Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)'

МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ВЫПУСКНИКИ / КАРЬЕРА / РАБОТОДАТЕЛИ / YOUTH LABOR MARKET / YOUNG SPECIALISTS / GRADUATES / CAREER / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Охотников Олег Валентинович, Казакова Юлия Евгеньевна

Современное состояние рынка труда и системы высшего образования в России сегодня находится в разрыве представлений, таких как полученное образование у выпускников и требуемые навыки и компе- тенции у работодателей, уровень заработной платы у молодых специалистов и требования к качеству и производительности труда у работодателей и других. Связи с этим цель настоящей статьи - проведе- ние сравнительного анализа взаимных ожиданий выпускников и работодателей.Эмпирической базой выступают данные анкетного опроса студенческой молодежи в возрасте от 19 до 23 лет на базе УрФУ в г. Екатеринбурге. Информационной базой выступают карьерные порталы, открытые источники и банки данных по поиску работы.Актуальность исследования обусловлена существованием проблемы трудоустройства молодежи с отсутствием опыта работы, профессионализма и реальной оценки развития своего карьерного буду- щего. В то же время успешность трудоустройства молодых специалистов (выпускников вуза) является одним из критериев эффективности функционирования системы высшего образования.Результаты исследования показали:Сопоставление ожиданий работодателей и выпускников обнаруживает главную проблему на моло- дежном рынке труда - это рассогласованность предложений и спроса, которая выражается в разрыве между экспектациями и предпочтениями работодателей и выпускников УрФУ.Юридически этот «разрыв» в современной России оформился следующим образом: почти одновре- менно, с одной стороны, из названия системы высшего образования исчезло слово «профессиональное», с другой стороны, были введены «профессиональные» стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Охотников Олег Валентинович, Казакова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH LABOR MARKET: MUTUAL EXPECTATIONS OF GRADUATES AND EMPLOYERS (COMPARATIVE ANALYSIS)

The present state of labor market and higher education system in Russia is characterized by contradictions between the education got by a graduate and the skills and competencies required by an employer, the young spe- cialist salary level and the requirements for his/her performance, etc. In this regard, the aim of the present work is to analyze mutual expectations of graduates and employers.A questionnaire based survey among Ural Federal University (Ekaterinburg) students aged 19 to 23 has been a key empirical input for this research. We have also taken into consideration some job boards, relevant public sources of information, and databanks on job offers.Relevance of this research is due to the employment problem for young people without work experience, profes- sionalism, and clear understanding of their career development. Better labor market performance of graduates and young specialists, meanwhile, is one of the criteria of the higher education system efficiency.The results of the research have shown:The comparison of graduates’ and employers’ expectations reveals the main problem in the youth labor mar- ket, that is, imbalance between supply and demand illustrated by the differences between the employers’ expecta- tions and preferences and those of the graduates of Ural Federal University.The contradictions mentioned above have been formalized in Russia nowadays, that is, on the one hand, the term higher professional education has been replaced by the term higher education and, on the other hand, profes- sional standards have been introduced almost simultaneously.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)»

УДК 331.522

Олег Валентинович Охотников, кандидат философских наук, заведующий кафедрой управления персоналом и психологии, ФГАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» e-mail: o.v.ohotnikov@urfu.ru

Юлия Евгеньевна Казакова, магистрант, направление подготовки 38.04.03 Управление персоналом, ФГАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» e-mail: y.e.kazakova@urfu.ru

МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Современное состояние рынка труда и системы высшего образования в России сегодня находится в разрыве представлений, таких как полученное образование у выпускников и требуемые навыки и компетенции у работодателей, уровень заработной платы у молодых специалистов и требования к качеству и производительности труда у работодателей и других. Связи с этим цель настоящей статьи - проведение сравнительного анализа взаимных ожиданий выпускников и работодателей.

Эмпирической базой выступают данные анкетного опроса студенческой молодежи в возрасте от 19 до 23 лет на базе УрФУ в г. Екатеринбурге. Информационной базой выступают карьерные порталы, открытые источники и банки данных по поиску работы.

Актуальность исследования обусловлена существованием проблемы трудоустройства молодежи с отсутствием опыта работы, профессионализма и реальной оценки развития своего карьерного будущего. В то же время успешность трудоустройства молодых специалистов (выпускников вуза) является одним из критериев эффективности функционирования системы высшего образования.

Результаты исследования показали:

1. Сопоставление ожиданий работодателей и выпускников обнаруживает главную проблему на молодежном рынке труда - это рассогласованность предложений и спроса, которая выражается в разрыве между экспектациями и предпочтениями работодателей и выпускников УрФУ.

2. Юридически этот «разрыв» в современной России оформился следующим образом: почти одновременно, с одной стороны, из названия системы высшего образования исчезло слово «профессиональное», с другой стороны, были введены «профессиональные» стандарты.

Ключевые слова: молодежный рынок труда, молодые специалисты, выпускники, карьера, работодатели.

Современное состояние рынка труда и системы высшего образования в России можно охарактеризовать как ситуация «разрыва»: разрыва взаимных надежд и ожиданий, разрыва представлений о полученном образовании у выпускников и требуемых навыков и компетенций у работодателей, разрыва ожиданий уровня заработной платы у молодых специалистов и требований к качеству и производительности труда у работодателей.

Проблема несоответствия рынка труда и рынка образовательных услуг

предполагает комплексный подход в изучении совокупности составляющих ее областей, в том числе состояние рынка труда молодежи, молодежная безработица и обеспечение занятости, проблемы профессионального определения, трудоустройства и адаптации молодых специалистов и другие.

Молодежный рынок труда, вопросы занятости и трудоустройства молодых специалистов исследуется в трудах отечественных и зарубежных экономистов и социологов: П. Бурдье, Я.В. Дидковской, Н.Ф. Басова, В.Т. Лисовского, который одним из первых дал определение категории понятия «мо-

лодежь». Из современных исследований следует выделить работы Е.М. Аврамовой, Ю.Б. Верпа-ховской, М. Вороны, А. Долговой, И. Жуковой. В работах перечисленных авторов анализируются основные социальные проблемы молодежи в современном мире, в том числе в сфере труда и занятости молодых специалистов.

Многие авторские исследования изучают проблему ценностных ориентаций молодежи и несоответствия выбранной студентами профессии запросам рынка труда: В.А. Ядова, М.Х. Титмы, С.И. Григорьева, В.Г. Немировского, Ю.Р. Вишневского и других. В последнее время стал затрагиваться вопрос о желании выпускников работать по своей специальности.

Вопросы адаптации молодых специалистов на рынке труда рассматриваются, например, в учебниках и учебных пособиях по управлению персоналом Одегова Ю.Г., Журавлева П.В., Кибанова А.Я., Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., Маслова Е.В.

Механизмы взаимодействия рынка труда и высшей школы анализируются в трудах И. Артюши-ной, С.М. Астаховой, Т.Б. Беляевой, В. Казерина,

Г.А. Лукичева, Л. Чижовой, М.В. Юрасовой.

В настоящей статье авторами проведен сравнительный анализ ожиданий от рынка труда выпускников вуза и предпочтений работодателей.

С одной стороны, информационную базу исследования составили данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), интернет-порталов Зарпата.ру, HeadHunter, Career.ru, с другой - эмпирической базой исследования послужили результаты анкетного опроса собственного эмпирического исследования, проведенного среди выпускников гуманитарных направлений подготовки УрФУ в г. Екатеринбурге (315 респондентов):

- Высшая школа экономики и менеджмента (ВШЭМ) - 68 человек;

- Институт гуманитарных наук и искусств (ИГНИ) - 71;

- Институт государственного управления и предпринимательства (ТГУП) - 77;

- Институт социальных и политических наук (ИСПН) - 55;

- Институт Физической культуры, спорта и молодежной политики (ИФКСиМП) - 44.

По данным опроса, проведенного в июле 2016 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), о том, как оценивают в нашей стране уровень высшего образования, в частности, молодые специалисты, работодатели и взрослое население России в целом, недостаток практических навыков у выпускников российских вузов признает абсолютное большинство работодателей - 91 %. Каждый второй работодатель (53 %) убежден в недостатке теоретических знаний выпускников вузов, а тех, кто придерживается обратного мнения - 43 % [9].

В то же время в ответе на вопрос «Какой опыт или квалификация имеется у Вас в настоящее время?» большинство опрошенных выпускников указали на наличие практического опыта, но половина из них не имеют опыта работы по специальности. Примечательно, что факт совмещения работы

и учебы для современных студентов стал весьма характерным, но не всегда связан с получением навыков работы по получаемой в УрФУ профессии. Особенно в этом преуспевают студенты социально-гуманитарного профиля, так как процесс обучения менее насыщен технически-сложными дисциплинами, требующих большего времени для изучения. Часто студенты социально-гуманитарных специальностей подрабатывают в сфере рекламы, маркетинга, СМИ, и тех сферах, которым присущ скользящий график работы.

Вместе с тем следует особо отметить, что по оценкам портала Career.ru отсутствие практических навыков работы у молодых специалистов компании-работодатели не относят к основным предъявляемым требованиям при приеме на работу, в то время как выпускниками этот фактор оценен как затрудняющий в получении желаемого места работы - 26 % [13].

Как показало исследование Зарпата.ру в мае 2017 года, компании готовы брать на работу выпускников без опыта: у 63 % опрошенных за последние полгода были вакансии, на которые они рассматривали таких соискателей. А у каждого второго работодателя такие вакансии открыты и сейчас [21].

Наибольшее количество предложений для специалистов без опыта работы наблюдается в гуманитарных сферах: государственных службах (61% вакансий), туризме и гостиничном деле (35 %), сфере маркетинга, рекламы и PR (24%), персонала офиса и АХО (23%) [7].

По данным портала Career.ru, который выявил мнение работодателей об относительно общего уровня готовности современных выпускников к профессиональной деятельности, отношение варьируется от оценки «скорее низкий уровень» (57 %) до «очень низкий уровень» подготовки (23 %) [12]. Из полученных анкетных данных сами выпускники в целом положительно оценивают свою подготовку к будущей профессиональной деятельности (таблица 1).

Таблица 1. Подготовка выпускников к будущей профессиональной деятельности (собственное мнение)

Выразите свое мнение по следующему утверждению: «Благодаря моей учебе я полностью подготовлен (-а) для профессиональной деятельности»

Варианты ответа ВШЭМ ИГНИ ИГУП ИСПН ИФКСиМП Всего ответивших, %

Пожалуй, согласен (-а) 23 18 30 14 18 33

Вполне согласен (-а) 5 3 4 5 5 7

Пожалуй, не согласен (-а) 15 19 14 11 11 22

Не согласен (-а) 8 8 7 6 1 10

Совершенно не согласен (-а) 3 4 2 5 0 4

Затрудняюсь ответить 14 19 20 14 9 24

Оценивая отдельные аспекты подготовленности выпускников к будущей работе, работодатели проявили больший интерес к наличию способностей у молодых специалистов, которые свою очередь не были отмечены опрошенными выпускниками в качестве приоритетных. В частности, из основных личных качеств, необходимых будущим специалистам для успешного начала карьеры, ком-

пании выделяют: инициативность (45 %), ответственность (35 %), умение работать в команде (33 %), самостоятельность (20 %).

Сопоставим представленные данные с точкой зрения респондентов о качествах, которые они готовы проявить для развития своей карьеры (таблица 2):

Таблица 2. Личные качества выпускников, необходимые для развития карьеры (собственное мнение)

Личные качества (умения, навыки) выпускников, необходимые для успешного построения карьеры Мнение выпускников, % Мнение работодателей, %

Инициативность (умение находить новую информацию и генерировать новые идеи) 8 45

Ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты коллективной работы) 7 35

Умение работать в команде (умение включаться в уже сложившиеся отношения в коллективе) 9 33

Самостоятельность (ответственность и самостоятельность в работе) 3 20

По оценкам порталов по поиску работы основное несоответствие в ожиданиях выпускников и работодателей, которое может помешать получить молодым специалистам работу, как правило, состоит в стартовом уровне зарплаты начинающего сотрудника.

По данным Банка данных заработных плат

HeadHunter в марте 2016 года средняя зарплата специалистов начального уровня в России, составила 25 тыс. рублей, при этом оклад был равен 21 тыс. рублей. Годом ранее фиксированный оклад был равен 23 тыс. рублей, а совокупный (то есть с бонусами и премиями) - 27 тыс. рублей [5] (рисунок 1).

Рисунок 1. Средние зарплаты для специалистов в России 2014-2016 гг.

Лидером по начальной зарплате являются разработчики (27 тыс. рублей), на втором месте находятся рабочие на производстве (21 тыс. рублей). Самая низкая зарплата в регионах весной 2016 года была у начинающих специалистов, работающих в сфере консалтинга (15 тыс. рублей), а также в сферах гостеприимства, СМИ и у юристов (16 тыс. рублей), т. е. в гуманитарных отраслях экономики (рисунки 2, 3).

Из проведенного нами исследования очевидно, что желаемый уровень зарплаты в представлении выпускников в сравнении с реально-возможным уровнем с точки зрения работодателей для молодых специалистов практически совпадает. Большинство респондентов рассчитывает на стартовый размер заработной платы не более, чем 35 тыс. руб., единицы планируют получить зарплату в начале своего карьерного пути в размере более 50 тыс.

140

Разработка ПО Эксплуатация ИС Дизайн, верстка Финансы и

иллюстрация экономика

I'.'.' ]Старт карьеры УШлЧерез 1-3 года I ¡Через 3-5 лет

ЕшЭЧерез 5-7 лет —»—Через 7-10лет

Рисунок 2. Средние заработные платы в профобластях весной 2016 г. (в регионах) (Примечание: про-фобласти расположены по уровню убывания зарплаты в регионах для начального уровня. Все регионы РФ без учета Москвы и Санкт-Петербурга)

о т

I—1

ЕШИ]Старт карьеры ш>тЧерез 1-3 года Через 3-5 лет

^^Через 5-7 лет * Через 7-10 лет

Рисунок 3. Средние заработные платы в профобластях весной 2016 г. (в регионах) (Примечание: про-фобласти расположены по уровню убывания зарплаты в регионах для начального уровня. Все регионы РФ без учета Москвы и Санкт-Петербурга)

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Сопоставление ожиданий работодателей и выпускников обнаруживает главную проблему на молодежном рынке труда: рассогласованность предложения и спроса, которая выражается в разрыве между экспектациями и предпочтениями ра-

ботодателей и выпускников УрФУ

2. Юридически этот «разрыв» в современной России оформился следующим образом: почти одновременно, с одной стороны, из названия системы высшего образования исчезло слово «профессиональное», с другой стороны, были введены «профессиональные» стандарты.

Литература

1. Аврамова, Е.М. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции / Е.М. Аврамо-ва, Е.В. Кулагина, Ю.Б. Верпаховская // Человек и труд. - 2007. - № 9. - С. 41-47.

2. Аврамова, Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов / Е.М. Аврамова // Общественные науки и современность. - 2011. - № 3. - С. 51-61.

3. Артюшина, И.А. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда / И.А. Артюшина // Высшее образование в России. - 2006. - № 6. - С. 28-32.

4. Астахова, С.М. Регулирование взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в сфере подготовки специалистов с высшим образованием / С.М. Астахова // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 8 (8). - С. 13-18.

5. Банк данных заработных плат [Электронный ресурс] / hh.ru. - Режим доступа: https://hh.ru/article/ zarplaty - (дата обращения: 01.06.2017).

6. Беляева, Т.Б. Экономическое обоснование взаимодействия вузовской подготовки и рынка труда / Т.Б. Беляева //Экономика образования. - 2006. - № 4. - С. 63-73.

7. Вакансии в России [Электронный ресурс] / Зарплата.ру. - Режим доступа: https://www.zarplata.ru/ vacancy?experience_le%20ngth_id[]=3000 - (дата обращения: 01.06.2017).

8. Вишневский, Ю.Р. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса [Электронный ресурс] / Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Банникова, М.В. Певная. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26596989 - (дата обращения: 01.06.2017).

9. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115775 - (дата обращения: 01.06.2017).

10. Дидковская, Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Я.В. Дидковская // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 132-135.

11. Долгова, А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. - 2007. - № 8. - С. 38-41.

12. Как работодатели оценивают современных выпускников? [Электронный ресурс] / Career.ru. - Режим доступа: https://career.ru/article/15186 - (дата обращения: 01.06.2017).

13. Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам? [Электронный ресурс] / Career.ru. - Режим доступа: https://career.ru/article/18255 - (дата обращения: 01.06.2017).

14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - Москва: ГУУ 2013. - 229 с.

15. Константиновский, Д.Л. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования / Д.Л. Констан-тиновский, Е.С. Попова // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 37-48.

16. Лукичев, Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей / Г.В. Лукичев // Экономика образования. - 2005. - № 4. - С. 5-21.

17. Молодежная безработица: современные тренды и последствия (обновлено) [Электронный ресурс] / Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы». - Режим доступа http://rescue.org.ru/ru/news/analytics/5338-molodezhnaya-bezrabotitsa-sovremennye-trendy-i-posledstviya - (дата обращения: 01.06.2017).

18. Немировский, В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования: монография / В.Г. Немиров-ский. - Красноярск: КрасГУ, 1989. - 196 с.

19. Ожидания выпускников от будущего трудоустройства и их фактическое трудоустройство с учетом современных условий рынка труда / О.А. Большакова, А.М. Стасенко, А.В. Цыганова, Е.Н. Котенкова // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Двенадцатой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции 28-29 октября 2015 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Петрозаводской гос. ун-т». - Петрозаводск, 2015. - Кн. I. - 288 с.

20. Рощин, С.Ю. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований / С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков // Вопросы образования. - 2015. -№ 1. - С. 137-181.

21. Сколько хотите за диплом? [Электронный ресурс] / Зарплата.ру. - Режим доступа: https://ekb.zarplata. ш /шйс^/50408431 - (дата обращения: 01.06.2017).

22. Чижова, Л.С. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы / Л.С. Чижова // Человек и труд. - 2004. - № 8. - С. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.