Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Бородина И.А. студент 5 курса Голодов М.А., к.т.н.

доцент Алехина Е.С.,

доцент

ИСОиП (филиал) ДГТУ Россия, г. Шахты ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Несмотря на проблемы, связанные с внедрением информационно -компьютерных технологий в сферу транспортных услуг, этот процесс необходим и, более того, неизбежен. Это обусловлено все возрастающим объемом подлежащих обработке данных, логистическими цепочками, анализ данных перевозки грузов и обслуживания.

Обычными, традиционными способами применения информационных технологий уже не удается извлечь всю полезную мощь и использовать ее для эффективного управления предприятием. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот информации все существеннее влияет на эффективность управления транспортным предприятием, на его финансовые успехи. Более того, все чаще информацию называют "стратегическим сырьем" [1].

Существенным фактором развития современного общества является новый уровень информационных технологий и неотрывно связанных с ним информационных коммуникаций и средств связи.

Прежде всего, хотелось бы пояснить, что будет подразумеваться под терминами ИТ и связь в дальнейшем.

ИТ - классическое определение информационных технологий звучит как: «технологии обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации». В соответствии с ним связь же относят к информационным технологиям. В данном случае связь является самостоятельным субъектом, а под передачей понимается подготовка, преобразование, форма информации при перемещении (параллельность, пакетность, шифрование данных; соответствие протоколам связи и т.п.) [2].

Расходы на информационные технологии при управление предприятием уже превышают расходы на другие статьи предприятия. Хотя уже сейчас можно сказать, что расходы на ИТ дают больше возможностей успеха в бизнесе.

Рассмотрим использование информационных технологий на примере транспортной фирмы ООО «АвтоДон», занимающуюся грузовыми перевозками. На фирме используется все стандартное информационное обеспечение. Это и Microsoft Office, Excel и другие программы,

необходимые для ведении учета на предприятии. Но фирма совершенно не использует современные ИТ. К основным минусам транспортной компании относится:

- отсутствие автоматизированной клиентской базы;

- отсутствие контроль за поставками и передвижением груза;

- отсутствие сайта фирмы;

- не используются никакие программы нового автоматизированного поколения по введению калькуляции, контролинга, консалтинга и т.д.

Современные информационные технологии, построенные на основе использования концепций информационных хранилищ и интеллектуальной обработки данных, сегодня могут обеспечивать отдачу в 1000% [1].

Прежде всего, внедрение компьютерного учета и обработки данных существенно повышает производительность труда в сфере документооборота, автоматизированное управление логистическими цепочками повышает эффективность функционирования фирмы, автоматизированная клиентская база позволяет отслеживать необходимых клиентов и сохранять их.

Самым эффективным методом повышения эффективности предприятия сферы транспортных услуг до сих считается реклама. В данном случае имеется в виду развитие сайта транспортной фирмы, наличие грамотного портфолио, оформления и т.д.

Современные технологии предоставляют широкие возможности установления обратных связей, как с потребителями, так и с любыми составляющими участвующими в процессе предоставления услуги. Для примера можно предложить использовать ООО «АвтоДон» радиоидентификационных меток (КРГО) и разработку программного обеспечения.

Информационные сервисные потоки в ООО «АвтоДон», связанные с перевозочными процессами, можно разделить на потоки уровня отдельного транспортного оператора, участвующего в транспортировке (микроуровень), и потоки регионального, государственного и межгосударственного уровня (макроуровня), формируемые министерствами, ведомствами, торгово-транспортными организациями, комиссиями и ассоциациями. На уровне предприятия ООО «АвтоДон» формируются внутрипроизводственные информационные потоки, связанные с оперативным управлением работой собственных служб, и внешние, связанные с осуществлением коммерческой деятельности на рынке транспортных услуг. Внутрипроизводственные информационные потоки подразделяются на вертикальные (директивно-формальные), имеющие характер приказов, распоряжений, отчетов, и горизонтальные (неформальные), имеющие координационно-справочный характер. Вертикальный тип информационных потоков определен инструкциями фискальных и законодательных органов, а также принятой в

транспортной компании технологией управления. Он достаточно строго формализован как по форме, так и по содержанию [3].

Горизонтальный тип информационных потоков может принимать разные формы в зависимости от уровня развития информационных технологий на предприятии ООО «АвтоДон». В целом проблема рационализации информационных потоков в транспортных компаниях (не говоря об оптимизации) еще недостаточно исследована и имеются лишь отдельные рекомендации по их организации. Впрочем, одна из форм рационализации - техническая - доступна уже сегодня. Она может быть осуществлена в виде внутрипроизводственной системы электронного документооборота на базе стандартных сетевых офисных программных продуктов или с помощью специализированных систем управления потоками документов и деловых операций типа Staff Ware.

Коммерческая перевозочная деятельность ООО «АвтоДон» сопровождается большим количеством документов. Например, партия грузов при региональной торговой сделке требует оформления 12 специальных сопроводительных документов. Особая проблема в документообороте ООО «АвтоДон» - это ошибки в данных и в процедурах доставки документов адресату, которые не только приводят к дополнительным издержкам, задержке отправок грузов, но могут явиться причиной срыва контрактов и потери доверия клиентов. В сложных транспортно-логистических цепях они могут привести к обесцениванию технологических, организационных и структурно-финансовых преимуществ. В значительной мере эти проблемы решаются с помощью систем электронного документооборота EDI.

Для представления документов в удобных для работы в ООО «АвтоДон» можно предложить использовать форматы прямой и обратной связи конверторных текстов. Формализация исходных документов осуществляется на основе Международного стандарта передачи сообщений EDIFACT (ISO 9735). Для часто применяемых стандартных документов в сфере транспортных услуг разработаны типовые EDIFACT-представления. Сообщения строятся на основе EDIFACT-директорий, которые постоянно расширяются. Разработано программное обеспечение для информационного обмена в стандарте EDIFACT [5].

В условиях высокой конкуренции на рынке транспортных услуг для ООО «АвтоДон» возможно активное формирование случайных логистических цепей, особенно при наличии развитой сети виртуальных экспедиторских и агентских компаний. Совокупность логистических-цепей определяет случайную транспортную сеть на рынке транспортных технологий и операций, в структуре информационных потоков которых доминируют сведения о спросе, предложениях, заключенных контрактах и результатах транспортных операций [4].

Эффективность потоков обеспечивается благодаря высокой степени автоматизации обработки информационных потоков.

Использованные источники:

1. Сидоров А. Экономические аспекты информационных технологий. Проблемы теории и практики управления. 2009 г. № 1;

2. Информационные ресурсы развития Российской Федерации. Правовые проблемы. М., 2009;

3. Терехов В. «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» Экономист, N9. С.15-23, 2012.

4. Алехина Е.С., Литвинов С.А. Использование информационных технологий при решении проблем в сервисных фирмах: Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления» / под ред. А.В. Потаниной.- Набережные Челны: Издательско-полиграфический отдел Набережночелнинского филиала ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013.-248с.-202-209С.

5. Мельник Д.В. Развитие информационных технологий в сфере транспортных услуг / Электронный ресурс: режим доступа http://www.rusnauka. com/23_SND_2008/Ecommics/27167.doc.htm

Бочкарева К. С. магистрант 1 года обучения программа подготовки «Комплексный социальный анализ» ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени

М. К. Аммосова»

Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск ФЕНОМЕН ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮРОКРАТИИ

В данной статье приведен краткий теоретический и исторический обзор формирования государственной бюрократии.

Ключевые слова: государство, государственное управление, бюрократия, общество, государственно-административная деятельность.

Государственное управление трактуется ныне как деятельность, базирующая на конкурентных принципах, нацеленная на обеспечение услуг для населения страны, региона, удовлетворения платежеспособного спроса населения. Его можно использовать для характеристики государственного управления понятий, применяемых для описания экономических процессов: «производство» (применительно к государству - производство услуг), «предприятие» (государственное учреждение как производитель услуг на рыночных принципах) и другой термин «организация» характеризует, как государственные и общественные (третий сектор), так и хозяйственные учреждения (предприятия, фирмы, компании и т.п.). Этот подход в условиях рынка следует признать целесообразным [2, с. 48].

В начале XXI столетия в жизни современного общества определились радикальные перемены, требующие обновления деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.