Научная статья на тему 'Шестидесятники: слово и тело (стилистика советской повседневности 1950-1960-х годов)'

Шестидесятники: слово и тело (стилистика советской повседневности 1950-1960-х годов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
388
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фетисова Т. А.

Лебина Н. Шестидесятники: слово и тело (стилистика советской повсед-невности 1950-1960-х годов // Теория моды Fashion theory. М., 2007. Вып. 3. С. 325-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шестидесятники: слово и тело (стилистика советской повседневности 1950-1960-х годов)»

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ: СЛОВО И ТЕЛО (СТИЛИСТИКА СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 1950-1960-х ГОДОВ)*

Любая историческая эпоха может быть представлена как совокупность знаков. Они образуют определенный код и стиль времени, обеспечивая «узнаваемость» прошлого у потомков. 1950-1960-е годы, время хрущевских реформ, сегодня ассоциируется с такими знаковыми словами, как «кукуруза», «хрущевка», «синтетика» и «шестидесятники». В новом словаре русского языка можно прочитать, что шестидесятники - это представители прогрессивного направления в общественной жизни, литературе и искусстве. Однако кроме узкого круга избранных - литераторов, правозащитников и ученых в советской стране жили миллионы обычных людей, на жизненную философию которых не могла не оказать влияние начатая сверху десталинизация. Перемены, произошедшие в стране после смерти Сталина, действительно отразились на жизненных установках целого поколения. Ведь людям в те годы приходилось осваивать не только политические ценности, во многом отличные от ориентиров недавнего прошлого, но принципиально новые практики быта. Черты новой идентичности обнаруживались как в духовности, так и в телесности «детей ХХ съезда». Они рассматривали людей 1940-х годов как обитателей другого мира. И дисциплинирующие инициативы властей здесь сыграли далеко не последнюю роль.

Смена политического курса после смерти Сталина означала создание новой тоталитарной системы идентичности. На ее создание и были нацелены преобразования быта, коснувшиеся всего населения СССР. Появилось принципиально новое жилое про-

* Лебина Н. Шестидесятники: слово и тело (стилистика советской повседневности 195G-196G-K годов // Теория моды - Fashion theory. - М., 2GG7. - Вып. 3. -С. 325-348.

странство - «хрущевки», - абсолютно не похожее на монументальность и величие сталинских домов. На первый взгляд казалось, что советское руководство отказывалось от идеи коллективизма, предоставляя своим гражданам изолированное жилое пространство. Однако интенсивное жилищное строительство того времени с его шаблонами и стандартами - этажностью зданий (пять этажей), видами стройматериалов (бетон и шлакоблоки), высотой потолков -казалось властям самым верным средством формирования «нового коммунистического тела».

Дисциплинирующие функции нового жилищного стандарта затронули все социальные слои советского общества: и рабочих, и колхозников, и интеллигенцию.

«Минимизация» становилась фетишем домашнего быта советских людей. Власть вырабатывала у населения определенные модели поведения в типовых квартирах. Делалось это с помощью расширения производства стандартной мебели. Жилье в новых домах предоставлялось по строгой норме, и часто одна комната служила семье и спальной, и кабинетом, и гостиной. Именно тогда в моду вошли диваны-кровати, а привычные виды спального места были маркированы как отрицательные элементы бытовой культуры. Люди были вынуждены приспосабливаться к стилистике быта в хрущевках, выбрасывать старую громоздкую мебель - зачастую антикварную.

Агрессивность новой жилищной политики привела к переориентации промышленности, производящей товары первой необходимости. Этот переход в условиях господства неповоротливой экономики привел к исчезновению фундаментальных предметов интерьера. С конца 1950-х годов стали выпускать только светлую мебель, при этом существенно уменьшились ее размеры. Возможно, это было удобно в малогабаритных квартирах, но нелепо и неудобно в остальных домах. А ведь многие горожане продолжали жить в старом фонде, в коммуналках, где параметры жилья были совсем другими. Но потребитель был вынужден подчиняться общим стандартам, вне зависимости от своего бытового пространства.

О том, как надо жить по-новому, стали писать не только представители возрождающегося племени советских дизайнеров, но и литераторы. У многих деятелей искусства 1960-х годов солидная мебель ассоциировалась с прошлым, от которого необходимо

было отмежеваться. Эта ситуация во многом напоминала борьбу с мещанством в 1920-1930-е годы.

Поддержка бытовой стилистики эпохи вовсе не уменьшает значимости социальной функции шестидесятников в формировании новой антитоталитарной идентичности и новой телесности. Они выступали как объект внутренней политики и как субъект культурного процесса 1950-1960-х годов, создав особый стиль повседневности, и в первую очередь новых бытовых практик.

С помощью малогабаритных отдельных квартир государство пыталось воспитать человека коммунистического общества. Декларировалось, что в новом жилищном фонде созданы более широкие возможности для проведения воспитательной работы по внедрению коммунистических отношений в быт. Но кроме плохого качества строительства нового жилья и тесноты, были и еще некоторые обстоятельства, которые мешали власти дисциплинировать телесные практики людей в новом жилищном пространстве. Выселенные на окраины и втиснутые в стандартные индивидуальные квартиры современники хрущевских реформ обзавелись новой привычкой: центром жизни стала кухня. Здесь теперь не только готовили, но и принимали гостей. Так вместо «тела строителя коммунизма» в хрущевках набирала силу и крепла диссидентская субкультура, созвучная российским демократическим традициям.

Особым образом люди 1960-х годов трансформировали и попытки хрущевской номенклатуры создать «коммунистические тела» с помощью новых видов одежды.

Реформы 1950-1960-х годов также «записали» определенный код на теле граждан СССР. Одним из постулатов хрущевских преобразований было тотальное внедрение химии в народное хозяйство и быт. Таким образом государство пыталось решить проблемы дефицита товаров народного потребления. Дисциплинирующие практики власти, призывавшей активнее внедрять достижения отечественной химической промышленности в жизнь, совпали с устремлением обычных людей. Но плохое качество отечественных товаров породило новую практику - советские люди всеми доступными способами старались добыть желаемые вещи из заграницы.

После ликвидации «железного занавеса» в СССР стали проникать западные товары и западная мода, правда, с существенным опоз-

данием. Более чем модой - эпидемией, мечтой, униформой - стал плащ-дождевик «болонья», настойчиво носившийся в любую погоду.

Значимым для формирующегося поколения шестидесятников стал выпушенный в 1941 г. фильм режиссера Дж. Хьюстона «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом в главной роли. Преобладающими персонажами в этом фильме - родоначальнике «детективных черных кинороманов» были сыщики, аристократы, красивые женщины, старые пьяницы, сюжетами - незаконная любовь. Почти одновременно с «Мальтийским соколом» - в 1950-е годы -появились романы Ремарка, в затем Хемингуэя. Стиль поведения главных героев, их образ мыслей оказались близкими для многих молодых людей. Именно под влиянием западного искусства у целого поколения произошел поворот в стилистике повседневного поведения.

К началу 1960-х годов новая мода заявила о себе в полную мощь. Раскованность, лаконичность и спортивная деловитость пришли на смену вызывающему «оперению» стиляг и помпезной представительности сталинской моды. Менялась даже «партийнономенклатурная» телесность. Вернуться к политике прямого диктата в повседневной жизни уже было невозможно.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.