Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственного управления гостиничным хозяйством (на примере Москвы)'

Повышение эффективности государственного управления гостиничным хозяйством (на примере Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышлевский А.С.

В работе представлены результаты анализа современного состояния гостиничного хозяйства Москвы, на основании которых выявлены факторы, способствующие инвестиционной привлекательности гостиничного сектора, и перспективные направления государственного регулирования гостиничного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The publication provides the results of the analysis of today's hospitality business in Moscow. This information helps identify the factors fostering the investment appeal of hospitality sector and promising trends in state regulation of hospitality business.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственного управления гостиничным хозяйством (на примере Москвы)»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

А. С. Дышлевский

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (на примере Москвы)

В работе представлены результаты анализа современного состояния гостиничного хозяйства Москвы, на основании которых выявлены факторы, способствующие инвестиционной привлекательности гостиничного сектора, и перспективные направления государственного регулирования гостиничного хозяйства.

Повышение конкурентоспособности гостиничного сектора в национальной экономике в огромной степени зависит от эффективности форм и методов его макроэкономического регулирования и поддержки. Это подтверждается практикой многих стран с развитой рыночной экономикой, где разработан широкий набор инструментов многоуровневого управления различными субъектами гостиничного бизнеса. Многие рычаги из этого арсенала, в том числе европейского и североамериканского, могут быть успешно применимы и в наших условиях. Вместе с тем специфика отечественной экономики, особенности российского менталитета и сложности современного переходного периода требуют развития специальных подходов к управлению гостиницами, в полной мере учитывающих наши реалии.

Обратившись к истории развития гостиничного сектора, отметим, что за время существования московских гостиниц управление гостиничной базой столицы неоднократно претерпевало изменения. До революции общие вопросы городского благоустройства и управления решались Московской городской думой, осуществлявшей управление через специализированные комитеты и комиссии. В ведении муниципальных органов Москвы были вопросы городского устройства (например, устройство водопровода, канализации, мощение улиц и т. д.), санитарно-гигиенического состояния общественных заведений, в том числе постоялых дворов, трактиров и гостиниц, создание системы подготовки кадров, а также выдача разрешений на занятие определенными видами бизнеса.

После революции гостиницы Москвы были национализированы и переданы в управление местных Советов.

В послевоенные годы с упразднением наркоматов и введением системы министерств структура управления гостиничным хозяйством имела следующий вид: в каждой союзной республике, в том числе и в Российской Федерации, имелось министерство жилищно-коммунального хозяйства, занимающееся, в частности, вопросами текущего и перспективного развития гостиниц. Одним из его структурных подразделений был отдел гостиничного хозяйства. В числе прочих задач, стоявших перед отделом, были разработка предложений по установлению цен и тарифов на услуги гостиниц, подготовка нормативов на оборудование и оснащение гостиниц и другие, относящиеся сегодня к компетенции самих гостиниц как субъектов рынка гостиничных услуг.

В Москве в целях совершенствования управления гостиницами столицы был создан специализированный трест «Московские гостиницы». В 1954 г. исполком Московского совета провел реорганизацию гостиничного хозяйства города. Трест «Московские гостиницы» был ликвидирован. Непосредственное руководство деятельностью муниципальных гостиниц в Москве стало осуществлять Управление высотных домов и гостиниц Мосгорисполкома, которое находилось в двойном подчинении: его повседневная хозяйственная деятельность была подчинена Мосгорисполкому, а общее нормативно-правовое руководство отраслью осуществляло Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В ведении Управления находилось 27 гостиниц Москвы общей вместимостью около 36 тыс. мест. Помимо муниципальных в то время существовали ведомственные, профсоюзные гостиницы и гостиницы, принадлежавшие Госкоминтуристу.

Наиболее крупным владельцем средств размещения в дореформенной России были профсоюзы в лице Центрального совета по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Структура профсоюзов представляла собой широко разветвленную сеть: имелись республиканские, краевые и областные советы, а в Москве, Ленинграде и Киеве - городские советы по туризму и экскурсиям. В 1975 г. ВЦСПС принадлежало 965 гостиниц на 312 тыс. мест. В Москве профсоюзными гостиницами были гостиничный комплекс «Измайлово» на 10 тыс. мест, гостиницы «Дружба», «Салют», Центральный дом туриста и др.

Госкоминтурист имел собственную гостиничную базу, которую составляли лучшие гостиницы страны. В частности, в Москве к этой системе относились гостиницы «Интурист», «Космос», «Националь», «Метрополь», «Белград» и др.; в Ленинграде - «Астория», «Европейская», «Прибалтийская» и др. Ряд гостиниц принадлежал Бюро мо-

лодежного международного туризма «Спутник» (в Москве это были «Юность», «Молодежная» и «Орленок»).

В начале 1990-х гг. начала складываться другая схема управления отраслью: на правительственном уровне вопросы гостиничного хозяйства решали уже две структуры: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и новая структура - Комитет по туризму, который совместно с Госстандартом РФ занимался разработкой нормативно-правовой базы гостиниц.

После приватизации и акционирования ряда гостиниц изменилась структура собственников. Сегодня есть гостиницы, находящиеся в муниципальной, федеральной (государственной) собственности. Существуют гостиницы, принадлежащие предприятиям, акционерам, частным владельцам, а также находящиеся в совместной собственности государства и иностранных компаний (совместные предприятия - СП). Соответственно изменившейся структуре владения гостиницами изменились и функции руководящих структур, за которыми закреплены обязанности разработки нормативно-правовой документации, регламентирующей условия оказания гостиничных услуг, определения общей отраслевой политики, защиты потребителя и содействия в подготовке кадров. С другой стороны, гостиничные предприятия получили больше самостоятельности в решении финансово-хозяйственных вопросов и полностью отвечают перед своими владельцами за рыночный результат своей деятельности.

Развитие местного самоуправления привело к формированию органов управления гостиницами на уровне субъектов Федерации, городов и областей.

В правительстве Москвы вопросами руководства гостиничной отраслью занимается Комитет по внешнеэкономической деятельности, в компетенцию которого, в частности, включены вопросы привлечения иностранных инвестиций, внешнеэкономических связей, гостиничного хозяйства, игорного бизнеса, экономической безопасности [2; 3]. Например, в целях развития материальной базы и инфраструктуры гостиничного хозяйства города Комитетом осуществляется комплекс мер по привлечению инвестиций для реконструкции существующих гостиниц. За счет средств инвесторов в 2002 г. были введены в строй гостиницы «Арарат», «Новослободская», «Татьяна». В настоящее время ведется сооружение нового пятизвездочного отеля «Ритц-Карлтон» на месте разобранной гостиницы «Интурист». На месте снесенной гостиницы «Москва» будет построен пятизвездочный отель «Фо Сизонс» и апартаменты с отдельным входом с площади Революции. В общей сложности отель и апартаменты смогут обслуживать до 1500 человек.

В соответствии с Генеральным планом развития Москвы емкость гостиничного комплекса города к 2010 г. должна увеличиться на 200 тыс. мест. При этом в строительстве новых и реконструкции существующих гостиниц приоритет будет отдаваться инвестиционным проектам строительства двух- и трехзвездочных гостиниц, чья доля в номерном фонде в конце указанного периода должна составить 67,5%.

До конца 2006 г. ожидается увеличение гостиничного фонда столицы до 70,2 тыс. мест. Таким образом, нереализованный потенциал для дальнейшего строительства объектов гостиничного комплекса в столице составляет 129,8 тыс. мест.

Отметим, что в предстоящие годы ожидается значительное увеличение темпов строительства новых гостиничных объектов в Москве. В соответствии с намеченными планами ежегодный прирост номерного фонда по Москве должен составлять не менее 22 тыс. мест.

Кроме того, городом утверждены и реализуются следующие планы строительства:

- создание многофункциональных гостиничных комплексов между Садовым и Третьим транспортным кольцами, а также вдоль Ленинградского, Каширского шоссе и магистралей на востоке города;

- строительство отдельных гостиниц, расположенных в историческом центре столицы (от Китай-города до Садового кольца); в парковых зонах Коломенское и Кузьминки; в районах Лужники, Крылатское, на Ходынском поле, в Тушино и на Битце; в районе МГУ и кардиологического центра; на Поклонной горе (в том числе предполагается, что новые гостиницы будут строиться в составе медицинских, общественных, культурных и мемориальных центров).

В последние годы в Москве происходила активизация инвестиционной деятельности в сегменте строительства новых гостиниц. В дальнейшем ожидается, что данная тенденция сохранится еще в течение нескольких лет. Рост инвестиционной привлекательности гостиничного комплекса Москвы в ближайшей перспективе будет поддерживаться следующими основными факторами:

- богатым архитектурно-историческим и культурным наследием города, открывающим широкие возможности для дальнейшего развития «событийного» и группового туризма в столице;

- быстрорастущим платежеспособным спросом на услуги размещения со стороны российских и иностранных гостей столицы;

- существующим латентным отложенным спросом (в объеме 1,52 млн. долларов ежегодно) со стороны иностранных туристов, откладывающих поездку в Москву из-за отсутствия достаточного предложения в сегменте трехзвездочных гостиниц;

- возрастающим объемом предложения инвестиционных ресурсов на московском рынке на фоне снижающейся рентабельности инвестиций в строительство жилой, офисной и торговой недвижимости;

- увеличивающимся кадровым резервом высококлассных специалистов по управлению гостиницами, выпуск которых осуществляется несколькими учебными заведениями столицы;

- всесторонней поддержкой инвестиционных проектов в строительстве и реконструкции гостиничного комплекса со стороны отраслевых органов исполнительной власти города, рассматривающих вышеуказанные проекты в качестве приоритетных.

В настоящее время с учетом курса правительства Москвы на преобразование столицы в крупный туристский центр организации управления гостиничным хозяйством и гостиничным бизнесом уделяется повышенное внимание. При этом городские власти исходят из того, что в Москве сложилась самостоятельная гостиничная отрасль, приносящая городу значительные доходы в виде налоговых отчислений, дивидендов и других видов поступлений. Функционирование гостиничной отрасли требует создания соответствующей отраслевой системы управления, специфика которой заключается в том, что она распространяется на гостиничные объекты с разными организационно-правовыми формами и разными формами собственности.

В современной системе управления гостиничной отраслью прямые (административные) методы управления в значительной степени заменены правовыми и экономическими механизмами. Последние базируются на нормативных актах: положениях, распоряжениях, постановлениях правительства Москвы, постановлениях и законах, принимаемых Московской городской думой. Практическое решение задач управления гостиничной отраслью обеспечивают городские структуры исполнительной власти. В Департаменте внешних связей правительства для этого организован специальный отдел гостиничного хозяйства.

В целях координации деятельности различных структур, входящих в гостинично-туристский комплекс (ГТК) Москвы, и повышения эффективности методов управления при правительстве Москвы создан Координационный совет по туризму. В его состав включены представители ряда структур правительства Москвы, представители многих гостиниц города и турфирм, а также других городских организаций, взаимодействующих с гостинично-туристским комплексом города. Координационный совет принимает рекомендации, призванные улучшить функционирование как всей гостиничной отрасли столицы, так и ее отдельных объектов.

Другой структурой, решающей практические вопросы функционирования гостиничного хозяйства города, является государственное

акционерное общество «Москва», созданное соответствующим распоряжением столичного мэра [4]. ГАО «Москва» на основании Гражданского кодекса РФ, федерального закона «Об акционерных обществах» и иных нормативных актов осуществляет руководство, координацию и контроль использования государственной собственности Москвы, находящейся в объектах ГТК и уставных капиталах акционерных обществ ГТК. Учредителем (акционером) ГАО «Москва» является город Москва как субъект Российской Федерации, по вкладам которого в соответствии со статьей 94 федерального закона «Об акционерных обществах» права акционера осуществляет Департамент государственного и муниципального имущества правительства Москвы.

Основные цели деятельности ГАО «Москва»:

- реализация политики правительства Москвы по вопросам развития гостинично-туристского комплекса города;

- представление интересов правительства Москвы в гостинично-туристском комплексе города;

- развитие гостиничного хозяйства.

Политика правительства Москвы в области гостиничного хозяйства носит масштабный характер и имеет целью создание в столице РФ современного конкурентоспособного гостиничного комплекса, обеспечивающего предоставление широкого спектра гостиничных услуг. Наиболее актуальными вопросами на сегодняшний день являются:

1. Акционирование и приватизация предприятий гостинично-туристского комплекса Москвы, управление государственной собственностью Москвы в гостинично-туристском комплексе.

2. Новое строительство, реконструкция и модернизация объектов гостинично-туристского комплекса Москвы.

3. Развитие экономических механизмов управления гостинично-туристским комплексом и регулирование финансовых потоков, организация управления гостиничным хозяйством города.

В 2000 г. было принято постановление «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года» [1]. К числу перспективных направлений государственного регулирования гостиничного хозяйства в Москве относятся:

1. Создание на территории Москвы гостиничных цепей, объединяющих несколько гостиниц, которые, оставаясь самостоятельными юридическими лицами, передают новому юридическому лицу отдельные функции, выполняемые им в интересах всех гостиниц, входящих в цепь. В октябре 1997 г. в Москве была создана первая гостиничная цепь «Норд-отель». Этому событию предшествовала большая работа Департамента внешних связей и ГАО «Москва» в соответствии с распоряжением мэра Москвы «О формировании московских гостинич-

ных цепей» от 13 февраля 1997 г. № 123-РМ. «Норд-отель» - это добровольное объединение двенадцати предприятий различной организационно-правовой формы Северо-Восточного административного округа Москвы и ГАО «Москва». Деятельность ЗАО «Норд-отель» включает обеспечение координации и взаимодействия входящих в него предприятий, создание новых экономических, организационных и правовых условий их работы для более качественного удовлетворения потребностей населения в гостиничных услугах. Его функционирование позволяет сделать вывод, что гостиничные цепи нужны городу и что город будет их создавать с учетом практических результатов, полученных в ходе деятельности этой цепи и опыта мировых гостиничных цепей.

2. Привлечение к управлению гостиничным бизнесом в конкретных гостиницах города известных мировых брендов. В последние годы отмечается заметная активизация деятельности на гостиничном рынке Москвы ведущих мировых брендов. Так, в 2006 г. в столице были представлены 10 иностранных брендов (таблица).

Отметим, что ведущие мировые гостиничные сети проявляют интерес к открытию в Москве главным образом дорогих четырех- и пятизвездочных отелей, которые обеспечивают наиболее высокую доходность. Кроме того, в последние 2-3 года впервые в российской практике иностранные управляющие компании стали привлекаться к строительству новых гостиниц еще на этапе архитектурной разработки объекта. Таким образом, уже на начальном этапе строительства учитываются требования последних в отношении необходимой инфраструктуры и оборудования отеля.

Для усиления влияния города на процесс привлечения управляющих компаний предполагается, используя права города как субъекта Российской Федерации, установить нормативным (законодательным) документом порядок привлечения и деятельности таких управляющих компаний в городе. Тем самым правительство Москвы, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность гостиничных предприятий, решивших пригласить иностранные управляющие компании, сможет цивилизованно воздействовать на данный процесс.

3. Создание в Москве собственной управляющей компании, которой город может передать в управление несколько городских гостиниц. Целью такой компании будет достижение в максимально короткие сроки высокого уровня управления гостиничным бизнесом. Московская управляющая компания должна быть конкурентоспособной на данном рынке услуг. Сегодня иностранные управляющие компании зарабатывают в Москве хорошие деньги и вывозят их из города, не вкладывая в развитие гостиничного хозяйства. Деятельность московской управляю-

щей компании должна переключить на себя часть этих денег с последующим вложением их в развитие городского гостиничного хозяйства.

Перечень мировых брендов и отелей, пользующихся этими брендами в Москве

Мировые бренды Отель Категория, звезды Количество номеров Количество мест

Intercontinental Hotels (бренд Holiday Inn) Холидей Инн Лесная 3 301 384

Холидей Инн Москва Ви-ноградово 4 154 214

Холидей Инн Сокольники (строится) 3 693 1040

Гостиница на Сущевском Валу (строится) 3 312 468

Marriott International Inc. (бренды Marriott, Renaissance, RitzCarlton) Ренессанс Москва 4 475 950

Ритц-Карлтон Москва (строится) 5 280 420

Марриотт Кортярд (строится) 4 218 304

Марриотт Аврора 5 231 480

Марриотт Тверская 4 162 215

Марриотт Гранд-Отель 5 386 772

Accor (бренд Novotel) Новотель 3 255 350

Kempinsky Hotels Балчуг Кемпински 5 232 464

Raffles International (бренд Swissotel) Свиссотель Красные Холмы 5 225 350

Hayatt International Corporation Арарат Парк Хаятт 5 219 381

Starwood Hotels & Resorts (бренд Sheraton) Шератон палас-отель 5 204 408

Four Seasons Фо Сизонс (строится) 5 220 -

Le Meridien Hotels Кантри Клаб Москва 5 131 196

Ле Ролл Меридиен На-циональ 5 216 386

В качестве кандидата, на базе которого уже сегодня можно создавать управляющую компанию, правительство Москвы рассматривает ГАО «Москва», накопившее за годы своей деятельности опыт управления гостиничным бизнесом и имеющее авторитет среди столичных гостиничных предприятий. В настоящее время под управлением ГАО «Москва» успешно функционируют несколько организаций, занимающихся гостиничным бизнесом. Среди них ООО «Гостиница «Царицыно», ООО «Гостиница «Дон», ООО «Гостиница «Владыкино»» и др.

ГАО «Москва» осуществляет непосредственное руководство этими гостиницами путем назначения генеральных директоров и осуществляет функции контроля за их деятельностью. Методическую помощь в этом оказывают ассоциация «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса», Городской учебный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов ГТК, Центр исследований проблем гостинично-туристского комплекса.

Список литературы

1. Постановление Правительства Москвы «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года» от 8 августа 2000 г. № 602.

2. Распоряжение мэра Москвы «О совершенствовании структуры управления внешними связями Москвы» от 31 января 2000 г. № 109-РМ.

3. Распоряжение мэра Москвы «О структуре управления внешними связями г. Москвы» от 15 марта 2000 г. № 265-РМ.

4. Распоряжение мэра Москвы «Об учреждении государственного акционерного общества «Москва» от 20 октября 1994 г. № 525-РМ.

Канд. экон. наук А. П. Аксенов

СТРУКТУРА ИМУЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Исследуются роль имущества в экономике страны, его

структура, особенности на предприятиях общественного

питания, а также рассматривается экономическая устойчивость и факторы, ее определяющие.

Имущество предприятия представляет собой совокупность имеющихся для реализации целей предприятия ресурсов различного вида (материальных, энергетических, информационных, финансовых и др.), являющихся, как и в целом все предприятие, объектом собственности. Предприятие должно иметь столько имущества и такого вида, сколько нужно для осуществления процессов его деятельности. Всякое излишество в количестве имущества чревато для предприятия убытками, нарушением его финансовой устойчивости. В этой связи существенно возрастает роль совершенствования управления имуществом сферы ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.