Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / обучение / русский язык / методика / информационные технологии / компьютер / образование / современные технологии / language / education / Russian language / methodology / information technology / computer / education / modern technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Б. Кадыралиева, Р.К. Караева, М.И. Шакирова

В наше время, когда процесс глобализации развивается стремительно, изучение языков является актуальной темой. В статье авторы приводят информацию о важности изучения русского языка, понимании информационных технологий и использовании информационных технологий в обучении русскому языку. Также приводится примеры использование технических средств на различных уроках, которые оказывают существенное влияние на организацию деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE USING MODERN MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Nowadays, when the process of globalization is developing rapidly, language learning is an urgent topic. Russian Russian language learning, understanding of information technologies and the use of information technologies in teaching the Russian language are presented by the authors in the article. There are also examples of the use of technical means in various lessons, which have a significant impact on the organization of students' activities.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.Б. Кадыралиева, старший преподаватель Р.К. Караева, старший преподаватель М.И. Шакирова, преподаватель

Ошский государственный педагогический университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-169-172

Аннотация. В наше время, когда процесс глобализации развивается стремительно, изучение языков является актуальной темой. В статье авторы приводят информацию о важности изучения русского языка, понимании информационных технологий и использовании информационных технологий в обучении русскому языку. Также приводится примеры использование технических средств на различных уроках, которые оказывают существенное влияние на организацию деятельности учащихся.

Ключевые слова: язык, обучение, русский язык, методика, информационные технологии, компьютер, образование, современные технологии.

По мере экономического и технологического роста в мире меняется представление о результатах образования. Только используя современные технологии, подходы и методы, можно добиться высоких результатов.

В современных условиях русский язык приобретает все большее значение на международном уровне. Его изучают многие люди в разных странах мира. Русский язык - один из великих языков мира по разнообразию грамматических форм и словарного запаса. Он всегда был предметом гордости русских писателей, которые любили свой народ и свою страну. Главная цель обучения русскому языку - вызвать интерес к знаниям, науке, книгам и преподаванию. Это облегчит усвоение материала и значительно повысит его эффективность.

Общеизвестно, что на нашу новую жизнь огромное влияние оказывает эра информационных технологий, а сами технологии играют важную роль в развитии современного человеческого общества. Студенты, пытающиеся изучать русский язык, нуждаются в дополнительной лингвистической поддержке. Чтобы развить свой опыт и навыки, им необходимо практиковать аудирование, чтение, говорение и письмо. Для выполнения этих задач им

необходимо иметь доступ к различным инструментам, которые помогут им легко и эффективно изучать язык.

В соответствии с новыми социальными требованиями государственные образовательные нормы одним из требований к результатам обучения определяют формирование у учащихся умения работать с информацией: использовать различные «способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета...». Использование ИКТ принципиально расширяет возможности для такого развития. Они имеют специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля [1].

Информационно-коммуникационные технологии - это общее понятие, которое охватывает различные механизмы, методы и алгоритмы обработки данных. В соответствии со способом применения, информационно-коммуникационные технологии делятся на традиционные и современные.

Традиционные данные существовали в условиях централизованной обработки

данных до эпохи персональных электронных компьютеров (ПК).

Современные или новые связаны в основном с предоставлением информации для процесса управления в режиме реального времени. Существуют следующие категории: электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятия решений, электронный офис, экспертная помощь, в зависимости от степени охвата задач управления информационными технологиями [2].

Использование технических средств на различных уроках оказывает существенное влияние на организацию деятельности учащихся. Использование технических средств на различных уроках оказывает существенное влияние на организацию деятельности учащихся. Использование технических средств обучения играет большую роль в учебном процессе, качественно изменяет процесс и результаты обучения. Термин «новые технологии» включает в себя коммуникативные методы изучения языка, в которых персональный компьютер играет центральную роль. Однако, помимо компьютера, существуют и другие технологические инструменты, которые можно использовать в обучении языку. Каждое технологическое средство имеет свои особые преимущества и применяется для одного из четырёх языковых навыков: говорения, аудирования, чтения и письма. Такими средствами могут быть проектор, интерактивная доска, онлайновые сайты по изучению русского языка, компьютерные программы обучения языку, программы для создания презентаций, электронные словари, чаты и программы для обмена сообщениями по электронной почте, СБ-плееры для прослушивания и обучающие видеоклипы.

Например, диски виртуальной школы содержат теоретический и практический материал, вопросы для закрепления, симуляции и упражнения, тренажеры, тексты; Электронные словари и энциклопедии позволяют получить дополнительные знания и использовать их на уроке; Интерактивные доски - это комплекс оборудования, который делает процесс обучения ярким, наглядным и

динамичным. ярким, наглядным и динамичным. Они позволяют охватить большой объем материала, организовать тестирование, вносить исправления и корректировки, делать комментарии, сохранять материалы для последующей корректировки; Видеозаписи - один из самых популярных экранных носителей информации для студентов [3].

Сегодня существует множество различных подходов и методов использования современных технологий, которые могут быть использованы для совершенствования языковых навыков студентов, изучающих русский язык.

Немаловажно и то, что возможности компьютерных технологий позволяют быстро и, главное, качественно подготовить интересный урок по любой теме, используя электронные ресурсы. Все, что нужно для такого урока, - это компьютер и мультимедийный проектор для проецирования изображения на экран. Для студента, который является равноправным участником образовательного процесса, очень важно иметь способность развивать активность и самостоятельность на всех этапах общеобразовательной подготовки. Использование мультимедийных презентаций в обучении обогащает образовательный процесс, делает его более эффективным, а также способствует творческому развитию учащихся. Презентации можно использовать на любом этапе изучения предмета и на любом этапе урока.

Компьютерные технологии можно использовать для объяснения, закрепления, повторения и проверки нового материала на всех этапах учебного процесса при наличии цифровых образовательных ресурсов. Использование видеотехнологий позволяет повысить роль наглядности, предоставить учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах и вовлечь их в активную работу.

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

1. Концептуальный

Необходимость использования средств ИКТ аргументируется: дефицитом источников учебного материала; возможностью представления в мультимедийной форме

уникальных информационных материалов (рисунков, рукописей, видеофрагментов); визуализацией изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимостью объективного оценивания в более короткие сроки и др.

2. Технология

Выбор методики преподавания и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и учащихся.

3. Оперативный

Поэтапное планирование уроков и подготовка методических материалов. Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат продолжительность этапа; способ организации деятельности учащихся с использованием средств ИКТ; функции учителя и основные виды его деятельности на данном этапе функции и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

4. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ меняется, учитель теперь не только источник знаний, но и руководитель учебного процесса, основными задачами учителя становится управление познавательной деятельностью ученика [4].

Можно утверждать, что использование мультимедийных технологий является наиболее эффективным средством обучения и воспитания, что приводит к применению более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методов преподавания. С помощью компьютера значительно расширяются возможности учителя по представлению различных видов информации. Компьютер активизирует внимание учеников, повышает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию при дидактически грамотном подходе. Интровертные дети расслабляются во время работы за компьютером, застенчивые школьники легко общаются в Интернете. Кроме того, внедрение мультимедийных технологий положительно влияет на мотивацию студентов, экономию учеб-

ного времени и улучшение усвоения материала в аудитории. Кроме того, использование мультимедийных технологий повышает мотивацию студентов, экономит учебное время и улучшает усвоение материала в аудитории. Преимущество и эффективность использования мультимедийных средств обучения заключается в том, что они делают структуру урока более чёткой и эстетически привлекательной. Это помогает обеспечить эмоциональную вовлеченность учащихся. Включая видео и звуковое сопровождение слайдов, учащиеся могут выработать личное отношение к увиденному и услышанному, что повышает их мотивацию к обучению.

Итак, какие же способы использования ИКТ помогают учителю русского языка создать наиболее комфортные условия для освоения учащимися нового материала? Выделим наиболее важные из них:

- Создание и подготовка дидактических материалов (заданий, таблиц, конспектов, схем, рисунков, демонстрационных графиков и т.д.);

- Подготовка презентаций по заданной теме на основе дидактических материалов;

- Использование готовых программных продуктов;

- Использование и применение Интернет-ресурсов для подготовки уроков, внеклассных мероприятий, самообразования;

- Организация мониторинга для проверки результатов обучения и преподавания;

- Создание тестовых заданий;

- Обобщение методического опыта в электронном виде [5].

Итак, использование ИКТ на уроке русского языка способствует развитию творческих возможностей учащегося и повышают интенсивность умственной деятельности. При работе с ИКТ студент становится центром деятельности, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов. Кроме того, между учеником и учителем устанавливаются не только «субъект-субъектные» отношения, но и творческие.

Библиографический список

1. Васина Ю.М. Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2002. -227 с.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 424 с.

3. Бадалова, Б. Урок-конкурс Элемент в русском языке. ЭПРА // Международный журнал междисциплинарных исследований. - 2020. - № 6 (5). - С. 535-537.

4. Адилова Д.К. Активность познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку и литературы является важным фактор образования // Web of Scientist: International Scientific Research Journal. - 2022. - № 3.4. - С. 799-802.

5. Чиконина Г.В. Использование компьютерной системы развития способностей в учебном процессе / Г.В. Чиконина // Применение новых технологий в образовании: материалы XI Международной конференции. - Троицк: Тровант, 2020. - С. 79-80.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE USING MODERN MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES

A.B. Kadyralieva, Senior Lecturer R.K. Karaeva, Senior Lecturer M.I. Shakirova, Lecturer Osh State Pedagogical University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. Nowadays, when the process of globalization is developing rapidly, language learning is an urgent topic. Russian Russian language learning, understanding of information technologies and the use of information technologies in teaching the Russian language are presented by the authors in the article. There are also examples of the use of technical means in various lessons, which have a significant impact on the organization of students' activities.

Keywords: language, education, Russian language, methodology, information technology, computer, education, modern technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.