УДК 331.522
Олег Валентинович Охотников, кандидат философских наук, заведующий кафедрой управления персоналом и психологии, ФГАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» e-mail: [email protected]
Юлия Евгеньевна Казакова, магистрант, направление подготовки 38.04.03 Управление персоналом, ФГАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» e-mail: [email protected]
МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
Современное состояние рынка труда и системы высшего образования в России сегодня находится в разрыве представлений, таких как полученное образование у выпускников и требуемые навыки и компетенции у работодателей, уровень заработной платы у молодых специалистов и требования к качеству и производительности труда у работодателей и других. Связи с этим цель настоящей статьи - проведение сравнительного анализа взаимных ожиданий выпускников и работодателей.
Эмпирической базой выступают данные анкетного опроса студенческой молодежи в возрасте от 19 до 23 лет на базе УрФУ в г. Екатеринбурге. Информационной базой выступают карьерные порталы, открытые источники и банки данных по поиску работы.
Актуальность исследования обусловлена существованием проблемы трудоустройства молодежи с отсутствием опыта работы, профессионализма и реальной оценки развития своего карьерного будущего. В то же время успешность трудоустройства молодых специалистов (выпускников вуза) является одним из критериев эффективности функционирования системы высшего образования.
Результаты исследования показали:
1. Сопоставление ожиданий работодателей и выпускников обнаруживает главную проблему на молодежном рынке труда - это рассогласованность предложений и спроса, которая выражается в разрыве между экспектациями и предпочтениями работодателей и выпускников УрФУ.
2. Юридически этот «разрыв» в современной России оформился следующим образом: почти одновременно, с одной стороны, из названия системы высшего образования исчезло слово «профессиональное», с другой стороны, были введены «профессиональные» стандарты.
Ключевые слова: молодежный рынок труда, молодые специалисты, выпускники, карьера, работодатели.
Современное состояние рынка труда и системы высшего образования в России можно охарактеризовать как ситуация «разрыва»: разрыва взаимных надежд и ожиданий, разрыва представлений о полученном образовании у выпускников и требуемых навыков и компетенций у работодателей, разрыва ожиданий уровня заработной платы у молодых специалистов и требований к качеству и производительности труда у работодателей.
Проблема несоответствия рынка труда и рынка образовательных услуг
предполагает комплексный подход в изучении совокупности составляющих ее областей, в том числе состояние рынка труда молодежи, молодежная безработица и обеспечение занятости, проблемы профессионального определения, трудоустройства и адаптации молодых специалистов и другие.
Молодежный рынок труда, вопросы занятости и трудоустройства молодых специалистов исследуется в трудах отечественных и зарубежных экономистов и социологов: П. Бурдье, Я.В. Дидковской, Н.Ф. Басова, В.Т. Лисовского, который одним из первых дал определение категории понятия «мо-
лодежь». Из современных исследований следует выделить работы Е.М. Аврамовой, Ю.Б. Верпа-ховской, М. Вороны, А. Долговой, И. Жуковой. В работах перечисленных авторов анализируются основные социальные проблемы молодежи в современном мире, в том числе в сфере труда и занятости молодых специалистов.
Многие авторские исследования изучают проблему ценностных ориентаций молодежи и несоответствия выбранной студентами профессии запросам рынка труда: В.А. Ядова, М.Х. Титмы, С.И. Григорьева, В.Г. Немировского, Ю.Р. Вишневского и других. В последнее время стал затрагиваться вопрос о желании выпускников работать по своей специальности.
Вопросы адаптации молодых специалистов на рынке труда рассматриваются, например, в учебниках и учебных пособиях по управлению персоналом Одегова Ю.Г., Журавлева П.В., Кибанова А.Я., Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., Маслова Е.В.
Механизмы взаимодействия рынка труда и высшей школы анализируются в трудах И. Артюши-ной, С.М. Астаховой, Т.Б. Беляевой, В. Казерина,
Г.А. Лукичева, Л. Чижовой, М.В. Юрасовой.
В настоящей статье авторами проведен сравнительный анализ ожиданий от рынка труда выпускников вуза и предпочтений работодателей.
С одной стороны, информационную базу исследования составили данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), интернет-порталов Зарпата.ру, HeadHunter, Career.ru, с другой - эмпирической базой исследования послужили результаты анкетного опроса собственного эмпирического исследования, проведенного среди выпускников гуманитарных направлений подготовки УрФУ в г. Екатеринбурге (315 респондентов):
- Высшая школа экономики и менеджмента (ВШЭМ) - 68 человек;
- Институт гуманитарных наук и искусств (ИГНИ) - 71;
- Институт государственного управления и предпринимательства (ТГУП) - 77;
- Институт социальных и политических наук (ИСПН) - 55;
- Институт Физической культуры, спорта и молодежной политики (ИФКСиМП) - 44.
По данным опроса, проведенного в июле 2016 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), о том, как оценивают в нашей стране уровень высшего образования, в частности, молодые специалисты, работодатели и взрослое население России в целом, недостаток практических навыков у выпускников российских вузов признает абсолютное большинство работодателей - 91 %. Каждый второй работодатель (53 %) убежден в недостатке теоретических знаний выпускников вузов, а тех, кто придерживается обратного мнения - 43 % [9].
В то же время в ответе на вопрос «Какой опыт или квалификация имеется у Вас в настоящее время?» большинство опрошенных выпускников указали на наличие практического опыта, но половина из них не имеют опыта работы по специальности. Примечательно, что факт совмещения работы
и учебы для современных студентов стал весьма характерным, но не всегда связан с получением навыков работы по получаемой в УрФУ профессии. Особенно в этом преуспевают студенты социально-гуманитарного профиля, так как процесс обучения менее насыщен технически-сложными дисциплинами, требующих большего времени для изучения. Часто студенты социально-гуманитарных специальностей подрабатывают в сфере рекламы, маркетинга, СМИ, и тех сферах, которым присущ скользящий график работы.
Вместе с тем следует особо отметить, что по оценкам портала Career.ru отсутствие практических навыков работы у молодых специалистов компании-работодатели не относят к основным предъявляемым требованиям при приеме на работу, в то время как выпускниками этот фактор оценен как затрудняющий в получении желаемого места работы - 26 % [13].
Как показало исследование Зарпата.ру в мае 2017 года, компании готовы брать на работу выпускников без опыта: у 63 % опрошенных за последние полгода были вакансии, на которые они рассматривали таких соискателей. А у каждого второго работодателя такие вакансии открыты и сейчас [21].
Наибольшее количество предложений для специалистов без опыта работы наблюдается в гуманитарных сферах: государственных службах (61% вакансий), туризме и гостиничном деле (35 %), сфере маркетинга, рекламы и PR (24%), персонала офиса и АХО (23%) [7].
По данным портала Career.ru, который выявил мнение работодателей об относительно общего уровня готовности современных выпускников к профессиональной деятельности, отношение варьируется от оценки «скорее низкий уровень» (57 %) до «очень низкий уровень» подготовки (23 %) [12]. Из полученных анкетных данных сами выпускники в целом положительно оценивают свою подготовку к будущей профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1. Подготовка выпускников к будущей профессиональной деятельности (собственное мнение)
Выразите свое мнение по следующему утверждению: «Благодаря моей учебе я полностью подготовлен (-а) для профессиональной деятельности»
Варианты ответа ВШЭМ ИГНИ ИГУП ИСПН ИФКСиМП Всего ответивших, %
Пожалуй, согласен (-а) 23 18 30 14 18 33
Вполне согласен (-а) 5 3 4 5 5 7
Пожалуй, не согласен (-а) 15 19 14 11 11 22
Не согласен (-а) 8 8 7 6 1 10
Совершенно не согласен (-а) 3 4 2 5 0 4
Затрудняюсь ответить 14 19 20 14 9 24
Оценивая отдельные аспекты подготовленности выпускников к будущей работе, работодатели проявили больший интерес к наличию способностей у молодых специалистов, которые свою очередь не были отмечены опрошенными выпускниками в качестве приоритетных. В частности, из основных личных качеств, необходимых будущим специалистам для успешного начала карьеры, ком-
пании выделяют: инициативность (45 %), ответственность (35 %), умение работать в команде (33 %), самостоятельность (20 %).
Сопоставим представленные данные с точкой зрения респондентов о качествах, которые они готовы проявить для развития своей карьеры (таблица 2):
Таблица 2. Личные качества выпускников, необходимые для развития карьеры (собственное мнение)
Личные качества (умения, навыки) выпускников, необходимые для успешного построения карьеры Мнение выпускников, % Мнение работодателей, %
Инициативность (умение находить новую информацию и генерировать новые идеи) 8 45
Ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты коллективной работы) 7 35
Умение работать в команде (умение включаться в уже сложившиеся отношения в коллективе) 9 33
Самостоятельность (ответственность и самостоятельность в работе) 3 20
По оценкам порталов по поиску работы основное несоответствие в ожиданиях выпускников и работодателей, которое может помешать получить молодым специалистам работу, как правило, состоит в стартовом уровне зарплаты начинающего сотрудника.
По данным Банка данных заработных плат
HeadHunter в марте 2016 года средняя зарплата специалистов начального уровня в России, составила 25 тыс. рублей, при этом оклад был равен 21 тыс. рублей. Годом ранее фиксированный оклад был равен 23 тыс. рублей, а совокупный (то есть с бонусами и премиями) - 27 тыс. рублей [5] (рисунок 1).
Рисунок 1. Средние зарплаты для специалистов в России 2014-2016 гг.
Лидером по начальной зарплате являются разработчики (27 тыс. рублей), на втором месте находятся рабочие на производстве (21 тыс. рублей). Самая низкая зарплата в регионах весной 2016 года была у начинающих специалистов, работающих в сфере консалтинга (15 тыс. рублей), а также в сферах гостеприимства, СМИ и у юристов (16 тыс. рублей), т. е. в гуманитарных отраслях экономики (рисунки 2, 3).
Из проведенного нами исследования очевидно, что желаемый уровень зарплаты в представлении выпускников в сравнении с реально-возможным уровнем с точки зрения работодателей для молодых специалистов практически совпадает. Большинство респондентов рассчитывает на стартовый размер заработной платы не более, чем 35 тыс. руб., единицы планируют получить зарплату в начале своего карьерного пути в размере более 50 тыс.
140
Разработка ПО Эксплуатация ИС Дизайн, верстка Финансы и
иллюстрация экономика
I'.'.' ]Старт карьеры УШлЧерез 1-3 года I ¡Через 3-5 лет
ЕшЭЧерез 5-7 лет —»—Через 7-10лет
Рисунок 2. Средние заработные платы в профобластях весной 2016 г. (в регионах) (Примечание: про-фобласти расположены по уровню убывания зарплаты в регионах для начального уровня. Все регионы РФ без учета Москвы и Санкт-Петербурга)
о т
I—1
ЕШИ]Старт карьеры ш>тЧерез 1-3 года Через 3-5 лет
^^Через 5-7 лет * Через 7-10 лет
Рисунок 3. Средние заработные платы в профобластях весной 2016 г. (в регионах) (Примечание: про-фобласти расположены по уровню убывания зарплаты в регионах для начального уровня. Все регионы РФ без учета Москвы и Санкт-Петербурга)
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Сопоставление ожиданий работодателей и выпускников обнаруживает главную проблему на молодежном рынке труда: рассогласованность предложения и спроса, которая выражается в разрыве между экспектациями и предпочтениями ра-
ботодателей и выпускников УрФУ
2. Юридически этот «разрыв» в современной России оформился следующим образом: почти одновременно, с одной стороны, из названия системы высшего образования исчезло слово «профессиональное», с другой стороны, были введены «профессиональные» стандарты.
Литература
1. Аврамова, Е.М. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции / Е.М. Аврамо-ва, Е.В. Кулагина, Ю.Б. Верпаховская // Человек и труд. - 2007. - № 9. - С. 41-47.
2. Аврамова, Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов / Е.М. Аврамова // Общественные науки и современность. - 2011. - № 3. - С. 51-61.
3. Артюшина, И.А. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда / И.А. Артюшина // Высшее образование в России. - 2006. - № 6. - С. 28-32.
4. Астахова, С.М. Регулирование взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в сфере подготовки специалистов с высшим образованием / С.М. Астахова // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 8 (8). - С. 13-18.
5. Банк данных заработных плат [Электронный ресурс] / hh.ru. - Режим доступа: https://hh.ru/article/ zarplaty - (дата обращения: 01.06.2017).
6. Беляева, Т.Б. Экономическое обоснование взаимодействия вузовской подготовки и рынка труда / Т.Б. Беляева //Экономика образования. - 2006. - № 4. - С. 63-73.
7. Вакансии в России [Электронный ресурс] / Зарплата.ру. - Режим доступа: https://www.zarplata.ru/ vacancy?experience_le%20ngth_id[]=3000 - (дата обращения: 01.06.2017).
8. Вишневский, Ю.Р. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса [Электронный ресурс] / Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Банникова, М.В. Певная. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26596989 - (дата обращения: 01.06.2017).
9. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115775 - (дата обращения: 01.06.2017).
10. Дидковская, Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Я.В. Дидковская // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 132-135.
11. Долгова, А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. - 2007. - № 8. - С. 38-41.
12. Как работодатели оценивают современных выпускников? [Электронный ресурс] / Career.ru. - Режим доступа: https://career.ru/article/15186 - (дата обращения: 01.06.2017).
13. Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам? [Электронный ресурс] / Career.ru. - Режим доступа: https://career.ru/article/18255 - (дата обращения: 01.06.2017).
14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - Москва: ГУУ 2013. - 229 с.
15. Константиновский, Д.Л. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования / Д.Л. Констан-тиновский, Е.С. Попова // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 37-48.
16. Лукичев, Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей / Г.В. Лукичев // Экономика образования. - 2005. - № 4. - С. 5-21.
17. Молодежная безработица: современные тренды и последствия (обновлено) [Электронный ресурс] / Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы». - Режим доступа http://rescue.org.ru/ru/news/analytics/5338-molodezhnaya-bezrabotitsa-sovremennye-trendy-i-posledstviya - (дата обращения: 01.06.2017).
18. Немировский, В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования: монография / В.Г. Немиров-ский. - Красноярск: КрасГУ, 1989. - 196 с.
19. Ожидания выпускников от будущего трудоустройства и их фактическое трудоустройство с учетом современных условий рынка труда / О.А. Большакова, А.М. Стасенко, А.В. Цыганова, Е.Н. Котенкова // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Двенадцатой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции 28-29 октября 2015 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Петрозаводской гос. ун-т». - Петрозаводск, 2015. - Кн. I. - 288 с.
20. Рощин, С.Ю. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований / С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков // Вопросы образования. - 2015. -№ 1. - С. 137-181.
21. Сколько хотите за диплом? [Электронный ресурс] / Зарплата.ру. - Режим доступа: https://ekb.zarplata. ш /шйс^/50408431 - (дата обращения: 01.06.2017).
22. Чижова, Л.С. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы / Л.С. Чижова // Человек и труд. - 2004. - № 8. - С. 37-40.