Научная статья на тему 'Интернет-средства развития информального обучения'

Интернет-средства развития информального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ МЕДИЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ WEB 2.0 / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / MOOC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухин Сергей Александрович

В статье подробно рассмотрен ряд инструментальных средств развития ин-формального обучения в киберсреде или Интернете. В частности, рассматриваются основные характеристики информальной медийной среды, основанной на использовании инструментов Web 2.0. Другая модель представлена открытыми образовательными ресурсами, которые стали популярны благодаря развитию сетевых форм информального обучения. Особое место в статье занимает рассмотрение массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как наиболее востребованного средства развития информального обучения. В этой связи рассматривается общее понятие MOOC и классификация MOOC (cMOOC и xMOOC).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-средства развития информального обучения»

УДК 37.01

Золотухин Сергей Александрович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования, Курский государственный университет, moodlefree@yandex.ru, Курск

ИНТЕРНЕТ-СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье подробно рассмотрен ряд инструментальных средств развития ин-формального обучения в киберсреде или Интернете. В частности, рассматриваются основные характеристики информальной медийной среды, основанной на использовании инструментов Web 2.0. Другая модель представлена открытыми образовательными ресурсами, которые стали популярны благодаря развитию сетевых форм информального обучения. Особое место в статье занимает рассмотрение массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как наиболее востребованного средства развития информального обучения. В этой связи рассматривается общее понятие MOOC и классификация MOOC (cMOOC и xMOOC).

Ключевые слова: информальное обучение, информальное медийное обучение, инструменты Web 2.0, MOOC, массовые открытые онлайн-курсы.

В современном мире процесс расширения потоков информации является неоспоримым фактом. Этот процесс влечет за собой изменения технологий освоения информации, отражающиеся и в образовании, а следовательно, необходимо разрабатывать новые педагогические стратегии, которые будут адекватны процессам интенсификации формирования знаний.

Из-за расширения и изменений образовательного пространства и соответствующих стратегий возникли концепции неформального и информального обучения, являющиеся сравнительно новыми моделями профессионального развития. В них описываются различные формы обучения, независимые от программ, которые осваиваются под руководством преподавателя. В частности, это самообучение, чтение необходимой литературы, изучение материалов и систем для поддержки эффективности, участие в образовательных интернет-сообществах, коучинг.

Информальное обучение проводится не только посредством интернет-технологий, однако данная концепция начала развиваться именно благодаря возникновению Интернета. Следовательно, представляется целесообразным выделение понятия «информальное медийное обучение», под которым мы понимаем различные стратегии информального обучения, являющегося самоуправляемым и протекающего с помощью информационных технологий, в частности интернет-технологий [1].

Развитие информального обучения в сети Интернет может происходить средствами так называемого социального программного обеспечения, к которому относят использование платформ блогов, вики и сайтов. Применение подобных инструментов в XXI в. значительно отличается от их применения в XX в. Если в последние десятилетия веб-трафик генерировался исключительно крупными монополиями в области СМИ, то в настоящее время любой пользователь способен создать свой блог или сайт без посторонней помощи [2]. Бурное технологическое развитие веб-платформ привело к возникновению такого явления, как Web 2.0, которое оказывает влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на образование.

В результате использования в информаль-ном обучении инструментов Web 2.0 создается информальная медийная среда. Вслед за Л. Ефимовой, мы выделяем следующие характеристики этой среды [7].

1. Обучение с различных точек зрения: поддержка социальными сетями обмена идеями, помощь соцсетей в поиске единомышленников. Помимо этого, благодаря социальным сетям упрощается процесс установления связей между пользователями, имеющими схожие интересы. Также необходимо сказать об одновременной открытости и расширяемости такой системы, о поддержке ее разнообразия и объединения разных перспектив и мнений.

2. Самоорганизация и совместность обучения: благодаря инструментарию социаль-

ных сетей создается персональная образовательная среда для обучения пользователей. В то же время отсутствует единый стиль обучения, нет единого потока, но при этом обучающиеся имеют возможность обратной связи, благодаря которой достигаются собственные цели обучения и развиваются собственные идеи.

3. Распределенное цифровое обучение: возможность обучаться с помощью экспертов благодаря регулярному чтению википедии, блогов, форумов и т. д. Одновременно присутствует возможность активного участия в обсуждении независимо от тематических и географических границ.

4. Поддержка формирования метанавы-ков обучения: инструментарий совместного обучения позволяет развивать способность к обучению. Через публикацию собственных размышлений и идей они становятся доступными для анализа, оценки и последующего развития, таким образом приобретаются и совершенствуются навыки самоанализа и самонаблюдения.

5. Поддержка социальными сетями рефлексивного письма посредством использования простых, но в то же время надежных и эффективных стандартов кодировки, которые дают возможность моделировать потоки содержания, процедуры мониторинга и обратную связь.

С развитием сетевых форм информаль-ного обучения, которые функционируют в сетевых образовательных сообществах, открытое образование получило новый импульс, который связан с быстрым созданием и распространением контента (содержания). Благодаря информационным технологиям существенно сократился путь от автора информации к ее потребителю. Традиционные источники знания - книги, конференции, журналы и т. д. требуют значительного времени, чтобы информация дошла до конечного пользователя. Сайты социальных сетей создают знание немедленно, в режиме реального времени. Данный вид контента принято обозначать как открытые образовательные ресурсы (ООР).

Обладая неограниченным распространением и доступностью технологии, ООР имеют значительный потенциал для создания сообщества пользователей, которые используют, делятся и постоянно дополняют ООР

информацией, совершенствуя тем самым содержание образования [3]. Данный процесс является двухсторонне направленным: создание информационно-насыщенного контента позволяет поддерживать ООР в актуальном состоянии и создавать новые ООР [9; 11]. Преимущество ООР как источника содержания образования заключается в том, что совместные временные рабочие группы (ad-hoc группы), участвующие в регулярном и содержательном насыщении ООР, эффективнее, нежели отдельные авторы, работающие в одиночку. Кроме того, ООР могут содержать личные рекомендации, отражают ценностные ориентации и практический опыт авторов. В этом отношении ООР социальны и способствуют развитию обучения и образования.

Наиболее адекватными моделями проектирования и функционирования информальной медийной среды, на наш взгляд, являются модели MOOC («Massive Open Online Courses» - массовые открытые онлайн-курсы).

Впервые термин «массовые открытые онлайн-курсы» появился в 2008 г. благодаря трудам канадских когнитивистов под руководством J. Siemens [4]. Основными целями таких курсов являются обеспечение прямого доступа студентов к учебным материалам без необходимости поступления в университет, а также предоставление необходимых ресурсов в распоряжение педагогов для использования их в своих собственных профессиональных интересах [8]. MOOC может быть определен как способ привлечения заинтересованных обучающихся, которые, совместно с экспертом или экспертами, хотят расширить границы своей образовательной практики.

MOOC позволяют расширить понятие дистанционного обучения в том плане, что обучающиеся и эксперты связаны между собой через социальные сети и открытые образовательные ресурсы. Студент может использовать широкий спектр интерактивных онлайн-инструментов для взаимодействия с другими участниками и совместного обучения. Подобные инструменты могут включать видеолекции, онлайн-доски обсуждений, блоги, вики и сайты социальных сетей, таких как Twitter и YouTube. В дополнение к этой онлайн-деятельности некоторые курсы включают также возможность

проводить занятия лицом к лицу. Большое количество обучающихся в MOOC предполагает, что поддержка осуществляется самим интернет-сообществом, а не академическим персоналом. Оценка MOOC включает в себя оцениваемые письменные задания и компьютерные тесты. В основе функционирования MOOC лежит попытка педагогов опосредованно стимулировать студентов к самостоятельной работе и самообразованию [4].

На сегодняшний день выделяют два основных вида MOOC. Один из них - кон-нективистский MOOC или cMOOC. Как следует из названия, данные сМООС опираются на концепцию коннективизма (от англ. rnnnect - соединять, связывать) в педагогике, где доминирующими факторами являются образовательная автономия, интерактивность, открытость, разнообразие и т. д. [10]. Преподаватель, как правило, берет на себя роль посредника взаимодействия с обучающимися, активно осуществляющими интеракции друг с другом. Образовательный процесс представляет собой не передачу знаний от учителя к ученику, а такой процесс, в котором учащиеся берут на себя ответственность за организацию и участие в процессе обучения с самоопределяемыми целями, уровнем знаний, навыками и общими интересами.

J. Siemens и S. Downes определяют кон-нективизм как образование связей между узлами информации [11]. Подобные связи, с точки зрения авторов, являются знанием. Более того, способность выстраивать данные сети и является процессом образования. В соответствии с данными воззрениями, cMOOC предполагает создание обучающимся собственной личной или персональной образовательной сети, в узлах которой находится информация и другие люди.

Стэнфордские MOOC (xMOOC) представлены, в основном, крупными университетами, а их образовательная философия более близка к традиционному классическому образованию по сравнению с cMOOC. Рассматриваемый вид MOOC представлен централизованными веб-страницами с преимущественно видеоконтентом и с возможностью проведения компьютерного тестирования в конце каждой учебной недели или учебного модуля.

Как мы указывали выше, xMOOC пред-

ставлены престижными зарубежными вузами, поддерживающими собственную систему курсов и, как правило, хорошо финансируемыми. Поэтому xMOOC называют еще и коммерческими MOOC [6].

Таким образом, указанные инструментальные средства развития информального обучения могут быть эффективными в качестве автономных альтернативных источников получения знания. Кроме того, студенты могут быть заинтересованы в подобных средствах и как в дополнительных цифровых учебных ресурсах в рамках традиционных учебных программ.

Библиографический список

1. Золотухин С. А., Хунг Бунг. Основы инфор-мального медийного обучения в педагогической среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 3-1 (27). - С. 226-232.

2. Золотухин С. А. Ретроспектива взглядов на возможность осуществления интеракций в ки-бер-пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 17-22.

3. Benkler Y. Common wisdom: Peer production of educational materials [Электронный ресурс]. -Utah: COSL Press, Utah State University, 2005. -URL: ttp://www.benkler.org/Common_Wisdom.pdf (дата обращения: 28.03.2015).

4. Brown S. Back to the future with MOOCs? [Электронный ресурс] // ICICTE 2013 Proceedings 2013. - URL: http://www.icicte.org/ Proceedings2013/Papers%202013/06-3-Brown.pdf (дата обращения: 28.03.2015).

5. Cormier D., Siemens G. Through the open door: open courses as research, learning, and engagement // EDUCAUSE Review. - 2010. -№ 45(4). - P. 30-39.

6. Daniel J. Making sense of MOOCs: Musings in a maze of myth, paradox and possibility // Journal of Interactive Media in Education. - 2012. - № 3. -P. 1-20.

7. Efmova L. (2004). Discovering the iceberg of knowledge work: a weblog case // Proceedings of Fifth European Conference on Organizational Knowledge, Learning and Capabilities (OKLC04), Innsbruck, 2-3 April 2004.

8. Liyanagunawardena A. W. MOOCs: A systematic study of the published literature 20082012 // International Review of Research in Open and Distance Learning. - 2013. - № 14(3). - P. 202-227.

9. Petrides L., & Jimes C. Travel well open educational resources: A presentation of ongoing research // Powerpoint presentation at iSummit. -Sapporo, Japan. - 2008b, August.

10. Rodriguez C. O. MOOCs and the AI-Stanford like courses: Two successful and distinct course formats for massive open online courses [Электронный ресурс] // European Journal of Open, Distance and E-Learning. - URL: http://www.eurodl. org/?article=516 (дата обращения: 28.03.2015.).

11. Siemens G., Downes S. Good MOOCs, Bad Moocs [Электронный ресурс]. - URL: http://

chronicle.com/blogs/brainstorm/tag/udacity (дата обращения: 28.03.2015.).

12. Stephenson R. Open source/open course learning: Lessons for educators from free and open source software [Электронный ресурс]. - URL: http://www.innovateonline.info/index.php?view= article&id=345 (дата обращения: 28.03.2015.).

Zolotykhin Sergey Alexsandrovich

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Lifelong Education, Kursk State University, moodlefree@yandex.ru, Kursk

TOOLS OF THE CYBER-SPACE FOR THE DEVELOPMENT INFORMAL LEARNING

Abstract. The article details some tools for the development of informal learning in the cyber-space (Internet). For example discussesthe basic characteristics of informal media environment based on the use of Web 2.0. The other model consists of open educational resources, which became popular thanks to the development of network forms of informal learning. A special place in the article is a review of massive open online courses (MOOC) as the most popular vehicle for the development of informal learning. In this context deals with the general concept of MOOC and classification of MOOC (cMOOC and xMOOC).

Keywords: informal learning, informal media learning, Web 2.0, MOOC, massive open online courses.

Поступила в редакцию 07.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.