Научная статья на тему 'Повышение эффективности инновационной деятельности в АПК Алтайского края: вопросы взаимодействия власти, науки, образования и производства'

Повышение эффективности инновационной деятельности в АПК Алтайского края: вопросы взаимодействия власти, науки, образования и производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лоор Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности инновационной деятельности в АПК Алтайского края: вопросы взаимодействия власти, науки, образования и производства»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 631.151.16.003.13:001.76(571.15) И.И. Лоор

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

В настоящее время для органов управления АПК, сельскохозяйственных предприятий, организаций смежных отраслей становится очевидным, что решение стоящих перед агропромышленным комплексом задач возможно только в русле инновационного развития.

Сегодня во многих регионах практически исчерпаны резервы экстенсивного пути развития сельского хозяйства. В частности, в Алтайском крае за последние годы возвращены в оборот практически все ранее не использованные земли, площадь которых в начале 2000-х годов превышала 1 млн га.

В Алтайском крае проводится значительная работа по повышению эффективности аграрного производства, по масштабному внедрению инновационных технологий.

В растениеводстве находят широкое применение современная техника и ресурсосберегающие технологии, оборудование по глубокой переработке растениеводческой продукции. За 2006-2010 гг. приобретены тысячи новых тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и другого оборудования на сумму более 18 млрд рублей.

При этом все чаще речь идет не просто о закупке новой техники, но и о внедрении высокоэффективных технологий производства. Такой комплексный подход включает научно обоснованный севооборот, применение качественных семян и новых районированных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в Алтай-

ском крае по итогам 2009 г. составил 10%, в 2010 г. - увеличен до 13%.

Общий объем внесенных удобрений по сравнению с 2008 г. увеличился в 1,5 раза и составил 16 тыс. т действующего вещества. Объемы внесения минеральных удобрений в расчете на 1 га посевов сельскохозяйственных культур в крае с 2005 г. увеличились в 2 раза.

Ощутимых результатов в растениеводстве позволяет добиться применение инновационных энерго-, ресурсосберегающих технологий. Например, за последние три года в Алтайском крае площадь применения энерго- и ресурсосберегающих технологий увеличена в 1,5 раза. В 2010 г. она составила 2,2 млн га, что соответствует одной трети площади пашни.

Применение новых технологий позволило повысить объем производства основной продукции АПК края — зерновых культур, снизить зависимость от сезонных погодных факторов. Так, если десять лет назад среднегодовое производство зерна составляло 3,25 млн т, а в засушливые годы — не превышало 2,5 млн т, то в последние три года среднегодовое производство увеличилось до 4,72 млн т, и даже в засушливый 2008 г. было получено 3,85 млн т зерна.

Учитывая нестабильность ценовой конъюнктуры на рынке зерна, в крае реализуется программа диверсификации растениеводства, позволяющая производить более урожайные и прибыльные сельскохозяйственные культуры на новой технологической основе. В 2009 и 2010 гг. достигнута максимальная урожайность сахарной свёклы за всю историю свеклосеяния в крае. Высокотехнологичные про-

екты реализуются в области производства и переработки льна, в том числе льна масличного, который имеет хорошую перспективу возделывания в природно-климатических условиях юго-западных районов края.

Важнейшей задачей на современном этапе развития АПК края является концентрация усилий на развитии крупнотоварного животноводческого производства прежде всего молочного скотоводства (учитывая, что его доля в структуре выручки доходит до 80%).

Инновационные процессы в животноводстве края осуществляются в направлении совершенствования селекционно-племенной работы по улучшению породных и продуктивных качеств животных, эффективного использования кормовых ресурсов, индустриализации производства, его механизации, автоматизации, модернизации и технического перевооружения.

В рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия строятся новые и проходят реконструкцию действующие крупные и средние животноводческие комплексы. Так, только за 2006-2009 гг. сельскохозяйственные производители приобрели 212 линейных доильных установок, 11 доильных залов, 278 мобильных кормоцехов, 429 единиц кормозаготовительной техники, 40 комбикормовых установок.

Впервые за последние десятилетия на государственном уровне начинают комплексно решаться вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности АПК. Как известно, Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым поставлена задача к 2020 г. снизить энергоемкость производства на 40%. Очевидно, что достижение таких показателей в сельском хозяйстве потребует коренного изменения не только технологии производства, но и ментальности работников и менеджмента сельскохозяйственных предприятий.

Основой для системной работы по внедрению энергосберегающих технологий во всех сферах экономики, в том числе и на селе, призван стать закон «Об энергосбережении и энергоэффективности в Алтайском крае», принятый депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания.

В 2009 г. на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 7,3% от общего объема потребляемой в крае электроэнергии (731,9 млн кВт час), или 10% от объема потребления электроэнергии в промышленной сфере региона.

Техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства с 2006 г. способствовала, с одной стороны, наращиванию энергетических мощностей и повышению энергообеспеченности аграрного производства, с другой — за счет применения энергосберегающих технологий и более производительной техники — снижению удельной энергоемкости выпускаемой продукции. Например, в 2009 г. в сравнении с 2008 г. в сельскохозяйственных организациях края расход электроэнергии на 1 ц молока снизился на 13,5%.

Отличительной чертой инновационных процессов в АПК края в последнее время стало внедрение новых экономико-управленческих механизмов. В растениеводстве и животноводстве создаются и развиваются вертикально-интегрированные агропромышленные комплексы и аграрные предприятия с замкнутым производственным циклом. Стратегией социально-экономического развития предусматривается формирование ряда кластеров в АПК края: зернопродуктового, молочного и мясного, а в перспективе — сахарного и масличного кластеров. Предполагается тесная включенность предприятий АПК в деятельность уже сформированных кластеров в смежных отраслях — Алтайского биофармацевтического кластера и Алтайского кластера аграрного машиностроения.

Все направления инновационного развития АПК края нашли отражение в разработанной Администрацией края программе «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

Организационно-правовой механизм реализации программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья» базируется на необходимости дифференцированного подхода к поддержке агропромышленного комплекса территорий России. Для коренной модернизации аграрного производства необходимы не только увеличение объемов выделяемых ресурсов, но и концентрация господдержки на прорывных направлениях и потенциальных точках роста.

Аграрная политика должна получить региональное измерение. Оно проявляет-

ся в воссоздании зональной специализации, размещении и концентрации сельскохозяйственного производства с учетом природно-климатических, исторических и социальных факторов. Такой подход находит отражение в концепции особо значимых аграрных территорий Российской Федерации.

Предлагается создать своего рода зоны опережающего инновационного роста в АПК России. Статус особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как «локомотивы роста» аграрной экономики всей страны. Такой статус должны получить аграрные территории, которые производят максимальное количество продовольствия, где проживает значительное число сельского населения, и где развито не только животноводство, но и растениеводство. Таких территорий в России, по экспертным оценкам, порядка 8-10.

Ускоренное развитие особо значимых аграрных территорий позволит решить остро стоящую задачу импортозамеще-ния. Средства для этого потребуются немалые, но они значительно меньше, чем те суммы, которые ежегодно расходуются на закупку продовольствия за рубежом. А учитывая растущий дефицит продовольствия в мире, можно говорить и об обеспечении продовольственной безопасности страны.

При разработке форм государственной поддержки в рамках механизма особо значимых территорий акцент делался прежде всего на инновационные и научно проработанные механизмы.

В частности, предлагается оказывать более существенную государственную поддержку приобретения средств интенсификации производства (минеральных удобрений, средств защиты растений, элитных семян).

За счет средств федерального бюджета предлагается ввести субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для молочного животноводства.

Еще одно очень важное направление — это софинансирование за счет средств федерального бюджета восстановительной работы в лесозащитных полосах.

Особое внимание должно быть уделено вопросам строительства, капитального ремонта, реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных оросительных систем.

В целом, предлагается за счет средств прежде всего федерального бюджета создать нормальные инфраструктурные условия для развития аграрного бизнеса.

Обе инициативы Алтайского края — программа «Комплексного развития Алтайского Приобья» и законопроект «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации» — это проработанные документы, прошедшие широкое обсуждение и получившие весомую поддержку. Так, проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» внесен в Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденных в июле 2010 г. Председателем Правительства В.В. Путиным. Законопроект «Об особо значимых аграрных территориях» принят к рассмотрению профильным комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки консолидированной законодательной инициативы.

Успешная реализация программы «Комплексное развитие Алтайского При-обья» может иметь положительный эффект для сельского хозяйства края, сопоставимый по своему масштабу и глубине влияния с освоением целинных и залежных земель и «столыпинской» аграрной реформой.

Но несмотря на серьезные достижения последних лет в развитии инновационной сферы еще рано говорить об аграрном комплексе края как о развитом инновационно-внедренческом комплексе.

Причины и проблемы недостаточной инновационной активности предприятий сельского хозяйства имеют, прежде всего, общероссийский характер.

Сельской экономике сегодня не хватает высококвалифицированных молодых кадров, владеющих современными технологиями и современными управленческими навыками. В этой связи можно выделить ряд проблем, которые могут быть решены в рамках совместной работы органов власти, научно-образовательного комплекса и предприятий аграрного сектора.

1. Фактически отсутствует система внедрения в сельхозпроизводство инновационных предложений со стороны как российской, так и зарубежной аграрной науки. Эта проблема сохраняется в нашей стране на протяжении десятилетий. И задача на сегодня — создать при поддержке государства эффективный и экономически обоснованный механизм, который смог

бы заинтересовать и аграрный бизнес, и науку.

Необходимо на федеральном уровне разработать эффективные механизмы поддержки как фундаментальной науки, так и инновационно-внедренческого сектора в АПК. Для этого представляется целесообразной разработка федеральной программы инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, предусматривающую определение основных направлений инновационных фундаментальных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, финансирование из федерального бюджета по государственным контрактам выполнения фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, доведения их до уровня инновационных проектов (продуктов, товаров, технологий).

В этом вопросе интересно изучить опыт Республики Беларусь, где в рамках Национальной академии наук создано несколько научно-практических центров в статусе республиканских унитарных предприятий (например, Научно-практический центр по механизации сельского хозяйства).

2. Существует проблема недостаточной мотивации руководителей сельскохозяйственных предприятий к внедрению инновационных технологий.

В перспективе, на наш взгляд, речь должна идти о создании системы показателей, характеризующих инновационную деятельность в АПК, и о введении критериев оценки степени инновационности конкретных мероприятий и проектов. На уровне регионов могли бы быть созданы региональные экспертные советы с участием ученых, руководителей сельскохозяйственных организаций и общественности, которые проводили бы такую оценку.

Со временем, по нашему убеждению, инновационность должна стать основным и решающим критерием при отборе инвестиционных проектов для господдержки. Средства в рамках государственной поддержки сельскому хозяйству не должны «распыляться». Помощь должна быть направлена прежде всего тем предприятиям, которые эффективно распоряжаются главным ресурсом страны — землей.

3. Одной из важнейших задач было и остается более полное включение в инновационную деятельность аграрного образования. С одной стороны, концепция развития образования предполагает более

четкую ориентацию вузов на научную работу. С другой стороны, подготовка специалистов должна быть соизмерена с запросами работодателей, которые сегодня заинтересованы в специалистах, владеющими современными технологиями.

В этой связи необходим комплекс мер по переоснащению аграрных учебных заведений и их опытных хозяйств современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием. Это позволит студентам более детально знакомиться с современными сельскохозяйственными машинами и оборудованием, на которых им предстоит работать.

Вместе с тем очевидно, что обеспечить опытные хозяйства аграрных вузов всей линейкой используемой в современном сельском хозяйстве техники не только высокозатратно, но и, в конечном счете, малоэффективно.

В этой связи необходимо налаживать плотные связи аграрных вузов с передовыми базовыми хозяйствами, где лучшие образцы мировой техники уже внедрены и активно эксплуатируются. Необходимо отработать механизм, при котором в организации практики на таких предприятиях были бы заинтересованы и вузы, и бизнес, и студенты.

Кроме того, ознакомление студентов с техническими новинками нужно организовывать на базе крупных фирм, реализующих сельхозтехнику, в том числе официальных дилеров ведущих предприятий сельхозмашиностроения.

4. Необходимо активизировать собственно исследовательскую и внедренческую работу в аграрных вузах, в том числе, создать условия для более полного раскрытия потенциала молодых ученых. На уровне Министерства сельского хозяйства целесообразно разработать и утвердить типовые положения о создании специализирующихся в АПК венчурных и инновационно-внедренческих компаний при государственных аграрных вузах и научных организациях в целях генерирования, отбора и внедрения в АПК перспективных инновационных разработок и проектов.

Заслуживает внимания предложение о создании специализированных региональных фондов развития инновационной деятельности в АПК в целях оказания государственной поддержки малым и средним инновационным предприятиям, бизнес-инкубаторам аграрного профиля, в том числе созданным на базе аграрных вузов и бюджетных научных организаций.

Решение этих и других задач позволит повысить эффективность работы органов власти, научно-образовательного комплекса, аграрного бизнеса по внедрению

инновационных технологий в сельскохозяйственное производство Алтайского края.

+ + +

УДК 658.7.003.13:378 Ю.А. Бугай

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, закупочная логистика, способы размещения заказа, эффективность закупочной деятельности.

Введение

В настоящее время одной из проблем в бюджетных учреждениях является закупочная логистика (материально-техническое обеспечение), т.е. деятельность по приобретению ресурсов, обеспечивающих непрерывный образовательный, научный и другие процессы. Именно звено закупок направлено на снабжение подразделений организации необходимыми средствами (учебными материалами, энергетическими ресурсами, комплектующими, запасными частями и т.п.) [1, 2].

Целью проведенного исследования является совершенствование логистики закупок в бюджетных учреждениях, суть которой заключается в том, что организация должна получать необходимые по качеству и количеству товары (работы, услуги) в нужное время, нужном месте, от надежного поставщика (подрядчика), своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим уровнем сервиса и по экономически выгодной цене.

Аналитическая часть

Анализ показал, что важность процесса закупок объясняется следующими основными причинами:

1) обеспечение качественного и бесперебойного образовательного, научного и хозяйственных процессов зависит от эффективного удовлетворения потребностей подразделений в товарах, работах, услугах;

2) стоимость используемых ресурсов, сторонних услуг занимает не менее 30% от расходов на функционирование учреждения;

3) значительная часть оборотных средств, особенно уровень и структура материальных запасов, формируется под влиянием процесса закупок;

4) наличие запасов товарно-материальных ценностей приводит к росту издержек на их содержание и хранение;

5) в сфере закупок задействована значительная часть основных фондов организации (складские помещения, транспорт и т.п.) и большая численность работников, выполняющих функции, связанные с закупками (отдел снабжения, бухгалтерия, юридическая служба, складское хозяйство, транспортное звено).

Закупочная логистика бюджетных образовательных учреждений в современных условиях основывается на нормах Федерального закона № 94-ФЗ от 21.06.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно этому закону большинство образовательных учреждений в своей практике используют следующие процедуры размещения заказа: открытый конкурс, открытый аукцион, в том числе в электронной форме, запрос котировок, размещение у единственного поставщика.

Выбор способов размещения заказа зависит в первую очередь от предмета или объекта закупок и начальной (максимальной) цены контракта [3, 4].

Далее целесообразно рассмотреть экономическую эффективность процедур размещения заказа (табл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.