Научная статья на тему 'ПОВСЕДНЕВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГИМНАЗИИ В 1895 – ИЮЛЕ 1911 гг. (ПО ПИСЬМАМ С.Н. ШАМОНИНОЙ К Н.Н. ПЛАТОНОВОЙ)'

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГИМНАЗИИ В 1895 – ИЮЛЕ 1911 гг. (ПО ПИСЬМАМ С.Н. ШАМОНИНОЙ К Н.Н. ПЛАТОНОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Н. Шамонина / Н.Н. Платонова / семейная жизнь / повседневность / учебный процесс / бескорыстие / сострадание / племянники / золовка / S.N. Shamonina / N.N. Platonova / family life / everyday life / educational process / selflessness / compassion / nephews / sister-in-law

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Митрофанов Виктор Владимирович

Публикуемые эпистолярные материалы являются важным источником о семье Шамониных, проживав-ших в Нижнем Новгороде. Их автором является учитель нижегородской гимназии, дворянского происхожде-ния С.Н. Шамонина. В 1906 г. умирает еѐ муж и она остается с 6 детьми разного возраста. Именно они и яв-ляются главными героями писем, адресованных золовке Надежде Николаевне Платоновой – жене выдающе-гося отечественного историка. Активная взаимная переписка начинается в 1910 г., хотя еѐ начало относится к 1896 г. Между корреспондентами устанавливаются теплые, дружеские, действительно родственные отноше-ния, которые будут сохраняться до 1928 г. – года ухода из жизни Надежды Николаевны. Повседневная жизнь, финансовые трудности, успехи и проблемы в учебе детей, их физическое здоровье и болезни – всѐ находит своѐ отражение на страницах писем. Поиск пути в жизни старшей дочери, готовность еѐ уйти в мо-настырь доставляют матери немало горечи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE OF A TEACHER OF THE NIZHNY NOVGOROD GYMNASIUM IN 1895 – JULY 1911 (ACCORDING TO LETTERS FROM S.N. SHAMONINA TO N.N. PLATONOVA)

The published epistolary materials are an important source about the Shamonin family who lived in Nizhny Novgorod. Their author is a teacher of the Nizhny Novgorod gymnasium, of noble origin S.N. Shamonin. In 1906, her husband died and she was left with 6 children of different ages. They are the main characters of the letters addressed to the sister–in-law Nadezhda Nikolaevna Platonova, the wife of an outstanding Russian historian. Active mutual correspondence begins in 1910, although its beginning dates back to 1896. Warm, friendly, and truly family relations are established between the correspondents, which will continue until 1928 – the year of Nadezhda Nikolaevna's passing away. Everyday life, financial difficulties, successes and problems in children's studies, their physical health and illnesses – everything is reflected in the pages of letters. The search for a path in the life of the eldest daughter, her willingness to go to a monastery, gives the mother a lot of bitterness.

Текст научной работы на тему «ПОВСЕДНЕВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГИМНАЗИИ В 1895 – ИЮЛЕ 1911 гг. (ПО ПИСЬМАМ С.Н. ШАМОНИНОЙ К Н.Н. ПЛАТОНОВОЙ)»

236

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия : Социальные науки, 2023, № 4 (72), с. 236-249

УДК 37.01(092)+37.034

Б01 10.52452/18115942_2023_4_236

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГИМНАЗИИ

В 1895 - ИЮЛЕ 1911 гг.

(ПО ПИСЬМАМ С.Н. ШАМОНИНОЙ К Н.Н. ПЛАТОНОВОЙ)

© 2023 г. В.В. Митрофанов

Митрофанов Виктор Владимирович, д.и.н.; доц.; профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Университета при Межпарламентской ассамблее при ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

viktor-n1962@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2023 Статья принята к публикации 30.10.2023

Публикуемые эпистолярные материалы являются важным источником о семье Шамониных, проживавших в Нижнем Новгороде. Их автором является учитель нижегородской гимназии, дворянского происхождения С.Н. Шамонина. В 1906 г. умирает её муж и она остается с 6 детьми разного возраста. Именно они и являются главными героями писем, адресованных золовке Надежде Николаевне Платоновой - жене выдающегося отечественного историка. Активная взаимная переписка начинается в 1910 г., хотя её начало относится к 1896 г. Между корреспондентами устанавливаются теплые, дружеские, действительно родственные отношения, которые будут сохраняться до 1928 г. - года ухода из жизни Надежды Николаевны. Повседневная жизнь, финансовые трудности, успехи и проблемы в учебе детей, их физическое здоровье и болезни - всё находит своё отражение на страницах писем. Поиск пути в жизни старшей дочери, готовность её уйти в монастырь доставляют матери немало горечи.

Ключевые слова: С.Н. Шамонина, Н.Н. Платонова, семейная жизнь, повседневность, учебный процесс, бескорыстие, сострадание, племянники, золовка.

Введение

На страницах журналов всё чаше появляются исследования, которые относятся к перспективному антропологическому направлению, получившему название «микроистория». Оно активно развивается: вводятся в научный оборот многочисленные архивные материалы, касающиеся населенных пунктов, улиц, предприятий, учреждений. Немало интересных публикаций в последние годы появилось о повседневной жизни провинциального учительства [1, 2]. В этом перечне жизнь отдельно взятой семьи вызывает закономерный интерес. Мы продолжаем привлекать эпистолярии неизвестного широкой общественности преподавателя Нижегородской гимназии дворянского происхождения Софьи Николаевны Шамониной (Иванченко) на имя Надежды Николаевны Платоновой [3]. В 1896 г. она получила письмо из Выборга от своей невестки, этим и положено было начало их письменного общения на протяжении более чем 30 лет. Активный его период начинается с 7 июня 1910 г. и продолжается почти до смерти Надежды Николаевны (13 июня 1928 г.), последнее датированное письмо на её имя было написано 8 января этого года. Несмотря на то, что личные встречи были редкими, между ними установились тесные род-

ственные отношения, основанные на общей цели - воспитание и образование детей, оставшихся после смерти мужа/брата.

В этой публикации помещаются письма за 1896 - 2 июля 1911 г., хранящиеся в двух архивных делах. В первой папке 16 писем и телеграмма хронологически датированы 1896 -концом 1910 г. на 42 листах [4, д. 6113], часто исписанных с обеих сторон. Из них 7 адресованы в имение князей Шаховских Покровское-Свапуща, недалеко от г. Осташкова Тверской губернии, где Платоновы в 1910 г. проводили лето. Одно - краткое на отрезном купоне с указанием суммы (5 руб.) перевода. Здесь же 2 телеграммы другого автора - Софьи Николаевны -родной сестры Надежды Николаевны. На это указывает её фамилия - Колчанова и адрес отправителя - Алёшки Таврической губернии. По ошибке архивного работника они оказались не на месте. Этому способствовало то, что фамилия, имя и отчество сестры и золовки совпадали. Они публикуются без нумерации.

Письма за 1911 г. разделены на 2 дела: в одном 15 штук на 40 листах [4, д. 6114], во втором 10 и 2 телеграммы на 36 листах [4, д. 6115], порой исписанных с обеих сторон. Причиной деления годовой переписки явился её объём. В приложении помещены письма до 2 июля включительно. Надежда Николаевна аккуратно

собирала их, сохраняя почти все конверты, они сохранились почти от каждого письма. В отдельных случаях их тексты позволяет проследить места адресации и, что очень важно, почтовые штемпели позволяют установить время написания недатированных писем.

Повседневные заботы С.Н. Шамониной по воспитанию детей

Главными обстоятельствами обращения к письмам С.Н. Шамониной являются: во-первых, имя адресата - жена выдающегося отечественного историка С.Ф. Платонова. Во-вторых, она -старшая сестра умершего мужа корреспондента из Нижнего Новгорода. В-третьих, именно она является самым известным представителем дворянского рода Шамониных, внесённых в Родословную книгу Тамбовской губернии. В 1836 г. её дед Иван Алексеев Шамонин имел только четверых дворовых людей, поместий же у них не было. О процедуре перевода из тамбовского дворянства в нижегородское С.Н. Шамони-на не раз упоминает в своих письмах. Это необходимо было сделать для получения определенных льгот детям. Еще при жизни её муж В.Н. Шамонин начал необходимые хлопоты, но они не были доведены до конца. И вот спустя 4 года к этому вопросу подключилась его вдова. На страницах писем сообщены ряд интересных подробностей и процедурных вопросов, например необходимо было купить 2 десятины земли в Нижегородской губернии - это рассматривалось как необходимое условие для причисления к местному дворянству. Бюрократическая процедура сопровождалась громоздкой перепиской с разными инстанциями, о её масштабах свидетельствует сумма, израсходованная только на марки (15 руб.), которая была неокончательной.

Шестеро детей (Елена, Катя, Юрий, Андрей, Володя и Соня) С.Н. Шамониной, оставшиеся без отца в 1906 г., являются главными героями писем. Обращает на себя внимание уменьшительно-ласкательное их именование матерью, как, впрочем, и своих племянников - детей Платоновых. Мать знакомит Надежду Николаевну с их характерами, пишет о болезнях, успехах и проблемах в учебе, которых было немало, увлечениях. Успехи детей были чаще удовлетворительные, порой и ниже, что доставляло немало неприятностей. Необходимо было готовиться к переэкзаменовкам, нанимать репетиторов, что приводило к непредвиденным расходам и так скромных доходов семьи.

Много лет готовится к монашеской жизни старшая дочь Елена, чем вызывает неудовольствие мамы. Из писем понятно, что она часто

посещает Оптину пустынь, другие монастыри, где находит для себя место для успокоения и отвлечения от мирских сует, неустроенности семейной жизни, а главное - возможности служить Богу, помогать страждущим. Только необходимость материально помогать матери сдерживает её от решительного шага, который будет сделан летом 1912 г. [3, с. 255].

Каждый из младших учился или готовился к учебному процессу. В то же время старшие доставляли немало переживаний. Елена - своим окончательным решением о монастырском служении и отсутствием от неё писем во время поездок в Оптину обитель; Юрий - своим поведением и низкой успеваемостью в Морском корпусе; у Кати были проблемы в общении и с учебой в Мариинском институте благородных девиц. Немало писем посвящено именно последней, исключению её из института за грубость в отношении классной дамы. Не оправдывая поведения дочери, её мать возмутили «педагогические» приемы, примененные к молодой девушке. Это был самый тяжелый период переживаний С.Н. Шамониной в 1911 г. Она получила ощутимый удар по своему самолюбию, как педагог с большим стажем, она испытывала нравственные и душевые мучения, как мать. Особенно её возмутило отношение начальницы института А.А. Голохвастовой (кстати, в этом же году она перебралась в Петербург и там заявила о себе как авторитетном методисте и педагоге [5, с. 15-16]) к поступку поведенческого характера Кати, как пытались ломать её юный характер, через покаянные письма, которые к тому же с назидательными целями зачитывались перед одноклассницами. Этот случай следует рассматривать как антипедагогический факт. Преодолевая свою гордость, мать оказывала своей дочери моральную поддержку, искала варианты продолжения дочерью образования. Мать принимала все меры, чтобы не допустить отдаления дочери. В дело вмешался даже преосвященный Геннадий, который лично вел беседу с нарушительницей этикета общения, её сестрой Еленой, начальницей. Последняя же в этом случае заняла несвойственную педагогу-воспитателю позицию, унижая своим поведением и С.Н. Шамонину, и её дочь. Определенный, к тому немаловажный факт (Катя являлась сти-пендианткой принца Ольденбургского) вносил в ситуацию заметный резонанс. Мать в отчаянии пишет письмо Н.Н. Платоновой с просьбой совета и помощи, в том числе и Сергея Фёдоровича. Анализ ситуации, часто случающейся и в наши дни, позволяет говорить о правильной, взвешенной позиции, которую заняла С.Н. Ша-монина, защищая своего ребёнка, даже не бу-

дучи уверенной в её соответствующем поведении в будущем. Она ставила себя и на место «члена педагогической корпорации». Письмо начальницы было послано и Н.Н. Платоновой, чтобы она могла составить полную картину о конфликте. Попытки перевода в другие учебные заведения окончились безрезультатно, переэкзаменовка по 4 предметам в августе прошла успешно, Катя осталась в институте.

Первым покинул родной дом (съёмную квартиру) старший из сыновей - Юра, поступивший в Морской корпус в Петербурге при участии С.Ф. и Н.Н. Платоновых. Он был им ближе всех, по месту пребывания, поэтому наибольшее личное участие в его жизни, учебе принимала тётя. Племянник был довольно частым гостем у неё. Она же хранила и выдавала ему присланные матерью небольшие деньги, а зачастую и свои, в том числе и на дорогу в Нижний во время каникул. Поэтому у матери часто возникал вопрос к золовке: как Юра? Кстати, в сравнении с его двоюродным братом Борисом Шамониным, который также был в Корпусе, он предстает совершенно другим. Если первый стойко переносит трудности, второй в письмах пишет, что ему и «голодно», и заставляют работать «до изнурения». Юра формирует представление о себе, как озорном, порой недисциплинированном, несобранном юноше. Даже мать отмечала эти детали его характера: то забыл форменную рубашку, находясь на каникулах дома, то обронил фуражку, которой махал на прощанье матери с уходящего с перрона поезда, то не отдал честь гардемарину. Но были и куда более серьёзные промахи и нарушения дисциплины, доводившие его до карцера.

Мать очень переживала за сына, как, впрочем, и за других детей, старалась, в прямом смысле слова, выкроить из своего скромного бюджета небольшую сумму для него, хотя и находящегося на казённом содержании.

Внешний вид младших детей из-за болезни был порой «бледный», что не раз отмечается в письмах, кроме того, они были худы. А Елена после поездок по монастырям возвращалась часто «исхудавшей и зелёной». Младшие в 1910 г. часто кашляли, Соня болела желудком, Катю беспокоили уши, был нарыв, Андрюша болел осенью инфлюэнцей, потом пропустил ещё 6 недель занятий. Хворала и Елена, вероятно, из-за ослабленного организма ввиду ограничений в питании во время поездок в монастыри, нагрузки в институте и двух дополнительных уроков. В этом году в городе распространена была скарлатина, был у Шамониных даже 2-недельный семейный карантин. Опасность принести в семью корь, которой заболел, а поз-

же умер ребёнок кухарки, заставила провести дезинфекцию одежды. Эта болезнь даже остановила на некоторое время и переписку, так как С.Н. Шамонина боялась через письма передать и болезнь в Петербург.

Были и радостные моменты в жизни С. Н. Ша-мониной, например Андрюша был принят по ходатайству предводителя дворянства М.С. фон-Брина в класс Александровского института сверх комплекта. За обучение Володи О.А. Вернер не брала денег, что было немалым подспорьем. А какую радость доставляли приезды на каникулы Юры, забывались неприятности, строились планы на исправление его поведения и улучшение успеваемости, его мечты об академии, хотя и в далёкой перспективе, окрыляли мать, как и его окончание курса без долгов и поход в море. А доброта Надежды Николаевны её «подавляла», так, она выслала деньги на наём дачи, которая и была снята в Чиченино, приведшая в восторг прежде всего детей. Два месяца отдыха, прогулок по лесу помогли восстановиться и самой Софье Николаевне.

Профессиональная деятельность также была волнообразной. В гимназии были свои сложности - выпускные классы, которым необходимо было уделять внимание кроме урочных часов. Кроме того, 1/3 класса были вновь переведенные из Варшавы.

Разного рода несправедливости по распределению часов, увольнение директора внесло неопределённость в жизнь учебного заведения. Порой были незаслуженные укоры от начальницы из-за пропусков занятий по причине болезни детей и карантина. Её неудовольствие было высказано и за присутствие младшей Сони, которая ездила с мамой в гимназию, чтобы не оставаться дома одной.

Помимо гимназии, приносившей скромный достаток для большой семьи, необходимо было искать дополнительный заработок. Кроме постоянных репетиторских уроков, как, впрочем, и у старшей дочери Елены, С. Н. Шамонина пытается при случае заниматься переводами, дважды об этом сообщается в письмах. Знание французского и немецкого языков было на профессиональном уровне, это позволяло браться даже за сложные технические переводы, требовавшие знания специальной терминологии.

Но решить материальные трудности не удавалось, что и доводило С.Н. Шамонину до отчаяния. Даже написать такие привычные и традиционные слова к празднику «Христос воскрес» у неё «не поворачивалось» перо. Видно, многочисленные молитвы, обращенные к Спасителю, не приносили удовлетворения и улучшения. Заметим, что поздравление было сделано ближе к празднику.

Становятся известны некоторые, хотя и лаконичные, подробности о жизни матери С.Н. Шамониной: в 1910 г. у неё на руках были двое «недорослей» на содержании, к тому же она во время неудачного падения получила несколько серьезных ран. Это также прибавляло дополнительные волнения и тревоги.

Надежда Николаевна была человеком, с которым С.Н. Шамонина могла, хотела и делилась своими радостями и горестями, называя её сестрой, другом и близким, самым родным человеком. Имея свою немаленькую семью, также 6 детей, хотя уже и взрослых, один Миша был ещё небольшим, находясь в центре событий, связанных с многогранной деятельностью мужа, у которого возникало немало непростых ситуаций по службе и с коллегами по ученой корпорации, Надежда Николаевна находила силы, терпение и возможности поддерживать и морально, что было очень дорого для невестки, и оказывать существенную материальную помощь, заниматься, по сути, воспитанием Юры, находившегося под её патронатом. А её многолетняя переписка с Еленой позволяет судить о многих фактах её непростой жизни и поисков духовного и физического спокойствия. Всё это изнашивало организм, заставляло страдать, принимая судьбу своих племянников близко к сердцу. Отсутствие записей в известном дневнике за время, к которому относятся публикуемые письма, позволяют во многом заполнить имеющиеся лакуны в жизни семьи Платоновых.

Некоторые факты о связях С.Ф. Платонова с нижегородцами

Передавая поклоны и благодарности Сергею Фёдоровичу, С.Н. Шамонина приводит некоторые сведения, касающиеся его связей с нижегородскими краеведами, хотя далеко и не полностью. Недавно установлено, что 30 мая 1888 г. он был избран членом Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК), первый же приезд в Нижний Новгород был летом 1902 г., когда присутствовал на заседании Особого отдела по подготовке празднования 300-летия Нижегородского подвига в 1911 г. В это же время С.Ф. Платонов был желанным гостем и лектором на педагогических курсах, где и прочитал лекции под общим названием «Значение Нижнего Новгорода в истории России». 21 и 22 октября 1903 г. столичный профессор прочитал перед нижегородской публикой благотворительные лекции, в том числе и лекцию об эпохе Ивана Грозного. Доход от которых был разделен между НГУАК (314 р. 33 коп.) и обществом взаимного вспомоществования учи-

телям и учительницам в Нижегородской губернии (314 руб. 32 коп.). А Е.Н. Шамонина в июне 1910 г. слышала разговор в «Книжном музее» о выписке только что вышедшего его учебника [6; 7]. Примечательно, что в 1910 г. заказ на это издание поступил от преподавателей таких нижегородских учебных заведений: Коммерческого училища (Н.А. Саввин), Владимирского реального училища (В.М. Фёдоров), мужской 6-классной прогимназии (Д.В. Гармонин), Мариин-ской женской гимназии (С.А. Архангельский), Мужской гимназии (А.К. Кабанов [4, д. 1001, л. 19, 30, 38, 43, 49] и Н.В. Юшков [4, д. 1002, л. 43]). Этот факт свидетельствует о востребованности труда профессора С.Ф. Платонова, учебник которого быстро расходился среди передовой части учительства. Об этом сообщается и в письме от 7 июня, что его заказали в количестве 210-240 штук для Мариинской гимназии.

26 марта 1911 г. С.Н. Шамонина поздравляет профессора с производством в тайные советники (по Табели о рангах соответствовал чину в армии генерал-лейтенанта) и назначением членом Совета Министра народного просвещения. Кстати, пробыл в этой должности около трех месяцев. Если 18 февраля 1911 г. С.Ф. Платонов сообщал С.Д. Шереметеву, что с «удовольствием согласился» занять место, то 21 апреля этого же года близкому другу в Твери И.А. Иванову писал, что «уходит» [8, с. 145, 147]. Были и другие приезды, которые выходят за временные рамки публикуемых материалов.

Следовательно, С.Ф. Платонов активно включился в работу НГУАК, с желанием откликался на предложения краеведов выступить с лекциями. Слухи же об административных подвижках в карьере ученого доходили и до Нижнего Новгорода.

Заключение

Первый период переписки С.Н. Шамониной с Н.Н. Платоновой важен для понимания складывания теплых и доверительных отношений между ними.

В публикуемых письмах уточняются отдельные детали семейной жизни Платоновых, связанных с замужеством дочери Надежды с Б.К. Крае-вичем - выпускником Московского университета, будущим известным педагогом-математиком, другие события в жизни их детей.

Среди близких родственников упомянут деверь Н.Н. Шамонин, который заходил к племянникам 5 июля 1910 г., хотя и ненадолго, находясь в Нижнем проездом. В этой связи один раз названа и его жена, и их сын Борис (усыновлен Н.Н. Шамониным). З.Н. Шамонина -

золовка, отношения с которой были натянутыми, но в дальнейшем она окажет большую помощь, когда сын автора писем, Володя, будет жить и учиться в Москве, находясь под её присмотром и на её содержании.

Жизнь и быт Шамониных давно уже не похож на дворянский, хотя оставались одни мелкие черты, например прислуга. С очевидностью проявляется неподготовленность теперь главы большой семьи Софьи Николаевны к организационно-распорядительной и хозяйственно-финансовой деятельности в бытовых повседневных делах.

На примере учебных заведений, где учились дети Шамониной, можно почерпнуть важную информацию, хотя источник и неофициальный, но заслуживающий доверия. Порядок приема, организация учебного процесса, взаимоотношения в коллективе Мариинской гимназии, институте благородных девиц, Александровском институте.

Оплата педагогам, наполняемость классов, дневная нагрузка прослеживается на примере С.Н. Шамониной. Поэтому сведения важны для составления общей картины деятельности названных учебных заведений Нижнего Новгорода в конкретное время.

Жизнь семьи и связанных с ней событий можно будет проследить по письмам последующих лет.

Список литературы

1. Зубков И.В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ (1870-1916). М.: Новый хронограф, 2010. 528 с.

2. Жилкибаева Р.Р. Менталитет и личная жизнь учительства провинциальных губерний во второй половине XIX - начале ХХ в. // Клио. 2021. № 10. С. 88-92.

3. Митрофанов В.В. Повседневность учителя нижегородской гимназии в начале ХХ в. (по письмам С.Н. Шамониной к Н.Н. Платоновой) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 1 (69). С. 247-259.

4. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1001-1002; Ч. 4. Д. 5749; 6097; 6113; 6114; 6115.

5. Пакшина Н.А. Женское образование в России ХХ века: начальницы Нижегородского Мариинского института благородных девиц // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 5. С. 11-19.

6. Платонов С.Ф. Учебник русской истории: Курс систематический. СПб., 1909. Ч. I. до Петра Великого. 260 с.

7. Платонов С.Ф. Учебник русской истории: Курс систематический. СПб., 1910. Ч. II. От Петра Великого. С. 261-490.

8. Академик С.Ф. Платонов: переписка с историками. В 2 т. / Сост. В.Г. Бухерт. М.: Наука, 2003. Т. 1. 383 с.

Приложение

Письма С.Н. Шамониной Н.Н. Платоновой за 1896 - 2 июля 1911 г.

№ 1

10 февраля

Милая Надюша! Спешу сегодня написать тебе и маме, а то долго ещё не выберется свободной минутки. Я забыла Наташину карточку; вышлите её мне. Наташеньку я по-прежнему вспоминаю с умилением. Мне так живо представляется выражение её глазок и слышится её лепет. Здоровы ли большие девочки? Надеюсь, что поездка на Марсово поле обошлась благополучно! Занимаешься ли ты с детьми? Поздравь от меня няню: она, вероятно, говела на этой неделе, эту неделю я мясного не ела, но от молочного, яиц и рыбы не могла отказаться. С завтрашнего уже дня буду есть и мясное. В среду на будущей неделе будет у меня первый урок 8-ми классниц - новый повод к моим волнениям. Сим все вам кланяются. Л. Кр-вна ездила в Гельсинфорс: отвозила туда С. В. Опять мы осиротели. Мне это особенно грустно. В её отсутствие я ходила навестить Ксению и отнесла ей один из твоих апельсинов.

Расцелуй детей и поклонись С[ергею] Ф[ёдоровичу] и Кл[еопатре] Ал[ександровне]. Скажи детям, чтобы они передали поклон Ал[лександру] Ан[дрееви]чу1. Будь здорова. Пиши. Крепко целую тебя и детей. Твоя Соня2.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 1-2.

№ 2

Завтра, в Страстн[ой] пон[едельник], в последний раз пойду в гимназию на совет, а потом уж засяду с ними за науки.

Катя не хворает, но необыкновенно худа и бледна.

Милые мои Надечка и Сергей Фёдорович, ещё и ещё благодарю Вас, мысленно крепко целую, как сестра, и желаю полнейшей радости и довольства, и в полном здоровье встретить Светлый праздник! Крепко целую всех ваших детей. Всеми помыслами Ваша С. Шамонина [24 апреля 1910 г. ]3.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 9.

№ 3 Дорогая Надя!

Наконец, могу тебе написать. Только 4-го я разделалась с гимназическими делами, потом прибралась в квартире с новой горничной. Теперь начну хлопотать о приискании уроков или ещё какой-нибудь работы; те, у кого должен быть урок (где я и прошлое лето занималась), уехали на дачу, в глушь, куда и меня звали на свободную дачку, да это по железной дороге, очень дорогой проезд и очень трудно доставать продукты; да, вообще - дача для меня сложная вещь: и квартиру надо бросить, и прислуга разбежится; а лето у нас короткое -только 2 месяца.

Катюша у меня - она премилая девочка, только тяжело переносит интернат. Еленочка же к ней слишком строга и видит ужасы, где их нет. Ни на ком так не отразилась папочкина смерть, как на Кате: она не так велика была, чтобы стойко и разумно от-

нестись к такой резкой перемене в её жизни, и не так мала, как наша троица, легко мирящаяся со всем новым; у Юры же совсем иной склад, он не такой вдумчивый, как Катя, да и не было такой ломки в его жизни: оставался он при мне, приходящим в институт и исподволь готовился перейти в морское. Никого мне так не жаль, как мою Катюшу, тем более, что и дома я не могу ей доставить никаких развлечений, ничего свойственного её годам.

Младшие что-то раскашлялись, да и кругом все дети кашляют; вероятно, это от зноя и пыли, какие стоят сейчас в Нижнем. Недели две мы будем странствовать по окрестностям, а потом - только по праздникам, п[отому] ч[то] Кате дано много дела на лето, Андрюша будет со мной полегонечку готовиться к осеннему экзамену в пригот[овительный] кл[асс] инст[итута], да и я надеюсь найти какой-н[и]б[удь] урок, без которого никак не обойдусь. 4-й день я живу в одной только домашней сутолоке (без гимна-зич[еской]) и чувствую, что уже отдохнула. Не раздумала Верочка проехаться по Волге? Мне так хочется её увидеть. Я часто думаю о твоей Надечке и радуюсь её молодому счастью.

Крепко всех вас целую, дорогая моя, хорошая Надюша.

Юрочка нам писал, что они уже мыли сами палубу, он очень доволен.

Пиши побольше о всех своих - я так вас всех люблю! Кланяйся Сергею Фёдоровичу и скажи ему, что его учебник вводится с осени в наших двух 5-х и двух 7-х классах (приблиз[ительно] 240 экз[емпляров] - 210). Будьте здоровы, веселы, счастливы, мои дорогие 7. 6. [19]104.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 4-5 об.

№ 4

Дорогая моя Надя!

А Еленочка всё ещё в Оптиной, куда я ей ещё сегодня написала, по её просьбе; она там хочет пробыть до 29-го. У нас теперь все здоровы. Я перевожу немецкую книгу «О животных и людях»5 Гагенбека6 -для здешнего Ненюкова7; занимаюсь с Андрюшей, делаю франц[узские] диктовки и читаю с Катей, шью и гуляю с детками за городом. В то же время пропадаю по канцеляриям, налепляю бесчисленное множество всякого достоинства герб[овых] марок и с большим терпением жду отовсюду ответов на все мои прошения.

Дело в том, что я начала хлопоты (вернее продолжаю начатое Володечкой) о перечислении своего с детьми в Нижегородск[ое] дворянство; одно из непременных условий -приобретение хоть 2-х завалящих десятин земли (хоть на 20 р.) в Ниж[егородской] губ[ернии] и это мне представляется самым трудно исполнимым.

Всё это я заставляю себя делать иногда с большим усилием, а то я бы, кажется, ничего бы не делала, только спала бы - спала без просыпа.

В общем - всё хорошо, насколько это возможно.

Вчера я была в «Книжном музее» и слышала, что выписывают от Сергея Фёдоровича учебники.

Юра пишет большие письма, из котор[ых] видно, что он попал в свою сферу и очень доволен.

Будьте все здоровы, крепко всех обнимаю.

Твоя С. Шамонина.

Что это о костромских8 ничего не слышно? Где Боря?9

Мишеньку целую особенно и поздравляю с вы-держанием экзамена.

Тётя Соня. А где Соня? 25. 6. [19]10 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч.2. Д. 6113. Л. 7-8 об.

№ 5

29 июня 1910 г.

Милые, дорогие Надя и Серёжа!

От всего сердца поздравляю вас с двадцатипяти-летием10, желаю здоровыми и счастливыми праздновать и «золотую» свою свадьбу.

Крепко вас и всех детей обнимаю и поздравляю и с именинами Сергея Фёдоровича.

Вспомните и меня на ваших торжествах, а я мысленно буду с вами. Всей душой ваша С. Шамонина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 11.

№ 6

Дорогая моя Надя!

Рада была получить твоё письмо и очень радуюсь за Наденьку. Но что же это Еленочки нет у тебя?

По-моему, уже пора бы. Все эти дни буду ждать от неё известий с тревогой: так мне что-то тяжело и неспокойно. Юра, я знаю, благополучен; он очень часто пишет и такие бодрые, интересные письма -видно, что он очень доволен. У нас 5-го был Ник[олай] Ник[олаевич]11, а ещё до его приезда было получено на его имя письмо от Ел[изаветы] Люд[виговны]12 со вложением Бориного письма; Ник[олай] Ник[олаевич] читал мне его, и как оно отличается от Юрочкиных: через несколько строк -один припев - «А то сбегу с корабля»; и голодно ему, и работы до изнурения, и проч[ее]... Впрочем, и сами-то они совсем разные.

Сонечка захворала было желудком, так что я испугалась; теперь она уже всё кушает (кроме ягод и огурцов) и гуляет. Андрюшечка занимается каждый день; Вовочка каждую минуту шалит; Катюша меня огорчает тем, что плохо опять слышит; жду с нетерпением возвращения её ушного доктора. Как бы хотелось свозить её зимой в Москву к Штейн13 (летом, ведь, все разбегаются).

Перевод мой подвигается, я уже кончаю второй печ[атный] лист.

Лето у нас такое дождливое и грозовое, что никуда далеко мы не собрались прогуляться, только и ходим на откос, да в Печёрах два раза были.

Крепко тебя, дорогая, и детей целую, Сергею Фёдоровичу и Татьяне Александровне кланяюсь. Всего хорошего. Твоя С. Шамонина.

Поклонись от меня Катерине и Мише. 11 июля 1910 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 13-14 об.

№ 7

Дорогая моя Надя!

Слава Богу, Еленочка поехала к тебе, и я теперь спокойна за неё.

Сонечка совсем здорова, другие дети тоже. У Кати, оказывается, был нарыв в ухе; теперь у неё всё прошло, и она опять слышит.

С Андрюшей мы занимаемся; 11 -го у него экзамен; прошение я уже подала.

Тороплюсь переписать те два листа, что я уже перевела, получить за них деньги и отослать Юрочке, у которого 30-го кончается плавание. Страшно хочется его видеть. 7-го уже начинается моя служба в гимназии, и мне что-то так страшно (у меня выпускные) и так не хочется идти.

Будь здорова, моя дорогая, крепко тебя и детей целую. Сергею Фёдоровичу передай мой поклон.

Твоя С. Шамонина. 21 июля 1910.

Жара у нас + 40° К

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 16-16 об.

№ 8

21 августа 1910 г.

Дорогая Надя!

Какая радость: Андрюша по бумаге предводителя дворянства принят сверх комплекта (комп[лект] - 20 уч[ащихся]); он очень счастлив, впрочем, не знаю, кто больше: он или я. Теперь тороплюсь кончить ещё лист перевода, чтоб заняться Андрюшиной обмундировкой. Дети все здоровы; Юрочка как будто уж скучает без определённого дела. Катя мила до конца, полюбила институт и часто навещает оставшихся на лето подруг. Отчего Еленочка давно не пишет и на моё последнее письмо не ответила, и я не знаю: присылать ли ей её жалованье, и как это сделать, чтобы удобней было его получить, т[а]к, к[а]к мне неизвестно, как далеко от вас почта. Мне пришло в голову, не уехала ли уж Еленочка от вас?

Поздравляю Мишутика с прошедшим днём рождения и Наташу с наступающими именинами, которые, вероятно, будут праздноваться уже в Петербурге.

В гимназии много неприятного: умерла одна очень хорошая учительница, уволен директор (из-за Соф[ьи] Вик[торовны] Виноградовой - француженки); С[офью] Вик[торовну] перевели в мужс[кую] гимназию, взяв для неё 12 ур[оков] у одной давнишней учительницы, которой даны эти уроки у нас, т[а]к что она будет и здесь, и там. Нам всем очень жаль нашего Вас[илия] Вас[ильевича] Андриянова и боимся неизвестного нового.

У меня теперь выпускные классы, и в них поступили 7 совершенно новых учениц - дочерей полка, переведённого из Варшавы, и 14 учен[иков] осталось, так что почти 1/3 кл[асса] для меня новая.

Впрочем, сейчас для меня главное это то, что Ан-дрюша принят, а затем, чтобы поскорей мне ответили из Тамбова и приписали бы в Нижн[ий]. Ведь фон-Брин14 и решил зачислить Андр[юшу], зная, что я уже столько сделала для приписки в Нижн[ем]. Но как трудно и скучно заочно и лично толкаться в разные канцелярии, консистории и проч[ее]. Одних марок (герб[овых] и др[угих]) вышло на 15 р., а ещё сколько предстоит сделать! И самое трудное и нелепое, это покупка 2 десят[ин] земли (хоть за 20 р. обе) в Ниж[егородской] губ[ернии]. Уж зато Вовочке будет легче поступать. Кажется, обо всём тебе написала, дорогая моя, потому прощаюсь и крепко тебя и деток целую. Сергею Фёд[оровичу] кланяюсь. Твоя С. Шамонина.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 18-19 об.

№ 9

7 сентября 1910 г.

Милая, дорогая Надюша!

Посылаю тебе прошение о выдаче Юрочке годового билета на твоё имя; если ты ничего не имеешь против того, чтобы Юра приходил к тебе в отпуск, то передай это письмо для Ник[олая] Ник[олаевича] Юре.

Крепко тебя и детей целую, Сергею Фёдоровичу кланяюсь, а на днях еще тебе, Надюша, напишу. Твоя С. Шамонина.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 21.

№ 10 Дорогая Надя!

Одновременно с этим письмом высылаю Юроч-кину казённую рубашку, которую он забыл. Боюсь, что ему очень досталось и за фуражку, и за эту часть казённого имущества.

Как ты нашла Юрочку? Что у вас нового? Ты теперь, наверное, уже хлопочешь из-за 17-го.

Поздравляю Верочку с прошедшим днём её рождения, а всех вас с приближающимся днём стольких именинниц. Как хорошо, что Наденька в этот день будет с вами; расцелуй её покрепче за меня. Мужу15 её я кланяюсь и поздравляю его с дорогой именинницей.

Андрюшечка учится, выбран в певчие; он очень счастлив тем, что у него есть рисование и гимнастика.

Еленочка взяла два вечерних урока, что меня смущает. Ольга Алекс[андровна] продолжает её мучить и разжалобливать и вообще как-то распустилась и подобраться не может; я считала её энергичной.

В другой раз я тебе напишу об этом побольше, а сейчас очень спать хочется.

Будьте все здоровы и очень счастливы.

Крепко вас целую, особенно тебя, моя дорогая. Спасибо за мою Еленочку, за Юру, за подарок детям -за всё.

Твоя С. Шамонина. 12 сентября 1910 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 22-23.

№ 11

20 сент[ября] 1910.

Софья Николаевна Шамонина. Н. Новгород, Б. Печёрка, дом Каменева Дорогая Надя!

Передай, пожалуйста, эти деньги Юрочке, чтобы он купил себе что-ниб[удь] сам по своему вкусу на память о 22 сент[ября]. Крепко тебя и детей целую, благодарю за поздравления и за Юрочку. Кланяюсь Сергею Фёдоровичу. На днях напишу.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 25

На отрезном купоне с переводом 5 рублей.

№ 12

30 сентября 1910. Дорогая моя Надя!

Только что успокоилась насчёт Андрюши, который прохворал инфлюэнцей целую неделю и очень волновался из-за пропускаемых уроков. Вчера он был уже в классе и принёс 4. Сонечка перестала кашлять, и теперь опять все ходят учиться.

Из Тамбова не получаю никакого ответа, и боюсь, что хлопоты мои с пропиской не окончатся в это учебное полугодие.

Вчера начальница предложила мне уроки франц[узского] яз[ыка] (4 ур[ока]) вУ кл[ассе] (бывшем у С[офьи] Вик[торовны]); но это состоится в том случае, если никого не назначат из Округа - на той неделе, вероятно, решится. Это составит 200 лишних руб. в год и избавит меня от частного урока после гимназии, который в противном случае придётся искать.

Еленочка опять начинает расхварываться, может быть потому, что погода никак ещё не установится, и не знаешь, как одеться.

Как ты находишь Юрочку, и как они ладят с Борей и не доставляют ли тебе ещё лишних хлопот. После 1-го или 5-го я пришлю тебе немного денег на Юрочкины расходы.

Пиши, дорогая, о себе и твоих. Крепко тебя и детей целую. Сергею Фёдоровичу кланяюсь. Напиши мне, пожалуйста, адрес Наденьки. Будь здорова, Надюша! Твоя Шамонина.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 26-27.

№ 13 Дорогая Надя!

Что ты не пишешь - так скучно без твоих писем.

Мы все здоровы, карантин наш (14 дневн[ый]) кончен, и можно ходить в учебные заведения. Но в Алекс[андровском] инст[итуте]16 сильная скарлатина, и я задержу своих мальчиков ещё до понедельника: если не будет там новых заболеваний, тогда пошлю.

Уроков в гимназии я не получила, т[а]к к[а]к бумага о моём назначении разошлась по дороге с назначением учительницы из Округа. В гимназии сейчас очень тяжело, неприятно: директора нет ещё, губернатор новый17, не симпатизирующий гимназиям и вводящий новые правила (впрочем, по-моему -новые только теперь, для меня же очень старые), и потому настроение в гимназии мрачное. Катя опять глупит на новый лад, всячески вредит сама себе, восстанавливая против себя и кл[ассных] дам, и начальницу и всё такими пустяками, в сущности.

Переезды эти, дезинфекции, номера - всё это меня так спутало, но настроение у меня скорее радостное: дети все здоровы.

Крепко тебя и всех целую. Кланяюсь Сергею Фёдоровичу. Спасибо вам за Юрочку.

Твоя С. Шамонина. 29 октября 1910 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л.29-30.

№ 14 Дорогая Надя!

Как я рада, что у вас всё хорошо, и что Наденька счастлива; наверное, и сестры по очереди будут навещать её.

Дети здоровы, учатся, а вот Еленочка уже опять изнемогается и всё твердит об Оптиной - бесконечно грустно.

Всё это время я не находила себе места: маленький сынок нашей кухарки умер в бараке, заполучив там ещё и корь, и вот грызёт мысль, что я его как бы вытолкнула в этот барак; но, возвращаясь ко дню его заболевания, я опять-таки не сумела бы поступить иначе. Наташа (кухарка) выдерживает 14-дневный карантин у одной старушки, а потом опять придёт. В городе множество болезней, и во всех учебных заве-

дениях ежедневные заболевания. Хоть бы нам уж больше не сидеть дома, а то моя начальница18 встретила меня словами: «так служить нельзя». Каково это слышать и продолжать служить, трепеща не только собственно за здоровье и жизнь детей, а ещё и за те гроши, добывая которые, я могу затащить своим детям болезни, и за это же даже не уйти со службы. Вот и кружись в этом кольце. Положим начальница сейчас в трансах, потому что нам всё не назначают директора.

Юра допрыгался до карцера, и меня огорчает его бесшабашное поведение. У Кати вечные истории, фантазии: и жаль её, и досадно - и больно-больно от всего.

А тут ещё получила от мамы письмо: ей сделалось дурно, и она скатилась с большой лестницы, вся избилась, швы на голове затянулись, а одна рана всё ещё открыта. Это в её-то годы, да с двумя недорослями на руках.

Я думаю, ты и читать то про все мои беды устала, дорогая моя, любимая сестра Надюша. Крепко тебя целую, и знай: твоя дружба так меня поддерживает и помогает многое переносить мысль, что есть душа мне сочувствующая и перед которой я могу излиться. Крепко тебя целую, моя родная. С. Шамонина. 7 ноября 1910 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 32-33 об.

№ 15

Милая, дорогая Надечка!

Замучили тебя, как я вижу, мальчишки. Извиняюсь и горячо благодарю за своего. Я с таким нетерпением жду Рождества (для всех), и такое у меня сейчас радостное настроение в ожидании времени, когда я соберу своих детей, что даже то обидное, тяжёлое, что случается в гимназии, отступает. Но всё же не все мои будут со мною, т[а]к Еленочка ждёт не дождётся, когда уедет из Нижнего. И Бог с ней - раз в этом заключается её отдых. Еленочкина маленькая ученица (племянница начальницы инст[итута]) уехала опять в Петерб[ург], и у Ел[еночки] теперь почти всё утро свободно. Отчасти по её настоянию, отчасти потому, что О. А. Вернер отказывается брать с меня деньги за учение, Володя и Соня будут учиться дома с Еленочкой, что у неё будет 1 % часа. А весной, Бог даст, она будет держать экзамен в приготовительный класс института. Андрюшечка себя прекрасно там чувствует и учится порядочно.

Как я рада за Наденьку, и как хорошо, что тебе приходится сравнительно часто её видеть.

Крепко тебя целую и детей - больших и маленьких и кланяюсь Сергею Фёдоровичу, Коле и Боре19.

Больше писать не могу - устала. Спокойной ночи, дорогая!

Твоя С. Шамонина. 4 декабря 1910 г.

Уж ты не сердись, родная, а я посылаю тебе 20 р.: Юре на дорогу, а остальные тебе, чтоб возместить потраченное тобой на Юру. Ещё раз крепко целую. Твоя С. Ш[амонина].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 35-36 об.

№ 16

14/Х11-[19]10 г.

Малая Посадская, 26 Платоновой. Из Нижнего Новгорода. № 23610.

Телеграфируй правду [о] Юрином здоровье, поведении. Мне страшно. Шамонина.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 38.

№ 17

26. 12. [19]10 г.20

Дорогая Надя!

Поздравляю тебя, Сергея Фёдоровича и всю твою семью. Желаю всего самого приятного, а главное душевного мира и спокойствия.

Я очень виновата перед тобой, что не написала тотчас же по приезде Юры. Доехал он вполне благополучно, меня не извещал, и я только спешно напилась с ним кофе и отправилась в гимназию. Кашель и насморк у него не проходят, а дома трудно его удержать. Катюша и дети здоровы; её отпустили только 22-го, в один со мною; но у меня ещё был совет 22-го же, потому я за хлопотами по дому и не успела вовремя написать письма. Еленочка уехала ещё 19-го и Юры не видала. Спасибо, дорогая Надюша, за присланное, а главное - за все хлопоты о Юрочке. Крепко тебя и всех твоих целую, Сергею Фёдоровичу кланяюсь.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 39.

18-1910 г. 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. Посадская, 26. Платоновой. Из Алешек.

Сердечно поздравляю [с] именинницей. Соня22.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 41.

31/ Х11-[19]10 г.

Малая Посадская, 26. Платоновой.

Приветствуем всех [с] новым годом. Всего доброго [и] хорошего искренне желаем.

Шамонина. Колчанов.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6113. Л. 42.

№ 18

Как мне совестно перед тобой, дорогая Надюша, что я так долго не могла собраться написать тебе. Всё ли у вас благополучно? Праздники мы провели очень хорошо: дети много веселились. Был ли у вас Юрочка в первую субботу по приезде? Получила я его баллы за полугодие: неудовлетворительно по физике, остальные порядочно, хотя, конечно, могло быть лучше. Надеюсь, что он поправится по физике, т[а]к к[а]к занимался ею на праздниках.

Андрюша тоже принёс отметки за II четверть: по всему 4, только арифметика 3; поведение 5. Но для него я помирилась бы и на круглых 3, только бы он пополнел и порозовел.

Можешь меня поздравить, Надя, с прибавкой 5 р. в месяц, т. е. теперь я буду получать 50 р.

Отдал ли тебе Юра на хранение свои 5 р.? В том месяце пришлю тебе для него ещё 5, только лучше, Надюша, если ты ему будешь давать по мере надобности, а не сразу. Но, кажется, ты до сих пор так и делала.

Пиши мне, дорогая, побольше о себе и своих, а также о Юре; в общем, он хороший мальчик, но всё же многое в нём меня заботит и пугает; буду надеяться, что всё понемногу сгладится, что я главным образом припишу вашему доброму влиянию. Порадовало меня то, что Юрочка уже поговаривает об академии, хотя это ещё очень далеко, но мне дорого

и то, что он не думает удовлетвориться своим офицерским званием.

Будь здорова, Надечка, и пиши о своих. Кланяйся Сергею Фёдоровичу. Крепко целую тебя и детей. Твоя С. Шамонина.

16 января 1911 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 1-2 об.

№ 19

Милая, дорогая Надя!

Всей душой откликнулась я на твоё предложение, но в ту минуту (очень как раз трудную) я совсем не могла сообразить, что я могу тебе послать. Вот только сегодня я могла внести за второе полугодие Ан-дрюшиного учения, а завтра (сегодня уже поздно) высылаю тебе, дорогая, 25 рублей, из которых 5 прошу взять для Юрочки, а остальные на памятник23. Мне грустно, что я больше не могу.

Была ли ты уже в Москве? Пиши про Наденьку.

Что ты узнала про Юрочку? Неприятная история: а где теперь Боря?

У нас все здоровы, каждый по-своему учится.

Будь здорова, дорогая моя. Крепко тебя и детей целую и кланяюсь Сергею Фёдоровичу. Твоя С. Ша-монина. 30 января 1911 г.

P.S. Надечка, напиши мне, пожалуйста, всё, что знаешь об Ольге Александровне Фаусек. Будь здорова. С.Ш.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 4-5.

№ 20 Дорогая Надя!

Как распорядиться этими двадцатью рублями, пишу одновременно с этим. Крепко целую тебя, детей и кланяюсь Сергею Фёдоровичу. Соня. 31. 1. [19]1124

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 7.

На отрезном купоне с переводом 25 руб.

№ 21

Пишу на почте.

Дорогая Надюша!

Так мне хотелось тебе писать, но я поняла, что ты очень боишься кори, и потому воздерживалась. Теперь уже все здоровы, ещё неделю высидим и пойдем учиться. Но всё же эта болезнь очень меня расстроила всячески. Крепко тебя целую и дорогую Верочку, от всего сердца желаю ей как можно больше счастья. Главное, что они любят друг друга, молоды и светло смотрят вперёд - это pro a contra25. Вы и без меня всё обдумали. Всего-всего хорошего всем вам. Ваша С. Шамонина. 21. 3. [19]1126.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 8.

№ 22 Дорогая Надя!

Одновременно с этим письмом высылаю на твоё имя деньги для Юрочки, но только 15 р. Я понимаю, что этого мало, что, вероятно, тебе пришлось тратить на Юрочку расходы свои; ты дай, Надюша, ему на дорогу и на чай, а остальные оставь себе; чего не будет хватать - уж извини: я тебе потом с Юрочкой пришлю.

Сегодня в первый раз водила детей гулять; в понедельник отправлю в дезинфекционное бюро учеб-

ное платье, книги и проч[ее], а во вторник надеюсь проводить Андрюшу в институт и отправиться в гимназию; и Еленочка переедет ко мне из института. Очень боюсь я за Андрюшины экзамены - ведь, он пропустил 6 недель. Володе тоже уже не придётся держать весной, буду его готовить к переэкзаменовке к августу.

Поздравь, Надюша, от меня Сергея Фёдоровича с производством в Тайные Сов[етники] и назначением его Членом Совета М[инистра] Н[ародного] П[росвеще-ния] - это я прочла в газете.

Кланяюсь Сергею Фёдоровичу, Коле и крепко целую милых ваших девочек и Мишутика, а крепче всех тебя, дорогая моя Надя.

Всей душой твоя С. Шамонина. 26 марта 1911 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 9-10.

№ 23

31 марта.

Надюша, дорогая моя!

Что делать? Посоветуй: Катя дерзко ответила классной даме, и меня вызвали, чтоб я её немедленно взяла из института, т[ак] к[а]к у начальницы лежит постановление об её исключении, но она придержала его, чтобы не помешать Кате поступить в другое заведение, если я сама и сейчас же возьму (это произошло третьего дня). И вот Катя у меня. Третьего дня, под конец разговора, начальница мне так и сказала, что может быть всё совершившееся так подействует на Катю, что она совершенно переменится, образумится, сама серьёзно захочет спокойно кончить курс в инст[итуте], и тогда, может быть через месяц, она, А[лександра] А[лексеевна]27, примет Катю снова, что в прошлом году был такой случай, и теперь нельзя узнать ту девицу, которая была невозможной. Вечером А[лександра] А[лексеевна] прислала Еленочке записку: в инст[итуте] был преосвященный Геннадий28, с котор[ым] А[лександра] А[лексеевна] много говорила о происшедшем, и он пожелал поговорить с Катей сегодня утром; Ел[еночка] её водила, он долго с К[атей] беседовал и посоветовал ей написать А[лександре] А[лексеевне] раз и другой., а он со своей стороны, тоже приложит старание, чтобы К[атю] приняли обратно. Но за неё сегодня же днём он разговаривал при классной даме, пожалев, о Кате, говоря с Еленочкой, отправился к А[лександре] А[лексеевне], чтобы спросить, правда ли К[атя] совсем ушла, и нельзя ли её стипендию (принца Ольденб[ургского]29) передать вот такой-то воспитаннице. Вероятно, это обстоятельство и заставило А[лександру] А[лексеевну] посоветовать через Еленочку, чтобы я просила Вас разузнать, нет ли в каком-н[и]б[удь] из П[е]т[ер]б[ургских] инст[итутов] стипендиантки пр[инца] Ольд[енбургского], которую желали бы перевести в Нижний, обменявшись с Катей, и, если б это устроилось, тогда Кате разрешат закончить курс в этом, чтобы затем перейти в другой инст[итут]. Надюша, передаю тебе всё так подробно, чтобы ты сама разобралась в этом; мне же этот перевод представляется невозможным. Кому нужно принимать неизвестную девочку в выпускной или в предпоследний класс, да ещё по каким-то сомнительным «семейным обстоятельствам», когда семья-

то в Нижн[ем]. А кроме того, по-моему, прямо жестоко поступить так с девочкой, оттолкнувши её ещё дальше от себя. Вернуться же виноватой в преж[ний] инст[итут], где столько недоброжелательства, хотя бы и заслуженного - каково самолюбию, и могу ли я поручиться за то, что К[атя] опять не сдержится в случай какой-ниб[удь] насмешки (есть и злые дети, не чуткие), какой-ниб[удь] бестактности? В гимназию её определить - с трудом, пригласивши опытную учительницу, можно к августу приготовить в У кл[асс]; при этом, в моей гимназии, исключительно трудно учиться, особенно по математике, а в других двух уж очень распущено. Совершенно не знаю, как поступить, а ещё как раз сейчас у меня страшно много дела в гимназии: классы выпускные (64 чел[овека]), усиленные занятия даже на Страстной; диктовка программ и конспектов, составление отчётов и ведомостей (ведь я 6 нед[ель] высидела дома), так что совсем мало времени могу принадлежать моей бедной, глупой девочке. Дорогая моя, своим тёплым материнским сердцем пойми всё как сестра, как друг, помоги мне разобраться. Говорят мне: Вы с ней посуровей, похолодней. Я очень близко видела такие страшные примеры того, как коверкалась молодая жизнь от суровости и холодности вместо поддержки в трудную минуту, и наоборот: что может сделать ласка и мягкость даже со взрослым. Да и хотела бы я знать, где я их возьму, эти рекомендуемые средства, когда у меня их нет.

Знала бы ты, как мне тяжело, как я устала. Крепко тебя, Мишутика и девочек целую. Серг[ею] Фёд[оровичу] кланяюсь.

Сейчас проводила Еленочку - маршрут обычный. Поторопилась она уехать, потому что ей тяжело встречаться в институте.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 12-15 об.

№ 24 Дорогая Надя!

Юра приехал, благополучен и жизнерадостен. Катюша такая унылая, съёженная - просто сердце сжимается. Писала она начальнице и классной даме; первая ответила мне, что, если Катя по моим наблюдениям, не как матери только, но и как члена педагогической корпорации, в течение 4-5 недель совершенно переменится, я должна прийти к нач[альнице] поговорить, а она, начальн[ица], доложит об этом совету, чтоб К[атю] снова приняли в инст[итут]. Я смотрю на это как издевательство и не могу верить в такую педагогическую, с позволения сказать, меру: все прекрасно знают, как я проведу эти недели после Пасхи: ежедневно в гимназии часов до 4, когда не будет экзаменов, а в дни последних - так и целый день, потому что у меня выпуск в 64 челов[ека], значит, у одного отделения экзам[ен] утром, у другого вечером с 5 ч. - перерыв 1 % часа на обед. Какие тут наблюдения, какое воздействие особенное, да и до сих пор я ещё хожу в гимназию; а тут весна и отсутствие ближайшей цели для занятий, т[а]к к[а]к в это время подруги будут держать экзамены, до ко-тор[ых] Катя не будет допущена даже экстерной, если к тому времени (понед[ельник] на Фоминой) не выяснится, что она переводится в другой инст[итут].

Знаешь, Надюша, может быть я слишком устала и всячески измучилась за этот год, но только не вижу ничего светлого, и праздник мне не в праздник; уснула бы без просыпу, кажется оказалась бы в положенное то время, ночью не спишь.

Тебе, дорогая, Сергею Фёдоровичу и всем вашим детям - родным и богоданным - желаю самого светлого праздника. Но почему-то у меня перо не поворачивается сказать: «Христос воскрес» - и это в первый раз в жизни. Может быть потому, что ещё рано. Как-то язык повернётся?

Крепко-крепко всех целую.

Пиши, дорогая! Поддержи, подкрепи.

Твоя С. Шамонина. 6 апр[еля] 1911 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л.17-18 об.

№ 25

10 апр[еля] 1911 г.

Христос Воскресе, дорогая Надюша!

Поздравляю тебя, Сергея Фёдоровича и всех твоих милых детей.

Посылаю тебе письмо Голохвастовой и еще новое красное яичко. Мне страшно совестно, Надя, так тормошить тебя, но я всё-таки просила бы тебя, когда найдёшь возможным, разведать в Корпусе, насколько Юрины дела плохи, так как он мне всё толкует, что это недоразумение, и что по физике он исправился.

Спасибо, дорогая, за детей. Крепко тебя целую.

Последнее письмо - в ответ на мою, можно сказать, мольбу принять Катю обратно так, чтоб она могла держать весной экзамены, котор[ые] начинаются с понедельника на Фоминой, первое - после Катиных покаянных писем к ней и к классной даме.

Сейчас получила, дорогая, твоё поздравление и открытки твоих милых детей. Крепко-крепко всех целую и благодарю. Твоя С. Шамонина. 11 апр[еля] 1911 г.30

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 20-21.

№ 26 Дорогая Надя!

Вчера проводила Юрочку, который не может ни приехать, ни уехать без приключений: махал-махал шапкой на прощанье, да и оборонил её на 2-й стрелке. Хорошо ещё, что я не успела уехать, и какой-то мальчик мне об этом сказал. Юре по телефону (служебному]) сказали в Орловку (1-я ст[анция]), чтобы он в Москве на вокзале дождался 12-ти часов (тов[арно]-пасс[ажирского] поезда), с котор[ым] ему будет доставлена фуражка. Просила я и Серёжу встретить Юру. Завтра же, вероятно, и Еленочка будет в Москве.

Надюша! С каким трепетом буду ждать известий об истинном положении Юры в Корпусе и о результате вечернего испытания.

Катя в том же положении, но усердно готовится к экз[аменам] по Закону Божию и географии. Как это не тяжело, а попрошу сегодня ещё разрешения Кате держать завтра и послезавтра экзамены, а там будет опять целая неделя занятий. Катя уговаривает меня не писать больше Ал[ександре] Алек[сеевне] (идти не стоит - она недоступна), потому что подруги, ко-тор[ых] она видела на Пасху, говорили ей, что А[лександра] А[лексеевна] читала в классе Катино

письмо, чтоб показать им, какие К[атя] официальные письма пишет. Воля твоя, но как меня возмущает, как можно детскую душу делать орудием каких-то «педагогических», с позволения сказать, манипуляций?

Если тебе интересно, Надя, я пришлю тебе это Катино письмо (я хочу, чтобы ты ясней себе представила всю эту историю и могла бы дать добрый совет); А[лександра] А[лексеевна] вернула его мне. И после этого и ещё второго отказа на мою мольбу просить ли об экзаменах? Но бедная Катюша прежде всего - неправда ли?

Надюша, дорогая! Никому я так не пишу, как тебе: одна ты можешь меня понять вполне.

Крепко-крепко тебя целую и всех твоих. С. Ш[амонина]. 17. 4. [19] 1131.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 23-24 об.

№ 27

29 апр[еля]1911 г.

Милая, милая Надя, спасибо! Никто из нас не ждал Юры, и поднялось всеобщее ликованье. У меня только была маленькая надежда на получение завтра письма об окончании Юр[иного] экзамена. Поздравляю Мишеньку, а тебя и Сергея Фёдоровича с блестящим окончанием экзаменов Мишенькой.

Как мне совестно, Надя, что я до сих пор не смогла выслать тебе, как обещала 3 р. Как только получу от родит[елей] моих питомцев деньги, пришлю тебе.

Катюша моя бедная всё в неизвестности, и начальница сейчас в Петерб[урге] до 2 мая. Как только выяснится К[атино] положение, немедля напишу тебе, а сейчас это так для меня мучительно, что даже больно об этом говорить. 2 и 3 экзамены у Володи, а после 3-го у Андрюши.

Сегодня мои девочки из осн[овного] кл[асса] поднесли мне группу (большую) в раме, а завтра я получу такую же от VII в. Это мой первый выпуск -доживу ли до второго?

Сейчас у нас идут экзамены, и я очень устаю: больше нежели во время уроков.

Крепко тебя, дорогая, целую. Опомниться не могу от радости, что Юра приехал, покончив с экзаменами. Спасибо, родная. Спокойной ночи!

Еленочка и дети все здоровы и много гуляют.

Кланяюсь Сергею Фёдоровичу и целую тебя и детей.

Твоя С. Шамонина.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 26-27.

№ 28 Дорогая Надя!

Не написала тебе с Юрой, потому что выжидала окончательного выяснения Катиного положения. Она послезавтра начнёт экзамены и будет сдавать все, что застанет; остальные же (физ[ика], русск[ий], Закон Божий) останутся до августа. Примут её приходящей о перечислении в каковые послано моё прошение в П[е]т[е]рб[ург]; если последует Высочайшее разрешение, то Катя будет обучаться бесплатно, т[а]к к[а]к с уходом дочерей Ященки освобождаются две вакансии беспл[атных] при-ход[ящих]. Кроме того, Еленочка уже прослужила в инст[итуте] 5 лет. Разумеется, Катя была очень вино-

вата, но курс ей надо кончить - это поняла и Ал[ександра] Ал[ексеевна] и очень хлопочет, хотя «дамы» очень недовольны Кат[иным] возвращением; уже по одному этому ей лучше быть приходящей. Но я очень боюсь за её экзамены: в каком настроении она их будет сдавать после всего что было? 24-го у них всё кончается.

Ещё раз спасибо, Надечка, за подарок Юре, доставивший ещё больше радости мне. Но удивительный он человек, не обойдётся без к[ако]й-ниб[удь] истории. Когда он уезжал, то на вокзале, по каким-то своим «традициям», не отдал чести принятому вновь гардемарину, который потребовал у Юры объяснения, несмотря на присутствие моё и Еленочки. Буду ждать от него письма о последствиях этого объяснения.

Я тебе, Надя, писала, что Андрейчик очень хорошо перешёл в 1-й кл[асс], но учиться ещё будет до 13-го. Володюшка выдержал, но не знаю, будет ли принят.

Сегодня я была с детьми на гимнаст[ическом] празднике в инстит[уте] (Алекс[андровском]), где и Андрюша подвизался.

Крепко целую тебя, дорогая, и твоих детей. Сергею Фёдоровичу кланяюсь. Наташе желаю блестящего окончания курса, а Верочке и Коле чтоб их настоящее душевное состояние закрепилось на долгие годы. 11. 5. 19[11]32.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 28-29 об.

№ 29

Что это ты придумала, дорогая? Ты меня положительно подавляешь своей добротой. Как только выберется у меня день между экзаменами, я отправлюсь искать дачу и напишу тебе, Надя, о том, как это всё выйдет. У меня, т. е. у моего класса, последний экзамен 27-го, но 31 я назначена на экз[амен] в VI кл[асс], 1-го надеюсь прикончить все табели, отчёты и пр[очее] и окончательно освободиться. Катя кончила свои экзамены, причём на двух провалилась, так что в августе ей придётся держать по 4: русск[ому] яз[ыку], физ[ике], ист[ории] и нем[ецкому] яз[ыку].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андрюша не совсем здоров: у него была лихорадка и опухли железы, теперь ему лучше, и завтра я его спущу с постели. Еленочка со своими делами окончила, пробудет с нами Троиц[ин] и Дух[ов] дни, а затем отправляется в Оптину; что будет дальше - не знаю, как ей заблагорассудится. Юрочка 9-го явился в Корпус, а 10-го отплыл и теперь в Финском заливе.

Меня удивляет, что никак с тобой не попрощался: ни письмом, ни хотя бы по телефону - пожурю его за это. Мне прислали его переводные отметки - очень хорошие, только по физ[ике] и англ[ийскому] - 8, алг[ебра], черчение - 11, геом[етрия] и геогр[афия] -10, а остальные - 9; средний бал - 9,36, повед[ение] -10,5. Не блестящие, но я рада, что переведён в следующий класс и надеюсь, что он образумится и начнёт поусердней заниматься.

Поздравляю Наташечку с окончанием, Верочку и Колю с обручением, а тебя и Сергея Фёдоровича со всем, что у вас хорошего нового.

Крепко тебя целую, дорогая моя Надюша, еще раз благодарю и не скрою, что я страшно рада вытащить моих бледных ребят на воздух и солнце.

Будьте здоровы и счастливы. С. Шамонина. 26. 5. [19]1133.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 31-32 об.

№ 30 Дорогая Надюша!

Мы на даче в Чеченине (прист[ань] Работки вниз по Волге - Зелёная улица). Сейчас только кончила устраиваться; два полных месяца можем здесь прожить. Квартиру я оставила за собой, так что адрес зимний будет тот же; теперь, когда Катя будет приходящей, я еще больше дорожу этой квартирой подле института. Здесь у нас 3 большие комнаты и очень большой сад, выходящий на обширную поляну, где молодёжь по вечерам играет в лапту и пр[очее]. Из окон видна Волга. Вчера Андрейчик, осматривая сад, всё восклицал: «мы такие счастливые!». Я думаю, Надюша дорогая, что вся моя благодарность - ничто перед этим детским восторгом. Крепко тебя целую. До 15-го мы все будем отдыхать, а потом начнём заниматься.

Еленочка уехала раньше нас в Оптину, а после приедет к нам. Не знаю, писала ли она тебе, что не будет у вас; а, впрочем, может быть ещё передумает.

Меня очень беспокоит Юрочкино молчание: мы и уехали, не получив от него письма. Писал ли он тебе?

Катюша, очень оживлена и в восторге, что встретилась здесь с бывшей пепиньеркой34 - Архангельской.

Ещё раз спасибо, голубушка! Крепко целую тебя и детей. Ты всё ещё одна с маленькими? Твоя С. Шамонина. 8 июня 1911 г.

Где Маша и как теперь её здоровье?

Дорогая тётя Надя!

Спасибо тебе за то, что мы поехали на дачу. Мне здесь очень нравится. Мы живём на горе, над Волгой. Я сегодня ходил к нашему институтскому батюшке, он очень добрый. Мы сегодня пойдём в лес, он очень недалеко и там много земляники. У нас большой сад, в нём трава выше моего пояса. Целую тебя крепко. Андрюша.

Извиняюсь, Надечка: Катенька думала, что тут будет конец моего письма, и написала тебе, а я взяла новый лист. Для лёгкости отрываю. С. Ш[амонина].

Дорогая тётя!

Поздравляю Вас, С[ергея] Ф[ёдоровича], сестёр и Мишу с Праздником Пасхи и желаю всего хорошего. Я приехала домой в Вербную субботу, скоро опять уеду, но уж вероятно, ненадолго: лето, вероятно, проведу дома, если не удастся устроиться на урок в отъезд. Крепко всех целую. Ваша Ек. Шамонина.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 34-36.

№ 31

22 июня.

Дорогая Надя!

Ты совершенно верно написала адрес: прист[ань] Работки по Волге, Ниж[егородской] губ[ернии], село Чеченино, Зелёная улица, д. Корягиной - мне. Не думай, дорогая, что я заставляла детей тебе писать, уж очень был большой восторг, а Андрюша такой пылкий мальчик - он непременно хотел тебе написать, а за ним и младшие; я их только уговорила не каждому на отдельном листе писать. Крепко тебя и

всех твоих детей целую, Сергею Фёдоровичу кланяюсь. От Юры уже больше 10 дней не имею известий, даже думаю спросить командира. Будь здорова, Надюша. Твоя С. Шамонина.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 37.

№ 32

Дорогие мои Надя и Сергей Фёдорович!

Поздравляю вас с именинником и днём Ангела и уж, конечно, желаю всевозможных благ, а прежде всего не такой погоды, какая у нас более 5 дней: дождь, ветер, а иногда прямо ураганы, и всё-таки, раз не надо ехать, а находишься на месте, несравненно лучше в деревне. Ещё ровно месяц остаётся нам здесь пробыть. Еленочка уехала из Оптиной и отправилась в Москву, к Троице, в Муром, а последнее письмо из Иверского женск[ого] монастыря на Выксе. Меня эти странствования очень огорчают, потому что я терпеть не могу монастырей. Но здесь так много тяжёлого, Надюша, что в двух словах не скажешь, а по душе, по-сестриному поговорить не знаю, когда придётся.

От Юрочки получила, наконец, вчера письмо на 3 листах; он не писал потому, что усердно готовился к очень важному экзамену и не хотел получить меньше 5 (по пятибал[ьной]). Он всё также бодр и жизнерадостен и много узнал нового в морской службе. Теперь они пошли в Петербург на спуск дредноута, и не знаю, долго ли там пробудут.

Маленькие все здоровы, бегают - так и волнуются, что даже как будто похудели, но вид у всех прекрасный, также, как и у Кати, которая готовится к своим 4 экзаменам.

Будьте здоровы, мои все любимые. От милой Ниночки получила открыточку из Рима и буду отвечать ей на вашу дачу, п[отому] ч[то] не знаю её маршрута.

Крепко тебя, Надя, и детей целую; Сергею Фёдоровичу дружески жму руку.

Всем сердцем Ваша С. Шамонина. 2 июля 1911 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 6114. Л. 38-39 об.

Примечания к приложению

1. Спицын Александр Андреевич (1858-1931) -выдающийся археолог, член-корр. АН.

2. На почтовом штемпеле место отправления -Выборг.

3. Дата устанавливается по упомянутой Пасхе.

4. Дата установлена по почтовому штемпелю. Письмо адресовано в Осташков, Тверской губернии, имение Покровское-Свапуща князей Шаховских.

5. Известно издание Гагенбек К. О животных и людях / Пер. Л.С. Кустаревской. М.: Издание В.М. Саблина, 1912. 434 с.

6. К. Гагенбек (1844-1913) - дрессировщик, торговец дикими животными, основатель Мюнхенского зоопарка.

7. Ненюков Федор Степанович (1883 - 1934) -сын купца первой гильдии, ботаник-любитель, служил в Ботаническом музее в Нижнем Новгороде.

8. Речь идёт о семье Николая Николаевича Шамонина - брате Н.Н. Платоновой.

9. Шамонин Борис Николаевич (1891-?) - усыновлён Н. Н. Шамониным.

10. Брак был заключен 3 июля 1885 г.

11. Деверь С.Н. Шамониной, брат Н.Н. Платоновой.

12. Шамонина (Дорфнер, Воронихина) (18581929) - жена Н. Н. Шамонина.

13. Штейн Станислав Фёдорович (1855-1921) -оториноларинголог, доктор медицины, профессор, основатель школы учёных, клиницистов и преподавателей, занимающихся проблемами оториноларингологии.

14. Брин Михаил Сергеевич фон (1857-1917) -нижегородский губернский предводитель дворянства в 1909—1917 гг.

15. Краевич Борис Константинович (1886-1947) -зять Платоновых.

16. Среднее учебное заведение.

17. Хвостов Алексей Николаевич был губернатором в 1910-1912 г.

18. Начальницей Мариинской женской гимназии была Елена Алексеевна Остафьева.

19. Оба зятя Платоновых.

20. Дата на почтовом штемпеле.

21. Месяц не указан.

22. Текст телеграммы из Крыма. В этой папке телеграмма оказалась по ошибке архивиста, как и следующая. Они принадлежат Софье Николаевне Ша-мониной (Колчановой) - сестре Н. Н. Платоновой.

23. Речь идёт о памятнике Надежды Дмитриевны Шамониной (Башкирцевой), умершей 28 марта 1908 г.

24. Дата на почтовом штемпеле.

25. Pro et contra — (лат.) за и против; это выражение означает, что приводятся доводы в защиту и в опровержение данного тезиса, в одобрение и порицание обсуждаемого факта.

26. Дата на почтовом штемпеле.

27. Голохвастова Александра Алексеевна (1866-?) -была начальницей института в 1908-1911 гг.

28. Геннадий (Туберозов; 1875-1923) - епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1909-1914).

29. Ольденбургский Пётр Георгиевич (18121881) - внук императора Павла I, главный начальник женских учебных заведений Ведомства императрицы Марии.

30. В письме две даты: одна в начале, вторая в конце.

31. Дата на почтовом штемпеле.

32. Дата на почтовом штемпеле.

33. Дата на почтовом штемпеле.

34. Пепиньерка - институтка, оставленная по окончании курса при институте для педагогической практики.

EVERYDAY LIFE OF A TEACHER OF THE NIZHNY NOVGOROD GYMNASIUM IN 1895 - JULY 1911 (ACCORDING TO LETTERS FROM S.N. SHAMONINA TO N.N. PLATONOVA)

V. V. Mitrofanov

University under the interparliamentary assembly of EURASEC, Saint-Petersburg

The published epistolary materials are an important source about the Shamonin family who lived in Nizhny Novgorod. Their author is a teacher of the Nizhny Novgorod gymnasium, of noble origin S.N. Shamonin. In 1906, her husband died and she was left with 6 children of different ages. They are the main characters of the letters addressed to the sister-in-law Nadezhda Nikolaevna Platonova, the wife of an outstanding Russian historian. Active mutual correspondence begins in 1910, although its beginning dates back to 1896. Warm, friendly, and truly family relations are established between the correspondents, which will continue until 1928 - the year of Nadezhda Nikolaevna's passing away. Everyday life, financial difficulties, successes and problems in children's studies, their physical health and illnesses - everything is reflected in the pages of letters. The search for a path in the life of the eldest daughter, her willingness to go to a monastery, gives the mother a lot of bitterness.

Keywords: S.N. Shamonina, N.N. Platonova, family life, everyday life, educational process, selflessness, compassion, nephews, sister-in-law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.