Научная статья на тему 'РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРАЗА СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ'

РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРАЗА СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
439
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ СОВЕТСКОГО БЫТА / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / БЫТОВЫЕ ПРАКТИКИ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова А. Д.

В статье исследуется образ советской повседневной жизни, который реконструируется в ряде современных музеев. Автор использовал экспозиции и отзывы о них в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Минске, Ростове-на-Дону, Коломне, Рязани. В статье указано, что выставки составлены из предметов, которые были в обиходе советских людей в 1970-1980-е гг.: мебель, одежда, кухонная утварь, школьные учебники и детские игрушки. Автор показывает, что экспозиции довольно многогранно формируют образ советской повседневности. Многие музеи используют ансамблевый метод построения экспозиции, который позволяет наиболее точно реконструировать обстановку в различных уголках квартиры, показать образ жизни и занятия советских людей. Впечатления от экспозиции дополняются различными интерактивными программами, имитирующими бытовые и досуговые практики: обед на коммунальной кухне, игра в домино. В статье проанализированы отзывы посетителей этих музеев и делается вывод, что подобные экспозиции оставляют позитивное впечатление от советской повседневности из-за ностальгии по детским годам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF THE IMAGE OF SOVIET EVERYDAY LIFE IN A MODERN MUSEUM EXPOSITION

The article explores the image of Soviet everyday life, which is reconstructed in a number of modern museums. The author used expositions and reviews about them in Moscow, St. Petersburg, Sochi, Minsk, Rostov-on-Don, Kolomna, Ryazan. The study showed that the exhibitions are made up of items that were in everyday life of the Soviet people in 1970s and 80s: furniture, clothes, kitchen utensils, school textbooks and children's toys. The author shows that the expositions form the image of Soviet everyday life in a rather multifaceted way. Many museums use the ensemble method of building exhibitions. It allows to most accurately reconstruct the situation in various parts of the apartment and show the lifestyle and occupations of Soviet people. Museums use various interactive programs that imitate everyday and leisure practices: lunch in a communal kitchen, a game of dominoes. The author analyzed the reviews of these museums’ visitors. It is concluded that such expositions leave a positive impression of Soviet everyday life due to nostalgia for childhood.

Текст научной работы на тему «РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРАЗА СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ»

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

УДК 94(47)«19»:394:069

ГРНТИ 03.23.07: Историография и источниковедение Истории России 03.61.21: Историческая антропология

DOI 10.35231/25422375_2022_2_110

А.Д. Попова

Реконструкция образа советской повседневности в современной музейной экспозиции

В статье исследуется образ советской повседневной жизни, который реконструируется в ряде современных музеев. Автор использовал экспозиции и отзывы о них в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Минске, Ростове-на-Дону, Коломне, Рязани. В статье указано, что выставки составлены из предметов, которые были в обиходе советских людей в 1970-1980-е гг.: мебель, одежда, кухонная утварь, школьные учебники и детские игрушки. Автор показывает, что экспозиции довольно многогранно формируют образ советской повседневности. Многие музеи используют ансамблевый метод построения экспозиции, который позволяет наиболее точно реконструировать обстановку в различных уголках квартиры, показать образ жизни и занятия советских людей. Впечатления от экспозиции дополняются различными интерактивными программами, имитирующими бытовые и досуговые практики: обед на коммунальной кухне, игра в домино. В статье проанализированы отзывы посетителей этих музеев и делается вывод, что подобные экспозиции оставляют позитивное впечатление от советской повседневности из-за ностальгии по детским годам.

Ключевые слова: музей советского быта, повседневность, бытовые практики, коллективная память.

Anna D. Popova

Reconstruction of the image of Soviet everyday life in a modern museum exposition

The article explores the image of Soviet everyday life, which is reconstructed in a number of modern museums. The author used expositions and reviews about them in Moscow, St. Petersburg, Sochi, Minsk, Rostov-on-Don, Kolomna, Ryazan. The study showed that the exhibitions are made up of items that were in everyday life of the Soviet people in 1970s and 80s: furniture, clothes, kitchen utensils, school textbooks and children's toys. The author shows that the expositions form the image of Soviet everyday life in a rather multifaceted way. Many museums use the ensemble method of building exhibitions. It allows to most accurately reconstruct the situation in various parts of the apartment and show the lifestyle and occupations of Soviet people. Museums use various interactive programs that imitate everyday and leisure practices: lunch in a communal

© Попова А.Д., 2022

kitchen, a game of dominoes. The author analyzed the reviews of these museums' visitors. It is concluded that such expositions leave a positive impression of Soviet everyday life due to nostalgia for childhood.

Key words: museum of Soviet life, everyday life, everyday practices, collective memory.

Советский Союз, который перестал существовать уже более 30 лет, стал частью истории. Однако эта канувшая в Лету страна как особый политический строй не может уйти из памяти бесследно и постепенно превращается в образ, который получает отражение в массовом сознании в самых различных формах, не только в виде текста школьных учебников, но и в форме воспоминаний, различных социальных практик. Как точно отметил французский философ и социолог М. Хальбвакс, «...наряду с письменно зафиксированной историей существует живая история, которая продолжается и возобновляется через годы и в которой можно обнаружить большое количество прежних течений, казавшихся иссякшими» [1, c. 10]. В том числе образ прошлого передает старшее поколение через рассказы или приобщение к традициям своей молодости, совместное чтение книг или посещение музеев.

Образ повседневной жизни советской эпохи является достаточно востребованным в современные дни, и это активно используется в сфере услуг и массовой культуре. Как правильно определяет Р.Н. Абрамов, ностальгические настроения весьма свойственны обществам, пережившим серьезные исторические переломы. После этапа кардинального отрицания и критики всего советского неизбежно пришла мода на атрибуты той эпохи: используются торговые бренды прошлого (пиво «Жигулевское», сырок «Дружба», шоколад «Алёнка»), снимаются шоу и фильмы, обращенные к ценностям советской эпохи («Старые песни о главном», «Намедни: 1961-1991 гг.») [2, с. 100]. Одно время получили распространение точки общепита с названиями в советском стиле, стали открываться кафе или столовые: «Вареничная № 9» (Севастополь), «Вареничная» (Москва), «Коммунальная квартирка», «Столовая № 1» (Санкт-Петербург), «Совок» (Воронеж), «Советская столовая» (Рязань). В них при оформлении дизайна интерьера были использованы атрибуты советской повседневной жизни. В столовых эту роль обычно выполняют репродукции плакатов, в кафе на полках находят пристанище советские книги, фотоаппараты, проигрыватели, фарфоровые фигурки. Некоторые из этих точек общепита пользуются большой популярностью у посетителей, но некоторые уже перестали существовать, например: «Вареничная № 9» в Севастополе и «Советская столовая» в Рязани.

Интерес отмечается и к музеям, тематика которых также связана с советской эпохой. Некоторые из них возникли на базе бывших заводов или предприятий. Такими является Балаклавский подземный музейный

комплекс, возникший на месте завода ремонта подводных лодок или Музей печатного и издательского дела в г. Мышкине, где основу экспозиции составляют печатные станки советской типографии. В Севастополе в помещении бывшего бомбоубежища организован музей «Подземный Севастополь». Однако наибольшее распространение получили музеи, где отражена специфика именно бытовой жизни советской эпохи. Создание таких учреждений обусловлено естественным процессом смены картины повседневности: люди меняют мебель, предметы обихода, одежду, устаревшие вещи часто занимают место на антресолях, кладовках, лоджиях. Однако потом приходит время, когда и там они начинают мешать. И перед владельцами встает вопрос о судьбе этого уже ненужного имущества. Находятся энтузиасты, которые собирают такие предметы и создают из них коллекции.

В настоящее время музеи в духе «назад в СССР» становятся «фишками» целого ряда городов. Все они отличаются по объему экспозиции и подходу к ее организации. В Ростовском областном музее краеведения организована небольшая выставка «Время надежд и свершений» (повседневная жизнь Донского края 1950-х гг.)», которая занимает всего один зал музея. В Минске под «советскую» экспозицию отведен целый этаж одного из зданий музейного комплекса «Лошицкая усадьба». Довольно обширной экспозицией обладал Музей советского быта, который находился в Санкт-Петербурге на набережной канала имени Грибоедова. К сожалению, он не выдержал испытания, которые принес короновирус, и в настоящее время уже не работает. И поныне действует музей СССР в Рязани. Самой большой экспозицией может похвастаться музей в Сочи. В Коломне создан не просто музей советского быта, а одна из важнейших составляющих той жизни, с которой пришлось познакомиться многим советским гражданам, - коммунальной квартирой. Музей так и называется «Арт-коммуналка». В Москве и Санкт-Петербурге еще функционируют музеи советских игровых автоматов. Список указанных музеев не является исчерпывающим, но именно их экспозиции стали эмпирической базой данного исследования.

Музеи, которые обращаются к тематике советского быта и повседневной жизни, по-разному подходят к организации экспозиции. Музей в Минске выбрал ансамблевый способ: в разных уголках музейного зала выстроены композиции, имитирующие различные уголки советской квартиры. Посетитель попадает в детскую, кабинет, гостиную, в которой накрыт стол для приема гостей. Экспонатами выступают мебель советской поры, посуда, бытовая техника ушедшей эпохи. Все они расставлены так, как они могли быть использованы в советской квартире. Игрушки находятся именно там, где они могли функционировать, - в детской комнате, сифон для изготовления газированной воды - на столе, который накрыт для приема гостей.

Ансамблевый метод использован и в рязанском музее. Само это учреждение культуры располагается в жилом доме: три квартиры на первом этаже были выкуплены и соединены в единое пространство. В каждой комнате реконструирована часть территории советской квартиры: жилые комнаты, кухня, детская. Экспозиция в этом музее имеет одну яркую особенность: в каждой комнате есть экспонаты, которые связаны с рязанской землей. И это не только портреты и бюсты поэта-земляка Сергея Есенина в различных техниках исполнения, но и предметы производства местной промышленности. В кухне и в одной из комнат можно увидеть изделия традиционного рязанского промысла - скопин-скую керамику. В другой комнате стоит приемник с весьма запоминающейся картинкой: девушка в сарафане и платочке рядом с березкой. Такие радиоаппараты выпускал местный завод. В свое время подобные вещи были практически в каждой рязанской квартире. В другой комнате в серванте среди традиционной хрустальной посуды и фарфоровых фигурок можно увидеть весьма примечательный сувенир - компанию стеклянных ежиков. Таких декоративных зверьков выдували рабочие рязанского лампового завода, это не было официальной продукцией, они не шли в продажу и чаще всего просто дарились в качестве забавной безделушки.

Ансамблевый метод формирования экспозиции фигурирует и в коломенской Арт-коммуналке. Там пространство музея формирует облик коммунальной квартиры: посетители могут зайти в общий коридор, в котором устроилась вешалка с верней одеждой советской поры, висят старые велосипеды и на столике стоит дисковый телефон. Потом можно пройти на кухню с плитой и посудными шкафами, затем посмотреть несколько комнат с весьма скромной обстановкой из мебели советской эпохи, а напоследок заглянуть в ванную, используемую в то время не только в целях санитарии, но и как место досуга: в ней печатали фотографии.

Отчасти ансамблевый метод использован и в музее г. Сочи. Там в экспозиции реконструированы школьный класс, уголок отдыха в советской квартире и кухня того периода.

В краеведческом музее Ростова-на-Дону выбрали тематический принцип. В нескольких витринах выставлены предметы советской эпохи, разбитые по темам: приготовление пищи, обучение в школе, строительство нового жилья, мода и изготовление одежды и др. Витрины оформлены табличками с цитатами из мемуаров Л. Фрейдлина «Царство, в котором никто не умирает» (Ростов н/Д.: Булат, 2010), которые очень ярко иллюстрируют не просто предназначение экспонируемых предметов, но и их роль в социальных практиках, эмоциональное восприятие этих вещей. В сочинском музее также активно используется систематический метод построения экспозиции. Там экспонатов собрано настолько много, что стало возможным организовать целую

витрину с детскими игрушечными машинками или советскими проигрывателями.

Содержание экспозиции таких музеев отражает именно повседневную жизнь людей, а не производственную деятельность, что и логично исходя из механизма формирования подобных музеев - сбор устаревших предметов из квартир граждан.

В музеях, где используется пусть даже частично ансамблевый принцип построения экспозиции (в Сочи, Минске, коломенской Арт-ком-муналке), представлена мебель, которую можно было встретить в советских квартирах в 1970-е гг.: лакированные шкафы и «стенки», кресла, журнальные и обеденные столы, стулья. Открытое пространство в стенках и шкафах не пустует, в них выставлены предметы гордости советских хозяек: обеденные сервизы, посуда из искусственного хрусталя. В сочинском и рязанском музеях композиции из мебели дополняются настенными и напольными коврами. В минском выставочном зале частью экспозиции стал письменный стол, который является центральным предметом реконструкции рабочего кабинета: на нем представлена пишущая машинка, настольная лампа, радиоприемник и несколько папок с бумагами. Рядом пристроилась этажерка с книгами и классическим будильником, который встречался практически в каждой советской квартире. Столу с печатной машинкой, дисковым телефоном и кожаным портфелем нашлось место и в рязанском музее.

Важным элементом повседневного быта является приготовление пищи. К этой теме обращаются не все музеи. Однако она очень ярко представлена в рязанском и сочинском музеях, а также в Арт-комму-налке. Последний из указанных музеев создавался в бывшей коммунальной квартире, поэтому логично, что посетители видят коммунальную кухню именно так, как устраивались места для приготовления пищи в квартирах такого типа. Пространство на полке шкафа заполнено предметами, которые можно было встретить во многих кухнях советских хозяек: бидоны для молока, ручная мясорубка, граненные стаканы, жестяная коробка из-под грузинского чая и даже картонная коробка из-под очень любимого и дефицитного советского лакомства -мармелада «Лимонные дольки». Аналогично организована и экспозиция в рязанском музее. Под реконструкцию советской кухни выделена самая большая комната из всех, которые были в этих квартирах, чтобы иметь возможность проводить в ней мероприятия. Кухонные шкафы, холодильник той эпохи, плита, круглый стол с советским сервизом составляют основу экспозиции. На плите висит сумка из прозрачной пластиковой сетки. Такая была у многих хозяек. Почетное место занимает скороварка и форма для приготовления популярного в советские годы лакомства - орешков со сгущенкой. Под плитой стоит несколько эмалированных бидонов - своеобразный атрибут инициации в советском детстве. Для многих участие в хозяйственной жизни, признание

статуса «уже большой» начиналось именно с этого предмета, а точнее, с поручения «сходи за молоком» или «сходи за квасом». Хотя был и взрослый вариант эксплуатации бидона: в него еще наливали разливное пиво. Рядом на кухонном столе прикручена ручная мясорубка. На стене есть стенд с этикетками от конфет советской поры. Знаменитые конфеты «Мишка на Севере» представлены двумя этикетками от разных фабрик. Аналогичный стенд (только в коридоре) демонстрирует алкогольную продукцию ушедшей эпохи.

Реконструкция советской кухни представлена и в сочинском музее. Посетитель видит двухкомфорочную плиту, которую часто использовали в хрущевках, где комнаты отличались очень скромными размерами. На ней устроился алюминиевый чайник и за ручку конфорки подвешен предмет, который дважды символичен для той эпохи -«авоська» с мандаринами. Сумка-сетка ярко отражает такую черту советского быта, как дефицит, и ее обычно носили практически все на всякий случай, вдруг подвернется в продаже какой-нибудь дефицитный товар, которым можно будет затариться по полной программе. Сами мандарины тоже символичны: они появлялись в продаже только перед Новым годом и прочно заняли места в символике этого праздника. Раковина, кухонный гарнитур советского периода и холодильник довольно образно воссоздают типичную кухню в малогабаритной квартире.

Очень примечательным экспонатом является холодильник. Он имеет яркую деталь: ручка снабжена замком, который может запирать дверцу на ключ. Это привет из быта коммунальных квартир, которые еще не ушли в прошлое и сейчас. Часто в коммуналках холодильники держали прямо в комнатах, дабы не допустить к своим запасам посторонних: могут не только похитить, но и испортить после очередной склоки. Но на тот случай, если все же холодильник окажется в местах общего пользования, промышленность выпускала этот предмет быта с такой дополнительной опцией. Холодильник присутствует и в экспозиции ростовского музея. Более того, он снабжен комментарием из книги Л. Фрейдлин: «Техническим чудом воспринимался в нашей коммунальной квартире первый холодильник „Кавказ", добытый в результате многомесячных перекличек, беготни и волнений. Его крошечная морозилка быстро зарастала льдом и требовала частой разморозки. При включении „Кавказ" сотрясался, как в малярийном приступе, в нем вибрировали и булькали продукты, а мы сладостно улыбались, просыпаясь ночью от этого трюка». Нельзя не отдать должное создателям этой экспозиции в очень удачном и умелом подборе цитат из мемуаров современника. Они не просто показывают особенности работы этой вещи -способность холодильника издавать самые различные звуки в весьма неподходящее время. В данном случае экспонирование холодильника

оживает такими социальными практиками советской эпохи, как необходимость искать связи и «доставать» вещь по знакомству, а также держать его в комнате, а не на кухне коммунальной квартиры в силу уже указанных обстоятельств. Также в ростовской экспозиции присутствует и одна из первых стиральных машин с двумя валиками для отжима лишней влаги. И на столе нашлось место совсем примечательному предмету: там устроился керогаз с эмалированным чайником. Керогаз был весьма распространен в советских квартирах в 1950-1960-е гг., заменяя плиту в тех квартирах, где еще не был проведен газ.

Сочинский музей собрал большую коллекцию предметов, которые использовали на кухне советские хозяйки в 1970-1980-е гг.: соковыжималки, кондитерский шприц с набором пластмассовых насадок, кофемолка, механический миксер, мясорубка. Все эти предметы показывают, что советские люди питались в основном дома, а не в точках общепита. При этом обязанность по приготовлению пищи лежала в основном на женщинах, которым после рабочего дня приходилось нести вторую вахту дома. Причем многие делали это весьма виртуозно. Даже такие сложные вещи, как бисквитный торт, украшенный розочками из крема, мог появиться на праздничном столе не только из магазина, но и как результат домашнего кулинарного творчества. Один предмет особенно показателен: на полке рядом с соковыжималкой примостилась «машинка Макарова», т. е. приспособление для закатывания банок. Очень многие советские хозяйки летом и осенью тратили много усилий для изготовления «закаток», т. е. домашних консервов из овощей и фруктов. Часто для этого использовалась продукция со своего огорода, а горожане обзаводились участками земли за городом, чтобы иметь возможность выращивать свои овощи и фрукты. И дело даже не в том, что такие закуски считались более вкусными и полезными. Порой даже самые простые овощи не всегда можно было приобрести в советских овощных магазинах. И если картофель, морковь, лук, свекла были в продаже всегда, но часто в гнилом состоянии, то такие продукты, как помидоры, баклажаны, болгарский перец, даже в сезон в магазины не поступали.

Заготовки на зиму были в основном женской работой и занимались ею представительницы самых разных социальных слоев. В том числе и уделяла время этому занятию супруга оружейника-конструктура Н.Ф. Макарова, который спроектировал знаменитый пистолет. Чтобы облегчить нелегкий кухонный труд, он по просьбе жены придумал и машинку для закатывания банок, которая прочно вошла в обиход многих хозяек и используется по сей день. Эта социальная практика нашла отражение и в Арт-коммуналке в Коломне: в коридоре на нижней полке книжного шкафа выстроились трехлитровые банки с компотами.

Сочинский музей реконструировал и еще один уголок квартиры, без которого не может обойтись ни один человек, - санитарный узел. Самым примечательным является даже не сам унитаз, а полочка над ним, на котором лежит стопочка нарезанной газеты: в Советском Союзе туалетная бумага была большим дефицитом и для санитарных целей часто использовали старые газеты. Очень ярко и образно реконструирована ванная в Арт-коммуналке. Она показывает не только процесс поддержания чистоты, но и некоторые досуговые практики. Над ванной висят простыни, которые имитируют сушку белья после стирки. В небольшой нише в стене, которая выполняет роль полочки для гигиенических принадлежностей, нашли пристанище самые известные средства советской поры: зубные порошки «Особый», «Мятный», два куска мыла «Земляничное» в пластмассовых мыльницах.

На протянутых вдоль ванны веревках нашлось место не только белью, на них прищепками прикреплены фотографии. Рядом с раковиной стоит фотоувеличитель и кювета, в которой проявляли снимки. На столике напротив пристроился еще один фотоувеличитель и другие принадлежности для фотографии: кюветы для проявки фотографий, щипцы, красный фонарь, банки с реактивами. Посетитель получает представление не просто о том, что процесс изготовления фотографий был иной, чем сейчас в цифровую эпоху, а что заниматься этим хобби приходилось в местах общего пользования, так как в комнатах не хватало места и было трудно организовать качественное затемнение комнаты. В то же время занятие фотографией представлено в качестве распространенного хобби, которым увлекались многие советские люди.

В рязанском музее этот уголок квартиры также выступает в своем традиционном для того времени обличии: рядом с унитазом стоит советская стиральная машинка, на натянутых веревках висит нижнее белье. Надо отдать должное: его модели были подобраны именно сообразно ушедшей эпохе, а на полочке - привычные для советских хозяек средства для стирки и гигиены: хозяйственное мыло, порошок «Пемолюкс», зубной порошок «Особый», связка прищепок. Весьма органично в этом месте смотрится и коробка с клеем для обоев: в Советском Союзе граждане часто делали ремонт сами, а инструменты и расходные материалы как раз могли хранить в ванне или туалете. В коридоре еще можно обнаружить банки с масляной краской.

Очень активно в музеях советского быта выступает тема детства: в музее представлены предметы, отражающие процесс обучения в школе, и игрушки. В Минске в Лошицкой усадьбе реконструирована детская для ребенка-дошкольника: на полу разложена железная дорога, на которой стоит паровозик с вагончиками. Рядом на лошадке-качалке восседает плюшевый розовый слон, на полке стоят волчок, игрушечная посуда и проектор для показа диафильмов. Часто в качестве экспоната в таких экспозициях фигурирует школьная форма для девочек, школьные

учебники того периода, канцелярские принадлежности: пеналы, линейки. В сочинском музее представлена большая коллекция советских учебников по различным предметам: истории, физики, математике и др. Экспозицию дополняют несколько портфелей, которые были распространены в 1970-е гг., некоторые наглядные пособия, стопка тетрадей и дневник советского школьника. Причем они не помещены, как это обычно бывает, под стекло, а лежат в открытом доступе, их можно брать в руки, листать. Посетитель имеет возможность получить представление, какие упражнения выполнялись советскими школьниками по химии или географии, посмотреть в дневнике расписание, увидеть оценки и записи учителей.

Подборка игрушек тоже бывает достаточно широкой. Выставляются куклы производства СССР, настольные игры, детские машинки разных размеров, некоторые электрические и механические игрушки. В частности, очень часто в «советской» экспозиции фигурирует мечта каждого советского ребенка - игрушка «За рулем». В сочинском, петербургском и рязанском музеях можно увидеть детские швейные машинки.

В этих же разделах находятся и предметы, которые связаны с идеологическим воспитанием: пионерские галстуки, значки, горны, барабаны. Каждый школьник за редким исключением состоял в пионерской, а потом в комсомольской организации. Многие дети лето проводили в пионерских лагерях, где обязательно проводились линейки-построения под барабан, горн, торжественно поднимался флаг. Некоторые атрибуты советской идеологии имеются и в экспозиции Арт-коммуналки: в одной из комнат висит красный треугольный вымпел за победы в социалистическом соревновании. В коридоре рязанского музея также собраны атрибуты советской идеологии: портрет и большой бюст В.И. Ленина, несколько маленьких бюстов И.В. Сталина, плакат с заповедью бригады коммунистического труда, текст Конституции СССР. Все это передал красный уголок одного из рязанских заводов.

Активно обращаются музеи к реконструкции моды. В Сочи экспозиция начинается с воссоздания типичной советской прихожей: вешалка, на которой висят два драповых женских пальто с меховыми воротниками из нутрии. Затем следуют целые стеллажи, завешанные советскими спортивными костюмами. Однако такая обильная коллекция создает эффект присутствия в магазине секонд-хенд, а не в советской квартире. В ростовском краеведческом музее моды и одежды выделена одна витрина, в которой экспонируются манекены, одетые в блузки и юбки, модные в 1970-е гг., женские туфли, сумочка и перчатки. Экспозицию дополняют фотографии с изображением мужчин и женщин в 1970-е гг.. Создатели экспозиции использовали бытовые фотографии людей, которые часто делались «на память» на отдыхе, и при этом на них хорошо можно разглядеть фасон платьев. Несколько снимков сделаны в магазине тканей или на предприятии, где изготавливалась одежда.

Чаще всего музеи представляют весьма типичные предметы, которые шились в массовом количестве советской легкой промышленностью. Однако рязанскому музею удалось в свою коллекцию получить уникальные вещи: платья и пальто одной рязанской модницы, которая шила изящную одежду, отличающуюся от массового поточного производства.

Неслучайно раздел о моде может в таких музеях часто дополняться предметами, которые связаны с процессом изготовления одежды в домашних условиях. В минском музее присутствует уголок рукодельницы: ножная швейная машинка, маленький «командировочный» утюг, набор катушек, ножницы. Он показывает, что многие советские женщины были вынуждены сами шить одежду себе и членам своей семьи, так как хорошие вещи было трудно купить, а рукоделие становилось одной из форм досуга. В рязанском музее представлен целый ряд вышитых изделий: полотенца, салфетки, исполненные в разных техниках.

В ростовском музее данная витрина «оживляется» с помощью цитаты из мемуаров Л. Фрейдлин. В ней очень ярко показаны некоторые общие черты советского быта: пошив пальто представлен как очень серьезное событие, так как был сопряжен с поиском дефицитной ткани и фурнитуры. Также в этой цитате упоминается, что вещи шились с запасом, чтобы можно было ушивать или расшивать на меняющуюся фигуру, «поскольку носились годами».

Тема досуга присутствует и в другой форме. Во всех музеях экспонируются советские телевизоры, проигрыватели, радиолы и магнитофоны. Экспозиция Арт-коммуналки дополнена набором пластинок и магнитофонных лент с записями. В комнатах на стенах висят фотографии с изображением советских певцов и артистов, демонстрируя художественные вкусы советских людей. В сочинском музее один из телевизоров представлен в ансамблевой композиции, реконструирующей общую комнату в квартире со стенкой, и в ней в специальной нише почетное место занимает телевизор. Так выглядели комнаты многих советских граждан. Кроме того, в этом музее имеется целая коллекция бытовой аппаратуры для воспроизводства звука и изображения, она занимает огромный стеллаж. Также в музеях выставлены старые фотоаппараты и кинокамеры с механическим заводом. Старая ручная камера лежит на полке в одной из комнат в коломенской Ар-коммуналке, целая коллекция фотоаппаратов и киноаппаратов представлена в сочинском и рязанском музеях. В Музее советского быта в Петербурге имелась довольно большая коллекция электрических гитар - предмет гордости их обладателей.

В сочинском музее организована ансамблевая экспозиция, посвященная такому увлечению советских людей, как спорт и туризм. В ее центре - палатка, рядом расположены вещи, необходимые в походе: фонарики, компасы. В Музее советского быта Петербурга была выставлена коллекция деревянных клюшек. Подобные имелись практически в

каждой семье, где был мальчик-подросток. К теме досуга в советский период обращаются два очень своеобразных музея, которые организованы в Москве и Санкт-Петербурге, - Музей советских игровых автоматов. Экспонатами в них стали советские игровые автоматы, которые ранее стояли в фойе кинотеатров, в парках культуры и прочих зонах отдыха. Нехитрые приспособления для игры, которые за 15 к. позволяли получить удовольствие от имитации охоты, стрельбы в тире, игры в хоккей, баскетбол или футбол. В процессе развития сферы индустрии эти автоматы стали вытесняться более современными. Старые автоматы должны были последовать в сторону помойки. Возможно, это так и было сделано во многих городах. Однако некоторым экземплярам повезло, и они стали экспонатами. Кроме того, в этих музеях можно выпить газировки из автомата. Целый ряд игровых автоматов представлен и в музее СССР в Сочи. Во всех трех музеях собраны самые известные хиты советской развлекательной индустрии: «Снайпер», «Морской бой», «Охотник», «Городки», «Баскетбол». Кроме входного билета необходимо приобретение жетона для игры. В сочинском музее жетоны даже стилизованы под монеты в 15 к. Именно эта часть экспозиции приводит в наибольший восторг посетителей.

Некоторые экспонаты напоминают о последних днях советского строя, когда быт простого человека наполнился новыми деталями. Дефицитом стали даже те вещи, которые ранее продавались свободно: мыло, папиросы, крупы. В экспозиции Музея советского быта в Петербурге были выставлены талоны на продукты периода перестройки. Плюс представлен ваучер, который являлся попыткой организации приватизации в рамках советской экономики.

В этом же музее был экспонат, напоминающий о специфических социальных практиках, имевших место в Советском Союзе. В частности, представлена копия характеристики, которая выдавалась по месту работы гражданам, желающим совершить зарубежную поездку. Подобные мероприятия были делом достаточно редким для советских граждан, так как выехать можно было только в составе экскурсионной группы, члены которой отбирались очень тщательно. Оказаться за границей могли граждане только после тщательной проверки на благонадежность.

Большой вклад в создание образа советской повседневности вносят игровые программы, которые представляют некоторые музеи. В частности, музей СССР в Рязани дает возможность провести время в нескольких вариантах: можно посмотреть диафильм, поиграть в лото или домино, посетить мастер-класс, на котором можно приобщиться к творчеству многих советских детей, - выжиганию [3].

В Арт-коммуналке также предлагаются различные программы кроме традиционных экскурсий. Желающие могут пройти театрализованный квест «Тест на коммунальность». При желании потом можно

остаться на обед или на чаепитие, которое называется «Чай со слоном». Название выбрано неслучайно: в советское время индийский чай с изображение слона был наиболее качественным, но купить его было нелегко. Поэтому наличие его на столе было признаком удачи и престижа. На обед предлагаются блюда, которые тоже олицетворяют советскую эпоху: сосиски с картофелем, зеленым горошком и соленья [4]. Также в декабре музей предлагает программу «Космический Новый год в коммунальной квартире». Как интригующе обещают сотрудники музея на официальном сайте, «Вас ждёт настоящая встреча нового ... 1962 года. Уходящий 1961 год ознаменовался фантастическим событием - полётом Гагарина в космос. За два часа, проведенных в нашей коммунальной квартире, вам предстоит: узнать главный космический секрет вечера и подписать заявление о его неразглашении, услышать репортаж с новогоднего спутника, спеть новогодние песни под аккомпанемент соседа-пианиста, совместно приготовить и съесть самое новогоднее блюдо, заглянуть в интерьеры орбитальной станции, встретиться с Дедом Морозом и многое другое» [4].

Большой интерес вызывают у посетителей музеи игровых автоматов. Пользуются популярностью советские игровые автоматы и в музее СССР в Сочи. Кроме того, там каждый желающий может вспомнить свои школьные уроки НВП или службу в армии. Среди экспонатов имеются образцы стрелкового оружия, в том числе автомат Калашникова, который можно собрать и разобрать. В рязанском музее детям предлагают проделать то же самое с ручной мясорубкой. В музее СССР в Сочи есть небольшой кинозал, где показывают фильмы советской эпохи. При этом кресла для посетителей взяты из советского кинотеатра - с жесткими откидывающимися сиденьями.

Насколько ярко формируется образ ушедшей эпохи, позволяет оценить анализ отзывов об этих музеях. Было использовано два ресурса, на которых посетители традиционно делятся отзывами: Яндекс и Tripad-visor. Большинство отзывов положительные. Арт-коммуналка на Tripad-visor имеет более 120 отзывов, и оценки в среднем составляют 4,5 балла. Очень говорящие заголовки отзывов об этом музее («Круто!», «Отлично», «Классное место!», «Потрясающе!»). Для многих посетителей посещение Арт-коммуналки - это путешествие в собственное детство или юность.

«Я росла в квартире бабушки, где практически всё помнило детство моей мамы, которое как раз пришлось на 60-ые. От многого избавилась не так уж давно, например, от земляничного мыла, что-то типа синьки использую до сих пор, а что-то так и пылится на антресолях и в сараях на даче. Но здесь оно всё так органично собрано воедино... и вот мне снова 6, и я украдкой лезу в бабушкин шкаф мерить её платья...»; «Старья всякого много, аж душа ностальгически раду-

ется»; «Для нас, взрослых, это был ностальгический прыжок в прошлое: ... а у нас был такой же сифон, ... а у бабушки точно такое же платье, ... за такую линейку я бы в детстве многое отдал, ... ой, моя любимая школьная форма!» [5]; «Потрясающий музей, чтобы познакомиться с культурой и историей города через жизни обычных людей! Очень колоритно! Обязательно берите экскурсию. Рассказывают очень интересно - после сразу захотелось побывать в прошлом, атмосфера СССР окутает вас на тот прекрасный час экскурсии!»; «Для тех, кто жил в СССР - отличное место! Масса предметов из того времени. Ходишь и узнаёшь: книги, мебель, посуда, фототехника, предметы быта... Даже дети заинтересовались тем, как жили их родители» [6].

В Арт-коммуналке многим понравилось то, что часть предметов экспозиции можно трогать или даже нюхать. «Дети изучили все ящики, исследовали трюмо, и даже нашли там „клад" в виде советских денег»; «Ребенок в восторге от того, что можно всё рассмотреть и потрогать, особенно понравился тяжелый железный грузовик». Позитивные слова заслужил и предлагаемый квест. «В квесте народ делится на 3 семьи по жребию и решает бытовые проблемы путем проведения разных конкурсов. В принципе весело и занимательно»; «Это было самое веселое, самое интересное в Коломне! Особенно детям. Все хотели остаться там пожить, пойти еще на следующий день! Они такое не видели никогда. Мы тоже бук не строили и включились в игру! Называется квест! Смеялись, ругались, спорили!!!! Дети обалдели. Еще и дядька из шкафа вышел» [5].

Конечно, квест в Музее коммунальной квартиры, мягко говоря, отличается от того реального квеста, в который превращалась жизнь обитателей реальных коммунальных квартир. Неслучайно один из посетителей высказывает свой восторг такой фразой: «Очень хорошо передан дух слава богу ушедшей эпохи коммунальных квартир. Это место возвращает в детство» [6]. Аналогичные впечатления оставляет и музей СССР в Сочи. На сайте Tripadvisor этот музей тоже имеет среднюю оценку 4,5 и также посетителей восхищает возможность погружения в свое детство или юность. «Кому-то этому кажется складом старых вещей, у кого-то пробуждает воспоминания. Я родился в СССР, поэтому для меня большинство экспонатов вызывает ностальгию»; «Мы с мужем окунулись в своё детство, как-будто побывали детьми в гостях у бабушки, посидели в своей советской квартире у телевизора, переключающегося руками, вспомнили, что туалетная бумага - это старые газеты».

И опять восторг вызывает, что экспонаты не просто выставлены, но могут выступать в практической плоскости. «Огромный плюс, в музее все можно трогать, мерить, фотографировать, „пострелять" из настоящего оружия, посидеть за партой, поиграть в песочнице,

много-много ещё всего интересного»; «Большая, разнообразная экспозиция, почти всё можно потрогать, посидеть, поиграть.... Из зала с оружием мужа еле увела, вспоминал, как Калашникова разбирать-собирать» [7]. Впрочем, музей вызвал интерес и у тех, кто уже не застал советские времена, но знаком с этой эпохой по продуктам массовой культуры. «Представленные на суд зрителей артефакты один за другим заставляют улыбаться, потому что так или иначе с ними когда-то сталкивался или видел в многочисленных советских фильмах»; «Для детей это древний мир, они были в восторге» [7].

Восторг вызывает у посетителей музеи игровых автоматов. Причем не только взрослые ностальгируют по развлечениям своего детства, музей нравится и современному подрастающему поколению. «Не думала, что этот музей так понравится моим пятиклашкам. Я человек из Советского Союза и знаю игровые аппараты тех времён. „Меткий стрелок" у нас в лагере стоял. Мы ходили играть по расписанию.

Было круто. Поэтому для меня понятно......ностальгия. Но оказалось,

что и современным детям тоже это интересно. Они хоть телефоны из рук убрали и с азартом играли в баскетбол, хоккей, морской

бой.......»; «Мы с дочерью-подростком бегали по залам в ажитации,

бурно выражали эмоции и с огромным удовольствием играли на автоматах! Для нынешних детей заведение вдвойне интересно и необычно, ведь здесь можно выпить лимонад из автомата (жаль, наливают его не в стеклянные стаканы), увидеть телефонную будку „как в кино", коллекцию вычислительной техники и автоматических лошадей-качалок. Больше всего нам понравился автомат „Снайпер" и тот, где питон собирает морковки» [8]. Главные претензии у посетителей к музеям советских автоматов связаны с состоянием экспонатов: многие из них неисправны или работают плохо, что вполне понятно, так как это старые автоматы, которые использовались еще 30 лет назад.

Таким образом, музеи в стиле «назад в СССР» стали довольно популярными в стране и получили распространение во многих городах. Их экспозиции довольно типичные. Они реконструируют разные стороны повседневной жизни советских людей: моду и изготовление одежды, приготовление пищи, детские игры и учебу в школе. Образность этих реконструкций во многом зависит от умения создателей музея соединить в экспозиции выставляемые предметы. Так на первый взгляд совершенно посторонний для санузла клей для обоев ярко демонстрирует такую социальную практику, как делать ремонт своими руками. Авоська с мандаринами на кухне показывает типичную черту советского быта -дефицит. Еще большее значение имеют различные интерактивные и игровые программы, в которых предметы оживают в социальных практиках: игры, еда, рукоделие воссоздают образ эпохи, дают возможность прочувствовать ее. Недостатком подобных экспозиций часто является их перегруженность. Порой авторы стремятся воссоздать обстановку в

советской квартире, но собирают слишком много однотипных вещей, которые вряд ли могли быть у одного человека. Возникает ощущение склада подержанных вещей, а не музея. При этом создатели экспозиции не всегда четко разделяют предметы по эпохам. Предметы 1960-х соседствуют с предметами 1980-х. Объясняется это тем, что такие музеи создаются энтузиастами и им приходится довольствоваться весьма скромной площадью.

Музеи советского быта заняли прочное место в культурном пространстве современной России. И это неслучайно. Во-первых, происходит активная смена бытовых предметов. Современный рынок товаров позволяет покупать вещи, которые гораздо удобнее тех, которые использовались в советский период, содержат новые опции и функции. Поэтому несложно составить коллекцию нового музея из устаревших вещей. Во-вторых, большую роль играет ностальгия по советскому строю. Такие музеи вызывают интерес у посетителей. Прежде всего это связано с воспоминаниями о советском прошлом. Причины ностальгии многоплановые. Профессор И.В. Упоров на первое место в качестве причины ее появления ставит социально-экономические трудности, лишение людей привычных социальных благ: бесплатных квартир, низкой платы за проезд в общественном транспорте, профсоюзных путевок [9, с. 45]. Однако видится более обоснованной позиция молодой исследовательницы Е.В. Шлегель, которая подчеркивает, что основную роль в формировании образа ушедшей страны играют люди, заставшие ее в детстве. То есть они пока не успели на себе познать особенности социалистического быта, распределения социалистических «благ», а помнят только лучшие стороны и отсутствие каких-либо забот благодаря родителям: «А детские воспоминания - они всегда самые светлые и радужные» [10, с. 89]. Как подчеркнула в беседе с автором статьи создатель рязанского музея Светлана Макова, «к нас не музей политического строя, у нас музей детства, нашего повседневного прошлого».

Именно эти корни ностальгии делают привлекательными музеи советского быта. Неслучайно одной из наиболее распространенных фраз, произносимой в этих музеях, является: «Ой, а у меня в детстве была такая же игрушка, кукла, чашка, вазочка, статуэтка». При этом нельзя не отметить, что создатели советских музеев формируют довольно позитивный образ прошлого. Музеи, где реконструируется советское прошлое, есть и в западных странах. Однако там они чаще делают акцент на политических аспектах, подчеркивают недемократический характер власти [2, с. 106]. В российских музеях идеологические аспекты выступают только отдельными штрихами как часть школьной или рабочей жизни без эмоционального акцента.

Посетители сталкиваются в этих музеях с предметами своего детства. Особенность восприятия экспозиции в этих музеях заключается в огромной сопричастности самих посетителей к образам и предметам,

которые получили воплощение на экспозиции: очень многие гости таких экспозиций сами были владельцами похожих предметов, участниками социальных практик, которые они олицетворяют. Увидев школьный учебник советской поры, посетители вспоминают, как сами решали задачи из него, школьная форма и пионерский галстук оживляют воспоминания о собственных уроках, процедуре приема в пионеры. При этом положительные эмоции о беззаботном детстве выходят на первый план, оттесняя проблемы и трудности бытовой жизни советской поры. Например, банки с компотом и инструменты для их приготовления в первую очередь вызывают воспоминания о родственниках, которые их готовили, а не о трудностях, с которым сопрягается приготовление этого вида заготовок (нудная переборка ягод и фруктов, необходимость стоять у горячей плиты в жаркую погоду). Вполне можно согласиться с мнением С.А. Добрецовой, которая утверждает, что именно благодаря сопричастности представленных экспонатов к личной истории посетителей уходят на задний план отрицательные стороны этих предметов: их невысокое качество, незамысловатый вкус, массовый характер производства [11, с. 108]. Эмоциональное состояние взрослых посетителей передается и подрастающему поколению. Неслучайно во многих отзывах подчеркивается интерес детей к подобным экспозициям. В результате аналогичные музеи играют значительную роль в формировании коллективной памяти. «Коллективные воспоминания накладываются на воспоминания индивидуальные, обеспечивая нам гораздо более удобный и надежный контроль над последними; но для этого необходимо, чтобы уже существовали личные воспоминания» [1, с. 20]. Однако насколько популярными эти музеи останутся в будущем - покажет жизнь.

Список литературы

1. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. - 2005. - № 2. - С. 8-27.

2. Абрамов В.Н. Музеефикация советского. Историческая травма или ностальгия // Человек. - 2013. - № 5. - С. 99-111.

3. Музей СССР в Рязани в ВКонтакте. - URL: https://vk.com/myzeicccp (дата обращения: 4.04.2022).

4. Официальный сайт музея Арт-коммуналка. - URL: https://artkommunalka. com/ru/content/ekskursii#chay (дата обращения: 4.04.2022).

5. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g798120-d5503669-Reviews-Art_Kommunalka_Erofeyev_and_Others_Museum_Residency-Kolomna_Moscow_Oblast_Central.html (дата обращения: 4.04.2022).

6. URL: https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE% D0%BC%D0%BD%D0%B0+%D0%BC%D1 %83%D0%B7%D0%B5%D0%B9+%D0%B0 %D1%80%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1 %83%D0%BD%D0%B0 %D0% BB%D0% BA%D0%B0+%D0%BE%D1 %84%D0%B8%D1 %86%D0%B8%D0%B0 %D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1 %8B%D0%B9+%D1%81 %D0%B0%D0%B9%D1%82 &lr=10773&src=suggest_Tail (дата обращения: 4.04.2022).

7. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298536-d13925531 -Reviews-Mega_Museum_of_the_USSR-Sochi_Greater_Sochi_Krasnodar_Krai_ Southern_District.html (дата обращения: 4.04.2022).

8. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298484-d2342320-Reviews-Museum_of_Soviet_Arcade_Machines-Moscow_Central_Russia.html (дата обращения: 4.04.2022).

9. Упоров И.В. Ностальгия по СССР - тема, все чаще обсуждаемая в соцсетях // Заметки ученого. - 2022. - № 1. - С. 44-48.

10. Шлегель Е.В. Ностальгия по непрожитому: привлекательность мифа о советском прошлом для поколения Z // Вестник гуманитарного университета. - 2019. -№ 3. - С. 87-93.

11. Добрецова С.А. Актуализация культурного наследия в музеях советской эпохи Рыбинска и Казани // Культурная жизнь Юга России. - 2021. - № 4. - С. 105-114.

References

1. Hal'bvaks M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat' [Collective and historical memory] // Neprikosnovennyj zapas [Emergency ration]. - 2005. - № 2. - S. 8-27.

2. Abramov V.N. Muzeefikaciya sovetskogo. Istoricheskaya travma ili nostal'giya [Museumification of the Soviet. Historical trauma or nostalgia] // CHelovek [Human]. -2013. - № 5. - S. 99-111.

3. Muzej SSSR v Ryazani v VKontakte [Museum of the USSR in Ryazan on VKon-takte]. URL: https://vk.com/myzeicccp Vremya dostupa 4.04.2022 g.

4. Oficial'nyjsajt muzeya Art-kommunalka [Official website of the Art-Communal Museum]. URL: https://artkommunalka.com/ru/content/ekskursii#chay Vremya dostupa 4.04.2022 g.

5. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g798120-d5503669-Reviews-Art_Kommunalka_Erofeyev_and_Others_Museum_Residency-Kolomna_Moscow_Ob-last_Central.html Vremya dostupa 4.04.2022 g.

6. URL: https://yandex.ru/search/?text=%D0%B A%D0%BE %D0% BB%D0% BE% D0%BC%D0%BD%D0%B0+%D0%BC%D1 %83%D0%B7%D0%B5%D0%B9+%D0%B0 %D1%80%D1% 82%D0%BA %D0%BE%D0% BC%D0%BC%D 1 %83%D0%BD%D0%B0 %D0% BB%D0% BA%D0%B0+%D0%BE%D1 %84%D0%B8%D1 %86%D0% B8%D0%B0 %D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1 %8B%D0%B9+%D1%81 %D0%B0%D0%B9%D1%82 &lr=10773&src=suggest_Tail Vremya dostupa 4.04.2022 g.

7. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298536-d13925531 -Re-views-Mega_Museum_of_the_USSR-Sochi_Greater_Sochi_Krasnodar_Krai_ Southern_District.html Vremya dostupa 4.04.2022 g.

8. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298484-d2342320-Reviews-Museum_of_Soviet_Arcade_Machines-Moscow_Central_Russia.html Vremya dostupa 4.04.2022 g.

9. Uporov I.V. Nostal'giya po SSSR - tema, vse chashche obsuzhdaemaya v socsetyah [Nostalgia for the USSR is a topic increasingly discussed in social networks] // Zametki uchenogo [Notes of a scientist]. - 2022. - № 1. - S. 44-48.

10. SHlegel' E. V. Nostal'giya po neprozhitomu: privlekatel'nost' mifa o sovetskom proshlom dlya pokoleniya Z [Nostalgia for the Unlived: The Attractiveness of the Myth of the Soviet Past for Generation Z] // Vestnik gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Humanitarian University]. - 2019. - № 3. - S. 87-93.

11. Dobrecova S.A. Aktualizaciya kul'turnogo naslediya v muzeyah sovetskoj epohi Rybinska i Kazani [Actualization of cultural heritage in the museums of the Soviet era in Rybinsk and Kazan] // Kul'turnaya zhizn' YUga Rossii [Cultural life of the South of Russia]. -2021. - № 4. - S. 105-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.