Графическая
деятельность
Сбор информации
Нет
Анализ
информации Планирование работы
Нет
Да
Выбор
Да
■ч. варианта решения
Выполнение варианта решения
Г
Представление варианта решения
Оценка результата
Нет
результата
Коррекция результата ■« — - ■
1
Когнитивный компонент характеризуется знанием теоретических основ изучаемой дисциплины, сформированностью понятийно-терминологического аппарата, знанием законов и принципов, методов и процедур, правил и приемов, описываемых в данной дисциплине.
Информационный компонент включает знания и умения самостоятельной работы с информацией: поиск, отбор, анализ и систематизацию необходимой информации при выполнении графической деятельности.
В технологическом компоненте заключены графические умения по применению теоретических положений (законов, теорий, методов, процедур), изучаемой дисциплины в конкретных практических ситуациях.
Оценочно-результативный - умение оценивать логику построения материала и значимость результатов деятельности.
Диагностика в процессе обучения предполагает изучение, анализ и оценку результатов учебной деятельности студентов с целью определения их эффективности и последующей коррекции. Критерии, показатели и методы проведения диагностики процесса графической подготовки представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и методы измерения показателей графической подготовки студентов
Компоненты ГП студентов Критерии Показатели Методы измерения показателей
1 2 3 4
1)Когнитивный компонент 1, Знание теоретических основ изучаемой дисциплины. - глубина знаний; - полнота знаний; - прочность знаний; - системность знаний. - наблюдение; - индивидуальные карты контроля студентов; - тесты обученности,
2. Владение арсеналом методов и средств осуществления графической деятельности. - выбор оптимальных методов; - выбор оптимальных средств; - применение оптимальных методов; - применение оптимальных средств. ция к учебным проектам студентов; - методика оценки уровня знаний; - контрольные работы студентов; -рейтинг;
3. Самостоятельность в добывании знаний. - актуальность знании; - поиск новых знаний. - экзамен.
2)Информацио-нный компонент 4, Умение само-стоя-тельно работать с информацией. ■- поиск информации; - отбор информации; - анализ информации; - синтез информации. - наблюдение; - методика изучения мотивов учебной деятельности студентов, методика выявления мотивационного комп-лекса каждого студента.
5. Овладение методами и средствами работы с компьютерной графики. - выбор оптимального средства представления информации; - выбор оптимального метода.
Окончание таблицы
1 2 3 4
3)Техно.логи-ческий компонент 6. Умение планировать деятельность. - постановка целей и задач деятельности; - последовательность выполняемых действий; - отбор средств для достижения цели; - полнота овладения умениями. - наблюдение, - оценивание; - индивидуальные карты контроля студентов; - анализ продуктов учебной деятельности студентов; - методика оценки умений; - контрольные работы студентов, - рейтинг; - зачет; -экзамен.
7, Умение при-ме-нять теоретические знания на прак-тике. - полнота овладения умениями; - прочность овладениями умений; - осознанность выполняемых дейст-вий.
8. Умение соот-но-сить знания е конкретной графической деятельностью. -частота; - полнота; -оптимальность.
4)Оценочно- результативный компонент 9. Использование оц-еночных умений на различных этапах графической деятельности, - умение оценивать логику построения материала; - умение выработать критерии оценки собственной деятель-ности; - умение оценивать значимость результатов деятельности. - наблюдение; - индивидуальные карты текущего контроля студентов; - анализ продуктов учебной деятельности студентов; - тестирование; - рейтинг; -- зачет; -экзамен.
10. Умение представлять результаты деятельности. - выбор оптимального представления варианта решения; - оформление результата.
Главным инструментом диагностики эффективности процесса графической подготовки студентов является контроль, который выполняет ряд взаимосвязанных функций:
- мотивирующая функция контроля, которая является дополнительным стимулом учения, составляет важный элемент мотивации при условии, что студент ориентируется в процессе него не столько на внешнее оценивание, сколько на продвижение вперед в познании, в дальнейшем самообразовании;
- дидактическая (обучающая) функция контроля связана с тем, что в ходе него актуализируются все имеющиеся у студента знания и умения, происходит их закрепление, обобщение, приведение в систему;
-корректирующая функция контроля, заключается в его направленности на выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов и определение путей и способов их коррекции.
- развивающая функция контроля связана с тем, что он является условием реализации творческого потенциала студентов, развития их способности к рефлексии и самоанализу. Для определения эффективности процесса графической подготовки студентов, нами использовалась система показателей. Так, нами были выделены количественные и качественные показатели: количественные показатели - статистические методы обработки данных; качественные показатели - уровни графической подготовки студентов (высокий, средний, низкий).
Структурные компоненты процесса графической подготовки и их взаимосвязи представлены на рис, 4.
К
Я
&
а
■—
к
щ
о
А
£
Мониторинг процесса графической подютовки студентов
т
8
с
к
и
4
о.,
н
тз
Сбор информации
Анализ информации
Планирование работы
Разработка варианта решения
1
Выбор варианта решения
В ыпол! іеиие варианта решения
П редставие ни е вари акта решения
Проверка результатов Оценка результатов
Коррекций результатов
§
с
~
1?
о
“Э
Н з
3 9
* ?
-
1
сз
2 о
о
Система показателей эффективности процесса графической подготовки
студентов
Графическая подготовка студентов осуществляется по дисциплинам «Начертательной геометрии», «Инженерной и компьютерной графики». Эффективность графической подготовки достигается за счет реализации разработанной нами методики повышения эффективности графической подготовки студентов. При ее разработке мы руководствовались общедидактическими принципами: научности, прочности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, связи теории с практикой и принципами проектно-процессного подхода: интеграции, этапности, цикличности, процессности, взаимодействия с информационной средой.
Сущность данной методики заключается в том, что в мыслительную и практическую графическую деятельность студенты включаются постепенно на основе выделенных нами этапов: анализа, синтеза, трансформации, результата.
На этапе анализа студенты собирают информацию для выполнения графического проекта, анализируют и систематизируют. На втором этапе -синтеза - разрабатывают план выполнения предстоящей работы, опираясь на результаты предыдущего этапа. Следующим является этап трансформации, на котором студены, разрабатывают варианты графического проекта, выбирают наиболее оптимальный, выполняют и представляют его. На оценочно-результативном этапе выполненный проект проверяется, оценивается студентом, согласно разработанным критериям, и, если необходимо, то корректируется.
Для обеспечения процесса графической подготовки студентов нами был разработан электронно-дидактический комплекс «Основы графической подготовки», который состоит из теоретической, практической, оценочно-результативной и справочной части. Теоретическая часть включает: рабочую программу, лекции по графическим дисциплинам, иллюстрированный словарь, тезаурус. В практической части содержатся задания к графическим проектам, образцы выполненных работ. Справочная часть включает ГОСТы, список основной и дополнительной литературы, ссылки Мегпе^иблиотек, магазинов. В оценочно-результативной - критерии графических проектов, тесты к основным разделам дисциплины, образцы контрольных работ, вопросы к зачету и экзамену.
Разработанная нами методика включает в себя мониторинг процесса графической подготовки студентов. Результаты студентов на каждом этапе фиксируются, анализируются, сопоставляются и корректируются согласно, разработанной системы показателей эффективности процесса графической подготовки студентов.
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод, что теоретические положения и принципы проектно-процессного подхода способствуют раскрытию графической подготовки студентов. На его основе мы выделили структуру, компоненты и выполняемые ею функции а также механизм на основе которого осуществляется данный процесс. Повышению эффективности графической подготовки студентов способствует также разработан-
ная нами методика на основе проектно-процессного подхода, включающая графические проекты и мониторинг процесса
Библиографический список
1. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Рапацевич, Е. С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
2. Фанол, А. Общее и промышленное управление. [Текст] / А. Файол. - М.: Факел, 1991. - 302 с.
УДК 371.3
Григорьев Андрей Дмитриевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Магнитогорского государственного университета, ch_alvira@maii. rit, Магнитогорск
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Grigoriev Audrey Dmitrievich
Candidate of Pedagogical Science, the docent of the Chair of Design of Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk
PRECONDITIONS OF ELABORATION OF THE METHODS OF PROJECT INTELLECTION FORMATION AS THE MAIN ELEMENT OF THE PROFESSIONAL DESIGN INTELLECTION
OF DESIGN STUDENTS
Некоторые аспекты современной педагогики высшего профессионального образования на данный момент подвергаются определенному переосмыслению. Это связано, прежде всего, с тем, что одна из основных педагогических задач - сообщить обучаемому конкретное количество необходимой информации закрепленной в знаниях, подвергается серьезному пересмотру. Движение информации в современном мире является настолько динамичным, что знания сообщаемые студентам на начальном этапе обучения, порой морально устаревают к завершению их профессиональной подготовки.
Эта тенденция особенно актуальна при обучении студентов-дизайне ров. так как дизайн является сравнительно новой дисциплиной, положения которой регулярно подвергаются пересмотру, изменению и дополнению. В связи с этим, встает проблема не столько научить студентов получать необходимую информацию, систематизировать и управлять ею, сколько сформировать у них
определенное профессиональное мышление, способное справляться с возникающими в будущей профессиональной деятельности задачами.
Профессиональное мышление рассматривается А. К. Марковой - как «преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений, способов вычерпывания содержания предмета труда» [3, с. 90].
Формирование профессионального мышления студентов-дизайнеров осложняется самихм предметом дизайна, который является многоуровневым синтезом науки и искусства, практической и теоретической деятельности специалиста. Проектная деятельность требует основательной теоретической базы, использующей научные и искусствоведческие знания; универсальности их применения в разных ситуациях; использования опыта, накопленного человечеством за всю историю формирования предметного мира [1, с. 39]. Однако, теория в дизайнерской дея тельности является только базой, на основе которой формируются способности к формированию творческого замысла; выработка оптимальных решений проектных творческих задач; выбор материалов и средств выражения; планирование творческого процесса с учетом специфики проектной ситуации.
Большинство теоретиков дизайна (Н. В. Воронов, JL М. Кулеева, С. М. Михайлов, И. А. Розенсон и др.) определяют дизайнерскую деятельность как деятельность, направленную на создание идеального образа будущего, к достижению которого следует стремиться. Следовательно, дизайн - это проект, план по реализации этого идеала,
Деятельность дизайнера является планировочной, проектной и прогностической. Другими словами, основной задачей дизайнера является создание в воображении и фиксация определенным способом, эталонного дизайнерского объекта, разработанного на основе прогноза предположительного будущего, формируемого разного уровня потребностями и формирующего эти потребности у человека. Проектирование, наряду с планированием, является основным видом дизайнерской деятельности, которая направлена на определение общих целей, постановку задач и средств их решения, и лежит в основе всей созидательной, преобразовательной практики.
Исходя из этих положений, можно предположить, что мышление будущего дизайнера должно сочетать в себе способность к воображению - изобретению несуществующего образа в мысленном виде, гармонизации - стремлению упорядочить, организовать изобретаемое и креативности - созданию принципиально нового, не повторяющего аналогичные образцы созданные ранее. Тип мышления, направленный на осуществление данной деятельности, называется проектным.
Проектное мышление студента-дизайнера направленно на понимание особенностей того образа жизни или сущности явления, применительно к которым решается дизайнерская задача. Следовательно, основной задачей, на решение которой должно быть направленно профессиональное мышление
студента-дизайнера является «забота о ценностной достоверности наличного образа жизни достигнутой без утраты благ, полученных из прошлого, в надежде на их приумножение» [2, с. 16].
Мы рассматриваем проектное мышление как важную и неотъемлемую часть профессионального дизайнерского мышления.
Для наиболее точного определения специфики проектного мышления следует рассмотреть точку зрения И. А. Розенсон, которая отмечает, что профессиональное мышление дизайнера обладает рядом особенностей, точнее «своеобычным» сочетанием свойств, присущих этому типу сознания. Эти особенности действенны лишь в своей совокупности, и обладают такими качествами как:
- образность;
- системность;
-инновационность [4, с. 15].
Данный исследователь отмечает, что эти же качества оказываются востребованными и в других видах творческой деятельности, от художника до конструктора: образное мышление позволяет увидеть в воображении конечную цель своей разработки, системное осмысление реальности позволяет приобрести необходимые качества целостности и своеобразия, а способность к внесению инноваций позволяет не клонировать образцы, сложившиеся до него в технической культуре. Однако набор этих особенностей мышления обретает особое качество при решении дизайнерских задач. Возможно, причиной является интенсивность влияния друг на друга или особое их сочетание, или включение различных регистров мышления применительно к разным уровням задач. Тем не менее главным условием для возникновения специфичного дизайнерского мышления, И. А. Розенсон называет работу этих качеств в совокупности.
Таким образом, дизайнерское мышление можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1.
Рис. 1, Специфичные элементы дизайнерского мышления
Как отмечает Г. Б. Минервин - «проектирование в дизайне направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую» [2, с. 16], что предполагает на начальном этапе проектирования изучение прототипов, с целью анализа их достоинств и недостатков и «синтезирование», создание нового объекта на основе этого анализа. Анализ прототипов, выявление формообразующих факторов и эстетически-компози-ционных особенностей является необходимой частью методического обеспечения дизайнерской деятельности, на базе которого и происходит процесс формообразования при проектировании дизайнерского объекта.
Проектное мышление не относится к узкоспециализированной и узкопрофессиональной форме мышления, представляет собой сложное полиморфное образование и использует разнообразные формы мышления в зависимости от проектной ситуации. Проектное мышление как деятельность использует разнообразные операции мыслительной деятельности, такие как анализ, синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция в зависимости от этапа проектирования. Процесс проектирования включает в себя все логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, аналогии, а комплексный подход к проектной деятельности требует сбалансированного развития основных физиологических и психических функций проектирующего.
Достаточно полно логику взаимодействия видов мышления входящих в состав проектного мышления студентов-дизайнеров, на наш взгляд, можно представить в виде схемы, разработанной в нашем исследовании, изображенной на рис. 2.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
ПО ФОРМЕ
■ --Ї по ПО СТЕПЕНИ ПО
ХАРАКТЕРУ РАЗВЕРНУТОСТИ СТЕПЕНИ
новизны
ль
о
РА
КТ
НО
ЛО
га
ЧЁ
СК-
ОБ
НА
ГЛ
ЯД
ИО-
ДЕ
йс
ТВ
ПИ
но
Е
н
АГ
Л
ЯД
И
о-
О
ВР
АЗ
Н
О
Е
ТЕ
ОР
ЕТ
И
ЧЕ
С
К
О
Е
ГІР
А
КТ
и
ЧЕ
С
К
о
Е
и
я
ТУ
и
т
и
в
н
о
Е
А
н
А
Л
И
т
и
ЧЕ
С
к
о
Е
РЕ ПР
ПР о
О д
ду У
КТ КТ
и и
в в
к н
О Е о Е
ПРОЕКТНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
ПРОЕКТНОЕ М ЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ -ДИЗАЙНЕРОВ
В связи с этим мы рассматриваем проектное мышление как особую форму психической деятельности человека, объединяющей в себе мыслительные операции разных форм и направленной на формирование проектного замысла, выработку оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств отображения и визуализации, планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации [1, с. 38].
На данный момент не существует единого мнения относительно того, каким образом наиболее эффективно формируется проектное мышление, несмотря на то, что попытки создания таких методик производились с момента осознания дизайна как деятельности.
За рубежом наиболее ярко методики дизайн-образования начали появляться с 1950-х годов (Гарольд ван Дорен, Ф. Эшфорд, Т. Мальдонадо и др.) в процессе практического применения дизайн-проектирования. Отечественные теоретики дизайна обратились к этой проблеме несколько позже - в 60-х годах прошлого столетия (Д. С. Сомов, Г. Б. Минервин и др.).
Особый интерес для нашего исследования представляет изданная в 1970 г. ВНИИТЭ книга «Основы методики художественного конструирования», в которой была произведена попытка не панорамного охвата профессии, а проникновения в профессиональное мышление дизайнера. В данной работе объектом внимания становятся операции по решению проектных проблем — методика анализа, синтеза, оценки, моделирования объекта, классификация факторов и т. п., что делает этот труд особенно ценным для нашей темы. Акцент в этой книге перенесен с объекта дизайна на процесс проектирования с намерением построить его общую модель, наиболее часто используемую для решения широкого круга проектных задач.
Методики, разрабатываемые впоследствии, были направлены на преодоление антагонизма инженерного и художественного взглядов, развивали концепцию дизайна как единой предметно-преобразующей деятельности.
В публикациях конца 1980-х предпринимаются успешные попытки на основе обобщения опыта дизайна дифференцировать его по реально существующим методикам, своеобразие и сложность которых меняются и возрастают по мере усложнения и укрупнения технико-эстетических задач - от специфического метода стайлинга формы и конструирования отдельных изделий до дизайна технико-процессуальных систем и новой методики дизайн-программирования [2, с. 155].
Как отмечает известный теоретик дизайна Г. Б. Минервин -общие методики дизайна могут быть нескольких видов. Цель любой методики - упорядочить и систематизировать конкретную практическую деятельность для достижения нужного результата наиболее простым, экономным и разумным способом. При этом предполагается опре-