Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕМЕН'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю.К. Борисов, В.И. Глейзеров, И.Л. Мастяйкина, Л.И. Широканова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕМЕН»

Динамика показателей функционального состояния организма студентов до и после занятий физическими упражнениями в ранние утренние часы

Показатель Группа обследованных До занятий После занятий

ЖЕЛ. % 1-Я 103,15±2,4 104,5±2,4

2-я 103,4±1,8 104,5±1,8

ки0. 1-я 101,0±2,2 104,4±2

2-я 100,1±2,3 100,9±2,2

ЧСС в минуту 1-я 75±2,8 90±2,8*

2-я 74±2,4 100±3,0

Мышечная сила, кг:

правой кисти 1-я 50,7±1,8 51,1±1,8

2-я 51,0± 1,6 51,6±1,6

левой кисти 1-я 48±1,4 48,6±1,6

2-я 48,1±1,2 48,6±1,4

Становая сила, кг 1-я 137±3,6 144±3,6*

2-я 137±3,8 139±3,6

Количество правиль- 1-я 44±3,2 <0±3,4*

но выполненных 2-я 43±3,2 51±3,6

арифметических дей-

ствий, %

Примечание. Звездочка — достоверные различия с показателями 2-й (контрольной) группы (р<0,05).

лей наступало через 2,5—3,5 мин после занятий по физическому воспитанию.

Прирост становой силы был достоверно выше у студентов основной группы (р<0,05). Умственная работоспособность в обследованных группах после занятий по физическому воспитанию возросла, причем количество правильно выполненных арифметических действий у испытуемых опытной группы было на 9 % выше, чем в контрольной (р<0,001).

Студенты обеих групп после занятий по физическому воспитанию чувствуют себя бодрыми и активно включаются в напряженную умственную деятельность. Однако период «врабатывания» в учебный процесс у них протекает неодинаково: в опытной группе он составляет 15—20 мин, в контрольной — 45 мин. В последуйте 2 ч занятий психологические функции и умственная работоспособность в группах не претерпевают достоверных изменений: они или остаются на прежнем уровне, или незначительно улучшаются (р>0,05). К концу учебных занятий происходило снижение ряда психофизиологических показателей в обследованных группах, однако в контрольной группе изменения показателей умственной работоспособности, устойчивости внимания, ЧСС, зрительной и слуховой памяти были более значительными, чем в основной группе.

Полученные данные позволяют заключить, что рациональное планирование и организация занятий физической культурой в ранние утренние часы в объеме 7—8 ч в неделю не только оказывают положительное воздействие на степень готовности к предстоящей учебной деятельности, но и улучшают важнейшие показатели функционального состояния организма.

Поступила 16.02.87

УДК 371.74:612.13/17-053.5-087

Ю. К. Борисов. В. И. Глейзеров, И. Л. Мастяйкина, Л. И. Широканова

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ

СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕМЕН

Минский медицинский институт

В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы особое значение приобретает поиск средств повышения эффективности различных форм физического воспитания учащихся. Одним из элементов двигательного режима детей, приступающих к обучению в школе в возрасте 6 лет, являются динамические перемены (ДП) |1, 9]. Исследования сотрудников Минского медицинского института показали, что такой вь-д ежедневного активного отдыха не только благоприятно сказывается на функциональном состоянии ННС младших школьников |5], но и служит резервом для дальнейшего повышения эффективности физического воспитания |4|.

Целью настоящей работы явилось изучение динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся подготовительных классов при различной организации ДП. В ходе педагогического эксперимента в весенний период обследовано 24 ребенка (12 девочек и 12 мальчиков), отнесенных по результатам углубленного медицинского осмотра к I и II группам здоровья согласно классификации НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР [8|. Оценку физической нагрузки проводили по данным хронометража и актометрни. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) регистрировали с применением радио-телеметрической установки «Спорт-4». Состояние физической работоспособности до и после ДП определяли по результатам функциональной пробы — 20 приседаний за 30 с [6|. ДП проводили в середине учебного дня. Продолжительность перерыва между вторым и третьим уроком составляла 45 мин, при этом время, отведенное для непосредственной двигательной деятельности, достигало 35 мин.

Двигательную активность (ДА) учащихся оценивали в двух вариантах: контрольном, когда активный отдых соответствовал действующей программе обучения в подготовительном классе, и экспериментальном. Использование экспериментального варианта предусматривало изменение характера двигательной деятельности: увеличение времени, отведенного для проведения подвижных игр, исключение отдельных игр, главным образом эстафет, не обеспечиваю- ! щих достаточной подвижности основной массы учащихся. Подготовительная часть ДП в эксперименте включала ходьбу, переходящую в 3—5-минутный медленный бег, общеразвиваюише упражнения в сочетании с ходьбой и бегом, прыжки. Основное время отводилось на проведение подвижных игр большой интенсивности. Исходные данные обрабатывали статистически с применением корреляционного и дисперсионного анализов.

Обобщенные данные, характеризующие влияние двигательной деятельности на организм учащихся в процессе проведения ДП, представлены в таблице. При экспериментальном варианте ДП количество локомоций, совершенных детьми, оказалось большим по сравнению с контролем в среднем на 219,5. Причем эти различия обусловлены в основном изменением показателей ДА у девочек. Так, при проведении ДП в контрольном варианте ДА девочек составила 2961,6± 179 шагов, в экспериментальном — 4133,2±512,9 (р<0,01), у мальчиков — соответственно 4200±751,8 и 3516,0±414,2 (р>0,05). При этом моторная плотность занятий у девочек в экспериментальном варианте достигала 94.8±0,9 % против 75,0±7,1 % в контроле, у мальчиков — 95,3±0,6 % (в контроле 70,6±7,5%). По-

Основные показатели ДА и функционального состояния учащихся подготовительных классов при проведении ДП

(М±т)

Показатель

Вариант пропедення перемен

экспериментальный

» Количество локомоций Моторная плотность, % ЧСС в минуту: в покое во время ДП Увеличение ЧСС при проведении функциональной пробы. %: до ДП после ДП

3824,5± 102,3 94,2±0,8*

100,0±1,8 138,7±3,1*

39,3±3,2 22,2±2,8

контрольный

3605,0±133,3 71, Idtl.0

101,6±2,9 121,5±3,7

30,7±3,2 24,5±3,5

Примечание. Звездочка — различия с контрольным вариантом достоверны (р < 0,05).

лученные данные подтверждают особую значимость целенаправленного педагогического воздействия, стимулирующего проявление ДА у девочек [3|.

Исходные величины ЧСС у обследованных школьников колебались в пределах 98,2—104.5 в минуту, что несколько выше соответствующих показателей для детей данного возраста [6]. Это, очевидно, связано с влиянием предшествовавшей ДП учебной нагрузки. Воздействие физической нагрузки на организм детей в экспериментальном варианте ДП привело к увеличению ЧСС в среднем на 38,7 (р<0,001), в контрольном — на 19,9 (р<0,001).

Характерной особенностью ДА учащихся при экспериментальном варианте ДП оказался быстрый подъем пульсовой кривой. При этом ЧСС достигала 140 в минуту уже на 10-й минуте проведения ДП, что достигалось использованием бега в медленном темпе продолжительностью до 5 мин и более высокой интенсивностью выполнения обще-развивающих упражнений. Повышение ЧСС регистрировалось в течение 46,7 % общей продолжительности ДП. Максимальная ЧСС (145,3±3,8 в минуту) отмечена на 25-й минуте при проведении подвижных игр. Имеющиеся в литературе сведения [2] указывают на то, что при данной интенсивности мышечной деятельности физические нагрузки дают тренирующий эффект. При проведении ДП в контроле максимальная ЧСС не превышала в среднем 130,0±3,4 в минуту, что свидетельствует о незначительности нагрузки. В целом физическую нагрузку при проведении ДП в экспериментальном варианте можно оценить как среднюю, а в контрольном варианте — как легкую [7]. Полученные данные позволяют заключить, что повышению уровня физической нагрузки способствует проведение таких подвижных игр, как «салки» (ЧСС в среднем 144,0±2,5 в минуту), «ловля обезьян» (140,5±3,5), игр с мячом (140,0± 1,6) и скакалкой (138,2±3,2), исключение из основной части ДП такой игры, как «море волнуется» (ЧСС в среднем 125,3±2,1), а также различных эстафет (117,8±2,8).

Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между изменением ЧСС и моторной плотностью занятий (г = =0,45), а также исходным уровнем ЧСС (г = 0,82). Доля влияния моторной плотности занятий на изменения ЧСС составила 38,8%, исходного уровня ЧСС — 36 %.

Анализ результатов проведения функциональной пробы показал, что степень реакции ССС на дозированную нагрузку зависит от исходного уровня ЧСС (доля влияния

37.1 %), а также нагрузки, полученной организмом при проведении ДП (доля влияния 28,3%). Связь между величинами ЧСС в состоянии относительного покоя и после функциональной пробы оказалась отрицательной (г = = —0,77). Исходный уровень ЧСС при проведении ДП у девочек составил 106,8±2,2, а у мальчиков — 94,9±2,8 в минуту (р<0,01). Во время проведения ДП средний прирост ЧСС у девочек был равен 24,3 %, у мальчиков —

34.2 %, что в известной мере можно объяснить более низ ким уровнем данного показателя у последних. Еще более значительная связь ЧСС в состоянии относительного покоя и реакцией ССС на нагрузку выявлена при проведении функциональной пробы после ДП. Относительный прирост ЧСС у мальчиков оказался втрое выше, чем у девочек, — соответственно 35,8±2,9 и 12,7±2,8 %. Следовательно, напряжение деятельности ССС при дозированной нагрузке у мальчиков выражено в большей степени, чем у девочек.

Полученные материалы указывают на то, что основным показателем, позволяющим судить о степени возможных изменений в ССС под воздействием нагрузки, является ЧСС в состоянии относительного покоя. Чем она ниже, тем в большей степени выражена реакция ССС на физическую нагрузку. Результаты исследования позволяют сделать вывод о возможности достижения определенного тренирующего эффекта при средней интенсивности физической нагрузки в сочетании с высокой моторной плотностью занятий (порядка 90 % и выше).

Литература

1. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. — М., 1986.

2. Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков 5—18 лет: Метод, рекомендации. — М., 1984.

3. Лебедева Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. — Минск, 1979.

4. Лебедева Н. Т.. Микевич Л. А. // Педагогические и фи-знолого-гигиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. — М„ 1983, —С. 28.

5. Лебедева Н. Т.. Фарино Н. Ф„ Болдина Н. А. // Обучение и воспитание учащихся подготовительных классов, работающих в условиях пятидневной учебной недели. — Минск, 1985.—С. 104—109.

6. Мазо Р. Э. Инструментальные методы исследования сердца в педиатрии. — Минск, 1964.

7. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации/Юрко Г. П. и др. — М„ 1983.

8. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. — М., 1982.

9. Микевич Л. А. // Физическая культура шестилеток. — Минск, 1986.

Поступила 21.01.87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.