РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
А. С. Дышлевский
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (на примере Москвы)
В работе представлены результаты анализа современного состояния гостиничного хозяйства Москвы, на основании которых выявлены факторы, способствующие инвестиционной привлекательности гостиничного сектора, и перспективные направления государственного регулирования гостиничного хозяйства.
Повышение конкурентоспособности гостиничного сектора в национальной экономике в огромной степени зависит от эффективности форм и методов его макроэкономического регулирования и поддержки. Это подтверждается практикой многих стран с развитой рыночной экономикой, где разработан широкий набор инструментов многоуровневого управления различными субъектами гостиничного бизнеса. Многие рычаги из этого арсенала, в том числе европейского и североамериканского, могут быть успешно применимы и в наших условиях. Вместе с тем специфика отечественной экономики, особенности российского менталитета и сложности современного переходного периода требуют развития специальных подходов к управлению гостиницами, в полной мере учитывающих наши реалии.
Обратившись к истории развития гостиничного сектора, отметим, что за время существования московских гостиниц управление гостиничной базой столицы неоднократно претерпевало изменения. До революции общие вопросы городского благоустройства и управления решались Московской городской думой, осуществлявшей управление через специализированные комитеты и комиссии. В ведении муниципальных органов Москвы были вопросы городского устройства (например, устройство водопровода, канализации, мощение улиц и т. д.), санитарно-гигиенического состояния общественных заведений, в том числе постоялых дворов, трактиров и гостиниц, создание системы подготовки кадров, а также выдача разрешений на занятие определенными видами бизнеса.
После революции гостиницы Москвы были национализированы и переданы в управление местных Советов.
В послевоенные годы с упразднением наркоматов и введением системы министерств структура управления гостиничным хозяйством имела следующий вид: в каждой союзной республике, в том числе и в Российской Федерации, имелось министерство жилищно-коммунального хозяйства, занимающееся, в частности, вопросами текущего и перспективного развития гостиниц. Одним из его структурных подразделений был отдел гостиничного хозяйства. В числе прочих задач, стоявших перед отделом, были разработка предложений по установлению цен и тарифов на услуги гостиниц, подготовка нормативов на оборудование и оснащение гостиниц и другие, относящиеся сегодня к компетенции самих гостиниц как субъектов рынка гостиничных услуг.
В Москве в целях совершенствования управления гостиницами столицы был создан специализированный трест «Московские гостиницы». В 1954 г. исполком Московского совета провел реорганизацию гостиничного хозяйства города. Трест «Московские гостиницы» был ликвидирован. Непосредственное руководство деятельностью муниципальных гостиниц в Москве стало осуществлять Управление высотных домов и гостиниц Мосгорисполкома, которое находилось в двойном подчинении: его повседневная хозяйственная деятельность была подчинена Мосгорисполкому, а общее нормативно-правовое руководство отраслью осуществляло Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В ведении Управления находилось 27 гостиниц Москвы общей вместимостью около 36 тыс. мест. Помимо муниципальных в то время существовали ведомственные, профсоюзные гостиницы и гостиницы, принадлежавшие Госкоминтуристу.
Наиболее крупным владельцем средств размещения в дореформенной России были профсоюзы в лице Центрального совета по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Структура профсоюзов представляла собой широко разветвленную сеть: имелись республиканские, краевые и областные советы, а в Москве, Ленинграде и Киеве - городские советы по туризму и экскурсиям. В 1975 г. ВЦСПС принадлежало 965 гостиниц на 312 тыс. мест. В Москве профсоюзными гостиницами были гостиничный комплекс «Измайлово» на 10 тыс. мест, гостиницы «Дружба», «Салют», Центральный дом туриста и др.
Госкоминтурист имел собственную гостиничную базу, которую составляли лучшие гостиницы страны. В частности, в Москве к этой системе относились гостиницы «Интурист», «Космос», «Националь», «Метрополь», «Белград» и др.; в Ленинграде - «Астория», «Европейская», «Прибалтийская» и др. Ряд гостиниц принадлежал Бюро мо-
лодежного международного туризма «Спутник» (в Москве это были «Юность», «Молодежная» и «Орленок»).
В начале 1990-х гг. начала складываться другая схема управления отраслью: на правительственном уровне вопросы гостиничного хозяйства решали уже две структуры: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и новая структура - Комитет по туризму, который совместно с Госстандартом РФ занимался разработкой нормативно-правовой базы гостиниц.
После приватизации и акционирования ряда гостиниц изменилась структура собственников. Сегодня есть гостиницы, находящиеся в муниципальной, федеральной (государственной) собственности. Существуют гостиницы, принадлежащие предприятиям, акционерам, частным владельцам, а также находящиеся в совместной собственности государства и иностранных компаний (совместные предприятия - СП). Соответственно изменившейся структуре владения гостиницами изменились и функции руководящих структур, за которыми закреплены обязанности разработки нормативно-правовой документации, регламентирующей условия оказания гостиничных услуг, определения общей отраслевой политики, защиты потребителя и содействия в подготовке кадров. С другой стороны, гостиничные предприятия получили больше самостоятельности в решении финансово-хозяйственных вопросов и полностью отвечают перед своими владельцами за рыночный результат своей деятельности.
Развитие местного самоуправления привело к формированию органов управления гостиницами на уровне субъектов Федерации, городов и областей.
В правительстве Москвы вопросами руководства гостиничной отраслью занимается Комитет по внешнеэкономической деятельности, в компетенцию которого, в частности, включены вопросы привлечения иностранных инвестиций, внешнеэкономических связей, гостиничного хозяйства, игорного бизнеса, экономической безопасности [2; 3]. Например, в целях развития материальной базы и инфраструктуры гостиничного хозяйства города Комитетом осуществляется комплекс мер по привлечению инвестиций для реконструкции существующих гостиниц. За счет средств инвесторов в 2002 г. были введены в строй гостиницы «Арарат», «Новослободская», «Татьяна». В настоящее время ведется сооружение нового пятизвездочного отеля «Ритц-Карлтон» на месте разобранной гостиницы «Интурист». На месте снесенной гостиницы «Москва» будет построен пятизвездочный отель «Фо Сизонс» и апартаменты с отдельным входом с площади Революции. В общей сложности отель и апартаменты смогут обслуживать до 1500 человек.
В соответствии с Генеральным планом развития Москвы емкость гостиничного комплекса города к 2010 г. должна увеличиться на 200 тыс. мест. При этом в строительстве новых и реконструкции существующих гостиниц приоритет будет отдаваться инвестиционным проектам строительства двух- и трехзвездочных гостиниц, чья доля в номерном фонде в конце указанного периода должна составить 67,5%.
До конца 2006 г. ожидается увеличение гостиничного фонда столицы до 70,2 тыс. мест. Таким образом, нереализованный потенциал для дальнейшего строительства объектов гостиничного комплекса в столице составляет 129,8 тыс. мест.
Отметим, что в предстоящие годы ожидается значительное увеличение темпов строительства новых гостиничных объектов в Москве. В соответствии с намеченными планами ежегодный прирост номерного фонда по Москве должен составлять не менее 22 тыс. мест.
Кроме того, городом утверждены и реализуются следующие планы строительства:
- создание многофункциональных гостиничных комплексов между Садовым и Третьим транспортным кольцами, а также вдоль Ленинградского, Каширского шоссе и магистралей на востоке города;
- строительство отдельных гостиниц, расположенных в историческом центре столицы (от Китай-города до Садового кольца); в парковых зонах Коломенское и Кузьминки; в районах Лужники, Крылатское, на Ходынском поле, в Тушино и на Битце; в районе МГУ и кардиологического центра; на Поклонной горе (в том числе предполагается, что новые гостиницы будут строиться в составе медицинских, общественных, культурных и мемориальных центров).
В последние годы в Москве происходила активизация инвестиционной деятельности в сегменте строительства новых гостиниц. В дальнейшем ожидается, что данная тенденция сохранится еще в течение нескольких лет. Рост инвестиционной привлекательности гостиничного комплекса Москвы в ближайшей перспективе будет поддерживаться следующими основными факторами:
- богатым архитектурно-историческим и культурным наследием города, открывающим широкие возможности для дальнейшего развития «событийного» и группового туризма в столице;
- быстрорастущим платежеспособным спросом на услуги размещения со стороны российских и иностранных гостей столицы;
- существующим латентным отложенным спросом (в объеме 1,52 млн. долларов ежегодно) со стороны иностранных туристов, откладывающих поездку в Москву из-за отсутствия достаточного предложения в сегменте трехзвездочных гостиниц;
- возрастающим объемом предложения инвестиционных ресурсов на московском рынке на фоне снижающейся рентабельности инвестиций в строительство жилой, офисной и торговой недвижимости;
- увеличивающимся кадровым резервом высококлассных специалистов по управлению гостиницами, выпуск которых осуществляется несколькими учебными заведениями столицы;
- всесторонней поддержкой инвестиционных проектов в строительстве и реконструкции гостиничного комплекса со стороны отраслевых органов исполнительной власти города, рассматривающих вышеуказанные проекты в качестве приоритетных.
В настоящее время с учетом курса правительства Москвы на преобразование столицы в крупный туристский центр организации управления гостиничным хозяйством и гостиничным бизнесом уделяется повышенное внимание. При этом городские власти исходят из того, что в Москве сложилась самостоятельная гостиничная отрасль, приносящая городу значительные доходы в виде налоговых отчислений, дивидендов и других видов поступлений. Функционирование гостиничной отрасли требует создания соответствующей отраслевой системы управления, специфика которой заключается в том, что она распространяется на гостиничные объекты с разными организационно-правовыми формами и разными формами собственности.
В современной системе управления гостиничной отраслью прямые (административные) методы управления в значительной степени заменены правовыми и экономическими механизмами. Последние базируются на нормативных актах: положениях, распоряжениях, постановлениях правительства Москвы, постановлениях и законах, принимаемых Московской городской думой. Практическое решение задач управления гостиничной отраслью обеспечивают городские структуры исполнительной власти. В Департаменте внешних связей правительства для этого организован специальный отдел гостиничного хозяйства.
В целях координации деятельности различных структур, входящих в гостинично-туристский комплекс (ГТК) Москвы, и повышения эффективности методов управления при правительстве Москвы создан Координационный совет по туризму. В его состав включены представители ряда структур правительства Москвы, представители многих гостиниц города и турфирм, а также других городских организаций, взаимодействующих с гостинично-туристским комплексом города. Координационный совет принимает рекомендации, призванные улучшить функционирование как всей гостиничной отрасли столицы, так и ее отдельных объектов.
Другой структурой, решающей практические вопросы функционирования гостиничного хозяйства города, является государственное
акционерное общество «Москва», созданное соответствующим распоряжением столичного мэра [4]. ГАО «Москва» на основании Гражданского кодекса РФ, федерального закона «Об акционерных обществах» и иных нормативных актов осуществляет руководство, координацию и контроль использования государственной собственности Москвы, находящейся в объектах ГТК и уставных капиталах акционерных обществ ГТК. Учредителем (акционером) ГАО «Москва» является город Москва как субъект Российской Федерации, по вкладам которого в соответствии со статьей 94 федерального закона «Об акционерных обществах» права акционера осуществляет Департамент государственного и муниципального имущества правительства Москвы.
Основные цели деятельности ГАО «Москва»:
- реализация политики правительства Москвы по вопросам развития гостинично-туристского комплекса города;
- представление интересов правительства Москвы в гостинично-туристском комплексе города;
- развитие гостиничного хозяйства.
Политика правительства Москвы в области гостиничного хозяйства носит масштабный характер и имеет целью создание в столице РФ современного конкурентоспособного гостиничного комплекса, обеспечивающего предоставление широкого спектра гостиничных услуг. Наиболее актуальными вопросами на сегодняшний день являются:
1. Акционирование и приватизация предприятий гостинично-туристского комплекса Москвы, управление государственной собственностью Москвы в гостинично-туристском комплексе.
2. Новое строительство, реконструкция и модернизация объектов гостинично-туристского комплекса Москвы.
3. Развитие экономических механизмов управления гостинично-туристским комплексом и регулирование финансовых потоков, организация управления гостиничным хозяйством города.
В 2000 г. было принято постановление «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года» [1]. К числу перспективных направлений государственного регулирования гостиничного хозяйства в Москве относятся:
1. Создание на территории Москвы гостиничных цепей, объединяющих несколько гостиниц, которые, оставаясь самостоятельными юридическими лицами, передают новому юридическому лицу отдельные функции, выполняемые им в интересах всех гостиниц, входящих в цепь. В октябре 1997 г. в Москве была создана первая гостиничная цепь «Норд-отель». Этому событию предшествовала большая работа Департамента внешних связей и ГАО «Москва» в соответствии с распоряжением мэра Москвы «О формировании московских гостинич-
ных цепей» от 13 февраля 1997 г. № 123-РМ. «Норд-отель» - это добровольное объединение двенадцати предприятий различной организационно-правовой формы Северо-Восточного административного округа Москвы и ГАО «Москва». Деятельность ЗАО «Норд-отель» включает обеспечение координации и взаимодействия входящих в него предприятий, создание новых экономических, организационных и правовых условий их работы для более качественного удовлетворения потребностей населения в гостиничных услугах. Его функционирование позволяет сделать вывод, что гостиничные цепи нужны городу и что город будет их создавать с учетом практических результатов, полученных в ходе деятельности этой цепи и опыта мировых гостиничных цепей.
2. Привлечение к управлению гостиничным бизнесом в конкретных гостиницах города известных мировых брендов. В последние годы отмечается заметная активизация деятельности на гостиничном рынке Москвы ведущих мировых брендов. Так, в 2006 г. в столице были представлены 10 иностранных брендов (таблица).
Отметим, что ведущие мировые гостиничные сети проявляют интерес к открытию в Москве главным образом дорогих четырех- и пятизвездочных отелей, которые обеспечивают наиболее высокую доходность. Кроме того, в последние 2-3 года впервые в российской практике иностранные управляющие компании стали привлекаться к строительству новых гостиниц еще на этапе архитектурной разработки объекта. Таким образом, уже на начальном этапе строительства учитываются требования последних в отношении необходимой инфраструктуры и оборудования отеля.
Для усиления влияния города на процесс привлечения управляющих компаний предполагается, используя права города как субъекта Российской Федерации, установить нормативным (законодательным) документом порядок привлечения и деятельности таких управляющих компаний в городе. Тем самым правительство Москвы, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность гостиничных предприятий, решивших пригласить иностранные управляющие компании, сможет цивилизованно воздействовать на данный процесс.
3. Создание в Москве собственной управляющей компании, которой город может передать в управление несколько городских гостиниц. Целью такой компании будет достижение в максимально короткие сроки высокого уровня управления гостиничным бизнесом. Московская управляющая компания должна быть конкурентоспособной на данном рынке услуг. Сегодня иностранные управляющие компании зарабатывают в Москве хорошие деньги и вывозят их из города, не вкладывая в развитие гостиничного хозяйства. Деятельность московской управляю-
щей компании должна переключить на себя часть этих денег с последующим вложением их в развитие городского гостиничного хозяйства.
Перечень мировых брендов и отелей, пользующихся этими брендами в Москве
Мировые бренды Отель Категория, звезды Количество номеров Количество мест
Intercontinental Hotels (бренд Holiday Inn) Холидей Инн Лесная 3 301 384
Холидей Инн Москва Ви-ноградово 4 154 214
Холидей Инн Сокольники (строится) 3 693 1040
Гостиница на Сущевском Валу (строится) 3 312 468
Marriott International Inc. (бренды Marriott, Renaissance, RitzCarlton) Ренессанс Москва 4 475 950
Ритц-Карлтон Москва (строится) 5 280 420
Марриотт Кортярд (строится) 4 218 304
Марриотт Аврора 5 231 480
Марриотт Тверская 4 162 215
Марриотт Гранд-Отель 5 386 772
Accor (бренд Novotel) Новотель 3 255 350
Kempinsky Hotels Балчуг Кемпински 5 232 464
Raffles International (бренд Swissotel) Свиссотель Красные Холмы 5 225 350
Hayatt International Corporation Арарат Парк Хаятт 5 219 381
Starwood Hotels & Resorts (бренд Sheraton) Шератон палас-отель 5 204 408
Four Seasons Фо Сизонс (строится) 5 220 -
Le Meridien Hotels Кантри Клаб Москва 5 131 196
Ле Ролл Меридиен На-циональ 5 216 386
В качестве кандидата, на базе которого уже сегодня можно создавать управляющую компанию, правительство Москвы рассматривает ГАО «Москва», накопившее за годы своей деятельности опыт управления гостиничным бизнесом и имеющее авторитет среди столичных гостиничных предприятий. В настоящее время под управлением ГАО «Москва» успешно функционируют несколько организаций, занимающихся гостиничным бизнесом. Среди них ООО «Гостиница «Царицыно», ООО «Гостиница «Дон», ООО «Гостиница «Владыкино»» и др.
ГАО «Москва» осуществляет непосредственное руководство этими гостиницами путем назначения генеральных директоров и осуществляет функции контроля за их деятельностью. Методическую помощь в этом оказывают ассоциация «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса», Городской учебный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов ГТК, Центр исследований проблем гостинично-туристского комплекса.
Список литературы
1. Постановление Правительства Москвы «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года» от 8 августа 2000 г. № 602.
2. Распоряжение мэра Москвы «О совершенствовании структуры управления внешними связями Москвы» от 31 января 2000 г. № 109-РМ.
3. Распоряжение мэра Москвы «О структуре управления внешними связями г. Москвы» от 15 марта 2000 г. № 265-РМ.
4. Распоряжение мэра Москвы «Об учреждении государственного акционерного общества «Москва» от 20 октября 1994 г. № 525-РМ.
Канд. экон. наук А. П. Аксенов
СТРУКТУРА ИМУЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Исследуются роль имущества в экономике страны, его
структура, особенности на предприятиях общественного
питания, а также рассматривается экономическая устойчивость и факторы, ее определяющие.
Имущество предприятия представляет собой совокупность имеющихся для реализации целей предприятия ресурсов различного вида (материальных, энергетических, информационных, финансовых и др.), являющихся, как и в целом все предприятие, объектом собственности. Предприятие должно иметь столько имущества и такого вида, сколько нужно для осуществления процессов его деятельности. Всякое излишество в количестве имущества чревато для предприятия убытками, нарушением его финансовой устойчивости. В этой связи существенно возрастает роль совершенствования управления имуществом сферы ус-