УДК 37.048.2
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-169-177
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ «АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ» СРЕДСТВАМИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОНЛАЙН-КУРСЕ
Афанасьева Т.С.
Московский государственный областной университет
141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24,
Российская Федерация
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема сочетания формального и неформального обучения. Приведены примеры онлайн-курсов (электронная образовательная среда МГОУ, онлайн-курсы скетчей и др.). В статье говорится о возможностях непрерывного образования. В педагогическом эксперименте рассмотрен пример социального обучения скетчу в рамках дисциплины «Академическая живопись» в МГОУ. Были использованы анкетирование и беседа со студентами в качестве методов исследования. В заключение сделан вывод, что работа с онлайн-курсом помогает студентам закрепить, обобщить, систематизировать знания, умения и навыки, полученные на очных занятиях в вузе.
Ключевые слова: онлайн арт-образование, скетчи, социальное обучение, электронная образовательная среда, педагогическая консультация.
IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF FORMAL TRAINING "ACADEMIC PAINTING" BY MEANS OF INFORMAL LEARNING ON AN ONLINE COURSE
T. Afanaseva
Moscow Region State University
24, Vera Voloshina ul., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation
Abstract. This article deals with the problem of combining formal and non-formal education. Examples of online courses (e-learning environment of Moscow Region State University, online courses of sketches and others) are given. The article deals with the possibilities of continuing education. Within the pedagogical experiment the example of social learning sketch was given. Its use in teaching "Academic painting" in Moscow Region State University is analysed. Questionnaires and interviews with students were used as a method of research. In conclusion, the article states that the work with the online course helps students to consolidate, generalize, systematize knowledge, skills obtained in full-time classes at university.
Key words: online art education, sketch, social learning, e-learning environment, pedagogical advice.
© CC BY Афанасьева Т.С., 2018.
Современное образование представляет собой сложную систему, состоящую из последовательных уровней. На любом этапе обучения возможно дополнить свои знания с помощью онлайн-курсов.
В России виртуальное неформальное обучение набирает популярность как у профессионалов (для повышения уровня знаний), так и у любого человека как хобби. Большой популярностью онлайн-курсы пользуются среди взрослой аудитории старше двадцати пяти лет. В России общество всё ещё считает предпочтительным формальное образование. Неформальное начинает набирать обороты в России с каждым годом, потому что такие курсы предлагают узконаправленные темы, например современные скетчи, веб-дизайн и др. В современном мире профессии развиваются быстрее, чем формальное образование. Сегодня в России востребованы вакансии педагогов скетчей и др.
Актуальность темы статьи заключается в исследовании современных курсов по направлению скетчей и их связей с традиционным образованием в вузе, а именно с дисциплиной «Академическая живопись».
Узконаправленные курсы зачастую опираются на зарубежный опыт, что позволяет обучающимся повысить межкультурную компетентность, а данный аспект является ключевым в неформальном образовании, по мнению Л.М. Дробижевой, В.А. Лишко-ва, Н.М. Лебедевой, Г.У Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.
По данным ЮНЕСКО [5, с. 26], неформальным образованием в ЕС охвачено 20% населения в возрасте от 25 до 64 лет. Можно сделать вывод, что люди
хотят учиться всю жизнь, особенно это относится к профессии преподавателя. В Дании, Швеции, Финляндии неформальным образованием охвачено почти 50% населения. В России неформальное образование охватывает только 8% населения.
Неформальное образование не всегда является дистанционным [4] (хотя онлайн-курсы составляют около семидесяти процентов от неформального образования) [1, с. 132]. Чаще всего люди посещают курсы, которые связаны с хобби или которые помогают глубже укрепить полученные знания. Курс скетча относится к тем, которые изучают и как хобби, и как дополнительное профессиональное мастерство.
В качестве педагогического эксперимента был проведён дополнительный курс для углубления профессиональных знаний, навыков и умений в категории «живопись», подразделе «современный скетч». Студенты второго и третьего курсов по направлению «декоративно-прикладное искусство» и третьего курса «дизайнеры костюма» дополнительно занимались скетчами. Наброски и зарисовки входят в систему требований дисциплины «Академическая живопись».
ФГОС по данному направлению подготовки определяет в качестве результатов общепрофессиональные компетенции:
1. Компетенцию ОПК-4 способность к работе с научной литературой, способность собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий (компетенция подразумевает, что студенты-живописцы мо-
гут анализировать, интерпретировать научную литературу и современные источники информации).
2. Компетенцию ОПК-5 способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способность к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы (компетенция подразумевает, что студент может самоорганизовать свой труд и владеть способностью к проведению самостоятельной творческой деятельности).
В дисциплине «Академическая живопись» подразумевается, что студенты должны уметь самоорганизовывать свой труд и обучение. Для достижения данных компетенций необходимо, что бы преподаватель дисциплины показал путь развития [3, с. 242]. В образовательном процессе часто используются дополнительные консультации студентов вне урочных часов.
Для понимания пути развития современного скетча было задано выбрать любимого современного и академического художника. Студенты анализировали различия между разными поколениями изобразительного искусства. Для развития собственного творчества студентам необходима информационная база, а именно понимание современных тенденций искусства.
Межпредметная связь дисциплин «Академическая живопись» и «История искусства» очень важна. Студенты не могут развить необходимые компетенции без знаний (наглядных примеров) из истории искусства [11]. Знания о направлениях развития течений искусства всех времён помогают понять
современные скетчи как направление искусства XXI в.
В рамках учебного плана недостаточно развивается современное творчество студентов, поэтому во время самостоятельной работы студенты имеют возможность попробовать свои силы в неформальном искусстве. Неформальное обучение на сегодняшний день - актуальный и необходимый элемент высшего образования, например дополнительные курсы в рамках учебного заведения, которые могут проходить как дистанционно, так и очно в зависимости от их специфики.
В МГОУ существует электронная образовательная среда, в которой представлены дополнительные возможности обучения студентов. Данный ресурс предлагает двадцать восемь тем курсов. Количество слушателей составляет 11376 человек, что говорит об их востребованности.
Для достижения компетенций дисциплины «Академическая живопись» ОПК-4 и ОПК-5 необходимы дополнительные консультации и наставления педагога в самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Студенты используют виртуальную среду обучения, социальные сети и другие электронные сервисы как ресурсы неформального обучения. Всё больше появляется дополнительной информации, курсов, консультаций в виртуальной среде обучения. Курса, посвящённого скетчу, в рамках обучения в МГОУ нет, поэтому студенты занимаются скетчами по собственной инициативе.
Формальное обучение в вузе включает в себя дисциплину «Академическая живопись».
V17y
Перед студентами ставятся задачи и цель, которые указаны в учебной программе дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Академическая живопись» студент должен:
- знать: историческое развитие живописи и её теоретические основы, а также последовательность выполнения живописной работы, знать, для чего нужен подготовительный материал и др.
- уметь: работать самостоятельно, грамотно делать построения, пропорции, а также форму и пространство и многое др.
- владеть: основными живописными техниками, информацией о правильной передаче пропорций в живописных работах.
Самостоятельная работа не предусмотрена в учебном плане дисциплины «Академическая живопись» в МГОУ, но для полноценного прохождения дисциплины необходимо, чтобы студенты проявляли инициативу в работе.
Для достижения всех необходимых компетенций происходит синтез формального и неформального обучения. Например, преподаватель при желании развить неформальное сообщество может консультировать в неучебное время. Современный педагог должен владеть новейшей информацией по своей дисциплине, в том числе по дисциплине «Академическая живопись», а именно знать новейшие тенденции во всех художественных областях.
Подобное общение, когда и студент, и педагог проявляют инициативу в неформальном обучении, можно назвать социальным обучением, по мнению
Марсия Коннер и Тони Бингем, которые подробно рассмотрели такой тип связи между педагогом и обучающимся в своей книге «Новое социальное обучение».
Неформальное обучение включает в себя любой образовательный процесс, который происходит за пределами очного занятия. Примеры такого обучения подробно описаны в книге Джея Кросса «Неформальное обучение». Кросс считает неформальное обучение важной частью всего процесса обучения, как дистанционного, так и очного. Особенность такого процесса обучения заключается в использовании социальных медиа и сетей [12].
Для признания неформального обучения необходимо учитывать два критерия:
1) с одной стороны, приобретённые в рамках образования ключевые компетенции - эта форма признания в основном относится к профессиональной компетенции, выливающейся в квалификацию;
2) с другой стороны, социальное признание, направленное на определение статуса и самооценки индивидов, принимающих активное участие в добровольной деятельности.
Активные студенты формируют научные сообщества, в которых важную роль занимает педагог как руководитель (куратор) или вдохновитель. Эми Джо Ким написала книгу «Создание сообществ в интернете». По её словам, сообщество - это сложная структура, которая постоянно меняется. Для его поддержания необходимы эксклюзивная деятельность или новейшая информация и доступ к контенту и возможностям, которых нет у других (не состоящих в сообществе).
Кураторство образовательного или научного сообщества требует высокого уровеня владения современными технологиями. Умение находить и собирать действительно интересную информацию в рамках современности. Для функционирования сообщества необходимо поддерживать и развивать интерес аудитории. Вопросы, рассматриваемые в сообществе, могут носить непостоянный характер, поэтому требуют гибкости решения и оценивания куратором. Например, создание современного скетча требует гибкости мышления от педагога в рамках современного мирового искусства.
Неформальное образование отличается своей характеристикой. Подразумеваются такие научные или образовательные сообщества, как дополнительное образование, например, курсы скетчей.
Отличительные особенности неформального обучения:
1) большой выбор учебных планов;
2) узконаправленные задачи;
3) краткосрочность обучения с гибким графиком;
4) индивидуально направленное обучение;
5) направленное на практику (а не на академизм);
6) наличие самоуправления;
7) демократический стиль преподавания [2].
Учебные сообщества становятся актуальными среди студентов, они могут стать ценным источником информации. Образовательное сообщество возникает из-за потребности активных студентов, преподавателей и т. д. Распространённая ошибка создания неформального обучения, по мнению Джули Дирксена (автора книги «Ис-
кусство обучать»), - «если мы постоим, они придут». Спрос рождает предложение. Неформальное обучение решает проблему дополнительного образования для взрослых, соответственно, нужно понимать, зачем данное сообщество существует, для какой аудитории.
В рамках вузовского образования педагог должен выяснить предпочтения, средний уровень навыков и мировоззрение студентов. Студенты для достижения компетенций дисциплины «Академическая живопись» должны проявлять инициативу и мотивацию.
В МГОУ на факультете ИЗО и НР по дисциплине «Академическая живопись» необходимо уметь работать самостоятельно, но данная работа не предусмотрена учебным планом, поэтому рекомендуется работать по собственной инициативе для расширения кругозора и развития профессиональных навыков и умений вне часов аудиторной работы. Например, заниматься изучением дополнительного материала с помощью бесед об искусстве (возможны посещения музеев) и созданием подготовительного материала в виде набросков, зарисовок, эскизов и современных скетчей [6, с. 43]. При тщательной подготовке к экзамену студенты должны делать этюды овощей, фруктов, предметов быта, драпировок, домашних постановок (натюрмортов), этюды животных, этюды человека (портретные зарисовки) вне учебных часов. На просмотре студенческих работ аттестационной комиссией оцениваются работы дисциплины «Академическая живопись» должны быть представлены все работы, выполненные студентами в течение семестра, включая наброски и
зарисовки (весь подготовительный материал).
На очных занятиях педагог поднимает мотивацию к самостоятельной работе:
1) показывает вдохновляющие примеры;
2) проводит беседу;
3) устраивает конкурсы-просмотры;
4) поощряет участие в дополнительной работе.
Мотивированный студент хочет работать самостоятельно и формирует группу активных обучающихся. Преподаватель должен быть так же активным членом учебного процесса не только на формальном обучении, но и на неформальном уровне [7, с. 131]. В учебных группах студенты способны повысить социальную активность, например, общаясь между собой и преподавателем. Каждый участник группы делится своим мнением по заданной теме. Так студенты учатся самоанализу. Студенты выполняют поставленную задачу с разной скоростью и интенсивностью. Во время прове-
дения самостоятельной работы выявляются активные члены группы. Они регулярно общались с преподавателем в формате неформального общения и сформировали группу [6, с. 136].
На промежуточных просмотрах участники выявляли плюсы и минусы каждой работы, происходил самоанализ и понимание ими будущих целей.
Заданные критерии оценивания самостоятельной работы:
- композиция;
- колористическое решение;
- эмоциональное воздействие работ;
- тоновое решение.
Активные студенты, состоящие в группе, лучше проходят аттестацию на экзамене-просмотре, на котором оцениваются студенческие работы за первый семестр комиссией, состоящей из педагогов кафедры живописи и заведующего кафедрой. Результаты (табл. 1) говорят о том, что любая самостоятельная инициативная работа улучшает качество очной аудиторной работы студентов [9].
Таблица 1
Средний балл успеваемости дисциплины «Академическая живопись» (данные летней сессии 2017 года)
2 курс «Декора-тивно-приклад-ное искусство» 3 курс «Дизайн костюма» 3 курс «Декора-тивно-приклад-ное искусство»
Средний балл группы за дисциплину «Академическая живопись» 57 баллов 81 балл 79 балла
Процент студентов, которые сделали скетчи 15 % 100% 85%
Процент студентов, которые сделали длительные самостоятельные работы 7% 0% 50%
Процент студентов, состоящих в неформальных курсах 4 % 15% 17%
Результаты исследования показали, что студенты, занимающиеся неформальным обучением параллельно с базовым, получают лучший средний балл по сравнению со всей группой.
Е.М. Харланова в статье «Неформальное образование в вузе как фактор социальной активности будущих специалистов» отметила, что в результате опроса студентов и педагогов 123-х организаций высшего образования РФ выяснилось, что в 98% организаций осуществляется неформальное образование, в нем участвуют 77 респондентов, но только 58 респондентов отметили наличие форм интеграции формального и неформального образования и 38 лично участвовали в них. В целом в практике работы вузов зафиксированы разрозненность, локальность, эпизодичность в обеспечении развития социальной активности студентов, отсутствие должного внимания к потенциалу интеграции
формального и неформального образования и, как следствие, недостаточная результативность педагогической деятельности в подготовке социально активного выпускника [10].
Подведя итог эксперимента, сделаем вывод, что неформальное образование в России развивается всё активнее. Можно привести в пример электронную образовательную среду МГОУ. Похожий результат был отмечен Д. Москвиным [8] в статье «Перспективы развития неформального и информального образования в России». В рамках вуза неформальное образование считается авторитетным и престижным. Студенты хотят повысить уровень владения разными навыками с помощью дополнительного образования, потому что не всегда есть все необходимые дисциплины в рамках учебной программы вуза.
Статья поступила в редакцию 19.02.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаева Э.С. История неформального образования за рубежом // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 131-136.
2. Богданова Т.В. Оценка опыта стран ЕС в профессиональной ориентации учащихся (на примере Германии, Франции, Финляндии). [Электронный ресурс]. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1485156698 (дата обращения: 04.02.2018)
3. Бычкова Н.И. Социальное обучение взрослых в условиях неформального образования: дис.....док. пед. наук. М., 2004. 322 с.
4. Гаврилова И.В., Запруднова Л.А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1197-1200.
5. Образование в цифрах: 2016: краткий статистический сборник / Гохберг Л.М. и др. М., 2016. 80 с.
6. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования. М., 2011. 230 с.
7. Мерабова К.С., Грибкова О.В. Творческое развитие личности в процессе обучения // Искусство и образование. 2018. № 1. С. 128-136.
8. Москвин Д. Перспективы развития неформального и информального образования в России [Электронный ресурс]. URL: http://dmitry-moskvin.livejournal.com/298825. html (дата обращения: 04.02.2018)
9. Ткаченко Е.Н. Художественное образование в развитии личности: история и современность // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. № 2. URL: https://e-koncept.ru/2014/14049.htm (дата обращения: 04.02.2018).
10. Харланова Е.М. Неформальное образование в вузе как фактор социальной активности будущих специалистов // Развитие непрерывного образования. Красноярск, 2010. С. 201-203.
11. Han H.-Ch. Canada iSee: Teaching Visual Learning in an Organic Virtual Learning Environment [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijea.org/v18n38 (дата обращения: 04.02.2018).
12. McDermott M. A review essay: Preparing Educators for Arts Integration [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijea.org/v18r3 (дата обращения: 04.02.2018).
REFERENCES
1. Babaeva E.S. [The history of formal education abroad] In: Gumanizatsiya obrazovaniya [Hu-manization of education], 2015, no. 2, pp. 131-136.
2. Bogdanova T.V. Otsenka opyta stran ES v professional'noi orientatsii uchashchikhsya (na primere Germanii, Frantsii, Finlyandii) [Assessment of the EU experience in the professional orientation of pupils (on the example of Germany, France, Finland)]. Available at: http://sci-article.ru/stat.php?i=1485156698 (accessed: 04.02.2018).
3. Bychkova N.I. Sotsial'noe obuchenie vzroslykh v usloviyakh neformal'nogo obrazovaniya: dis. .... dok. ped. nauk [Social training of adults in informal education: D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2004. 322 p.
4. Gavrilova I.V., Zaprudnova L.A. [Formal, non-formal and informal models of education]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2016, no. 10, pp. 1197-1200.
5. Gokhberg L.M. et al. Obrazovanie v tsifrakh: 2016: kratkii statisticheskii sbornik [Education in figures: 2016]. Moscow, 2016. 80 p.
6. Lomov S.P., Amanzholov S.A. Metodologiya khudozhestvennogo obrazovaniya [Methodology of art education]. Moscow, 2011. 230 p.
7. Merabova K.S., Gribkova O.V. [Creative development of personality in the learning process]. In: Iskusstvo i obrazovanie [Art and education], 2018, no. 1, pp. 128-136.
8. Moskvin D. Perspektivy razvitiya neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya v Rossii [Prospects of development of non-formal and informal education in Russia]. Available at: http:// dmitry-moskvin.livejournal.com/298825.html (accessed: 04.02.2018).
9. Tkachenko E.N. [Arts education in the development of the personality: history and modernity]. In: Kontsept: nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal [Concept: scientific and methodological e-magazine], 2014, no. 2. Available at: https://e-koncept.ru/2014/14049.htm (accessed: 04.02.2018).
10. Kharlanova E.M. [Non-formal education at university as a factor of social activity of future specialists]. In: Razvitie nepreryvnogo obrazovaniya [The development of continuing education]. Krasnoyarsk, 2010, pp. 201-203.
11. Han H.-Ch. Canada iSee: Teaching Visual Learning in an Organic Virtual Learning Environment. Available at: http://www.ijea.org/v18n38 (accessed: 04.02.2018).
12. McDermott M. A review essay: Preparing Educators for Arts Integration. Available at: http:// www.ijea.org/v18r3/ (accessed: 04.02.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Афанасьева Татьяна Сергеевна - аспирант, ассистент кафедры живописи Московского государственного областного университета; email: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tatyana S. Afanasyeva - post-graduate student, assistant of the Department of Art, Moscow
Region State University;
email: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Афанасьева Т.С. Повышение эффективности формального обучения «академической живописи» средствами неформального обучения на онлайн-курсе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 169-177.
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-169-177
FOR CITATION
Afanaseva T.S. Improving the effectiveness of formal training "academic painting" by means of informal learning on an online course. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 2, рр. 169-177. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-169-177