зации. Такая обработка включает сортировку спецодежды по степени и характеру загрязнения (угольной пылью, угольной пылью с масляными пятнами, с обширными масляными пятнами, красками, битумом). Сильно загрязненную одежду замачивали в растворах синтетических моющих средств. Стирку и полоскание проводили в стиральных машинах типа СМТ-50 в течение 42—82 мин в зависимости от степени загрязнения.
У обследованных рабочих путем клинических осмотров устанавливали количество и характер гнойничковых высыпаний на коже, методом тест-отпечатков изучали глубокую микрофлору и бактерицндность кожи. Исследования проводили до начала и через 6 мес после проведения профилактических мероприятий. Методом смывов определяли микробную обсемененность спецодежды до и после санитарной обработки. Проанализирована заболеваемость с временной утратой трудоспособности по пиодермии до начала и через 12 мес после проведения профилактических мероприятий в обеих группах.
До начала исследования пиодермия в виде фолликулитов, шаровидных абсцедирующих угрей, фурункулов в стадии развития имелась у всех подлежащих обследованию горнорабочих. Показатели глубокой микрофлоры кожи были повышены более чем у 60 % рабочих обеих групп, а бактерицидная активность кожи снижена и составляла 64,8 %. Через 6 мес после проведения профилактических мероприятий в 1-й группе у 41,2±2,4 % горнорабочих исчезли гнойничковые высыпания, в 2 раза уменьшилось число фолликулитов. В контрольной группе за этот период лишь у 2,8±1,0% горнорабочих пиодермиты на коже исчезли (р<0,001). В основной группе уменьшилось число
горнорабочих с повышенными показателями глубокой микрофлоры кожи и достоверно снизилось число лиц, на коже которых обнаруживались патогенные (маннитразлагаю-щие и гемолизирующие) микроорганизмы; существенно повысилась бактерицидная активность кожи по сравнению с контролем.
Установлено также, что ежедневная санитарная обработка спецодежды приводит к существенному снижению бактериальной (в 1000 раз) и стафилококковой (в 100 раз) обсемененности ее.
Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности по поводу гнойничковых заболеваний через год от начала проведения профилактических мероприятий выявило снижение на 16,1 % числа случаев на 100 работающих у рабочих основной группы по сравнению с контрольной.
Таким образом, ежедневная санитарная обработка спецодежды в комплексе с другими профилактическими мероприятиями является эффективным способом борьбы с пиодермией на угольных шахтах.
Литература
1. Акимочкина Р. Т.. Русак Ю. Э.. Ровенский Ю. 3. и др. // Венерические и кожные заболевания. — Алма-Ата, 1981, — С. 96—98.
2. Брага В. М. // Фельдшер и акушерка.— 1974.—№ 8.— С. 48—49.
3. Санитарные правила по устройству и содержанию предприятий угольной промышленности. — М., 1974.
Поступила 05.03.86
УДК 371.71:(612,766.1 +612.825.81-063:371.73
В. Н. Сергеев, Н. И. Ананьев
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Целиноградский медицинский институт
В Целиноградском медицинском институте на III—IV курсах введены занятия по физическому воспитанию. В связи с большой загруженностью спортивных залов организовать их в обычные, дневные часы не представлялось возможным. В сложившейся ситуации было решено использовать раннее утреннее время и планировать проведение занятий с 7 ч 30 мин.
С целью разработки рекомендаций для выбора наиболее рациональных форм и методов организации учебного процесса проведены экспериментальные исследования с участием 60 студентов. Обследованные были распределены на 2 группы (1-ю — опытную и 2-ю — контрольную) по 30 человек в каждой.
Двигательный недельный цикл студентов опытной группы составлял 7 ч и складывался из утренних занятий, проводимых 2 раза в неделю по 70 мин и ежедневных самостоятельных занятий по 40 мин каждое. При проведении занятий по физическому воспитанию подготовительная часть составляла 35 % общего времени, основная — 50 % и заключительная — 15 %. Физические нагрузки чередовались с отдыхом, что давало возможность повторить задание без дополнительного напряжения функций. Перед началом новой нагрузки частота сердечных сокращений (ЧСС) обычно не превышала 85—95 в минуту. В заключительную часть занятия вводились элементы самомассажа. Занятия проводились в форме гигиенической гимнастики с использованием упражнений динамического аэробного характера (дозированная ходьба, равномерный бег, лыжи, плавание и т. д.).
В контрольной группе занятия были организованы по общепринятой методике. Время их в недельном цикле составляло 2 ч 20 мин. Самостоятельные занятия не проводились.
Для изучения функционального состояния организма обследованных использовали комплекс методов: анкетирование, хронометраж, корректурную пробу с кольцами Лан-дольта. Кратковременную слуховую память оценивали по методу запоминания членов ряда из 10 двухзначных чисел, зрительную память — по запоминанию формы и местоположения предметов в пространстве. Для оценки умственной работоспособности студентов использовали таблицы Креплина (решение 92 арифметических примеров; на каждый из 4 рядов давали 15с).
ЧСС измеряли пульсометром, вентиляцию легких — спирографом, становую силу и силу кистей рук — динамометрами.
Для определения психофизиологических показателей в течение рабочего дня измерения проводили в 2 этапа. На первом этапе фиксировали 2 измерения — до и после утренних занятий по физическому воспитанию. Второй этап включал 4 измерения на последующих учебных занятиях — на 15—20-й и 45-й минутах первой пары занятий, после окончания 4-го часа занятий и после завершения всех занятий. Частота обследования каждого студента составляла 3—4 раза в год.
Как видно из таблицы, у студентов обеих групп в процессе занятий происходят однонаправленные изменения в системах дыхания и кровообращения. Однако у испытуемых основной группы эти изменения носят более благоприятный характер, о чем свидетельствуют диапазон колебаний коэффициента использования кислорода (КИ0() до и после занятий (3.37 %, р<С0,05) и величина его прироста по сравнению с показателями испытуемых контрольной группы (3.43%, р<0,05). Аналогичные изменения наблюдались в ЧСС. Восстановление функциональных показате-
Динамика показателей функционального состояния организма студентов до и после занятий физическими упражнениями в ранние утренние часы
Показатель Группа обследованных До занятий После занятий
ЖЕЛ. % 1-Я 103,15±2,4 104,5±2,4
2-я 103,4±1,8 104,5±1,8
ки0. 1-я 101,0±2,2 104,4±2
2-я 100,1±2,3 100,9±2,2
ЧСС в минуту 1-я 75±2,8 90±2,8*
2-я 74±2,4 100±3,0
Мышечная сила, кг:
правой кисти 1-я 50,7±1,8 51,1±1,8
2-я 51,0± 1,6 51,6±1,6
левой кисти 1-я 48±1,4 48,6±1,6
2-я 48,1±1,2 48,6±1,4
Становая сила, кг 1-я 137±3,6 144±3,6*
2-я 137±3,8 139±3,6
Количество правиль- 1-я 44±3,2 <0±3,4*
но выполненных 2-я 43±3,2 51±3,6
арифметических дей-
ствий, %
Примечание. Звездочка — достоверные различия с показателями 2-й (контрольной) группы (р<0,05).
лей наступало через 2,5—3,5 мин после занятий по физическому воспитанию.
Прирост становой силы был достоверно выше у студентов основной группы (р<0,05). Умственная работоспособность в обследованных группах после занятий по физическому воспитанию возросла, причем количество правильно выполненных арифметических действий у испытуемых опытной группы было на 9 % выше, чем в контрольной (р<0,001).
Студенты обеих групп после занятий по физическому воспитанию чувствуют себя бодрыми и активно включаются в напряженную умственную деятельность. Однако период «врабатывания» в учебный процесс у них протекает неодинаково: в опытной группе он составляет 15—20 мин, в контрольной — 45 мин. В последуйте 2 ч занятий психологические функции и умственная работоспособность в группах не претерпевают достоверных изменений: они или остаются на прежнем уровне, или незначительно улучшаются (р>0,05). К концу учебных занятий происходило снижение ряда психофизиологических показателей в обследованных группах, однако в контрольной группе изменения показателей умственной работоспособности, устойчивости внимания, ЧСС, зрительной и слуховой памяти были более значительными, чем в основной группе.
Полученные данные позволяют заключить, что рациональное планирование и организация занятий физической культурой в ранние утренние часы в объеме 7—8 ч в неделю не только оказывают положительное воздействие на степень готовности к предстоящей учебной деятельности, но и улучшают важнейшие показатели функционального состояния организма.
Поступила 16.02.87
УДК 371.74:612.13/17-053.5-087
Ю. К. Борисов. В. И. Глейзеров, И. Л. Мастяйкина, Л. И. Широканова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ
СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕМЕН
Минский медицинский институт
В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы особое значение приобретает поиск средств повышения эффективности различных форм физического воспитания учащихся. Одним из элементов двигательного режима детей, приступающих к обучению в школе в возрасте 6 лет, являются динамические перемены (ДП) |1, 9]. Исследования сотрудников Минского медицинского института показали, что такой вь-д ежедневного активного отдыха не только благоприятно сказывается на функциональном состоянии ННС младших школьников |5], но и служит резервом для дальнейшего повышения эффективности физического воспитания |4|.
Целью настоящей работы явилось изучение динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся подготовительных классов при различной организации ДП. В ходе педагогического эксперимента в весенний период обследовано 24 ребенка (12 девочек и 12 мальчиков), отнесенных по результатам углубленного медицинского осмотра к I и II группам здоровья согласно классификации НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР [8|. Оценку физической нагрузки проводили по данным хронометража и актометрни. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) регистрировали с применением радио-телеметрической установки «Спорт-4». Состояние физической работоспособности до и после ДП определяли по результатам функциональной пробы — 20 приседаний за 30 с [6|. ДП проводили в середине учебного дня. Продолжительность перерыва между вторым и третьим уроком составляла 45 мин, при этом время, отведенное для непосредственной двигательной деятельности, достигало 35 мин.
Двигательную активность (ДА) учащихся оценивали в двух вариантах: контрольном, когда активный отдых соответствовал действующей программе обучения в подготовительном классе, и экспериментальном. Использование экспериментального варианта предусматривало изменение характера двигательной деятельности: увеличение времени, отведенного для проведения подвижных игр, исключение отдельных игр, главным образом эстафет, не обеспечиваю- ! щих достаточной подвижности основной массы учащихся. Подготовительная часть ДП в эксперименте включала ходьбу, переходящую в 3—5-минутный медленный бег, общеразвиваюише упражнения в сочетании с ходьбой и бегом, прыжки. Основное время отводилось на проведение подвижных игр большой интенсивности. Исходные данные обрабатывали статистически с применением корреляционного и дисперсионного анализов.
Обобщенные данные, характеризующие влияние двигательной деятельности на организм учащихся в процессе проведения ДП, представлены в таблице. При экспериментальном варианте ДП количество локомоций, совершенных детьми, оказалось большим по сравнению с контролем в среднем на 219,5. Причем эти различия обусловлены в основном изменением показателей ДА у девочек. Так, при проведении ДП в контрольном варианте ДА девочек составила 2961,6± 179 шагов, в экспериментальном — 4133,2±512,9 (р<0,01), у мальчиков — соответственно 4200±751,8 и 3516,0±414,2 (р>0,05). При этом моторная плотность занятий у девочек в экспериментальном варианте достигала 94.8±0,9 % против 75,0±7,1 % в контроле, у мальчиков — 95,3±0,6 % (в контроле 70,6±7,5%). По-