ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С
ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ 1 "2 Гаранина Л.А. , Швецова И.Ю.
1 Гаранина Лариса Александровна - заведующий отделением; Швецова Ирина Юрьевна - медицинский психолог, детско-поликлиническое отделение, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Астраханской области Областной наркологический диспансер, г. Астрахань
Проблема аддикции среди молодежи уже много лет является актуальной для нашей страны. При этом речь не идет исключительно о химической аддикции. В настоящее время в связи со стремительной цифровизацией общества растет число подростков, зависимых от смартфонов, социальных сетей, компьютерных игр, интернета.
На настоящем этапе развития российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. Новые стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации сосредоточены вокруг цифровой составляющей - это и модные дорогие гаджеты и общение в социальных сетях и игровая индустрия. Все чаще молодежь общается виртуально, в сети, где информация о различных ПАВ открыта и доступна любому, несмотря на контроль цифрового информационного поля со стороны государственных структур. При этом процесс формирования смысложизненных ориентаций у подростков часто подвержен влиянию моды, медийных личностей, популярных блогеров. Однако их популярность быстротечна и капризна, в результате молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою
192
индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Кроме того, молодежь, и особенно подростки, находясь под воздействием хронических, постоянно усиливающихся стрессовых учебных нагрузок, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий [2]. Это стимулирует поиск средств, способствующих уходу от тягостных переживаний, и здесь на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды других зависимостей.
Случилось так, что молодежная субкультура и ее взрослое окружение оказались принципиально по-разному сориентированы в отношении злоупотребления наркотиками. На фоне того, что употребление ПАВ стало у молодых социально приемлемым, все традиционные меры профилактического, разъяснительного и репрессивного характера, направленные «извне», не достигают цели. Профилактическая работа будет эффективна только в том случае, если ставить во главу угла необходимость изменения системы ценностей молодежной культуры в сторону неприятия употребления ПАВ, как способа жизни [1]. Это невозможно осуществить путем разовых мероприятий, необходимо ежедневное систематическое воздействие на детей и подростков со стороны взрослых, с которыми они проводят большую часть времени.
Однако, отсутствие необходимых знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки и молодежь в целом оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением.
Профессиональные группы лиц, работающие с детьми, также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую и наркоустойчивую личность,
способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности конструктивно решать жизненные задачи, формировать ценности здоровой личности.
Специалисты ГБУЗ АО «ОНД» регулярно выезжают в образовательные учреждения с целью проведения профилактических мероприятий. Однако полноценно охватить всю нуждающуюся подростковую аудиторию города силами нескольких специалистов невозможно. В связи с чем, мы провели анкетирование среди 250 педагогов на предмет оценки их готовности к проведению антинаркотической профилактики.
Большинство педагогов внесли антинаркотическую профилактику в число элементов здорового образа жизни (наряду с формированием навыков личной гигиены, пропаганды двигательного режима, закаливания, режима питания), которые не вызвали бы у них затруднений при проведении классных часов, родительских собраний и других видов внеклассной деятельности. Однако при анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике, выяснилось, что проблема профилактики наркомании, ее сущности, механизма формирования зависимости понимается учителями на довольно примитивном, а не научно-достоверном уровне. Весь спектр объяснения этой многогранной проблемы сводится к эмоциональной оценке ситуации в понятиях «хорошо - плохо».
Для изучения уровня компетентности педагогов при ответе на вопросы школьников по изучаемой тематике, проведен опрос педагогов относительно их субъективной оценки аргументированности и степени полноты ответов на поставленные вопросы. Предложен перечень из 30 вопросов, касающихся проблем профилактики наркомании. Не смогли бы аргументировано ответить практически на все поставленные вопросы 41,3% респондентов, 35,2%
испытывали бы затруднения при ответе на половину вопросов и лишь пятая часть респондентов (23,5%) готовы были полно и аргументировано ответить на большинство поставленных вопросов. Педагоги практически не владеют знаниями о формировании зависимости к наркотикам, общих закономерностях течения наркомании, возможности обратного развития заболевания и прочее.
Установлено, что педагоги не знают особенностей проведения антинаркотической профилактики в дифференцированных аудиториях детей и подростков, то есть различий преподнесения материала для детей и подростков разных возрастных групп, разных социальных групп (учащиеся общеобразовательных учреждений, учащиеся учреждений начального и среднего профобразования, студенты вузов, работающая молодежь, не организованные, не работающие молодые люди). Учителя практически не видят разницы в организации антинаркотической профилактики в учебном процессе, во внеклассных мероприятиях, в учреждениях дополнительного образования.
При анализе использования элементов профилактической работы в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях выяснилось, что предметной интеграции как таковой практически не существует. Включают различные аспекты антинаркотической профилактики при изложении своего предмета 8,4% учителей, выделяют отдельную тему на занятиях и проводят его самостоятельно или с привлечением специалистов 5,3% респондентов. Наиболее высокий уровень использования элементов профилактики в преподавании собственного предмета определен среди преподавателей естественных и общественных дисциплин. Учителя не в полной мере используют возможности внеклассных мероприятий: 8,3% организовывали просмотр тематических видеофильмов; 4,2% включали вопросы антинаркотической профилактики в родительские собрания; 2,5% проводили тематические викторины, конкурсы, эстрадные представления и прочее. При этом 82,5% учителей
проводили тематические классные часы и беседы, однако не самостоятельно, а с привлечением сотрудников специализированных учреждений города (наркологический диспансер, СПИД-центр, центр профилактики).
Таким образом, наблюдается типичное расхождение между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической профилактики в учебно-воспитательном процессе.
В связи с результатами проведенного анализа специалисты детско-поликлинического отделения ГБУЗ АО «ОНД» разработали 18 часовую программу семинара -тренинга «Профилактика аддиктивного поведения у детей и подростков». Цель программы - повышение компетентности специалистов, работающих с детьми в вопросах формирования, коррекции и профилактики аддиктивного поведения.
Программа призвана решать следующие задачи:
1. Повысить осведомленность специалистов в сфере знаний о негативных последствиях приема ПАВ, медико-психологических механизмах формирования аддикции, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах влияющих на этот процесс;
2. Познакомить участников с современными моделями профилактики аддиктивного поведения, их достоинствами и недостатками;
3. Дать понятие об основных требованиях и принципах организации антинаркотической профилактической работы с детьми.
В состав программы включены дискуссии, лекционные блоки, ролевые игры, разбор ситуативных задач, тренинговые упражнения на развитие личностных качеств.
При разработке нашей программы семинара-тренинга мы стремились решить три основные проблемные ситуации, без которых не может быть реализована эффективная массовая антиалкогольная и антинаркотическая профилактическая деятельность.
Во-первых, в ходе целевой подготовки всех категорий специалистов, работающих с детьми и подростками решается проблема некомпетентности в сфере аддиктологии. Участникам программы дается исчерпывающий и вместе с тем адаптированный и понятный объемом информации по проблеме формирования аддикции. В процессе работы у участников формируются адекватные представления о современных принципиальных подходах к профилактике и конкретных превентивных технологиях, четкие понятия о роли «своего» ведомства и о системе взаимодействия в проблемной работе между различными ведомствами и учреждениями.
Во-вторых, участники семинара выступают посредниками во взаимодействии с семьей для решения остроактуальных социальных вопросов, какими являются массовая алкоголизация и наркотизация. Они доносят до родителей информацию о вариантах получения помощи при первых признаках употребления, обученные специалисты обеспечивают потребности семьи в информации и первичной помощи в проблемной сфере, служат эффективными посредниками между семьей и компетентными специалистами, действующих в рамках соответствующих государственных или общественных структур.
Наконец, в третьих, остроактуальной остается проблемная ситуация с обеспечением реальной социальной и, особенно, правовой защиты детей. Дети нуждаются в такой защите, прежде всего, в семье, когда их родители пьют, наркотизируются, а они лишены заботы, родительского надзора, голодают, подвергаются насилию, усваивают асоциальный или антисоциальный образ жизни родителей. В ходе программы с участием специалистов различных социальных и правоохранительных ведомств развивается система социальной помощи детям, система ювенального судопроизводства, когда правовая помощь детям оказывается работниками юстиции и социальной сферы, получившими специальную психологическую, наркологическую, превентологическую подготовку.
Таким образом, понимание самого феномена негативной зависимости, алгоритма (генеза) ее возникновения, условий ее формирования, структуры потребностей и интересов современной молодежи, форм и методов предупреждения зависимости - действительно важный психологический аспект в решении проблем профилактики негативных зависимостей. Это касается всех институтов государства, так или иначе имеющих отношение к работе с молодежью, как благополучной, так и из группы риска.
Список литературы
1. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 192 с.
2. Блинова Л.Н. Психологическая профилактика наркотизма // Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования: Тезисы международной научно-практической конф. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. С. 3-5.