Научная статья на тему 'Теоретические подходы к описанию персональной образовательной среды'

Теоретические подходы к описанию персональной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персональная образовательная среда / информационно-коммуникационная образовательная среда / индивидуализация процесса обучения / формальное обучение / информальное обучение / personal learning environment / information and communication educational environment / individual-ization of learning / formal learning / informal learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухин Сергей Александрович

Персональная образовательная среда – сравнительно новая концепция, которая появилась под влиянием все нарастающей популярности приложений Веб 2.0 и критического осмысления иерархических систем дистанционного обучения. В центре данной концепции – эффект персонализации, согласно которой деятельность актора является важным фактором развития личности, усиления субъектности обучения, развития обучения посредством социального и иных видов взаимодействия. В статье рассматриваются общие теоретические основы построения персональной образовательной среды как одного из направлений построения современных моделей обучения, ее основные характеристики. Большое внимание уделяется рассмотрению одного из вариантов построения персональной образовательной среды – институциональной персональной образовательной среды, которая сочетает в себе как преимущества систем дистанционного обучения, так и преимущества гибких, адаптивных, открытых образовательных сред. В более широком смысле институциональная персональная образовательная среда является механизмом интеграции формальной и информальной образовательных сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE DESCRIPTION OF PERSONAL LEARNING ENVIRONMENT

Personal learning environment is a relatively new con-cept that emerged under the influence of the increasing popularity of Web 2.0 applications and critical under-standing of hierarchical systems of distant learning. In the center of this concept is the effect of personalization, according to which the activity of the actor is an im-portant factor of personal development, strengthening of subjectivity of learning, development of learning through social and other types of interaction. The article high-lights general theoretical basics of building a personal learning environment as one of the directions of devel-opment of modern models of learning, its basic charac-teristics. Special attention is paid to consideration of one of the variants of constructing personal learning envi-ronment – institutional personal learning environment, which combines the benefits of distance learning and the advantages of flexible, adaptive, open educational envi-ronments. In a broader sense, an institutional personal learning environment is a mechanism for the integration of formal and informal educational environments.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к описанию персональной образовательной среды»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 37.011.33

ЗОЛОТУХИН Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного педагогического образования

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Персональная образовательная среда - сравнительно новая концепция, которая появилась под влиянием все нарастающей популярности приложений Веб 2.0 и критического осмысления иерархических систем дистанционного обучения. В центре данной концепции - эффект персонализации, согласно которой деятельность актора является важным фактором развития личности, усиления субъектности обучения, развития обучения посредством социального и иных видов взаимодействия. В статье рассматриваются общие теоретические основы построения персональной образовательной среды как одного из направлений построения современных моделей обучения, ее основные характеристики. Большое внимание уделяется рассмотрению одного из вариантов построения персональной образовательной среды - институциональной персональной образовательной среды, которая сочетает в себе как преимущества систем дистанционного обучения, так и преимущества гибких, адаптивных, открытых образовательных сред. В более широком смысле институциональная персональная образовательная среда является механизмом интеграции формальной и информаль-ной образовательных сред.

Ключевые слова: персональная образовательная среда, информационно-коммуникационная образовательная среда, индивидуализация процесса обучения, формальное обучение, информальное обучение.

Персональная образовательная среда (персональная учебная среда, персонализированная образовательная среда) - достаточно молодая концепция, которая возникла вследствие критических осмыслений информатизации образования, основные направления которых можно обозначить следующим образом:

1. Жесткая модель систем дистанционного обучения (СДО). Модели СДО основаны главным образом на передаче готового знания, а не на совместном обучении.

2. Отношение между формальными, неформальными и информальными образовательными контекстами. В дискуссиях соотношение между данными стратегиями обучения варьируются от полного отрицания информального обучения до признания его наиболее важным видом обучения. Однако в последнее время появилось новое толкование термина «смешанное обучение» как интеграция указанных видов образовательной практики [5, 9]. В этом отношении персональная образовательная среда выступает единым пространственным конструктом интеграции формального и информального обучения.

3. Увеличение значимости совместной работы посредством социальных сетей как инструмента, в котором объединяются акторы, технологии и контент.

4. Потребность в развитии новых моделей, формах и средствах обучения, основанных на учете индивидуальных характеристик обучающихся и увеличивающих долю автономного обучения. Подобные новые модели обучения стоятся на основе интеграции систем дистанционного обучения, социальных сетей и иных гибких, временных образовательных сред; связующим элементом в данной интеграции выступает персональная образовательная среда.

Персональная образовательная среда может пониматься как некий конструкт, лежащий на пересечении формальной и информальной составляющих обучения. Другой особенностью ПОС является предоставление возможности учащимся взять под контроль свой процесс обучения и адаптировать его к своим потребностям и ритмам. Учащиеся могут планировать собственный путь к достижению результатов обучения. Поэтому и ответственность за достижение своих целей обучения также принимают сами обучающиеся. При этом управление подобными

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -292-295

ZOLOTUKHIN Sergey Alexandrovich, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Chair of Lifelong Professionals Education

THEORETICAL APPROACHES TO THE DESCRIPTION OF PERSONAL LEARNING

ENVIRONMENT

Personal learning environment is a relatively new concept that emerged under the influence of the increasing popularity of Web 2.0 applications and critical understanding of hierarchical systems of distant learning. In the center of this concept is the effect of personalization, according to which the activity of the actor is an important factor of personal development, strengthening of subjectivity of learning, development of learning through social and other types of interaction. The article highlights general theoretical basics of building a personal learning environment as one of the directions of development of modern models of learning, its basic characteristics. Special attention is paid to consideration of one of the variants of constructing personal learning environment - institutional personal learning environment, which combines the benefits of distance learning and the advantages of flexible, adaptive, open educational environments. In a broader sense, an institutional personal learning environment is a mechanism for the integration of formal and informal educational environments.

Key words: personal learning environment, information and communication educational environment, individualization of learning, formal learning, informal learning.

- 292 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

системами происходит посредством гибкой системы поддержки, основными компонентами которой являются:

• конструирование собственных учебных целей;

• управление своим собственным обучением: его содержанием, процессом и другими аспектами;

• коммуникация с другими участниками образовательного процесса, в том числе и средствами ИКТ;

• управление другими аспектами процесса обучения, например мотивацией.

Несмотря на то, что понятие персональной образовательной среды является относительно новым, сама педагогическая идея ПОС не является новаторской. Она связана с личностно ориентированным обучением, с идеей построения для каждого индивида построения особой индивидуальной среды, которая будет функционировать на протяжении всей жизни и сопровождать повсеместное обучение.

На сегодняшний день можно выделить два аспекта, с позиций которых дается определение ПОС. С точки зрения технологического направления ПОС представляет собой виртуальную образовательную среду, где каждый обучающийся имеет свою коллекцию программных и иных средств для обучения [5, 8, 15].

С педагогической точки зрения ПОС включает в себя ресурсы (в том числе и человеческие ресурсы), инструменты и материалы, с помощью которых обучающийся обогащает свое знание [7].

Оба подхода могут быть объединены, так как ПОС можно рассматривать как подход с характерными педагогическими чертами (автономия процесса обучения, его самоконтроль обучающимся, саморегулирование), подкрепленный определенной технологической базой [6]. Поэтому ряд авторов [4, 5] рассматривают ПОС как социо-технологическую систему, которая использует некоторые преимущества, предоставляемые технологическими средствами в целях построения новых сценариев педагогического взаимодействия.

В общем, ПОС является конструктом, призванный помочь организовать индивидуальную траекторию обучения и опосредованно управлять им. В результате ПОС служит инструментом приобретения новых знаний посредством индивидуального набора услуг, инструментов и приложений, персональной сети знаний, обменом между узлами явного и неявного знаний [7].

Как мы указывали выше, ПОС включает в себя технические средства, которые можно условно разделить на три группы: инструменты для доступа к информации, инструменты для создания и редактирования информации и инструменты для осуществления социальных интеракций [14]. ПОС тесно связна с понятием Веб 2.0, в том смысле, что акторы более не являются пассивными потребителями информации. Способность создавать и воссоздавать информацию, распространять ее влечет за собой усиление субъектности личности в процессе обучения, индивидуализации и персонификации. В этом отношении широкое внедрение и развитие веб-инструментов повлияли на возникновение и развитие концепции ПСО, позволяющей расширить круг источников образовательного опыта, в том числе и в информальном контексте [13].

Еще одно направление в определении персональной образовательной среды появилось сравнительно недавно в ряде отечественных исследованиях [1,2, 4]. Данное направление связано с рассмотрением ПОС как совокупности объектов образовательного процесса (содержание, формы, методы, средства обучения и учебных коммуникаций), полученная из информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС) путем адаптации в соответствии с целями, содержанием и планируемыми результатами обучения, потребностями и способностями обучаемого и выступающая средством персонализации его личности [1]. В ПОС обучающий может управлять собственной познавательной деятельностью и управлять самой средой, что сводится к тому, что он сам выбирает структуру и характеристики ИКОС. При этом содержательные компоненты ИКОС не теряются, а переходят в ПОС со всеми своими свойствами, целевым назначением и возможностями применения. ПОС, по мнению ряда авторов [1], становится частным случаем ИКОС, и имеет дидактические возможности и функциональные свойства, ориентированные на особенности конкретного обучаемого.

Хотя такой взгляд несколько противоречит первоначальным идеям ПОС (как некоего противовеса жестко иерархизированной СДО), такой подход более удобен для теоретического осмысления концепции персональной образовательной среды. При этом выявленные закономерности развития ПОС в ИКОС могут быть экстраполированы на закономерности развития ПОС в широком смысле.

Подобное направление в зарубежной литературе рассматривается как вариант развития ПОС, которое получило название институциональной ПОС или иПОС. Данная конструкция представлена с одной стороны СДО, с другой - различными приложениями Веб 2.0. Первые

- 293 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

представляют собой структурированные иерархические системы, вторые - гибкие инструменты развития персональной образовательной среды. С точки зрения авторов, подобная конструкция может рассматриваться как адаптивная, динамическая, самоорганизующаяся среда, поддерживающая и благоприятствующая обучению. Подобное направление совпадает с концепцией гибридной ПОС [11] и моделью открытой сети обучения [10], в которой также подчеркивается важность связи между личными элементами и институциональной средой.

иПОС объединяет ряд технологических платформ:

1. Система дистанционного обучения. Даже если применение СДО в определенной степени противоречит философии ПОС, она предоставляет удобную модель представления контента, управления задачами и проектами, а также управления профилями обучающихся. Помимо СДО, сюда можно отнести и другие компоненты информационно-образовательной среды вуза: электронную библиотеку, репозиторий, личные кабинеты и т.д.

2. Массовые открытые онлайн курсы (MOOC). MOOC могут служить как источником содержания обучения, например xMOOC предоставляют контент ведущих университетов мира, так и определенной образовательной технологией, например в модели cMOOC [3]. В целом MOOC предоставляет как ресурсы (в том числе и человеческие), так инструменты и технологии для создания ПОС.

3. Инструменты Веб 2.0, которые предоставляют дополнительные инструменты для достижения целей обучения, в том числе и за счет включения неформального и информального обучения посредством социальных сетей и других интерактивных инструментов.

4. Электронное портфолио (е-портфолио) или цифровое портфолио. Е-портфолио может быть важным элементом в развитии иПОС, так как оно представляет собой электронный набор результатов обучения и демонстрации процесса обучения актора. Фактически на основании е-портфолио можно судить о качестве развития ПСО и ее содержательной основе. Ряд авторов выделяют следующие основные характеристики е-портфолио, которые используются в ПОС [12]:

• защита как демонстрация контроля студента над своей публикацией;

• представление контента как демонстрация управления нематериальными элементами, такие как цели обучения, содержание обучения, технологии обучения и т.д.;

• пространственная характеристика, которая демонстрирует присутствие персональной образовательной среды в течение некоторого времени.

Таким образом, концепция персональной образовательной среды представляется перспективным направлением рассмотрения информальных образовательных сред, становления теоретических основ интеграции формального и информального обучения, а теоретическое и практическое изучение институциональной персональной образовательной среды является важным направлением подобных исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Васильченко С.Х. Формирование персональной образовательной среды на основе информационных технологий для реализации индивидуальных траекторий обучения (на примере корпоративного обучения): автореф. дис...канд. пед. наук. М., 2012.

2. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов //Дискуссия. Екатеренбург: Изд. дом «Ажур», 2015. №4 (56). С. 97-103.

3. Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. №11. С.195-205.

4. Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.

5. Attwell G. (2007). Personal learning environments - the future of eLearning? eLearning Papers, vol. 2 no. 1. Retrieved

Jan 15, 2008, from http://www.elearningpapers.eu/en/article/Personal-Learning-Environments—the-future-of-

eLearning%3F

6. Attwell G, Castaneda L. & Buchem I. (2013). Guest Editorial Preface: Special Issue from the Personal Learning Environments 2011 Conference. International Journal of Virtual and Personal Learning Environments , 4(4), iv-vii.

7. Chatti M.A. (2009). PLE - PKN. Mohamed Amine Chatti's ongoing research on Knowledge and Learning. Retrieved April 5, 2010, from http://mohamedaminechatti.blogspot.com/2009/04/ple-pkn.html

8. Chatti M.A., Agustiawan M.R., Jarke M. & Specht M. (2010). Toward a Personal Learning Environment Frame-work.International Journal of Virtual and Personal Learning Environments , 1(4), 66-85. doi:10.4018/jvple.2010100105

9. Liber O. (2005). Cybernetics, eLearning and the education system. Educational Cybernetics: Journal Articles. Retrieved April 8, 2008, from http://digitalcommons.bolton.ac.uk/iec_journalspr/2/

10. Mott J. & Wiley D. (2009): Open for Learning: The CMS and the Open Learning Network. Technology & Social Media Education 15(2). Retrieved from http://ineducation.ca/article/open-learning-cms-and-open-learning-network

- 294 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

11. Pena-Lopez I. (2010). Personal Learning Environments: blurring the edges of formal and informal learning. An experiment with Anthologize. ICTlogy, #86. Barcelona: ICTlogy. Retrieved July 01, 2014, from

http://ictlogy.net/review/?p=3602

12. Rodriguez Ilera J.L., Rubio M.J., Galvan C. & Barbera E. (2014). Diseno de un entorno mixto e-portfolio/ple centrado en el desarrollo de competencias transversales. EDUTEC, Revista Electronica de Tecnolog^a Educativa, (47). Retrieved from http://edutec.rediris.es/Revelec2/Revelec47/n47_Rodriguez-Rubio-Galvan-Barbera.html

13. Salinas J, Marin V.I. & Escandell C. (2013). Exploring the possibilities of an Institutional PLE in higher education: Integration of a VLE and an E-Portfolios System. International Journal of Virtual and Personal Learning Environments , 4(4), 1-15. doi:10.4018/ijvple.2013100101

14. Wheeler S. (2009). It’s Personal: Learning Spaces, Learning Webs. Retrieved Jan 5, 2010, from http://steve-wheeler.blogspot.com/2009/10/its-personal-learning-spaces-learning.html

15. Wild F, Modritscher F. & Sigurdarson S. (2008). Designing for change: Mash-up Personal Learning Environments. eLearning Papers, 9, 1-15. Retrieved from www.elearningeuropa.info/files/media/media15972.pdf

REFERENCES

1. Vasil'chenko S.H. Formirovanie personal'noy obrazovatel'noy sredy na osnove informatsionnykh tekhnologiy dlya reali-zatsii individual'nykh traektoriy obucheniya (na primere korporativnogo obucheniya): avtoref. dis...kand. ped. nauk. M., 2012.

2. Zolotukhin S.A. Preimushchestva i nedostatki massovykh otkrytykh onlayn-kursov //Diskussiya. Ekaterenburg: Izd. dom «Azhur», 2015. №4 (56). S. 97-103.

3. Slepukhin A.V. Ispol'zovanie personal'noy obrazovatel'noy sredy v protsesse individualizatsii smeshannogo obucheniya studentov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. №11. S.195-205.

4. Starodubtsev V.A. Sozdanie personal'noy obrazovatel'noy sredy prepodavatelya vuza: uchebnoe posobie. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2012.

5. Attwell G. (2007). Personal learning environments - the future of eLearning? eLearning Papers, vol. 2 no. 1. Retrieved

Jan 15, 2008, from http://www.elearningpapers.eu/en/article/Personal-Learning-Environments—the-future-of-

eLearning%3F

6. Attwell G, Castaneda L. & Buchem I. (2013). Guest Editorial Preface: Special Issue from the Personal Learning Environments 2011 Conference. International Journal of Virtual and Personal Learning Environments , 4(4), iv-vii.

7. Chatti M.A. (2009). PLE - PKN. Mohamed Amine Chatti's ongoing research on Knowledge and Learning. Retrieved April 5, 2010, from http://mohamedaminechatti.blogspot.com/2009/04/ple-pkn.html

8. Chatti M.A., Agustiawan M.R., Jarke M. & Specht M. (2010). Toward a Personal Learning Environment Frame-work.International Journal of Virtual and Personal Learning Environments , 1(4), 66-85. doi:10.4018/jvple.2010100105

9. Liber O. (2005). Cybernetics, eLearning and the education system. Educational Cybernetics: Journal Articles. Retrieved April 8, 2008, from http://digitalcommons.bolton.ac.uk/iec_journalspr/2/

10. Mott J. & Wiley D. (2009): Open for Learning: The CMS and the Open Learning Network. Technology & Social Media Education 15(2). Retrieved from http://ineducation.ca/article/open-learning-cms-and-open-learning-network

11. Pena-Lopez I. (2010). Personal Learning Environments: blurring the edges of formal and informal learning. An experiment with Anthologize. ICTlogy, #86. Barcelona: ICTlogy. Retrieved July 01, 2014, from

http://ictlogy.net/review/?p=3602

12. Rodriguez Ilera J.L., Rubio M.J., Galvan C. & Barbera E. (2014). Diseno de un entorno mixto e-portfolio/ple centrado en el desarrollo de competencias transversales. EDUTEC, Revista Electronica de Tecno^a Educativa, (47). Retrieved from http://edutec.rediris.es/Revelec2/Revelec47/n47_Rodriguez-Rubio-Galvan-Barbera.html

13. Salinas J., Marin V.I. & Escandell C. (2013). Exploring the possibilities of an Institutional PLE in higher education: Integration of a VLE and an E-Portfolios System. International Journal of Virtual and Personal Learning Environments, 4(4), 1-15. doi:10.4018/ijvple.2013100101

14. Wheeler S. (2009). It’s Personal: Learning Spaces, Learning Webs. Retrieved Jan 5, 2010, from http://steve-wheeler.blogspot.com/2009/10/its-personal-learning-spaces-learning.html

15. Wild F, Modritscher F. & Sigurdarson S. (2008). Designing for change: Mash-up Personal Learning Environments. eLearning Papers, 9, 1-15. Retrieved from www.elearningeuropa.info/files/media/media15972.pdf

Информация об авторе Information about the author

Золотухин Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра непрерывного педагогического образования Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курской государственный университет», Курск, Россия [email protected]

Получена: 09.04.2015

Zolotukhin Sergey Alexandrovich, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Chair of Lifelong Professionals Education, Federal Budget State Educational Institution of Higher Professional Education “Kursk State University”.

Kursk city, Russia [email protected]

Received: 09.04.2015

295 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.