Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России (№ S (3B), 201B) 7B:66-69
ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ВЫПУСКНИКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
MUTUAL EXPECTATIONS OF EMPLOYERS AND GRADUATES: A COMPARATIVE ANALYSIS
ПОЛУЧЕНО 23.0B.1B ОДОБРЕНО 24.0B.1B ОПУБЛИКОВАНО 27.10.1B
УДК DOI 10.12737/article_Sbd1d0e13aBBc1.99693SBB
КАЗАКОВА Ю.Е.
Магистрант кафедры управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
KAZAKOVA YU.E.
Master's Degree Student, Department of Staff Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (UrFU), Ekaterinburg
e-mail: [email protected]
ОХОТНИКОВ О.В. Канд. филос. наук, заведующий кафедрой управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
OKHOTNIKOV O.V.
Candidate of Philosophical Sciences,
Head of the Department of Staff
Management and Psychology, Ural
Federal University named after the first
President of Russia B.N. Yeltsin (UrFU),
Ekaterinburg
e-mail: [email protected]
Аннотация
Современные тенденции на рынке труда и рынке образовательных услуг, их взаимодействие сегодня могут оказать особое влияние на состояние отечественной экономики. В связи с этим цель настоящей статьи - сравнительный анализ карьерных ожиданий выпускников и рынка труда через описание требований работодателей.
Эмпирической базой выступают данные анкетного опроса студенческой молодежи в возрасте от 19 до 23 лет на базе УрФУ в г. Екатеринбурге. Информационной базой выступают карьерные порталы, открытые источники и банки данных по поиску работы.
Актуальность исследования обусловлена существованием разрыва представлений работодателей и выпускников о требованиях к молодым специалистам, выходящим на рынок труда. Результаты исследования показали:
1) собственная оценка выпускников своей профессиональной готовности для личностного развития и карьеры оторвана от реальных представлений и знаний о том, какими умениями и характерными навыками должен обладать молодой специалист;
2) несоответствие между экспектациями и предпочтениями работодателей и выпускников отражает объективное состояние разрыва рынка образовательных услуг и рынка труда.
Ключевые слова: молодые специалисты, работодатели, ожидания выпускников, трудоустройство, карьера. Abstract
The article is devoted to the problems of attracting personnel to vacancies of mass positions in the companies of the retail sphere of activity. In particular, Modern trends in the labor market and the market of educational services, their interaction today can have a special impact on the state of the domestic economy. In this regard, the purpose of this article is a comparative analysis of career expectations of graduates and the labor market through the description of the requirements of employers.
The empirical base is the data of a questionnaire survey of students aged 19 to 23 years on the basis of the Urfu in Yekaterinburg. Information base are career portals, open sources and data banks for job search.
The relevance of the study is due to the existence of a gap in the views of employers and graduates of the requirements for young professionals entering the labor market.
The results of the study have showed:
1. Own assessment of graduates of their professional readiness for personal development and career is divorced from real ideas and knowledge about what skills and characteristic skills a young specialist should have.
2. The discrepancy between the expections and preferences of employers and graduates reflects the objective state of the gap between the market of educational services and the labor market.
Keywords: young specialists, employers, expectations of graduates, employment, employers.
Современная социально-экономическая ситуация в России, исследования проблем профессионального определения и трудоустройства выпускников вузов, результаты экспертных оценок убеждают в том, что на российском молодежном рынке труда складывается достаточно напряженная ситуация, сохраняющая тенденцию к ухудшению. В условиях кризиса многие крупные компании закрывают или сокращают программы привлечения молодых специалистов, в результате чего количество предложений для выпускников вузов сокращается. Независимо от уровня вуза
и результата обучения молодым выпускникам, преимущественно не имеющим реальных представлений и оценок о качестве своей профессиональной подготовки и своих карьерных возможностях, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на перспективные рабочие места. Социологические опросы карьерных порталов показывают, что выпускники вузов, имея диплом высшего образования, оказываются не всегда правильно профессионально сориентированными на рынке труда. С одной стороны, знаний у выпускников о реальных требованиях рынка труда к
уровню и качеству подготовки молодых специалистов часто бывает недостаточно, а с другой стороны, собственная оценка своих умений, навыков и профессиональных представлений носит субъективный характер [2].
ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в июле 2016 г., о том, как оценивают в нашей стране уровень высшего образования работодатели, недостаток практических навыков у выпускников российских вузов признает абсолютное большинство работодателей — 91%. Каждый второй работодатель (53%) убежден в недостатке теоретических знаний выпускников вузов, а тех, кто придерживается обратного мнения, — 43% [4]. Вместе с тем следует особо отметить, что, по оценкам портала Career.ru, отсутствие практических навыков работы у молодых специалистов компании работодатели не относят к основным предъявляемым требованиям при приеме на работу [6].
Как показало исследование Зарпата.ру в мае 2017 г., компании готовы брать на работу выпускников без опыта: у 63% опрошенных за последние полгода были вакансии, на которые они рассматривали таких соискателей. А у каждого второго работодателя такие вакансии открыты и сейчас [11].
Наибольшее количество предложений для специалистов без опыта работы наблюдается в гуманитарных сферах: государственных службах (61% вакансий), туризме и гостиничном деле (35%), сфере маркетинга, рекламы и РЯ (24%), персонала офиса и АХО (23%) [2].
По данным портала Career.ru, который выявил мнение работодателей об относительно общем уровне готовности современных выпускников к профессиональной деятельности, отношение варьируется от оценки «скорее низкий уровень» (57%) до «очень низкий уровень» подготовки (23%) [5].
Оценивая отдельные аспекты подготовленности выпускников к будущей работе, работодатели выделяют личные качества молодых специалистов, такие как готовность получать дополнительное образование — 51%, инициативность — 45%, ответственность — 35%, умение работать в команде — 33%, самостоятельность — 20% [5]. К личным качествам выпускников, которые работодатели считают недостающими для успешного начала карьеры, компании относят: практические навыки — 35%, теоретические знания — 14%, ответственность — 13%, желание работать — 10% [5].
ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ
Уральский федеральный университет (УрФУ) находится в тесном взаимодействии со своими партнерами — промышленными предприятиями Урала, являясь основным поставщиком высококвалифицированных кадров для основных отраслей экономики региона, в связи с чем указанные обстоятельства актуализируют изучение карьерных представлений выпускников вуза — ожиданий от их будущего трудоустройства.
В проведенном нами исследовании приняли участие студенты старших курсов (выпускники) гуманитарных направлений подготовки, обучающиеся в институтах УрФУ: Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский гуманитарный институт, Институт государственного управления и предпринимательства, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, планирующие свое трудоустройство в ближайшие годы после окончания вуза.
В рамках исследования были проанализированы данные, полученные в ходе проведенного анкетного опроса, и сделан сравнительный анализ.
Генеральной совокупностью стала студенческая молодежь в возрасте от 19 до 23 лет, обучающаяся на гуманитарных направлениях подготовки в УрФУ, а именно:
• Высшая школа экономики и менеджмента — 220 человек;
• Уральский гуманитарный институт — 395 человек;
• Институт государственного управления и предпринимательства — 180 человек;
• Института физической культуры, спорта и молодежной политики — 205 человек.
Абсолютное большинство респондентов за время обучения в УрФУ проходили практику в организациях в соответствии с учебным планом образовательной программы или имеют опыт работы (рис. 1), при этом 24% опрошенных отмечают наличие опыта работы, не связанного с приобретаемой профессией, а 19% имеют опыт работы по специальности. Кроме того, 10% респондентов сотрудничают с волонтерскими организациями, принимают участие в волонтерских проектах, 5% работают в студенческих организациях и объединениях, стажировались в России 5% респондентов, за рубежом — 4% (1% отмечают и наличие опыта работы). Собственный стартап-проект планируют развивать 3% опрошенных.
Рис. 1. Наличие опыта работы
Больше половины респондентов (52%) имеют стаж работы от полугода, из них 23% имеют стаж более 1,5 лет, у 48% опрошенных стаж работы имеется небольшой, меньше полугода. Примечательно, что факт совмещения работы и учебы для современных студентов стал весьма характерным, но не всегда связан с получением навыков работы по получаемой в УрФУ профессии. Особенно в этом преуспевают студенты социально-гуманитарного профиля, так как процесс обучения менее насыщен технически сложными дисциплинами, требующими большего времени для изучения. Часто студенты социально-гуманитарных специальностей подрабатывают в сфере рекламы, маркетинга, СМИ и тех сферах, которым присущ скользящий график работы.
Ответы относительно предпочитаемой сферы деятельности распределились следующим образом: самыми популярными стали сферы медиа и рекламы — 17,8% респондентов, туризма — 13,4%, международных отношений — 12,3%, политика и государственное управление — 12%, образование и наука — 7,5%, сфера информационных технологий отмечена у 4,3% респондентов, остальная часть респондентов платинирует свою карьеру в сфере производства и инженерно-технических технологий (строительство, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая
Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России (№ 5 (38), 2018) 78:66-69
промышленность). Таким образом, выбор выпускниками предпочитаемых (привлекательных) сфер деятельности на 70% связан с получаемой ими профессией в вузе.
Среди основных критериев, которые являются определяющими в выборе будущего места работы, стали перспективы карьерного роста (19%), высокая заработная плата (15%), возможность самореализации (15%), комфортная обстановка в коллективе (15%), получение новых навыков (8%). Менее значимыми факторами считаются престиж компании (6%), гибкий рабочий график (4%), самостоятельность в работе (3%), средний, но стабильный заработок (3%), наличие соцпакета (2%), близость от дома (1%) (рис. 2).
лением» — 9%; включаться в уже сложившиеся отношения в коллективе — 9%; проявлять знания английского языка — 8%; проявлять умение находить новую информацию и генерировать новые идеи — 8%; проявлять умение быстро перестраиваться с одного режима работы на другой — 7%; способность брать на себя ответственность за результаты коллективной работы — 7% (рис. 4).
Рис. 2. Критерии, влияющие на выбор будущего места работы
Рис. 4. Готовность к будущей профессиональной деятельности
Среди факторов, которые могут затруднить трудоустройство выпускников после окончания вуза, были выделены следующие: отсутствие практического опыта работы по специальности — 26%, экономический кризис — 16%, отсутствие связей, знакомств — 14%. Среди опрошенных, не желающих работать по специальности, которой обучаются в вузе, — 10% (рис. 3).
Рис. 3. Факторы, затрудняющие трудоустройство выпускников
В вопросе о готовности к будущей профессиональной деятельности самую высокую оценку респонденты отдают готовности к командировкам — 12%, а самую низкую — способности брать на себя ответственность за результаты коллективной работы — 7%. Расчет коэффициентов одномерного частотного распределения позволяет заключить, что выпускники готовы в рамках выбранной профессии: проводить 40 часов в неделю на рабочем месте — 11%; проявлять устойчивость к монотонии (способность продуктивно выполнять однообразную работу) — 11%; готовы к ненормированному рабочему дню — 10%; намерены защищать и отстаивать свое мнение — 9%; способны работать под «дав-
При широкой демонстрации способностей, которые респонденты готовы проявить на месте будущей работы, разброс мнений о стартовом уровне заработной платы минимальный и имеет реальный характер: так, большинство опрошенных (57%) считают достаточным для начала карьерного пути ежемесячный доход в размере от 20 до 35 тыс. руб., 33 % опрошенных — меньше 20 тыс. руб./мес., 7% желают иметь заработную плату в размере до 50 тыс. руб./ мес. и только 3% рассчитывают на ежемесячную оплату своего труда свыше 50 тыс. Установленные показатели являются адекватными и соответствуют уровню заработной платы молодого специалиста в большинстве организаций Свердловской области.
Анализируя следующий показатель, а именно, способы поиска основного места работы, установили, что к основным способам работы респонденты отнесли следующие: официальные сайты компаний — 16%, использование социальных сетей — 13%, через учебно-производственную практику — 11%, «работные» поисковые сайты, порталы о карьере — 10%, частные способы (контакты) — 10%. Эти данные свидетельствуют об активности в поиске работы, наличие мотивации достижения. Среди выпускников распространена ценность самостоятельности, личностной целеустремленности, респонденты не боятся ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны. При этом практически нет доверия к ярмаркам вакансий, рас-сылкам, объявлениям, размещаемым на информационных досках в учебных корпусах и общежитиях, интернет-оценкам работодателей и их рекламной продукции.
ВЫВОДЫ
1. Основные желаемые сферы деятельности для будущих выпускников-гуманитариев соответствуют получаемой профессии — это сфера медиа и рекламы, туризм, политика и государственное управление, менее популярны
сферы образования и науки, консалтинга и экономики, /Г-технологий.
2. Большинство опрошенных отмечают наличие опыта работы, не связанного с приобретаемой профессией, что является для них затрудняющим условием в получении желаемого места работы.
3. Главными критериями выбора основного места работы выпускники считают возможность карьерного роста и размер заработной платы. Менее значимыми факторами считаются престиж организации и склонность компании к инновациям. Практически не имеют значения наличие социальной поддержки и близкое расположение организации к дому.
4. Профессиональная деятельность оценивается будущими специалистами как источник финансов и личностного развития. Немногие видят в своей будущей профессиональной деятельности получение новых профессиональных (знаний, навыков и опыта), развития профессиональных компетенций.
5. В будущем поиске работы и предстоящей профессиональной реализации большинство предпочитает рассчитывать на себя и личные связи, а не на социальные институты кадрового распределения.
Таким образом, изученные карьерные ожидания выпускников-гуманитариев от рынка труда оторваны от реальных представлений и знаний о том, какими умениями и характерными навыками должен обладать молодой специалист, по мнению сообщества работодателей, что отражает объективное состояние разрыва рынка образовательных услуг и рынка труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Н.В., Егорова Н.М. Экономические проблемы молодежного рынка труда [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27517354 (дата обращения: 01.06.2017).
2. Вакансии в России [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.zarplata.ru/vacancy?experience_le ngth_id[]=3000 (дата обращения: 01.06.2017).
3. Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? [Текст] / Е. Я. Варшавская // Социологические исследования. — 2016. — № 2. — С. 39—46.
4. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115775 (дата обращения: 01.06.2017).
5. Как работодатели оценивают современных выпускников? [Электронный ресурс]. — URL: https://career.ru/article/ 15186 (дата обращения: 01.06.2017).
6. Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам? [Электронный ресурс]. — URL: https:// career.ru/article/18255 (дата обращения: 01.06.2017).
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда [Текст]: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. — Москва: ГУУ, 2013. — 229 с.
8. Лопаткин И.В. Адаптация молодежи на современном рынке труда: социологический аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.03 / И.В. Лопаткин. — Саратов, 2015. — 177 с.
9. Московцева Е.А. Современные проблемы молодежи на рынке труда [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=20383017 (дата обращения: 01.06.2017).
10. Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях [Текст]: монография / В.И. Паниотто, В.С. Максименко. — Киев: Наукова думка, 1982. — 272 с.
11. Сколько хотите за диплом? [Электронный ресурс]. — URL: https://ekb.zarplata.ru /articles/50408431 (дата обращения: 01.06.2017).
12. Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ [Текст]: коллективная монография / под ред. А.В. Воронина, В.А. Гуртова, Л.М. Серовой. — М.: Экономика, 2015. — 363 с.
13. Федоровский А.Е. Социальные проблемы молодежи в современном обществе [Электронный ресурс]. — URL: http://ovv.esrae.ru/249-1091 (дата обращения: 01.06.2017).
REFERENCES
1. Andreeva N.V. Ekonomicheskie problemy molodezhnogo rynka truda [Economic problems of the youth labor market]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27517354 (accessed 01 June 2017).
2. Vakansii v Rossii [Vacancies in Russia]. Available at: https:// www.zarplata.ru/vacancy?experience_le ngth_id[]=3000 (accessed 01 June 2017).
3. Varshavskaya E.Ya. Uspeshnost' perekhoda «ucheba-rabota»: dlya kogo doroga legche? [The success of the "study-work" transition: for whom the road is easier?]. Sotsiologicheskie issle-dovaniya [Sociological studies]. 2016, I. 2, pp. 39—46.
4. Vysshee obrazovanie: kontrol' ne oslablyat', kachestvo povyshat' [Higher education: do not weaken control, improve quality]. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775 (accessed 01 June 2017).
5. Kak rabotodateli otsenivayut sovremennykh vypusknikov? [How do employers evaluate current graduates?]. Available at: https:// career.ru/article/15186 (accessed 01 June 2017).
6. Kakie trebovaniya pred"yavlyayut rabotodateli k molodym spet-sialistam? [What are the requirements of employers for young professionals?]. Available at: https://career.ru/article/18255 (accessed 01 June 2017).
7. Kibanov A.Ya. Upravlenie personalom: konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov na rynke truda [Personnel management: competitiveness of university graduates in the labor market]. Moscow, GUU Publ., 2013. 229 p.
8. Lopatkin I.V. Adaptatsiya molodezhi na sovremennom rynke truda: sotsiologicheskiy aspekt. Kand. Diss. [Adaptation of youth in the modern labor market: the sociological aspect.Cand. Diss.]. Saratov, 2015. 177 p.
9. Moskovtseva E.A. Sovremennye problemy molodezhi na rynke truda [Modern problems of youth in the labor market]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20383017 (accessed 01 June 2017).
10. Paniotto V.I. Kolichestvennye metody v sotsiologicheskikh issle-dovaniyakh [Quantitative methods in sociological research]. Kiev: Naukova dumka Publ., 1982. 272 p.
11. Skol'ko khotite za diplom? [How much do you want for a diploma?]. Available at: https://ekb.zarplata.ru /articles/ 50408431 (accessed 01 June 2017).
12. Trudoustroystvo vypusknikov: metodologiya, monitoring i analiz [Employment of graduates: methodology, monitoring and analysis]. Moscow: Ekonomika Publ., 2015. 363 p.
13. Fedorovskiy A.E. Sotsial'nyeproblemy molodezhi v sovremennom obshchestve [Social problems of youth in modern society]. Available at: http://ovv.esrae.ru/249-1091 (accessed 01 June 2017).