Научная статья на тему 'Информальное обучение как часть современного образовательного процесса'

Информальное обучение как часть современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИТ-СПЕЦИАЛИСТЫ / LIFELONG LEARNING / FORMAL. LEARNING / INFORMAL LEARNING / IT-PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голицына Ирина Николаевна

В статье обсуждается внедрение элементов информального обучения в традиционный образовательный процесс. Рассматриваются образовательные предпочтения студентов направлений 09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавриат) и 09.03.04 Программная инженерия (бакалавриат), которые показывают, что информальное образование является важной частью их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of elements of informal learning in the traditional educational process is discussed. The educational preferences of students of training directions 09.03.02 Information Systems and Technologies (bachelor's) and 09.03.04 Software Engineering (bachelor's) are considered. It shown, that informal learning is an important part of their professional training.

Текст научной работы на тему «Информальное обучение как часть современного образовательного процесса»

Информальное обучение как часть современного образовательного процесса

Голицына Ирина Николаевна доцент, к.ф.м.-н. Казанский (Приволжский) Федеральный университет, ул. Кремлевская, 35, г. Казань, 420008, (843) 2337347 [email protected], [email protected]

Аннотация

В статье обсуждается внедрение элементов информального обучения в традиционный образовательный процесс. Рассматриваются образовательные предпочтения студентов направлений 09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавриат) и 09.03.04 Программная инженерия (бакалавриат), которые показывают, что информальное образование является важной частью их профессиональной подготовки.

The introduction of elements of informal learning in the traditional educational process is discussed. The educational preferences of students of training directions 09.03.02 Information Systems and Technologies (bachelor's) and 09.03.04 Software Engineering (bachelor's) are considered. It shown, that informal learning is an important part of their professional training.

Ключевые слова

обучение на протяжении всей жизни, формальное обучение, информальное обучение, ИТ-специалисты

lifelong learning, formal. learning, informal learning, IT-professionals

Введение

Профессиональная деятельность специалистов по информационным технологиям (ИТ-специалистов) подразумевает постоянную профессиональную адаптацию к стремительному развитию технологий. В связи с этим одной из необходимых профессиональных компетенций ИТ-специалистов становится способность к постоянному профессиональному развитию, которое укладывается в концепцию обучения на протяжении всей жизни.

ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавриат) и по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (бакалавриат) предусматривают, что у выпускников должна быть сформирована способность «управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни»

(УК-6). [1].

В статье рассматривается внедрение элементов информального обучения в традиционном учебном процессе на примере направлений подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавр) и 09.03.04 Программная инженерия ( бакалавр).

Информальное обучение как часть обучения на протяжении всей жизни

Определение обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) заключается в том, что это «вся целенаправленная учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и компетентности» [2]. Обучение в течение всей жизни предполагает «постоянное развитие знаний и навыков, которые люди имеют после формального образования и на протяжении всей своей жизни». Обучение в течение всей жизни основывается на предыдущем обучении, поскольку оно расширяет знания и навыки в глубину и ширину

[3].

Обучение на протяжении жизни включает формальную, неформальную и информальную (социально-бытовую) формы обучения [4, с.31- 32].

• Под формальным (академическим) обучением понимаются структурированные программы, признанные официальными образовательными системами и ведущие к получению документов, подтверждающих факт данного обучения.

• Неформальное обучение содержит структурированные программы, формально не признанные национальными системами (например, обучение в начале трудовой деятельности на рабочем месте).

• Информальное обучение подразумевает под собой неструктурированное обучение, которое имеет место повсюду (в семье, в сообществе, на рабочем месте), а также обучение во время выполнения работы.

В таблице 1 приведено сравнение между формальным и информальным обучением по ряду важных аспектов [5].

Таблица 1

Сравнение формального и информального обучения

Формальное обучение Информальное обучение

Источник знаний Педагог Педагоги направляют к источникам информации, в центре такого обучения — творчество, практика, анализ и синтез знаний

Степень индивидуализации Все учащиеся занимаются одной деятельностью Индивидуальные планы обучения

Контроль и оценка результатов Контроль и оценка результатов освоения учебного материала являются условием к переходу обучающегося к другим предметам обучения С учетом индивидуальных способностей производится оценка результатов для разработки дальнейшей стратегии и возможных направлений обучения

Деятельность педагогов Педагоги проходят повышение квалификации, в том числе целевое Педагоги сами обучаются на протяжении жизни, расширяя и постоянно пополняя свои базовые профессиональные знания и умения

Формы обучения Традиционные в академических группах Обучение происходит посредством осуществления какой-либо конкретной деятельности

Методы обучения В основном репродуктивные Обучение происходит в группах и люди учатся друг у друга

Сроки обучения Успешные с точки зрения проведенного контроля обучающиеся получают возможность для продолжения обучения в рамках утвержденного учебного плана. Люди имеют доступ к обучению на протяжении всей жизни и могут в любой момент войти и выйти из данной системы

Элементы информального обучения в учебном процессе

С целью определения степени внедрения элементов информального обучения в традиционный учебный процесс нами было проведено анкетирование студентов 3-4 курсов Казанского федерального университета направлений подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (бакалавр) и 09.03.04 Программная инженерия (бакалавр). В анкетировании приняли участие 96 студентов.

Как показали результаты анкетирования, 92 %студенты активно занимаются самообразованием (рис.1). 70% опрошенных самостоятельно используют для самообразования специализированные книги и учебники, 47% опрошенных используют форумы для изучения языков программирования, студенты самостоятельно используют учебные интернет - ресурсы (27%) и профессиональные форумы (11,5 %), 21% студентов посещали очные образовательные курсы.. 18% опрошенных используют для самообразования социальные сети (В контакте, Instagram, Рш1еге81 , р1каЬи).

Занимаетесь ли Вы

самообразова ние ¡м?

я § ■

Рис. 1. Результаты опроса студентов

Варианты ответов:

1. Не занимаюсь

2. Посещаю (посещал/а) курсы

3. Учусь (учился/лась) на учебных ресурсах онлайн

4. Посещаю профессиональные форумы

5. Читаю специализированные книги или учебники

6. Использую форумы для изучения языков программирования

7. Другое

В частности, студенты пользуются для самообразования следующими интернет- ресурсами: Coursera (https://www.coursera.org/), Udacity (www.udacity.com), PyDev (http://www.pydev.org/), Stepik (https ://welcome. stepik.org/ru), Stack Overflow

(https://stackoverflow.com/). w3schools.com (https://www.w3schools.com/), Medium (https://medium.com/), Нетология (https ://netology.ru/), Академия Яндекса (https://academy.yandex.ru/), Codecademy (https://www.codecademy.com/), ИНТУИТ (http://www.intuit.ru/), Lingualeo (http: //lingualeo. com/ru), htmlacademy (https://htmlacademy.ru/), STARTANDROID (https://startandroid.ru/ru/), SOLOLEARN (https://www. sololearn.com/), CyberForum.ru (http://www.cyberforum.ru/), habr (https://habr.com/), TutorOnline (https ://www.tutoronline.ru/), Cleverics (https ://cleverics. ru/).

Вот примеры ответов на этот вопрос: «Занимаюсь самообразованием через практику. Выполняю задания в компании по созданию мобильных приложений по IOS. Смотрю видео на YouTube. Для опыта в создании игр сделал 3D игру в PlayMarket», «Посещаю профессиональные мероприятия, ищу профессионалов в окружении», «Посещала курсы компьютерной анимации, сейчас изучаю документацию программ».

При подготовке к традиционным занятиям (рис. 2) студенты используют не только конспекты лекций или семинаров или учебные пособия, рекомендованными преподавателями, но и активно пользуются образовательными интернет-ресурсами -электронными учебниками (51%), электронными справочниками (50%), статьями в Википедии (55%) и специализированными форумами (39%). Показательно, что только 7% студентов пользуются ресурсами университетской библиотеки.

( N

Где Вы находите учебный

Íматериал при подготовке к-

-занятиям?- -

V_J

Рис. 2. Результаты опроса студентов

Варианты ответов:

1. Пользуюсь конспектами лекций или семинаров

2. Пользуюсь учебными пособиями, рекомендованными преподавателем

3. Обсуждаю учебные вопросы с однокурсниками

4. Пользуюсь ресурсами университетской библиотеки

5. Читаю электронные учебники

6. Пользуюсь электронными справочниками

7. Читаю статьи в Википедии

8. Выхожу на специализированные форумы

В тех случаях, когда студентам необходимо решить проблемные ситуации или задачи (рис.3), они делают это самостоятельно (67%) или с помощью однокурсников (70 %), но чаще используя ресурсы интернет (85%), кроме того, используют электронные учебники (50%) и специализированные форумы (37%). В этом случае только 4% студентов пытаются найти литературу в университетской библиотеке.

Какие источники Вы используете для решения проблемных-

ситуаций или задач?

&

Рис. 3. Результаты опроса студентов

Варианты ответов:

1. Пытаюсь решить задачу самостоятельно

2. Ищу похожие решения в интернете

3. Обсуждаю решение с однокурсниками

4. Ищу литературу по заданной теме в библиотеке

5. Пользуюсь электронными учебниками

6. Выхожу на специализированные форумы

7. Работаю с ресурсами по решению задач

8. Другое

В качестве формы проведения занятий в рамках учебного процесса (рис.4) только 39% опрошенных предпочитают традиционные лекции и семинары в аудитории, большинство же склонно к проектной работе в малых группах (72%). Студентам нравится также самостоятельная разработка программных приложений (46%), в меньшей степени студенты предпочитают выполнение творческих заданий, для которых нет готовых решений (33%), выполнение индивидуальных заданий (30%) и самостоятельную учебную работу (28%).

Какие формы учебных занятий

Вы предпочитаете ?

у

Рис. 4. Результаты опроса студентов

Варианты ответов:

1. Традиционные лекции и семинары в аудитории

2. Проектную работу в малой группе

3. Самостоятельную работу за рамками аудитории

4. Выполнение индивидуальных заданий

5. Самостоятельную разработку программных приложений

6. Выполнение творческих заданий, для которых нет готовых решений

7. Другое

Обсуждение

Обратимся к признакам информального обучения (табл. 1) и рассмотрим, исходя из результатов анкетирования, насколько студенты используют такой вид обучения в традиционном учебном процессе.

Источник знаний. Педагог перестает быть единственным источником знаний, студенты активно пользуются всеми доступными источниками образовательной информации. При этом роль традиционной информационной инфраструктуры вуза, к которой относится, в частности, библиотека, существенно уменьшается.

Степень индивидуализации. Несмотря на то, что все студенты обучаются в академических группах по общему учебному плану, они активно формируют персонально-ориентированную образовательную среду, привнося в учебный процесс элементы индивидуализации и персонификации на уровне, как источников учебной информации, так и форм и методов образования и самообразования.

Формы и методы обучения. Находясь в рамках традиционного учебного процесса, студенты явно предпочитают формы обучения, более присущие информальному обучению: осуществление конкретной деятельности и образовательное взаимодействие в малых группах.

Сроки обучения. Несмотря на то, что сроки формального академического обучения строго ограничены, студенты готовы к обучению за рамками аудиторий в рамках самообразования и использования знаний профессиональных сообществ, которые в настоящее время доступны и через интернет.

Что касается деятельности педагогов, она изменяется за счет следующих факторов:

• Постоянное развитие предметной области образования.

• Появление новых источников образовательной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Развитие новых форм образовательной деятельности студентов.

• Формирование электронной информационно-образовательной среды учебных заведений (ЭИОС)

В результате преподаватели получают возможности развития новых приемов и методов управления учебной деятельностью, которые соответствуют уровню развития современных технологий образования. Они вместе со студентами становятся активными участниками развития ЭИОС учебного заведения, внедряя в учебный процесс технологии проектной деятельности и сотрудничества [6 - 7].

Заключение

Анализ форм учебной деятельности и предпочтений студентов подтверждает, что в традиционном учебном процессе ИТ-специалистов развиваются следующие процессы:

- происходит активное внедрение в традиционный учебный процесс элементов информального обучения, что формирует способность выпускников к образованию в течение всей жизни в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов;

- электронная информационно- образовательная среда расширяется за границы учебных заведений в соответствии с концепцией Образование 3.0, личностно -ориентированного образования на основе веб-технологий [8].

Литература

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/9 (дата обращения: 21.09.2018)

2. European Communities: A Memorandum on Lifelong Learning, issued in 2000. URL: https://uil.unesco.org/document/european-communities-memorandum-lifelong-learning-issued-2000 (дата обращения: 21.09.2018)

3. The Oxford Handbook Of Lifelong Learning// Edited by Manuel London. 2011. URL: http://www.oxfordhandbooks.eom/view/10.1093/oxfordhb/9780195390483.001.0001/o xfordhb-97801953 90483-e-001 (дата обращения: 21.09.2018)

4. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия "Актуальные вопросы развития образования") — М.: "Алекс", 2006. — 264 с. URL: https://siteresources.worldbank.org/EDUCATI0N/Resources/278200-1099079877269/547664-1099079984605/LLL_KE_Russianpdf (дата обращения: 21.09.2018)

5. Захарьев В.В. Инновационные вызовы для системы образования в условиях экономики знаний. // Инновации, 2007, №4 (102). - С. 81-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnye-vyzovy-dlya-sistemy-obrazovaniya-v-usloviyah-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 21.09.2018)

6. Голицына И.Н. Формирование профессиональных компетенций ИТ-специалистов в электронной образовательной среде.// Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) ". -2015. - V.18. №4. - C.744-752.

7. Irina Golitsyna. Educational process in electronic information-educational environment// Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2017, Volume 237, 21 February 2017, pp. 939944. . URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042817301325 (дата обращения: 21.09.2018)

8. Голицына И. Н. Технология Образование 3.0 в современном учебном процессе. // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) ". - 2014. - Т.17. №3. - С. 646-656.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.