Научная статья на тему 'МООС и Мониторинг качества жизни населения регионов Украины'

МООС и Мониторинг качества жизни населения регионов Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН (ИЛИ ДИСТАНЦИОННЫЕ) КУРСЫ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / MONITORING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION OF REGIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Виктор Борисович

Рассмотрены новые подходы к обучению пользователей создаваемой системы мониторинга качества жизни населения регионов Украины. Они направлены на поддержку приобретения знаний и практических навыков пользователей этой системы для повышения эффективности управления региональным развитием. Речь идет о минимизации влияния факторов, обусловленных неготовностью определенных пользователей мониторинга использовать инструментарий этой системы. Среди пользователей мониторинга рассматриваются руководители и специалисты региональных органов управления, а также население регионов. С учетом влияния этих факторов политика внедрения системы мониторинга качества жизни населения, вероятно, может не обеспечить желаемого эффекта. Для обучения (повышения квалификации или профессионального развития) пользователей мониторинга качества жизни населения регионов предлагается использовать массовые открытые онлайн или дистанционные курсы (Massive Open Online Courses – MOOC). С помощью МООС и реализации концепции непрерывного обучения пользователи смогут ознакомиться с возможностями этой системы и приобрести знания и навыки для повышения эффективности как применения инструментария мониторинга, так и управления региональным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to teaching users to create a system for monitoring quality of life of the population of Ukrainian regions. They are aimed at supporting the acquisition of knowledge and skills of users of the system to improve the efficiency of regional development. It is about minimizing the impact of factors resulting unavailability of certain users to use monitoring tools of the system. Monitoring of users are considered: the leaders and specialists of the regional government, as well as the regional population. Given the impact of these factors policy implementation monitoring the quality of life of the population, probably not provide the desired effect. For learning (advanced training or professional development) of users monitoring the quality of life of the population of regions are invited to use massive open online or distance learning courses (Massive Open Online Courses – MOOC). With help of the MOOC and the concept of lifelong learning, users can familiarize yourself with the system and to acquire the knowledge and skills to improve the efficiency of use as tools for monitoring and management of regional development.

Текст научной работы на тему «МООС и Мониторинг качества жизни населения регионов Украины»

МООС и мониторинг качества жизни населения регионов Украины

Артеменко Виктор Борисович

доцент, к.э.н., заведующий филиалом кафедры ЮНЕСКО «Новые информационные технологии в образовании для всех»,

Львовская коммерческая академия, ул. Туган-Барановского, 10, г. Львов, 79005, (032)2958147 [email protected]

Аннотация

Рассмотрены новые подходы к обучению пользователей создаваемой системы мониторинга качества жизни населения регионов Украины. Они направлены на поддержку приобретения знаний и практических навыков пользователей этой системы для повышения эффективности управления региональным развитием. Речь идет о минимизации влияния факторов, обусловленных неготовностью определенных пользователей мониторинга использовать инструментарий этой системы. Среди пользователей мониторинга рассматриваются руководители и специалисты региональных органов управления, а также население регионов. С учетом влияния этих факторов политика внедрения системы мониторинга качества жизни населения, вероятно, может не обеспечить желаемого эффекта. Для обучения (повышения квалификации или профессионального развития) пользователей мониторинга качества жизни населения регионов предлагается использовать массовые открытые онлайн или дистанционные курсы (Massive Open Online Courses - MOOC). С помощью МООС и реализации концепции непрерывного обучения пользователи смогут ознакомиться с возможностями этой системы и приобрести знания и навыки для повышения эффективности как применения инструментария мониторинга, так и управления региональным развитием.

New approaches to teaching users to create a system for monitoring quality of life of the population of Ukrainian regions. They are aimed at supporting the acquisition of knowledge and skills of users of the system to improve the efficiency of regional development. It is about minimizing the impact of factors resulting unavailability of certain users to use monitoring tools of the system. Monitoring of users are considered: the leaders and specialists of the regional government, as well as the regional population. Given the impact of these factors policy implementation monitoring the quality of life of the population, probably not provide the desired effect. For learning (advanced training or professional development) of users monitoring the quality of life of the population of regions are invited to use massive open online or distance learning courses (Massive Open Online Courses - MOOC). With help of the MOOC and the concept of lifelong learning, users can familiarize yourself with the system and to acquire the knowledge and skills to improve the efficiency of use as tools for monitoring and management of regional development.

Ключевые слова

массовые открытые онлайн (или дистанционные) курсы, мониторинг качества жизни населения регионов;

massive open online courses, monitoring the quality of life of the population of regions.

374

Введение

Сегодня социально-экономическое развитие украинских регионов испытывает качественные изменения, связанные с переходом на постиндустриальный уровень, который характеризуется повышением интеллектуализации всех видов деятельности и информатизации процессов управления. Эти характеристики указывают на то, что меняются требования к уровню подготовленности руководителей и специалистов органов управления региональным развитием, которые должны актуализировать свои знания постоянно. В современных условиях обеспечить указанные требования можно на основе новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и принципа «обучение на протяжении всей жизни».

В информационно-аналитическом обеспечении руководителей и специалистов региональных органов управления особое место занимает мониторинг. Его место и роль определены в Законе Украины «О Национальной программе информатизации» [1] и в Постановлении Кабинета Министров Украины «О внедрении мониторинга результатов деятельности Кабинета Министров Украины и Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций» [2].

На наш взгляд, стратегической задачей социально-экономического развития является создание прочных основ для обеспечения последовательного повышения качества жизни населения на уровне регионов и государства. Поэтому современная методология мониторинга эффективности управления развитием регионов должна обеспечивать анализ и комплексную оценку на основе разработки и применения интегральных (синтетических) индикаторов качества жизни населения. Разработка этих индикаторов должна базироваться на статистических данных, а также данных социологических опросов, учитывающих точку зрения населения как пользователя мониторинга качества жизни населения регионов.

В работах [3, 4] освещены методологические подходы к построению системы интегральных или синтетических индикаторов качества жизни населения регионов. Речь идет об использовании эконометрического и квалиметрического подходов. Они направлены на свертывание определенных наборов статистических показателей и результатов социологических опросов в региональные синтетические индикаторы качества жизни. Практическим направлением для их эффективного использования являются инновационные научно-образовательные пространства, которые создаются с использованием перспективных информационных технологий [5, 6]. На их основе с использованием инструментария эконометрического и квалиметрического анализа создается ныне информационно-аналитическая система мониторинга качества жизни населения регионов (ИАС-МКЖНР). Подходы к созданию ИАС-МКЖНР изложены в работе [7]. При этом указывается, что обеспечить эффективное внедрение системы мониторинга можно на основе дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, обучение пользователей системы мониторинга предусмотрено проводить без отрыва от основной работы. Дистанционное обучение пользователей базируется на современных социальных сервисах Веб 2.0 [8] и облачных решениях OnCloud [9]. Предусмотрено использовать и персональные учебные среды и сети.

Персональная учебная среда (ПУС), в англоязычной транскрипции Personal Learning Environment (PLE) - термин, который появился в западной литературе [10] и получил широкое применение в массовых открытых онлайн курсах MOOC (Massive Open Online Course) [11, 12] или дистанционных курсах (МОДК) [13-17]. Однако сегодня этот инструментарий не используется в практике повышения квалификации специалистов органов регионального управления.

Цель данной статьи - предложить новые подходы к обучению и повышению квалификации (профессиональному развитию) пользователей мониторинга качества жизни населения регионов на основе МООС и концепции непрерывного обучения.

375

Сущность и базовые характеристики МООС

Сейчас тема массовых открытых онлайн курсов - одна из самых обсуждаемых в образовательном интернете. Следует отметить, что активное участие в «массовом сетевом обучении» ведущих университетов мира способствовало расширению сферы научных исследований этой тематики.

Термин «массовый открытый онлайн курс» - МООС ввели два исследователя Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над курсом «Connectivism and Connective knowledge», который в 2008 году проводили Джордж Сименс и Стивен Даунс. Этот курс посвящался новой теории (концепции) обучения - коннективизму [18, 19]. Она трактует обучение как процесс создания сети, узлами которой являются такие внешние сущности, как люди, организации, библиотеки, сайты, книги, базы данных или любой другой источник информации. Таким образом, обучение в МООС происходит через сообщества практиков и персональные сети [20].

В 2011/12 учебном году команда в составе Стивена Даунса, Джорджа Сименса и Дэйва Кормье провела МООС, который посвящён изменениям в образовании [21]. Тысячи представителей из разных стран мира смогли принять участие в процессе обучения в этом курсе.

Общее название курса МООС образуется из четырех отдельных терминов:

• massive (массовый): для проведения курсов этого типа требуется большое количество участников;

• open (открытый): курс бесплатный, любой человек может присоединиться к нему; как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные социальные сервисы Web 2.0;

• online (онлайн - электронный / дистанционный) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в интернете в открытом для всех участников доступе;

• course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.

Один из основных способов установления связей или взаимодействия между участниками МООС - это создание и обмен «артефактами понимания». Артефактами являются ресурсы, создаваемые участниками курса: посты в блогах, вики страницы, диаграммы, ментальные карты, конспекты, подкасты, видео и др. Благодаря практике производства и обмена «артефактами понимания», каждый участник курса играет одновременно роль учащегося и учителя. При этом отдельно взятый артефакт можно рассматривать как элемент персональной учебной сети из связей между понятиями и идеями, которые автор смог установить в ходе изучения темы курса. Это фактически сеть, которую он построил в своем сознании и представил на суд других участников открытого онлайн курса.

Основные принципы создания МООС и участия в них сводятся к следующему [15]:

- большое количество участников сетевого обучения;

- на курс всегда открыта регистрация, независимо от времени его начала и завершения;

- наибольшая активность участников происходит за пределами основного сайта, на других узлах сети, например, в личных блогах, других сайтах, социальных сетях, видео-хостингах;

- после завершения курса информация остается в интернете и продолжает распространяться и дополняться его участниками;

- роли преподавателя и слушателя в курсах почти стираются, преподаватель выступает скорее коллегой или посредником;

376

- существует несколько видов участия в курсе: активный участник, участник нескольких тем (дискуссий) и наблюдатель (читатель); при этом, чем больше взнос и шире участие слушателя в курсе, тем больше пользы для других участников;

- для работы в таких курсах слушателю необходимо иметь высокий уровень мотивации и самоконтроля;

- участники самостоятельно формируют свои учебные цели и траекторию обучения.

На базе MOOC электронное (дистанционное) или онлайн обучение предлагают ведущие университеты мира: МТИ, Гарвард, Стэнфорд, Беркли и др. Сегодня в сети активны ряд образовательных проектов, использующих MOOC. Крупнейшими из них являются: edX [22, 23], Coursera [24, 25], Udacity [26, 27]. Следует отметить и проект OpenupEd [28], который инициирован и координируется Европейской ассоциацией университетов дистанционного обучения (EADTU). EADTU является европейской сетью 10 открытых и дистанционных / онлайновых университетов, 14 национальных ассоциаций традиционных университетов, развивающих дистанционное / онлайновое образование для своих дистанционных студентов и 2-х университетов, совмещающих очную и электронную форму обучения [17]. Деятельность EADTU поддерживается программой Жана Монне - частью Программы непрерывного образования ЕС.

Обобщенная характеристика наиболее активных сегодня поставщиков МООСs представлена в табл. 1 [29].

Таблица 1

Характеристика наиболее активных поставщиков MOOCs

Название Дата создания Число студентов Модель Примечание

Coursera 2012 1 500 000 коммерческая При поддержке в сумме $22 млн. от венчурного капитала и колледжей

edX 2012 155 000 не коммерческая МТИ и Гарвард заложили $30 млн. Есть сертификация

Udacity 2012 739 000 коммерческая Получили $5 млн. первоначального финансирования. Доступны курсы по компьютерным наукам, ориентированным от новичка до продвинутого пользователя

Каждая из указанных в табл. 1 платформ предлагает десятки открытых курсов от ведущих специалистов мира. Например, в 2011 г. два профессора Стэнфордского университета Себастьян Тран и Питер Норвиг провели свой МООС «Введение в искусственный интеллект» (Introduction to Artificial Intelligence). На этот курс вначале записалось 160000 человек, а до последнего экзамена дошли всего 20000 активных слушателей. Эта инициатива положила начало проекту Udacity. Следует отметить, что оценка обучения в MOOCs реализуется, как правило, с помощью сертификации.

В Украине открытые дистанционные курсы проводятся с 2011 г. профессором Кухаренко В.Н. и доцентом Бугайчуком К.Л. Среди этих курсов отметим те, в которых автор статьи принимал участие: «Социальные сервисы в дистанционном обучении», «Дистанционное обучение от А до Я», «Куратор содержания». Доступ до этих курсов обеспечивается через сайт дистанционных курсов НТУ «ХПИ» [30].

Анализ использования массовых открытых онлайн курсов позволяет сделать основные выводы относительно их особенностей:

377

• большой объем неструктурированной информации,

• личная цель автора,

• свобода деятельности,

• отсутствие контроля,

• участник курса - и учитель, и ученик,

• использование двух платформ или моделей (табл. 2).

Платформы (модели) МООС

Таблица 2

хМООС - централизованная платформа, "замыкает" на себя учебный процесс в рамках отдельного курса сМООС - открытая платформа, использующая персональные учебные среды (ПУС) и сети (ПУСеть)

когнитивно-бихевиористский и конструктивисткий подходы коннективистский подход

цели обучения определяются преподавателем цели обучения определяются учеником

изучение компьютерных наук и инженерных дисциплин изучение педагогических теорий и гуманитарных дисциплин

наблюдателей практически нет огромное количество участников

преподаватели выполняют разные роли преподаватели выполняют разные роли

курсы открыты для всех открытость для персонализации обучения, диалога, дискуссий, бесед

Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов:

1. Феномен распространения массового онлайн обучения обязан инициативам педагогов-исследователей, которые базируются на принципах открытости ресурсов, доступности образования, равенства участников учебного процесса.

2. Модели xMOOC и сМООС рассчитаны на мотивированных пользователей и помогают участникам расширить круг профессиональных интересов, вовлекают их в совместные проекты, формируют устойчивые сообщества практиков, способствуют повышению квалификации участников.

Описание массового открытого дистанционного курса «Мониторинг качества жизни населения регионов»

Массовый открытый онлайн или дистанционный курс «Мониторинг качества жизни населения регионов» разрабатывается для поддержки обучения и повышения квалификации пользователей информационно-аналитической системы мониторинга качества жизни населения регионов Украины [31].

На рис. 1 представлена главная Web-страница этой системы., а также видно, что пользователи этой системы должны знать возможности системы МКЖНР и уметь использовать ее инструментарий для:

- управления социально-экономическим развитием регионов: руководители и специалисты региональных органов управления;

- оценки эффективности регионального управления: население регионов и руководители вышестоящих органов управления.

Иначе говоря, пользователям мониторинга следует знать: основы построения региональных синтетических индикаторов качества жизни (РСИКЖ), используемые

378

информационные ресурсы, методы выработки и пути практического применения региональной аналитики.

Рис. 1 Главная Web-страница ИАС-МКЖНР.

Обоснование методологических подходов к поддержке приобретения знаний и навыков удаленных пользователей ИАС-МКЖНР в условиях реализации концепции непрерывного образования является важной задачей. Речь идет об эффективности применения ИАС-МКЖНР, на которую будет влиять ряд факторов, обусловленных неготовностью как специалистов органов регионального управления, так и населения использовать инструментарий системы мониторинга качества жизни населения. При таких условиях политика внедрения этой системы может не дать желаемого эффекта.

В современных условиях концепция непрерывного образования или обучения через всю жизнь Life Long Learning (LLL) является повседневной практикой для большинства населения развитых стран. Появление потребности в ее практической реализации привело к пониманию непрерывности обучения как образовательного процесса, который обеспечивает развитие личности на протяжении всей жизни, повышая уровень уже имеющейся квалификации и поддерживая переобучение.

На наш взгляд, обучение и профессиональное развитие или повышение квалификации пользователей ИАС-МКЖНР может происходить на базе массового открытого дистанционного курса (МОДК) «Мониторинг качества жизни населения регионов».

Основная цель данного курса - ознакомить пользователей с инструментарием ИАС-МКЖНР и показать возможные направления его практического применения в управлении социально-экономическим развитием регионов Украины.

Целевая аудитория - руководители и специалисты региональных органов управления, население регионов. Участникам желательно иметь навыки работы в интернете, социальных сетях, использовании синхронных и асинхронных веб-

379

коммуникаций для общения, сотрудничества и обмена информацией. Если такие навыки отсутствуют, необходимо провести дополнительное обучение.

На рис. 2 представлена концептуальная структура МОДК «Мониторинг качества жизни населения регионов». Этот курс освещает методологические основы построения и применения региональных синтетических индикаторов качества жизни населения для поддержки управления эффективностью социально-экономического развития регионов Украины.

Рис. 2 Концептуальная структура массового открытого дистанционного курса «Мониторинг качества жизни населения регионов».

Как видно из рис. 2, этот МОДК будет иметь две платформы. Централизованная платформа xMOOC создается с помощью средств LMS Moodle и ориентирована на специалистов управления региональным развитием как в областных государственных администрациях, так и в органах местного самоуправления. Конечным результатом обучения и повышения квалификации этих пользователей является приобретение знаний и навыков использования региональной аналитики в управлении социально-экономическим развитием регионов.

Коннективистская cMOOC платформа (модель) направлена в свою очередь на обучение руководителей региональных органов управления и населения регионов. В ней предполагается широкое использование современных социальных сервисов Web 2.0 (веб-инструментов) для формирования ПУС и персональных учебных сетей [31]. Пользователи этой модели (руководители или продвинутые специалисты) обучаются процессам актуализации проведения социологических опросов населения регионов, анкетирования, сбора, обработки и представления качественных (содержательных) результатов опроса (референдума), которые соответствуют оцениванию и анализу эффективности управления региональным развитием. Они предоставляют населению регионов консультации по вопросам региональной аналитики, в том числе: как на основе региональных синтетических индикаторов качества жизни населения можно оценить эффективность управления социально-экономическим развитием регионов как на уровне государственных органов регионального управления, так и на уровне органов местного самоуправления. Конечным результатом обучения пользователей cMOOC модели является выработка знаний: как оценивать эффект от управления социально-экономическим развитием регионов Украины.

Таким образом, разработка 2-х моделей массового открытого дистанционного курса «Мониторинг качества жизни населения регионов» обеспечит адекватную оценку результатов управления социально-экономическим развитием регионов.

380

Заключение

Рассмотрев сущностные характеристики массовых открытых онлайн курсов и базовые подходы к их использованию в обучении пользователей информационноаналитической системы мониторинга качества жизни населения регионов Украины, можно сделать следующие выводы и обобщения.

1. Сегодня внедрение массового онлайн обучения связано с инициативами ведущих университетов мира и педагогов-исследователей, которые базируются на принципах открытости и доступности образовательных ресурсов, а также равенства участников учебного процесса, интернационализации образовательных систем.

2. МООС является новым, неисследованным методом профессионального развития руководителей и специалистов региональных органов управления, а также обучения населения регионов с использованием новых подходов (коннективизм и конструктивизм) и социальных сервисов Web 2.0.

3. Модели xMOOC и сМООС рассчитаны на мотивированных пользователей мониторинга качества жизни населения регионов Украины и могут оказать помощь участникам курса в профессиональном развитии, вовлечь их в совместные проекты, сформировать устойчивые сообщества практиков и, таким образом, способствовать повышению квалификации.

4. В LMS Moodle, на базе которой создается система мониторинга качества жизни населения регионов, можно встраивать инструменты (социальные сервисы Web-2.0) для создания персональных учебных сред. Это позволит повысить качество онлайн (дистанционного) обучения пользователей системы методикам и технологиям, как получать знания и практические навыки в оценке эффективности управления развитием регионов на основе новых социальных сервисов Web 2.0.

5. Разработка и внедрение массового открытого онлайн курса «Мониторинг качества жизни населения регионов» для непрерывного обучения пользователей ИАС-МКЖНР является оправданным шагом. Такой подход обеспечит управление эффективностью развития регионов в условиях реализации концепции непрерывного обучения руководителей и специалистов органов регионального управления, которые являются пользователями системы мониторинга качества жизни населения регионов Украины.

Перспективами для дальнейших исследований и разработок новых подходов к обучению пользователей системы мониторинга качества жизни населения регионов является формирование персональных учебных сетей. Речь идет о социальной сети Classroom20.com (классная комната 2.0) [32]. Для тех, кто заинтересован в Web 2.0, в этом классе можно формировать устойчивые сообщества практиков, участвующих в МОДК «Мониторинг качества жизни населения регионов» и способствовать таким образом повышению квалификации слушателей курса с участием коллег из более чем 188 стран.

Отметим и такое перспективное направление, как использование различных средств мобильной связи с целью дистанционной поддержки приобретения знаний пользователями системы МКЖНР. Это касается смартфонов и планшетов, имеющих среди пользователей мобильной связи четкую тенденцию к росту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечить доступ к системе мониторинга управления развитием регионов с помощью мобильного устройства можно с использованием специальных приложений для Moodle, которые можно скачать из сайта [33]. Здесь же находятся инструкции по инсталляции Open Source программных продуктов.

Относительно новым направлением исследования в сфере e-Learning является разработка различных типов аналитики, проблематика которой сейчас обсуждается в академических кругах и научной литературе [34]. Мы предлагаем подходы, которые основаны на создании учебной аналитики с использованием агент-ориентированного моделирования и искусственных нейронных сетей [35].

381

На наш взгляд, разработка указанных направлений исследований позволит в перспективе повысить уровень качества массового открытого дистанционного курса «Мониторинг качества жизни населения регионов» и, как следствие, обеспечить на государственном и местном уровне адекватную комплексную оценку эффективности управления региональным развитием.

Литература

1. Закон Укра!ни “Про Нацюнальну програму шформатизащГ. URL: http://vpf.kiev.ua/book/nac_inform_book.pdf (дата обращения: 15.12.2013).

2. Постанова “Про запровадження мониторингу результата дiяльностi Кабшету Мшс^в Украши та Ради мiнiстрiв АРК, обласних, Кшвсько! i Севастопольсько! мiських державних адмшютрацш”. URL: http://zakon.nau.ua/doc/?code=263-2005-%EF (дата обращения: 15.12.2013).

3. Артеменко В.Б. Моделювання комплексних оцшок ефективностi сощально-економiчного розвитку регiонiв у контексп критерiiв якостi життя населения // Вюник Львiв. ун-ту. - Серiя: прикладна математика та iнформатика. 2005. Вип.

10. - С.59-70.

4. Азгальдов Г. Разговор о квалиметрии. URL: http://video.yandex.ua/users/labrate2005/view/1# (дата обращения: 15.12.2013).

5. Манако А.Ф., Синица К.М. Электронные научно-образовательные пространства и перспективы их развития в контексте поддержки массовости и непрерывности. // УСИМ. - 2012. - № 4. - С. 83-92.

6. Манако А.Ф. Подход к построению формализованного описания информационных систем для образования и обучения // Междун. журнал «Образовательные технологии и общество». - 2013. - Том 16. - №1. - С.536 - 547. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i1/html/10.htm (дата обращения:

15.12.2013) .

7. Артеменко В.Б. Дистанционная поддержка приобретения знаний в системе мониторинга эффективности управления социально-экономическим развитием регионов // Международный журнал «Образовательные Технологии и Общество». - 2012. - Том 15. - №3. - С.448-463. URL:

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/pdf/10.pdf (дата обращения:

15.12.2013) .

8. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r55005/manual_3.pdf (дата обр.:

15.12.2013) .

9. Таран С. Облачные решения OnCloud. URL: http://www.youtube.com/watch?v=m1mRQ3pdaFw&feature=related (дата обращения:

15.12.2013) .

10. Personal Learning Environment. URL:

http://en.wikipedia.org/wiki/Personal_Learning_Environment (дата обр.: 15.12.2013).

11. Massive open online course Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_ open_online_course (дата обращения: 15.12.2013).

12. McAuley, A., Stewart, B., Siemens, G., Cormier, D. The MOOC Model for Digital Practice. URL:

https://oerknowledgecloud.org/sites/oerknowledgecloud.org/files/MOOC_Final_0.pdf (дата обращения: 15.12.2013).

382

13. Андреев А.А. Педагогические аспекты при обучении в МООС [Электронный ресурс] // e-Leaming World URL: http://elw.ru/reviews/detail/6271/ (дата обращения:

15.12.2013) .

14. Кухаренко В.Н. Навчальний процес у масовому вщкритому дистанцшному кура // Теоргя i практика управл1ння соц1альними системами. - 2012. - №1. - С.40-50. URL: http://library.kpi.kharkov.ua/JUR/TPUSS2012_1.pdf (дата обращения:

15.12.2013) .

15. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С. 148-155. URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2013/06/blog-post_22.html (дата обращения:

15.12.2013) .

16. Травкин И.Ю. Об идеальной платформе для массовых курсов [Электронный ресурс] // Fun of Teaching, 5.10.2013. URL:

http://funofteaching.tumblr.com/post/63170346693 (дата обращения: 18.12.2013).

17. Тимкин С.Л. Лихорадка MOOCs. Как национальные образовательные системы реагируют на американские проекты. URL: http://timkin-blog.blogspot.com/search?updated-max=2013-06-01T06:07:00-07:00&max-results=7&start=7&by-date=false (дата обращения: 15.12.2013).

18. Siemens, G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. URL: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm (дата обращения: 15.12.2013).

19. Connectivism. URL: http://www.connectivism.ca/ (дата обращения: 15.12.2013).

20. Downes, S. Connectivism and Connective Knowledge. URL: http://www.downes.ca/post/54540 (дата обращения: 15.12.2013).

21. Downes, S., Siemens, G., Cormier, D. CHANGE.MOOC. URL: http://change.mooc.ca/ (дата обращения: 15.12.2013).

22. Site edX. URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 15.12.2013).

23. EdX Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/EdX (дата обращения:

15.12.2013) .

24. Coursera Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Coursera (дата обращения:

15.12.2013) .

25. Site Coursera. URL: http://www.coursera.org/ (дата обращения: 15.12.2013).

26. Udacity Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Udacity (дата обращения:

15.12.2013) .

27. Site Udacity. URL: http://www.udacity.com/ (дата обращения: 15.12.2013).

28. Site OpenupEd. URL: http://www.openuped.eu/ (дата обращения: 15.12.2013).

29. Столяревская А.Л. Погружение в MOOCs: последствия и перспективы. URL: http://www.slideshare.net/kvntkf/moo-cs-version2 (дата обращения: 15.12.2013).

30. Кухаренко В.Н., Бугайчук К.Л. Открытые дистанционные курсы “Социальные сервисы в дистанционном обучении”, “Дистанционное обучение от А до Я”, “Куратор содержания”. URL: http://dl.kharkiv.edu/ (дата обращения: 15.12.2013).

31. Артеменко В.Б. Персональные учебные среды в управлении региональным развитием // Международный журнал «Образовательные Технологии и Общество». - 2013. - Том 16. - № 1. - С.440-453. URL:

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i1/pdf/3.pdf (дата обращения: 15.12.2013).

32. Сайт Classroom20.com. URL: http://www.classroom20.com/ (дата обращения:

15.12.2013) .

33. Сайт MLE - Mobile Learning Engine. URL: http://mle.sourceforge.net/old/download.php (дата обращения: 15.12.2013).

34. Siemens, G. Learning Analytics: Envisioning a Research Discipline and a Domain of Practice. URL: http://learninganalytics.net/LAK_12_keynote_Siemens.pdf (дата обращения: 15.12.2013).

383

35. Artemenko, V. Web Analytics in e-Learning: Agent-Based and Neural Network

Approaches // Proceedings of the 2013 IEEE 7th International Computing on Intelligent Data Acquisition and Advanced Computing Systems (IDAACS): Technology and Applications. Vol. 2. September 12-14, 2013, Berlin, Germany. - Pp. 774-780.

384

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.