Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ОПЫТ УРФУ (Г. ЕКАТЕРИНБУРГ)'

ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ОПЫТ УРФУ (Г. ЕКАТЕРИНБУРГ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / АДАПТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РАБОТОДАТЕЛИ / YOUTH / LABOR MARKET / ADAPTATION / EMPLOYMENT / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Ю.Е., Охотников О.В.

Современная ситуация на молодежном сегменте рынка труда характеризуется высоким уровнем безработицы и нестабильности. Механизмы, регулирующие отношения между рынком труда и рынком образовательных услуг, не обеспечивают соответствие образовательного процесса молодежи запросам и требованиям работодателей. В связи с этим необходимым условием сегодня является совершенствование механизмов с большими адаптационными возможностями, которые бы эффективно решали проблему занятости молодежи. Таким образом, цель настоящей статьи – изучение используемых в УрФУ практических механизмов для повышения адаптационных возможностей молодых специалистов и оценка мнений выпускников по их применению в вузе. С этой целью с помощью метода анкетного опроса проанализирован эмпирический материал, полученный в ходе изучения мнения студенческой молодежи в возрасте от 20 до 21 года, на базе УрФУ в г. Екатеринбурге. Актуальность исследования обусловлена существованием проблемы адаптации молодежи на рынке труда, требующей совершенствования, и усиливается тем, что она имеет практическую направленность. Материалы работы могут быть использованы в последующих научных исследованиях молодежного сегмента рынка труда, а также при подготовке учебных пособий и чтении учебных курсов в вузах по основам технологий трудоустройства и эффективному поведению молодежи на рынке труда. Результаты исследования показали: 1. УрФУ уделяет особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников, используя механизмы, имеющие более общий (универсальный) характер, но не содержащие адресной (индивидуальной) помощи выпускникам. 2. Для решения выявленных проблем авторами разрабатывается специальный учебный курс «Технологии эффективного трудоустройства», направленный на повышение адаптационных возможностей выпускников УрФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казакова Ю.Е., Охотников О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE ADAPTIVE CAPACITY OF YOUNG PEOPLE IN THE LABOUR MARKET: THE EXPERIENCE OF THE URAL FEDERAL UNIVERSITY (EKATERINBURG)

The current situation in the youth segment of the labour market is characterized by high unemployment and instability. The mechanisms regulating relations between the labour market and the educational services market do not ensure that the educational process of young people meets the needs and requirements of employers. In this regard, a necessary condition today is to improve the mechanisms with greater adaptive capacity, which would effectively solve the problem of youth employment. Thus, the purpose of this article is to study the practical mechanisms used in the UrFU to improve the adaptive capacity of young professionals and to assess the views of graduates on their application in the University. To this end, the empirical material obtained in the study of the opinion of students aged 20 to 21 years, on the basis of UrFU in Yekaterinburg, was analyzed using the questionnaire method. The relevance of the study is due to the existence of the problem of adaptation of young people in the labor market, which requires improvement, and is enhanced by the fact that it has a practical orientation. The materials of the work can be used in subsequent research of the youth segment of the labor market, as well as in the preparation of textbooks and reading training courses in universities on the basics of employment technologies and the effective behavior of young people in the labor market. The results of the study showed: 1. UrFU pays special attention to the promotion of employment and adaptation in the labor market of graduates, using mechanisms that have a more General (universal) character, but do not contain targeted (individual) assistance to graduates. 2. To solve the identified problems, the authors develop a special training course «technology of effective employment», aimed at improving the adaptive capacity of graduates of UrFU.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ОПЫТ УРФУ (Г. ЕКАТЕРИНБУРГ)»

ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ОПЫТ УрФУ (г. ЕКАТЕРИНБУРГ)

INCREASING THE ADAPTIVE CAPACITY OF YOUNG PEOPLE IN THE LABOUR MARKET: THE EXPERIENCE OF THE URAL FEDERAL UNIVERSITY (EKATERINBURG)

ПОЛУЧЕНО 11.10.18 ОДОБРЕНО 12.10.18 ОПУБЛИКОВАНО 27.12.18 УДК 331.103.3 DOI 10.12737/article_5c1773eb550497.91283471 КАЗАКОВА Ю.Е.

Магистрант кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ), г. Екатеринбург

KAZAKOVA YU.E.

Master's Degree Student, Department of Staff Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (UrFU), Ekaterinburg

e-mail: y.e.kazakova@urfu.ru

ОХОТНИКОВ О.В.

Канд. филос. наук, заведующий кафедрой управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ), г. Екатеринбург

OKHOTNIKOV O.V.

Candidate of Philosophical Sciences, Head of the Department of Staff Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (UrFU), Ekaterinburg

e-mail: o.v.ohotnikov@urfu.ru

Аннотация

Современная ситуация на молодежном сегменте рынка труда характеризуется высоким уровнем безработицы и нестабильности. Механизмы, регулирующие отношения между рынком труда и рынком образовательных услуг, не обеспечивают соответствие образовательного процесса молодежи запросам и требованиям работодателей. В связи с этим необходимым условием сегодня является совершенствование механизмов с большими адаптационными возможностями, которые бы эффективно решали проблему занятости молодежи.

Таким образом, цель настоящей статьи - изучение используемых в УрФУ практических механизмов для повышения адаптационных возможностей молодых специалистов и оценка мнений выпускников по их применению в вузе.

С этой целью с помощью метода анкетного опроса проанализирован эмпирический материал, полученный в ходе изучения мнения студенческой молодежи в возрасте от 20 до 21 года, на базе УрФУ в г. Екатеринбурге.

Актуальность исследования обусловлена существованием проблемы адаптации молодежи на рынке труда, требующей совершенствования, и усиливается тем, что она имеет практическую направленность. Материалы работы могут быть использованы в последующих научных исследованиях молодежного сегмента рынка труда, а также при подготовке учебных пособий и чтении учебных курсов в вузах по основам технологий трудоустройства и эффективному поведению молодежи на рынке труда. Результаты исследования показали:

1. УрФУ уделяет особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников, используя механизмы, имеющие более общий (универсальный) характер, но не содержащие адресной (индивидуальной) помощи выпускникам.

2. Для решения выявленных проблем авторами разрабатывается специальный учебный курс «Технологии эффективного трудоустройства», направленный на повышение адаптационных возможностей выпускников УрФУ.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, адаптация, трудоустройство, работодатели. Abstract

The current situation in the youth segment of the labour market is characterized by high unemployment and instability. The mechanisms regulating relations between the labour market and the educational services market do not ensure that the educational process of young people meets the needs and requirements of employers. In this regard, a necessary condition today is to improve the mechanisms with greater adaptive capacity, which would effectively solve the problem of youth employment.

Thus, the purpose of this article is to study the practical mechanisms used in the UrFU to improve the adaptive capacity of young professionals and to assess the views of graduates on their application in the University.

To this end, the empirical material obtained in the study of the opinion of students aged 20 to 21 years, on the basis of UrFU in Yekaterinburg, was analyzed using the questionnaire method.

The relevance of the study is due to the existence of the problem of adaptation of young people in the labor market, which requires improvement, and is enhanced by the fact that it has a practical orientation. The materials of the work can be used in subsequent research of the youth segment of the labor market, as well as in the preparation of textbooks and reading training courses in universities on the basics of employment technologies and the effective behavior of young people in the labor market. The results of the study showed:

1. UrFU pays special attention to the promotion of employment and adaptation in the labor market of graduates, using mechanisms that have a more General (universal) character, but do not contain targeted (individual) assistance to graduates.

2. To solve the identified problems, the authors develop a special training course «technology of effective employment», aimed at improving the adaptive capacity of graduates of UrFU.

Keywords: youth, labor market, adaptation, employment, employers.

Описывая современное состояние рынка труда в России, все эксперты сходятся во мнении, что существуют системные проблемы, препятствующие эффективному росту экономики страны. Эти кризисные явления в особой степени заметны в таком сегменте рынка, как молодежный рынок труда. Во-первых, это демографическая ситуация («дно демографической ямы», по официальным данным, пройдено только недавно — в 2016 г.), во-вторых, это качество рабочей силы (или, в другой терминологии, низкий уровень квалификации как основной характеристики трудового потенциала молодежи) и, наконец, в-третьих, несоответствие структуры образовательных программ в системе высшего образования структуре и потребностям рынка труда.

В этих условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания высших учебных заведений, неизбежно сталкиваются с трудовой реальностью, которая приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей, что напрямую ведет к возникновению безработицы, негативно влияющей на социально-психологическое развитие молодых людей и способствующей исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, тем самым нарушая процесс адаптации.

Проблеме молодежной безработицы и обеспечения занятости на рынке труда посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов и социологов П. Бур-дье [7], В.Т. Лисовского [15], который одним из первых дал определение категории понятия «молодежь». Из современных исследований следует выделить работы М. Вороны [10], А. Долговой [11], И. Жуковой [11], Е. Аврамовой [1], Ю. Верпаховской [2].

Многие авторские исследования изучают проблему ценностных ориентаций молодежи и несоответствия выбранной студентами профессии запросам рынка труда: М.Х. Титмы [21], В.Г. Немировского [18], Ю.Р. Вишневского [9] и др. В последнее время стал затрагиваться вопрос о желании выпускников работать по своей специальности.

Вопросы адаптации молодых специалистов на рынке труда рассматриваются, например, в учебниках и учебных пособиях по управлению персоналом Ю.Г. Одегова [19], А.Я. Кибанова [13], ТЮ. Базарова [3], Е.В. Маслова [17] и др.

Современная ситуация в обществе ставит молодежь в очень сложные условия. Основными адаптационными барьерами молодых людей на современном рынке труда являются низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства молодежи необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, несоответствие профессионально-квалификационной структуры молодежи потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий, а также отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных в основном на достижение тактических целей, а не на стратегическое развитие. Кроме того, фактором, затрудняющим положение молодежи на рынке труда, является недостаточная информированность и компетентность молодых людей в вопросах его функционирования и перспектив развития.

Система распределения выпускников, которая существовала в Советском Союзе, сегодня принципиально невозможна — это прерогатива «плановой экономики». Сложившаяся ситуация не исключает гарантию вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность, но ставит

их в условия жесткой конкуренции с людьми, уже имеющими опыт работы.

В то же время в связи с принципиальными технологическими изменениями радикально меняется и рынок профессий, поэтому работодатели на первый план выдвигают требования не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к личностным характеристикам потенциального работника (коммуникативной компетентности, умению работать в команде, инициативности), что является еще одной серьезной угрозой для выпускников вузов на пороге рынка труда.

Таким образом, для обеспечения эффективной занятости молодежи существует необходимость разработки новых методов повышения адаптационных возможностей молодежи на рынке труда.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ В УрФУ

Проведенное авторами исследование использования практических «механизмов» по повышению адаптационных возможностей выпускников УрФУ выявило следующие результаты.

УрФУ уделяет особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников — молодых специалистов, используя специальные возможности для поиска и реализации необходимых мер по решению поставленных задач.

Одним из значимых примеров таких механизмов является организация всех видов практик обучающихся на площадках организаций и предприятий, большинство из которых становится работодателями для молодых специалистов. К основным видам практик студентов УрФУ, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, относятся учебная и производственная (включая преддипломную практику). Практика проводится в целях получения профессиональных (сначала первичных) умений и опыта профессиональной деятельности. В период получения практических навыков студенты и выпускники могут получить от работодателя актуальную информацию о требованиях к уровню подготовки и наличию необходимых профессиональных навыков молодых специалистов, что сокращает время на поиск будущего места работы и повышает адаптивные возможности выпускников.

Другим примером является организация целевого приема и целевого обучения специалистов для организаций и учреждений с учетом их специфики производства, корпоративной культуры и условий труда. В настоящее время в УрФУ обучается около 1500 студентов в соответствии с договорами с организациями о целевом обучении, что обеспечивает гарантированное трудоустройство молодых специалистов в соответствии с полученной специальностью в вузе. Период адаптации молодого специалиста сокращается путем интегрирования части учебного процесса в производственную деятельность организации (на базе изучения специальных дисциплин, подготовки научно-исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работ и др.).

Еще одним примером является деятельность вуза по содействию профессиональному самоопределению, трудоустройству и успешной адаптации на рынке труда выпускников: • проведение карьерных мероприятий (ярмарок вакансий, тренингов, семинаров, мастер-классов и др.), направленных на информирование выпускников достоверными

данными о рынке труда и современных требованиях к молодым специалистам, повышение адаптивных возможностей выпускников через формирование и развитие профессиональных и личностных навыков, повышение их конкурентоспособности;

• ведение профориентационной работы в целях оказания помощи выпускникам в профессиональном самоопределении, содействии трудоустройству и успешном развитии их карьеры;

• реализация программ дополнительной профессиональной подготовки для студентов, расширяющих их профессиональные возможности и содействующих быстрой адаптации на рынке труда;

• создание и функционирование базовых кафедр УрФУ — структурных подразделений, обеспечивающих углубленную практическую подготовку молодых специалистов путем привлечения обучающихся к участию в научно-исследовательских и опытно-практических работах с привлечением опытных экспертов организаций-партнеров, осуществляющих свою деятельность по различным профилям реализуемых в УрФУ образовательных программ (табл. 1).

Таблица 1

Базовые кафедры УрФУ на территории организаций-партнеров

№ Наименование базовой кафедры Организация-партнер Город

1. Металлургия ООО «УГМК-Холдинг» Верхняя Пышма

2. Энергетика ООО «Газпром трансгаз Югорск» Югорск

3. Машиностроение АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» Нижний Тагил

4. Аналитика больших данных и методы видеоанализа ООО «ДАТА-ЦЕНТР Автоматика» Екатеринбург

5. Машиностроение, металлургия и металлообработка ОАО «Чусовской металлургический завод» Чусовой

6. Электроэнергетика ОАО «МРСК Урала» Екатеринбург

7. Машиностроительное производство ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» Екатеринбург

8. Машиностроение ОАО «Свердловский инструментальный завод» Екатеринбург

9. Технологии и средства испытаний ФКП «Нижнетагильский институт испытаний металлов» Нижний Тагил

10. Технологии и оборудование трубного производства ОАО «Первоуральский новотрубный завод» Первоуральск

11. Радиационные и ядерные технологии АО «Институт реакторных материалов» Заречный

12. Металлургия титана ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» Верхняя Салда

13. Лазерные технологии в машиностроении ЗАО «Региональный центр лазерных технологий» Екатеринбург

ОЦЕНКА МНЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ УрФУ

Для оценки мнения выпускников УрФУ о необходимости совершенствования, разработки и применения новых методов повышения их адаптационных возможностей на рынке труда авторами был проведен экспресс-опрос обуча-

ющихся профильных институтов УрФУ по инженерно-технической подготовке специалистов (г. Екатеринбург).

Метод сбора данных: в рамках проведения оценки были проанализированы данные, полученные в ходе проведенного анкетного опроса.

Техника анкетного опроса: экспресс-анкета, содержащая три вопроса закрытого типа с вариантами возможных ответов. Инструмент для сбора данных: опросный лист. Методика проведения оценки: опросный лист с инструкцией для анкетеров.

В нашей оценке выборочная совокупность составила 200респондентов-выпускников в возрасте от 20 до 21 года, обучающихся на 4-м курсе профильных институтов УрФУ по основным образовательным программам инженерно-технической направленности:

• Институт радиотехники и информационных технологий — РтФ (ИРИТ-РтФ);

• Институт новых материалов и технологий (ИНМиТ);

• Уральский энергетический институт (УралЭНИН);

• Физико-технологический институт (ФТИ).

Место проведения анкетного опроса — УрФУ, г. Екатеринбург. Время проведения — 10—15 мин.

По результатам анкетирования выпускников 4-х курсов профильных институтов УрФУ, были получены следующие результаты.

На вопрос «Имеете ли Вы опыт работы?» больше половины респондентов представленных институтов ответило, что имеет опыт работы не по специальности или не имеет опыта работы вообще, менее половины имеет трудовой опыт в рамках получаемой в УрФУ специальности (рис. 1).

Рис. 1. «Имеете ли Вы опыт работы?»

В связи с этим объясним характер распределения ответов на следующий вопрос анкеты: «Задумывались ли Вы над тем, где будете работать?» (рис. 2).

Рис. 2. «Задумывались ли Вы над тем, где будете работать?»

Таким образом, доля респондентов, определившихся к окончанию вуза с будущим местом работы, составляет не более 30%, остальные находятся в поиске или вообще не задумывались о планировании своей карьеры.

В этой связи из рис. 3 очевидна потребность выпускников к оказанию дополнительной помощи в вопросах самоопределения, подборе вакансий, получении дополнительных консультаций в составлении и редактировании резюме, содействии трудоустройству и обучению технологиям по планированию будущей карьеры.

тить на него особое внимание студентов и выпускников УрФУ.

Таблица 2

Поэтапные рекомендации по трудоустройству

Рис. 3. «Какую дополнительную информацию или помощь Вам хотелось бы получить для трудоустройства?»

Таким образом, анализ проведенного нами исследования использования в УрФУ практических методов по повышению адаптационных возможностей выпускников показал, что вуз уделяет особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников, используя специальные механизмы, имеющие более общий (универсальный) характер, но не содержащие адресной (индивидуальной) помощи выпускникам.

С целью оказания необходимой поддержки молодым специалистам в вопросах адаптации на рынке труда мы, авторы, уверены в необходимости дополнительной (специальной) подготовки выпускников УрФУ. И в этом случае предлагаем более эффективные, с нашей точки зрения, методы, содействующие повышению адаптации к рынку труда выпускников, а именно, разработку и подготовку учебного курса «Технологии эффективного трудоустройства» (электронный образовательный ресурс УрФУ, ЭОР) для студентов и выпускников УрФУ, ищущих свое место на рынке труда. Основные задачи курса:

• обучение технологиям эффективного поведения на рынке труда;

• развитие способностей для оперативного решения актуальных вопросов в поиске места работы, трудоустройстве или создании собственного стартап-проекта;

• обучение навыкам самопрезентации и планирования карьерного развития.

Учебный курс будет также содержать необходимые рекомендации по каждому из этапов трудоустройства (табл. 2).

Кроме того, предложенный нами образовательный ресурс предполагает включение инновационной технологии поиска рабочих мест и планирования карьеры «Портфолио карьерного продвижения», которая хорошо зарекомендовала себя в западных странах. В России этот подход только начинает активно применяться, поэтому мы предлагаем обра-

Наименование этапа трудоустройства Перечень рекомендаций

Этап 1. Первичный анализ рынка труда, подбор вакансий Способы поиска рабочих мест, возможные источники информации о их наличии у работодателя

Этап 2. Подготовка самопрезентации для работодателя (резюме), ведение переговоров Рекомендации по подготовке к первичному отбору: правила составления резюме, автобиографии, делового (сопроводительного, рекомендательного) письма, рекомендации по заполнению анкеты работодателя, успешному прохождению внутреннего тестирования, телефонного собеседования др.

Этап 3. Закрепление на новом рабочем месте Рекомендации по подготовке к собеседованию, интервью, Assessment-center

Технология «Портфолио карьерного продвижения» — специально отобранный и соответственно оформленный пакет документов в бумажном и (или) электронном варианте, который:

• отражает все достижения студента или специалиста (учебные, профессиональные и личные);

• удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство;

• фиксирует процесс управления и самоуправления профессиональной карьерой, являясь технологией личностного и профессионального развития.

Полное и всестороннее карьерное портфолио придаст соискателю дополнительную уверенность на собеседовании с потенциальным работодателем, а работодателю легко оценить уровень подготовки молодого специалиста (выпускника) и принять оптимальное кадровое решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанный учебный курс будет содержать пакет приложений с примерами готовых резюме, сопроводительных, рекомендательных писем, карьерного портфолио.

ВЫВОДЫ

1. Таким образом, анализ проведенного нами исследования использования в УрФУ практических методов по повышению адаптационных возможностей выпускников показал, что вуз уделяет особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников, используя специальные механизмы, имеющие более общий (универсальный) характер, но не содержащие адресной (индивидуальной) помощи выпускникам.

2. Для решения выявленных проблем авторами разрабатывается специальный учебный курс «Технологии эффективного трудоустройства», направленный на повышение конкурентоспособности выпускников УрФУ, их адаптационных возможностей, уровня информированности о реальной ситуации и перспективах развития рынка труда, его ожиданиях и потребностях, позволяющий обучиться навыкам самопрезентации и первичных переговоров с работодателями, способам эффективного поиска работы и трудоустройства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврамова Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов [Текст] / Е.М. Аврамова // Об-

щественные науки и современность. — 2011. — № 3. — С. 51-61.

2. Аврамова Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М. Аврамова, Ю.Б. Верпа-ховская // Социологические исследования. — 2006. — № 6. — С. 37-46.

3. Базаров Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития? [Текст] / ТЮ. Базаров // Организационная психология. — 2013. — № 4. — С. 92-108.

4. Батыргишиева А. К вопросу о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования [Текст] / А. Батыргишиева // Человек и труд. — 2011. — № 6 — С. 40-41.

5. Белая А.В. Профессиональная адаптация молодых специалистов к рынку труда [Текст] / А. В. Белая // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № 1. — С. 104-110.

6. Борисова А.А. Профильное трудоустройство выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика [Текст] /

A.А. Борисова, М.М. Киселева // Ректор вуза. — 2015. — № 1.

7. БурдьеП. Социология политики [Электронный ресурс]. — ТОЕ http://library.khpg.org/files/docs/1333091162.pdf (дата обращения: 11.10.2018).

8. Бурлуцкая М.Г. Высшее образование как лифт социальной мобильности: ожидание выпускников и реалии современного общества [Текст] / М.Г. Бурлуцкая // Социология образования. — 2012. — № 9 — С. 87-96.

9. Вишневский Ю.Р. Ценностные ориентации и установки университетской молодежи (сравнительный анализ результатов российско-украинского исследования) [Текст] / Ю.Р. Вишневский, О.Р. Белова, Л.Н. Боронина, З.В. Сенук и др. // Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики. — 2012. — С. 183-198.

10. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости [Текст] / М.А. Ворона // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — С. 106-114.

11. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи — условие повышения конкурентоспособности страны [Текст] / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. — 2007. — № 8. — С. 38-41.

12. Зубок Ю.А. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда [Текст] / Ю.А. Зубок,

B.И. Чупров // Социологические исследования. — 2015. — № 5. — С. 114-122.

13. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда [Текст]: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. — М.: Изд-во ГУУ, 2013. — 229 с.

14. Коршунов А.В. Факторы, влияющие на формирование адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда [Текст] / А.В. Коршунов // Молодежь и общество. — 2012. — № 2. — С. 4-30.

15. Лисовский В.Т. Социология молодежи [Текст]: монография / В.Т. Лисовский — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. -361 с.

16. Лопаткин И.В. Адаптация молодежи на современном рынке труда: социологический аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.03 / И.В. Лопаткин. — Саратов, 2015. — 177 с.

17. МасловЕ.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Маслов. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 309 с.

18. Немировский В.Г. Структура и динамика смысложизнен-ных ориентаций студенческой молодежи: постнекласси-ческий подход [Текст]: монография / В.Г. Немировский, Е.В. Соколова. — Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2006. — 272 с.

19. Одегов Ю.Г. Специалисты по управлению персоналом (HR-менеджеры): проблемы подготовки в России [Текст] / Ю.Г. Одегов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2008. — № 20. — С. 46-54.

20. Резник С.Д. Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: опыт регионального вуза [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова // Экономическая наука современной России. — 2014. — № 3. — С. 147-160.

21. Титма М.Х. Молодежь: ориентации и жизненные пути [Текст] / М.Х. Титма [и др.]. — Рига: Зинатне, 1988. — 207 с.

REFERENCES

1. Avramova E.M. Rynok truda i sistema obrazovaniya: trudnosti perevoda signalov [Labor market and education system: the difficulties of signal translation]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modernity]. 2011, I. 3, pp. 51-61.

2. Avramova E.M. Rabotodateli i vypuskniki vuzov na rynke truda: vzaimnye ozhidaniya [Employers and graduates in the labor market: mutual expectations]. Sotsiologicheskie issledo-vaniya [Sociological Studies]. 2006, I. 6, pp. 37-46.

3. Bazarov T.Yu. Biznes-obrazovanie: razvitie organizatsiy ili organizatsiya razvitiya? [Business education: organization development or development organization?]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational Psychology]. 2013, I. 4, pp. 92-108.

4. Batyrgishieva A. K voprosu o trudoustroystve vypusknikov uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya [On the issue of employment of graduates of vocational education institutions]. Chelovek i trud [Man and Labor]. 2011, I. 6, pp. 40-41.

5. Belaya A.V. Professional'naya adaptatsiya molodykh spetsialis-tov k rynku truda [Professional adaptation of young professionals to the labor market]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2010, I. 1, pp. 104-110.

6. Borisova A.A. Profil'noe trudoustroystvo vypusknikov vuzov: zarubezhnyy opyt, otechestvennaya praktika [Profile employment of university graduates: foreign experience, domestic practice]. Rektorvuza [Rector of the University]. 2015, I. 1.

7. Burd'e P. Sotsiologiya politiki [Sociology of politics]. Available at: http://library.khpg.org/files/docs/1333091162.pdf (accessed 11 October 2018).

8. Burlutskaya M.G. Vysshee obrazovanie kak lift sotsial'noy mobil'nosti: ozhidanie vypusknikov i realii sovremennogo ob-shchestva [Higher education as an elevator of social mobility: the expectation of graduates and the realities of modern society]. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of education]. 2012, I. 9, pp. 87-96.

9. Vishnevskiy Yu.R. Tsennostnye orientatsii i ustanovki univer-sitetskoy molodezhi (sravnitel'nyy analiz rezul'tatov rossiysko-ukrainskogo issledovaniya) [Valuable orientations and attitudes of university youth (a comparative analysis of the results of a Russian-Ukrainian study)]. Studenchestvo nachala XXIveka: tsennostnye orientatsii ipovsednevnye praktiki [Students of the Beginning of the XXI Century: Value Orientations and Daily Practices]. 2012, pp. 183-198.

10. Vorona M.A. Motivy studencheskoy zanyatosti [Motives for student employment]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2008, I. 8, pp. 106-114.

11. Dolgova A. Polnaya i effektivnaya zanyatost' molodezhi — us-lovie povysheniya konkurentosposobnosti strany [Full and effective employment of young people is a condition for increasing the country's competitiveness]. Chelovek i trud [Man and Labor]. 2007, I. 8, pp. 38-41.

12. Zubok Yu.A. Molodye spetsialisty: problema podgotovki i polozhenie na rynke truda [Young professionals: the problem of training and the situation on the labor market]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. 2015, I. 5, pp. 114—122.

13. Kibanov A.Ya. Upravlenie personalom: konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov na rynke truda [Human resource management: competitiveness of university graduates in the labor market]. Moscow: GUU Publ., 2013. 229 p.

14. Korshunov A.V. Faktory, vliyayushchie na formirovanie ad-aptatsionnykh strategiy rossiyskoy molodezhi na rynke tru-da / A.V. Korshunov [Factors influencing the formation of adaptation strategies of Russian youth in the labor market]. Molodezh' i obshchestvo [Youth and Society]. 2012, I. 2, pp. 4-30.

15. Lisovskiy V.T Sotsiologiya molodezhi [Sociology of youth]. St. Petersburg: SPbGU Publ., 1996. 361 p.

16. Lopatkin I.V. Adaptatsiya molodezhi na sovremennom rynke truda: sotsiologicheskiy aspect. Kand. Diss. [Adaptation of young people in the modern labor market: a sociological aspect. Cand. Diss.]. Saratov, 2015. 177 p.

17. Maslov E.V. Upravlenie personalom predpriyatiya [Human resource management of the enterprise]. Novosibirskaya gosu-

darstvennaya akademiya ekonomiki i upravleniya [Novosibirsk State Academy of Economics and Management]. Moscow: INFRA-M Publ., 2003. 309 p.

18. Nemirovskiy V.G. Struktura i dinamika smyslozhiznennykh ori-entatsiy studencheskoy molodezhi: postneklassicheskiy podkhod [The structure and dynamics of life-sense orientations of student youth: a post-non-classical approach]. Krasnoyarsk: RITs KrasGU Publ., 2006. 272 p.

19. Odegov Yu.G. Spetsialisty po upravleniyu personalom (HR-menedzhery): problemy podgotovki v Rossii [HR specialists (HR-managers): problems of training in Russia]. Vestnik Rossi-yskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova [Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov]. 2008, I. 20, pp. 46-54.

20. Reznik S.D. Professional'naya i sotsial'naya podgotovka molodezhi k real'noy zhizni: opyt regional'nogo vuza [Professional and social preparation of young people for real life: the experience of a regional university]. Ekonomicheskaya nauka sovre-mennoy Rossii [Economic science of modern Russia]. 2014, I. 3, pp. 147-160.

21. Titma M.Kh. Molodezh': orientatsii i zhiznennye puti [Youth: Orientations and Life Paths]. Riga: Zinatne Publ., 1988. 207 p.

Ленгольд К.

ПРОСТО КОСМОС. ПРАКТИКУМ ПО AGILE-ЖИЗНИ, НАПОЛНЕННОЙ СМЫСЛОМ И ЭНЕРГИЕЙ

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

Технологический предприниматель Катерина Ленгольд, автор бестселлера «Agile-ежедневник "Космос"», в новой книге рассказывает о своей системе планирования, основанной на методологии agile и 9-недельных спринтах. Автор делится опытом по постановке целей, формированию полезных привычек, борьбе с прокра-стинацией и восстановлению энергии за счет эффективного сна, питания и управления эмоциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.