621,9 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

форме 2. Однако в представленной пояснительной записке упоминание об управленческих расходах отсутствует, но появляется статья «Накладные расходы», по сумме не соответствующая указанным управленческим расходам. Кроме того, названия отдельных статей расходов в форме 2 не соответс-

твуют названиям в пояснительной записке. Очень разнятся представленные в указанных документах фактические и ожидаемые значения по материальным затратам.

3. Деятельность МП «АТП» убыточна, так как расходы на нее превышают получаемые доходы.

В составе себестоимости велика доля прочих расходов, которые запланированы предприятием на 2013 г. в размере 60 794,2 тыс. руб. Следовательно, при слиянии организаций необходимо особое внимание уделить сокращению расходов именно на предприятии МП «АТП».

4. В качестве резервов сокращения расходов при слиянии можно отметить проведение оптимизации штатного расписания объединенного предприятия путем ликвидации дублирующих служб или сокращения отдельных штатных единиц. Резервом является также возможность сокращения одноименных затрат в рассматриваемых организациях.

Анализ финансового состояния, проведенный авторами, показал, что для достижения приемлемых результирующих показателей деятельности объединенного предприятия после слияния МП «АТП» и МП «БТУ» необходимо обеспечить сокращение расходов на 3-5%. Принимая во внимание, что себестоимость после слияния составит 450 571,0 тыс. руб., необходимо обеспечить ее снижение как минимум до уровня 437 053,9 тыс. руб., оптимизировав расходы в большей части на МП «АТП».

При объединении предприятий, безусловно, возникнут объективные трудности, и появятся дополнительные расходы, связанные со слиянием (разработка и оформление учредительных документов, выплата выходных пособий при сокращении работников и т.п.), что в первый год деятельности может привести не только к увеличению расходов, но и к нарушению стабильности в перевозке пассажиров.

При слиянии могут возникнуть и другие проблемы, в том числе управленческого характера, такие как возможное внутреннее сопротивление персонала, отсутствие единой системы управления и пр. Основная проблема, по мнению автора работы [2] (и авторы статьи с этим согласны), заключается в том, что до слияния каждое предприятие было самостоятельным, поэтому прежние особенности управления длительное время будут влиять на все сферы деятельности объединенного предприятия. Чтобы обеспечить решение указанных проблем, необходимо при реорганизации создать на каждом из предприятий единую технологию деятельности, порядка учета, контроля, организации основных процессов и т.д.

Таким образом, результаты проведенного по данным бухгалтерской отчетности финансового анализа деятельности МП «АТП» и МП «БТУ» позволили выявить сложившиеся тенденции, а также построить

прогнозный баланс объединенного предприятия по состоянию на 01.10.2013 и на 01.10.2015.

Рассмотрены четыре варианта прогноза баланса и финансового состояния.

Первый вариант предполагает простое слияние активов, определение показателей финансового состояния «несуществующего» объединенного предприятия по состоянию на 01.10.2013. Такое предприятие с учетом сильных и слабых сторон каждого из объединяемых предприятий является неликвидным, финансово неустойчивым, нерентабельным, убыточным. Следовательно, простое слияние активов без проведения соответствующих мероприятий и существенных преобразований к положительному эффекту не приведет.

Второй вариант прогноза баланса предусматривает перенос сложившихся тенденций роста показателей на будущее, на два года вперед и определение основных характеристик финансового положения по состоянию на 01.10.2015. Выручка объединенного предприятия увеличилась бы на 1% в 2013 г. по сравнению с 2012 г. Предполагается, что себестоимость также будет расти на 1% в год, что существенно смягчает прогноз, так как в действительности наблюдается рост себестоимости объединенного предприятия на 7,44% в год, и если учесть существующую тенденцию опережающего роста затрат, то к концу 2015 г. может быть получен убыток в размере 50 979 тыс. руб.

Прогноз показателей деятельности при росте выручки и себестоимости на 1% в год указывает на то, что деятельность объединенного предприятия будет убыточной, и к 01.10.2015 убыток от продаж может составить 14 991 тыс. руб., а чистая прибыль (убыток) — минус 22 369 тыс. руб.

Если предположить реорганизацию в форме слияния без увеличения тарифов, без сокращения затрат, без внесения существенных изменений в структуру управления, то создание объединенного предприятия может привести к отрицательному результату (рис. 5).

Третий вариант прогноза баланса и показателей деятельности предполагает, что в результате проведения необходимых преобразований может быть увеличена выручка на 2,73% до 447 043 тыс. руб. и снижена себестоимость на 3%. Ожидается, что управленческие расходы расти не будут. При выполнении этих условий деятельность объединенного предприятия может быть прибыльной, предполагаемая прибыль от продаж может составить 8 720 тыс. руб., чистая

20 000 15 000 10 000 5 000 0

-5 000 -10 000 -15 000 -20 000 -25 000

° Прибыль (убыток) от продаж ° Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Рис. 5. Прибыль (убыток) объединенного предприятия при втором варианте прогноза, тыс. руб.

20 000

15 000 10 000 5 000 0

-5 000 -10 000 -15 000

-20 000

01.10.2013

01.10.2012

01.10.2014

01.10.2015

□ Прибыль (убыток) от продаж □ Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Рис. 6. Прибыль (убыток) при третьем варианте прогноза, тыс. руб.

прибыль — 1 169 тыс. руб., прибыльность продаж — 2%, прибыльность всей деятельности — 0%, рентабельность собственного капитала — 1% (рис. 6).

Дальнейший анализ показывает, что показатель прибыли более чувствителен к изменению выручки, чем к изменению затрат. Поэтому, рассматривая четвертый вариант прогноза, предположим, что при функционировании объединенного предприятия не будут проведены мероприятия по снижению затрат. Тогда необходимо увеличивать доходы предприятия в 2014 г. на 3%, в 2015 г. — на 8%, до 469 998 тыс. руб. за счет роста тарифов. При таком варианте возможно получение чистой прибыли к концу 2015 г. в размере 9 735 тыс. руб., рентабельности капитала — 3%, прибыльности всей деятельности — 2% при сохранении ликвидности и финансовой устойчивости на приемлемом уровне (рис. 7).

В табл. 6 представлены основные характеристики финансового состояния объединенного предприятия на 01.10.2015 при разных условиях развития.

Таким образом, проведенный анализ показал, что слияние предприятий сопряжено с появлением

как положительных, так и отрицательных эффектов. Положительные моменты таковы.

1. Объединенное предприятие нацелено на сохранение существующей маршрутной сети муниципального транспорта и оптимизацию ее с учетом потребностей жителей города.

2. Реорганизация пассажирских муниципальных предприятий в форме слияния будет способствовать социальной удовлетворенности граждан за счет эффективной организации транспортного обслуживания населения города, установления единой стоимостной политики на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, равной доступности для жителей, пользующихся автобусными и троллейбусными маршрутами.

3. Возможно достичь снижения себестоимости городских пассажироперевозок, в том числе за счет снижения одноименных затрат и оптимизации штатного расписания.

Есть и отрицательные моменты объединения.

1. При слиянии предприятий, выполняющих пассажироперевозки разными видами транспорта и, как следствие, имеющих различные статьи

25 000 -20 000 -15 00010 0005 0000 --5 000 -10 000 -15 000 -20 000

01.10.2013

01.10.2014

01.10.2012

01.10.2015

° Прибыль (убыток) от продаж ° Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Рис. 7. Прибыль (убыток) при четвертом варианте прогноза, тыс. руб.

Таблица 6

Прогнозные значения финансовых показателей на 01.10.2015

Наименование позиций Единица измерения МП «АТП» МП «БТУ» Объединенное предприятие

1-й вариант* 2-й вариант** 3-й вариант***

Характеристика имущества

Всего активов Тыс. руб. 186 470 62 283 300 520 250 424 291 614

Внеоборотные активы 114 710 19 842 219 835 134 553 134 553

Текущие активы 71 760 42 441 80 685 115 871 157 061

Характеристика ликвидности

Коэффициент общей ликвидности Во сколько раз 1,63 1,72 1,03 1,58 2,21

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,54 0,54 0,05 0,53 1,12

Чистый оборотный капитал Тыс. руб. 27 640 17 779 2 292 42 699 86 123

Характеристика финансовой устойчивости

Коэффициент общей платежеспособности Во сколько раз 0,63 0,60 0,66 0,61 0,67

Коэффициент автономии 1,69 1,52 1,90 1,55 2,04

Доля долгосрочных кредитов в валюте баланса % 13% 0% 8% 10% 9%

Характеристика рентабельности

Рентабельность всего капитала % -8% -1% -6% -7% 2%

Рентабельность собственного капитала -16% -2% -11% -14% 1%

Характеристика прибыльности

Выручка Тыс. руб. 286 252 153 412 435 183 439 664 447 043

Себестоимость 256 377 154 263 408 250 412 333 396 003

Управленческие расходы 42 321 0 42 321 42 321 42 321

Прибыль от продаж -12 446 -851 -15 388 -14 991 8 720

Чистая прибыль -19 809 -754 -16 714 -22 369 1 169

Удельные затраты Руб./руб. 1,043 1,006 1,035 1,034 0,980

Прибыльность продаж % -4% -1% -4% -3% 2%

Прибыльность всей деятельности -7% 0% -4% -5% 0%

«Запас прочности» -30% -2% -13% -12% 6%

* Сохранение тенденций роста 2013 г.

** Рост доходов и себестоимости на 1% в год.

*** Рост доходов на 2,73% и снижение себестоимости на 3% в год.

расходов, включаемых в состав себестоимости, появятся трудности при оформлении бухгалтерской отчетности по результатам общей финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме того, убытки, понесенные МП «АТП» в ходе работы, могут при слиянии перекрывать прибыль, получаемую МП «БТУ», что никоим образом не будет способствовать повышению эф-

7х"

11

фективности функционирования объединенного предприятия.

2. Положительное изменение финансовых показателей деятельности после проведения реорганизации предприятий является дискуссионным моментом, так как имеется несколько возможных вариантов развития событий и довольно сложно предположить, какой из них будет реализован на практике.

Прибыльная деятельность объединенного предприятия возможна в том случае, если обеспечен рост доходов при одновременном снижении текущих затрат. Одним из реальных способов повышения доходов на сегодня является рост тарифов на пасса-жироперевозки. Однако это может привести к усилению социальной напряженности в муниципальном образовании. Кроме того, снижение себестоимости до необходимого уровня, обеспечивающего эффективное функционирование, может осложняться постоянным ростом цен на материальные ресурсы, используемые в ходе финансово-хозяйственной деятельности объединенного предприятия.

3. Обязательным условием улучшения финансового состояния объединенного предприятия и повышения результативности его деятельности является обновление основных средств. А это требует привлечения существенных инвестиций, в то время как инвестиционная активность в исследуемом муниципальном образовании снижена. В связи с этим необходимо содействие со стороны администрации Братска руководству объединенного предприятия как в инвестировании вновь создаваемого предприятия, так и в решении других проблем, которые неизбежно будут возникать в процессе слияния предприятий.

4. Могут появиться объективные трудности при планировании деятельности объединенного предприятия и реализации намеченных программ его развития, в связи с чем для исключения негативных последствий слияния необходимо в корне менять принципы, методы управления и организации де-

ятельности. При этом особое внимание должно быть уделено МП «АТП», которое имеет неоправданно высокие затраты и практически не стремится к их сокращению. Кроме того, имеются существенные погрешности при проведении плановых расчетов финансово-экономических показателей.

Обобщив представленную информацию и сделанные на основе ее анализа выводы, можно констатировать, что простое слияние активов МП «БТУ» И МП «АТП» без проведения существенных организационно-экономических, технических преобразований к положительному эффекту не приведет, следовательно, является нецелесообразным.

Реструктуризация муниципальных пассажирских предприятий в форме слияния требует комплексного подхода, основанного на объективности мнений и оценки исходной аналитической информации, а также пристального внимания со стороны органов местного самоуправления, что в совокупности позволит успешно решать насущные проблемы муниципального образования, учитывая при этом интересы хозяйствующих субъектов и населения.

Список литературы

1. Денисов В.М., Холодкова В.В. Оптимизация структуры после реорганизации. Опыт объединения филиалов // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2.

2. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.12.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 156908/?frame=4.

3. ЧерутоваМ.И., ТрофимоваИ.Г. Методические основы управления результатом деятельности предприятия с использованием операционного анализа // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 4. С. 73-78.

4. URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1147.php.

5. URL: http://www.twirpx.com/file/493416.

Issues on economics

ASSESSMENT OF FINANCIAL AND ECONOMIC EXPEDIENCY OF REORGANIZATION

AT MUNICIPAL PASSENGER ENTERPRISES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Liudmila A. KAVERZINA, Marina I. CHERUTOVA, Dmitrii A. SOROKIN, Ol'ga B. NIKISHINA

Abstract

The article considers the possibility of reorganization at municipal passenger enterprises as Bratsk merger assesses, its financial and economic feasibility based on the identification of positive and negative moments. The authors conclude that structural changes can lead to the problems in the activities of the joint enterprise and merger is possible in certain conditions, which according to the characteristics of the domestic market cannot always be provided.

Keywords: municipality, municipal public enterprise, transportation, financial and economic feasibility, reorganization, merger

References

1. Denisov V.M., Kholodkova V.V. Optimizatsiia struktury posle reorganizatsii. Opyt ob"edineniia fili-alov [Optimization of structure after reorganization]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom — Management in Russia and abroad, 2005, no 2.

2. Federal Law "On State and municipal unitary enterprises" of November 14, 2002 № 161-FZ (as amended on December 28, 2013). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 156908/?frame = 4. (In Russ.)

3. Cherutova M.I., Trofimova I.G. Metodicheskie osnovy upravleniia rezul'tatom deiatel'nosti predpriiati-

ia s ispol'zovaniem operatsionnogo analiza [Methodical bases of enterprise management, using operational analysis]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie — Modern technologies. System analysis. Simulation, 2013, no. 4, pp. 73-78.

4. Available at: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1147.php. (In Russ.)

5. Available at: http://www.twirpx.com/file/493416. (In Russ.)

Liudmila A. KAVERZINA

Bratsk State University, Bratsk, Russian Federation Dekanfps@mail.ru Marina I. CHERUTOVA

Bratsk State University, Bratsk, Russian Federation eims@brstu.ru Dmitrii A. SOROKIN

Bratsk State University, Bratsk, Russian Federation sd0203@mail.ru Ol'ga B. NIKISHINA Bratsk State University, Bratsk, Russian Federation Nikishol@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.