Научная статья на тему 'ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА СОВЕТСКОГО ЖИЛЬЯ (С СЕРЕДИНЫ 1950-Х ПО 1980-Е ГГ.)'

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА СОВЕТСКОГО ЖИЛЬЯ (С СЕРЕДИНЫ 1950-Х ПО 1980-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ СОВЕТСКОСТИ / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ / ЭСТЕТИКА ЖИЛОГО ПРОСТРАНСТВА / МЕБЕЛЬ / СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС / КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА / СТАЛИНСКИЕ ВЫСОТКИ / ХРУЩЕВКИ / АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ / ИНТЕРЬЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ДОМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трокоз Виктория Олеговна

В фокусе внимания автора - пресловутый жилищный вопрос 1950-1980-х гг. в крупных городах Советского Союза через призму истории и культуры повседневности. Эргономика и дизайн советских жилых пространств - как коммунальных, так и индивидуальных - рассматриваются в том числе на материалах художественного кинематографа - одного из самых наглядных и интересных визуальных источников для исследования культуры повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE, DESIGN, AND ERGONOMICS OF SOVIET HOUSING (MID-1950S TO 1980S)

The author focuses on the notorious housing problem of the 1950s-1980s in the major cities of the Soviet Union through the prism of history and culture of everyday life. The ergonomics and design of Soviet living spaces, both communal and individual, are examined through the materials of feature films, one of the most vivid and interesting visual sources for the study of the culture of everyday life. Cinematography demonstrates everyday practices, the environment we would or would not like to live in, ideas about aesthetics, and the difference of taste preferences in the era of scarcity.

Текст научной работы на тему «ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА СОВЕТСКОГО ЖИЛЬЯ (С СЕРЕДИНЫ 1950-Х ПО 1980-Е ГГ.)»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Виктория Трокоз Э01: 10.37492/ETN0.2022.б9.3.013

Повседневность, дизайн и эргономика советского жилья (с середины 1950-х по 1980-е гг.)

В фокусе внимания автора - пресловутый жилищный вопрос 1950-1980-х гг. в крупных городах Советского Союза через призму истории и культуры повседневности. Эргономика и дизайн советских жилых пространств - как коммунальных, так и индивидуальных - рассматриваются в том числе на материалах художественного кинематографа - одного из самых наглядных и интересных визуальных источников для исследования культуры повседневности.

Ключевые слова: антропология советскости; культура повседневности; повседневные практики; эстетика жилого пространства; мебель; советский дизайн интерьера; жилищный вопрос; коммунальная квартира; сталинские высотки; хрущевки; архитектурные решения; интерьерные решения; эволюция дома.

Трокоз

Виктория Олеговна,

магистрант кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, PR-менеджер проекта «Московский Достоевский. Семейное путешествие», Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Москва), vtrokoz@mail.ru Научный руководитель -А.А. Шевцова, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва), ash@inbox.ru

В фокусе внимания автора - то, как решался пресловутый квартирный вопрос [7], обустраивался жилищный быт и как реализовывалась градостроительная политика в СССР во второй половине 1950-1980-х гг. Квартира становилась центром всей личной Вселенной человека. Это то место, где человек в повседневных практиках выражает себя, свои привычки, соблюдает традиции и создает свое неповторимое пространство. Уже в 1960-х проектировщики понимали, что «потребности семьи настолько многообразны, что учесть их полностью при строительстве и оборудовании квартиры невозможно» [3]. Дом - это повседневное творчество каждый день.

2 со О 55

В послевоенное время «сталинки» стали символом | о возрождения, в особенности семь высоток - «Семь сестер» (жилое здание на Котельнической набережной, здание МГУ на Воробьевых горах, гостиница «Украина», здание МИД, гостиница «Ленинградская», жилое здание на Кудринской площади, административно-жилое здание на пл. Красных Ворот). «Действительно, возведение высотных зданий в Москве в конце 40 — начале 50-х гг. было не только решительным нововведением, но и завершило многолетние поиски московских зодчих» [2, с. 15]. Творчества в этот период хватало: для проектирования и возведения одного подобного здания в столице - своего рода витрины победившей страны - устаивались архитектурные конкурсы. Участие в таком конкурсе было целью многих архитекторов. Работали над подобным проектами многочисленные команды из архитекторов, конструкторов, инженеров и строителей. С помощью семи сталинских высоток, построенных в 1947—1957 гг., была показана государственная мощь даже в тяжелый послевоенный период, когда экономика была отброшена на несколько десятилетий, а часть страны лежала в руинах. Несмотря на это, Москва строится. Яркий пример риторики тех лет: «Стройка - верный признак нового: новых людей, новых устремлений, новых переживаний...» [2, с. 6].

«В столице уже в январе 1951 г. на заседании Московского комитета партии было заявлено о необходимости делать квартиры для того, чтобы население было довольно», - отмечают Н.Б. Лебина и А.Н. Чистиков [12, с. 163-164]. Возведение подобного жилья, особенно в высотных зданиях и вдоль основных городских магистралей, носило престижный характер. Квартиры в этих домах были полноразмерными даже по современным меркам (1-комн. - 32-50 м2, 2-комн. -44-70 м2, 3-комн. - 57-85 м2, 4-комн. - 80-110 м2). В доме

на Котельнической набережной и на Кудринской площади квартиры были еще больше.

Вторая половина 1950-х и первая половина 1960-х гг. кардинально отличаются от предыдущего десятилетия. 4 ноября 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [12, с. 170].

Так называемые хрущевки были скоростным решением, попыткой выйти из коммуналок в индивидуальное жилье. Проживание семьи из 4-5 человек в комнате площадью 8-9 м2 даже в столице было нормой. «Переезд из коммуналки в новую, пусть маленькую, пусть, по сегодняшним представлениям, не слишком удобную, но свою, отдельную квартиру» [2, с. 63] стал возможен именно благодаря массовому дешевому строительству. Желание жить в своем личном пространстве было сравнимо с желанием свободно дышать. Потолки опустили, помещения уменьшили, окна уменьшили, убрали излишества как в интерьере, так и в экстерьере. «Новые дома запроектированы в 4-5 этажей с одно-, двух-и трехкомнатными квартирами» [12, с. 173].

В среднем в пятиэтажном трехподъездном доме помещалось 60 квартир, а значит - 60 семей (примерно 160-200 человек), в четырехэтажном трехподъездном доме - 48 квартир, то есть 48 семей (120-160 человек). «Улицы Москвы и других городов заполнили стандартные, как машины одной марки, дома» [15, с. 90]. Применение новых материалов и принципов строительства значительно удешевило и ускорило возведение массового жилья, ускорило и расселение огромного количестве семей из «коммунальных очагов». Теперь жизнь каждой семьи закрыта в своем мире. Квартиры не были в частной собственности, но все же ощущение своего дома появилось: «Массовое жилстроительство Хрущева внезапно породило у миллионов

о

° со о 55

ощущение частной, собственной, отдельной крыши» [14, с. 405].

Начиная со второй половины 1960-х гг. в архитектурных и интерьерных решениях фиксируется возвращение к идее комфортного жилья, окончание очередной волны экспериментов с эргономикой. Проводятся исследования, но больше никому не хочется проектировать «впритык» человеческому телу, как это было во второй половине 1950-х гг. И с каждым десятилетием мы видим нововведения, вызывавшие разные эмоции. Идеальной формулы жилья не существует. Жилое пространство - это подвижная субстанция, которая, как и будущий жилец, ждет улучшений. «Повышение комфортабельности квартир, совершенствование интерьера, создание благоприятной жилой среды - важнейшее направление дальнейшего развития массового жилища», - отмечалось в конце 1980-х гг. в книге, посвященной интерьеру современной квартиры [4, с. 6]. Интересно, что подобных изданий существовало множество, но не только потому, что существовал запрос на индивидуализацию дизайнерских интерьерных решений жилого пространства, но и потому, что массовое жилье повсеместно сдавалось строителями с недоделками, устранять которые приходилось самим жильцам в эпоху дефицита.

Почему каждый старается сделать свое жилье удобным, комфортным и красивым? Потому что это личное приватное пространство. Пространство дома в значительной мере характеризует его владельца. Дом - это характер. Красота, комфорт, удобство не универсальные критерии для всех. Для кого-то комфорт заключается в минимуме предметов, для кого-то - в максимуме. Удобство - это то, что нам привычно, то, что не идет вразрез с нашей повседневностью. Красота - дело вкуса каждого. «Стремление сделать свое жилище красивым,

удобным, комфортабельным, приятным для жизни находит свое отражение не только в обеспечении функциональных удобств, необходимых для жизнедеятельности семьи, но и в эстетическом преобразовании своего быта, индивидуализации интерьера, создании неповторимой атмосферы уюта, домашнего очага» [4, с. 5]. Уют также не универсален для всех, он складывается из отношений человека и пространства.

Пространство дома не статично, со временем оно наполняется, меняется и развивается. Здесь подключается и вкус, и фантазия, и все это в условиях дефицита товаров и услуг в СССР. Благоустройство квартиры, «создание интерьера квартиры - не единовременный, а длительный творческий процесс, связанный с изменением требований семьи к жилищу, которые меняются вместе с изменениями, происходящими в семье, ее быте, в техническом прогрессе и моде» [4, с. 6]. При этом сколько бы материальных перемен ни произошло в доме, для человека его дом остается чем-то родным и приватным навсегда. Дом - насыщенная информационная среда, с опытом и знаниями, заключенными в предметах, окружающих нас каждый день.

Жилое пространство одного человека и семьи будут различаться прежде всего потребностями жильцов и функционалом. Потребности одного человека намного проще «распределить» по квартире, чем потребности всей семьи. Даже организация сна одного человека и сон нескольких членов семьи будет различаться. В семье каждому человеку хочется иметь свой уголок, который наполняется его владельцем. Но в то же время семья - маленькая ячейка общества, которая выбирает свой центр маленького мира. Как правило, это гостиная (зал) или кухня.

Вопрос зонирования решается не только профессионалами [6], но и обывателями и их потребностями.

2 со О 55

Зонирование - один из самых сложных и простых во-| о просов одновременно. С одной стороны, в маленькой квартире проще «распределить обязанности» помещениям и комнатам. С другой стороны, одному помещению нередко приходится выполнять сразу несколько обязанностей. Например, в крохотной кухне 4-6 м2 нужно организовать зону приготовления пищи и зону приема пищи. «Жизнь семьи диктует не только количество, но и размеры отдельных функциональных зон» [4, с. 33].

Гостиная - особое место в сознании российских и советских граждан. Всем хочется иметь этот доминантный центр в квартире, в большинстве случаев это самая большая комната. То, сколько зон в этой гостиной, решает сама семья. При этом гостиная может быть также кабинетом и спальней, жилой комнатой для одного или двух членов семьи. Если квартира двухкомнатная или трехкомнатная, и в ней проживает семья с одним, двумя или тремя детьми, то гостиную просто необходимо ночью задействовать, как зону сна. А днем она служит и для сбора всей семьи, для встречи гостей, как место отдыха. «Гостиная, как правило, включает в себя зоны, обеспечивающие отдых семьи и прием гостей» [4, с. 33]. Гостиная по традиции демонстрирует гостям гордость хозяев: сувениры, парадная посуда, мебельная стенка, книжный шкаф с коллекцией книг, диван и т. д. Далеко не в каждой советской гостиной был диван, нередко он заменялся креслами и журнальным столиком или даже тахтой, которая также служила для сна.

После стесненных условий в коммунальной квартире каждому новоселу хрущевки все больше хотелось удобства, комфорта в быту. Поэтому до сих пор сохранилась привычка распределять работу по дому с назначениями ее помещений. Например, приготовление пищи только на кухне, встреча гостей в кухне или гости-

ной, застолья в гостиной, сон в спальне. Жесткий функционал доминировал на протяжении изучаемого периода: «Ясность композиции, основанной на естественном и наиболее удобном распределении и осуществлении бытовых процессов, характерна для сегодняшней эстетики бытового пространства» [4, с. 154].

Создание нового, полезного, индивидуального - это и есть дизайн. На автономизацию дизайна повлияло множество факторов. Проектирование дизайна интерьеров не менее творческая деятельность, чем архитектурное проектирование. Дизайн - прикладная работа, а творчество и художественные методы всего лишь часть этого процесса. Это всегда работа с цветом, светом, формой, образами, стилем и т. д. «Дизайн - одно из высших проявлений творчества», - считает Р. Каплан [9, с. 8].

Внимание тому, что есть дизайн, а что есть архитектура, уделили лишь в XX в. Прежде всего из-за выхода на передний план массового производства. Запрос на ассортимент одежды, предметов, которые нас окружают, многократно увеличился. «Искусство создания предметов, отвечающих нуждам человека, полезных и красивых одновременно, существует на протяжении тысячелетий, но его никогда не называли дизайном» [9, с. 8]. Дизайн соприкасается с очень многими видами искусства (графика, архитектура, скульптура, живопись и т. д.), и именно поэтому поздно пришло осознание деятельности как таковой. «Несмотря на то что дизайн был повсюду, само это занятие мало кто видел и мало кто понимал» [9, с. 34]. Более половины всего того, что нас окружает, спроектировано с помощью дизайна.

Художественная композиция в интерьере также обеспечивает комфорт, как и функциональная мебель (диван-кровать, мебель-трансформер, стол-комод и т. д.). Дизайн-проект тогда состоялся на 100%, когда все в ин-

2 со О 55

терьере спроектировано с нуля. «Цель дизайна - удов-| о летворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей» [10, с. 6].

Именно во второй половине XX в. проектирование внутреннего убранства соизмеряется с финансовыми возможностями будущего владельца. «Дизайнер в принципе может заниматься всем, что его метод мышления — поиск эстетически осмысленных, оригинальных, остроумных решений на основе минимальных материальных затрат и минимального, экономного вмешательства — универсален» [10, с. 12]. Этому способствует расширение ассортимента, возможность выбора, технический прогресс.

В СССР проектировщик работал массово, заранее проектировал план квартиры, которые были абсолютно типовыми. Один тип для миллионов граждан. Перепланировкой почти никто не занимался, максимум, применялось визуальное зонирование с помощью мебели. Например, шкаф, выполняющий свое прямое назначение и роль перегородки в комнате. В журналах порой печатались советы по обустройству дома, например, такие: цвет обоев может зрительно увеличить или уменьшить помещение. Рисунок на обоях может служить ориентиром для стен и взгляда человека: вертикальные полоски на обоях «поднимут» потолки, любой горизонтальный рисунок «вытянет» помещение в длину.

Имеющееся пространство, цвет, мебель служат основными инструментами для творчества. В итоге каждый человек формирует свое пространство сам. С одной стороны, жилец зажат заранее спроектированными стенами, как у всех. С другой стороны, в магазинах предлагался небольшой ассортимент типовой мебели.

И в этих тисках человек создает свой мир, дом и пространство. «Стремление сделать свое жилище красивым, удобным, комфортабельным, приятным для жизни находит свое отражение не только в обеспечении функциональных удобств, необходимых для жизнедеятельности семьи, но и в эстетическом преобразовании своего быта, индивидуализации интерьера, создании неповторимой атмосферы уюта, домашнего очага» [2, с. 5].

Особую роль в восприятии и функциональности интерьера играет мебель. Это и есть воплощение быта для каждого человека. Если стены создают пространство, то мебель наполняет пространство, делает его удобным и красивым для нас. Исследователи пишут о «хрущевском» десятилетии: «Из Риги и Таллина в магазины города поступали спальные гарнитуры. Начала появляться в квартирах горожан и первая импортная мебель, чаще всего румынская и венгерская. Она была красива, удобна, прочна, со вкусом отделана, и, если верить прессе 50-х гг., стоила недорого» [12, с. 166]. В 1960-1970-х гг. в моде была лакированная мебель (шкафы, стенки для гостиной, столы, гардеробные шкафы и др.). Один и тот же набор мебели можно было увидеть в разных квартирах, находящихся в разных городах. Иногда эта одинаковость, как и абсолютная похожесть типовой застройки, юмористически обыгры-валась, становилась основой сюжетной завязки, как в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975 г., сценаристы Э.А. Рязанов, Э.В. Брагинский): ««- Вы же не могли не заметить, что в квартире мебель другая? - Да такая же самая мебель!»

Конструктибизм в советском интерьере прослеживался в отдельных элементах, чаще всего в сложных геометрических формах мебели. Как самостоятельный стиль он воплощался лишь в архитектуре экстерьера. Все решения подчинены общей типовой форме.

2 со о 3

«Конструктивизм стремился использовать новую тех-§ о нику для создания простых логичных функциональных форм» [13, с. 395].

Минимализм, стал необходимым способом выживания в хрущевках. Площади категорически не хватало для размещения мебели и всех предметов быта. О полноценном кухонном гарнитуре в кухне площадью 4-5 м2 оставалось только мечтать. Необходимо было спроектировать компактные и функциональные мебельные гарнитуры. «Для постоянного генерирования новых идей по созданию интерьера, соответствующего формам типового жилищного строительства, в начале 1958 г. в Ленинграде было организовано специальное конструкторское бюро по проектированию мебели» [12, с. 183-184]. Или такая задача: обустройство жилой многофункциональной комнаты площадью 9 м2. Она кажется нереальной, но проектировщикам это удавалось, несмотря на новые жесткие требования относительно того, как не захламлять мебелью и предметами быта и без того маленькое жилое пространство. «В 1958 г. в Москве прошел дизайнерский конкурс. По новым стандартам мебель должна была занимать не более 2033% полезной площади квартир» [12, с. 182].

Вместе с минимализмом в силу вступал функционализм, который помогал из минимума мебели и площади выжать максимум для комфорта. Вот в это время проектировщики, архитекторы и дизайнеры начинают синтезировать несколько стилей на одном «поле». Как говорил Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1869), немецко-американский архитектор, «Меньше - это больше» [17, с. 130]. Минимализм подразумевает минимум или отсутствие декора, просторные помещения, минимум мебели, акцент на пространство, в интерьере не должно быть сложных детализированных элементов и ярких цветовых решений. В настоящее время минимализм - не вы-

нужденная мера, а вкусовое предпочтение. Строгая лаконичная геометрия, минимум мебели, обилие свободного пространства, даже при маленькой площади соотношение не занимаемого ничем пространства и пространства, загроможденного мебелью, в пользу первого.

Функционализм подразумевает, что каждая вещь имеет назначение, каждая деталь служит для удобства человека, в доме (офисе) нет места предметам просто для обстановки или декора. Каждая зона/ помещение отвечает своей функции. Признаки: долговечные материалы, белый цвет - -доминирующий, практичность во всем, трансформируемая мебель (диван-кровать, шкаф с письменным столом и кроватью в одном гарнитуре, использование свободного пространства ниш, подоконников и др.), лаконичность. «Формула функционализма - «форма следует функции» [13, с. 395]. Если посмотреть на интерьер дома К. Мельникова, то можно смело сказать, что функционализм начинает свой путь с 1920-х годов.

Во второй половине 1960-х гг. пространство вновь меняется, оно становится больше и выше. После запрета на строительство пятиэтажек строятся так называемые брежневки. В 1970-х гг. жилая площадь увеличивается, потолки поднимаются, ванна и туалет разделяются (в объявлениях об обмене или аренде жилья так и пишут до сих пор, упоминая это как достоинство квартиры: «Санузел раздельный»). Например, такую квартиру можно увидеть в фильме «Москва слезам не верит» (1979 г., режиссер В.В. Меньшов, «Мосфильм») у главной героини Катерины, которую она получила в новом районе Москвы. В просторной двухкомнатной квартире просторная кухня, обилие красивой современной мебели. «Число квартир в Москве только с 1966 по 1977 г. увеличилось на 948 тысяч, и подавляющая их часть размещается в новых жилых районах» [2, с. 75].

2 со О 55

Благодаря множеству эстетических течений в искус-| о стве и дизайне в 1970-1990-е гг. сформировался плюрализм эстетических взглядов. Прежде всего меняется человек, его потребности, привычки, желания и нужды. «Конечно, человек — существо не статичное. Он постоянно развивается, растет, обновляется» [15, с. 80]. Быт и повседневность человека, а особенно его эстетика служат уникальным зеркалом всего происходящего вокруг него.

Поиски новых форм при этом - это сложный длительный процесс. Здесь всегда две стороны: проектировщик и обыватель. Задача дизайнера - спроектировать форму по новым параметрам, которые будут служить обывателю каждый день в его жилом пространстве и не один год, если учесть дефицит мебели, то несколько десятилетий. «Предметный комплекс, окружающий человека в быту, использует простые зачастую лапидарные формы, подчеркивающие функциональную принадлежность предмета» [4, с. 154].

Дизайнеры с середины 1950-х до середины 1980-х гг. подчиняются изменениям в жилом строительстве и проектировании. Главная задача, стоящая перед мастерами проектирования, - это создание новой красивой мебели, которая соответствовала бы новым квартирам. Хоть строительство и типовое, но жилое пространство, спроектированное в конце 1950-х, 1960-х и 1970-х гг., различается. Меняется планировка, площадь, состав и даже этажность дома. «Но требования производства приобретают значение эстетической ценности, перерастают в эстетические установки и критерии, которыми руководствуются в своем творчестве современные дизайнеры» [4, с. 154-155].

Квартиры в «брежневках» - наиболее привычное пространство для современного человека, большинство домов, построенных в 1966-1982 гг., стоят и поныне. Со

временем мебели и бытовой техники становится больше [1], хотя дефицит еще определяет наполнение. Самое модное иметь в квартире мебельную стенку, особенно румынскую, которая была вместилищем парадных и престижных предметов и, как правило, всегда располагалась в гостиной. Увеличилась не только площадь, но и высота потолков. «Потолки подняли, перестали совмещать санузлы, стали просторнее кухни и прихожие. Увеличили размеры комнат, подсобных помещений» [15, с. 173]. Высота дает возможность сделать горизонтальные объемы и использовать больше поверхность стен. «Как говорил Ингвар Кампрад, «Не забывайте, что в квартире гораздо больше стен, чем пола» [16, с. 256].

Описание жилья в высотке поражало воображение современников, вынужденных мириться с коммунальным бытом еще как минимум десятилетие: «В соответствии с проектом в высотных домах было предусмотрено внедрение самых передовых достижений цивилизации: телефонная связь квартир с вестибюлем; газовая или электрическая плита, автоматическая электромойка, холодильник, раковина с доской для сушки посуды, максимально возможное количество встроенных шкафов; мусоропровод, автоматическое регулирование температуры в пределах каждой квартиры; центральная пылесос-ная установка; центральное снабжение горячей водой; приточная вентиляция в жилых комнатах и вытяжная в коридорах и кухнях; радиофикация и телефонизация» [5, с. 150]. Квартиры в сталинским домах до сих пор считаются очень престижным и комфортным жильем.

Функциональность во второй половине 1950 и в 1960-х гг. - насущная необходимость. Резкое сокращение количества пространства, а именно уменьшение квадратных метров в квартире диктует только функциональное назначение предметов. Нет места антиквариату, громоздкой мебели, абажурам и т. д., объявленных

о

° со о 55

«мещанством». Наши информаторы вспоминают, что время переселения из коммунальных квартир с высокими потолками в малогабаритные хрущевки было временем настоящего праздника для антикваров - бесценные предметы старинной мебели выбрасывались или отдавались за бесценок, потому что просто не влезали по габаритам в новую отдельную жилплощадь. «Переезжая из коммуналок в хрущевки, москвичи были вынуждены согласиться с тем, что часть старой мебели придется оставить, да она и не влезла бы» [5, с. 196], «Время уничтожает вещи» [8; 11].

Минимализм и функционал - главное в пространстве квартир-хрущевок. Мебель должна быть абсолютно практичной, простой и компактной. Каково жилье, таково и наполнение. Хрущевки - это новое пространство во всех отношениях, эргономически просчитанная среда. Например, кухня площадью 4-5 м2 должна была вмещать плиту, холодильник, мойку, шкафы для хранения посуды, обеденный стол и место для перемещения по кухне к нужным объектам приготовления пищи. Если вспомнить о русской традиции посиделок на кухне и кухонных разговоров, места нужно еще больше. Здесь не обойтись без современных методов планировки. «Постепенно проекты хрущевок совершенствовались, менялись внешний вид домов и планировка квартир, появилась вентилируемая крыша» [5, с. 156].

Авторы статьи «Дом и бездомье» В.Ю. Лебедев и Т.В. Волкова считают, что «Отдельные малометражки способствовали массовому разрушению интерьера» [11]. Однако «эргономические качели» меняют пространство, быт, повседневность, а значит, меняют интерьер. Внутренние и внешние перемены говорят о развитии, а не о разрушении. И кому-то это развитие по душе, а кому-то нет. Для человека, который переехал из коммуналки, даже самая маленькая и простая квар-

тира будет великим счастьем. Своя кухня, пусть и крохотная, одна-две комнаты, коридор, своя ванная с горячей водой и туалет, а если еще и повезет, то балкон. А тот, кто проживает в большой сталинской квартире, найдет тысячу недостатков в такой планировке и маленькой площади. В любом случае это перемены, развитие и поиск новых форм.

Эстетика жилого пространства меняется в СССР с каждым десятилетием, при этом вопрос жилья не теряет своей остроты все годы советской власти, оставался сложным в конце 1940-х годов и сохраняется до настоящего времени. «Сталинки», «хрущевки», «бреж-невки», «новостройки» для каждого из нас не просто определения из архитектурного словаря. Это тип дома с определенными квартирами, связанные с определенным историческим периодом и с историей каждой семьи. Для проектировщиков это попытки улучшить проект, творческие поиски из года в год. Даже один и тот же тип дома модернизировался. Производство мебели подстраивалось под новые жилые квартиры.

Литература:

1. Агранович-Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Интерьер современной квартиры. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. 316 с.

2. Астафьева-Длугач М.И., Волчок Ю.П. Москва строится: (Семь новелл об архитектуре Москвы): Путеводитель. М.: Моск. рабочий, 1983. 191 с.

3. Баяр О.Г. Убранство квартиры // Квартира и ее убранство. М., 1962. Арзамас. URL: https://arzamas.academy/materials/582 (дата обращения: 04.05.2021).

4. Блашкевич Р.Н. Интерьер современной квартиры / Р.Н. Блашкевич, Т.И. Звездина, В.Е. Мельников, В.Б. Бурский. М.: Стройиздат, 1988. 224 с.

5. Васькин А.А. Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе. М.: Мол. гвардия, 2018. 156 с.

6. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: /зык архитектуры. М.: Мол. гвардия, 1985. 351 с.

7. Дадашева А. Краткая история жилищного вопроса // Арзамас. Курс № 15. Антропология коммуналки. URL: https://arzamas.academy/materials/595?fbclid=[ wAR3zd124TjkzY0SH0F2-i2iQu-hHwPgtuTblUSJi5Lkzi9H440W9gCVfBFk/ (дата обращения 27.02.2022).

8. Зарубина Т. Юлия Феденок: Зачем человеку личное пространство // Арзамас. Курс № 15. Антропология коммуналки. URL: https://arzamas.academy/materials/590 (дата обращения: 21.02.2022).

9. Каплан Р. С помощью дизайна. М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2014. 328 с.

10. ЛаврентьевА.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2007. 303 с.

11. Лебедев В.Ю., Волкова Т.В. Дом и бездомье: к антропологии современного жилища // Человек. 2017. № 3. С. 105-121.

12. Лебина Н.Б. Пассажиры колбасного поезда. Этюды к картине быта российского города: 1917-1991. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 584 с.

13. МатюнинаД.С. История интерьера: учебное пособие. М.: Академический проект; Культура, 2008. 566 с.

14. Митрофанов А.Г. Коммунальная квартира. Хроника советского быта. М.: Мол. гвардия, 2019. 427 с.

15. Ресин И.В. Москва в лесах. Записки строителя. М.: Голос, 1999. 384 с.

16. Торекуль Б. Сага об ИКЕА. М.: Премьера, Астрель, 2007. 287 с.

17. Уилкинсон Ф. Архитектура. 50 идей, о которых нужно знать. М.: Фантом Пресс, 2014. 207 с.

Victoria Trokoz,

MA student of the Department of Cultural Studies, Institute of Socio-Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, PR-manager of the project "Moscow Dostoevsky. A Family Journey", Dostoevsky Library (Moscow), vtrokoz@mail.ru

Superviser - Anna Shevtsova, Doctor of History, Deputy Dean, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Professor, Department of Cultural Studies, Institute of Socio-Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University (Moscow), ash@inbox.ru

Everyday life, design, and ergonomics of Soviet housing (mid-1950s to 1980s)

The author focuses on the notorious housing problem of the 1950s-1980s in the major cities of the Soviet Union through the prism of history and culture of everyday life. The ergonomics and design of Soviet living spaces, both communal and individual, are examined through the materials of feature films, one of the most vivid and interesting visual sources for the study of the culture of everyday life. Cinematography demonstrates everyday practices, the environ-ment we would or would not like to live in, ideas about aesthetics, and the difference of taste preferences in the era of scarcity.

Keywords: anthropology of Sovietness; culture of everyday life; everyday practices; aesthetics of living space; furniture; Soviet interior design; housing problem; communal apartment; the Stalin skyscrapers; Khrushchevka; architectural solutions; interior solutions; evolution of the house.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.