Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ХЛОПОК / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / СЫРЬЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хонкельдиева Комила Равшановна

Хлопкопрядильные предприятия созданы как отдельные самостоятельные предприятия. Их продукция используется в качестве сырья на других ткацких предприятиях или других отраслях промышленности. Мощность хлопкопрядильных фабрик определяется количеством камер и количеством выпускаемой продукции. На текстильных предприятиях организация серийного производства является самым эффективным. В условиях рынка целесообразно непрерывно планировать производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хонкельдиева Комила Равшановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY OF SPORT-ORIENTED ENTERPRISES OF THE TEXTILE INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Cotton spinning enterprises were established as separate independent enterprises. Their products are used as raw materials in other weaving mills or other industries. The capacity of cotton spinning factories is determined by the number of chambers and the number of products produced. In textile enterprises, the organization of serial production is the most effective. In market conditions, it makes sense to plan production continuously.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №10. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/71

УДК 332.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/71/36

JEL classification: Q02; R12

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

©Хонкельдиева К. Р., ORCID: 0000-0003-1132-6439, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Узбекистан, [email protected]

INCREASING THE EFFICIENCY OF SPORT-ORIENTED ENTERPRISES OF THE TEXTILE INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

©Xonkeldiyeva K., ORCID: 0000-0003-1132-6439, Fergana State University, Fergana, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. Хлопкопрядильные предприятия созданы как отдельные самостоятельные предприятия. Их продукция используется в качестве сырья на других ткацких предприятиях или других отраслях промышленности. Мощность хлопкопрядильных фабрик определяется количеством камер и количеством выпускаемой продукции. На текстильных предприятиях организация серийного производства является самым эффективным. В условиях рынка целесообразно непрерывно планировать производство.

Abstract. Cotton spinning enterprises were established as separate independent enterprises. Their products are used as raw materials in other weaving mills or other industries. The capacity of cotton spinning factories is determined by the number of chambers and the number of products produced. In textile enterprises, the organization of serial production is the most effective. In market conditions, it makes sense to plan production continuously.

Ключевые слова: текстильная промышленность, хлопок, планирование производства, сырье.

Keywords: textile industry, cotton, production planning, raw materials.

В мире в протяжении последних 15-20 лет наблюдаются заметные изменения в развитии текстильной промышленности. В процессе глобализации мировой экономики центр производства текстильных продукций перенесен с Европы и США развивающим странам Южной Америки, Юго Восток, а также Центральной Азии (www.oecd.org). В большинстве развивающихся странах, где на душу населения низкий уровень ВВП, текстильная промышленность развивается ускоренными темпами. Страны со средним уровнем дохода обеспечивают себя, а также ближайших региональных рынков текстильными товарами. В развитых странах, кроме технического полотна, продукция текстильной промышленности почти не производится. Спрос на потребительские товары удовлетворяется в основном, за счет импорта. В Европе развита организация дочерних текстильных предприятий, а это приводит к подъему торгового баланса по текстилю. Страны, имеющие большие сырьевые запасы, также импортируют текстильные продукции.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №10. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/71

На сегодняшний день в мире проводятся научные исследования по инновационным направлениям, основанным на повышение уровня организации производства текстильных продукций, ее потребления, качества, а также экспорта. В современных условиях проводятся исследования также, по организацию производства высокоэффективных синтетических волокон и текстильного полотна, а также в инновационном развитии трикотажно-швейной промышленности по созданию «умных» текстильных полотен, электронного текстильного полотна, активного полотна, а также антимикробного полотна и производству готовых швейных изделий из этих инновационных полотен.

В Узбекистане особое внимание уделяется модернизацию с экономической точки зрения таких важных отраслей, как трикотажная, шелковая и швейная и организацию производства экспортоориентированных, высококачественных продукций, организацию производства конкурентоспособных текстильных продукций. На сегодняшний день приоритетными задачами, стоящими перед текстильными предприятиями являются «Создание благоприятных условий для дальнейшего углубления преобразований, ускоренное развитие отрасли и диверсификация, увеличение объема инвестиций на углубленную переработку полуфабрикатов и экспорта готовых текстильных продукций». Внедрение непрерывных форм организации производства должно стать самым важным условием и источником развития текстильной промышленности нашей страны. Наличие сырьевой базы для текстильного производства должно быть основанием развития текстильной промышленности Узбекистана, перерабатывающей хлопковое волокно.

Внедрение системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе показала свою эффективность во многих местных и зарубежных предприятиях, и приобретает все большее значение, как одно из важных направлений повышения конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности Республики, является целесообразным расширение области проведения научных исследований по внедрению процессного подхода к управлению при организации деятельности предприятий, выпускающих высококачественные текстильные продукции в изменяющихся условиях рынка.

Особенностью организации хлопкопрядильных предприятий является то, что хлопкопрядильные предприятия организованы в основном в форме прядильно-трикотажных, прядильно-трикотажных, прядильных-носочных или прядильно-трикотажно-отделочных и прядильно-трикотажно-отделочных-швейных предприятий.

Даже если ткацкие предприятия создаются вместе с прядильными предприятиями, не вся продукция, производимая прядильными предприятиями, используется ткацкими предприятиями в качестве сырья, а излишки продукции, то есть пряжа, продаются другим текстильным предприятиям.

Хлопкопрядильные предприятия могут быть созданы как и отдельные самостоятельные предприятия. В таких случаях их продукция используется в качестве сырья на других ткацких предприятиях или других отраслях промышленности. Мощность хлопкопрядильных фабрик определяется количеством камер и количеством выпускаемой продукции.

На текстильных предприятиях организация серийного производства является самым эффективным, и характеризуются следующими особенностями:

в серийном производстве несколько видов продукций выпускается поочередно, в небольших сериях. Специализация рабочих мест во всех рабочих местах обеспечивает полную занятость рабочих;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №10. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/71

повторение операций, выполняемых на отдельных этапах технологического процесса, позволяет вести производство на основе заданного технологического процесса;

высокий уровень специализации рабочего места позволяет использовать специализированные машины и оборудование в соответствии с порядком технологического процесса. В результате снизится потребность в оборотном капитале на транспортировку сырья и полуфабрикатов и сократится объем незавершенного производства;

характеристика производственного процесса не требует повторной перестановки машин. В результате заменяются некоторые части машин. Машины используются эффективно, снижаются затраты на производство продукции;

за счет осуществления разделения труда рабочие специализируются на определенных видах работ. В результате совершенствуются методы выполняемой ими работы, лучше используются навыки рабочего, повышается производительность труда;

повысится эффективность работ по подготовке квалифицированных рабочих, нормированию, планированию и подготовке к производству.

Сегодня одним из важнейших аспектов обеспечения конкурентоспособности текстильной продукции в изменяющейся рыночной среде является повышение уровня качества продукции.

Управление качеством продукции - это совокупность действий, предпринимаемых во время проектирования, производства и эксплуатации с целью внедрения, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции. Внедрение необходимого уровня качества осуществляется на основе анализа самых передовых научно-технических достижений в стране и за рубежом на этапе проектирования текстильных изделий.

Основные этапы внедрения, поддержания и обеспечения необходимого уровня качества текстильной продукции путем внедрения системы менеджмента качества на основе процессного подхода по диссертации основаны на:

- предвидение спроса на текстильные изделия и их качество;

- формирование уровня качество, подготовка нормативных и технических документов с учетом достижений научно-технического прогресса;

- анализ возможностей компании;

- материально-техническое обеспечение качественными материалами;

- техническая подготовка производства, разработка технологических процессов, снабжение машинами, оборудованиями и инструментами;

- оказание лизинговых услуг согласно соответствующим нормативно-техническим документам и стандартам;

- определение качества произведенных текстильных изделий;

- поддержание качества отгруженной продукции на складе, транспортировке и реализации;

- определение и оценка уровня удовлетворенности качеством продукции пользователей и потребителей.

Сегодня предприятиями компании "Fadolli Ricci", "Samo", "Buka", "IDEAL", "BONITO KIDS", "TAKHI", "Element", "T-SOD", "ROUND ROOFS", "Molto CALDO", "LOTTE Mart", "Oodji", "GLORIA JEANS", "Спортмастер", "Zolla", "TRUSSARDI", "JKA", "Lotto", "FUN DAY", "ESSENTIEL ANTWERP", "OMSA", "FRUIT OF THE LOOM", "MiNiMi", "Pepsi", "BOXEUR DES RUES", "CALLIOPE ITALIA", "DeFacto", "O'STIN", "Kappa", "FILD", "Terranova" экспортируется продукция в 66 стран под брендом Узбекистана.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №10. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/71

Высокий уровень качества узбекской текстильной продукции на зарубежных рынках подтверждает готовность сотрудничать с Узбекистаном в производстве текстиля компаний имеющие высокую репутацию на мировом текстильном рынке, такие как "Reebok", "Umbro", "PUMA", "YOUR M&S", "DIESEL", "H&M", "Land swith", "MANGO", "UNIQLO", "RALPH LAUREN", "ZARA", " LI-NING", "adidas", "S.Oliver", "THE NORTH FACE", "UNDER ARMOUR", "COLINS jeans wear", "Dasics", "JORDAN CLASSIC", "Benetton", "LEVI'S", "Joma", "Columbia", "Calvin Klein", "GAP".

В 2020 году Франция, Австрия, Кувейт, Венгрия, Филиппины, Люксембург и Греция присоедились к текстильному рынку Ассоциации «Узтекстильпром». Следует отметить, что Франция, Австрия, Венгрия, Люксембург и Греция являются членами Европейского Союза (ЕС). Развитие и продвижение продукции Республики Узбекистан на текстильном рыноке ЕС, ориентация отечественного текстиля и одежды на рынок ЕС увеличит экспортный потенциал текстильной промышленности Узбекистана. Европейский союз — один из крупнейших рынков потребления текстильных изделий. Когда производители текстиля экспортируют свою продукцию в страны ЕС, у них будет возможность выйти на более крупный рынок. Чтобы выйти на рынки ЕС узбекской текстильной продукцией, нам необходимо точно знать, каким условиям должна соответствовать наша продукция с точки зрения ее качества и безопасности потребителя, а также организовать производство текстильной продукции, которая будет соответствовать этим условиям.

Таблица 1

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИЙ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ "УЗТЕКСТИЛЬПРОМ", %

№ Вид продукции 2017 2018 2019 2020 2021 Прогноз

план 2022 2023 2025 2030

1. Хлопковое волокно 61,0 59,0 44,2 38,5 36,4 34,1 32,0 29,8 26,7

2. Хлопчатобумажная ткань 7,0 7,0 6,6 14,4 16,1 18,4 19,5 21,5 12,9

3. Трикотажное полотно 6,0 8,0 11,0 11,5 13,5 16,1 19,5 21,9 23,0

4. Швейно-трикотажные 11,7 7,8 14,4 15,5 17,0 20,5 24,0 28,5 33,8

изделия

5. Чулочно-носочные изделия 1,8 1,2 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5

Итого текстильные продукции, % 100 100 100 100 100 100 100 100 100

* Разработано по данным ассоциации «Узтекстильпром»

По результатам анализа было отмечено, что производственный процесс осуществлялся не плавно, по отношению к среднемесячной продукции этот показатель составил 71,7%, 179,3%, 67,4% и 81,7%, соответственно также выявлены объемы несоответствующей продукции и их весовые показатели (Таблица 2).

Если рассматривать сумму затрат, связанных с производством некачественной продукции на предприятии, то всего 9694346 млн руб. были понесены сверхнормативные расходы.

Таблица 2

ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛИ ПРОДУКЦИЙ, НЕСООТВЕТСВУЮЩИХ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ В ООО "NIL-GRANIT" ЗА 2020 г

Месяцы Объем продукции, Объем продукции, Удельный вес в Отклонение от _несоответствую- несоответствующей_общем объеме_общего объема

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №10. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/71

щей требованиям, м2 требованиям, из 2 вторичного сырья, м производства, % производства, м2 (+, -)

Август 600 42 0,4 -2675x48,3

Сентябрь 606,2 220 0,3 -2673x64,1

Октябрь 460 — 0,18 -2677x30,3

Ноябрь 600 880 0,55 -2667x10,3

Итого 2 266,2 1 142 1,3 -2647x82,1

В результате внедрения системы менеджмента качества, основанной на системный подход и замены стандартов серии ИСО 9001 на ООО "NIL-GRANIT" обеспечена ритмичность процесса производства, а также за счет ликвидации продукций не отвечающих установленным стандартовулучшилась качество продукции производственные затраты снизились на 10%.

Предложена методика планирования объема производства продукции за определенный период времени в организации непрерывного производства текстильных продукций в изменяющихся рыночных условиях:

В = М • Т • ИУК • Нм

где: В — объема производства продукции за определенный период времени; Т — рабочие часы за планируемый период; ИУК - коэффициент работащих машин; Нм — норма производительности машины. Когда на предприятии производится продукция широкого ассортимента, производственная программа характеризуется с В] (B1, В2, ... Вп). А для каждого ассортимента продукции приемлема следующая формула:

Ву = Mj • Tj • ИУК • НмУ

Когда предприятие принимает заказ на свою продукцию, будет заинтересовано выполнением заказа вовремя и в запланированном объеме. В таких случаях, вышеприведеннога равенства целесообразно будет решать по фактору времени:

Tj = Bj/Mj • ИУК) • Нму (j = 1,2, ...п)

Так как вышеприведенные равенства имеют по два Bj и Mj или Tj и Mj аргумента, имеют многочисленные решения. Поэтому, когда выпускается продукция в широком ассортименте, в целях получения оптимального решения, целесообразно применять экономико-математические методы.

Производственную программу с учетом заказа можно составить в два этапа. При этом, на первом этапе в качестве критерия оптимизации принимается сокращение времени на выполнение заказа, или же производственного цикла, а на втором этапе максимизация полученной прибыли за время производственного цикла. Оба критерия не отрицают друг друга, т.е. критерии времени и деньги. В частности, основным критерием считается достижение высокой эффективности, при эффективном использовании времени. При этом эффективность достигается в основном, за счет оптимизации отношения между этими двумя показателями.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №10. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/71

Для предприятия производственную программу можно запланировать и в натуральных единицах измерения:

г = тср.мес. • ъ/г^ ± 10%

где: Z — общий объем заказа (тыс. м.); Тср.мес. — средне-месячные отработанные рабочие часы; L — средне-списочное число рабочих (чел.); (ср.. — средневзвешенные затраты труда на единицу продукции по заказу (чел. час/на единицу прод.).

Определяется минимальный объем заказа,который должен быть в производственной программе:

7 ■ = Т

^mm 1 ср.мес.

L/tt

ср. h-

10%

t =7■• —

где: j — порядковый номер каждого вида продукции; Zj — количество заказа по каждому виду продукции.

При этом, на каждый определенный период времени не устанавливается определенные виды продукции, а рассчитывается. Согласно каждому сформированному заказу, определяется производственный цикл. На предприятии на отчетный период планируется производство продукций разного ассортимента. При этом является целесообразным определение таких показателей, как материальные и трудовые ресурсы на единицу продукции, а также себестоимость и цена продукции. Вместе с тем, нормы расхода этих средств ограничено. Потому что превышение норм расхода принесет предприятию убыток.

Необходимо запланировать объем производства по каждому виду продукции на планируемый период на предприятии, используя экономико-математические модели:

L(x) = £

I

Cj • Xj ^ max

atj • xj < bi Xj >0 (j = 1,2, ...n)

где: Xj - объем производства продукции j-го вида в запланированном периоде; п -число определяемых показателей; Cj -значение показателей целевой функции приходящей на единицу j-го вида аргумента; ay - расходы i -го вида ресурса приходящей на единицу j-го вида аргумента; bi -имеющий объем i -го вида ресурса на предприятии; m -число видов используемых ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами обосновано, что производственная программа изготовления рубашечной ткани из 100 % хлопкового волокна на предприятии ООО "CRYSTAL COLOR TEXTILE". По расчетам автора, при установке 80 ткацких станков марки JAT-710, часовой объем выпуска ткани составляет 1168 м, а годовая производственная мощность будет равна 1 397 8594 тыс. метр/уток рубашечной ткани. Организация производства, основанная на процессный подход, способствует изготовлению продукции высокого качества, в соответствии с требованиями зарубежных рынков и отличается высокой эффективностью. Расчеты показывают, что при этом рентабельность продукции будет 22%, а рентабельность предприятия 28,9%.

Исходя из вышеуказанного, организации производства экспортно-ориентированной текстильной продукции в соответствии с требованиями зарубежных рынков необходимо решить следующие задачи:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №10. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/71

-усиление экономических стимулов, совершенствование и диверсификация механизма поддержки производителей экспортной продукции;

-реорганизация действующей системы стандартизации и сертификации, внедрение системы менеджмента качества серии ISO 9000, основанной на международных стандартах качества;

-обновление и расширение ассортимента, развитие проектных работ;

- повышение эффективности маркетинговых исследований международных товарных рынков за счет создания инфраструктуры в соответствии с целевыми рынками сбыта;

- поддерживать производителей экспортной продукции, предоставляя им необходимую информацию для их деятельности;

- создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала.

В условиях меняющихся требований рынка целесообразно непрерывно планировать производственную программу при организации экспортно-ориентированного производства на текстильных предприятиях. Непрерывное планирование на предприятии способствует определению объемов производства каждого вида продукции в плановом периоде с использованием экономико-математических моделей, эффективному использованию всех имеющихся ресурсов предприятия, а также своевременной доставке продукции покупателям.

Список литературы:

1. Razikov A. Perfection of the mechanism of attracting foreign investments in light industry of the Republic of Uzbekistan // European journal of economics and management sciences. 2016. №3. P. 15-17.

2. Разиков А. Э. Теоретические основы инноватики «2013 год - год благополучия и процветания» // Образование и воспитание молодежи — фундамент благополучия и процветания жизни: Материалы научно-практической конференции. Ташкент. 2013. С. 212215.

References:

1. Razikov, A. (2016). Perfection of the mechanism of attracting foreign investments in light industry of the Republic of Uzbekistan. European journal of economics and management sciences, (3), 15-17.

2. Razikov, A. E. (2013). Teoreticheskie osnovy innovatiki "2013 god - god blagopoluchiya i protsvetaniya". In Obrazovanie i vospitanie molodezhi — fundament blagopoluchiya i protsvetaniya zhizni: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, Tashkent. 212-215.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 0 7.09.2021 г. 09.09.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Хонкельдиева К. Р. Повышение эффективности экспортоориентированных предприятий текстильной промышленности Республики Узбекистан // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №10. С. 322-328. https://doi.org/10.33619/2414-2948/71/36

Cite as (APA):

Xonkeldiyeva, K. (2021). Increasing the Efficiency of Sport-oriented Enterprises of the Textile Industry of the Republic of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 7(10), 322-328. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/71/36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.